Научная статья на тему 'Символика красного цвета в языковой картине мира африканских и восточнославянских народов'

Символика красного цвета в языковой картине мира африканских и восточнославянских народов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1355
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Новикова О.В., Нудевива Кем

В статье даётся сравнительный анализ символических значений красного цвета от древности до наших дней в культурно-языковых традициях народов Африки и восточных славян, прежде всего русских.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Новикова О.В., Нудевива Кем

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYMBOLOGY OF THE RED COLOUR IN THE LANGUAGE PICTURE OF THE WORLD OF THE AFRICANS AND THE EASTERN SLAVS

The article gives comparative and historical analysis of the symbolic meanings of the red colour in African and Russian (Slavonic) language and culture traditions.

Текст научной работы на тему «Символика красного цвета в языковой картине мира африканских и восточнославянских народов»

ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ LANGUAGE AND CULTURE STUDIES

УДК 811.111:378

Воронежский государственный архитектурно-строительный университет К. филолог, наук, доц. кафедры русского языка и межкультурной коммуникации Новикова О.В., Нудевива Кем

Россия, г. Воронеж, тел. +7(4732)71-50-48

Voronezh State University of Architecture

and Civil Engineering

The chair of Russian language and cross-

cultural communication,

candidate of philological sciences, prof.

Novikova O. V. , Nudeviva Kem

Russia, Voronezh, tel. +7(4732) 71-50-48

О.В. Новикова, Нудевива Кем

СИМВОЛИКА КРАСНОГО ЦВЕТА В ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА АФРИКАНСКИХ И ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ

В статье даётся сравнительный анализ символических значений красного цвета от древности до наших дней в культурно-языковых традициях народов Африки и восточных славян, прежде всего русских.

O.V. Novikova, Nudeviva Kem

SYMBOLOGY OF THE RED COLOUR IN THE LANGUAGE PICTURE OF THE WORLD OF THE AFRICANS AND THE EASTERN SLAVS

The article gives comparative and historical analysis of the symbolic meanings of the red colour in African and Russian (Slavonic) language and culture traditions.

У каждого языка есть своя «картина мира», поэтому разные народы по-разному воспринимают мир через призму своего языка. Окружающая нас действительность всегда окрашена тем или иным способом, и естественно, что возникает необходимость применять термины цветообозначения. Однако количество цветов в цветовой палитре разных языков неодинаково.Так, в русском языке выделяют семь цветов радуги: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.

©Новикова О.В., Нудевива Кем, 2011

В языках народов Бенина 3 основных цвета: 1еуе11 (зелёный ), ^аипе (жёлтый), 1его^е (красный). В языке тив в Нигерии - тоже 3 основных цветообозначения: одно - для зелёного, темно-синего и фиолетового, второе -для голубого и светло-серого и третье -для коричневого, красного, оранжевого и жёлтого.

Значит ли это, что африканцы не различают других цветов? Конечно, нет! Они просто по-другому группируют оттенки цвета. Африканские народы часто объединяют в одно понятие жёл-

тый, оранжевый и красный (тёплые цвета), противопоставляя их холодным - голубому, фиолетовому, зелёному. Кстати, в классификации, разработанной в современной психологии, выделяются тоже две группы цветов по воздействию на человека: первая включает теплые, «стимулирующие» цвета, связанные с процессами ассимиляции, активности и напряжения (красный, оранжевый, желтый и белый), а вторая группа состоит из холодных, «тормозящих» цветов, соотносимых с процессами диссимиляции, пассивности и расслабления (синий, индиго, фиолетовый и черный); зеленый цвет переходный [3].

Интересные исследования, демонстрирующие единую логику членения цветовой гаммы в разных языках, основанной на бинарных оппозициях, были проведены американскими психологами Б. Берлином и П. Кеем [8]. Они разделили весь цветовой спектр, включая белый и черный цвета, на 11 зон, которые легко различаются человеческим глазом. Во многих развитых языках для этих зон есть наименования: "белый", "черный", "красный", "зеленый", "желтый", "синий", "коричневый", "пурпурный", "розовый", "оранжевый" и "серый". Проанализировав затем 98 языков с разным количеством цветообозначений, авторы обнаружили, что во всех языках соблюдается последовательность, в которой появляются новые обозначения цветов:

