Научная статья на тему 'Символика любовной лирики Алексея Прасолова'

Символика любовной лирики Алексея Прасолова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
246
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛЕКСЕЙ ПРАСОЛОВ / ПОЭЗИЯ / ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА / ОБРАЗ ЛИРИЧЕСКОЙ ГЕРОИНИ / ОБРАЗ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ / СИМВОЛИКА ЗВЕЗД / СИМВОЛИКА ВОДЫ / ALEXEY PRASOLOV / POETRY / LOVE LYRICS / THE IMAGE OF LYRICAL HEROINE / THE IMAGE OF LYRICAL HERO / THE SYMBOLISM OF THE STARS / THE SYMBOLISM OF WATER

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Коденцева С.С.

В статье рассматривается любовная лирика Алексея Прасолова, отношения между лирическим героем и героиней и те природные элементы, которые важны для осмысления любовной лирики. Подчеркивается неразрывная связь природы и чувств человека в лирике Прасолова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYMBOLISM OF LOVE LYRICS BY ALEXEY PRASOLOV

The article sites love lyrics by Alexey Prasolov, the relationship between the lyrical hero and heroine and natural elements which are important for understanding of love lyrics. We emphasize the inseparable link between the nature and human emotions in Prasolov’s lyrics.

Текст научной работы на тему «Символика любовной лирики Алексея Прасолова»

УДК 882

Воронежский государственный университет

аспирант кафедры русской литературы 20 и 21 века и теории литературы и фольклора Коденцева С. С.

Россия г. Воронеж, тел. 89802422279 e-mail: sofya.kodentseva@mail.ru

Voronezh State University

The chair of Russian literature of the 20th

and 21st century and theory of literature

andfolklore

Post-graduate student

Kodentseva S.S.

Russia, Voronezh, 89802422279 e-mail: sofya.kodentseva@mail.ru

С.С. Коденцева

СИМВОЛИКА ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКИ АЛЕКСЕЯ ПРАСОЛОВА

В статье рассматривается любовная лирика Алексея Прасолова, отношения между лирическим героем и героиней и те природные элементы, которые важны для осмысления любовной лирики. Подчеркивается неразрывная связь природы и чувств человека в лирике Прасолова.

Ключевые слова: Алексей Прасолов, поэзия, любовная лирика, образ лирической героини, образ лирического героя, символика звезд, символика воды.

S.S. Kodentseva

THE SYMBOLISM OF LOVE LYRICS BY ALEXEY PRASOLOV

The article sites love lyrics by Alexey Prasolov, the relationship between the lyrical hero and heroine and natural elements which are important for understanding of love lyrics. We emphasize the inseparable link between the nature and human emotions in Prasolov's lyrics.

Key words: Alexey Prasolov, poetry, love lyrics, the image of lyrical heroine, the image of lyrical hero, the symbolism of the stars, the symbolism of water.

Алексей Прасолов был очень талантливым, глубоко чувствующим поэтом. Прасолов прожил всего 42 года, но даже за такое короткое время он успел создать подлинные поэтические шедевры. Прасолов выразил тревожные раздумья современника о настоящем и будущем. Сила его творчества не только в том, что оно отразило настоящее, но и в том, что оно было устремлено в будущее. Он передал веру в человека, воспел красоту родной природы, призывал любить все живое на земле.

Любовная лирика достаточно редко попадает в поле интересов исследователей, оставаясь «в тени» философской или пейзажной лирики Прасолова. Между тем любовная лирика является неотъемлемой частью поэтического мира Прасолова и важна для создания цельной идейно-поэтической и мировоззренческой концепции автора. Изучение любовной лирики может помочь в общей оценке поэзии Прасолова, может раскрыть новые грани личности, открыть неизвестные до этого черты характера поэта. Любовные стихи никогда не были первостепенными для исследователей лирики А. Прасолова. Кроме того, выделение собственно любовной лирики из философской представляет определенные трудности, хотя большинство стихотворений любовной тематики автобиографичны (многие из них посвящены И. Ростовцевой).

Любовная лирика А. Прасолова пронизана при этом той же тональностью, что и

© Коденцева С.С., 2016

лирика философская. Она хоть и свободна от любого сентиментального чувственного выражения и импрессионистической тонкости настроений, но она гораздо больше способствует познанию глубин экзистенциональной ситуации лирического «Я». Тем самым отношения с возлюбленной также связаны с устремлением субъекта ввысь, с космическим взлетом человека. Амбивалентное представление о любви, к которому распад этих отношений принадлежит так же, как и удача, способствует сближению любовной лирики с трагическим началом в творчестве и жизни Прасолова.

