Научная статья на тему 'Символика тела в сновидениях'

Символика тела в сновидениях Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
8001
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛО / СИМВОЛИКА СНОВИДЕНИЙ / ЖАНР СНОТОЛКОВАНИЙ / СОННИКИ / ПСИХОАНАЛИЗ / КУЛЬТУРНЫЕ АРХЕТИПЫ / HUMAN BODY / SYMBOLISM OF DREAMS / INTERPRETATION OF DREAMS / BOOKS OF DREAM INTERPRETATIONS / PSYCHOANALYSIS / CULTURAL ARCHETYPES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гура Александр Викторович

В статье показаны различия и сходства в том, как отражено человеческое тело в жанре устных народных и книжных снотолкований, а их сравнение с толкованием снов в психоанализе позволяет выявить общие модели символизации и ряд символических универсалий и культурных архетипов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The symbolism of human body in the dreams

The author shows differences and common traits in the refl ection of the human body in oral folklore and literary interpretations of dreams. Their comparison with the interpretation of dreams in the psychoanalysis helps fi nd common symbolising models and several symbolic universals and cultural archetypes

Текст научной работы на тему «Символика тела в сновидениях»

Символика тела в сновидениях

А. В. Гура (Москва)

В статье показаны различия и сходства в том, как отражено человеческое тело в жанре устных народных и книжных снотолкований, а их сравнение с толкованием снов в психоанализе позволяет выявить общие модели символизации и ряд символических универсалий и культурных архетипов. Ключевые слова: тело, символика сновидений, жанр снотолкований, сонники, психоанализ, культурные архетипы.

Снотолкование как особый жанр имеет бинарную структуру: интерпретируемый образ (сон) в первой части и его символический смысл (прогноз) - во второй. Традиционный сонник представляет собой закрытый набор снотолкований. Объектом интерпретации в нем является широкий, но не безграничный набор реалий. Из объектов, относящихся к человеческому организму и его жизнедеятельности, мы найдем в соннике практически все внешние, видимые глазом органы, экскременты и прочие выделения, но в нем не будет почти никаких внутренних органов (например, сердца), за очень небольшим исключением. При этом картина в устной и книжной традиции толкования снов будет различна. В народной традиции толкуются чаще всего голова (покрытая или нет), волосы (длинные, их стрижка, расчесывание, выпадение, заплетание, крашение), борода (большая и бритье), зубы (выпадение разных групп зубов, их вырывание с болью, с кровью или нет, вынимание их изо рта и удаление грязи из дупла), руки (большие, грязные, скрещенные, их разглядывание, отрезание), ноги (большие, босые или обутые, их мытье и разглядывание), тело (голое или покрытое, ранение, укус, омовение и убиение), пищеварение (еда и питье, голод, объедание), кровь (в том числе из зубов, из носа и питье крови), экскременты (испражнение, понос, испачкаться калом), а также телесные контакты, особенно поцелуй и объятия (с женщиной или мужчиной, стариком или старухой, мертвецом). Редко в устных снотолкованиях встречается лицо (только бледное), шея (как место укуса), усы (отпавший ус), брови (которые чешутся и толкуются как в обычной примете), нос (большой), пальцы (в том числе с кольцом или без него), ногти, болячки на теле (сыпь

и чирей), задница (голая), гениталии (только опосредованно, в виде гриба как символического субститута фаллоса, предсказывающего беременность), живот (большой) и беременность, из внутренностей -только выпавшие кишки, из телесных контактов - совокупление, касание руками, ласки и кормление грудью.

То же самое в книжной традиции (в рукописных и печатных сонниках) представлено более детально, с большим разнообразием признаков, например, зубы - новые, отрастающие, ровные или щербатые, проглатываемые или вытолкнутые языком изо рта, в руке или за пазухой, сломанные, сросшиеся, черные, белые, золотые, серебряные, свинцовые, оловянные, железные, стеклянные, деревянные, восковые; голова - большая, не одна, а две или три, отрубленная, черная и т. д.; волосы - седые, завитые, кудрявые, спутанные и т. д.; нос - маленький, отрубленный или потерянный; нога - хромая, отрезанная, бритые ноги; тело - мохнатое, с отсеченными конечностями, полное или худое; гениталии - большие или отделенные от тела; грудь - маленькая или большая, израненная, твердая; из болячек на теле - струпья, опухоль, оспа и др.; живот - растущий, надутый, тощий, голый, порванный; кровь - пролитая на землю, вся вытекшая, кровохарканье и кровопускание. Нередко это необычные и даже фантастические образы, как, например, язык, выпавший изо рта; волосы на языке; глаза в руке или в ушах; ноги, которые носят в руках; отрубленная голова в своих собственных руках; горящие волосы или ноги; бородатая женщина; уши с заползшими в них муравьями или с прорастающими из них пшеничными колосьями; уши наподобие волчьих или ослиных; отрезаемые от тела куски и съедаемые тобой же; нечто растущее из колена. В устной народной традиции, в отличие от книжной, отсутствуют рога на голове человека, бакенбарды, рот, язык, уши, крылья на спине, колено, кожа, бедро, горб, смена половых признаков на противоположные, грудь, кости, жилы и многие выделения (моча, пот, слюна и рвота). Зато в книжной традиции, в отличие от народной, нет ногтей, задницы и слабее представлены телесные контакты (есть совокупление, поцелуй и кормление грудью, но нет объятий, касания руками и ласк).