{белый, черный} - {красный} -{зеленый, желтый} - {синий} - {коричневый} - {пурпурный, розовый, оранжевый, серый}. (Таблица - на доске)

Это означает, что языки, выделяющие только 2 цвета, отмечают самые контрастные цвета: белый и черный; языки, выделяющие 3 цвета, добавляют красный; затем добавляется либо зеленый, либо желтый, либо и тот

и другой и т. д. Эти исследования показывают роль принципа оппозиций, с помощью которого отмечаются каждый раз наиболее противопоставленные друг другу точки, а потом уже добавляются менее контрастные. В этом, по мнению авторов, состоит особенность психологического восприятия.

Цвет является одним из принципов культуры. Он окружен системой ассоциаций, смысловых значений, толкований, цвет становится воплощением разнообразных нравственно-

эстетических ценностей.

Символика цвета имеет давнюю историю. Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в устойчивых выражениях, в древних мифах, народных преданиях, сказках, различных религиозных и мистических учениях. Так, в астрологии лучи Солнца, разложенные в спектр и дающие 7 цветов, соответствовали 7 основным планетам: красный — цвет Марса, синий — цвет Венеры, желтый — цвет Меркурия, зеленый — цвет Сатурна, пурпурный — цвет Юпитера, оранжевый — цвет Солнца, фиолетовый — цвет Луны [9].При этом краски символизировали не только планеты и их влияние, но и социальное положение людей, их различные психологические состояния. Это проявлялось в подборе одежды определенных цветов, народных поговорках, обрядах и т.д. У разных народов сложилась определенная символика красок, дошедшая до наших дней.

Остановимся для примера на красном цвете. Сравним его символическое значение в русской и африканской культурах.

Уже в эпоху верхнего палеолита люди засыпали умерших минеральной красной краской. По мнению учёных, красная краска призвана была заменять собой кровь, которая, как думали пер-

вобытные люди, являлась источником жизни [4]. Красный цвет встречается уже в наскальной живописи африканских народов и вовсе не потому, что красную краску легко было добыть. Это связано с религиозными представлениями. Английский этнограф В. Тэр-нер[6],наблюдая за обрядами и ритуалами Ндембу, подробно описалсимво-лические значения трех "основных" цветов в жизни первобытного челове-ка.Ндембу связывают эти цвета с тремя реками (сущностями) одного Бога, который ими представлен.

Для Ндембу красный выражает так называемые "красные вещи", которые сделаны из крови или красной глины (отсюда имя первого человека -Адам, что значит «красная глина»). Все "красные вещи" разделяются на две категории в зависимости от того, приносят они добро или зло. Однако все они обладают силой, т.к. кровь - сила, без нее человек умирает. Таким образом, сила - главное значение красного, и этим объясняется его роль в качестве магического средства.

Например, в ритуале, посвященном рождению ребенка, новорожденному наносились красные точки на голову, половые органы и другие части тела для того, чтобы он рос здоровым и сильным.

Рисунок красной руки перед входом в первобытную пещеру служил для отпугивания злых демонов.

Раскрашивание красной краской лиц воинов должно было придать им силу и храбрость и одновременно устрашить врагов.

Как символ силы, красный использовался и в качестве средства от сглазов и наговоров. Его считали лечебным цветом, способным заживлять раны и возвращать здоровье. С этой целью к пораженным участкам тела прикладывали красные тряпки или глину.

Кровь наносили на предметы, которые хотели оживить.

Важную роль красный цвет играл и в обрядах очищения. Члены племени, участвовавшие в процедуре обрезания, должны были на протяжении определенного времени носить на руках и шее предметы красного цвета.Когда мальчик из африканского племени проходит обряд инициации и становится мужчиной, его тело красят в красный цвет, символизирующий энергию жизни во взрослом состоянии. В Нигере красный цвет используется в женских ритуалах, означая превращение девочки в женщину. Девушек отправляют в «жирные дома», где их специально откармливают, чтобы они превратились в упитанных, плодовитых невест. Их тела покрывают красным пальмовым маслом и красной глиной, чтобы они не потели, а следовательно, не теряли вес.

Наряду с белым и чёрным цветом, красный до сих пор широко используется в ритуальной маске, которая сопровождает человека от рождения до самой смерти. Как правило, это натуральная краска, добываемая из коры африканских деревьев [1].

