Научная статья на тему 'Символический аспект гардероба акторов культуры протеста в Латинской Америке'

Символический аспект гардероба акторов культуры протеста в Латинской Америке Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политическая символика одежды / стиль / культура протеста / Латинская Америка / political symbols of clothing / style / culture of protest / Latin America

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сова Оксана Николаевна

В статье рассмотрен символический аспект одежды субъектов протестной культуры в Латинской Америке. Одежда выступает как поверхность транслируемых ее носителем идей. Политическая культура Мексики, Колумбии, Венесуэлы, Боливии и Эквадора является ярким примером процесса политизации гардероба ее участников. Особенности гардероба позволяют выявить несколько стилей вестиментарных предпочтений латиноамериканских левых политиков и иных акторов культуры протеста. Кроме того, автор предлагает раскрыть причины обращения к этим стилям, подчеркнув тесную связь с такими явлениями, как традиции и культурная специфика региона, идеологические установки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Symbolic Aspect of Actors’ Clothing in Latin America Culture of Protest

The article considers symbolic aspect of Latin America protest culture subjects’ clothing. Clothes serves as a translator of its carriers’ ideas. Political culture за Mexico, Columbia, Bolivia and Ecuador as a bright example of its participants’ clothing politization process. Peculiarities of clothing allow to reveal several styles of vestimentary preferences of Latin-American left politicians and other culture of protest actors. Besides the author offers to disclose the reasons of applying to these styles having stressed closу ties with such phenomena as traditions and cultural specific peculiarities of the region and ideological directives.

Текст научной работы на тему «Символический аспект гардероба акторов культуры протеста в Латинской Америке»

УДК 008:687(8=6)

Оксана Николаевна Сова

кандидат культурологии, доцент

Благовещенский государственный педагогический университет, Благовещенск, Россия

E-mail: sovamur@mail.ru

СИМВОЛИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ГАРДЕРОБА АКТОРОВ КУЛЬТУРЫ ПРОТЕСТА В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ

В статье рассмотрен символический аспект одежды субъектов протестной культуры в Латинской Америке. Одежда выступает как поверхность транслируемых ее носителем идей. Политическая культура Мексики, Колумбии, Венесуэлы, Боливии и Эквадора является ярким примером процесса политизации гардероба ее участников. Особенности гардероба позволяют выявить несколько стилей вестиментарных предпочтений латиноамериканских левых политиков и иных акторов культуры протеста. Кроме того, автор предлагает раскрыть причины обращения к этим стилям, подчеркнув тесную связь с такими явлениями, как традиции и культурная специфика региона, идеологические установки.

Ключевые слова: политическая символика одежды, стиль, культура протеста, Латинская Америка

Для цитирования: Сова, О. Н. Символический аспект гардероба акторов культуры протеста в Латинской Америке / О. Н. Сова // Вестник культуры и искусств. — 2024. — № 3 (79). — С. 104-112.

Визуализация символико-информацион-ного содержания идеологических взглядов политических акторов происходит с помощью тщательного выбора ими своего гардероба. Предпочтение той или иной одежде и аксессуарам, которое отдают представители определенных политических сил, не только несет символическую нагрузку, но и выполняет коммуникационную, идеологическую и мобилизационную функции.

Одежда как прием политического воздействия относится к функциональной форме выражения культуры политического протеста, существующей наряду с духовно-практической и предметной формами. Исследований, посвященных этому вопросу, немного [1; 3-5], тем не менее, интерес представляет изучение этого феномена для лучшего понимания развития политической культуры.

Заметную роль выбор одежды играет в протестной культуре представителей левого

толка в странах Латинской Америки. На примере этих политических сил в конце XX — начале XXI вв., времени роста политической протестной активности, можно выявить предпосылки генезиса этого феномена, его содержание и значение для развития политической культуры некоторых латиноамериканских стран.