В отличие от интерпретируемых образов, список самих толкований, то есть символических значений, имеющих отношение к телесной сфере, гораздо скуднее, потому что интерпретации сновидений чаще носят обобщенный и отвлеченный характер, а нередко сводятся к самой общей оценке, негативной или позитивной (плохо или хорошо). Причем число негативных толкований преобладает над

позитивными. Лишь изредка сон толкуется как конкретный предмет или событие. К телесным по содержанию толкованиям относятся болячки на теле (прыщи, чирей, нарыв, короста, оспа, шишка), слезы, кровь, менструация, дефлорация, беременность, зубная боль, укус, порез руки, перелом конечности, недержание мочи и сексуальный контакт. Яйца и круглые плоды (груши, грибы, красные ягоды, горох, пшеничные зерна, красные яблоки, картофелины), увиденные во сне, предвещают появление болячек на теле. Еще более широкий ряд круглых и обычно мелких предметов у восточных и западных славян символизируют слезы: к слезам снятся орехи, фасоль, виноград, ягоды, грибы, горох, семечки, лен, яйца, икра, монеты, град, бусы и т. п. Предвестьем слез может быть также вода, в том числе небесная, земная и ее обитатели: дождь (капли дождя), река и рыбы. В свою очередь, рыба может символизировать мочеиспускание. Ловля рыбы, водяные пиявки и лягушка, мелкая живность (белки, крысы, мыши и др.); яблоко как символ любви, брака и плодоношения1; пчелиный укус, ассоциирующийся с коитусом2, и мужские штаны на женщине сулят ей беременность. Помидоры и красные ягоды могут обозначать менструацию по сходству их цвета с кровью; сломанное дерево - перелом руки или ноги, а сад, яблоки и груши - иметь эротический смысл.

В устной и книжной традиции способы толкования снов о теле в целом не отличаются от любых других. Так, имеется небольшое число внеязыковых прямых и обратных толкований. К первым можно отнести такие, в которых прогноз является следствием увиденного во сне, выводом из него. Например: белор. (минское) волосы стричь - у салда-ты пойдеш, укр. (ровен.) волосы выпадают - стареешь, белор.-полес. змея укусит за руку - к болезни; макед. (велес.) убьешь во сне врага, злодея - он не сможет ничем тебе навредить; ярослав. себя голым видеть - к позору, укр.-волын. хтось обругае, белор. (витебско-могилев.) стыд какой-то будет и то же самое у евреев Восточной Галиции: на следующий день будешь пристыжён3. В польском соннике 1895 г.: живот надутый - опасный недуг; в рукописном соннике из Волынской обл.: ранений кинжелом - победа над врагом, в будапештском соннике начала XIX в.: раненая грудь - сулит болезнь и смерть; в арабском соннике Мугельэдина, популярном среди крымских татар: всей крови лишиться - приближение смерти; в одесском соннике 1919 г.: мертвым себя видеть - увольнение от службы4.

На смысловом противопоставлении образа сновидения и его значения основаны обратные толкования. Они объясняются представле-

нием о сне как временной смерти, когда душа спящего путешествует на тот свет, и поэтому во сне все обратно по отношению к реальному миру. Обратные толкования снов, относящихся к телу, встречаются в белорусской устной традиции, например, витебско-могилев. бледным быть - к здоровью или голодным быть - нужды ня будя, а также сны, связанные с тактильными ощущениями: бусы, корали, занизки - руку порежеш5. В крымско-татарском соннике арабского происхождения: отрезать ногу - долгая жизнь; в среднеазиатском мусульманском соннике персидского происхождения: если кто увидит у себя на руке глаз - получит некоторую сумму звонкой монеты, и темный цвет этого глаза - означает монету светлую или если кто увидит во сне, что зубы у него выпали, - жизнь хозяина зубов будет долгой; в московском соннике 1878 г.: оспу иметь - здоровье6.

Во многих снотолкованиях используется принцип метафоры. Например: вологод., кубан. длинные волосы или девичья коса - дорога; укр. екатеринослав. волосся розчисуваты - порядкуваты, лад даваты; сев.-болг. (плевен.) омыть с себя грязь - избавишься от бед, неприятностей и обвинения; макед. вычистить грязь из дупла коренного зуба - кто-либо из домашних очистится от чего-то плохого, а собака укусит - вред, убыток понесешь, или турок будет тебя бить; кашуб. укус пчелы - дефлорация1. В крымско-татарском соннике: волосы длинные - выгодная дорога, если принудишь себя ехать; в древнекитайском соннике XI в. до н. э.: снится, что волосы снова отрастают, - долголетие8. Рот и зубы в сонниках могут символизировать дом и детей.

Парные части тела нередко приобретают в снотолкованиях брачную символику. Особенно это касается ног, босых или обутых, и самой обуви: укр. (ровен.)разутый - тераеш свою пару, обутый -хорошо, обувь - к жениху; макед. обувь обуешь - женишься9. В петербургском «Справочном энциклопедическом лексиконе сновидений» 1862 г. издания: брови - успех в любовных интригах10.

Телесное в снотолкованиях часто уподобляется психическому. Например, болг. мыть голову или бриться - заботы, беспокойства исчезнут11. В книжной традиции таких толкований больше: в крымско-татарском соннике: мочиться - освободиться от недуга душевного; там же и в московском соннике 1818 г.: нос большой - премудрость или предвестие мудрости; в том же московском соннике: потеря бровей - стыд, сожаление, угрызение совести, а в варшавском соннике 1895 г.: бровь густая - добиться счастия12. Ранение толкуется как причинение душевного страдания: в петербургском

«Справочном энциклопедическом лексиконе сновидений» 1862 г.: грудь израненную иметь - знаменует любовную страсть; в одесском соннике 1919 г.: раненым в грудь себя видеть - искушение и беспокойство от любви; ср. еще у Нострадамуса (в XVI в.): увидеть во сне на своем теле раны - кто-то из ваших близких станет причиной ваших нравственных страданий; если во сне вас ранили ножом или кинжалом - остерегайтесь мнимых друзей, их злые языки могут нанести вам сердечную рану, а видеть во сне кровоточащие раны - наяву испытывать угрызения совести13.

