Научная статья на тему 'Символизм и традиции поэтического дискурса в современном кинематографе (на материале XVI мкФ "Меридианы Тихого")'

Символизм и традиции поэтического дискурса в современном кинематографе (на материале XVI мкФ "Меридианы Тихого") Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
174
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИНО / ПОЭТИЧЕСКОЕ КИНО / СИМВОЛИЗМ / ФЕСТИВАЛЬ / КИНОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Казючиц Максим Федорович

В статье изучаются основные художественные особенности использования символизма и поэтического дискурса в современной киноэстетике. Особое внимание уделено фильмам стран Азиатско-тихоокеанского региона. Богатые национальные культуры этих стран является важным источником поэтического кино.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Символизм и традиции поэтического дискурса в современном кинематографе (на материале XVI мкФ "Меридианы Тихого")»

AD MARGINEM | Кино-, теле- и другие культуры

УДК 778.5

Символизм и традиции поэтического дискурса в современном кинематографе (на материале XVI МКФ «Меридианы Тихого»)

Клзючиц М. Ф.

Аннотация

В статье изучаются основные художественные особенности использования символизма и поэтического дискурса в современной киноэстетике. Особое внимание уделено фильмам стран Азиатско-тихоокеанского региона. Богатые национальные культуры этих стран является важным источником поэтического кино.

Ключевые слова

кино, поэтическое кино, символизм, фестиваль, киноведение

Symbolism and traditions of poetic discourse in contemporary cinema (on the material of the XVI IFF "Pacific Meridian")

Kaziuchits M. F.

Abstract

The article studies the main artistic features of the use of symbolism and poetic discourse in modern film aesthetics. Special attention is paid to the films of the Asia-Pacific region. The rich national cultures of these countries are an important source of poetic cinema.

Key words

cinema, poetic cinema, symbolism, festival, film studies

16-й Международный кинофестиваль «Меридианы тихого-2018» завершился. За сравнительно небольшой период своего существования, 15 лет, он стал крупнейшим кинособытием для Дальневосточного региона. В рамках фестиваля были представлены картины из Европы, США, стран Азиатско-тихоокеанского региона и других государств (Китай, Филиппины, Япония, Чили и др.).

Символизм, аллегория, магический реализм в кино сегодня вновь популярны. Достаточно вспомнить имена Ким Ки-дука, Лава Диаса или Вонга Карвая. Эти режиссеры создали Вселенные фильмов, в которых тесно переплелись национальные культуры, глубокое чувство символа и своеобразной визуальной поэзии. Несколькими десятилетиями раньше писателей из Латинской Америки и Японии так же подарили Западной культуре причудливые образы магического реализма. Гарсия Маркес, Хулио Кортасар, Харуки Мураками и другие — возможно, именно их воображение, персонажи и истории вновь открыли путь магическому реализму и символизму в кино.

«Овдовевшая ведьма» (The widowed witch, 2018) — «Лучший игровой фильм», режиссер Цай Чэнцзен, Китай — самый яркий, вероятно, пример символизма в кино на фестивале. Фильм можно назвать самой быстрой работой в кино: съемочный период занял всего 30 дней, большая часть персонажей были сыграны непрофессиональными актерами. Режиссер использовал черно-белое изображение и nonthe-atrical aspect ratio, для того чтобы создать эффект теледокументального кино. История фильма создана в стиле китайских народных сказок и кажется очень простой. Главная героиня Эр Хао теряет мужа во

