Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2009. № 2
Д.А. Шевлякова
СИМВОЛИКА ИТАЛЬЯНСКОГО ЕВРО (к вопросу о национальной идентичности)
В статье анализируется символика европейских денежных знаков (евро), рассматриваемых не с экономической или финансовой точки зрения, а с позиций культурологии, в качестве одного из компонентов европейской и национальной идентичности. Национальная идентичность представляется в статье как результат осознания этнической принадлежности, которая проявляется в объектах материальной культуры - в отчеканенных монетах евро достоинством от 1 евроцента до 2 евро, поскольку именно на металлических денежных знаках каждая страна - участница Евросоюза решила отразить национально значимую символику. Выбор темы для каждой монеты в Италии был предоставлен всем итальянцам посредством ряда телевизионных передач в прямом эфире и подсчета телефонных звонков зрителей. Таким образом, можно говорить о подлинно народном и массовом выборе и о значимости символики денежных знаков для исследования национальной идентичности.
Ключевые слова: Италия, национальная идентичность, самосознание нации, Евросоюз, евро, банкноты и монеты евро, искусство.
In given article is analyzed symbolics of the European bank notes (euro) considered not from the economic or financial points of view, but from positions culturologists, as one of components of the European and national identity. National identity is represented in article as result of comprehension of an ethnic accessory which is shown in objects of material culture - in the rapped out coins of euro by advantage from 1 eurocent to 2 euros as each country-participant of the European Union has decided to reflect national significant symbolics in metal bank notes. The choice of a theme for each coin in Italy has been given all Italians by means of a number of telecasts on the air and calculation of phone calls of spectators, thus, it is possible to speak about originally national and mass choice and about the importance of symbolics of bank notes for research of national identity.
Key words: Italy, national identity, consciousness of the nation, the European Union, euro, banknotes and euro coins, art.
В данной статье речь пойдет о символике европейских денежных знаков (евро), рассматриваемых не с экономической или финансовой точки зрения, а с позиций культурологии как одного из компонентов европейской и национальной идентичности.
Под национальной (этнической) идентичностью традиционно понимают "результат эмоционально-когнитивного процесса осозна-
Шевлякова Дарья Александровна - канд. филол. наук, доц., зав. кафедрой итальянского языка факультета иностранных языков и регионоведения МГУ им. М.В. Ломоносова; тел.: 8-917-531-16-74, e-mail: [email protected]
ния этнической принадлежности, отождествление индивидом себя с представителями своего этноса и обособления от других этносов, а также глубоко личностно значимое переживание своей этнической принадлежности"1. Традиционно источниками материала для изучения идентичности являются книги, посвященные данному вопросу; материалы прессы с выступлениями по данной теме; государственная символика; эссе и высказывания о национальном характере; народные обычаи и традиции2. Однако национальная идентичность проявляется с большей частотностью в материальной культуре, в тех реалиях, которые кажутся абсолютно очевидными и, следовательно, не представляющими научного интереса, в то время как они-то как раз и являют собой превосходный материал для исследования. Именно массовидность и частотность - показатели значимости того или иного компонента национальной идентичности. На наш взгляд, одним из таких компонентов, изученных недостаточно, является символика денежных знаков. В случае с европейскими государствами подобное исследование будет тем более интересным, так как с 2002 г. в 12 странах Евросоюза циркулирует единая валюта евро, банкноты которой едины для всех стран, в то время как монеты являются носителями национальной символики каждого отдельного государства.
Если рассматривать европейские денежные знаки в ракурсе национальной идентичности, то евро дает нам очень интересную картину. С одной стороны, дизайнеры Евробанка постарались отразить в евро то общее, что связывает 12 стран, основавших Евросоюз, в единое целое; с другой стороны, они столкнулись с проблемой возможного нивелирования национального своеобразия. Таким образом, евро является двойным свидетелем - национальной идентичности и зарождающейся европейской идентичности.