Толкование целого ряда телесных образов строится на основе метонимии. Часто символическое значение мотивируется функцией того или иного телесного органа. Так, пальцы связаны со счетом, отсюда ярослав. пальцы руки видеть - считать деньги14. Функция ног - ходьба, поэтому у македонцев видеть во сне, что ноги себе моешь, - будешь путешествовать15. Кашубское снотолкование присматриваться к ногам - к свадьбе, совпадающее по значению с обычной приметой, объясняется Бернардом Сыхтой, который приводит его в своем словаре, тем, что нога символизирует танец16. Однако более вероятна в данном случае иная мотивация: матримониальный смысл этого снотолкования обусловлен связью ноги со смежной сексуальной сферой. Обонянием как функцией носа объясняется толкование сна из варшавского сонника 1892 г.: без носа быть - подвергнуться неприятным испарениям11. Функции рта - органа, связанного с приемом пищи и с речью, - отражены в среднеазиатском мусульманском соннике персидского происхождения: Если кто увидит во сне, что нечто попало ему в рот, - будет иметь пропитание. Если кто увидит, что нечто выходит у него изо рта, и если при этом выходит вещь хорошая, - то от этого человека будут исходить слова хорошие. Если же выходит вещь нехорошая, то видящий такой сон будет говорить нехорошие слова18.

В толковании сновидений, в формировании их символического значения огромную роль играет языковая мотивация. Она может быть фонетической, на основе парономазии (сближения слов по звучанию при частичном совпадении морфемного состава), например: витебско-могилев. хвост чей-то увидеть - хвастоваць будеш или в словацком переводе смешанного сонника начала XIX в. горящая, огненная (сло-вац. ^паса) нога - заболеет (словац. о^опе) противник19.

Иногда толкование мотивируется значением слова, обозначающим сновидение, или его производным, то есть актуализирует их вторичные, метафорические значения. Например, белор.-полес. кали

ува сьне сабака кусае - то ворах укусиць, пол.-подляс. если собака кусает - кто-нибудь «укусит» (то есть уязвит, нанесет обиду или вред), кто-то язвительно словами «укусит» или кто-то «кусает», очерняет тебя; вост.-белор. (витеб. и могилев.) ласкается кто-то -просить тебя будут, лащитца, то есть подлизываться; укр.-волын. як кров бачыш - якись-то крэвный добываеця до домы, як дэ он далэ-ко или ярослав. кровь - видеться с родным, кровным, то есть происходящим от одних предков; белор. (минск.) заплетать косу - плётки, то есть сплетни, ср. также в варшавском соннике 1895 г.: заплетать волосы - запутанный судебный процесс20.

Встречается и фразеологическая мотивировка толкования снов. Например, болг. моешь себе руки - значит не достигнешь того, чего желаешь становится понятным с учетом болгарского выражения омия си шаките (ръците) [умыть себе руки] в значении 'потерять надежду на достижение желаемого'21. Другое связанное с мытьем устойчивое выражение, обозначающее сплетни, наговоры, определяет значение сна из брестского Полесья: умываешься - обмывать, обговаривать тебя будут, языками мыть22. С языковыми фразеологизмами, передающими появление хлопот и других неприятностей как их падение сверху на голову (они могут на голову свалиться, обрушиться, посыпаться), связаны такие македонские снотолкования, как видеть себя с головой, покрытой кожухом, - будут убытки и хлопоты, заботы; краску на голову наносить - большие хлопоты, заботы будут; видеть человека или приятеля с большой феской на голове - хлопоты и заботы падут на его голову23. Шея, выступающая в языке как место сосредоточения бремени, отягощающего человека (на шею навязываются или садятся), отражена в этом значении в среднеазиатском мусульманском соннике: если кто увидит во сне на шее своей воротник, причиняющий стеснение, - будет иметь на шее своей неприятное дело24. Еще один пример подобного рода - из русского сонника XIX в.: видеть собрание людей безносых - убедиться, что вас проведут за нос25.

Снотолкования, связанные с телом, обнаруживают связь с ритуальными действиями и атрибутами, отражающими архаические представления. У восточных и южных славян всякий телесный контакт во сне толкуется как источник заболевания: кубан. старуха поцелует - к болезни; макед. если поцелуешься во сне с кем-то в уста -кашель тебя прихватит, безобразная женщина поцелует тебя в руку - заболеешь, обниматься со старым человеком - к болезни; во-лын. обдыймае хлопыць, цилуе - то болесть; ровен. целуешься или

тебя целуют - болезнь, целоваться со старухой - хвороба, старуха обнимает - шухля [малярия], мушчына обдыймае - грып споймаеш, половое сношение - пудвей [эрозия шейки матки]26. В книжных сонниках это часто тоже плохие предзнаменования: в калужском соннике 1787 г.: блудодействовать во сне - знак худой; в среднеазиатском мусульманском соннике персидского происхождения: если кто увидит себя во сне наслаждающимся любовью - то ожидают его беспокойство и печаль21.

Функцию, сходную с непосредственным телесным контактом, в некоторых магических способах лечения выполняет одежда. Брачная символика, как мы уже видели, объединяет в снотолкованиях ноги, босые или обутые, с обувью. Кроме того, ноги и обувь объединяются в снотолкованиях общей символикой пути, например: укр. сапоги, ботинки - будет какая-то дорога или поездка; кашуб. обувь - путешествие, порой такое далекое, из которого никто не возвращает-ся28. Тесную корреляцию можно наблюдать также между головой и головным убором, ср. полесские толкования снов - ровен. потерять женский головной убор - потерять голову; волын. [увидеть во сне] вэлён (то есть фату) - голова болитымэ29. Близкие примеры дает и книжная традиция: в польском соннике, изданном в Ченстохове в 1898 г., шляпу изодрать, изорвать - означает повреждение головы; а в российском харьковском соннике 1911 г. шляпу или шапку потерять - затруднение, требующее умственного напряжения3. Такая тесная связь голых частей тела с тем, что надевается на них и их прикрывает и защищает, проявляется в их функциональной близости, доходящей порой до нерасчлененности (как, например, в ритуальном свадебном головном уборе), вплоть до вовлечения одежды (включая обувь и головной убор) в сферу телесного, в чем можно видеть отголосок древних, архаических представлений.