В ходе исследования этого вопроса обратимся как к официальным политическим левым силам, принимающим легальное участие в политической системе государства, так и неофициальным — партизанским организациям и их представителям. Географически будут охвачены Мексика, Колумбия, Венесуэла, Боливия и Эквадор, в которых представители левых сил достаточно ярко транслируют политические символы, запечатленные в их гардеробе. Предметом исследования является стиль одежды субъектов протестной культуры перечисленных стран. В качестве методов ис-

104

следования используются сравнительно-исторический метод, позволяющий выявить причины и специфику стилевых предпочтений в одежде изучаемых субъектов, а также метод политической герменевтики, с помощью которого можно расшифровать политический текст, заключенный во внешнем проявлении протеста — одежде.

Известно, что пиджачный костюм выступает основой делового стиля, отличаясь всеобщностью в географическом, социальном, гендер-ном и политическом плане. Строгие брюки и пиджак на рубеже Х1Х-ХХ вв. в политической среде стали противопоставлением аристократическому происхождению власти, демонстрируя социально ориентированный и публичный характер. В XXI в. нарушение уже ставшего привычным для мужчин-политиков стиля рассматривается как нонсенс или знак протеста. В то же время вестиментарный конформизм оказывает меньшее влияние на дресс-код левых представителей латиноамериканских стран.

Одежда выступает «оптимальной поверхностью протеста, концентрируя на себе про-тестный текст, связанный с демонстрацией национальной и этнической идентичности, а также многочисленных идентичностей субкультур. Используются трафареты, маркирующие владельца одежды с определенной политической и этнической идентичностью» [5]. Обратившись к визуальному контенту, можно говорить о существовании нескольких стилей в гардеробе, подвергшемся политизации, исходя из убеждений представителей латиноамериканской протестной культуры. Можно отметить несколько стилей, условные названия которых демонстрируют сущностные характеристики одежды каждого из них:

• милитаристский (отражает традиции борьбы за независимость, а также такие феномены, как касикизм, кауди-льизм, мачизм, виоленсия, герилья);

• республиканский (феномен болива-ризма, республиканские традиции, обращение к цветовой гамме государственных флагов — национальным символам);

• спортивный (характерен для феномена чавесизма в Венесуэле);

• этнический (обращение к дискурсу индеанизма — подчеркивание связи с индейской идентичностью);

• идеологический (связан с атрибутикой и символикой левых взглядов таких учений, как социализм, коммунизм, марксизм, маоизм, геваризм, теология освобождения);

• латиноамериканский (отражает идею единства и солидарности данного региона).

Зачастую стили сочетаются при доминировании какого-то одного или акцентировании внимания на нем.

Милитаристский стиль в одежде обусловлен сложившимися традициями в латиноамериканском регионе. Армии сыграли решающую роль в обретении независимости странами Латинской Америки в начале XIX в., а также в формировании политической культуры в последующие десятилетия. В сознании латиноамериканцев армия является наследницей борьбы за освобождение [9]. Фактор военных в политической и других областях жизни латиноамериканских стран остается весомым и в наши дни. Многие политики — это представители вооруженных сил. Армии принимают активное участие в поддержании существующей власти в государствах этого региона, а также вмешиваются в управление государством. Таким образом, армейские традиции оказывают существенное воздействие на политическую культуру, став неотъемлемой частью местной культуры. Этим объясняется существование феномена герильи на протяжении последних веков и действующих повстанческих организаций, претендующих на роль политических акторов.

Для многих политиков военный стиль политического гардероба связан с демонстрацией потребности в решительных действиях, в т. ч. для достижения революционных задач. Военная форма зеленого цвета в сочетании с красным беретом стал визитной карточкой венесуэльского президента Уго Чавеса [14]. С одной стороны, он демонстрировал свою профессиональную принадлежность, являясь офицером армии, с другой стороны, показывал поддержку вооруженных сил в проведении

105

им политического курса в Венесуэле в 19992013 гг. Символически такой стиль в одежде отражал значимость армии в культуре страны, а также патриотические традиции и региональную специфику, указывал на революционный характер политических преобразований.

