Научная статья на тему 'СИМВОЛИКА ПАТАФИЗИКИ В МУЛЬТИПЛИКАЦИОННОМ ФИЛЬМЕ СИЛЬВАНА ШОМЕ «ТРИО ИЗ БЕЛЬВИЛЛЯ»'

СИМВОЛИКА ПАТАФИЗИКИ В МУЛЬТИПЛИКАЦИОННОМ ФИЛЬМЕ СИЛЬВАНА ШОМЕ «ТРИО ИЗ БЕЛЬВИЛЛЯ» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

220
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Сильвен Шоме / патафзика / мультипликация / Альфред Жарри. / Sylvain Chomet / pataphysics / animated film / Alfred Jarry.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Каменецкая Полина Андреевна

Цель исследования – проанализировать каким образом раскрывается символика патафизики в мультипликационном фильме Сильвена Шоме «Трио из Бельвилля». Поиск такой символики можно считать релевантным, так как с одной стороны фильм пропитан французской культурой, частью которой является и патафизика, придуманная Альфредом Жарри. С другой стороны, патафизичным является сам формат анимации. Новизна исследования заключается в том, что патафизика все еще остается мало изученным феноменом, как и творчество Сильвена Шоме. В ходе исследования, автор приходит к выводу, что смыслообразующим мотивом фильма является мотив гонки, что по совместительству является ключевыми темами для патафизики. Интерпретация этого фильма через патафизическую символику позволяет сказать, что велосипедная гонка превращается в распятие Иисуса Христа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYMBOLICS OF PATAPHYSICS IN THE ANIMATED FILM “THE TRIPLETS OF BELLEVILLE” BY SYLVAIN CHOMET

The goal of this research is to determine the symbols of pataphysics in animated film “The triplets of Belleville” by Sylvain Chomet. This analysis is relevant because first of all film is full of references to French culture and pataphysics, created by Alfred Jarry is part of it. Secondly, the format of animated film is pataphysical itself. Due to the fact that pataphysics is still badly studied as well as cinematograph of Sylvain Chomet, this research aims to provide a new perspective on both of this subjects. The main conclusion is that interpretation of this film through concept of pataphysics focuses on the motive of race, and bicycle race in film might be compared with crucifiction.

Текст научной работы на тему «СИМВОЛИКА ПАТАФИЗИКИ В МУЛЬТИПЛИКАЦИОННОМ ФИЛЬМЕ СИЛЬВАНА ШОМЕ «ТРИО ИЗ БЕЛЬВИЛЛЯ»»

VI Международная научно-практическая конференция

2. Кобелянов А.С. Особенности взаимодействия государства и СМИ в современной России / А.С. Кобелянов // РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY. -2016. - №2. - С. 99-106

3. Сербина Г.Н. Роль интернета в формировании новостной повестки дня: критический анализ теории agenda-setting / Г.Н. Сербина // Вестник Томского государственного университета. - 2015. - №397 - С. 56-59

4. Казун А.Д. «Осветить нельзя игнорировать»: Алексей Навальный в российских СМИ / А.Д. Казун // Полития. - 2018. - №1 (88) - С. 47-64

5. Черкасова В.П. Телевидение и интернет как каналы формирования политического сознания граждан / В.П. Черкасова // Вестник МГИМО-Университета. - 2013. - №4 (31). - С. 157-164

6. Курков В.Н. Угрозы обеспечению информационного суверенитета России (на примере блокировки Telegram) / В.Н. Курков // Общество: политика, экономика, право. - 2019. - №11.

© А.Р. Умяров, 2021

УДК 791.43-252.5

Каменецкая Полина Андреевна Kamenetskaia Polina Andreevna

Студент Student

Санкт-Петербургский государственный университет

Saint Petersburg State University

СИМВОЛИКА ПАТАФИЗИКИ В МУЛЬТИПЛИКАЦИОННОМ ФИЛЬМЕ СИЛЬВАНА ШОМЕ «ТРИО ИЗ БЕЛЬВИЛЛЯ»

SYMBOLICS OF PATAPHYSICS IN THE ANIMATED FILM "THE TRIPLETS OF BELLEVILLE" BY SYLVAIN CHOMET

Аннотация: Цель исследования - проанализировать каким образом раскрывается символика патафизики в мультипликационном фильме Сильвена Шоме «Трио из Бельвилля». Поиск такой символики можно считать релевантным, так как с одной стороны фильм пропитан французской культурой, частью которой является и патафизика, придуманная Альфредом

VI Международная научно-практическая конференция Жарри. С другой стороны, патафизичным является сам формат анимации. Новизна исследования заключается в том, что патафизика все еще остается мало изученным феноменом, как и творчество Сильвена Шоме. В ходе исследования, автор приходит к выводу, что смыслообразующим мотивом фильма является мотив гонки, что по совместительству является ключевыми темами для патафизики. Интерпретация этого фильма через патафизическую символику позволяет сказать, что велосипедная гонка превращается в распятие Иисуса Христа.