время пожара. Дом и скарб сгорели, и вдова отправляется собирать долги. Разумеется, ей приходится пройти через все испытания женщины, которая осталась одна в патриархальной стране. В больнице ее насилует собственный дядя. Но деревенские женщины называют ее блудницей и пытаются прогнать из деревни. Все должники мужа, как и следовало ожидать, позабыли о своих обязательствах. Небольшой минивэн, который она вернула себе с огромным трудом,— вот всё, что осталось у нее от прежней жизни. Событие, обозначающее переход истории в пространство метафоры,— случайное происшествие с одним из должников погибшего мужа. Внезапно он заболел — остеохондроз шеи — после того, как отказался Эр Хао отдать долг. Возврат долгов — лучшее лекарство, во всяком случае так рекомендовал пришедший к нему во сне покойник. Долг вернули, шея перестала болеть. Эр Хао быстро приобретает репутацию ведьмы. После нескольких удачных приворотов она и сама начинает верить в свои магические способности. Собственно говоря, именно это решение — согласиться с мнением толпы и стать тем, кем ты не являешься на самом деле — становится началом трагедии.

Ее искусство не приносит счастья ни одному человеку. Ее дядя Сы Е, парализованный старик-инвалид, начинает ходить благодаря ей. Однако он погибает в результате несчастного случая, упав с крыши. Эр Хао понимает, что если бы не исцелила его, он не смог бы залезть на крышу и упасть с нее. Кульминация истории — смерть мальчика, племянника ее мужа, который всегда сопровождал ее и был единственным родным человеком.

Символизм фильма заключается не только в обманчиво простой истории или персонажах, обманчиво примитивных, словно пришедших из средневекового бурлеска. События реалистические и сказочные перемежаются друг с другом как у Маркеса.

Эр Хао встречает в лесу белую лисицу, затем на том же месте встречает мертвого ребенка в белой шубе. Этот символ предрекает близкую смерть ее племянника. В конце фильма Эр Хао осознает ужас ситуации: она жила по тем правилам, которые для нее создали окружающие ее люди, в большинстве малообразованные, готовые неистово поклоняться ведьме или иному идолу или убить и уничтожить своего кумира, если он больше не может помогать.

Дебютный черно-белый фильм «Великий Будда+» (The Great Buddha+, 2017) тайваньского режиссера

Хуан Синь-яо, пришедшего в игровое кино из документалистики. Притча о «маленьких людях», кризисе веры и парадоксальности человеческой экзистенции [1].

«Маленькие люди» — традиционное обозначение слоев, занимающих самый низ социальной лестницы на Тайване к ним не обращаются по имени, только по прозвищу.

Пупок — мусорщик, работает на свалке, живет на свалке, выживает за счет свалки. Огурчик — сторож на небольшом литейном заводике, где льют бронзовые статуи для на заказ,— обычное поточное производство без творчества и фантазии. Хозяин фабрики по имени Кевин, человек, крепко стоящий на ногах, приплачивает, кому нужно, потому в хороших отношениях с местной администрацией и стабильно не обделен заказами.

Пока босс решает, что называется, проблемы, Пупок ежевечерне посещает КПП Огурчика, где они едят еду, практически просроченную и потому купленную за бесценок, и смотрят телевизор. Когда телевизор ломается, Пупку приходит светлая мысль посмотреть записи с регистратора Кевина-сана, поскольку он не может вкушать пищу без того чтобы смотреть телевизор.

Параллельный сюжет — крупный заказ от большой городской храмовой общины: двухметровый монумент Будды сидящего, литье, бронза, напыление, заказ типовой.

Все осложняется, когда боссу пришлось избавиться от бывшей любовницы-шантажистки и упрятать труп в пустотелый монумент. Механизм интриги фильма запускается, когда из-за поломавшегося телевизора Пупок и Огурчик решают переключиться на записи с регистратора машины босса. В фильме масса аллюзий и главная — на фильм «Фотоувеличение» Микеланджело Антониони. Пупок и Огурчик к своему несчастью стали свидетелями видеозаписи убийства и попытались сделать то же, что сделал Томас, герой Дэвида Хэммингса. Он так и не смог никому рассказать о единственном реальном событии в его жизни: убийство человека. Пупок и Огурчик попытались найти справедливость, но единственный, кто узнал об их попытках, был их босс.

