Научная статья на тему 'Символика Самары и самарского края: о цветовой палитре художника В. З. Пурыгина (по материалам конференции)'

Символика Самары и самарского края: о цветовой палитре художника В. З. Пурыгина (по материалам конференции) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
202
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЛЕНДАРЬ / ЦВЕТОВОЙ МАРКЕР / ФЕМИНИННЫЙ ГЕНДЕР / МАСКУЛИННЫЙ ГЕНДЕР / КРАСНЫЙ / ОРАНЖЕВЫЙ / ЖЁЛТЫЙ / ЗЕЛЁНЫЙ / СИРЕНЕВЫЙ / ПУРЫГИН / ПИКАССО / ЧЮРЛЁНИС / CALENDAR / COLOR MARKER / FEMININE / MASCULINE / RED / ORANGE / YELLOW / GREEN / LILAC / PURYGIN / PIKASSO / CHYURLENIS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чечина О. Н.

Статья посвящается научно-практической конференции «Творчество В.З.Пурыгина и проблемы развития отечественной пейзажной живописи второй половины XX начала XXI века» К 65-летию со дня рождения художника. Статья анализирует некоторые экспериментальные данные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYMBOLS OF SAMARA AND SAMARA LAND: COLOR PALETTE OF ARTIST V.Z.PURYGIN (FOLLOWING THE CONFERENCE)

The calendar-color painting analysis of Samara artist V.Z.Purygin is executed. It is shown, that features of chromatism of this artist are closely connected to calendar-geographical chromatism of Samara region.

Текст научной работы на тему «Символика Самары и самарского края: о цветовой палитре художника В. З. Пурыгина (по материалам конференции)»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

УДК: 930.85+7

СИМВОЛИКА САМАРЫ И САМАРСКОГО КРАЯ: О ЦВЕТОВОЙ ПАЛИТРЕ ХУДОЖНИКА В.З.ПУРЫГИНА (ПО МАТЕРИАЛАМ КОНФЕРЕНЦИИ)

© 2012 О.Н.Чечина

Самарский государственный технический университет Статья поступила в редакцию 11.11.2011

Статья посвящается научно-практической конференции «Творчество В.З.Пурыгина и проблемы развития отечественной пейзажной живописи второй половины XX - начала XXI века» К 65-летию со дня рождения художника. Статья анализирует некоторые экспериментальные данные.

Ключевые слова: календарь, цветовой маркер, фемининный гендер, маскулинный гендер, красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, сиреневый, Пурыгин, Пикассо, Чюрлёнис.

Над проблемой цвета, его значением для психофизиологического состояния человека задумывались ещё древнегреческие философы. Великий И.В.Гёте придавал большое значение проблеме цвета в искусстве - чувственно-нравственному воздействию цвета на зрение и настроение. Гёте установил иерархию гармоничных цветовых сочетаний, указывал на объективность цвета и необходимость соответствующих серьёзных научных исследований1. К настоящему времени по проблеме цвета выполнен ряд значительных работ2,3. Уделяется внимание хроматизму мифов, как важному элементу интеллекта4. В основе теории хроматизма интеллекта, который проявляется во всех элементах культуры, лежат представления Юнга об архетипах подсознания5. Описанием системы цветовых архетипов подсознания человека является цветовой солнечный календарь6. Анализ этнолингвистических характеристик календаря позволил установить закономерность, по которой развивается ежегодный оптимальный (идеальный) филогенез вида Homo sapience. Законо-

Чечина Ольга Николаевна, доктор химических наук, профессор кафедры технологии пищевых производств и парфюмерно-косметических продуктов, профессор кафедры педагогики и психологии факультета гуманитарного образования. E-mail: chechinao@yandex. ru

1 Гёте И.В. Избранные сочинения по естествознанию. - М.: 1957. - С.300 - 340.

2 Яншин П.В. Эмоциональный цвет. Эмоциональный компонент в психологической структуре цвета. - Самара: 1996.

