Научная статья на тему 'Символика нацистского движения в Германии в 1920–1940-е гг'

Символика нацистского движения в Германии в 1920–1940-е гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
8202
392
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМ / НАЦИОНАЛИЗМ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА / СВАСТИКА / NATIONAL SOCIALISM / NATIONALISM / STATE SYMBOLISM / SWASTIKA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Маковский Ю. В.

В статье рассматривается символический язык национал-социалистского движения в Германии в период его борьбы за власть и в годы нацистской диктатуры. Целью работы является выявление происхождения, функций, значения символических форм, атрибутики нацистского движения. Источниками для них были арийская мифология, мистика, легендарные образы Священной Римской империи германской нации и многое другое. Используемая пропагандистской машиной, нацистская символика соответствовала задачам тоталитарного государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Symbolism of the Nazi Movement in Germany in the 1920s–1940s

In the article the symbolic language of the National Social movement in Germany in the period of its race for power and in the years of Nazi dictatorship is examined. The objective of this work is to elicit the origin, the functions, and the meaning of the symbolic forms and attributes of Nazi movement. Aryan mythology, mysticism, legendary images of the Holy Roman Empire of the German nation and many other things served as a source for those. Used by a propagandist machine, the Nazi symbolism corresponded to the tasks of the totalitarian state.

Текст научной работы на тему «Символика нацистского движения в Германии в 1920–1940-е гг»

УДК 93/94 1Ш.О. 93/94

СИМВОЛИКА НАЦИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ГЕРМАНИИ В 1920-1940-е ГГ.

В статье рассматривается символический язык национал-социалистского движения в Германии в период его борьбы за власть и в годы нацистской диктатуры. Целью работы является выявление происхождения, функций, значения символических форм, атрибутики нацистского движения. Источниками для них были арийская мифология, мистика, легендарные образы Священной Римской империи германской нации и многое другое. Используемая пропагандистской машиной, нацистская символика соответствовала задачам тоталитарного государства.

Ключевые слова: национал-социализм, национализм, государственная символика, свастика.

Германский национал-социализм, как и все тоталитарные государства, имел тщательно разработанную символику, поскольку нацисты придавали символическому языку большое значение. Гитлер полагал, что символы партии должны воздействовать на сознание масс, чтобы таким путем убедить народ в перспективности нацистов, вызвать ностальгию по стародавним героическим временам, желание вернуть героику нордических первоначал, связать с поддержкой нацистского движения.

Целью настоящей статьи является выяснение истоков, функций и значения символики национал-социалистского движения Германии в процессе борьбы за власть и в годы нацистской диктатуры.

Как отметил О. Ю. Пленков, государственная и партийная символика Третьего рейха была важнейшим средством приведения в соответствие революционного стиля национал-социалистской германской рабочей партии (далее -НСДАП) и внешней динамичной формы нацистского движения [7, с. 397]. Также следует заметить, что символика Третьего рейха, вообще нацистского движения, тесно связана с мистическими представлениями.

В современной историографии, зарубежной и отечественной, не выработано определенного подхода в трактовке мистического фактора нацизма. Во всяком случае, не отрицается важная роль символики и мистики в процессе внедрения в массовое сознание основополагающих постулатов нацистской идеологии. Известный швейцарский психолог, философ К. Г. Юнг писал, что факельные шествия, использование архаической символики свидетельствуют о вторжении сил, которые намного превосходят человеческий разум [11, с. 18] .

Сам Гитлер утверждал, что национал-социализм как массовое движение основывается на рациональной теории. Выступая в 1936 г., он сказал, что «у истоков наших программных требований стоят не таинственные и мистические силы, но ясное сознание и открытая рациональность» [10, е. 155]. Все же известно, что Гитлер интересовался мистикой и мифологией, особенно в период его жизни в Вене. Во всяком случае представляется, что опасна не переоценка мистического в нацизме, а ее отрицание.

Ю. В. Маковский Y. V. Makovski

SYMBOLISM OF THE NAZI MOVEMENT IN GERMANY IN THE 1920S-1940S

In the article the symbolic language of the National Social movement in Germany in the period of its race for power and in the years of Nazi dictatorship is examined. The objective of this work is to elicit the origin, the functions, and the meaning of the symbolic forms and attributes of Nazi movement. Aryan mythology, mysticism, legendary images of the Holy Roman Empire of the German nation and many other things served as a source for those. Used by a propagandist machine, the Nazi symbolism corresponded to the tasks of the totalitarian state.

