Научная статья на тему 'Символика Оренбургской губернии и ее современная презентационная культура. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . '

Символика Оренбургской губернии и ее современная презентационная культура. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
790
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Символика Оренбургской губернии и ее современная презентационная культура. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . »

СИМВОЛИКА ОРЕНБУРГСКОЙ ГУБЕРНИИ И ЕЕ СОВРЕМЕННАЯ ПРЕЗЕНТАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

Статья посвящена геральдическим особенностям символики Оренбурга, выраженным в существующих гербах, товарных знаках и рекламной продукции.

Во все времена существования разделительных территориальных владений их идентификация отмечалась визуальной знаковой символикой, которая состояла из целой системы изображений, сообщающих принадлежность к государству, городу, сословию, роду и т.д. Значение развития знаковой культуры для государства однозначно велико. Изучением знаковых форм государственной символики со средины XIX века занимается такой раздел науки, как геральдика.

Чтобы понять специфику сложившейся знаковой культуры Оренбургской области, необходимо знать путь развития ее основной геральдической символики.

История образования Оренбургской губернии тесно связана с Уфимской. Созданная в 1719 году, Уфимская провинция в составе Казанской губернии в 1744 году приписывается к вновь образованной Оренбургской губернии и в 1782 году учреждается как Уфимское наместничество, состоящее из двух областей:

• Уфимской - в составе восьми уездов (Уфимского, Бирского, Мензелинского, Бу-гульминского, Бугурусланского, Белебейско-го, Стерлитамакского и Челябинского);

• Оренбургской - в составе четырех уездов (Оренбургского, Верхне-Уральского, Бузулукского и Сергиевского).

Рисунок 1. Герб Оренбургской области

В этот период и были составлены гербы для городов обеих губерний с помещением в первом поле городских гербов, исключая Оренбург, уфимской эмблемы - бегущей куницы.

Переименование Уфимского наместничества в Оренбургскую губернию произошло в 1797 году с последующим отделением в 1865 году в отдельную губернию. В составе Оренбургской губернии находились следующие населенные пункты: Оренбург, Верхне-уральск, Илецк, Орск, Троицк, Челябинск. Столицей был назначен город Оренбург.

В 1867 году, во времена гербовой реформы барона Кене, был окончательно утвержден герб Оренбургской губернии (рисунок 1).

Рисунок герба, Высочайше утвержденного 12.10.1867 года:

«В червленом щите, два, накрест положенных золотых знамени, украшенных Императорским Российским орлом, сопровождаемых сверху золотым же Греко-российским крестом, а снизу золотым же опрокинутым полумесяцем. В серебряной главе щита лазуревая куница. Щит увенчан Императорскою короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевскою лентою».

В настоящее время описанием истории развития гербовой символики Оренбургской области и города Оренбурга занимается гер-бовед Виктор Ломанцов. По его словам, правила, введенные бароном Кене, позволяют изображать на гербе Оренбургской губернии:

1. Императорскую корону для гербов губерний;

2. Дубовые листья с Андреевской лентою для губерний.

В центре гербовой части размещался щит. В нижней червленой (красной) части щита -два перекрещивающихся золотых знамени, сопровожденных вверху украшенным на концах греко-российским крестом (с одной перекладиной в поясе и одной перекладиной в пере-

вязь), а внизу - золотым полумесяцем, опрокинутым вниз, на полотнище каждого знамени - российский орел образца 1856 года. В верхней части щита с 1782 года остается изображение на белом фоне куницы.

Изобразительные элементы, соединенные в единый гербовый символ, наиболее точно отразили этноурбанистическую специфику многонациональной культуры и особенный тип развивающегося территориального формирования. Рассматривая принцип создания планировочной структуры административного центра Оренбургской губернии, необходимо отметить, что «при всей новизне, четкой регулярности композиционного построения «типовых» городов, Оренбург отличался своеобразием города новой формации» [1]. В отличие от старых русских городов, в которых традиционно центром композиции служила площадь с размещенной на ней церковью, в Оренбурге нет центральной единой площади. «Культовые сооружения Оренбурга XVIII века были расположены по периферии крепости и служили высотными ориентирами города (в городе было построено три мечети)» [1]. Этнические особенности населения нашли свое отражение в гербовой символике в виде сочетания христианского и мусульманского символов: вверху греко-российского креста и внизу золотого полумесяца, что явилось символом признания равнозначности и равноправности всех этнических сообществ и социальных групп. Перекрещивающиеся знамена отражают территориальную особенность губернии, отражая ее пограничный характер.

Современный герб Оренбургской области, утвержденный 23 декабря 1996 года, практически сохранил все изобразительные элементы герба Оренбургской губернии 1867 года. Единственная поправка изменила поворот золотого полумесяца острыми концами вверх.