3 Яншин П.В. Цвет как фактор психической регуляции // Московский психологический журнал. - 2006. - №2.

4 Серов Н.В. Хроматизм мифа. - Л.: 1990.

5 Юнг К.Г. Человек и его символы. - М.: 1998.

6 Чечина О.Н. Хроматизм интеллекта. - М.: 2010.

мерность имеет циклический характер (рис.1). Представленный на рисунке график получается наложением сезонных колебаний температурного (теплового) режима климата на значимую для живых организмов цветовую последовательность изменения электромагнитного поля в системе Земля-Солнце. В оптимальных условиях для поддержания наиболее равномерных (тепличных) условий развития человека в утробе матери охлаждение земли и атмосферы должно сопровождаться повышением энергии е электромагнитного поля в соответствии с увеличением частоты по закону е = Ь , где Ь -постоянная Планка. Такое условие наилучшим образом соблюдается при зачатии примерно в августе - сентябре (переход от жёлтого к зеленоватому хроматизму) и рождении соответственно в апреле - мае (переход от пурпурного к красному хроматизму).

В действительности, зачатие и рождение, конечно, отстоят на девять календарных маркеров, но далеко не всегда приходятся на указанные месяцы идеального филогенеза. Реальный онтогенез происходит в неравновесных условиях, и это по-разному отражается на формировании организма - как его физиологии, так и интеллекта. Как правило, конкретный человек предпочитает цвет одного из своих критических месяцев развития - девятого, третьего, шестого или момента рождения. Этот цвет по принципу минимизации энергетических затрат и является определяющим цветом его интеллекта. Логично сделать предположение, что развитие интеллекта при развитии человека происходит в направлении: бессознание - подсознание - сознание -восприятие. Поэтому рождённый в феврале (календарный маркер синего хроматизма) и

предпочитающий синий цвет, является личностью типа 12 - 11 или 0 (при счёте цветовых маркеров-месяцев по кругу как по циферблату часов, но против часовой стрелки, так что после зачатия через три знака - рождение). Это означает, что у человека доминирует восприятие

I 1

Рис.1. Ежегодный онтогенез человека: схема нумерации маркеров-месяцев годового биологического цветового цикла личности. По оси ординат показано циклическое изменение условной активности биологической системы, а на оси абсцисс -«критические» точки

(надсознание) - импрессия. При этом наилуч-: шим образом воспринимается именно синий цвет. Аналогично определяется сущность дру-: гих трёх типов. Так что всего по годовому календарю 4Ч12 = 48 типов личности.

По ходу времени (вправо) онтогенез

Т.0(12) - месяц зачатия личности; Т.3 - третий месяц онтогенеза личности; Т.6 - шестой месяц онтогенеза; Т. 9 - девятый месяц онтогенеза (рождение); Т. 12(0) - начало нового ежегодного цикла. Навстречу времени (влево) (в глубину интеллекта) Ниже, вместе с описанием знака, упомянуты известные шутливые фольклорные типы личностей - львы (светский лев); шестёрки (наиболее эмоциональные); «ушлые» (от тюркского слова «уш» - три; «дюжие» (от слова «дюжина»):

Т.9 - девятый знак, его хроматизм доминирует у лично-стей-«девяток», с развитым бессознанием; львы; Т.6 - шестой знак, доминирует у личностей-«шестёрок», с развитым подсознанием;

Т.3 - третий знак, доминирует у личностей-«троек», «ушлых», с развитым сознанием;

Т.0(12) - двенадцатый знак, доминирует у личностей-«11, 12», «дошлых» с развитым восприятием (надсознанием).