Key words: National Socialism, nationalism, state symbolism, swastika.

Одним из источников увлечения Гитлера арийской мифологией могло быть общество «Туле», созданное в Мюнхене бароном фон Зеботтендорфом в январе 1918 г. как отделение так называемого «Германского ордена». Целью ордена, созданного еще накануне Первой мировой войны, было распространение и насаждение пангерманского расистского культа. Обществу Туле был свойственен крайний национализм, расовый мистицизм и оккультизм. Символом общества был вертикальный обнаженный меч на фоне свастики, а орденский значок представлял собой бронзовую брошь со свастикой, перекрещенной двумя копьями [6, с. 18]. Правда, нет никаких прямых доказательств того, что Гитлер принимал участие в ритуальных заседаниях общества, хотя известно, что в его составе были в будущем видные члены НДСАП: Д. Эккарт, Р. Гесс, А. Розенберг и др. [5, с. 17]. Как и многие подобные общества в Германии, общество Туле широко использовало мистические символы, в том числе свастику, сложные магические ритуалы. Девиз общества: «Помни, что ты немец. Храни свою кровь в чистоте», - довольно полно отражал суть мировоззрения его членов.

В масонских кругах была очень популярна так называемая «арийская теория» сына британского адмирала Х. С. Чемберлена, автора известной книги «Основы XIX века». По воспоминаниям современников, Гитлер ценил умение масонов влиять на людей с помощью символов магического культа. Есть даже свидетельство того, что он учился языку жестов у астролога [7, с. 396].

Все же у Гитлера как политика, обладавшего почти безошибочным политическим инстинктом [8, с. 40], был определенный скептицизм в отношении оккультных наук, но он значительно уменьшился после 1933 г., и в Германии стал усиленно подогреваться интерес к мистическим представлениям о германской старине, в особенности к легендарным образам Священной Римской империи немецкой нации. Главным героем этих представлений был император династии Гогенштауфенов Фридрих I Барбаросса (1122 -1190). По легенде, дух Барбароссы бодрствует в пещере горы Киффгойзер в Тюрингии. Если нация окажется в опасности, император выйдет из своего укрытия и спасет свой народ.

Символы, наименования, исторически важные географические пункты не только обрели былое значение после прихода нацистов к власти в Германии, но и под воздействием целенаправленной политики, точно выверенных методов и средств пропаганды стали объектами поклонения. Например, городок Браунау в Австрии, место рождения Гитлера. Возрождались старинные названия, термины, возвращался готический шрифт, сменяя более удобный - латинский. Далекое прошлое символизировало чистоту и гармонию.

Главным символом нацизма была свастика, которая с конца XIX в. почиталась у различных почвеннических, националистических и расистских групп в Германии (так называемых фелькише. - Ю. М.) как символ арийского обновления. Впервые нацисты публично появились со свастикой в августе 1922 г. в Мюнхене [7, с. 398].

Свастика имеет весьма древнее происхождение, при ее толковании возможны самые широкие обобщения и допущения. Свастика известна со времен палеолита, ее находили у семитских народов, в Индии, в Китае, в античной Греции. В Северной и Центральной Европе она известна с IV в. до н. э. Этот знак долгое время был символом тевтонских рыцарей. Считается, что свастика является символом солнечного шествия, символом плодородия и возрождения жизни. Есть и другие интерпретации свастичной символики [3, с. 44].

И в начале XX в. знак свастики был достаточно широко распространен. Например, Временное правительство в России в 1917 г. использовало матрицы с изображением свастичного символа-Коловрата на фоне двуглавого орла для выпуска денежных купюр достоинством 250 и 1000 рублей. В годы гражданской войны в нашей стране были проекты, которые предлагали использовать свастику вместо красной звезды [7, с. 401].

Для нацистов свастика являлась не только партийным символом, но и символом арийской расы, что было важно для них, особенно до января 1933 г., поскольку в пропагандистских целях они утверждали, что представляют не партию, а народное движение. Для Гитлера свастика была символом расы и по его собственноручному рисунку вставлена в партийный значок и появилась на знаменах НСДАП как символ движения. В своей книге «Майн кампф» он писал, что свастика имеет антисемитский смысл: она отображает «миссию борьбы за победу арийского человека и одновременно победу творческого производительного труда, который всегда был чужд евреям» [2, е. 137].

