Научная статья на тему 'СИМВОЛИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭВОЛЮЦИОННО-РЕВОЛЮЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРИРОДЫ, ОБЩЕСТВА, СОЗНАНИЯ, ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ С ПОМОЩЬЮ ДИАЛЕКТИЧЕСКИХ ДИАЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ И ДИАЛЕКТИЧЕСКИХ ФОРМУЛ НА ОСНОВЕ ДВОИЧНОГО СЧИСЛЕНИЯ'

СИМВОЛИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭВОЛЮЦИОННО-РЕВОЛЮЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРИРОДЫ, ОБЩЕСТВА, СОЗНАНИЯ, ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ С ПОМОЩЬЮ ДИАЛЕКТИЧЕСКИХ ДИАЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ И ДИАЛЕКТИЧЕСКИХ ФОРМУЛ НА ОСНОВЕ ДВОИЧНОГО СЧИСЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
19
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ ДИАЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ / ЭВОЛЮЦИОННО-РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ ФОРМУЛЫ НА ОСНОВЕ ДВОИЧНОГО СЧИСЛЕНИЯ / ДИАЛЕКТИКА / ПРИРОДА / ОБЩЕСТВО / СОЗНАНИЕ / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мисюров Д. А.

Автор предлагает символически моделировать прогрессивное разрешение противоречий в диалектике природы, общества, сознания, духовной культуры с помощью многоуровневых диалектических диалогических схем и диалектических формул на основе двоичного счисления. Модели могут содержать возможные состояния в процессе диалектического развития, эволюционные шаги на отдельных уровнях и революционные скачки с уровня на уровень. Рекомендуются для алгоритмов исследований, искусственного интеллекта, развития творческих способностей, изучения в системе образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИМВОЛИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭВОЛЮЦИОННО-РЕВОЛЮЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРИРОДЫ, ОБЩЕСТВА, СОЗНАНИЯ, ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ С ПОМОЩЬЮ ДИАЛЕКТИЧЕСКИХ ДИАЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ И ДИАЛЕКТИЧЕСКИХ ФОРМУЛ НА ОСНОВЕ ДВОИЧНОГО СЧИСЛЕНИЯ»

УДК 101.8

Мисюров Д.А. канд. полит.наук, доцент, доцент кафедры истории, философии и социальных наук, Московский государственный университет геодезии и картографии (МИИГАиК),

г. Москва, РФ

СИМВОЛИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭВОЛЮЦИОННО-РЕВОЛЮЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРИРОДЫ, ОБЩЕСТВА, СОЗНАНИЯ, ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ С ПОМОЩЬЮ ДИАЛЕКТИЧЕСКИХ ДИАЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ И ДИАЛЕКТИЧЕСКИХ ФОРМУЛ НА ОСНОВЕ ДВОИЧНОГО СЧИСЛЕНИЯ

Аннотация

Автор предлагает символически моделировать прогрессивное разрешение противоречий в диалектике природы, общества, сознания, духовной культуры с помощью многоуровневых диалектических диалогических схем и диалектических формул на основе двоичного счисления. Модели могут содержать возможные состояния в процессе диалектического развития, эволюционные шаги на отдельных уровнях и революционные скачки с уровня на уровень. Рекомендуются для алгоритмов исследований, искусственного интеллекта, развития творческих способностей, изучения в системе образования.

Ключевые слова:

диалектические диалогические схемы, эволюционно-революционные диалектические формулы на основе двоичного счисления, диалектика, природа, общество, сознание, духовная культура.

В эпоху научно-технического прогресса, научно-технических революций, накопившиеся противоречия современного мира требуют прогрессивного разрешения с эволюционными шагами, революционными скачками в различных сферах. Однако проблемы возникают уже на этапе выявлении противоречий, в т.ч. в связи с сознательным их сглаживанием, затушёвыванием, на подобное обращал внимание Гегель в «Науке логики», когда писал о подходах, где «противоречие не разрешается, а лишь переносится в другое место, в субъективную или внешнюю рефлексию вообще» [1, с. 46]. В объективном законе единства и борьбы противоположностей как источнике развития, в эволюционно-революционном прогрессе людей оправданно пугают, например, крайние формы конкуренции, борьбы вплоть до войн, но тогда важно придать борьбе в развитии мира все более сознательные мирные прогрессивные формы.

Диалектика с ее ключевыми всеобщими законами единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания, перехода количественных изменений в качественные и наоборот, должна иметь схемы, формулы, которые позволят моделировать процессы развития материи и сознания. Тезисно-антитезисно-синтезная формула идеалистической немецкой философии лишь отчасти решает проблему моделирования.

