Л.В. Кошель
(Пятигорск, Россия)
СИМВОЛИКА ЦВЕТА В ВЕБ-ДИЗАИНЕ
Символика цвета имеет давнюю историю. Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, различных религиозных и мистических учениях. В своей основе символика цвета опирается на ассоциации и на психофизиологические особенности восприятия цвета.
Символы всегда служили надежным выразительным средством во всех визуальных искусствах. С развитием информационных технологий и появлением интернета, символика цвета нашла своё применение в веб-дизайне. Вебдизайн - это весь комплекс услуг, направленных на создание веб-сайтов: разработка концепции сайта, проектирование
юзабилити — удобства навигации по интернет-ресурсу,
графический дизайн веб-сайта.
Известно, что пользователь формирует свое первое мнение о сайте в течении первых 9-10 секунд. Главным фактором, который влияет на восприятие, является цвет и его сочетание. Именно поэтому при создании сайта необходимо знать и корректно использовать символику цвета.
Красный цвет, прежде всего, ассоциируется с кровью и огнем. Его символические значения очень многообразны и порой противоречивы. Красное символизирует радость, красоту, любовь и полноту жизни, а с другой стороны — вражду, месть, войну. Красный цвет издревле связывается с агрессивностью и сексуальными желаниями. Вагнер мог писать музыку только при красном свете, поэтому его музыка действует возбуждающе.
Красный является основным геральдическим цветом. На знамени он символизирует бунт, революцию, борьбу. Интересно, что у многих племен Африки, Америки и Австралии воины, готовясь к схватке, раскрашивали тело и лицо в красный цвет. Жители Карфагена и Спарты носили во время войны красную одежду. В древнем Китае повстанцы называли себя «красные воины», «красные копья», «красные брови».
Красное обозначает также власть, величие. В Византии только императоры имели право носить красные одежды, восседать на пурпурном троне и подписывался красными чернилами.
Красный цвет оптимален для привлечения внимания. Он часто связывается с праздниками и весельем. Поэтому использование данного цвета наиболее эффективно в развлекательном и рекламном сайте. Красный цвет связан со всем интенсивным и страстным. Его возможно применить к сайту, посвященному спорту, например экстремальному, так как красный цвет активен и ассоциируется с опасностью. Также красный цвет используется для выражения страсти, жестокости, поскольку красный - цвет крови.
Но необходимо учитывать специфику сайта и психологические ассоциации, которые вызывает цвет. Например, если на сайте автомобиля или спортивных товаров красный цвет вызовет ассоциации, связанные с силой, мощью, то в рекламе медицинских услуг он будет ассоциироваться с кровью и болью.
Примером рекламного сайта может послужить сайт компании МТС, где красная гамма является преобладающей. Такое цветовое решение нацелено на то, чтобы привлечь внимание пользователей, показать, что компания постоянно активно развивается и часто проводит акции. Контрастное сочетание белого и красного делает сайт насыщенным, ярким и запоминающимся, что свойственно рекламе.
Однако у человека есть определенный порог положительного восприятия красного цвета, за которым он сначала чрезмерно возбуждает, затем подавляет, угнетает, приводит к утомлению и перегрузке нервной системы, раздражает и, наконец, при продолжительном влиянии приносит ощутимый вред, ведет к упадку сил и общей депрессии.
Белый цвет символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. Он ассоциируется с дневным светом, а также с производящей силой, которая воплощена в молоке и яйце. С белизной связано представление о явном, общепринятом, законном, истинном.
В Древнем Риме весталки носили белые платья и белые вуали. Еще с античности белый цвет имел значение отрешенности от мирского, устремления к духовной простоте. В христианской традиции белое обозначает родство с божественным светом. В белом изображаются ангелы, святые и праведники. У некоторых народов белую одежду носили цари и жрецы, что символизировало торжественность и величие.
Однако белый цвет может получать и противоположное значение. По своей природе он как бы поглощает, нейтрализует все остальные цвета и соотносится с пустотой, бестелесностью, ледяным молчанием и в конечном итоге — со смертью. Славяне одевали умерших в белую одежду и покрывали белым саваном. У некоторых племен Африки и Автралии принято раскрашивать тело белой краской после кончины близкого человека. В Китае и в некоторых других странах Азии и Африки белый является цветом траура. В старину белый траур использовался и у славян.