В толкованиях снов, касающихся тела, наблюдается такая особенность: всякая телесная недостача, уменьшение или утрата частей тела толкуется либо как смерть (или болезнь), либо как убыток: бе-лор. гомел. як з чоловека юшю упадуць - умрэ нехто у роду; брест. волосы выпадают - хто-то з родни помрёт; болг., серб. выпадение бороды - к смерти; кубан. обрезать косы, волосы - к смерти; сев.-зап.-болг. резать волосы - тяжелая болезнь; макед. испражнишься - заболеешь; малопол. (тарнобжег.) понос - заболеть; укр. волын. ребенок сосет грудь - грудь болитымэ; витеб., могилев. кормить дитя [грудью] - убыток; ярослав. волосы стричь - получить убытки; гроднен. руку адцяу или ус адпау - нехто заробак адбере; макед.

кровь течет из носа - понесешь ущерб31. И наоборот, телесные избытки, приращения трактуются как прибыль: ярослав. борода - к прибыли в семействе или в домашнем скоте; мин. волосы на руках видеть - богатство, нос большой, ноги, руки большие - прибытак; витеб., могилев. живот большой - к прибыли; гомел. скула [чирей] або тшая балячка - дастанеш гасцтца, уусыпка - грошы, богацтво; малопол. (келец.) кровь пить - добрый знак32.

Аналогичных примеров много и в книжной традиции. Приведем примеры, касающиеся головы, ушей, живота, груди, горба, новообразований, высыпаний на теле, пальца, носа, волос, кровопускания и различных выделений и отходов организма. В российском рукописном соннике XIX в.: [голову] отрубленную у себя видеть - предвещает смерть родителей или потерю пожитков; в калужском соннике 1787 г.: голову большую иметь во сне - значит честь и богатство, голову свою с большими ушами во сне видеть - значит приобретение громкой славы, голову небольшую - бедность и худую надежду; в московском соннике 1878 г.: две головы иметь - благополучие33. В варшавском соннике 1892 г.: живот голый или раненый иметь - нужда или болезнь; в украинском соннике XVIII в.: брухъ албо чрево порожное видтти во сне - шкоду знаменуе; в калужском соннике 1787 г.: брюхо тощее или прорванное - знак недостатка и убожества; в базельском соннике Джероламо Кардано 1563 г.: живот большой - означает богатство и большое имущество; в одесском 1919 г. - богатство; в варшавском 1895 г. - благосостояние34. В российском рукописном соннике XVIII в.: перси свои малы видить -убожество знаменует35. В московском соннике 1878 г.: горб у себя иметь - радость36. В крымско-татарском соннике: опухоль - большой заработок31. В варшавском 1895 г.: струпья - к большим богатствам38. В ченстоховском соннике 1898 г.: палец утратить - уменьшение благ39. В том же соннике: нос большой видеть - умножение доходов, а в среднеазиатском - к достижению почетного положения и богатства; в московском соннике 1878 г. [нос] малый - ущерб имения, а потерять его - вред и убыток40. В варшавском соннике 1895 г.: волосы по всему телу - богатство; московском 1878 г.: [волосы] густыми видеть - богатство, жидкими - печаль41. В древнееврейском соннике: борода - прибыль, брить - к убытку; в московском соннике 1878 г.: видеть себя с бородой - прибыль; в калужском 1787 г.: бороду долгую иметь - значит приращение сил и чести, бороду брить во сне - знак убытка и бесчестия42. В петербургском «Справочном энциклопедическом лексиконе сновидений» 1862 г.: во сне увидишь

себя с бакенбардами - знак неожиданной прибыли и дохода, ежели же стригут бакенбарды - то знак потери и досады43. В крымскотатарском соннике: усы длинные - похвала, усы стричь - потеря че-сти44. В одесском соннике 1919 г.: кровь пускать - разорение и слабость45. В лейпцигском 1805 г.: обмочиться в постели - болезнь46. В московском 1818 г: видеть детей, сосущих грудь, - болезнь41. В «Справочном энциклопедическом лексиконе сновидений» 1862 г.: блевание - знак потери какой-нибудь вещи, употребление которой могло быть вредно, хотя и приятно, как, например, потеря бутылки превосходного белого рома или чего-нибудь подобного; веснушки у себя на лице - предвещают тому, кто их не имеет, счастие и выгоды, а тому, у кого есть веснушки, - слезы и новые заботы, почему должен озаботиться свести их, обратясь для этого к известнейшим косметикам или к журналу «Русская Хозяйка», где есть всё, чего и не хочешь и не просишь48.

Особое место в этом же ряду занимают зубы. В устной снотолковательной традиции утрата зуба, его выпадение или вырывание, является предвестьем смерти. Дальнейшая конкретизация зависит от того, какой зуб был утрачен и сопровождалось ли это болью и кровотечением. Например: полес. передний зуб выпадет с кровью - смерть близкого родственника (брата, ребенка и т. п.), заднего или бокового зуба без крови - смерть дальнего родственника; болг.-банат. зуб выпадет и болит - умрет кто-то в доме или близкий, а без боли - из дальней родни; центр.-серб. (шумадийск.) вырвать зуб без боли - умрет дальний родственник, с болью - кто-то из близких, из домашних или из семьи; кашуб. выпадет передний зуб, особенно клык, - умрет очень близкий родственник, выпадет коренной зуб - умрет кто-то из дальней родни; чеш. если во сне вырываешь себе зуб - умрет вскоре кто-то из наших друзей или родственников, и чем сильнее при этом была боль, тем ближе и дороже будет этот друг49. То же самое в сонниках, в том числе древнейших: в китайском соннике XI в. до н. э.: [зубы] выпадают - несчастье с отцом или матерью; в древнеегипетском демотическом соннике (между VIII и V вв. до н. э.): если человек видит, как падают его зубы, - кто-то из его родных умрет; в античном соннике II в. н. э., составленном Артемидором Далдианским, родом из Эфеса в Малой Азии: какой зуб кто теряет, такого человека и лишится; кто видит во сне, что теряет зубы, черные или гнилые, или поломанные, - тот избавится от всяких хлопот и несчастий, часто в таких случаях теряют стариков50. Сонник Артемидора, впервые изданный по-гречески в Венеции в 1518 г.,

