Научная статья на тему 'Символизм истории и трагизм личной судьбы'

Символизм истории и трагизм личной судьбы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
75
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Свободная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Концепция «исторического компромисса» / еврокоммунизм / «Унита» / Михаил Горбачев / Анатолий Черняев / «Стампа». / Concept of “historic compromise” / Eurocommunism / L’Unita` / Mikhail Gorbachev / Anatoly Chernyaev / La Stampa.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы —

Деятельность Джульетто Кьезы была органично вписана в трансформацию итальянского и, шире, европейского левого движения, которое привело к формированию еврокоммунизма. Работая долгое время сначала в СССР, а затем в России, он транслировал ценности этого обновленного и гуманного извода идеологии, оказавшей колоссальное влияние на судьбы мира в XX в., что было исключительно актуально накануне и во время перестройки. В последние десятилетия он глубоко анализировал происходящие после завершения «холодной войны» глобальные перемены, выявляя их закрытую кланово-олигархическую сторону.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Symbolism of history and tragic element of personal destiny

Giulietto Chiesa’s activities fitted into the process of transformation of the Italian and, more broadly, European left movement into Eurocommunism. While working for a long period of time in the Soviet Union and in Russia, he promoted and disseminated values of this updated and humane version of the ideology that had a tremendous impact on the twentieth-century world. And it was extremely important on the eve of and during perestroika. In recent decades, he analyzed global changes in the post-Cold War world and revealed their closed clan-oligarchic side.

Текст научной работы на тему «Символизм истории и трагизм личной судьбы»

Символизм истории

и трагизм личнои

с/

© Попов Л. Б. © Popov L.

Символизм истории и трагизм личной судьбы Symbolism of history and tragic element of personal destiny

Аннотация. Деятельность Джульетто Кьезы была органично вписана в трансформацию итальянского и, шире, европейского левого движения, которое привело к формированию еврокоммунизма. Работая долгое время сначала в СССР, а затем в России, он транслировал ценности этого обновленного и гуманного извода идеологии, оказавшей колоссальное влияние на судьбы мира в XX в., что было исключительно актуально накануне и во время перестройки. В последние десятилетия он глубоко анализировал происходящие после завершения «холодной войны» глобальные перемены, выявляя их закрытую кланово-олигархическую сторону.

Annotation. Giulietto Chiesa's activities fitted into the process of transformation of the Italian and, more broadly, European left movement into Eurocommunism. While working for a long period of time in the Soviet Union and in Russia, he promoted and disseminated values of this updated and humane version of the ideology that had a tremendous impact on the twentieth-century world. And it was extremely important on the eve of and during perestroika. In recent decades, he analyzed global changes in the post-Cold War world and revealed their closed clan-oligarchic side.

Ключевые слова. Концепция «исторического компромисса», еврокоммунизм, «Унита», Михаил Горбачев, Анатолий Черняев, «Стампа».

Key words. Concept of "historic compromise", Eurocommunism, L'Unita, Mikhail Gorbachev, Anatoly Chernyaev,

Итальянский народ 25 апреля 2020 г. отметил знаменательную дату — 75-летие освобождения страны от фашизма. В этот день в 1945 г. на севере Италии началось вооруженное восстание, в результате которого итальянские партизаны — участники движения Сопротивления при поддержке войск антигитлеровской коалиции освободили страну от немецкой оккупации и фашистской диктатуры.

Символическим (или мистическим) образом в ночь с 25 на 26 апреля 2020 г. в Риме в результате инфаркта скончался известный итальянский журналист и политик, искренний друг Советского Союза и России Джульетто Кьеза. В апреле 1945-го ему было чуть более четырех с половиной лет. Его детство и юность прошли под мощным влиянием идей свободы и демократии, идей движения Сопротивления, которое стало символом антифашистской борьбы и послевоенного развития Италии. Не случайно в возрасте 15 лет Джульетто

ПОПОВ Леонид Борисович — кандидат экономических наук, автор книги «Воспоминания о еврокоммунизме».

La Stampa.

вступил в Федерацию итальянской коммунистической молодежи, а затем, в 1960-е гг., был одним из руководителей Генуэзской организации Итальянской компартии.