Пупок умер при неясных обстоятельствах, якобы разбившись на скутере. С Огурчиком ничего не случилось, всего лишь повезло.

«Великий Будда+» — фильм, вполне остроумно замаскированный под стилизацию «Криминального

Он

I 5

чтива» Тарантино: музыкальное оформление, герои, невообразимые ситуации, в которые они попадают [2]. Но в отличие от Тарантино, режиссер рассказывает свою очень неожиданную историю о маленьких людях, которые традиционно не могут найти справедливости. Но на них держится весь сложный мир больших людей.

Фильм «Ярко-рыжий» (Fauve, 2018) — другой победитель фестиваля, «лучший короткометражный фильм», режиссер Джереми Комт, Канада. Место событий — карьер, в котором добывается асбест (минеральное вещество природного происхождения раньше часто использовалось в качестве теплоизолятора. В настоящее время оно запрещено в развитых странах, поскольку является источником онкологических заболеваний.— М. К.), вещество смертельное. Это реальное место в Канаде, оставленное жителями. Два мальчика проводят свой обычный день такой же, как и многие другие. На улице лето, следовательно, начались или скоро начнутся. Ребята напоминают героев романов о трудных подростках, таких, о которых любили писать Стивен Кинг (Оно), Грэм Джойс (Зубная фея) и другие. Это значит, что персонажи ходят не в кино или библиотеку, а играют в заброшенном железнодорожном вагоне, прыгают с его крыши, дерутся. Трудно поверить, что они не знали о карьере с асбестом — они явно местные жители,— но смертельная опасность смертельно привлекательна. Разумеется, один из мальчиков увяз в жидком асбесте, словно в болоте. Другой побежал за помощью. Он искал. Он не нашел. Он вернулся. Однако друга там не оказалось, выбраться самостоятельно он конечно же не мог.

И здесь герой проходит точку невозврата, которая отделяет мир детских игр от взрослого мира, который также играет, но в другие игры. Мальчика подбирает на дороге какая-то женщина и везет домой. Он смотрит в окно. Таков формальный финал фильма.

Но в этот самый момент, пока он сидит в машине и смотрит в окно, наступает ключевой момент фильма: осознание конечности жизни и неизбежности смерти. Вероятно, именно это чувство испытал герой рассказа Жан-Поля Сартра «Стена», когда его должны были расстрелять, однако не расстреляли. Страшна не смерть, а ожидание смерти. Перед маленьким мальчиком, который был просто ребенком, внезапно открылся экзистенциальный ужас смерти. Фильм называется «Feuve», то есть лиса. Лиса действительно появляется в фильме, но в самом конце. Ее видит мальчик в последние секунды фильма. Огненно-рыжий зверек резвится на лугу. Слова Экклезиаста о знании и скорби здесь были бы весьма уместны 1:18. Лисе не нужно платить слишком высокую цену за право быть разумным, и она становится символом навсегда утраченного детства и невинности: мальчик стал мужчиной.

Литература

References

1. DeFore J. Taiwanese documentarían Hsin-yao Huang expands an earlier short into his first fiction feature — https://www.hollywoodreporter.com/review/great-buddha-1082590

2. Sachs B. The Great Buddha+ —

https://www.chicagoreader.com/chicago/the-great-buddha/Film?oid=40350170 Фильмография

Великий Будда+ (The Great Buddha+, 2017, Хуан Синь-яо, Тайвань) Овдовевшая ведьма (The widowed witch, 2018, Цай Чэнцзен, Китай), игр. Ярко-рыжий (Fauve, 2018, Джереми Комт, Канада), игр.

Filmography

Fauve (2018, Jeremy Comte, Canada), featur.

The Great Buddha+ (2017, Huang Hsinyao, Taiwan), featur.

The widowed witch (2018, Chengjie Cai, China), featur.

TE^EKHHET ISSN 2618-9313

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.