Красный цвет - амбивалентный символ.В сочетании с белым цветом он составляет "жизнеутверждающую пару", символизирующую добрые силы, могущество, почет, власть и богатство. В паре счерным усиливаются негативные стороны красного цвета, его зловещий характер, он начинает символизировать злые силы и использоваться в магии.

Красный цвет - это цвет страсти, но красные цветы нужно дарить очень осторожно, только самым любимым; ни в коем случае нельзя, чтобы мужчина дарил красные цветы невесте, если он не является ее женихом. Красный цвет снабжает очень сильной, но достаточно грубой энергией. С одной стороны способствует активности, уве-

ренности, дружелюбию, а с другой, может провоцировать ярость, гнев.Он связан с агрессивностью и сексуальными желаниями. На знамени он символизирует бунт, революцию, борьбу.

Подобное восприятие красного цвета можно проследить и в культурных традициях восточных славян. Их любимые цвета - белый и красный. Слово«красный» было унаследовано от древнерусского «червлёный», так как красную краску на Руси добывали из насекомых червецов. Слово «красный» в русском языке означало «светлый, яркий, хороший, красивый»[2].В старину говорилиж/шсное солнышко - при-ветяивое;красный денёк — солнечный., красна девица, Красная площадь красивая, прекрасный-очепъ красивый, красная изба - чистая, белая ./Те красна изба углами, а красна пирогами; Сказка красна складом, а песня -ладом; Птица крыльями сильна, жена мужем красна; Старость не радость, не красные дни.

Анализ устойчивых сочетаний, взятыхиз словарей [2, 7] говорит о многозначности слова. Красный - значит «ценный»: красный хлеб - пшеница,к/шс/ши мёд - гречишный, красный товар; красное железо - мягкое, сваренное на витые, узорчатые ство-лы,красная медь - чистая, без приме-сей,красное дерево - для поделок, красная дичь - отборная,красная рыба - без костей.

Красный - значит «почётный, лучший»: красный угол - угол, где иконы, обычно обращены на юго-восток, солнце утром светит {Красный угол - красному гостю),красное крыльцо - переднее, парадное.Красным крыльцом называли лестницу, примыкавшую к Грановитой палате и служившую для царского выхода во время торжественных церемоний, атакже и всю обходную галерею, соединявшую здания во-

сточногофасада дворцовых построек на уровне «второго» этажа.

Красный - значит «богатый»: красное житьё — избыток, доволь-стъо,продавец в красных сапожках ходит — то есть с деньгами.

Красный -это цвет плодородияи здоровья.Преобладание красного цвета в радуге обещает здоровье и хороший урожай, богатство. Последний сноп подвязывали красной ниткой или платком. При первом выгоне скотине подвешивали колокольчик на шнурке красного цвета. При родах пуповину младенцу перевязывали красной нитью, считали, что красный цвет кожи новорожденного свидетельствует о его долголетии.

Трудно перечислить все значения слова: красное словцо - шутка, острота,красная строка - абзац, отдать под красную шапку - в солдаты, красный звон - мелодичный, красный поезд — свадебный, княжеский.

Красный воспринимался как прекрасный, веселый, радостный цвет, как цвет молодости. Поэтому и название первого праздника воскресшей весны —Красная горка (день поминок родителей) - связано с этим цветом. Свадебный наряд девушки состоял из красного сарафана. Таким образом, изначально красный -это символ жизни, радости, праздника в Древней Руси. Кроме того, красный цвет - это символ власти, поэтому этолюбимый цвет древнерусских князей.Путь госуда-ряпри венчании на царство обозначался красным ковром. Венцы и короны в большинстве случаев украшались крестами^ основании которых находились красные драгоценные камни. Так, вишнево-красная шпинель (лал) увенчивала Казанскую шапку Ивана Грозного, затем этот камень был перенесен на навершие венца Михаила Федоровича, а еще позже, лал увенчал Алмазную шапку царя Ивана Алексеевича. [6]

Красный цвет наделялся защитными свойствами и использовался как оберег.Покойнику связывали руки и ноги красной нитью, часто и головной убор для покойного делался из материи красного цвета. Гроб несколько раз из конца в конец обматывали красной шерстяной нитью, беременная женщина завязывала нить красного цвета на пальце, когда шла прощаться с покойным. Иногда в поминальные дни из дома выносили все красное. На Русальной неделе перед Троицей поминали утопленников, разбивая на их могилах красные яйца. Красной краской чертили магический круг; на Пасху умывались водой, в которую были положены красное яйцо или красное растение. Красный цвет способен защитить от змеи, мышей, волка; отогнать злых духов и непогоду.