Никакая нумерология не сможет объяснить символизм этой даты — 25 апреля 2020 г. Жизненный же символизм ее в том, что в этот день ушел из жизни человек, постоянно искавший истину и много сделавший для того, чтобы помочь людям эту истину найти.

Автору этих строк известно, что днем 25 апреля Джульетто Кьеза вместе с семьей отпраздновал День освобождения, подняв бокал хорошего пьемонтского вина. А в ночь на 26 апреля ушел от нас навсегда.

И в этом — оптимистический трагизм судьбы Джульетто Кьезы.

В середине марта текущего года мной была подготовлена статья «Необычный журналист» для сборника в честь 80-летия Джульетто Кьезы. Ниже приводится ее текст с некоторыми изменениями, сделанными уже после его кончины. Несколько лет назад под названием «Необычный коммунист» (Un comunista anomalo) в Италии опубликовал свою автобиографию ветеран движения Сопротивления профессор Дарио Спаллоне. Заголовок этой статьи в каком-то смысле является заимствованием — и вербальным, и, главное, смысловым — образа, использованного автором этих воспоминаний.

Необычный журналист

В самом начале 1980 г. в системе международных связей КПСС произошло небольшое (по глобальным меркам) событие, которое, однако, имело значение для отношений советской и итальянской компартий. В Москву прибыл новый корреспондент органа итальянских коммунистов — газеты «Унита» — Джульетто Кьеза.

В 1950—1980-е гг. корреспондент органа зарубежной компартии в Москве рассматривался и воспринимался как своего рода «постпред» этой партии в СССР: корреспондент «Унита» — как постпред Итальянской компартии, корреспондент «Юманите» — как постпред Французской компартии и т. д. Соответственно, Джульетто Кьеза считался постпредом ИКП, хотя, естественно, никаких официальных «назначений» такого рода не было и быть не могло.

Прибыл он в Москву в очень непростое время. В конце 1979 г. СССР ввел свои войска в Афганистан, существенно изменив расстановку сил на «глобальной шахматной доске» не в свою пользу. В Польше активно действовало движение «Солидарность», там назревали серьезные волнения, которые в итоге привели к введению военного положения.

Эти и иные события в 1980-е гг. поставили перед левыми партиями Западной Европы новые задачи, на которые они пытались найти ответы.

Последнее двадцатилетие XX в. явилось переломным, критическим периодом, в ходе которого произошла качественная трансформация левого движения — при всем его многообразии — в странах как Западной, так и Восточной Европы. Понятно, что такая трансформация происходила на фоне и под воздействием негативных явлений, которые приве-

ли к развалу Советского Союза. Кризис советской модели социализма заострил перед левыми и демократическими партиями и движениями Европы проблему осуществимости социалистической идеи, побудил их пересмотреть ряд основополагающих принципов и программных установок, предпринять поиски новых форм и методов политической деятельности.

По пути преобразований пошла и Итальянская компартия, которая в феврале 1991 г. изменила свое название и программные установки, став Демократической партией левых сил. Она объявила приоритетом универсальное значение демократии, представила ее как «путь социализма» и указала на необходимость разработки западноевропейского пути к социализму. Впоследствии партия трансформировалась в Демократическую партию (без дефиниции «левых сил») и заняла в итальянском обществе сегмент левее центра.

За несколько лет до 1980 г., когда Джульетто Кьеза впервые переступил порог корреспондентского пункта «Унита» на улице «Правды» в Москве, в итальянской политической жизни произошли два важных события, которые сыграли существенную роль и в итальянской внутренней политике, и в системе отношений между левыми партиями Европы, и, что особенно важно, в сфере отношений между КПСС и ИКП.

Во-первых, по следам трагических событий в Чили в сентябре 1973 г. генеральный секретарь ИКП Энрико Берлингуэр сформулировал концепцию «исторического компромисса» — стратегической линии компартии в условиях Италии (именно в условиях Италии), рассчитанной на длительный период, на постепенный переход к социализму, утверждение новых элементов и новых тенденций, свойственных социализму. С точки зрения внутренней политики в Италии стратегия «исторического компромисса» означала соглашение между коммунистами, социалистами и католиками, не «левую», а «демократическую» альтернативу существовавшей в те годы в Италии системе власти, т. е. альтернативу, нацеленную на реализацию последовательных преобразований в социалистическом направлении, осуществляемых мирным путем.