На пути к будущему, в диалектическом отрицании прошлого, имеет смысл вспомнить классическое осмысление диалектики: «... не голое отрицание, не зрящное отрицание, не скептическое отрицание... характерно и существенно в диалектике, - которая, несомненно, содержит в себе элемент отрицания и притом как важнейший свой элемент, - нет, а отрицание как момент связи, как момент развития, с удержанием положительного...» [2, с.207].

Для 21 -го века можно предложить диалектическую диалогическую схему, отражающую прежде всего революционные перевороты с взятием ценного у прошлого, и эволюционно-революционную формулу на основе двоичного счисления [3]. Символическая диалектическая диалогическая схема:

X - У -

X' - У' - и т.д.

Здесь Х выходит на новый уровень развития посредством У, отрицанием отрицания, разрешением противоречия, в революционном скачке-перевороте:

X - Y - X'. Аналогично революция перехода: Y - X' - Y' - и т.д. В диалектике природы и общества, их прогрессивный диалог: Природа - Общество -Природа' - Общество' - и т.д.

Если учитывать надстройку над общественно-природным бытием в виде сознания и духовной культуры, то модель, с мерными символическими весами для сравнения развитости элементов: Первый виток: Природа1 - Общество2 -Сознание4 - Духовная культура8 -Второй виток:

Природа'16 - Общество'32-

Сознание'64 - Духовная культура' 128 - и т.д.

Сознание (ощущения, восприятие, представления, мышление) в данной модели - сторона природы (физических, химических, биологических, антропных форм), а духовная культура (искусство, мораль, наука, философия) - сторона общества (экономики, социальной жизни, политики, права). Приоритет сознания в прогрессе появляется как разрешение зрелого противоречия природы и общества, а доминанта духовной культуры - как разрешение противоречия предшествующих элементов. Подобным образом идет и дальнейшее развитие, придавая все более осознанный и высокодуховный смысл человеческому существованию с преобразованием и переосмыслением мира. Диалектически, в прогрессе, сознание как критическое отражение бытия, и духовная культура, важны для вывода на новые уровни природы и общества, а также для эволюционно-революционного прогресса самих сознательно-духовных состояний, во внешних и внутренних отношениях. Для того, чтобы способствовать прогрессу, важно быть развитыми.

В диалектической многоуровневой формуле на основе двоичного счисления с доминантами (обозначаются прописью, соответствие 1) и недоминантами (строчно, соответствие 0) учитывается рефлексия к прошлому с частичным повторением на новом уровне, и отрицание с новыми состояниями -возможными эволюционными комбинациями и революционными скачками с разрешением зрелых противоречий, с созиданием нового эволюционного уровня в диалектической спирали вплоть до новой революционной ситуации с единством и борьбой доминант, новой революцией, и т.д.:

yx (00) - yX (01) - Yx (10) - YX (11) -X'yx (100) - X'yX (101) - X'Yx (110) - X'YX (111) -Y'x'yx (1000) - Y'x'yX (1001) - Y'x'Yx (1010) - Y'x'YX (1011) -Y'X'yx (1100) - Y'X'yX (1001) - Y'X'Yx (1110) - Y'X'YX (1111) - etc. Для природы (п), общества (о), сознания (с), духовной культуры (д) возможные состояния в диалектическом развитии:

оп (00) - незрелый синтез природы и общества. оП (01) - приоритет природы.

Оп (10) - доминанта общества. ОП (11) - зрелое противоречие природы и общества. Разрешение противоречия ОП революционным скачком, выходом на новый уровень к приоритету сознания: ОП (11) -Соп (100).

Соп (100) - доминанта сознания. СоП (101) - диалектика доминант сознания и природы. СОп (110) -диалектика доминант сознания и общества. СОП (111) - зрелое противоречие сознания, общества и природы.

Разрешение противоречия СОП революционным выходом на новый уровень - к доминанте духовной культуры: СОП - Дсоп.

Дсоп (1000) - приоритет духовной культуры. ДсоП (1001) - диалектика доминант духовной культуры и природы. ДсОп (1010) - диалектика духовной культуры и общества. ДсОП (1011) - диалектика духовной культуры, общества, природы. ДСоп (1100) - диалектика духовной культуры и сознания. ДСоП (1001) -диалектика духовной культуры, сознания и природы. ДСОп (1110) - диалектика духовной культуры, сознания и общества. ДСОП (1111) - зрелое противоречие доминант духовной культуры, сознания,

общества, природы. И т.д.

Модель абстракции диалектического диалога сознания и природы с выходами на новый уровень: Природа - Сознание - Природа' - Сознание' - и т.д. Диалектика сознания и общества, с абстрагированием от прочих составлявших: Общество - Сознание - Общество' - Сознание' - и т.д.