Таб. 1. Календарные и цветовые характеристики творчества В.З.Пурыгина (20.08.1926 - 2002 гг, родился в астрономический пятый солнечно-жёлтый месяц август астрономического третьего ярко-оранжевого года тигра): В онтогенезе зелёное - синее - ярко-красное - жёлто-золотое

Число цветовых оценок зрителями преобладающего колорита по значимым элементам замкнутого цветового цикла онтогенеза Другие цвета Всего цветовых оценок

Резонансный хроматизм знака 12 - месяца рождения (август) Резонансный хроматизм знака 3 -шестого месяца онтогенеза (май) Резонансный хроматизм знака 6 - третьего месяца онтогенеза (февраль) Резонансный хроматизм знака 9 -месяца зачатия (ноябрь)

1 2 3 4 5 6

Желтый, беж, 3 (после сложения с красными» их не остаётся) Красный 5 (из них 2 осталось вобод-ными после сложения с жёлтыми оценками) Синий 1 Зеленый, темно-зеленый, изумрудный 3 фиолетово-сизый 1; оранжевый 5 21

Оранжевый и серый (подсознательный спутник оранжевого) всего 5 названо (столбец 5) и 3 получено сложением трёх красных и трёх жёлтых; итого 8, то есть 38 %

Теперь становится возможным придать естественнонаучный смысл бинарной классификации типов психики по К.Юнгу - рационалисты и эмпирики, а также классификации И.П.Павлова по типам высшей нервной деятельности. К рационалистам относятся личности фемининного гендера, которые предпочитают цвета третьего и девятого знаков (шестого месяца и месяца зачатия) а к эмпирикам - маскулинного (предпочитающих цвета месяца рождения и третьего меся-

ца онтогенеза)7. Фемининные личности с доминированием бессознания отнесены И.П.Павло-

7 Чечина О.Н. Волновая модель интеллекта и цветовой метод характеристики личности // Вуз культуры и искусств в образовательной системе региона. Шестая Междунар. электрон. Науч.-практ. конф., дек. 2008 -февр. 2009 / Мин-во культуры РФ; ФГОУВПО Са-мар. гос. акад. Культуры и искусств; М.Г.Вохрышева, Е.В.Вохрышева. - Самара: 2009. - С. 107 - 115; Чечи-на О.Н. Взаимосвязь колорита произведения со знаком зодиака автора // Художественное наследие России: К 110-летию создания коллекции и 70-летнему юбилею

вым к сангвиникам, а с преобладанием сознания - к меланхоликам. Маскулинные личности с доминированием восприятия - холерики, а с доминирование подсознания - флегматики.

В предыдущих сообщениях8 описано соответствие индивидуального колорита творчества живописцев с их личностными календарными характеристиками - годом и датой рождения. Очень ярким колоритом отмечено творчество замечательного самарского художника-пейзажиста В.З.Пурыгина9.

Анализ результатов анкетирования зрителей о преобладающем колорите картин художника показан в таб.1. В анкетировании принимали участие, в основном, искусствоведы и художники разных возрастных групп, включая детей -учащихся художественной школы, и проживающие на момент 2010 - 2011 гг в г. Самара и г. Тольятти. Пояснения к таблице: В колонке 1 указано число оценок, характерных для хроматизма месяца августа (жёлтое, бежевое - таких оценок 3). В колонке 2 показано, что 5 зрителей назвали доминирующим колоритом творчества Пурыгина - красный. Три жёлтых оценки и три красных дают три оранжевых. Кроме того, зрители пять раз назвали доминирующим цветом живописи Пурыгина просто оранжевый цвет (см. колонку 5). Таким образом, можно считать, что «оранжевых» оценок всего восемь (8). Тогда чисто «жёлтых» оценок не осталось, а осталось из пяти названных 2 «красных», не вошедших в сложение с жёлтыми.

В сопоставлении со схемой, приведённой на рисунке, из цветовой палитры живописи видно, что Пурыгин, подобно Левитану10 относится к типу личности 12 - 9, с интеллектуальным преобладанием непосредственного восприятия (импрессионизм). Об этом говорит доминирование желтого цвета, характеризующего момент рождения, в сочетании с заметной долей предпочтений зелёного цвета (хроматизм момента зачатия). Желтый цвет трансформировался в оранжевый сложением с огненно-красным хроматизмом его года рождения - третьего года в двенадцатилетнем цикле и также имеющим ярко-красный цвет. Значительный резонанс зелё-

Самарского художественного музея. - Самара: 2007. -С. 123 - 129.

