УДК 27-526.6:736(477)
Р. В. Одрехивский Символика сюжетов резного декора в церквях Западной Украины
В статье рассмотрено значение символики сюжетов декоративной резьбы в церквях Западной Украины. Проанализировано значение таких важных символов, как: солярные знаки, символы пресвятой Евхаристии и др. Намечены перспективы дальнейших научных разработок по этой теме.
Ключевые слова: декоративная резьба, символика сюжетов, царские врата, иконостас
Roman V. Odrekhivsky On symbolism of motives in decorative carvings of Western Ukrainian church buildings
In the article have been considered some meanings of symbolic motives in decorative carvings of Western Ukrainian church interiors. Analytical study has been made in such important symbols as solar signs, figures of Holy Eucharist etc. Perspectives of further scientific research-works in this problem field have been pointed.
Keywords: decorative carving, symbolism of motives, royal doors, iconostasis
В наши дни на территории бывшего СССР в большом количестве строят новые церкви, реставрируют и заново открывают старые. Поэтому автор придерживается мнения, что изучение сакрального искусства, особенно на территории России, Украины и других стран СНГ, - актуальная и своевременная тема. В частности, это касается символики сюжетов резного декора церквей такого интересного региона, как Западные области Украины. Территориальный ареал нашего исследования включает в себя регион современных Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской областей Украины.
Древние символические знаки еще в начале ХХ в. во многом расцениваются как такие, которые в то время уже выполняли только декоративную функцию, потеряв свое семантическое значение. Резной декор на протяжении последних нескольких веков широко применялся в украшении деревянных элементов украинских церквей (иконостасы, запрестольные кресла, лавы, подсвечники, рамы икон и пр.).
В советское время исследованию этого вопроса уделялось мало внимания. Некоторые выдающиеся советские ученые, такие как Б. Рыбаков1, рассматривали и эти вопросы, касаясь и территории Украины. Более интенсивное изучение этого вопроса началось уже в конце ХХ - начале ХХ1 в. Наряду с другими проблемами, темы символики резного декора церквей в Западных областях Украины касались такие современные украинские искусствоведы, как М. Станкевич2, О. Нога3 и др. Некоторые вопросы этой темы поднимал и автор настоящей статьи4. Однако вопрос об изучении символики резного декора остается до сих пор малоизученным.
Целью нашей статьи является начать более широкое изучение значения символики мотивов декоративной резьбы в церквях Западной Украины. Весь материал этой работы был собран лично автором при посещении исследуемых объектов и впервые введен в научный оборот.
Особенный интерес вызывают солярные знаки. Солярные знаки на территории Украины применялись, по всей видимости, со времен седой древности. Крестоподобные круги, розетки служили в древности символами огня, солнечного божества5. Дальше произошло переосмысление солярного значения креста - он становится символом христианства6. Что касается самых простых геометрических мотивов, таких как горизонтальная и волнистая линии, то они обозначали, видимо, землю и воду7. Резные мотивы на фасадах или в интерьерах жилья выполняли защитные функции8.
Вполне понятно, что это отобразилось и в сакральных сооружениях. Показателен в этом плане входной фасад деревянной церкви с. Кривки в Львовской области9. Он декорирован разными плоскорезными мотивами - зубчатый, розетки, крест в круге и пр. Видимо, остатки этих древних, еще дохристианских верований продолжали жить в мыслях людей - отсюда стремление декорировать атропеическими знаками вход не только в жилое сооружение, но и в храм.
Похожие выводы можно сделать, анализируя резной декор входных дверей с северной стороны церкви Благовестия (1927 г.) в с. Гре-бенив Сколевского района Львовской области. В центре их декорирует резной многолепестковый цветок - розетка, понимаемый как солярный знак, а в нижней части - филенка с ромбо-
видным укладом элементов. Как считают многие исследователи, со временем эта орнаментика народного искусства в значительной мере потеряла свой исходный смысл, и, видимо, на первое место вышло ее декоративное значение. Таким образом, многолепестковая розетка выступает уже как абстрактный образ цветка.
Кроме солярных, очень распространенными были различные геометрические мотивы, например ромбовидные. Такой орнаментальный мотив резного декора украшает, к примеру, входные двери церкви Св. Архангела Михаила (1754 г.), г. Комарно Городоцкого района Львовской области. Как утверждают исследователи, ромбический орнамент известен на Украине уже более 20 тысячи лет10. Он распространен в народных вышивках, тканях, различных деревянных изделиях и пр. Вышеупомянутый пример показывает его применение в сакральной украинской резьбе. И не только в церкви г. Комарно. Так, в церкви Пресвятой Троицы г. Дро-гобыча Львовской области разные комбинации ромбовидных элементов украшают все врата поставленного в начале ХХ в. иконостаса. Видимо, такой мотив украшает царские врата иконостаса этой церкви неспроста.