Стихи Прасолова отличаются глубокой проникновенностью, философичностью и той искренней сердечностью, которая сближает человеческий мир с природой, со всеми, кто живет на земле.

Уже в ранних стихотворениях Прасолов оригинален и неповторим. Его поэзия навевает раздумья, будит чувство грусти, заставляет размышлять о человеческой жизни. Это происходит потому, что произведения Прасолова отличает глубокий философский подтекст.

Стихи Прасолова предельно лаконичны. Иногда в одном четверостишии он может создать неповторимую картину природы, соотнести ее с жизнью человека.

В глаза струится лунный свет -

И не заснуть.

Скажи, родная, мне в ответ

Хоть что-нибудь!..

Несомненно, в сфере стихов о природе существует масса возможностей описания внешней природы, различающихся специфическим подбором деталей и аспектов, из которых поэт воссоздает свою природу. Так и природу Алексея Прасолова можно свести к ограниченному количеству инвариантных элементов, делящихся на три группы: атмосферные явления и элементы, определенные времена, растительный и животный мир. Эти элементарные составные части создают в самых различных вариантах на поверхности текста картину природы, своеобразие которой состоит в наличии одних аспектов и отсутствии других, также возможных при описании природы [1; 560].

Мы рассмотрим те природные элементы, которые важны для осмысления любовной лирики. В данной статье мы остановимся одном из инвариантных элементов, предложенных австралийским исследователем Алоизом Волданом.

Алоиз Волдан в атмосферных явлениях и элементах, стихиях выделяет следующие блоки: дождь, гроза, снег, мороз, река (вода), земля, звезды [1; 561]. Из всего многообразия элементов для любовной лирики характерны только звезды и вода. И это не случайно.

Звезды над нами сияют одни и те же, но видим мы их по-разному. Для каждого небесное светило обретает свой глубоко сокровенный, субъективный смысл. Образ этот, как правило, является одним из самых таинственных и неоднозначных. Именно своей многозначностью, безграничностью, неисчерпаемостью привлекает этот образ поэтов. Прасолов не исключение.

Один из самых многочисленных образов прасоловской поэзии - образ звезд. Они очень часто встречаются в прасоловских описаниях природы, имеют двойное значение: они служат ориентирами и (временной) целью человека в природе, а также в противовес земле - другой крайней точкой самой большей амплитуды, которая отпущена человеку в этой природе в его диалектическом движении по жизни [1; 563].

Звезды Прасолов ассоциирует с чем-то светлым. Они должны осветить темную ночь. Звездочка у поэта - символ жизни и любви между двумя сердцами.

В стихотворениях «Нет, лучше б ни теперь, ни впредь» [2; 196] и «Наедине с собой останусь» [2; 245] мы можем заметить, как поэт метафорично связывает звезды и глаза. Отсутствие звезды в глазах - признак того, что любимая охладела к лирическому герою. Ее чувства умерли, и вместе с этой смертью перестали гореть и звезды.

Звезды, как мы знаем, представляют слабый источник света, но у Прасолова они способны осветить ночь. Такой ненавязчивый, волшебный свет представляет поэт в стихотворениях «Спускается сумрак с обрыва» [2; 80] и «Нетерпеливый трепет звезд» [2; 181].

Образ звезд Прасолов может использовать для контраста. Поэт сравнивает теплоту своей любимой, ее жаркую любовь с холодными, далекими, недоступными звездами. В стихотворении «Замученные свесились цветы» мы можем наблюдать картину ночи, в которой присутствует любимая, желанная женщина и красивые, но холодные звезды.

И эта ночь с холодною звездой, С цветами, что раскрылись над тобой, С твоим теплом, распахнутым и сонным, Пронизана высоким чистым звоном. [2; 236]

Вода - это жизнь. Литература - изображение и отражение жизни. Вода - носитель спокойного и постоянного движения, не порождающего столкновений, а поглощающего и гасящего противоречия. Кроме того, она носитель архаически-несломленных сил, протекающих с неосознанной закономерностью [9; 562].