известен также в позднейших арабских и европейских переделках, начиная с сонника Джероламо Кардано, опубликованного в Базеле в 1563 г., в котором аналогичное снотолкование о зубах тоже имеется: если [зубы, приснившиеся больному,] все вместе выпали, - то это означает смерть51. В крымско-татарских снотолкованиях, восходящих в основном к арабскому соннику Мугельэдина, вырвать зуб с болью - потеря, или разлука с родным, без боли - смерть любимого животного52. В среднеазиатском мусульманском соннике, происходящем, по-видимому, из юго-западной Персии, верхние коренные зубы означают родных по отцу, а нижние - родных по матери, кроме того все зубы с правой стороны могут означать родных по отцу, а с левой - родных по матери; какие зубы в сновидении будут отсутствовать - те родственники будут в отсутствии, и если какой-то зуб будет увиден во сне поврежденным - повреждение получит и соответствующий родственник53. В Нюрнбергском соннике 1591 г. и в лейпцигском 1805 г.: зуб выпавший - умрет кто-то из друзей; в русском соннике, изданном в Калуге в 1787 г.: зубы свои давать рвать во сне - значит смерть приятеля, а когда зуб здоровый выпадает во сне - то свойственника или приятеля смерть предвещает; в смешанном так наз. «Новом египетском соннике» начала XIX в., изданном в Будапеште: если выпадут зубы - близкий умрет; в разных польских сонниках XIX в.: зуб выпавший - смерть в семье54, и т. д.

Устная традиция снотолкований тесно переплетена с книжной и несет на себе отпечаток ее влияния. Но и независимо от этого влияния устные и книжные сонники разных народов дают немало примеров символических универсалий, то есть схождений, не обусловленных культурно-родственными связями. Сон об утрате зубов как предвестье смерти как раз и является такой универсалией: он сходным образом толкуется в самых разных этнокультурных традициях - у славян, литовцев, немцев, швейцарцев, армян, азербайджанцев, татар, среднеазиатских народов, саамов, японцев, древних египтян, иудеев и др.55 Универсалией можно считать и само это сновидение, поскольку, по наблюдениям психологов, оно случается у большинства людей, то есть относится к типическим.

Об архетипическом характере многих символов сновидений свидетельствует не только их типологическое сходство в генетически не связанных между собой культурных традициях, а также случаи их совпадения в устной и книжной традициях, но и общие механизмы символизации в культуре и в практике психоанализа, трактующего такие символы, в отличие от сонника, не прогностически, а диагно-

стически («сонником» нового типа называл З. Фрейд свою теорию анализа символики снов56). Так, в сновидениях о выпадающих зубах психоаналитики видят свидетельство истощения сексуальной энергии57 (которая по сути есть часть жизненной!). В психоанализе и позднейших исследованиях коллективного бессознательного сны также интерпретируются метафорически, реже - по контрасту, иногда - на основе языковой мотивации (например, сны о руке, нем. Hand, связываются с собственным действием, поступком, нем. Handeln58). Ноге в теории психоанализа приписывается сексуальный символический смысл59, как и в культурной традиции (ср. выше аналогичную символику ног в кашубском снотолковании «присматриваться к ногам -к свадьбе»). Швейцарский психоаналитик, юнгианец Эрнст Эппли (1892-1954) символически связывает с ногой в сновидениях прохождение человеком его жизненного пути; в снах о купании как символе самоочищения видит раскрытие телесного начала в соединении с психическим обликом человека, включая все недостатки и изъяны; а мотив змеи, кусающей в пятку, трактует в эротическом плане60, что согласуется с символикой укуса в снотолковательной устной и книжной традиции и позволяет относить укус к числу символических стереотипов и архетипов. Универсальный характер подобных символических смыслов отнюдь не отменяется генетической связью психоанализа с культурной традицией и ее влиянием на интерпретацию сновидений Фрейдом и Юнгом, которые были знатоками античной мифологии и опирались в своих трудах на классическое искусство. Скорее наоборот - такие символы служат подтверждением единства культуры в ее общечеловеческом, вневременном аспекте.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Гура А. В. Брак и свадьба в славянской народной культуре: семантика и символика. М., 2012. С. 300-308.

2 Там же. С. 626-627.

3 Ляцкий Е. Материалы для народного снотолкователя. II. Минской губернии // Этнографическое обозрение. 1898. № 1. С. 142; Полесский архив отдела этнолингвистики и фольклора Института славяноведения РАН, Ровенская обл., Рокитновский р-н, Глинное, зап. И. А. Мямикеевой; Moszynski К. Ро^е Wschodnie. Materjaly etnograficzne z wschodniej cz§sti Ь. powiatu mozyrskiego oraz powiatu rzeczyckiego. Warszawa, 1928. S. 152; Ецов Т. Г. Тълкувание на природни явления, разни народни вярвания

и прокобявания. От Велес // Сборник за народни умотворения, наука и книжнина. София, 1896. Кн. 13. С. 176; Балов А. Сон и сновидения в народных верованиях. Из этнографических наблюдений, собранных в Ярославской губернии // Живая старина. 1891. Вып. 4. С. 210; Волынская обл., Рат-новский р-н, Пески Речицкие, зап. автора; Романов Е. Опыт белорусского народного снотолкователя // Этнографическое обозрение. 1889. № 3. С. 59; Segel B. W. Materyjaly do etnografii Zydow wschodnio-galicyjskich // Zbior wiadomosci do antropologii krajowej. Krakow, 1893. Т. 17. S. 324.