Прогресс духовной культуры и природы, когда духовная культура способствует выходу природы на новый уровень, а новый уровень природы выступает революционизирующим посредником для скачка в развитии духовной культуры: Природа - Духовная культура - Природа' - Духовная культура' - и т.д. Диалектика общества и духовной культуры с диалектическим отрицанием отрицания, с взятием ценного у отрицаемых элементов в эволюционно-революционном движении: Общество - Духовная культура -Общество' - Духовная культура' - и т.д. Роль критики, практики и т.п. не подчеркивается, подразумевается. Диалектика духовной культуры и сознания с выходами на новый уровень, абстрактно: Сознание - Духовная культура - Сознание' - Духовная культура' - и т.д.

Идеалистические модели могут принижать, игнорировать общественно-природный базис, переставлять начала, зацикливаться на сознательном, абсолютизируя, гипертрофированно возвеличивая роль сознания, и т.д. Вульгарный, не диалектический материализм тоже помогает искажать познание.

Модель сочетания составляющих сознания и духовной культуры:

Начальное отражение, чувства: Ощущения - Восприятие -

Более высокое, критически моделирующее сознание:

Представления (в т.ч. понятия) - Мышление (рассудок и разум) -

Начальная духовная культура, свойственная и самым примитивным обществам: Искусства - Мораль -

Более высокая духовная культура: Наука - Философия -

Составляющими духовной культур8 (и в религии, гипертрофирующе возвеличивающей, вплоть до сверхъестественного, какой-то момент развития) формируется идеология, способствующая, или препятствующая прогрессу, разрешению противоречий. Идеология субъектов развития мира, если даже она запрещена (как единая государственная идеология в статье 13 Конституции России) может выражаться в ключевых символах, образах и смыслах, связывающих прошлое и будущее, и другие диалектические понятия, категории.

Критическая рефлексия: например, философия сознания; философия искусства (к эстетике), философия морали (к этике); философия науки (помощь логике); диалектика в рефлексии к другим составляющим философии, и т.п. В полноценном развитии мало «философии ради философии», важна философия для эволюционно-революционного прогресса других элементов природы, общества, сознания и самой философии, с учетом систематизации категорий, диалектики личности и общества, и т.п. Общество в начальном витке:

Базис: Экономика1 - Социальная жизнь2 -

Надстройка: Политика4 - Право8 - и т.д.

Право, в т.ч. в возведённом в культ «правовом государстве» может быть вершиной, но здесь, в модели только одного витка. Если право не служит выходу на новый виток, на новый уровень других составляющих (общества, природы, сознания, духовной культуры), то имеет тормозящий прогресс характер. Важно с учетом относительности находить место и характер элементов, составляющих процесс развития в осуществлении сущности существования существа, и т.п., в т.ч. конкретно-исторически. Надстройка способствует выходу базиса на новый уровень, а новый уровень базиса влияет на прогресс надстройки, и т.д.

Человек как часть природы, ее антропная форма, возникает на базе физических, химических, биологических форм (уровней), и человек в историческом формационном развитии, познавая природу, преобразовывая способы производства, преобразовывает и предшествующие формы. Диалектика естественного и искусственного все более явна в эпоху НТР, новых материалов, ГМО, глобальных проблем экологии, войны и мира, социального, экономического, политического и прочего неравенства, ведущего к крайним противоречиям, требующим разрешения в мирном прогрессе, и т.д. Диалектически, обнаруженная

в прокоммунистическом Китае проблема коронавируса, с объявленной в 2020 году пандемией СОУГО-19, - это в чем-то продолжение через 19 лет трагедий 9/11 из глобалистких США, с движением после, в обоих случаях, к все большему всемирному учету и контролю, в т.ч. цифровизованному. От стихийных рыночных игр (даже в период монополий) ко все более плановому, диалектически осознанному единому планированию.

Диалектические диалогические схемы и диалектические формулы на основе двоичного счисления могут использоваться для моделирования развития, создания алгоритмов исследования, диалектического совершенствования искусственного интеллекта, творческого развития, для изучения в системе образования. Список использованной литературы:

1. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. В 3-х томах. Т. 2. М.: Мысль. 1971. 248 с.

2. Ленин В. И. Полн. собр. соч., 5-е изд. Т. 29. М.: Издательство Политической литературы, 1969. 783 с.

3. Мисюров Д. А. Моделирование развития с помощью диалектических формул на основе двоичного счисления. М.: МАКС Пресс, 2013. 352 с.

© Мисюров Д.А., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.