Научная статья на тему 'Символика грюнвальдских мечей в исторической памяти польского народа (к 600-летию сражения)'

Символика грюнвальдских мечей в исторической памяти польского народа (к 600-летию сражения) Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
92
43
Поделиться
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / ГРЮНВАЛЬДСКАЯ БИТВА / ГРЮНВАЛЬДСКИЕ МЕЧИ / ГРЮНВАЛЬДСКИЙ КРЕСТ / ПОЛЬША

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Касович Александр Андреевич

В статье рассматривается возникновение специфической символики Грюнвальдской битвы Грюнвальдских мечей, и их роль в формировании исторической памяти у польского народа об этом сражении.

SYMBOLIC OF GRUNWALD SWORDS IN HISTORICAL MEMORY OF THE POLISH PEOPLE (To the battle 600 anniversary)

In the article is examined the occurrence of specific symbolic of Grunwald battle Grunwald swords, and its role in formation of historical memory about this battle at the Polish people.

Текст научной работы на тему «Символика грюнвальдских мечей в исторической памяти польского народа (к 600-летию сражения)»

УДК 94(438).01

СИМВОЛИКА ГРЮНВАЛЬДСКИХ МЕЧЕЙ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ ПОЛЬСКОГО НАРОДА (К 600-летию сражения)

А.А. Касович

Саратовский государственный университет,

Кафедра истории средних веков E-mail: Kasovitch@gmail.ru

В статье рассматривается возникновение специфической символики Грюнвальдской битвы - Грюнвальдских мечей, и их роль в формировании исторической памяти у польского народа об этом сражении.

Ключевые слова: историческая память, Грюнвальдская битва, Грюнвальдские мечи, Грюнвальдский крест, Польша.

SYMBOLIC OF GRUNWALD SWORDS IN HISTORICAL MEMORY OF THE POLISH PEOPLE (To the battle 600 anniversary)

A.A. Kasovich

In the article is examined the occurrence of specific symbolic of Grunwald battle - Grunwald swords, and its role in formation of historical memory about this battle at the Polish people.

Key words: historical memory, Grunwald battle, Grunwald swords, Grunwald cross, Poland.

Грюнвальдская битва, кардинально изменившая баланс сил во всей Восточной Европе, оставила довольно серьёзный след в исто-риической памяти народов этого региона. К сожалению, отдельных работ в отечественной историографии, посвящённых отражению Грюнвальдской битвы, в исторической памяти нет. В зарубежной историографической традиции, напротив, существует достаточно исследований на эту тему1. Однако немецкие, польские и литовские

1 См.: Arnold, U. Tannenberg/Grunwald als politisches Symbol im 19./20. Jahrhundert / / Tradicie kulturowe i historyczne ziem pruskich. Krajobraz grun-

историки ещё не занимались специально символикой Грюнвальда. Между тем именно специфическая символика на протяжении последних 600 лет закрепляет образ этого сражения в исторической памяти польского народа. Данное исследование направлено на изучение роли символов в развитии образа Грюнвальдского сражения в исторической памяти поляков.

Важнейшим символом Грюнвальда, как величайшей Национальной победы поляков, стали два меча (пол. Miecze grunwald-zkie), посланные магистром Тевтонского ордена к Ягайло и Витовту как вызов на сражение. В отрывке хроники Яна Длугоша момент передачи мечей описывается в отдельной главе2. Вызов таким образом противника на бой был общепринятым в Средние века. Однако чрезвычайно нахальная речь герольдов, отражавшая ошибочную самоуверенность Тевтонского ордена, сделала этот принципиально незначимый эпизод чрезвычайно важным для формирования национального мифа о Грюнвальдской битве у польского народа. Поэтому после сражения эти мечи были доставлены в королевскую сокровищницу в Кракове для того, чтобы служить «всегда новым и неувядающим напоминанием на будущее время о дерзости и поражении одной стороны и о смирении и торжестве другой»3. В инвентарной описи 1633 г. они значатся как «два прусских меча». В XV-XVIII вв. мечи выступали в качестве атрибута обряда коронации польских королей, являясь символом власти монархов над двумя нациями: поляками и литовцами. Специально для этого мечам заменили исторические рукоятки на сделанные из позолоченного серебра. Дополнительно к лезвию одного из них был присоединён небольшой щит с гербом Польши, Белым Орлом. Подобный щит с литовским гербом «Погоня» был прикреплен к другому.

Во время восстания Костюшко в 1794 г. Краков был захвачен прусской армией, которая разграбила Вавельскую сокровищницу. Однако пруссаки, не увидев ценности в двух средневековых мечах и не оценив высокого символического и исторического значения, оставили их. После потери поляками государственности клинки находились в собрании княжны Изабеллы Чарторыжской в Пула-вах, а в 1853 г. были конфискованы российскими властями и бесследно пропали4.

waldzki w dziejach polsko-krzyzackich i polsko-niemieckich па przestrzeni wiekow. Шоко1 mitow i rzeczywistosci. 0^1уп, 2009. S. 7-18 и др.