4 Nowy sennik ulozony i dopelniony wedlug niezawodnych wskazo-wek na podstawie dlugoletnich badan z dodatkiem chiromancyi czyli wro-zenia z r§ki. Warszawa, 1895. S. 6; Рукописный сонник М. Я. Черной из с. Пески Речицкие Ратновского р-на Волынской обл., переписанный ею вскоре после войны из тетради, принадлежавшей девушке из Белоруссии (скопировано автором в 1979 г.); Aklic A. Tri zlomene pecate alebo traktat o prevelikych tajomstvach ukrytych v sne, hviezde a cisle. Horoskope. Snar. Kabala. Bratislava, 1970. S. 148; Турско-татарский сонник / Сост. В. Х. Кондараки, как дополнение к этнографическому отделу описания Крыма. М., 1884. С. 8; Новейший полный сонник. Одесса, 1919. С. 10.

5 Романов Е. Опыт... С. 59, 64, 65.

6 Турско-татарский сонник. С. 12; Маллицкий Н. Г. Мусульманский сонник. Казань, 1902 (Приложение к Ученым запискам Казанского университета за 1901 год, декабрь). С. 19, 20; Миллион снов, выбранных из сочинений знаменитых египетских и индейских мудрецов и астрономов, как то Алия, Альбумазара, Иоганна Калиостра Иоганна, Кениг-сбергера, Мартына Задеки, Платона, Птолемея и известной французской сногадательницы Г-жи Ленорман, с приложением толкового сонника. Изд. 2-е. М., 1878. С. 69.

7 Краснодарский край, станица Северская, зап. В. А. Потаповой; Манжура И. И. Сказки, пословицы и т. п., записанные в Екатерино-славской и Харьковской губерниях. Харьков, 1890. С. 161; Маринов Д. Народна вяра и религиозни народни обичаи. София, 1914 (Сборник за народни обичаи и народопис. 1914. Кн. 28). С. 118; Цепенков М. К. Съно-видения и тълкуванията им // Сборник за народни умотворения, наука и книжнина. София, 1892. Кн. 7. С. 131; Ецов Т. Г. Тълкувание на природни явления, разни народни вярвания и прокобявания. От Велес // Сборник за народни умотворения, наука и книжнина. София, 1896. Кн. 13. С. 176; Sychta B. Slownik gwar kaszubskich na tle kultury ludowej. Wroclaw; Warszawa; Krakow; Gdansk, 1972. T. 5. S. 34.

8 Турско-татарский сонник. С. 3; Китайский сонник // Дом Солнца. http://www.sunhome.ru/dreams/226/p1

9 Полесский архив, Ровенская обл., Дубровицкий р-н, Озерск, зап. автора, Рокитновский р-н, Глинное, зап. И. А. Мямикеевой; Це-пенков М. Тълкувания на природни явления, разни народни вярвания и прокобявания. От Битолско, Прилепско, Велешко и Самоковско // Сборник за народни умотворения, наука и книжнина. София, 1896. Кн. 13. С. 149.

10 Справочный энциклопедический лексикон сновидений. Более 3000 объяснений явлений сна / Собирал в течение 66 лет добрый старичок из Утиной улицы. Издал в свет наследник доброго старичка из Утиной улицы, по его завещанию. СПб., [1862]. С. 34.

11 Петрова А. Норми и забрани, свързани с косите, брадите и му-стаците в битова и обредната практика на славянските народи. Научен ръководител А. Афанасиева-Колева // Архив Ц. Романской. Софийски университет «Св. Климент Охридски». София, 1982. С. 38.

12 Турско-татарский сонник... С. 11; Миллион снов... С. 68, 20; Nowy sennik ulozony i dopelniony... S. 6.

13 Справочный энциклопедический лексикон сновидений. С. 70; Новейший полный сонник. С. 13; Сонник Нострадамуса // Дом Солнца. http://www.sunhome.ru/dreams/24

14 Дерунов С. Материалы для народного снотолкователя. III. Ярославской губернии // Этнографическое обозрение. 1898. № 1. С. 150.

15 ЦепенковМ. К. Съновидения... С. 131.

16 Sychta B. Slownik gwar kaszubskich... S. 34; Niebrzegowska S. Polski sennik ludowy. Lublin, 1966. S. 189.

17 Sennik polski najwi^kszy z istniej^cych, obejmuj^cy przeszlo 10000 wykladow z dodaniem informacyi o wplywie planet, znakow niebieskich, dniach feralnych, snach i ich wykladach. Warszawa, 1892. S. 12.

18 Маллицкий Н. Г. Мусульманский сонник // Дом Солнца. - http:// www.sunhome.ru/dreams/213/p2

19 Романов Е. Опыт. С. 69; Aktie A. Tri zlomene pecate. S. 149.

20 Pietkiewicz C. Kultura duchowa Polesia rzeczyckiego. Materjaly et-nograficzne. Warszawa, 1938. S. 83; Польша, Белостоцкое воев., Нецки, зап. автора; Пшемысльское воев., Вёнзовница, Niebrzegowska S. Polski sennik ludowy. S. 197; Романов Е. Опыт. С. 64, 59; Волынская обл., Ратновский р-н, Пески Речицкие, зап. автора; Дерунов С. Материалы. С. 150; Nowy sennik ulozony i dopelniony . S. 50.

21 МариновД. Народна вяра... С. 117.

22 Брестская обл., Малоритский р-н, Олтуш, зап. автора.

23 Цепенков М. Тълкувания. С. 149, 148; Цепенков М. К. Съновидения. С. 130.