Белый в своей несущественности работает как замечательное равновесие между цветами. Его считают холодным, если он не употребляется с красным, желтым или оранжевым цветами, то вызывает ощущения холода и дискомфорта. В веб-дизайне белый цвет используется для создания пространства. Белый фон упрощает восприятие информации пользователем и образует оптимальный контраст. Яркий пример грамотного использования белого цвета - сайт поисковой системы Google.
Черный цвет, как правило, символизирует несчастье, горе, траур, гибель. Так, в Древней Мексике при ритуальном жертвоприношении человека лицо и руки у жрецов были окрашены в черный цвет. Черные глаза и поныне считаются опасными, завистливыми. В черное одеты зловещие персонажи, появление которых предвещает смерть.
Считается также, что существует связь между черным цветом и сексуальной привлекательностью. У некоторых африканских племен женщины с очень черной кожей высоко ценятся как любовницы, но не как жены. Любовная страсть покрыта темнотой и тайной; стало быть, черное может символизировать нечто сокровенное и страстно желанное. У
арабов выражение «чернота глаз» означает возлюбленную, «чернота сердца» — любовь.
Таким образом, черное может иметь и благоприятное значение. Оно воспринимается так, например, в засушливых районах Африки, где мало воды и черные тучи сулят плодородие и изобилие. Духам-хранителям, посылающим дождь, приносят в жертву черных быков, коз или птиц, а жрецы при этом тоже облачаются в черное.
В веб-дизайне чёрный придает значительность, элегантность, представляет сайт в изысканном и лаконичном стиле. Черный как никакой другой цвет заставляет вещи выглядеть дорого. Но использовать его следует с умом, поскольку отрицательные коннотации черного цвета на редкость сильны и мрачны — его ассоциируют со смертью, тайной, неизвестностью, трауром, печалью.
Оранжевый цвет представляет собой комбинацию соседствующих с ним желтого и красного цветов. Оранжевый символизирует счастье, радость, солнечный свет. Это активный цвет, вызывающий детский восторг.
Так как этот цвет часто связан с молодым задором и радостью, то его использование будет эффективным на сайтах, направленных на общение, развлечение. Известным примером является сайт «Одноклассники», созданый для поиска, встречи одноклассников, друзей, поиска новых знакомств. Встреча давних друзей всегда вызывает чувство радости, поэтому оранжевый цвет, наиболее точно может передать хорошее настроение.
Еще издавна древние люди считали оранжевый цвет цветом здоровья и творчества. Этот цвет является тонизирующим, способствует увеличению притока кислорода в мозг, усиливает творческую активность. Многие компании, чья деятельность связана с творчеством, используют на сайтах оранжевый цвет.
Оранжевый эффективно используется в рекламе, поскольку обладает способностью притягивать внимание. Так как оранжевый цвет является активным и энергичным, то его целесообразно использовать на сайтах, посвященным спорту и здоровью.
Желтый - цвет золота, которое с древности
воспринималось как застывший солнечный цвет. Это цвет осени, цвет зрелых колосьев и увядающих листьев, но также и цвет болезни, смерти, потустороннего мира.
У многих народов женщины отдавали предпочтение желтой одежде. Нередко желтый цвет служил отличительным признаком знатных особ и высших сословий. Например, монгольские ламы носят желтую одежду с красным поясом.
С другой стороны, у некоторых народов Азии желтый цвет является цветом траура, скорби, печали. В Европе желтый или желто-черный флаг обозначал карантин, а желтый крест — чуму. У славянских народов желтый цвет считается цветом ревности, измены, а на Тибете ревность называют буквально «желтый глаз». Вспомним также ассоциации с «желтой пресой».
Яркий желтый в цветовой гамме сайта — это счастливый цвет, вызывающий положительные ассоциации: радость,
яркость, ум, энергия, оптимизм, счастье. Жёлтый цвет настраивает на коммуникабельность, поэтому компании, которые хотят показать свое дружелюбное отношение к пользователям использует его в качестве символа открытости, общительности. Примером может служить сайт компании Евросеть. Одним из самых широких спектров продаж фирмы является мобильные телефоны, которые являются средством общения между людьми.