Был ли выбор Гитлером свастики в качестве символа НСДАП доказательством преемственности между нацизмом и движением фелькише? Несмотря на всю неприязнь Гитлера к фелькише, которую он неоднократно высказывал, можно предполагать, что скорее да, чем нет. Как показывает история национал-социализма, Гитлера не смущало заимствование тех или иных приемов, методов борьбы, символики у идейных противников, например у коммунистов.

Важным символом нацизма был партийный флаг, красный, с белым кругом посередине и вписанной в него свастикой. Флаг для партии разработал лично Гитлер. Красное поле флага, по Гитлеру, символизирует социальную идею движения, белое - национальную идею, черный свет свастики - борьбу за победу арийского движения, в то же вре-

мя он символизировал творчество [2, е. 136]. Соединение свастики с цветами старой имперской Германии «Второго рейха» считается очень удачной находкой Гитлера.

Говоря о символике цвета у НСДАП, нельзя не упомянуть о коричневом. На первом съезде партии в январе 1923 г. штурмовики впервые маршировали на Марсовом поле в Мюнхене в коричневых рубашках перед Гитлером, а официально коричневый цвет был признан партийным цветом в феврале 1925 г.

Прежний республиканский, черно-красно-золотой расцветки флаг был отменен в марте 1933 г., а в 1935 г. законом о флаге государственными цветами были установлены черно-бело-красный со свастикой, т. е. партийный флаг НСДАП стал государственным флагом Германии.

К числу символов Третьего рейха, причем символов государственных, относится крест. В разных культурах он символизировал высшие сакральные ценности: жизнь, плодородие, бессмертие. Крест известен с глубокой древности. Для нацистов было характерно соединение креста и свастики, что должно было символизировать связь Третьего рейха с героическими традициями прошлого.

Важную роль в государственной символике нацистов играл орел, причем этот символ использовался еще до 1933 г. На съезде НСДАП в Мюнхене Гитлер торжественно освятил 4 штандарта для штурмовых отрядов партии. Освящение состояло в символическом прикосновении к «знамени крови», которое на демонстрации в Мюнхене несли национал-социалисты в ноябре 1923 г. во время неудавшегося «пивного путча». На каждом освященном штандарте была изображена свастика в обрамлении дубовых листьев, которую держал в когтях взлетающий орел. Взлетающий орел должен был указывать на постоянно растущее влияние НСДАП. Орел-символ, апеллирующий к имперскому началу, известный со времен императорского Рима, часто являлся атрибутом абсолютной власти и символизировал прозорливость [9].

Высокий статус орла как государственного символа в Третьем рейхе не в последнюю очередь поддерживался антисемитскими мотивами, потому что в антисемитском фольклоре Германии орел считался «арийцем животного мира» [7, с. 399].

Символы, эмблемы, атрибутика национал-социализма, тщательно продуманные, не без художественного вкуса оформленные, в своем символическом, смысловом значении имели огромный пропагандистский эффект. Во время шествий, парадов, которых в нацистской Германии проводилось великое множество и по всякому поводу, фасады домов драпировались цветными декорациями, знаменами, вымпелами, эмблемами и символами нацистского движения. Эта символика являлась, в известном смысле, отражением представлений нацистов об идеальном народном сообществе. Ведь все символы мифологического порядка -униформы, жесты, парады, ритуалы - не просто являлись техниками нацизма, не только знаками отличия, они становились осуществлением грез [4].

Символика и атрибутика отвечали задачам тоталитарного государства. «Тысячелетний рейх» был, вероятно, самым «униформированным» государством в мире за все 12 лет своего существования. В Германии этого времени

Гуманитарные исследования • 2013 • № 1

105

униформу носили почти все, начиная с десятилетнего возраста. Униформа требует соответствующих знаков различия и прочих атрибутов, что, вероятно, отражает стремление к порядку, иерархии и унификации. Униформа в нацистской Германии - это инструмент массовой мобилизации.

Конечно, было бы опасным преувеличением утверждать, что символический ряд, атрибутика национал-социализма обеспечили ему массовую поддержку населения почти до самого конца войны. Но то, что они были существенными элементами идеологического, эмоционального воздействия вкупе с активизмом нацистов в самых разных сферах общественной жизни, системой тотального контроля, не подлежит сомнению.