Существует семь номиналов банкнот евро - 5, 10, 20, 50, 100, 200 и 500 евро3. Банкноты выполнены в едином стиле, но в зависимости от номинала различаются цветовой гаммой и размерами. Знак евро является, согласно Еврокомиссии, "комбинацией греческого эпсилона как показателя значимости европейской цивилизации, буквы Е, обозначающей Европу, и пересекающих знак параллельных линий, означающих стабильность евро". Выбор рисунка для банкнот вызвал гораздо большие затруднения: было решено выбрать архитектурные памятники, ставшие классическими европейскими достопримечательностями и поэтому легко узнаваемые. Однако банкнот планировалось всего 7, а стран-участниц было 12, следовательно, памятники
1 Социология: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицановым, В. Л. Абушенко. Минск, 2003. С. 351.
2 См.: Садохин А.П. Этнология. М., 2005. С. 151-152.
3 Для описания денежных знаков была использована информация Европейского союза, размещенная на сайтах www.eur.ru и www.euro.ecb.int.
некоторых стран не "попадали" на купюры. Чтобы не возникало политических и дипломатических затруднений, было решено выбрать несколько абстрактные "эпохи и стили". В итоге на банкнотах появились мосты, ворота и окна, символизирующие объединение, сотрудничество и открытость. Эти мосты, ворота и окна не существуют на самом деле (художники намеренно постарались отойти от реальных памятников архитектуры), но являются обобщенным образом определенного архитектурного стиля, свойственного соответствующей исторической эпохе.
Описание банкнот
Достоинство, € Размер, мм Преобладающий цвет Архитектурный стиль Период, век
5 120 х 62 серый Античность до V
10 127 х 67 красный романский до Х1-Х11
20 133 х 72 синий готический ХШ-ХГУ
50 140 х 77 оранжевый ренессансный XV-XVI
100 147 х 82 зеленый барокко и рококо Х"УП-Х"УШ
200 153 х 82 охра стекло и бетон (хайтек) Х1Х-ХХ
500 160 х 82 пурпурный современный ХХ-ХХ1
Каждая монета имеет одну сторону (реверс), одинаковую для всех стран Евросоюза: на ней отчеканена цифра ее денежного достоинства, 12 звезд, являющихся символом Европейского сообщества и соответствующих 12 странам - основательницам Евросоюза, а также контур сообщества на фоне тонких нитей, протянувшихся к 12 звездам на флаге Евросоюза. Лицевая же сторона монет (аверс) имеет особый, национальный облик и соответственно варьируется от страны к стране. На ней представлены исторические личности, произведения искусства, представители флоры или фауны, значимые для данной страны.
Выбор темы для каждой монеты в разных странах осуществлялся по-разному, но в Италии выбор был предоставлен всем итальянцам посредством ряда телевизионных передач в прямом эфире, в которых зрителям предлагались различные варианты, а телефонные операторы принимали звонки с решением телезрителей. Таким образом, можно говорить о подлинно национальном, народном выборе. Исключением стала монета достоинством в 1 евро, "зарезервированная" тогдашним министром экономики, Карло Адзельо Чампи, который волевым решением постановил, что на ней должен быть изображен "Витру-вианский человек" Леонардо да Винчи. Данная работа Леонардо, по мнению Чампи, значима тем, что является для массового сознания абсолютным символом Возрождения, которое видело в человеке
меру всех вещей. По остроумному замечанию Чампи, это изображение будет наводить на мысль о "деньгах на службе у человека", а не наоборот, как часто происходит. На основании народного решения, были отобраны определенные образы, и дизайн каждой монеты разрабатывал отдельный художник - Эудженио Дриутти, Лучана Де Симонии, Этторе Лоренцо Фрапиччини, Клаудия Момони, Мария Анджела Кассол, Роберто Маури, Лаура Кретара и Мария Кармела. В результате итальянский евро имеет следующие разновидности:
• монета номиналом в 2 евро: портрет Данте Алигьери кисти Рафаэля;
• монета номиналом в 1 евро: рисунок Леонардо да Винчи "Витру-вианский человек";
• монета номиналом в 50 евроцентов: конная статуя Марка Аврелия;
• монета номиналом в 20 евроцентов: скульптура футуриста Умбер -то Боччони "Уникальные формы длительности в пространстве";
• монета номиналом в 10 евроцентов: "Рождение Венеры" художника Сандро Боттичелли;
• монета номиналом в 5 евроцентов: Колизей;
• монета номиналом в 2 евроцента: башня Моле Антонеллиана в г. Турине;
• монета номиналом в 1 евроцент: (замок) Кастель дель Монте под г. Андрия (регион Апулия).