8 Чечина О.Н. Взаимосвязь колорита произведения со знаком зодиака автора // Художественное наследие России: К 110-летию создания коллекции и 70-летнему юбилею Самарского художественного музея. - Самара: 2007. - С. 123 - 129.

9 Каталог. Пурыгин В.З.: 20 лет творчества: Персональная художественная выставка / Сост. А.Басс. -Куйбышев: 1971.

10 Чечина О.Н. Хроматизм интеллекта......; Каталог.

Пурыгин В.З.: 20 лет творчества: Персональная худо-

жественная выставка.......

ного означает значимость уровня интеллекта, который соответствует первому месяцу онтогенеза, когда формируется бессознание, инстинкты. Эти наклонности проявляются в предпочтении такого объекта изображения, как необычный, даже фантастический пейзаж в различное время года.

Так как колориты месяца и года рождения -родственные11, у художника ярко представлены и тот и другой. При этом верх одерживает энергетически более насыщенный оранжевый, так как это - тот же жёлтый, но с красным оттенком (налётом). Количество «оранжевых» оценок доминирующего колорита увеличивается за счёт сложения красных с жёлтыми от 24 % до 38 %. Акцент красного цвета в живописи В.З.Пурыгина проявляется в пору зрелого творчества в годы с этим хроматизмом: 1-й, 2-й, 3-й: астрономические крыса (красный и серый хроматизм), телец (ярко-красный хроматизм), тигр (огненно-оранжевый хроматизм). Об этом будет ещё сказано ниже.

В каталоге12 представлены 23 живописных произведения. Они созданы в разное время, в том числе, много картин создано в течение нескольких лет. Для чистоты эксперимента рассмотрим хроматизм только тех, которые были созданы за один или два года. Таких картин 14. Рассматривая эти картины. Можно поразиться, как точно В.З.Пурыгин о воспринимает красный хроматизм весны, насыщенность солнечного светового спектра длиннооволновой составляющей. Удивление вызывается тем, что большинству людей и многим живописцам это время года представляется зелёным. Но у В.З.Пуры-гина весенние картины отличаются обилием красного, оранжевого и жёлтого солнечного света на деревьях, на весенней согревающейся земле и даже на воде.

Очень точно В.З.Пурыгин воспринимает хроматизм астрономических годов с доминированием огненно-красного цвета. На двух картинах, написанных во 2-й и 3-й астрономические годы огненно-красного тельца и оранжевого тигра изображён огненный рогатый бог Ярила: «За Волгой. На работе» (1987) и «За работой» (1987 - 1988); В такой же год написана и картина «Рябина» (1986). В рассматриваемом каталоге из семи хроматических красно-огненно-жёлтых картин все семь (из 14, то есть примерно половина, 50%) созданы в годы с таким же хроматизмом. Ни одной такой картины не написано в годы с другим хроматизмом. Хо-

11 Филиппов Ю.И. Композиция в живописи: Монография. - Самара: 2005.

12 Валентин Захарович Пурыгин: Живопись-графика: Каталог выставки / Сост. А.Я.Басс; вст.ст. А.И.Морозов; ред. С.В.Аксельрод. - М.: - 1993.

тя, и там часто «бросается в глаза» характерный значимый для психологии художника красный и оранжевый акцент. Так, на синем фоне неба с облаками - отблеск красного света на стволе тополя в картине «Весна идет» (1968-й синий год обезьяны). К этой же группе можно отнести красно-синюю картину «Эксперимент», созданную в 1992-й голубой шестой год (козы или овцы).