Во-вторых, в конце 1970-х гг. три крупнейшие компартии Западной Европы — итальянская, французская и испанская — сформулировали новую стратегическую линию, которая получила название «еврокоммунизм». Общим знаменателем при разработке этой линии стало признание универсального значения демократии, что, в свою очередь, означало окончательное отрицание любых (кроме мирных, парламентских) методов борьбы за власть (или за участие «в системе власти»), признание принципов политического плюрализма и смешанной экономики, отказ от лозунга диктатуры пролетариата, критику реального социализма [2].

Разработка концепции «еврокоммунизма» вызвала волну полемических страстей как на Западе, так и на Востоке. На Западе, и прежде всего в США, — потому что «еврокоммунизм» понимался как попытка устранить своего рода негласную установку, согласно которой компартии не должны были входить в состав правительств в странах Западной Европы. По совершенно противоположной причине «еврокоммунизм»

воспринимался скептически руководством СССР и ряда стран Восточной Европы. Здесь выражались опасения, что разработка «еврокоммунизма», понимаемого как перспектива перехода к социализму мирным путем, означала отрицание исторического опыта СССР, возрастание критики реального социализма.

В этих условиях необычность позиции Джульетто Кьезы в Москве заключалась в том, что он был не просто журналистом, не только «постпредом» Итальянской компартии, но и источником информации как для руководства ИКП и итальянских коммунистов, так и для значительной части итальянского общества. (В 1970—1980-е гг. по своему тиражу «Унита» уступала только трем крупнейшим центральным газетам Италии.) А события 1980—1982 гг. требовали не только точной, реалистичной информации, но и тщательного анализа, который позволил бы избежать перегибов в оценках, а в некоторых случаях — и в эпитетах тоже.

Январь 1982 г. стал кульминационным, критическим моментом в истории отношений между КПСС и ИКП, моментом, когда некоторые горячие головы заговорили о возможности разрыва отношений между двумя компартиями. Этого не произошло в том числе и благодаря разумным, взвешенным позициям ряда представителей с той и с другой стороны, среди которых можно назвать и Джульетто Кьезу.

В связи с событиями в Польше Итальянская компартия провела 11— 13 января 1982 г. пленум, на котором, как пишет в своих мемуарах старший помощник М. С. Горбачева А. С. Черняев, бывший в 1982 г. заместителем заведующего Международным отделом ЦК КПСС, «итальянцы отлучили нас от социализма. Логика давно уже просматривалась. Польский кризис и в особенности военное положение, введенное 13 декабря 1981 года, побудили их окончательно заявить, что им с нами не по дороге. Схема проста: социализм советской модели исчерпал себя так же, как в свое время исчерпала себя социал-демократическая фаза развития революционного процесса. Великая Россия в революции 1917 года (что она великая, итальянцы не отрицают) и Ленин своим решительным разрывом с устоявшимися догмами положили начало новой фазе, которая, в свою очередь, закончилась. Импульс, данный революционному процессу в Октябре, иссяк. Общества, возникшие из нее.., утратили способность к развитию». Как далее пишет А. С. Черняев, тем самым было «объявлено открыто.., причем объявлено с трибуны самой крупной партии капиталистического мира, ...что международного коммунистического движения не существует» [3].

Естественно, заявленные в документах Итальянской компартии позиции не могли быть оставлены без внимания. 24 января 1982 г. в «Правде» была опубликована большая статья под заголовком «Вопреки интересам мира и социализма», в которой был проведен анализ основных позиций ИКП и дан достаточно резкий ответ на некоторые ее ключевые установки. В статье, в частности, отмечалось: «Документы Итальянской компартии, принятые в конце 1981 года и в начале 1982 года, означают, что ее руководители теперь отрекаются от всего того, что связывало их с передовыми борцами за мир и социализм почти в 90 странах мира,

открыто выступают против мирового социализма, признанного передовой общественной мыслью как высшее на сегодняшний день достояние мирового социального прогресса XX века» [1].