По преобладающему количеству художественных произведений (5 позиций из 8 возможных!) можно утверждать, что Италия традиционно позиционирует себя как страна искусства. Только две страны пожелали отчеканить на монетах произведения искусства: Греция - "Похищение Европы", Словения - картина Ивана Грохара "Скала Принца". Три образа на остальных итальянских монетах являются архитектурными памятниками, произведениями одного из видов изящных искусств - архитектуры. Для сравнения: только две страны выбрали для аверса монеты архитектурные памятники - Австрия (собор Святого Стефана, дворец Бельведер, Музей Сецессии) и Испания (собор Сантьяго де Компостела). Из-за такого тотального присутствия искусства Италии пришлось пожертвовать остальными тематическими разделами, как то: историческими персонажами, характерным ландшафтом, представителями флоры и фауны, геральдической символикой монарших домов, аллегорическими фигурами.
Портрет Данте Алигьери и "Витрувианский человек" Леонардо да Винчи (равно как и Колизей на монете в 5 евроцентов - символ "вечности" Рима) в комментариях не нуждаются, поскольку они безошибочно ассоциируются с Италией и представляют ее для иностранных государств. Кроме того, оба образа совмещают в себе сразу два элемента: так, портрет Данте, величайшего итальянского поэта, выполнен Рафаэлем, величайшим художником итальянского Ренес-
санса, а "Витрувианский человек" Леонардо да Винчи отсылает нас к Витрувию (хотя бы потому, что Леонардо сделал его как иллюстрацию к трудам Марка Витрувия), римскому инженеру и архитектору, автору "Десяти книг об архитектуре". Однако в массовом сознании "Витрувианский человек" является, как уже говорилось, абсолютным символом эпохи Возрождения, видевшего в человеке меру всех вещей и центр координат. Помимо того что выбор образа для монеты чрезвычайно удачен сам по себе (рисунок, в отличие от живописной работы, обладает повышенной четкостью контура, а данный рисунок имеет еще исключительную, совершенную и законченную симметрию), есть еще один момент, про который монета "умалчивает". У Леонардо существует произведение еще более известное, нежели "Витрувианский человек", и произведение это - "Джоконда". Однако касательно этой работы автору статьи не раз приходилось сталкиваться с глухим, неосознанным, неявно выраженным, но все же существующим и проявляющимся недовольством итальянцев. Дело в том, что величайшая работа величайшего итальянского гения находится не в Италии, а во Франции, и увез ее сам художник, потому что он уехал туда из Италии в 1517 г. по личному приглашению Франциска I, который испытывал восхищение перед гением Леонардо, выказывал ему всяческое почтение и сразу же за то, что он уже сделал, присвоил ему титул "Первый художник, инженер и архитектор Короля". Ху -дожнику было назначено содержание, полностью удовлетворяющее нужды старого человека, а взамен Франциск просил Леонардо лишь об одном - не лишать его удовольствия беседовать с ним. Какой разительный контраст с Римом, где художник жил, забытый всеми, получая нищенское вспомоществование в 33 дуката, в то время как бывший в фаворе Рафаэль исчислял свои гонорары тысячами ду-катов4. Таким образом, современные итальянцы понимают, может быть и не зная всей подоплеки дела, что величайший универсальный гений Возрождения, который волею судеб родился в Италии, волею недальновидных итальянских правителей был вынужден на старости лет искать прибежище во Франции, где и остался его величайший шедевр. Франция всегда воспринималась как соперник Италии в области культуры, много веков шло негласное состязание, какая из двух стран может претендовать на ведущее положение в европейской культуре, поэтому случай с Леонардо был величайшим просчетом. И наконец, есть гораздо более "земная", реальная причина, по которой невозможно было бы чеканить образ Моны Лизы на итальянских евро: так как портрет принадлежит Франции, то последняя смогла бы предъявить свои права на этот образ в случае его чеканки, а это уже был бы международный конфликт.