Еще одной из значимых презентационных символик Оренбургской области является герб города Оренбурга, административного центра Оренбургской губернии. Исследователи приписывают приоритет в его разработке руководителю Оренбургской экспедиции, известному государственному деятелю «осьмнадца-того столетия» Ивану Кирилову. Вносил изменения в проект и Василий Татищев, убежден-

ный сторонник идеи территориальной символики. В знаменитом гербовнике (1776 г.), составленном князем Михаилом Щербатовым, оренбургский герб описывается так: «Золотое поле, разрезанное наполы голубою извилистою полосою... в верхней части - выходящий двуглавый орел, в нижней части - голубой Андреевский крест.» (вероятно Андреевским крестом отмечена доблесть гарнизона Оренбурга, оборонявшего город от попыток захвата войсками Емельяна Пугачева) [2]. Данный магистратский герб был пожалован городу Оренбургу 7 июня 1776 года. Окончательный вариант был составлен в конце XVIII века и утвержден 8 июня 1782 года.

В 1998 году в целях приведения муниципальных символов г. Оренбурга в соответствие с геральдикой, Оренбургский Городской Совет утвердил разработанный художником И.К. Кузнецовым герб города Оренбурга, который состоит из двух полей золотого цвета, разделенных сине-голубой волнистой полосой, символизирующей реку Урал, как границу между Европой и Азией (рисунок 2). На верхнем большом поле находится изображение двуглавого орла, выходящего из вод реки Урал. Две головы орла напоминают об исторической судьбе России,

х

Рисунок 2

соединяющей Восток и Запад. Над орлом -три исторические короны Петра Великого (две малые и в центре вверху - одна большая). На груди орла расположен красный щит с изображением Георгия Победоносца на коне, поражающего копьем дракона, указывающий на державную преемственность России от Московской Руси. На нижнем поле герба города, в центре, расположен диагонально синий крест Андрея Первозванного, пожалованный городу Оренбургу за верность государству. За основу герба города Оренбурга был принят герб 1776 года.

Морфология геральдической символики Оренбуржья оказывает огромное влияние на развитие знаковой культуры региона в целом. Кроме того, если проследить историю возникновения и становления Оренбургской области, то можно выделить серию характерных черт, которые, при преобразовании их в знаковые формы, более емко отразят ее отличительную специфику.

Около трехсот лет назад на бескрайних степных просторах кочевали башкиры (междуречье Волги и Яика), казахи (от левобережья Яика до Дальнего Востока). Территория будущего Оренбуржья была хорошо известна населению соседнего Поволжья. Люди шли сюда промышлять дичь, пушного зверя, рыбу, добывать соль. Сюда же в поисках воли и счастья поднимался беглый люд, который стал называть себя яицким казачеством.

К созданию семантики будущего Оренбуржья прикоснулась и культура казахского народа. В начале XVIII века во главе движения за присоединение Казахстана к России встал хан младшего казахского жуза Абул-хаир, настойчиво прося построить город в устье реки Орь.

Одной из важнейших причин создания Оренбургской губернии было развитие азиатской торговли (преимущественно, торговли скотом). Основными центрами азиатской торговли в Оренбургской губернии явились здания Менового двора и Гостиного двора (на территории самого Оренбурга). А также, по проекту А. Брюллова, в середине XIX века был построен комплекс «Караван-сарай», состоящий из основного корпуса, мечети и минарета и предназначенный для временного

размещения приезжающих торговцев. Сейчас это памятник архитектуры республиканского значения.

Позднее в губернии появились медеплавильные, железоплавильные заводы, на территории губернии были открыты 1300 золотых приисков. В 1876 году была открыта железная дорога «Оренбург-Самара», что ускорило развитие торговли в регионе. Появляются торговые дома купцов Панкратовых, Хусаиновых, братьев Зарубовых. Растет сеть магазинов готового платья, обуви; на центральных улицах города строятся двухэтажные каменные дома-магазины. К 1917 году в городе было более 1200 торговых предприятий.

Возросло значение Оренбуржья и как важного центра оптовой торговли хлебом, которую представляли купцы Якушевы, Яровые. Важным компонентом развивающейся губернии и губернского капитала конца XIX - начала XX веков явились банки, общества взаимного кредита и другие кредитные учреждения. В XIX веке получает широкое распространение реклама товаров, что способствует дальнейшему развитию знаковой культуры в Оренбургской губернии. Это связано с быстрым ростом городов, развитием городских средств сообщения и печати, выпуском массы промышленных товаров, рассчитанных на все слои населения.