Нужно помнить и о таких явлениях, как каудильизм (исп. caudillo — предводитель), феномен большой значимости политических лидеров в регионе, государстве; касикизм (исп. cacique), явление, связанное с вождизмом и заметным влиянием политиков в отдельных областях страны. Кроме того, нельзя забывать о сохранившейся в определенных социальных слоях населения региона склонности к принятию мачизма, мужского превосходства. Феномены герильи (партизанской войны) и виоленсии (насилия), отождествляющиеся с военной силой, характерны прежде всего для Колумбии. Все эти явления формируют у местных жителей благосклонное восприятие человека в военной форме, отождествляемого с силой, лидерством, стойкостью, порождаемого своего рода поклонение перед превосходством такого человека в силу его почитания или страха перед его мужскими качествами.

Милитаристский стиль характерен прежде всего для партизан. Это связано с их образом жизни и деятельностью, отражает патриотические традиции и роль армии в странах латиноамериканского региона. Практически все повстанческие организации левого толка в своих официальных названиях содержат слова «армия», «вооруженные силы», отражая специфику и роль армейских сил в истории и культуре своей родины. Обратимся к типичной одежде современных колумбийских и мексиканских партизан.

В Колумбии на сегодняшний день существуют две леворадикальные партизанские организации, выделяющиеся своей более чем полувековой историей борьбы с государственной властью. Это «Революционные Вооруженные Силы — Армия Народа» (исп. Fuerzas Armadas Revolucionarias de Colombia — Ejército del Pueblo, FARC-EP) и «Армия Национального Освобождения» (исп. Ejército de Liberación Nacional, ELN) [2].

С точки зрения функциональной нагрузки вполне объяснима форма участников колумбийской герильи. Новобранцы в рядах FARC-EP получают два комплекта униформы (обычная солдатская форма), пару резиновых сапог и автомат. Это обмундирование становится повседневной и «парадной» одеждой бойца-партизана. Военную форму фарковцев отличает трехцветный рукав (желтый, синий и красный — цвета национального флага), а также шеврон. Партизаны ELN тоже носят военную форму с красно-черной нашивкой на левом рукаве с аббревиатурой их организации, дополняя зачастую свой образ черной маской и черным беретом с изображением портрета Че Гевары.

Нашивки на солдатской форме являются копией флагов двух партизанских организаций. Флаг FARC-EP повторяет собой флаг Колумбии, но дополняется изображением книги и перекрещенных ружей как главных спутников партизан. В символическом плане эти знаки обозначают вооруженную борьбу, которая должна сочетаться с постоянным самообразованием повстанца.

Флаг ELN, второй по численности вооруженной повстанческой группировки в Колумбии, красно-черного цвета с аббревиатурой названия повстанческой организации. Красный символизирует собой свободу и кровь, пролитую за освобождение и революцию, а черный — цвет траура в честь погибших в борьбе за освобождение от эксплуатации и угнетения. Кроме того, красный и черный цвета характерны для символики многих революционеров мира, что позволяет партизанам ELN засвидетельствовать свою интернационалистическую позицию. Белый цвет букв символизирует стремление к миру [12]. Как правило, лица участников ELN наполовину скрыты платками — мини-копиями их флага.

Тем самым символика военной формы партизан подчеркивает их принадлежность к особой субкультуре. В то же время включение в атрибуты костюма партизан государственных символов (цвета колумбийского флага в нашивках к военной форме фарковцев) демонстрирует общность интересов повстанцев с интересами колумбийской нации, частью которой

106

они являются, и их готовность действовать на благо общества. Члены ELN предпочли акцентировать внимание на революционной символике.

Одежда мексиканских партизан из «Са-патистской Армии Национального Освобождения» (исп. Ejército Zapatista de Liberación Nacional, EZLN) похожа на костюмы колумбийских повстанцев, это военная форма, но стиль сапатистов имеет свою специфику. Появляясь на публике, сапатисты скрывают свои лица под масками. Изначально использовавшиеся в целях безопасности, маски превратились со временем в символ сапатистского движения. Черная маска дополняется красным платком и сомбреро. Можно встретить следующую комбинацию этих предметов на одном человеке: только черная маска, закрывающая все лицо (с прорезями для глаз и рта); только цветной платок (чаще красного цвета), прикрывающий часть лица ниже глаз; сочетание черной маски на лице и красного платка на шее; сочетание черной маски на лице, красного платка на шее и сомбреро (другой вариант: армейской кепки) на голове.

