RAR УДК 394 ББК 71
СИМВОЛИКА ЦВЕТОВ И ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ РИСУНОК ГОСУДАРСТВЕННОГО ФЛАГА РОССИИ
Ларионов Владимир Евгеньевич,
Начальник отдела военно-технического сотрудничества департамента промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии Министерства промышленности
и торговли Российской Федерации.
Член Союза Писателей России.
vladlar1965@mail.ru
Аннотация
Происхождение и символическое значение трех полос белого, синего и красного цветов на государственном знамени более столетия являются предметом неутихающих споров историков. Самобытное происхождение рисунка и цвета символики государственного символа раскрывается на основе средневековых материалов. Впервые автор указывает не только на древнерусские, но и на византийские истоки происхождения цветовой символики флага.
Ключевые слова
Государственный флаг, цветовая символика, национальные цвета, государственные цвета, цвет императорских одежд, символика синего цвета, корабль «Орел», триколор, крестовые флаги.
18
В 2017-м году исполнилось 350 лет государственному флагу Российской Федерации. Будучи одним из самых старинных европейских национально-государственных символов, флаг этот до сих пор является предметом научных и политических споров о его самобытности.
В научной и публицистической литературе существует ряд ошибочных мнений в отношении этого флага. Общеизвестно, что появился этот державный символ впервые на корабле, построенном при Царе Алексее Михайловиче. Корабль назывался «Орел» и был заложен в 1667 году. По запросу голландского строителя судна капитана Бутлера, какой должен быть флаг на судне, с учетом того, что на судах той поры стали появляться национальные символы морских держав,
ему было велено делать флаг из материи красного, белого и василькового цветов. Многие полагают, что капитан Бутлер по своему личному почину сделал для русского корабля голландский флаг, только поменяв полосы местами.
Здесь нам надо сделать небольшое отступление об истории голландского флага. По преданию, флаг этот был создан буквально по костюму штатгальтера Вильгельма Оранского. Вильгельм носил оранжевый колпак, белый сюртук и синие штаны. Флаг Нидерландов стал полосатым: оранжево-бело-синим. В 1630-х годах верхняя полоса стала часто шиться из красной материи. Голландские ученые объясняют это тем, что оранжевый цвет слишком быстро выцветал и становился неразличим на кораблях. Однако, если мы обра-
тимся к многочисленным живописным полотнам того времени, то увидим, что голландские суда неизменно несут на своих знаменах оранжевый цвет верхней полосы. После Великой Французской революции красная полоса сменила оранжевую полосу на национальном флаге Нидерландов и так там и осталась. Старый голландский флаг остался в традиционном цветовом решении только у голландских колонистов в Южной Африке. Но оранжевый цвет продолжает быть национальным голландским цветом. Достаточно посмотреть на традиционный цвет футболок голландской сборной по футболу. Капитан Бут-лер, выполняя приказ по составлению рисунка корабельного флага из Москвы, не мог самовольничать и примитивно шить на русский корабль голландский флаг. Для этого ему, по крайней мере, не хватало бы материи оранжевого цвета. Но и не это главное. Если флаг был трехполосным, то рисунок флага для корабля отчасти повторил рисунок голландского флага. Только вместо оранжевой полосы у русского корабля была красная. Если бы это было не так, то получилось бы, что капитан Бутлер, без особых затей, сшил голландский флаг, в противоречии со своей же запиской на имя царя Алексея Михайловича, где утверждал, что каждая держава должна иметь свой особый, всеми узнаваемый флаг на кораблях. Такое самовольство было немыслимо в то время. Русские в XVII веке не были профанами в вопросах государственной символики. За такие вещи капитана Бутлера могли и казнить, усмотрев в его геральдических вольностях попытку увести первое русское судно под голландским флагом к себе домой, из-под носа государевых людей.