В качестве лечебного средства широко использовалась красная нить, ее привязывали на руку или ногу, оставляли висеть на кустах растений. От боли в суставах обвязывали руки красной шерстью, нитками, полосами ткани, считалось, что это защитит и от лихорадки, испуга.

Однако красный - это не только оберег и лекарство, но ицвет потустороннего мира, хтонических и демонических персонажей.По этимологии чернота и краснота едины: от древнеиндийского «чернь» - красный, поэто-мукрасный цвет связан не только с жизнью, но и со смертью (традиционный траурный цветна Украине - красный). Сочетание красного счёрным часто представляется, как нечисть.Красным цветом отмечены многие мифологические персонажи: так, дворовой может выглядеть как толстая змея красного цвета. Красного цвета глаза у ведьмы, русалок; кожа у чертей, мифических инородцев; волосы или шапка у домового, русалки, лешего; платье лешачихи и рубаха домово-

го, штаны лешего и шарф черта. "Женщины в красном" - вестницы несча-стъя.Красный человек - полоум-ный.«Рыжий да красный - человек опасный» - говорят в народе.

В русской традиции красный цвет прежде всего связан с огнём (древние люди были огнепоклонниками). Это нашло отражение в языке {пустить красного петуха), легендах, объясняющих наличие красного цвета в окраске животных; русских поверьях: о красном летающем огненном змее; о "бабе в красном казане" (персонификация пожара); об огненно-красном полевике, который кажется людям россыпью искр.

Значение цвета кровипоявилось лишь в ХУ-ХУ1 веках. Связь красного цвета с кровью проявляется в свадебной символике, часто пояс красного цвета является неотъемлемой частью костюма несовершеннолетней девушки. Наличием свежей крови в теле "нечистых покойников" (упыря, колдуна) объясняет красный цвет их лиц.В иконописи он имеет различное значение: например, красный плащ Георгия Победоносца - это знак царской власти и одновременно символ мученичества, плащ архангела Михаила - символ «огня и меча». В работах Рублева красный ромб символизировал Землю.

Позднее красный цвет стал обозначать напряжение сил, концентрацию энергии—тяжелый труд, борьба, война, конфликты, трагедия, драма, гнев, жестокость, ярость, страсти.Образ красного коня, созданный К. С. Петро-вым-Водкиным («Купание красного коня»), стал символом революции. В то же время красный цвет был эмблемой хаоса, губившего Россию (Андрей Белый).

В конце 90-х годов красный цвет получил новое звучание: цвет «новых русских», людей в красных пиджаках. С одной стороны, красный цвет пиджа-

ка - это цвет престижа, поэтому к крас-нопиджачникам стремились примкнуть все, кто хотел хотя бы внешне показать этот престиж. С другой стороны, красный пиджак стал вызывать ненависть тех, кто не мог похвастаться престижем, поэтому появляется множество анекдотов о «новых русских» в красных пиджаках.

Таким образом, в русской народной традиции символика красного цвета также амбивалентна. Его промежуточная позиция между белым и черным идентична позиции тени в триаде свет/тень/мрак, где тень противопоставлена свету, но в то же время не совпадает с мраком.

В современном мире красный цвет остаётся амбивалентным символом. С одной стороны, это энергия и сила. Яростные, мощные тона красного сразу же привлекают к себе внимание. Это цвет величия и руководства. Красная кровь — это признак патриота и настоящего мачо. За храбрость вручается алый знак доблести. Самые свежие и сенсационные новости называются «горячими», то есть раскаленными до-

красна, а самая серьезная тревога имеет красный цветовой код.Праздничные дни выделяются в календаре красным цветом (в прошлом они связывались со святыми мучениками). Принимая высокопоставленных гостей, им под ноги стелют красную ковровую дорожку.