В те дни отношения между КПСС и ИКП находились в крайней нижней точке амплитуды колебаний. Есть основания полагать, что первоначальный проект статьи в «Правде» был еще более резким. Однако в ее подготовку вмешался Л. И. Брежнев, позиция которого состояла в том, что не следует доводить дело до разрыва и до скандала. А. С. Черняев пишет в своих мемуарах, что во время обсуждения проекта статьи Л. И. Брежнев позвонил другому заместителю заведующего Международным отделом ЦК КПСС, В. В. Загладину, и раскритиковал проект. «Главное — неизвестно, чего мы хотим. Что — рвать с ними или работать?» Загладин якобы ответил: «Конечно, работать!» «Так что же ты тогда здесь пишешь? — продолжал Брежнев. — Зачем эти истерические ноты, эта ругань? Мы же большая партия, солидная сила, мы — партия Ленина. И надо спокойно порассуждать, попытаться объяснить, ясно изложить свое отношение, но не превращать статью в обвинительный акт».

Естественно, Джульетто Кьеза не знал и не мог знать о звонке Брежнева Загладину. Но он, обладая профессиональным подходом серьезного журналиста к сложным проблемам и тем, что называется журналистским чутьем, уловил вектор настроений в «межпартийном пространстве между КПСС и ИКП» и придерживался в своей работе сбалансированных позиций — в той мере, в какой это можно было сделать в первые месяцы 1982 г.

На страницах «Правды» и «Унита» полемика продолжалась еще несколько месяцев, но она все же не переходила определенную грань, за которой начиналась «ругань», если использовать терминологию Брежнева. Можно со значительной долей уверенности предположить, что и в аппарате ЦК КПСС, и в руководстве ИКП была выработана позиция, в соответствии с которой считалось целесообразным продолжать полемику в спокойных тонах, не выходя за рамки политкорректности.

В качестве примера можно привести своеобразный обмен «полемическими ударами» между Джульетто Кьезой и членом-корреспондентом АН СССР С. П. Трапезниковым в связи с опубликованием в газете «Унита» критических комментариев в адрес статьи в «Правде» по вопросам научно-технического прогресса в СССР, опубликованной в мае 1982 г. Как бы подытоживая «обмен мнениями», Кьеза 24 июня 1982 г. писал в «Унита», что «полемика всегда правомерна, но в ней не должны использоваться злонамеренные удары».

В 1982—1984 гг. отношения между КПСС и ИКП оставались натянутыми, что не могло не сказаться и на деятельности Джульетто Кьезы как московского корреспондента «Унита». Но он продолжал работать, писал статьи, собирал материал для своих будущих книг, совершенствовал русский язык, ходил в театры, играл в теннис. Кроме того, в связи с известными внутриполитическими событиями в СССР в 1982—1984 гг. вопрос о характере отношений между двумя компартиями отошел на второй план, острота полемики постепенно затухала.

В марте 1985 г., после избрания М. С. Горбачева генеральным секретарем ЦК КПСС, в отношениях между КПСС и ИКП открылась фаза конструктивного диалога и серьезного анализа как внутриполитического положения в обеих странах, так и сложного комплекса международных проблем. Следует отметить, что Джульетто Кьеза с энтузиазмом отнесся к избранию М. С. Горбачева лидером КПСС.

В одном из своих выступлений на «круглом столе» в Горбачев-Фонде он вспоминал: «Я лично и вся Итальянская компартия восприняли избрание М. С. Горбачева на пост генерального секретаря ЦК КПСС с большим интересом и с чувством ожидания. Газета "Унита" шла во главе тех сил, которые благоприятно восприняли нового, молодого лидера КПСС. Я, ежедневно следивший за развитием событий в ходе политической борьбы за власть — от Л. И. Брежнева до Ю. В. Андропова, до К. У. Черненко и вплоть до М. С. Горбачева, — сразу написал, что открылась новая фаза в истории Советского Союза. И прекрасно помню, что многие из российских "демократических" интеллектуалов той поры не были согласны со мной. Некоторые считали, что М. С. Горбачев станет деятелем, который повернет страну назад, к сталинизму. Я же считал и думал обратное. И на страницах "Унита" писал это "обратное". Одной из причин, которая убедила меня в этом, стала информация в "Правде" о том, что М. С. Горбачев назначил своим помощником А. С. Черняева. И я написал, что назначение такого человека на такую важную позицию рядом с новым лидером могло означать только одно — важные и глубокие перемены. Думаю, что я был прав».