То, что флаг корабля «Орел» действительно мог быть трехполосным, а не крестовым, мы можем предполагать, исходя из одного документального подтверждения. На гравюре «Астрахань» из книги Я. Стрейса, датированной 1676 годом, есть и изображение этого корабля, и его кормового флага. Флаг состоит из трех полос. Причем белая полоса в середине. Гравюра исполнена всего девять лет спустя после постройки корабля «Орел». Видимо, самой гравюре предшествовал более ранний рисунок. Сложно представить, что гравер ошибся. Но даже если гравюра неточно отражает расположение полос на нашем первом триколоре, то, по сути, это ничего не меняет. Во-первых, это серьезный аргумент в поль-
зу того, что флаг изначально действительно состоял из трех полос. Во-вторых, подбор и сочетание цветов на русском флаге для корабля «Орел» не имел аналогий в международной геральдике того времени.
Если предположить, что первый флаг был трехполосным с белой полосой посередине, то мы вправе предположить, что Петр Великий поменял местами полосы на флаге своего отца. Вопрос: для чего? Может быть, для того чтобы он действительно совсем не походил на голландский образец, особенно издали.
Итак, есть твердо установленный факт, что флаг для судна «Орел» был пошит красно-бело-синим. Каков был рисунок этого флага, мы доподлинно не знаем. Мнения исследователей по этому вопросу разделились. Одни считают, что флаг был полосатым, и мы видели выше: для этого есть серьезные основания; другие, опираясь на таблицы флагов Алярда начала XVIII столетия, полагают, что флаг был крестовым, как и большинство европейских флагов того периода и каковыми были полотнища стрелецких полков XVII века в России царя Алексея Михайловича. Действительно, в таблице Алярда третьим русским флагом обозначено полотнище с белым крестом. Первый и четвертый квадраты крестового полотнища синие, а второй и третий — красные. Известно, что флаги на корабле «Орел» носили на себе изображение двуглавого орла, вероятно, желтого цвета, как и было в традиции изображения этой гербовой фигуры до времен Петра Великого. В таблице Алярда бело-сине-красный полосатый флаг с желтым двуглавым орлом назван «Флаг царя Московского». Таким образом, спор о том, какой был рисунок у первого русского национального флага, сконцентрирован вокруг этих двух вариантах. Если флаг с самого начала был трехполосным, то необходимо отметить, что сама «полосатость» флага тоже не есть нечто сугубо западноевропейское, а скорее, наоборот, Западной Европе католической и протестантской нечто изначально не свойственное. Там распространение получили флаги с символическими и геральдическими фигурами и крестовые флаги, прототипом которых был, по-видимому, византийский же флаг св. Георгия и датский флаг «Данеброг» тринадцатого века.
В Польше же, судя по сохранившимся гравюрам, полосатые флаги известны, по крайней мере, с шестнадцатого века. Русские миниатю-
19
20
ры позволяют нам сделать вывод, что полосатые флаги с нашитым на них крестом известны у нас с самого начала семнадцатого века. Никакого прямого западноевропейского влияния в создании триколора при Алексее Михайловиче усмотреть невозможно. Флаг этот был вполне самобытным. То, что он оказался похож по рисунку на голландский флаг, наверняка, очень импонировало молодому Петру Великому, по-своему влюбленному в эту морскую державу.
Но и у сторонников мнения о том, что первый флаг был крестовым, есть свои аргументы. Такой флаг лучше отвечал уже сложившейся традиции крестовых флагов стрелецких знамен, подчеркивал то, что корабль, несущий данный символ, принадлежит христианскому государству. А плавать «Орлу» было суждено в водах Каспийского моря, где он мог встречаться с судами из мусульманской Персии. Однако шахматное расположение цветов синего и красного не отвечало сложившимся русским традициям. Также сложно представить на этом флаге изображение золотого двуглавого орла.