Abstract. The goal of this research is to determine the symbols of pataphysics in animated film "The triplets of Belleville" by Sylvain Chomet. This analysis is relevant because first of all film is full of references to French culture and pataphysics, created by Alfred Jarry is part of it. Secondly, the format of animated film is pataphysical itself. Due to the fact that pataphysics is still badly studied as well as cinematograph of Sylvain Chomet, this research aims to provide a new perspective on both of this subjects. The main conclusion is that interpretation of this film through concept of pataphysics focuses on the motive of race, and bicycle race in film might be compared with crucifiction.

Ключевые слова. Сильвен Шоме, патафзика, мультипликация, Альфред Жарри.

Key words. Sylvain Chomet, pataphysics, animated film, Alfred Jarry.

«Трио из Бельвилля» является одной из известнейших работ французского режиссера-мультипликатора Сильвена Шомэ. Фильм был номинирован на множество премий, в том числе на Оскар как «лучший анимационный полнометражный фильм», на премию BAFTA и на премию Сезар. Основное действие фильма происходит между 1959 и 1969. Главный герой фильма -мальчик по имени Чемпион живет в загородном доме под Парижем вместе с своей бабушкой Мадам Сюзой и псом по кличке Бруно. Мадам Сюза очень хотела сделать из внука пианиста, однако оказалось, что Чемпион видел свою жизнь совершенно иначе. Он решает стать велосипедистом, и бабушке не остается ничего кроме как подарить ему велосипед. Став взрослым, он едет участвовать в Тур де Франс, но там оказывается в самом хвосте. Во время гонки его и еще двух гонщиков крадет французская мафия и увозит в Бельвилль (аллегория на Нью-Йорк). Мадам Сюза едет за ними, чтобы вызволить своего внука, по дороге встречает сестер-тройняшек, которые в прошлом были

VI Международная научно-практическая конференция известными джазовым трио и вместе они разрабатывают невероятный план по

спасению внука.

Фильм пропитан французской культурой: сюжет вертится вокруг известной гонки «Тур де Франс», в качестве рекламы сыра мелькает известная корова «Ля Ваш ки ри», в новостях фигурирует президент де Голль, на стене висит постер к фильму «Каникулы господина Юло» Жака Тати, а тройняшки из Бельвилля питаются исключительно лягушками. Некоторые из этих деталей бросаются в глаза сразу, так как обыгрывают известные стереотипы о Франции. Другие же ускользают от взгляда непосвященного зрителя, так как предполагают более глубокое знание культуры страны. Фильм насыщен подобными отсылками к французской культуре не только на бытовом уровне, но и на уровне идей и концептов, которые тем более остаются незамеченными. В частности, можно проследить влияние на мультфильм патафизики.

Патафизика зарождается именно во Франции. Эндрю Хьюгилл пишет, что «из всего культурного экспорта Франции за последние 150 или около того лет патафизика на удивление оказалась одним из самых долговечных явлений, и по сей день привлекающих всё возрастающее внимание.» [4, стр. 14]Зародившись в литературе, патафизика затем очень сильно повлияла на музыку живопись, театр и конечно кинематограф. Хьюгилл цитирует Руй Лонуара: «к патафизике нет ключа» [4, стр. 17], и подчеркивает, что сформулировать сколь либо исчерпывающее и понятное определение патафизики невозможно. Однако впервые слово патафизика появляется в романе Альфреда Жарри «Деяния и мнения доктора Фаустролля, патафизика», опубликованном в 1911 году, где сам Жарри определяет патафизику как науку о том, «что дополняет метафизику как в рамках оной, так и за ее пределами, причем за эти самые пределы 'патафизика простирается столь же далеко, как метафизика — за границы обычной физики». [3] По сути она изучает исключения и случайности - клиномены, занимается поиском воображаемых решений для несуществующих ситуаций.