4 См.: Волынский А.Л. Леонардо да Винчи. СПб., 1900.
Выбор остальных сюжетов для монет был не столь однозначным. На монете в 50 евроцентов изображена конная статуя Марка Аврелия (римский император Цезарь Марк Аврелий Антоний Август (121180)), вошедшего в историю как император-философ и слывшего одновременно хорошим государем, несмотря на то что Рим в это время постоянно находился в состоянии войны и неурожаев. Однако на монету Марк Аврелий попал "окольными путями": произошел определенный казус, когда история, словно в насмешку, смешивает два явления из разных контекстов, и в итоге получается нечто, совершенно отличное от исходных данных. Марк Аврелий попал на монету не в качестве исторического персонажа Античности, а как статуя, являющаяся центром гармоничного архитектурного ансамбля Возрождения, созданного великим Микеланджело, который в свою очередь считал ее статуей христианского императора Константина.
Статуя Марка Аврелия стоит в центре Капитолийской площади, по праву считающейся самой элегантной в Европе. Площадь была построена по проекту Микеланджело, который и придал ей необычную форму трапеции, широкой у входа с лестницы и сужающейся к Дворцу сенаторов. Середину площади занимает вписанный в трапецию приподнятый от краев к середине овал, в центре которого и возвышается конная статуя Марка Аврелия. По боковым сторонам площади расположены два дворца: слева - восстановленный из развалин и перестроенный Дворец консерваторов, справа - другое совершенно аналогичное здание. Оба этих здания занимают боковые стороны трапеции, и сходящиеся линии их сильно подчеркнутых горизонтальных членений увеличивают перспективу и направляют взор к Дворцу сенаторов. Над Дворцом сенаторов Микеланджело построил башню, которая своей вертикалью намечает основную ось площади. В 1538 г. Микеланджело установил посередине площади античную бронзовую статую Марка Аврелия на коне, которая стала центром всей перепланировки Капитолия, порученной Микеланд-жело в 1546 г.5
Следовательно, один образ, попавший на монету, оказался удивительно разноплановым, включающим в себя много исторических и смысловых пластов: Марк Аврелий - император отсылает нас к эпохе господства над Европой Древнего Рима (самый отдаленный хронологический пласт); конная статуя Марка Аврелия ассоциируется с одной из самых известных достопримечательностей Рима - ансамблем Капитолийского холма, следовательно, ассоциируется и с самим Римом - столицей Италии; конная статуя Марка Аврелия метонимически связана с ренессансным ансамблем площади, спроектированным Микеланджело, - самый насыщенный смысловой пласт, фактически
5 См.: Губер А. Микеланджело. М., 1958.
образ монеты и указывает на гений Микеланджело, хотя сама статуя не является его произведением. И если вспомнить основные скульптурные работы самого Микеланджело, то становится понятным, почему их образ нельзя было разместить на монетах, несмотря на то что они легко узнаваемы для самых широких масс: "Пьета" (Мария с телом Христа) из собора Св. Петра в Риме - образ подчеркнуто христианский (читай: "церковный, не светский" сюжет), да и очень скорбный; флорентийский "Давид" абсолютно обнажен и сжимает в руке пращу (оружие); "Моисей" ассоциируется не только с Ветхим Заветом, но и с иудаизмом, к тому же Микеланджело снабдил статую небольшими, но заметными рожками.