В этих условиях началась и новая фаза в отношениях между КПСС и ИКП. Поворотным моментом стал практический, конкретный шаг: в мае 1985 г., ровно через два месяца после своего избрания, М. С. Горбачев принял одного из руководителей итальянских коммунистов Джанни Черветти, который, как и новый генсек, был выпускником МГУ. В ходе встречи был обсужден широкий круг международных вопросов, в том числе и проблемы межпартийных отношений. Была достигнута договоренность развивать конструктивные, равноправные отношения между двумя партиями.

Первым важным политическим шагом на пути развития этих отношений стали визит в Москву генерального секретаря ИКП Алессандро Натты и его встреча с М. С. Горбачевым в январе 1986 г. Затем, в мае 1987 г., М. С. Горбачев дал интервью директору (главному редактору) «Унита» Джерардо Кьяромонте, в котором принял участие Джульетто Кьеза. Кульминацией отношений между партиями стала встреча Горбачева с новым генеральным секретарем ИКП Акилле Океттой 28 февраля 1989 г., длившаяся несколько часов и имевшая характер глубокой политико-философской беседы. Естественно, Джульетто Кьеза был одним из протагонистов этих встреч, публиковал в «Унита» материалы о Советском Союзе как накануне встреч с Наттой, Кьяромонте и Оккеттой, так и подробные репортажи по итогам встреч и интервью. Постепенно в ходе работы по подготовке подобных встреч между М. С. Горбачевым и Джу-льетто Кьезой сложились теплые личные отношения. Через много лет

это сыграло большую роль в ходе приватных визитов М. С. Горбачева в Италию. И в этом тоже заключалась «необычность» Джульетто Кьезы как человека и как журналиста.

Атмосфера 1980-х гг., открытость советского общества, открытость части его политической элиты способствовали тому, что корреспондент «Унита» не ограничивался более подготовкой тематических статей или репортажей, а стал углубленно изучать историю СССР, под аналитическим углом зрения оценивать те или иные аспекты жизни советского общества. Этому способствовали также его личные контакты с советскими учеными — историками, экономистами, философами.

За время пребывания в Москве (а в 1990-е гг. Джульетто Кьеза был корреспондентом газеты «Стампа») им было написано более десяти книг. Вот некоторые из них:

— «Меняющийся СССР» (1987 г., написана совместно с известным советским историком Р. А. Медведевым);

— «Революция Горбачева» (1990 г., написана в форме диалога с Р. А. Медведевым);

— «Переход к демократии» (1991 г.);

— «Хроника красного переворота» (1991 г.);

— «Из Москвы. Хроника объявленного переворота» (1995 г.);

— «Прощай, Россия» (1997 г.).

Нельзя сказать, что события конца 1991 г., развал Советского Союза застали Джульетто Кьезу врасплох, что его интуиция журналиста и политика не давала ему повода для пессимистических прогнозов. Кьеза понимал, что после Беловежских соглашений распад СССР стал неизбежным. Рассказывая о событиях ночи 25 декабря 1991 г., когда над Кремлем был спущен Красный флаг Советского Союза и поднят триколор Российской Федерации, он с ностальгией вспоминал: «В ту ночь я пошел на Красную площадь. Она была пустынна. Нас было всего два человека — я и один голландский журналист. Нет, нас все же было четверо — мы и два солдата, которые несли караул у Мавзолея Ленина. И в этот момент я увидел, как с флагштока медленно опускается красное знамя и так же медленно поднимается триколор. И стало ясно, что в истории всего мира началась новая эпоха».

Да, Джульетто Кьеза понимал, что в истории всего мира, и в первую очередь в истории России, наступила новая эпоха, которую он воспринимал с трудом и даже во многом отрицал. На протяжении всего десятилетия 1990-х гг. Джульетто Кьеза придерживался критических оценок по поводу политики нового российского руководства, по поводу экономического и социального положения в России.

«Политическая система, — писал Джульетто Кьеза в газете "Стампа" 10 марта 1995 г., — не сделала ни одного шага вперед по пути создания правового государства. Страна идет назад, к уродливой копии советской системы. Без коммунистической партии и с единственной идеологией: "Награбь и убегай". Культурная жизнь сведена практически к нулю, утечка мозгов приобрела массовый характер».