24 Маллицкий Н. Г. Мусульманский сонник // Дом Солнца. http:// www.sunhome.ru/dreams/213/p2

25 Справочный энциклопедический лексикон сновидений. С. 23.

26 Краснодарский край, станица Северская, зап. В. А. Потаповой; Цепенков М. Тълкувания... С. 148; Он же. Съновидения... С. 131; Волынская обл., Ратновский р-н, Пески Речицкие, Ровенская обл., Дубро-вицкий р-н, Озерск, зап. автора; Полесский архив, Ровенская обл., Ро-китновский р-н, Глинное, зап. И. А. Мямикеевой.

27 Сонник или Истолкование снов, выбранное из наблюдений Астрономических и Физических и по Алфавиту расположенное. Переведено с разных языков для увеселения любопытного общества. Вторым тиснением. В Калуге, 1787. С. 4; Маллицкий Н. Г. Мусульманский сонник // Дом Солнца. http://www.sunhome.ru/dreams/213/p2

28 Украинский сонник // Толкование сновидений. http://www. snovidenia.com/5/18/2965.html; Sychta B. Slownik gwar kaszubskich... S. 34.

29 Полесский архив, Ровенская обл., Дубровицкий р-н, Сварице-вичи, зап. И. А. Мямикеевой; Волынская обл., Ратновский р-н, Пески Речицкие, зап. автора.

30 Nowy sennik do rozweselenia, sny z ich wykladem w alfabetycznym porz^dku zawieraj^cy. Do tego przydana jest: dla rozrywki praktyka Pitago-resa Wielkiego Filozofa. Wydanie nowe. Cz^stochowa, 1898. S. 25; Черненко М. И. Сон и сновидение. Новые данные о происхождении сна, сновидения и ясновидения, и их значение в жизни человека. Изд. 3-е. Харьков, 1911. С. 32.

31 Moszynski K. Polesie Wschodnie. S. 151; Брестская обл., Малорит-ский р-н, Мыслячи, зап. автора; Петрова А. Норми и забрани. С. 38, Schneeweis E. Serbokroatische Volkskunde. Berlin, 1961. T. 1: Volksglaube und Volksbrauch. S. 84; Краснодарский край, станица Северская, зап. В. А. Потаповой; Петрова А. Норми и забрани. С. 37; Цепенков М. К. Съновидения. С. 130; Wierzchowski Z. Materyjaly etnograficzne z powiatu Tarnobrzeskiego i Niskiego w Galicyi // Zbior wiadomosci do antropologii krajowej. Krakow, 1890. Т. 14. S. 217; Волынская обл., Ратновский р-н, Пески Речицкие, зап. автора; Романов Е. Опыт. С. 59; Дерунов С. Материалы. С. 150; FederowskiM. Lud bialoruski na Rusi litewskiej. Materyaly do etnografii slowianskiej zgromadzone w latach 1877-1891. Krakow, 1897. T. 1. S. 215; Цепенков М. Тълкувания. С. 149.

32 Балов А. Сон и сновидения. С. 210; Ляцкий Е. Материалы для народного снотолкователя. С. 142; Романов Е. Опыт. С. 59; Pietkiewicz C. Kultura duchowa Polesia rzeczyckiego. S. 83; Moszynski K. Polesie Wschodnie.

S. 153; Siarkowski W. Materyjaly do etnografii ludu polskiego z okolic Pinczo-wa // Zbior wiadomosci do antropologii krajowej. Krakow, 1885. T. 9. S. 45.

33 Толкование поалеавиту сновъ // Российская национальная библиотека, отдел рукописей. Ф. 777 (собрание П. Н. Тиханова). Оп. 1. № 657 (Сборник смешанного содержания). Л. рi об.; Сонник или Истолкование снов. С. 13; Миллион снов. С. 33.

34 Sennik polski najwi^kszy z istniej^cych... S. 21; Овещахъ розшхъ яже воснЪ кому явлАютъ са // Российская национальная библиотека, отдел рукописей, Q. III. № 208 (Планетник и Сонник на украинском наречии). Л. 109об.; Сонник или Истолкование снов. С. 6; [Cardano G.] Traumbuch Cardani. Warhafftige, gewüsse und unbetrügliche underweisung, wie allerhandt Träum, Erscheinungen unnd Nächtliche gesicht, welche uns von der seelen, wann sich der leib zu ruwen begeben, eingebildet und fürbracht werden, wie solche natürlich unnd recht erklärt unnd aussgelegt werden sollend .; Auch von den Kleinsten und Nächsten dingen, Und vom aller Besten und Säligsten läben / Durch den Hochgelerten Hieronymum Cardanum. warhafftig und gewüss erfunden, unnd neüwlich in Latin aussgangen und beschriben. Getruckt zu Basel durch Henrich Petri, [1563]. S. CCXXV; Новейший полный сонник. С. 2; Nowy sennik ulozony i dopelniony . S. 6.

35 Зде починаются сны поалфавиту с перваго слова // Российская национальная библиотека. Отдел рукописей. Ф. 777 (собрание П. Н. Ти-ханова). Опись фонда № 3. № 272 (Сборник гадательный). Л. 60.

36 Миллион снов. С. 31.

37 Турско-татарский сонник. С. 12.

38 Nowy sennik ulozony i dopelniony. S. 43.

39 Nowy sennik do rozweselenia. S. 38.

40 Ibid. S. 32; Маллицкий Н. Г. Мусульманский сонник. С. 19; Миллион снов. С. 68.

41 Nowy sennik ulozony i dopelniony. S. 50; Миллион снов. С. 24.

42 Сонник Азара // Дом Солнца. http://www.sunhome.ru/dreams/220/p1; Миллион снов. С. 19; Сонник, или Истолкование снов. С. 5.

43 Справочный энциклопедический лексикон сновидений. С. 18.

44 Турско-татарский сонник. С. 17.

45 Новейший полный сонник. С. 9.