На монете в 20 евроцентов изображена скульптура художника-футуриста Умберто Боччони (1882-1916) "Уникальные формы длительности в пространстве" (бронза, 1913): фигура, которая стремительно шагает, "растворяясь" во встречном ветре, она великолепно выражает дух "бури и натиска", свойственный раннему авангарду. Скульптура воплощает идею о неразрывной связи пространства и тел, в нем находящихся: пространство как бы перетекает в тело, да и тело является куском пространства, правда, пространства, на время заключенного в форму. Скульптура и художник известны, скульптура хорошо позиционируется для чеканки, но все же не совсем ясно, зачем потребовалось привлечение художника-футуриста начала века. Ведь не вызывает никакого сомнения, что художественный пик в Италии произошел в эпоху Возрождения, когда творили гении, превзойти которых не удалось никому и никогда не удастся, и Боччони по своей художественной и идеологической значимости им явно уступает. Можно предположить, что таким образом проявляется определенная проблема в итальянской национальной идентичности. Нация "привыкла" видеть себя как нацию искусства, но Рафаэль, Леонардо, Микеланд-жело, Тициан творили шесть веков назад. Да, потом были другие, но они уже не были художниками европейского масштаба. А в начале XX в. Италия в художественном отношении (живопись, литература, театр) по сравнению с той же Францией становится провинцией из провинций. Представляется вероятным, что, выдвигая скульптуру Боччони как один из широко растиражированных национальных образов (а это не совсем соответствует реальности), итальянцы хотели подчеркнуть, что художественная традиция Великих жива в Италии, что и в русле новейших художественных направлений Италия тоже творит и создает шедевры, оправдывая звание "страны искусства" не только за счет древнего "художественного наследия".
Образы, выбранные для аверса двух наименьших монет (1 и 2 ев-роцента), вызывают больше вопросов, нежели ответов на них. Представляется практически неразрешимой загадкой, почему для монеты номиналом в 2 евроцента была выбрана башня Моле Антонеллиана в
5 ВМУ, лингвистика, № 2
г. Турине. Во-первых, Турин не является характерным итальянским городом. Это большой европейский мегаполис, свидетельством этого может служить хотя бы тот факт, что туристические маршруты всегда обходят Турин стороной. Во-вторых, Моле Антонеллиана меньше всего соответствует типологии итальянских памятников (собор, колокольня, коммунальное палаццо, часовая башня, ренес-сансное палаццо, крепость, площадь, фонтаны в основном периода XП-XVП вв.). В-третьих, башня представляет собой некое подобие Эйфелевой башни, но уступает ей как по высоте (Эйфелева башня - 300 м, Моле Антонеллиана - 167 м), так и по известности. Изначально Моле Антонеллиана была задумана как синагога, ее строил как здание-эксперимент архитектор Алессандро Антонелли для еврейской общины г. Турина, которая таким образом решила увековечить дарование ей гражданских прав и свободы вероисповедания. По проекту Антонелли было построено купольное здание высотой более 167 м с применением оригинальной каркасной системы, сочетавшей металлические и каменные части конструкции. Однако затянувшиеся темпы строительства и постоянное увеличение стоимости проекта вызвали недовольство общины, поэтому в 1869 г. здание было "прикрыто" временной крышей, а в 1873 г. община отдала башню городу взамен земли для новой синагоги. В постройке ярко выразилась тенденция европейской архитектуры второй половины Х1Х в. к гигантским проектам, которые основывались на новых достижениях технического прогресса, но дерзкая "итальянская лестница в небо" была закончена только в 1889 г., когда в Париже уже появилась Эйфелева башня. Французы вырвались вперед, отобрав у туринцев честь первооткрывателей новой эпохи невиданных архитектурных аттракционов. Поскольку стремление ввысь было главным, здание получилось не слишком удобным. Гигантская башня является символом Турина, внутри нее располагается огромное пространство с экстремальными характеристиками (высота подкупольного пространства 70 м), в настоящее время в нем располагается Туринский музей кино. Можно только предположить, что башня была выбрана как символ города, который, во-первых, когда-то объединил Италию, а во-вторых, является наиболее промышленно развитым и богатым итальянским городом.