Всего из созданных в типичные для живописца красно-оранжево-желтые годы картин в каталоге представлено 11. Только две из них имеют синий или зелёный фон. В том числе, в 1990-й золотисто-жёлтый год змеи создана как-бы нетипично тёмно-синяя картина «Весна прилетела». Но на этой картине летит яркая золотисто-жёлтая с оранжево-красными крыльями и русалочьим хвостом весна. А в 1986-м «красном» году написана уже упомянутая выше картина «Рябина» с полыхающими огнём красными ягодами на зелёном фоне сада. Картина «Полдень в Жигулях» (1990-й золотой год змеи) тоже написана в основном зелёными красками, но сколько здесь солнечного света на траве, жёлтых цветах, сливающихся в одно пятно на первом плане, и на кирпично-жёлтой дорожке! Да и название сюжета говорит само за себя.

Самым заметным исключением из правила совпадения хроматизма года и хроматизма созданных в эти годы картин в рассматриваемой выборке можно считать написанную совместно с Ю.И.Филипповым картину «Тополь в феврале» с наиболее запоминающимся бирюзовым цветом неба и синими тенями на снегу. В этом - хроматическая правда: ведь февраль - синий месяц. Но и в этой картине много солнечного света - он на стволе и ветвях деревьев, на деревянном заборчике окрашенного в жёлтое дома на заднем плане картины.

Можно констатировать, что творческое вдохновение вообще посещало художника именно в его «родные» годы - золотисто-жёлтый, огненно-красный, оранжевый. Из четырнадцати живописных полотен исключение составляют только три - многоцветная «Видение» (1992-й голубой год козы), а также две упомянутые выше картины «Весна идет» (1968-й синий год обезьяны-медведя) и «Эксперимент» (тогда же). К тому же 1968-му году относится довольно сумрачная картина «Леший на Волге» с грязным коричнево-рыжим лешим на таком же грязном сине-зелёном фоне.

Совсем нет живописных картин, которые были бы созданы конкретно (и только) в годы: 10-й сине-фиолетовый (курицы-петуха), 11-й фиолетовый (собаки), 12-й пурпурный, сиреневый (кабана), 7-й белесый (лошади-кулана), 4-й рыжий морковный (кота-кролика).

Неожиданным нежно-сиреневым колоритом отличаются картины В.З.Пурыгина, созданные в 1965 г (6-й год двенадцатилетнего цикла): «Вилоновский спуск», «Снег сошёл» и «Весна-красна», а также пейзажи Крыма 60-х годов. Такой цвет является дополнительным к жёлтому хроматизму 6-го года змеи - это цвет 12-го года (года кабана или свиньи). Аналогично, в качестве фонового оттенка проявляется насыщенный дополнительный цвет года, отстоящего на половину двенадцатилетнего цикла в творчестве П.Пикассо (25.10.1881 - 1973), его «голубой» и «розовый» периоды. Так, годы «голубого» периода Пикассо - это 1901 - 1904 годы. «Дополнительными» к ним являются годы 1907 - 1909 - это годы голубого, синего и сине-фиолетового хроматизма - козы, обезьяны (медведя) и петуха или курицы (синей пти-цы)13. После «голубого» периода творчества, связанного с влиянием дополнительных годов голубого, синего, сине-фиолетового цветов, в творческой биографии Пикассо следует более «розовый». Этот «розовый» период связан с влиянием дополнительного цвета года 12-го, пурпурного (год кабана-свиньи). Если присмотреться, например, к картине «Девочка на шаре», розовый оттенок правильнее будет назвать «сиреневым».

Сравнивая периоды появления цветовых оттенков с возрастом художников можно заметить, что склонность к оттенкам дополнительных цветов проявляется в начале творческого пути (Пикассо, Пурыгин). В более зрелом возрасте художник становится чутким к хроматизму текущих лет (Чюрлёнис, Пурыгин). Интересно, что все три художника - П.Пикассо, М.К.Чюрлёнис и В.З.Пурыгин, обладающие высокой цветочувствительностью, в живописи, по выражению П.Пикассо, «создавали свою реальность». Так велика была их зависимость от внешнего естественного, природного фактора, не вписывающегося в будни неустроенной, порой абсурдной социальной действительности. У зрителя это вызывает впечатление раскрепощённости, внутренней свободы; приближает к непознанному миру космоса.