Отметим, однако, что есть исследователи, такие как М. Селивачов, которые подчеркивают, что наличие похожести ромбических и квадратных элементов украшений хлебных изделий наблюдается по всей территории Украины11. А хлеб, наряду с вином, лозой и виноградом, является одним из главных символов пресвятой Евхаристии. По нашему мнению, эти изображения - иллюстрация Тайной вечери, когда Иисус Христос преломил хлеб и повелел в память о нем есть этот хлеб с вином.
Мотив лозы и плодов винограда, хлеба, чаши широко применялся в сакральной резьбе не только Украины, но и других православных стран. В частности, в декоративной резьбе иконостасов, особенно - царских врат. И это понятно, ведь перед началом процедуры Св. Причастия занавес царских врат открывается, поэтому перед принятием тайн Св. Причастия внимание верующих обычно концентрируется на царских вратах.
Исследователи акцентируют внимание на распространении мотива винограда в разных видах украинского народного искусства в различных регионах12. В частности, М. Селивачов находит образцы применения мотива винограда в таких видах народного искусства, как вышивка, ткачество, гончарство и др.13 Стилистика рисунков самая разнообразная. Кстати, в таблицах, где автор репрезентирует различные варианты этого мотива, многие происходят из
Полтавщины, региона, который, скорее всего, и был источником вдохновения; здесь же работал художник-график начала ХХ в., член художественного объединения «Мир Искусства» Георгий Нарбут. Так, изображение виноградной грозди выполнено в стилизации таким образом, что внешним силуэтом напоминает линию треугольника. Влияние такой стилизации замечаем не только в изображении виноградной грозди, но и листьев, например в резном декоре предметов церковного интерьера в Галиции (Львовская, Ивано-Франковская, большая часть Тернопольской области), оформленного в украинском стиле (интерьер церкви Св. Николая во Львове и др.). Это один из ярких образцов заимствования художественных элементов мастерами художественной резьбы из неиссякаемой сокровищницы народного искусства. Большое евхаристическое значение винограда отображено даже в его названиях. Недаром М. Селивачов в своем «Словаре украинской народной орнаментики» в перечне названий мотива винограда - «виноград» дублирует названием «вино»14. Ведь во время церковной службы при принятии тайны Св. Причастия верующие употребляют виноградное вино с хлебом.
В тот же период (конец Х1Х - первая половина ХХ в.) в декоре царских врат возрастает популярность хлебного колоска.
В период Киевской Руси изображение хлебцев как символов Пресвятой Евхаристии было широко распространено в монументально-декоративной живописи. Например, в апсиде главного алтаря Софии Киевской, в композиции с изображением сцены Евхаристии Иисус Христос причащает апостолов с одной стороны - хлебом, с другой - вином. Такая же сцена изображена на одной из мозаик киевского Михайловского Златоверхого собора.
Как считает известный украинский искусствовед М. Драган, мотив чаши в декоре царских врат появился, возможно, под влиянием гравюры на дереве15. Среди исследованных нами церквей Украины такой сюжет обнаружен на царских вратах в церкви Св. Богоявления Господнего (1712 г.) из с. Лысовичи Стрыйского района Львовской области, недалеко от известного курортного городка Моршин. В этих вратах по объему доминирует средняя колонка врат с мотивом листа, похожего на лавровый, обвитого диагонально лентой. Резной растительный мотив плодов и листьев винограда «вырастает» вверх в каждой из двух створок врат от чаши (или вазона), плавно обвивая живописные медальоны сердцеподобной формы. Именно такой формы медальоны были распространены в декоре царских врат на стыке XVII—XVIII вв.
Р. В. Одрехивский
Исследования показали, что мотив чаши на протяжении всего XVIII в. как один из символов Св. Причастия, наряду с сюжетом винограда, был распространен в декоративной резьбе царских врат Украины. Автор полагает, что, в отличие от солярных знаков, значение мотива чаши и виноградной лозы и плодов сохранилось в богослужебном обиходе и сознании верующих до наших дней, благодаря именно особой важности сюжета, а также размещении на царских вратах, которые в православном церковном обряде играют важную роль.