И наконец, монета достоинством в 1 евроцент на аверсе имеет изображение (замка) Кастель дель Монте. Замок был построен в середине ХШ в. архитектором Риккардо да Лентини по приказу Фридриха II Гогенштауфена (внука германского императора Фридриха Барбароссы), снискавшего себе славу искусного правителя и мецената; при нем возникла сицилийская школа поэзии, являющаяся первой литературной лабораторией, в которой зарождалась национальная 66
поэзия. Замок имеет форму восьмиугольника и снаружи и внутри; каждый угол увенчан восьмиугольной башней, внутри на каждом из двух этажей по восемь комнат трапециевидной формы, а в центре замка расположен двор, тоже имеющий форму восьмиугольника. Хотя здание и называется "замком", но оно лишено архитектурных элементов, несущих оборонительные функции. К тому же замок расположен практически "в чистом поле", в месте, лишенном стратегической значимости6. Чтобы построить подобное здание, требовались неординарные знания в области математики и астрономии. Очень многое в здании указывает на его символическую значимость: согласно гипотезам, замок мог служить своеобразной моделью "пути", который должен был пройти посвящаемый в какой-либо обряд, либо являлся своеобразной астрологической обсерваторией7.
Кастель дель Монте - одна из обязательных достопримечательностей, которые необходимо посетить туристу, путешествующему по региону Апулия; в коллективном сознании замок прочно связан с образом блистательного Фридриха II, прозванного stupor mundi, хотя сам Фридрих там никогда и не бывал8. Представляется вероятным, что образ замка был выбран для монеты, так как он запечатлел идеальное с геометрической точки зрения строение и ассоциируется с великолепием правителя, приказавшего его построить, а также с некоторой загадочностью, которая окружала как фигуру императора, так и назначение самого замка.
Подводя итоги статьи, можно сделать следующие выводы:
1) если рассматривать итальянскую версию евромонет в целом, то по преобладанию картин, статуй, архитектурных памятников (8 позиций из 8 возможных) становится очевидным, что Италия традиционно позиционирует себя как страна искусства;
2) сердцевиной итальянского искусства по-прежнему остается Высокое Возрождение, произведения всех трех великих художников - Рафаэля, Микеланджело, Леонардо - присутствуют на итальянских евромонетах;
3) чтобы подчеркнуть, что творческое начало не иссякло в XVI в., а продолжает и поныне порождать произведения искусства, в символику денег вводится и нарочито неклассическая, авангардная скульптура Боччони;
4) идею "европеизации" современной Италии привносит в символику денег туринская Моле Антонеллиана, явно отсылающая нас к более "растиражированному" образу Эйфелевой башни; Моле является символом г. Турина, самого богатого и промышленно развитого
6 Vlora Nedim R. Castel del Monte. I luoghi, i fatti, le idee. Bari, 2006.
7 Intini C. Santa Maria del Graal. Fondamenti simbolici sacrali di Castel del Monte. Torino, 2002.
8 Kantorowicz Ernst H. Federico II imperatore. Milano, 2000.
города Италии, т.е. должна наводить на мысль о потенциале Италии в этих областях;
5) Кастель дель Монте, с одной стороны, сам по себе является образом с совершенной геометрией, с другой стороны, связан с ореолом могущественности и таинственности, окутывающим фигуру императора Фридриха II;
6) символика денег - один из показателей национальной идентичности.
Список литературы
Волынский А.Л. Леонардо да Винчи. СПб., 1900. Губер А. Микеланджело. М., 1958.
Микеланджело. Жизнь. Творчество I Сост. В.Н. Гращенков. М., 1964. Садохин А.П. Этнология. М., 2005.
Intini C. Santa Maria del Graal. Fondamenti simbolici sacrali di Castel del Monte. Torino, 2002.
Kantorowicz Ernst H. Federico II imperatore. Milano, 2000. Vlora Nedim R. Castel del Monte. I luoghi, i fatti, le idee. Bari, 2006.