Во время геральдических баталий, разгоревшихся в России в конце ее императорского периода, в самом начале двадцатого столетия, сторонники введенного в государственный обиход во времена императора Александра Николаевича флага черно-желто-белых цветов государственного герба заявляли, что цвета флага должны совпадать с цветом герба. Таковы были формальные требования новой европейской геральдической науки. Белую полосу они считали символическим изображением Георгия Победоносца с герба, изображаемого в груди двуглавого орла. Митрополит Московский Филарет Дроздов, вообще неодобрительно относившийся к черно-желто-белому флангу, в частности протестовал против такого «прочтения» белой полосы, совершенно справедливо указывая, что в Православии вообще не принято изображать святых символически, тем более, только полосой, и тем еще более, что сам цвет полосы может соотноситься только с цветом коня святого всадника. Сторонники немецких правил построения геральдических символов, забывая, что сами эти правила устоялись лишь в девятнадцатом столетии, когда уже давно сложились все древние гербы Европы и ошибочно считали, что желтый цвет щита для черного орла — это наше византийское наследство. Эти споры побу-
дили сторонников нашего флага искать исторические обоснования самобытности бело-сине-красного флага. Мы сейчас не будем подробно останавливаться на деятельности двух геральдических комиссий, заседавших в конце XIX — начале XX веков. Остановимся на исследованиях того периода. Большое значение в аргументации сторонников двух флагов, бело-сине-красного и черно-желто-белого, имела брошюра Д. Я. Самоквасова «К вопросу о государственных цветах древней России». В ней ученый убедительно свидетельствовал, что исторически наиболее традиционными, национальными цветами на Руси был белый и особенно красный. Однако ученый совершенно необоснованно утверждал в своей брошюре, что синий цвет никакого особого символического значения в древней русской геральдике не имел. К ошибочности такого вывода нас приводит изучение богатого исторического материала. Во-первых, нам известна цветная миниатюра Сильвестровского списка Жития Бориса и Глеба XIV века, где изображена русская дружина под четырьмя знаменами: два знамени красного цвета и два синего. Известны несколько списков иконы XV века «Битва суздальцев с новгородцами». На иконах также изображены над русскими полками знамена красного и синего цветов. Назвать случайностью или эстетической прихотью живописца синий цвет русских знамен мы не можем. Знаменитая икона, кратко называема «Церковь воинствующая» XVI века несет множество символических изображений. Для нас важен флаг, который держит центральная фигура иконы — витязь на коне. Мы не будем сейчас углубляться в вопрос, кто на самом деле изображен в образе этого знаменосца. Нам важна цветовая символика этого знамени. На красном поле изображен золотой православный крест, в кольце синего цвета. И, наконец, известное нам по описаниям Большое царское знамя царя Иоанна Васильевича Грозного было синего цвета! Случаен ли синий цвет в русских знаменах средневековья. Очевидно, что нет. Это наряду с красным и белым цветом, наиболее используемой цвет в традициях русской геральдики. Исследователи царского места Иоанна Грозного в Успенском соборе Московского кремля отмечают, что изначально трон этот был расписан тремя цветами — красным, синим и золотым. Весьма вероятно, что на Руси синий цвет замещал собой цвет пурпура, который в Византии
считался цветом императорским. В Византии пурпурную краску добывали из редкого и дорогого моллюска. Цвет получался фиолетовым. В русской геральдике именно синий цвет мог выступать замещением императорского пурпурного цвета. Очевидно, что тронное царское место было расписано важнейшими для духовной и государственной символики того времени цветами. Таким образом, мы можем возразить Д. Я. Самоквасову и констатировать, что синий цвет, наряду с белым и красным, играл самую важную роль в древней русской геральдической традиции.
В отношении бело-сине-красного флага можно привести и еще один интересный, по-своему символический, в некотором роде знаковый, факт. В Софийском соборе, в Киеве, сохранилась уникальная мозаика одиннадцатого века. Христос Вседержитель изображен в подкуполь-ном пространстве в круглом медальоне, окольцованном десятью разноцветными ободами. Так вот ближайшие к Спасителю ободки именно: белый, синий и красный.