Особенно нацисты преуспели в привлечении на свою сторону молодого поколения Германии. Решающих успехов в этом деле они добились, придя к власти, но и до 1933 г. десятки тысяч молодых людей в униформе структур НСДАП маршировали в колоннах, украшенных нацистской символикой. Эта символика была многообразна, отражала культ юности, здоровья, силы, воинственности. Мечи, щиты, стальные шлемы, руны в сочетании со свастикой, орлом, факелом хорошо соотносились с настроениями молодежи 1920-х и 1930-х гг., с их готовностью к борьбе, к самопожертвованию, стремлению найти идеал, героя-вождя, способного выразить настроения и желания молодых [1, s. 810, 852, 975]. В этом смысле символом национал-социализма был сам Гитлер.

В целом, можно отметить, что символический ряд, атрибутика играли важную мобилизующую роль еще до прихода нацистов к власти. С 1933 г. значение их только усилилось. Все символы, атрибуты, ритуалы нацистского движения были нацелены на культивирование не рациональных,

УДК 94(571.1) «1905/1907» 1Ш.О 94(571.1) «1905/1907»

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ

В ТОБОЛЬСКОЙ КАТОРГЕ В НАЧАЛЕ

XX ВЕКА: ПРОБЛЕМЫ ТЮРЕМНОГО НАДЗОРА

В статье впервые в отечественной историографии рассматриваются проблемы надзора за арестантами на Тобольской каторге. Выявляются факторы, которые негативно воздействовали на тюремный режим, способствуя росту пенитенциарной преступности в начале XX века.

Ключевые слова: пенитенциарная преступность, Тобольская каторга, тюремный надзор, тюремный режим.

Каторга в Тобольске была основана в 1868-1875 гг. К 1878 г. здесь уже функционировали три каторжные тюрьмы. В первой половине 1880-х гг. их осталось две, а с 1905 г., когда тюрьма № 2 сгорела, - одна - каторжная тюрьма № 1, просуществовавшая до 1917 г. Таким образом, Тобольская каторга - ровесница тюремных преобразований последней четверти XIX в., придавших облику российской пенитенциар-

а эмоциональных и иррациональных чувств и реакций. Не случайно в дискурсе нацистов важное место занимали такие понятия, как борьба, воля, сила, раса, народная общность и др. Символы, знаки, атрибутика, приметы играли важную мобилизующую роль, придавали нацистскому движению форму, цвет, узнаваемость.

Некоторые нацистские символы и эмблемы: свастика, «мертвая голова», сдвоенная руна (символ СС) - в сознании миллионов людей воспринимаются теперь как знаки насилия, крови и смерти.

1. Die Bundische Zeit. 1920-1933. Dusseldorf, Koln, 1974.

2. Hitler A. Mein Kampf. Bd. 2. München, 1940. 781 s.

3. Канетти Э. Версальские заклинания // Новое время, 1994, № 35.

4. Лаку-Лабарт Ф., Нанси Ж.-Л. Нацистский миф / пер. с фр. С. Л. Фокина. СПб., 2002. 78 с.

5. Линденберг К. Технология зла: к истории становления национал-социализма. М., 1997. С. 112.

6. Опитц Р. Фашизм и неофашизм. М., 1991.

7. Пленков О. Ю. Третий рейх. Социализм Гитлера. СПб., 2004. 480 с.

8. Пленков О. Ю. Третий рейх. Нацистское государство. СПб., 2004. 478 с.

9. URL:http://sigils.ru/symbols/orel.html

10. Talgern V. Heroismus und Weltanschauung. Helsinki, 1981. 288 s.

11. Юнг К. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. 304 с.

© Маковский Ю. В., 2013

А. П. Михеев A. P. Micheev

PENITENTIARY CRIME IN TOBOLSK PENAL COLONY AT THE BEGINNING OF THE XX CENTURY: PROBLEMS OF PRISON SUPERVISION

In this article for the first time in the national historiography the problems of supervision of the prisoner sat Tobolsk penal colony is considered. The factors are revealed, which affected the prison regime negatively, promoting the growth of the penitentiary crime at the beginning of the XX century.

Key words: penal crime, Tobolsk penitentiary, prison supervision, prison regime.

ной системы более цивилизованный характер. Она формировалась, организационно крепла в условиях и под воздействием происходивших перемен. После череды реорганизаций, связанных с реализацией тюремной реформы, к началу XX в. в ней установились относительное спокойствие и стабильность. Каторга основательно преобразилась. Произошло это благодаря решению масштабных задач. Улучши-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.