Календарно-астрономический цветовой анализ живописи В.З.Пурыгина полностью подтверждает экспериментально полученные ранее закономерности связи колорита живописи с календарными характеристиками личности художников. С учётом описанного выше цветового анализа живописных полотен Пурыгина, содержание «оранжевости» по оценкам зрителей

13 Чечина О.Н. Взаимосвязь колорита произведения со знаком зодиака автора // Художественное наследие России: К 110-летию создания коллекции и 70-летнему юбилею Самарского художественного музея....

(примерно 40%) близко к количеству показанных в каталоге14 красно-оранжевых полотен, созданных художником (50 %). Это явление уже описано применительно к анализу литературных произведений, как «правило адекватно-сти»15. Естественный хроматизм творчества В.З.Пурыгина соответствует доминирующему цвету интеллекта обитателей самарского региона (цветовой символ второго порядка16). Именно поэтому свидетельства того, что художник «заболевал» вдали от родины, не являются художественным преувеличением. Они описывают тот энергетический резонанс, который поддерживал его творческую энергетику и позволил дожить до весьма преклонного возраста, несмотря на проблемы со здоровьем в юности17.

Выводы: 1) Цветовая палитра живописи В.З.Пурыгина соответствует представлениям Юнга об архетипах подсознания и цветовым календарным маркерам солнечного календаря в онтогенезе художника. 2) Картины В.З.Пуры-гина можно с полным правом считать цветовым символом Самары и самарского региона18. Они гармонично объединяют доминирующее огненное звериное начало оранжево-жёлтого цвета,

характерного для культуры золотой середины континента19 по левому берегу Волги, с далёким и таинственным сине-фиолетовым миром космической глубины.

14 Валентин Захарович Пурыгин: Живопись-графика: Каталог выставки / Оэст. А.Я.Басс; вст.ст. А.И.Морозов; ред. С.В.Аксельрод....

15 Чечина О.Н. О методике хроматического анализа литературных произведений // «Вузовская наука и производство-2005»: Материалы научно-практической конференции, Шымкент, 25 - 27 марта 2005 г. - Шым-кент: 2005. - С. 208 - 215.

16 Чечина О.Н. Символика Самары и Самарского края: культурно-мифологический аспект // Известия Самарского научного центра РАН. - 2011. - Т. 13. - № 2(2). - С. 261 - 264.

17 Каталог. Пурыгин В.З.: 20 лет творчества: Персональная художественная выставка / Сост. А.Басс. -Куйбышев: 1971.

18 Чечина О.Н. Символика Самары и Самарского края: синергетический аспект // Известия самарского научного центра РАН. - 2011. - Т. 13, № 2(4). - С. 763 -767.

19 Чечина О.Н. Солнце возвращается домой. - Алматы: 2005.

SYMBOLS OF SAMARA AND SAMARA LAND: COLOR PALETTE OF ARTIST V.Z.PURYGIN (FOLLOWING THE CONFERENCE)

© 2012 O.N.Chechina"

Samara State Technical University

The calendar-color painting analysis of Samara artist V.Z.Purygin is executed. It is shown, that features of

chromatism of this artist are closely connected to calendar-geographical chromatism of Samara region.

Key words: calendar, color marker, feminine, masculine, red, orange, yellow, green, lilac, Purygin, Pikasso, Chyur-

lenis.

Olga Nikolaevna Chechina, D. Sc. in Chemistry, Professor of the department of Food Production Technology and Perfumery and Cosmetical Product, Professor of the department of Pedagogy and Psychology of the faculty of Education in the Humanities. E-mail: chechinao@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.