Научная статья на тему 'Символическое опосредствование в познавательной деятельности детей при освоении нового содержания (на примере физических явлений)'

Символическое опосредствование в познавательной деятельности детей при освоении нового содержания (на примере физических явлений) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
171
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Веракса А.Н., Якупова В.А., Мартыненко

Целью исследования выступило сравнение эффективности использования символического опосредствования и знаковых средств в дошкольном и младшем школьном возрасте при освоении нового содержания. Результаты исследования показывают, что на первый план в дошкольном возрасте выступают регуляторные функции, в состав которых входят и коммуникативные функции, и символическое опосредствование. В младшем школьном возрасте качественно меняется процесс символического опосредствования. Он приобретает познавательную направленность и включается в состав механизмов творчества, обеспечивающих ориентировку в ситуации неопределенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Символическое опосредствование в познавательной деятельности детей при освоении нового содержания (на примере физических явлений)»

Символическое опосредствование в познавательной деятельности детей при освоении нового содержания

(на примере физических явлений)

Веракса А.Н.,

доктор психологических наук, доцент факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова,

Москва, Россия

Якупова В.А.,

аспирантка

факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова,

Москва, Россия

Мартыненко М.,

студентка

Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ

Москва, Россия

Целью исследования выступило сравнение эффективности использования символического опосредствования и знаковых средств в дошкольном и младшем школьном возрасте при освоении нового содержания. Результаты исследования показывают, что на первый план в дошкольном возрасте выступают регуляторные функции, в состав которых входят и коммуникативные функции, и символическое опосредствование. В младшем школьном возрасте качественно меняется процесс символического опосредствования. Он приобретает познавательную направленность и включается в состав механизмов творчества, обеспечивающих ориентировку в ситуации неопределенности.

В предыдущих исследованиях нами было показано, что в дошкольном возрасте использование символических средств является эффективным для освоения нового для детей содержания. Нас интересовал вопрос о том, какую роль символическое опосредствование приобретает в познавательной деятельности младших школьников. Целью нашего исследования выступило сравнение эффективности использования символического опосредствования и знаковых средств в дошкольном и младшем школьном возрасте при освоении нового содержания.

Особое внимание мы уделили созданию ситуации, требующей использования символа в качестве познавательного средства, поскольку именно в ситуации неопределенности символ выступает в качестве средства ориентировки. В нашем исследовании в качестве неопределенности мы решили выбрать явления, знакомые детям по их каждодневному опыту. В то же время понимания структуры феноменов, их объяснения в реальной жизни у детей нет. В качестве содержания образовательной работы были выбраны агрегатные состояния вещества (пар, лед и т.д.). Ранее нами были выделены два вида символизации: объективная (то есть направленная на решение задачи в ситуации неопределенности) и субъективная, эмоциональная (ориентированная на символизацию отношения к ситуации).

Исследование состояло из нескольких этапов. На первом этапе была проведена диагностика регуляторных, познавательных процессов участников, уровня развития творческого мышления и коммуникативных способностей детей. Исследование стратегий символизации было осуществлено с помощью методики «Подбери картинку» и «Необычное дерево». По результатам диагностики как дошкольники, так и младшие школьники были

разделены на 2 группы, уравненные по уровню развития регуляторных, познавательных и коммуникативных способностей для проведения формирующих занятий.

На втором этапе исследования были проведены формирующие занятия, направленные на освоение понятия агрегатного состояния вещества с помощью преобладающих символических и знаковых средств (экспериментальная группа) или же только знаковых средств (контрольная группа). В каждой группе было проведено по 5 занятий в интерактивной форме.

На третьем этапе исследования был проведен посттест, который состоял из вопросов, позволяющих выявить уровень освоения понятия агрегатного состояния вещества во всех подгруппах.

В исследовании приняли участие 46 воспитанников подготовительной группы детского сада и 25 учеников первого класса в Москве.

По итогам анализа полученных результатов можно говорить о том, что символизация у дошкольников носит в значительной степени эмоциональный характер, в то время как у младших школьников она приобретает познавательную направленность. Можно с уверенностью сделать вывод о том, уровень выполнения заданий посттеста в группе «символизации» значительно выше, чем в группе «знаковых средств». Как младшие школьники, так и дошкольники, которые обучались с помощью символических средств, более успешно отвечали на задания посттеста. Как оказалось, дети, испытывающие сложности в освоении материала с помощью знаковых средств, смогли освоить его с помощью средств символических. Для детей со средним и низким уровнем познавательного развития использование символов в обучении оказалось весьма эффективным.

Результаты исследования показывают, что на первый план в дошкольном возрасте выступают регуляторные функции, в состав которых входят и коммуникативные функции, и символическое опосредствование. В младшем школьном возрасте качественно меняется процесс символического опосредствования. Он приобретает познавательную направленность и включается в состав механизмов творчества, обеспечивающих ориентировку в ситуации неопределенности.

Таким образом, в ходе исследования выявлено отличие места символического опосредствования в системе высших психических функций ребенка. Это различие обусловлено характером ведущей деятельности: в одном случае игровой, а в другом -учебной. В первом случае процесс символизации носит эмоциональный характер, а во втором - он приобретает познавательный характер и входит в систему творческих процессов.

Литература

1. Веракса А.Н. Роль символического опосредствования в познавательной деятельности младших школьников (на примере освоения определения функции на уроках математики). Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2009. - №2. - 3144.

2. Веракса А.Н. Формы знаковой и символической репрезентации в познавательной деятельности младших школьников - Культурно-историческая психология, 2009, 1.

3. Веракса Н.Е. Особенности преобразования противоречивых проблемных ситуаций дошкольниками // Вопросы психологии. 1981.№3. С.123-127.

4. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики/Под ред. А.М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. 368 с.

5. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1996

6. Репина Т. А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М.: Педагогика, 1988.

7. Равен Дж.К., Корт Дж.Х., Равен Дж. Руководство к Прогрессивным Матрицам Равена и Словарным Шкалам: Раздел 2: Стандартные Цветные матрицы (включая параллельные версии Теста): 2-е изд., стереотип.: Пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2009. 77 с.

8. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. - М.: ЭКСМО, 1999.

9. Субботский Е.В.Строящееся сознание. М.: Смысл, 2007. 424 с.

10. Cheie L , Veraksa A , Zinchenko Y , Gorovaya A, Visu-Petra L (2014) A cross-cultural investigation of inhibitory control, generative fluency, and anxiety symptoms in Romanian and Russian preschoolers. Child Neuropsychology, 1

11. Korkman M., Kirk U., Kemp S.L. NEPSY II. Administrative manual. San Antonio, TX: Psychological Corporation. 2007a

12. Leslie A. Pretense and Representation: The Origins of "Theory of Mind"// Psychological Review. 1987. № 4. 421-426.

13. Lillard A.S. Pretend Play Skills and the Child's Theory of Mind// Child Development. 1993. № 64. P. 348-371.

14. Oers B. van. Emergent mathematical thinking in the context of play//Educ. Stud Math. 2010. № 74. P. 23-37.

15. Phelps K.E., Woolley J.D.The Form and function of young children's magical beliefs// Developmental Psychology. 1994. № 3. P. 123-152.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.