2 Длугош, Ян. Грюнвальдская битва. СПб., 2007. С. 98-100.

3 Там же. С. 101.

4 Бискуп, М. Великая война Польши и Литвы с Тевтонским орденом (14091411 гг.) в свете новейших исследований / / ВИ. 1991. № 12. С. 19.

Однако мечи, исчезнув как исторический артефакт, возродились вновь в начале XX в. уже как символ Грюнвальдской победы. Свободная Польша использовала образ сражения, в частности упомянутых мечей, в идеологическом противостоянии с Германией в послевоенный период. 12 июля 1931 г. в Уждово был открыт памятник Грюнвальду работы Ровмунда Пилсудского. Он представлял собой стилизованного орла с двумя клинками5. В 1939 г., всего за несколько месяцев до немецкого вторжения в Польшу, на Всемирной выставке в Нью-Йорке символом польской делегации стал бронзовый конный памятник Ягайло с двумя скрещёнными над головой обнаженными мечами. А выпуск почтовых марок в Польше в 1938 г. с изображением грюнвальдских клинков и вовсе вызвал дипломатический протест Германии. Как и в национальной монументальной скульптуре, в живописи межвоенного периода одним из сюжетов также был момент передачи мечей тевтонскими герольдами польскому королю. Например, полотно Войцеха Коссака «Два меча»6.

С началом Второй мировой войны Грюнвальдская символика приобрела новый смысл: историческая победа транслировалась на желаемую новую над фашистами. Важную роль в польском государственном культе Грюнвальдской битвы играл орден «Крест Грюнвальда» (польск. Order Krzyza Grunwaldu). Крест был учреждён в 1943 году. Будучи одной из высших наград Польши, он вручался за отличие в командовании воинскими соединениями и личное мужество на поле боя или в рядах Сопротивления. Орден представлял собой крест, в середине которого на щите изображались два меча Юнингена, опущенные вниз лезвиями. В декоративной отделке знаков 3-х степеней ордена применялись золото и серебро. Кавалерами Грюнвальдского креста в разное время стали И.С. Конев, Г.К. Жуков, Ю.А. Гагарин, Д. Эйзенхауэр и др. Награды удостоились также некоторые воинские части, воеводства и города Польши7. Именно Грюнвальдский крест изображён на польской медали «За взятие Берлина», символизируя родство двух побед над Германией.

Изображение Грюнвальдского креста прижилось и в символике послевоенной Польши. С 1946 по 1955 г. (а фактически до 1959 г.)

5 Ekdahl, S. The battle of Tannenberg-Grunwald-Zalgiris (1410) as reflected in Twentieth century monuments // Military orders. Vol. 3: History and Heritage. Hampshire, 2008. S. 184.

6 Mick, C. «Den Vorvatern zum Ruhm - den Brudern zur Ermutigung». Variati-onen zum Thema Grunwald/Tannenberg / / Zeitenblicke. Tubingen, 2004. Vol. 3. № 1. S. 43.

7 Потрашков, С.В. Ордена и медали стран мира. М., 2007. С. 142.

на флаге польского ВМФ в красно-белом фоне был изображён этот крест. Изображение Грюнвальдского креста так же украшает купюру достоинством в 50 злотых 1975 года. Стилизованные изображения грюнвальдских мечей до сих пор украшают знаки военных соединений польской армии: 15-й механизированной бригады, 14го полка из Ольштына и польско-литовского миротворческого батальона, принимавшего участие в операциях в Косово, Сирии, Ливане и Ираке.

Грюнвальдская символика служит не только как символ польской военной доблести, но и используется в гражданской геральдике. Так, два клинка можно обнаружить на гербе сельской гмины Грюн-вальд8 - административной единицы, включающей в себя поле исторической битвы. Те же мечи изображены на эмблеме польского государственного Совета по Памяти Борьбы и Мученичества9, и на знаке военных историков Польши. В настоящее время стало возможным использование самого узнаваемого в Польше образа в коммерческих целях: эпизод передачи тевтонцами мечей был комично обыгран в рекламе местной марки пива. Те же самые мечи были вписаны в официальную эмблему празднования 600-летия Грюнвальд-ской битвы.

Таким образом, можно констатировать, что символика Грюн-вальдской битвы, в частности два меча, является важным компонентом визуализации исторической памяти об этой победе у польского народа. Важно отметить, что символика не изменилась за прошедшие 600 лет и базируется на артефактах битвы.

8 600-Lecie Bitwy pod Grunvaldem. URL: http://www.ug-grunwald.pl/ (дата обращения: 01.09.2010).

9 URL:http://www.radaopwim.gov.pl/ (дата обращения: 01.09.2010).