Большой интерес в плане семантики представляет удивительное сословие - казачество [3]. Оренбургское (яицкое) казачество было самым интернациональным, но объединялось единой властью, укладом жизни, предметной средой и презентационной культурой. Знаки оренбургского казачества: знамя (символ войскового объединения), бунчук (символ атамана на походе), насека (посох, символ гражданской власти), булава, атаманский кафтан, шапка, атаманская сабля (символы военной власти), шашка (символ всей полноты прав казака), погоны, лампасы (символ освобождения от всех видов государственных платежей), башлык (определитель занятости казака), посох (символ мудрости) и др.

Установление советской власти подорвало экономику края, и НЭП в Оренбуржье начиналась при почти полном развале промышленности. В годы Великой Отечествен-

ной войны из центральных областей России, Белоруссии, Украины в Оренбуржье было эвакуировано оборудование около 60 предприятий. Это послужило базой для развития промышленного комплекса в регионе.

В современной знаковой культуре Оренбургского края могут отражаться следующие исторически сложившиеся тенденции [4]:

- интернациональность (в настоящее время Оренбуржье включает в себя более 100 национальностей; здесь уникально переплетаются между собой культуры Запада и Востока) (рис. 3, рис. 4);

- торговля (Оренбург возник как центр торговли между Европой и Азией) (рис. 5);

- военное дело (Оренбург был построен как город-крепость, военная тенденция была поддержана казачеством и продолжена в советское время созданием военных учебных заведений союзного значения; область расположена на границе двух государств: России и Казахстана (рис. 6);

- географическое положение (через город Оренбург по реке Урал проходит граница Европы и Азии) (рис. 7);

- элементы флоры и фауны, характерные для Оренбургского региона: сурок, стрепет, дрофа, степной орел, жаворонок, соколы, лошадь, ласка; ковыль, подорожник, тюльпан (рис. 8);

- свою семантику имеют природные ресурсы региона, издавна являющиеся предметом торговли и сырьем для производства: газ, нефть, золото, соль; а также развитое скотоводство, выраженное, в основном, в изготовлении знаменитого Оренбургского пухового платка; земледелие (хлеб) (рис. 9, 10, 13);

Рисунок 3. Ежегодная Оренбургская межрегиональная ярмарка «Меновой двор», дизайнер Ф.М. Абленин

Рисунок 4. Управление труда и занятости населения Оренбургской области, дизайнер Т.А.Мазурина

Рисунок 5. Единый рекламный знак качества товаров в рамках программы «Сделано в Оренбуржье», дизайнер Э.Г. Петросян

Рисунок 6. АКБ «Форштадт», дизайнер Ф.М. Абленин

Рисунок 7. ООО «Сулак 1», напитки

Рисунок 8. Оренбургское отделение УРО РАН «Институт степи»

Рисунок 9. ОАО «Ореншаль», дизайнер Т.А. Мазурина

Рисунок 10. ООО «Оренбургское хлебоприемное предприятие», дизайнер Т.А. Мазурина

Рисунок 11. ЗАО «Вита-Плюс», аптечная сеть

Рисунок 12. Магазин «Дом обуви» (цветовой контраст)

- особенности панорамы (широкий горизонт и открытые бескрайние пространства, ровный или слегка холмистый ландшафт, ветер) (рис. 11);

- резко континентальный климат (жаркое лето и морозная зима) (рис. 12).

Рассматривая современную официальную символику области и города, являющуюся главным презентационным элементом данной территориальной единицы, можно отметить основные и дополнительные знаковые формы, характеризующие ее социальные и территориальные особенности. Основные формы - это многонациональность как межнациональная толерантность, приграничность района и пуховязальный промысел «оренбургский пуховый платок». К дополнительным, соответ-

Рисунок 13. Юбилейная эмблема

ственно, относятся формы, которые в той или иной степени выявляют признаки, наиболее характерные данной области, но могут присутствовать и в других государственных знаковых структурах. В данном случае чаще всего встречаются знаковые формы, ассоциирующиеся с символом границы между Европой и Азией; с преимущественно аграрной атрибутикой и горящим факелом - символом нефтегазового комплекса.

Оренбургскими дизайнерами (Оренбургское отделение Союза дизайнеров России) и кафедрой дизайна Оренбургского государственного университета был создан ряд товарных знаков, выражающих семантику Оренбуржья; наиболее показательные из них приведены выше.

Список использованной литературы:

1. Аюкасова Л.К. Градостроительная теория и практика планировки городов в свете диалектических законов развития. / Вестник ОГУ, №11: Сб. научных статей - Оренбург: ОГУ, 2006. - С. 168-173. / приложение «Архитектура и дизайн. Теория и практика»/.

2. Журнал «Оренбургский край» №2.99;

3. Перкин В.П. Любовь и Восток. Сборник. - М.: Московский писатель, 1994.;

4. Мазурина Т.А. Знак города Оренбурга как совокупность исторических и современных признаков / Вестник ОГУ, №°1, 2003, с.126-132.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.