VI Международная научно-практическая конференция Исследовательница кино Элисон Макмахан (Alison McMahan) формулирует критерии, по которым фильм можно назвать патафизичным: насмешка над устоявшимся знанием (особенно научным и академичным), следование альтернативной логике повествования, использование специальных эффектов, которые нарочито бросаются в глаза и не стремятся имитировать реальное действие, упрощенные сюжеты и плоские персонажи, ведь на первый план выходят интертекстуальные, а не повествовательные отсылки. Макмахан отмечает, что даже если на первый взгляд нам кажется, что фильм не несет никакого смысла, и, как выражается Габлер, является скорее «likeamovie», возможно это значит, что фильм производит значения иным образом, чем мы привыкли. И именно за необычную манеру производить смысл, Макмахан и называет фильмы патафизичными. [6, стр. 3]

Многими патафизическими чертами обладает и «Трио из Бельвилля». Жанр анимации как таковой является довольно патафизичным, ведь внутри мультипликационного пространства могут происходить события полностью расходящиеся с законами физики нашего мира. Шоме действительно насмехается над законами физики, хотя рисовка мультфильма и выглядит натуралистично: у велосипедистов непропорционально большие мускулы на ногах, Мадам Сюза совсем маленького роста по сравнению с неестественно высокими тройняшками, официант в ресторане гнется во все стороны, словно у него нет позвоночника, а один из героев и вовсе является полу человеком полу мышью, что совершенно никого не удивляет. Необычная рисовка, тяготеющая к реализму, и внимание на самые мелкие детали: скрупулезная прорисовка каждой морщинки на лицах персонажей, обилие разнообразных предметов в кадре, проработанные задние планы, не могут оставить равнодушным. Многие зрители говорят, что это самый уродливый мультик, который они видели. Стоит сказать, что такие оценки только добавляют фильму патафизичности.

Нарратив фильма оказывается весьма запутанным, и в конце мы уже не знаем, произошли все события в действительности или это все в воображении главного героя. Патафизичность нарратива проявляется в том, что зрителю

VI Международная научно-практическая конференция оказывается тяжело сказать, какие события в итоге оказалось реальными, и каким образом необходимо следить за историей. Фильм также насыщен интертекстальными отсылками. Например, в Бельвилле стоит статуя свободы, но она намного тучнее оригинала; вместо факела она держит мороженное, а вместо скрижали - гамбургер, что отсылает нас к идеям об обществе потребления. Постеры фильмов Жака Тати и выступление по телевизору де Голля намекают на исторический контекст. В одном из эпизодов герои и вовсе повторяют опыт доктора Фаустролля [3, стр. 278] и перемещаются по городу на платформе, напоминающей как раз корабль. Но ключевым образом для фильма становится велосипед. Именно велосипед, который играет крайне важную роль в фильме, является одним из важнейших образов и концептов в патафизике.

Культуролог Михаил Ямпольский пишет «что Жарри был большим любителем велосипедного спорта и охотно упоминал велосипед в своих текстах». [5, стр. 237] У Жарри действительно было два предмета, с которыми он не расставался: велосипед и револьвер. Когда он разгонялся на велосипеде, а на встречу ему шел пешеход, он мог выстрелить из револьвера, чтобы его велосипеду уступили дорогу. Чаще всего Жарри упоминает велосипед в контексте "комплекса Иксиона". Согласно мифу о царе Иксионе, он был первым смертным, которого допустили на Олимп. Но он оказался дерзким и несдержанным, за что Зевс покарал его, привязав к вечно крутящемуся колесу. Ямпольский пишет, что таким образом Иксион становится живой частью - осью мертвого механизма, что уподобляет его распятию Христа. Ямпольский пишет, что в эссе Жарри "Страсти, рассматриваемые как гонка в гору" «Иксионова педаль разрастается в велосипед Христа; путь Христа на Голгофу был первой велосипедной гонкой в мире. Христос якобы двигался на особом велосипеде; И даже терновый венец, согласно Жарри, в точности напоминает новейший образец шин». [5, стр. 237] Интересно, что главный герой мультфильма как раз велосипедист и участвует в гонке.