С другой стороны,банковские менеджеры красными чернилами сообщают нам о том, что мы превысили имеющийся у нас кредит. Красная лента во многих странах запрещает проход и ограничивает движение.

Таким образом, люди с древности проявляли особый интерес к красному цвету.И в русской, и в африканской культурах много общего вего символике. Однако если у африканских народов на первом месте стоит связь красного с кровью - это сила, созидающая или разрушительная; то для русских красный цвет связан прежде всего с огнём, а потом уже с кровью; изначально это цвет радости, света, красоты. Эти различия затрагивают глубинные слои сознания и отражают национальные культурнообусловленные особенности.

Библиографический список

1. Вернер В. Мифы народов Африки /Пер. с англ. Т.Е. Лобовской. - М., 2007.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 2. - М., 1979.

3. Леонтьев А.А. Путешествие по карте языков мира.- М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008, с. 292-293.

4. Максимова Е.Л. Чёрный. Красный. Белый. Россия. Век XX. // Вестник Университета Российской академии образования. - 2006. - № 2. - С. 96-104.

5. Пчелов Е.В. Символика российских государственных регалий: цвета и числа. //Вестник Российского государственного гуманитарного университета. - 2010. - № 7. - С. 140-152.

6. Тэрнер В.У. Символ и ритуал. М., 1983.

7. Фразеологический словарь русского языка/ Под ред. А.И. Молоткова. - М., 1986.

8. Berlin В. & Kay P. Basic Color Terns. - California, 1969.

9. Символика цвета. - www:sunhome.ru/psychology/12294.

References

1. Verner V. African national myths. - Moscow, 2007.

2. Dahl V.I. Explanatory dictionary of live great Russian language. Vol. 2. - Moscow, 1979.

3. Leontiev A. A. Travel on language map of the world. - Moscow, 2008. - P. 292-293.

4. Maximova E.L. Black. Red. White. Russia. XX century // University herald of Russian educational academy. - 2006. - Vol. 2. - P. 96-104.

5. Pchelov E.V. Symbology of Russian state signs: colours and numbers // Herald of Russian state classical university. - 2010. - Vol. 7. - P. 140-152.

6. Terner V.U. Symbol and rite. - Moscow, 1983.

7. Idiomatic dictionary of Russian language. - Moscow, 1986.

8. Berlin B. & Kay P. Basic Color Terns. - California, 1969.

9. Symbology of colous // www:sunhome.ru/psychology/12294

УДК 821 (091)

Воронежский государственный университет Старший научный сотрудник кафедры русской литературы XX века, кандидат филологических наук, доцент Тернова Т.А. Россия, г. Воронеж, тел. +7(4732)20-89-41 e-mail: ternova@phil.vsu.ru

Voronezh State University Senior staff scientist of the chair ofRussian literature ofXXcenture, Candidate of Philology, Assistant Professor Ternova T.A. Russia, Voronezh, tel. +7(4732)20-89-41 e-mail: ternova@phil.vsu.ru

T.A. Тернова

НЕОРОМАНТИЗМ В РАННЕМ ТВОРЧЕСТВЕ В. МАЯКОВСКОГО

В статье раскрывается неоромантическая специфика творчества раннего В. Маяковского. Предметом исследования становятся стихотворения и поэмы 1913-1917 гг.

T.A. Ternova

ROMANTICISM IN THE EARLY WORKS OF MAYAKOVSKY

The article reveals the neo-romantic specificity of early Mayakovsky. The subject of the study are poems of the years 1913-1917.

Творчество Владимира Владимировича Маяковского (1895-1930), как и литературную работу любого из ярких литературных авторов, нельзя не только оценить однозначно, но и четко соотнести с тем или иным литературным направлением. Владимир Маяковский в разные периоды своей литературной биографии — и член группы кубофуту-ристов, и представитель ЛЕФа...

© Тернова Т.А., 2011

Но членство в разного рода литературных объединениях, тем не менее, не объясняет сути его собственного таланта, специфики его личного взгляда на мир, не исчерпывает особенности его поэтики.

Проигнорировав деление творчества В. Маяковского на периоды, к его литературной работе можно применить одну постоянную характеристику — это неоромантизм со всеми присущими ему особенностями формы и содержания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.