В литературе вода помогает нам представить смену времен года (особенно ярко это проявляется в стихах Ф.И.Тютчева, творчество которого по своей философичности похоже на творчество Прасолова) - стихотворение «Ничего, что этот лед - без звона» [2; 218], показывает силу природных явлений, вызывает философские размышления -стихотворение «И с горы мы увидели это» [2; 236]. Пожалуй, первым, кто от описания силы и красоты падающей воды ("Водопад") перешел к размышлениям о человеческой природе, был Г.Р.Державин. Эту особенность мы можем отметить позднее у Пушкина, Лермонтова и Ф. И.Тютчева. Алексей Прасолов не является исключением.

Поэты и философы часто воспевали воду за ее чистоту; в бесплодной пустыне она служит для утоления жажды, она - как источник жизни для души. В стихотворении «Спускается сумрак с обрыва» весь сюжет завязан на образе воде. Поэт описывает удивительные картины, связанные с водной стихией. Мы видим и русалок, и черные воды, напоминающие омут, в котором человек может бесследно сгинуть, и речное диво, которому даже поэт не может придумать название.

Спускается сумрак с обрыва, И в трепете черной воды Ты тихо коснулась пугливой В затоне прозревшей звезды.

И стала немою. Как вечность, Среди отраженных светил, И тело русалочье вечер Легко и светло очертил.

Под этим замшелым обрывом Ты встала из темных легенд, Речное лукавое диво,

Которому имени нет. За теми глухими кустами, Где черной воды полукруг, Заманишь движением стана И ласковой гибкостью рук. [2; 80]

После того, как мы рассмотрели некоторые символы прасоловской лирики, с уверенностью можно сказать, что поэт ни один образ не употребляет ненамеренно. Читая стихотворения Прасолова, мы замечаем его уникальную интонацию, его неповторимый стиль, его легкость и непринужденность письма. Но в то же время нельзя не удивиться, с какой гармонией подобраны все средства выразительности.

Эта картина основных взаимосвязей в прасоловской природе подтверждается и дополняется преобладающими в этом пространстве временами и населяющими его живыми существами. Преобладание вечера и ночи соответствует перевесу сырого, жидкого и холодного элемента, семантическая связь этих временных пространств расширяет область динамического и сиюминутного, включая момент неопределенности. В сфере органической жизни растения противостоят силам движения, которые в свою очередь воплощаются в образе птиц. Они уже в силу своей естественной подвижности предвосхищают экзистенциальное движение лирического героя между крайними полюсами внешнего мира, сформированного таким образом.

На уровне философского осмысления можно установить такую же диалектику, как и на уровне описания природы. Общность человека с природой и его зависимость от ее голосов соответствуют элементам со спокойно-постоянным характером, а символический характер природы и вытекающая отсюда трансцендентность непосредственной данности - элементам со спонтанно-однократным характером. Так же, как статика и динамика природы слились в образе мороза, так же соединены имманентное и трансцендентное в человеке относительно его космоса в появлении некоего «ты», которое, с одной стороны, само проявляется в природе, с другой стороны, однако, принимает человеческие черты [1; 572].

Прасолов был тем поэтом, который умел соединить в своих стихотворениях грусть и радость, любовь и ненависть, счастье и горе. Надо сказать, что, несмотря на внешнюю «легкость» прасоловских стихотворений, их понимание достаточно трудно. Очень много различных подтекстов и смыслов прячет поэт под простой формой. В этом, наверное, и заключается гениальность Алексея Прасолова как стихотворца.

Библиографический список

1. Волдан А. Алексей Прасолов — философская поэзия из провинции // Прасолов А.Т. Я встретил ночь твою: роман в письмах. М., 2003. С. 559-574.

2. Прасолов А.Т. И душу я несу сквозь годы... / А. Т. Прасолов ; [сост. Р.В. Андреева-Прасолова ; послеслов. В.М. Акаткин ; илл. С. С. Косенков]. Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2000. 560 с.

References

1. Voldan A. Alexey Prasolov — philosophic poetry from province // Prasolov А.Т. I've met your night: epistolary novel. Мoscow, 2003. P. 559-574.

2. Prasolov A.T. And I carry the soul through the years... / A. T. Prasolov ; [comp. by R.V. Andreeva-Prasolova ; afterword by V.M. Akatkin ; ill. by S. S. Kosenkov]. Voronezh: The Center of spiritual revival of the Black Earth region, 2000. 560 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.