Если исходить из того, что велосипед связан с фигурой Христа, то можно отожествить этот образ с образом главного героя. Чемпион едет в самом хвосте

VI Международная научно-практическая конференция гонки. Героя, и еще двух велосипедистов «неудачников» похищает французская мафия, увозит в «Бельвилль», чтобы затем тайно организовать свой собственный подпольный Тур де Франс. Подобный поворот событий может отсылать к Евангелию, когда «последний становится первым»: плетущиеся в самом конце гонщики неожиданно становятся в центре внимания, и все взгляды пусть и небольшой аудитории оказываются прикованы только к ним. Также Сильвен Шомэ использует каноничное число три. В Бельвилле велосипедисты становятся частью некоего механизма. Их задача- крутить педали, которые в свою очередь приводят в действие проектор, который демонстрирует видео дороги. Таким образом получается, что герои как бы участвуют в ненастоящем, искусственном Тур де Франс. Это уже не гонка, но ее симулякр. Причем если кто-то из них ослабевает и полностью выбивается из сил, его убивают из револьвера. Велосипедист, как Иисус Христос, оказывается принесен в жертву. Только сейчас он принесен в жертву не ради искупления человеческих грехов, но ради зрелища. В этой связи можно вспомнить «Общество спектакля» Ги Дебора [2]. Хотя Ги Дебор и отрицал чье-либо влияние на свое творчество, а сам Коллеж патафизиков считал жалкой кучкой, ситуационизм неизбежно претерпел некоторое влияние патафизики. Велосипедисты обречены бесконечно крутить педали, продуцировать зрелище, пока окончательно не выдохнуться. Причем отношения внутри этого зрелища обстоят так, что велосипедисты оказываются пассивны. Они не могут изменить правила и должны действовать согласно придуманному «властью» - мафией сценарию.

Само пространство внутри мультфильма можно назвать гиппереальностью. Пространство фильма схоже с тем, которое описывает Жан Бодрийяр в эссе «Патафизика 2000». Вся история сначала происходит как бы в реальности, а потом оказывается всего лишь воспоминанием, ретроспективой, фильмом внутри фильма. Лучше всего это можно проследить на примере музыки. Фильм открывает песня трех сестер из Бельвилля, которые играют на нормальных музыкальных инструментах, то есть обыкновенную живую музыку. Спустя много лет они играют с одной стороны все ту же музыку, но при этом

VI Международная научно-практическая конференция используют для этого холодильник, пылесос, газеты и колесо от велосипеда. Это уже не музыка, но ее симуляция. «Исходная сущность музыки, исходное понятие истории исчезло, поскольку мы не можем больше отделить их от их совершенных имиджей, которые также являются имиджами симуляции, от их принудительного погружения в стирающую их гиперреальность. Мы больше не сможем когда-нибудь узнать, какое общество и музыка были до того, как они были представлены способами искусственного сегодняшнего совершенства». [1]

«Трио из Бельвилля» оказывается патафизичным фильмом сразу на нескольких уровнях. Сам жанр анимации дает простор для изображения самых неожиданных ситуаций благодаря пластичности формы. Необычно построенный нарратив меняет восприятие истории и оставляет зрителя в замешательстве. Огромное количество скрытых и явных культурных отсылок нагружает фильм дополнительными смыслами. А концепты гонки и велосипеда, представляющие особый интерес для патафизики, играют в фильме смыслообразующую роль. Вполне возможно, что Сильвен Шоме не вкладывал эти смыслы в свой изначальный замысел. Но так как фильм является по природе своей патафизичным, у нас появляется возможность декодировать его в том числе и таким образом, попутно открывая новые смыслы.

Библиографический список:

1. Бодрийяр, Ж. Патафизика 2000 года / Психологи против капитализма. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://redpsychology. wordpress.com/2015/03/28/%D0%B6%D0%B0%D0%BD-%D0%B 1 %D0% BE%D0%B4%D1%80%D0%B8%D0%B9%D1%8F%D10/o80-0/oD0%BF%D0%B 0%D1 %82%D0%B0%D1 %84%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%B0 -2000-%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0/ (дата обращения 19.06.2020)

2. Деброр Г. Общество спектакля. Пер. с фр. / Перевод C. Офертаса и М. Якубович. М.: Издательство "Логос" 1999. - 224с.

3. Жарри А. Деяния и суждения доктора Фаустролля. Патафизика / Убю Король и другие произведения . — М : Б.С.Г.-Пресс, 2002. - С. 255-350.

VI Международная научно-практическая конференция

4. Эндрю Хьюгилл. Патафизика: Бесполезный путеводитель. — М.: Гилея 2017. — 448 с.

5. Ямпольский М. Клиномен / Наблюдатель - М.: Ad Marginen, 2000. - 269

с.

6. Alison McMahan. The Films of Tim Burton: Animating Live Action in Contemporary Hollywood. - USA: Bloomsbury Publishing 2014 - 278 p.

Научное издание

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: ОПЫТ ПРОШЛОГО, ВОЗМОЖНОСТИ НАСТОЯЩЕГО, СТРАТЕГИИ БУДУЩЕГО

Сборник статей VI Международной научно-практической конференции Статьи публикуются в авторской редакции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.