В декоративной резьбе на рубеже Х1Х-ХХ вв. в церквях западных областей Украины применялся также декор «елочным орнаментом». Некоторые исследователи подчеркивают, что елочный орнамент известен на территории Украины еще со времени палеолита, т. е. свыше 14 тыс. лет до н. э.16 Сохранилась также орнаментированная скифская посуда с VI в. до н. э. Поверхностность посуды тоже украшает орнамент, похожий на елочный. Другую посуду покрывает декор - линии треугольников. В середине треугольник украшает штрихованный мотив сетки, похожий на тот, который в ХХ в. исследователи Гуцульщины назвали - «тьчасте письмо»17. «Елочный» орнамент и «тьчасте письмо» декорируют, среди прочих, ряд предметов церковного оборудования в интерьерах церквей Галиции (территория современной Львовской, Ивано-Франковской, большей части Тернопольской областей).
Выделим декор «елочным орнаментом» иконостаса ранее упомянутой церкви Благовещения в с. Гребенев. Он декорирует поверхность иконостаса над наместным и праздничным ярусами. Тем же прямолинейным «елочным» орнаментом декорированы отдельные части наместного яруса иконостаса церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Ивано-Франковске (иконостас начала ХХ в.). Отметим, что в работах других исследователей зафиксированы другие названия этого же сюжета резного декора, который мы называем «елочный» орнамент. Так, известный украинский исследователь А. Будзан назвал его «смеречкой»18, а М. Селивачов приводит название этого мотива из разных регионов -«сосоночка» (Винницкая, Ивано-Франковская области) или «соснцы» (Полтавщина)19. Во всех этих вариантах названия орнамента рисунок его представляет собой прямолинейный мотив ветки, «елочки», с размещением иголок наклонением вверх или вниз.
Символика известных христианских элементов тоже прошла некоторую эволюцию развития от времен зарождения христианства. На раннем этапе развития христиане, укрываясь
от гонений, пользовались «тайными знаками», которых нехристиане не понимали20. Были некоторые символические скрытые кресты (якорь, орнамент с крестом, крестик на евхаристийных хлебцах и т. п.)21.
Однако после 313 г. н. э., т. е. официального признания христианства в Римской империи, необходимость в этом исчезла, и христианство начало пользоваться уже открытыми изображениями, а не тайными - рыбой, ягненком или другими, а образом Христа как Богочеловека22, а также изображением распятого Иисуса Христа, которое до IV в. не встречалось23. В IV в. уже появились, кроме фресок, статуи и рельефные изображения Христа - Доброго Пастыря24.
Несмотря на применение с того времени истории настоящих иконографических изображений (Иисуса Христа и др.), до Х1Х - начала ХХ в. дожила и традиция символических изображений, например, рельефное изображение ягненка на подставке киота в церкви Благовещения (1886 г.) г. Стрыя Львовской области. Традиция изображения ягненка идет из древних времен и, как видим, дожила до наших дней. Объяснение этому найдем в Евангелии от Иоанна: «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира»25.
Среди символических изображений была распространена и рыба как символ Христа, иногда связанная с корзиной или бокалом вина26. Изображение рыбы в истории орнаментики встречаем еще в дохристианские времена27. В украинском фольклоре часто упоминается мифическая рыба, которая была «прежде всех век»: она все видела, все знает - что есть и будет; она еще должна стать свидетелем конца света28. Рыба в народном искусстве выступает также символом молчаливости как следствия подавленности или тихой верности29. Именно это и отвечает потребности в таком скрытом символе в первые века христианства. Символ рыбы был распространен в украинской сакральной резьбе и во времена Киевской Руси30.
Встречается этот мотив и в оформлении саркофага Ярослава Мудрого. Как утверждает украинский исследователь Д. Крвавич, изображение на саркофаге Ярослава Мудрого рыб, припавших ртами к центру креста, - это идеограмма Св. Духа - третьей ипостаси Св. Троицы, т. е. - это и аллегория крещения, которое в христианстве связывается с идеей Св. Духа. В период распространения христианства на Руси подобные мотивы являлись очень актуальными31. Исследователь считает, что введение в декор саркофага Ярослава Мудрого таких мотивов, как рыба и некоторых других, было предопределено тем,
что в это время в декоративном искусстве Византии, особенно в резьбе, произошел поворот к эмблематике времен раннего христианства32.