Но вот, что важно отметить. Мы можем утверждать, что бело-сине-красное знамя появилось в русской геральдике, возможно, несколько раньше флага на корабле «Орел». Нам известно изображение цветного шитого военного русского знамени семнадцатого века. На знамени изображен св. князь Владимир с воинами. Один из воинов на этом шитом знамени несет над главой, увенчанной нимбом, князя его знамя: белый равносторонний крест в синем поле с красной каймой.
Изображение это известно нам по труду Ф. Г. Солнцева «Древности Российского государства». Иногда полиграфия «Древностей...» передает синий цвет этого знамени как зеленый. Автору не удалось выяснить, насколько точно полиграфия передает цвета этого флага. Но в данном случае нас интересует рисунок флага. И здесь мы можем предположить, что если первый флаг корабля «Орел» действительно был не трехполосным, а крестовым, то выглядеть он мог именно так, в точном соответствии с русской геральдической традицией именно XVII века, когда у всех крестовых знамен стрелецких полков была обязательно кайма или «рамка». Ряд национально настроенных геральдических комиссий 1911 г. желал видеть византийское наследие в цветовом решении черно-золото-белого флага.
Совершенно необъяснимо, игнорировала ли комиссия доподлинно известное византийское геральдическое наследие. Раннесредневековая византийская миниатюра изображает коронацию Императора Феофила в 829 году. За троном Императора два сине-красно-синих флага. Флаги эти состоят из трех полос, синих и белых, прикрепленных к квадратному отрезку красной материи, на которой изображен какой-то неясный символ. Синие и красные цвета императорских византийских флагов неслучайны. Мы можем предположить, что эти цвета в византийской геральдической традиции выбраны с учетом того, что именно при их смешении они давали пурпурный цвет, усвоенный для одеяний Императора. Но это пока предположение. Однако, несомненно, синий цвет был усвоен на Руси в качестве символа царской власти.
Таким образом, российский триколор может рассматриваться как символическое наследие, заставляющие вспомнить о византийской имперской традиции.
Именно бело-сине-красный триколор символизировал идею царской власти и идею России как Третьего Рима. Далеко не случайно святитель Феофан Затворник взывал к современникам, утверждая, что Россия будет непоколебимо стоять до тех пор, пока будет верна своим державным принципам: православию, самодержавию и народности, выраженным в «святом трехцветном знамени».1
Список литературы
1. Арсеньев, Юрий Васильевич. О геральдических знаменах в связи с вопросом о государственных цветах древней России/Арсеньев, Юрий Васильевич — М. 2011. — 41 с.
2. Самоквасов Дмитрий Яковлевич. Къ вопросу о государственныхъ цвЪтахъ древней Россш: Тип. В. М. Саблина.: М. 1910. — 22 с.
3. Трутовский, Владимир Константинович. К вопросу о русских национальных цветах и типе государственного знамени России — М.: 1911. — 15 с.
4. Фомин, Сергей Владимирович. Россия перед Вторым Пришествием. Свято-Троицкая Сергие-ва Лавра. 1993. С. 234
1 4. Фомин, Сергей Владимирович. Россия перед Вторым Пришествием. Свято-Троицкая Сергиева Лавра.
1993. С. 234
21
THE SYMBOLISM OF FLOWERS AND THE ORIGINAL DRAWING OF THE STATE FLAG OF
RUSSIA
Larionov Vladimir,
the head of the branch for military-technical cooperation of the industry of conventional
arms, ammunition and special chemistry department of the Ministry for industry and trade of the Russian Federation.
the member of the Union of Writers of Russia.
vladlar1965@mail.ruo
Abstract
The origin and the symbolic meaning of the three stripes: white, blue and red colors of state flag more than a century have been the subject of ongoing disputes between historians. The investigation of the origin of the pattern and color symbolism of the flag based on medieval materials. The author indicates not only the Russian ancient, but also the Byzantine origins of color symbolism of the white-blue-red flag.
Keywords
National flag, color symbols, national colors, state colors, the color of the Imperial robes, symbolism of blue color, ship «Orel», cross flags.
22