В следующей статье о России в «Стампе» от 24 марта того же года он продолжал: «Обществом утрачены все системы отсчета, как позитивные, так и негативные. В обществе. все упрощается, потому что власть остается тем, что называется "азиатским деспотизмом", где индивидуум является просто молекулой перед лицом Молоха».

Оставаясь московским корреспондентом газеты «Стампа», он вел активную деятельность по популяризации в Италии имиджа М. С. Горбачева и позитивных аспектов перестройки. Джульетто Кьеза явился одним из немногих западноевропейских политиков и журналистов (а в Италии, как представляется, единственным — и в этом тоже его «необычность»), который предложил провести и организовал в своей стране крупную международную конференцию, посвященную десятилетию мартовского 1985 г. пленума ЦК КПСС, на котором М. С. Горбачев был избран генеральным секретарем ЦК. В конференции, которая с большим успехом прошла в середине марта 1995 г. в Генуе под эгидой властей области Лигурия и провинции Генуя, приняли участие несколько сотен человек, в том числе историки и политологи из ряда стран Европы. (В качества курьеза, который запомнился участникам заключительного приема на конференции, можно вспомнить тост Е. К. Лигачева, который, поднимая бокал с шотландским виски, заявил, что всегда был противником «сухого закона».)

И на протяжении 1990-х гг., и в первое десятилетие XXI в. Джульетто Кьеза продолжал оказывать активное содействие организации частных поездок М. С. Горбачева в Италию, его встреч с итальянскими политиками, политологами и журналистами.

Ретроспективный взгляд на жизнь и деятельность Джульетто Кьезы как политика и журналиста позволяет разбить его биографию на периоды, которые странным образом окажутся кратными десяти годам. Так, в 1980—1990-х гг. Джульетто Кьеза — корреспондент газеты «Унита» в Москве. В 1991—2000 гг. — корреспондент газеты «Стампа» в Москве, политобозреватель высокого ранга. На протяжении первых двух десятилетий XXI в. — «свободный художник», углубленно анализировавший мировые события и уделявший все большее внимание проблемам глобализации. Но мы знаем, что проблемы глобализации изучались и анализировались лидерами Итальянской компартии еще в 1980-е гг., достаточно вспомнить идею Берлингуэра о «мировом правительстве». Видимо, интерес Джульетто Кьезы к вопросам глобализации уходил своими корнями в 1980-е гг., в разработки ИКП.

Результатом такого всеобъемлющего интереса стали многочисленные книги не только о Советском Союзе и о России, но и работы по вопросам глобализации, по ряду острых международных проблем. Примечательно, что в них сочетались элементы исторического анализа, хроники и репортажа. В то же время, работая над темами политической и экономической глобализации, Джульетто Кьеза уделял особое внимание роли средств массовой информации в современном мире, их влиянию на умы и души современного человека.

Назовем некоторые из его книг, посвященные различным аспектам международной политики:

— «Zero»;

— «Бесконечная война»;

— «Мир на пороге войны. Размышления европейца»;

— «Русская рулетка. Права человека»;

— «Русофобия 2.0: болезнь или оружие Запада?»;

— «Что вместо катастрофы?»;

— «Глобальный хаос»;

— «Кто построил Берлинскую стену?».

Книга о Берлинской стене вышла в свет в Италии в декабре 2019 г. Как отмечал в своем послесловии к книге Р. К. Робертс, «историк, который стремится пойти по пути истины, должен пройти через долгие годы тяжелейших исследований, усовершенствовать свои аналитические способности, вникнуть в суть событий и, наконец, нарисовать правдивую картину тех сведений, которые он смог собрать. Истина всегда диаметрально противоположна пропаганде победителей в войне».

В своих книгах Джульетто Кьеза выступал как историк, как философ, постоянно искавший истину, которая «диаметрально противоположна пропаганде победителей». В этом одна из причин (и, пожалуй, главная), по которой мы и назвали Джульетто Кьезу необычным журналистом.

Литература

1. Вопреки интересам мира и социализма // Правда. 1982. 24.01.

2. Попов Л. Воспоминания о еврокоммунизме. М. : Международные отношения, 2008.

3. Черняев А. С. Шесть лет с Горбачевым. М. : Прогресс, 1993. ♦

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.