Зеленый — цвет травы и листьев. У многих народов он символизирует юность, надежду, веселье, хотя порой и незрелость, недостаточное совершенство. Зеленый цвет предельно материален и действует успокаивающе, но может производить и угнетающее впечатление (не случайно тоску называют «зеленой», а сам человек «зеленеет» от злости).
У иранцев зеленый цвет ассоциируется как с бурным ростом и свежестью, так и с несчастьем, печалью, скорбью, поэтому о злополучном человеке говорят «зеленая нога», а о кладбище - «зеленый дом». В средневековой Европе шуты носили зеленую с желтым одежду, а банкроты в Германии должны были надевать зеленые шапки.
Существует большое количество оттенков зеленого и они вызывают самые разные ассоциации. Так, например,
насыщенно-зеленый — это цвет взрослых деревьев, высоких и устойчивых. Этот цвет часто встречается на сайтах адвокатов и финансистов. Поскольку оттенки зеленого дают ощущение чистоты и свежести, они особенно популярны на сайтах косметической продукции, а также на сайтах медицинских услуг, но в данном случае оттенки преимущественно светлого цвета.
Синий цвет у многих народов символизирует небо и вечность. Он также может символизировать доброту, верность, постоянство, расположение, а в геральдике обозначает целомудрие, честность, добрую славу и верность. «Голубая кровь» говорит о благородном происхождении; англичане называют истинного протестанта «синим».
Кроме того, синий цвет близок к черному и получает сходные с ним символические значения. Он считался траурным в Древнем Египте и у некоторых народов Южной Африки. Французы называют ужас «синим страхом». У славянских народов синий служил цветом печали, горя, ассоциировался с бесовским миром.
Синий — это мирный, успокаивающий цвет, наводящий на мысли о солидности и опыте, внушающий доверие. Его часто выбирают для оформсления корпоративных сайтов. Сочетания, в которых используется этот цвет, служит для выражения надежности и взаимозависимости. Традиционно эти цвета были связаны с представлением о власти. Данный цвет возможно применять в образовательной, финансовой, юридической сфере, консалтинге, где необходимо отобразить представительность и обеспечить сосредоточенность на информации.
Фиолетовый цвет соединяет эффект красного и синего -это цвет внутренней сосредоточенности. Как и синий, он погружает в себя, настраивает на философский лад. Это цвет королевской власти, изысканности, богатства и роскоши. Он подразумевает духовность, побуждает к творчеству.
Фиолетовый цвет всегда считался магическим. Этот цвет -символ таинственности, меланхолии, беспорядка в мыслях и чувствах, глубины и гипнотизма. Этот цвет любят мистики, творческие натуры и экспериментаторы, а также маленькие дети, так как для них он связан с волшебными сказками.
Сочетания с доминирующим фиолетовым цветом символизируют властность и царственность. В прошлом его носили короли, высшее духовенство и люди, увлекающиеся колдовством. Фиолетовый цвет можно использовать на сайте, связанном с магией, астрологией, поскольку он является таинственным и в природе встречается редко. Также данный цвет интересен детям, поэтому его используют на сайтах, посвящённых детской тематике.
Коричневый цвет в цветовой гамме сайта символизирует устойчивость, консерватизм компании, потому что отождествляется с землей, удобством, выносливостью. Также этот цвет ассоциируется с древностью, поэтому возможно использование данного цвета на сайтах, посвященных истории, археологии, антиквариату, особенно в сочетании с золотым. Такой выбор цветовой гаммы эффективно передает настроение: коричневый цвет - цвет старинности, древности, а золотой -роскоши и богатства.
Использование коричневого цвета на сайтах, посвященных кофе, шоколаду, изделий из кожи и дерева носит ассоциативный характер и тоже является выигрышным.
Зачастую от того, насколько корректно выбрана цветовая гамма, зависит успех веб-проекта. Поэтому при создании сайта необходимо помнить о символическом значении цвета, грамотно его использовать, учитывая специфику деятельности сайта, а также культурные, возрастно-психологические особенности целевой аудитории.