46 [Waldmann P.] Peter Waldmanns Traum-Buch. Nach Alphabetischer Ordnung. [Leipzig, 1805]. S. 42.

47 Миллион снов. С. 38.

48 Справочный энциклопедический лексикон сновидений. С. 26.

49 Moszynski K. Kultura ludowa Slowian. Warszawa, 1967. T. 2: Kultu-ra duchowa. Cz. 1. S. 373; Телбизов К., Векова-Телбизова М. Традиционен

бит и култура на банатските българи // Сборник за народни умотворе-ния и народопис. София, 1963. Кн. 51. С. 191; Ст. М. М. Снови (по народном веровану и тумачен>у) из Левча и ТемниЙа // КарациЙ. Лист за српски народни живот, обичаjе и предане за годину 1903. Алексинац, 1903. Год. 4. С. 120; Sychta B. Slownik gwar kaszubskich... S. 34; FischerA. Zwyczaje pogrzebowe ludu polskiego. Lwow, 1921. S. 58.

50 Китайский сонник // Дом Солнца. http://www.sunhome.ru/ dreams/226/p1; Volten A. Demotische Traumdeutung (Pap. Carlsberg XVI und XIV Verso) // Analecta Aegyptiaca. Kopenhagen, 1942. Vol. 3. S. 75; Артемидор. Сонник / Сост., общ. ред. Р. В. Грищенкова. СПб., 1999. С. 57.

51 [Cardano G.] Traumbuch Cardani. S. CCXXIIII.

52 Турско-татарский сонник. С. 7.

53 Маллицкий Н. Г. Мусульманский сонник. С. 20.

54 Traumbüchlein, Wie man nechtlicher Gesichten, Fürbildungen und Träumen, Bedeutungen, erkennen und lernen mag auss alten und newen künstlichen Träumbüchern, fleissiglich in die kürsse gezogen und gestellt. Dess-gleichen vor nie aussgangen. Anno MDXCI [1541]. Bedruckt zu Nürnberg, durch Christof Lochner, und Johann Hofmann. Im Jar. M.D.LXXXXI [1591]. [Без пагинации]; [Waldmann P.] Peter Waldmanns Traum-Buch. S. 45; Сонник или Истолкование снов. С. 24; AklicA. Tri zlomene pecate. S. 148; Sennik polski najwi^kszy z istniej^cych... S. 302; Nowy sennik ulozony i dopelniony. S. 52; Milion snow. Nowy wielki sennik opracowany podlug najwiarogodniejszych ksi^g zawieraj^cy przepowiednie wszystkich snow z dodaniem wrozenia z kart oraz z r^k z oznaczeniem panuj^cych planet. War-szawa, 1899. S. 79.

55 См., например: Яковлев Г. Пословицы, поговорки, крылатые слова, приметы и поверья, собранные в слободе Сагунах Острогожского уезда // Живая старина. 1906. Вып. 3. С. 138 (русские Воронежской губ.); Труды этнографическо-статистической экспедиции в Западно-Русский край, снаряженной Императорским Русским географическим обществом. Юго-Западный отдел / Материалы и исследования, собранные д. чл. П. П. Чубинским. СПб., 1877. Т. 4: Обряды: родины, крестины, свадьба, похороны. С. 698 (украинцы); Шкарик Ъ. Живот и обича_|и «Пла-нинаца» под Фрушком Гором // Српски етнографски зборник. Београд, 1939. Кн. 54. Друго оделене: Живот и обичаjи народни. Кн. 24. С. 13 (сербы Воеводины); Korenic S. Zivot, jezik i obicaji Stupnicana kraj Zagre-ba // Zbornik za narodni zivot i obicaje Juznih Slavena. Zagreb, 1896. Sv. 1. S. 146 (хорваты); Царик А. И. Народно вjероване у Далмацщи // Glasnik Zemaljskog muzeja Bosne i Hercegovine u Sarajevu. Sarajevo, 1897. God. 9. Knj. 4. S. 717 (хорваты Далмации); Schneeweis E. Feste und Volksbräuche

der Sorben vergleichend dargestellt. 2-te Aufl. Berlin, 1953. S. 57 (лужичане, украинцы, южные славяне, поляки, чехи, немцы); Tetzner F. Die Slawen in Deutschland. Beiträge zur Volkskunde der Preussen, Litauer und Letten, der Masuren und Philipponen, der Tschechen, Mährer und Sorben, Polaben und Slowinzen, Kaschuben und Polen. Braunschweig, 1902. S. 94 (литовцы); Харузин Н. Русские лопари. (Очерки прошлого и современного быта) // Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Имп. Московском университете. Т. 66. Труды Этнографического отдела. М., 1890. Т. 10. С. 209 (саамы); Невский Н. А. Фольклор островов Мияко. М., 1978. С. 97 (японцы); Volten A. Demotische Traumdeutung. S. 75 (древние евреи).

56 Фрейд З. Толкование снов. Изд. 3-е. М., 1913. С. 220.

57 «Сны о выпадении зубов связаны с решением проблемы потенции и импотенции. Главным образом онанизм, как показатель упадка энергии, вызывает сны о потере зубов» (Aeppli E. Der Traum und seine Deutung. Mit 500 Traumsymbolen. 6. Aufl. Erlenbach; Zürich; Stuttgart, 1975. S. 225-226).

58 Aeppli E. Der Traum. S. 227.

59 Ibid.

60 Ibid. S. 227, 224, 232.

Работа выполнена в рамках проекта РГНФ № 16-04-00101 «Образ человека в языке и культуре славян»

A. V. Gura

The symbolism of human body in the dreams

The author shows differences and common traits in the reflection of the human body in oral folklore and literary interpretations of dreams. Their comparison with the interpretation of dreams in the psychoanalysis helps find common symbolising models and several symbolic universals and cultural archetypes.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: human body, symbolism of dreams, interpretation of dreams, books of dream interpretations, psychoanalysis, cultural archetypes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.