Со временем, в следующие века, символ рыбы в украинском искусстве не был таким распространенным. Зато встречался как идеограмма Св. Духа мотив голубя, который вытеснил мотив рыбы в этом значении. В резьбе наиболее выразительно мотив голубя прослеживается в композициях, которые выполнены как декор ручных крестов. Здесь он применен в более повествовательном стиле - не так эмблематически и символически, как изображение рыбы в искусстве Древней Руси. Голубь как символ Святого Духа изображен над сценой крещения Иисуса Христа. Этот сюжет изображался в сцене крещения на протяжении столетий в центре оборотной стороны ручных крестов. Например, в декоре креста музея земли Пере-мышльской (1678 г.). Широко применялся мотив с изображением голубя и в декоре креста из церкви Благовещения из с. Гребенив (Сколевского района Львовской области), и в декоре креста из с. Манява (Ивано-Франковской области) - над изображением Богородицы с Иисусом.
Изображение символических знаков с новой силой возродилось в украинской сакральной резьбе конца ХІХ - начала ХХ в. Например, изображение якоря и лаврового венка на боковой стенке тетраподов или престолов ряда храмов (тетрапод церкви Успения Пресвятой Богородицы в г. Бориславе Львовской области (1929 г.), престол церкви Св. Николая во Львове начала ХХ в. и др.). На рубеже ХІХ-ХХ вв. изображение якоря33 и лаврового венка встречаются также в надгробной мемориальной резьбе Западных областей Украины.
В будущих исследованиях предполагается более тщательное изучение других символических сюжетов, которых в декоративной церковной резьбе, несомненно, намного больше, чем рассмотренные в этой статье. Например, изображение хлебного колоса, ягненка. Предполагается также исследование значения этих мотивов в богослужебном применении, а также их художественно-стилистическое решение в декоративной резьбе.
Примечания
1 Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981. 606 с.
2 Станкевич М. Е. Українське художнє дерево ХVI-XX ст. Львов: Ін-т народознавства НАН України, 2002. 479 с.: іл.
3 Нога О. П. Український стиль в церковному мистецтві Галичини кінця ХІХ - початку ХХ століть. Львов: Україн. технології, 1999. 160 с.
4 Одрехівський Р. В. Сакральна різьба по дереву в Галичини XIX - першої половини XX століть: історія та худож. особливості. Львов: Афіша, 2006. 288 с.: іл.
5 Культура і побут населення України / редкол.: В. І. На-улко, В. Ф. Артюх, В. Ф. Горленко и др. Київ: Либідь, 1991. С. 185.
6 Там же.
7 Там же.
8 Там же. С. 186.
9 Церковь перенесена на территорию Львовского музея народной архитектуры и быта.
10 Рыбаков Б. А. Указ. соч. С. 86.
11 Селівачов М. Р. Лексикон української орнаментики. Київ.: Ред. вісн. «Ант», 2005. С. 192-193.
12 Там же. С. 282.
13 Там же. С. 183.
14 Там же. С. 282.
15 Драган М. Українська декоративна різьба ХУІ-ХУІІІ ст. Киев: Наук. думка, 1970. С. 132.
16 Кодлубай І., Нога О. Прадавня Україна. Львів: Україн. технології, 2001. С. 64.
17 Історія українського мистецтва. Київ, 1966. Т. 1. С. 45. «Ільчасте письмо» - особый вид орнамента гуцульской плоской резьбы по дереву; этот древнейший орнамент состоит из отдельных линейных элементов, в его основе лежит штрихованный мотив перпендикулярных линий; характерен для описываемого в статье региона. Изображение орнамента см.: Будзан А. Ф. Різьба по дереву в Західних областях України. Київ: Вид-во АН УРСР, 1960. С. 22, рис. 2, поз. 2.
18 Будзан А. Ф. Указ. соч. С. 21.
19 Селівачов М. Указ. соч. С. 187.
20 Креховецький Я. Богослов'я та духовність ікони... Львів: Свічадо, 2000. С. 135.
21 Там же. С. 39.
22 Там же. С. 39.
23 Там же.
24 Там же. С. 45.
25 Евангелие от Иоанна 1. 29.
26 Креховецький Я. Указ. соч. С. 39.
27 Маркович П. Українські писанки Східної Словаччини // Наук. зб. Музею укр. культури в Свиднику. Пряшів, 1972. Ч. 6, част. 2. С. 67.
28 1 00 найвідоміших образів української міфології. Київ: Орфей, 2002. С. 238.
29 Маркович П. Указ. соч. С. 68.
30 Резной декор шиферных плит в интерьере Софии Киевской ХІ в.
31 Крвавич Д. П. Орнаментальне оформлення саркофага Ярослава Мудрого // Вісник Львівського державного інституту прикладного та декоративного мистецтва. Львів, 1990. С. 22.
32 Там же. С. 19.
33 Якорь - это скрытый крест Христа как символ стойкости в вере (лодка - это церковь) с катакомбных времен христианства. См.: Креховецький Я. Указ. соч. С. 28.