Солидарные с EZLN люди также надевают во время общественных мероприятий маски или платки, закрывающие большую часть лица. У членов EZLN сложилась традиция одевать на статуи героев независимости черные балаклавы во время акций протеста, как, например, во время массовых демонстраций 8 июня 2023 г. в мексиканских городах в знак протеста против усиления насилия со стороны полувоенных формирований [16]. Так узнаваемые символы сапатистов на значимых культурных объектах получают сакральный смысл, призывая мексиканцев к солидарности.

Как объясняют сами сапатисты, черный цвет масок ассоциируется у них с цветом земли, являющейся частью их самобытной культуры, сохранения общинной организации и некоторой автономии. Вышесказанное позволяет выделить ключевые аспекты в стиле одежды сапатистов: черная маска — один из многих, связанный с землей; военная форма — боец, солдат, продолжатель традиций освободительной борьбы (как и у повстанцев FARC-EP и ELN); красный платок — цвет революции;

сомбреро — национальная идентичность [7]. Сочетание тех или иных атрибутов акцентирует внимание на отдельных символических аспектах борьбы индейцев. О национальной идентичности колумбийских партизан говорит трехцветный рукав на их военной форме, что подчеркивает их борьбу за благо для всего народа.

Визуальный эффект одинаковости в одежде представителей протестной культуры является эффективным средством оппозиции власти [5]. Пример массовых акций сапатистов и их сторонников, придерживающихся одного стиля в одежде, актуален в этом смысле, достигая поставленной задачи.

В итоге можно подчеркнуть важность милитаристского стиля в политическом гардеробе акторов протестной культуры, опирающейся на культурно-исторические традиции региона.

Спортивный стиль характерен для феномена чавесизма и его представителей. В преклонном возрасте спортивный костюм на официальных мероприятиях предпочитал носить Ф. Кастро. Венесуэльский президент У. Чавес не раз говорил, что «его мечта — играть в бейсбол». Этим объясняется его выбор одежды во время официальных визитов по стране. Его сторонники вслед за ним самим постоянно надевали красные рубашки и бейсболки, чтобы продемонстрировать свою принадлежность к лагерю Чавеса. Также У. Чавес зачастую появлялся в спортивном костюме в цветовой гамме, идентичной цветам национального флага. Подражая У. Чавесу и следуя заложенным им политическим традициям, действующий президент Венесуэлы Н. Мадуро зачастую предпочитает подобный спортивный костюм официальному пиджаку [15].

Отрицание вестернизированной одежной традиции характерно для представительных институтов в полиэтнических сообществах. Обоснованием этой позиции является политика мультикультурализма и желание сохранить право на самовыражение представителя каждого этноса в многонациональных государствах или ориентация на национальные традиции [1]. Обращение к этническому стилю латиноамериканских политиков объясняется индейскими корнями наций региона и апеллирование

107

к латиноамериканским культурным традициям. Ярким примером следования этому стилю является политическая деятельность Эво Мора-леса в Боливии. Во время своего первого мирового турне после избрания президентом этого государства Э. Моралес (аймара по происхождению) на официальных приемах появлялся в полосатом красно-синем свитере из шерсти альпаки. Нарушая официальный этикет в плане выбора одежды для подобного рода мероприятий, президент демонстрировал специфику своего происхождения, жизни и особенности хозяйственного и культурного уклада своей родины. Альпака — типичное животное, выращиваемое индейцами, ее шерсть используется в изготовлении одежды. К тому же, альпаки питаются листьями коки, в чем корреспонденты усмотрели связь с обстоятельствами жизни Э. Моралеса — в прошлом он занимался выращиванием коки. Если в других странах появление этого политического руководителя в свитере на официальных мероприятиях трактовалось неоднозначно, то боливийцами это не воспринималось как нарушение норм протокола, а скорее символизировало близость лидера к народу и почитание своих этнических корней. Полосатый свитер стал новым символом свободы Южной Америки и воплощением политического девиза боливийского президента: «Свобода быть таким, какой ты есть».

Специально для инаугурации президента местный дизайнер Беатрис Канедо Патиньо разработала свитер-пиджак с этническим орнаментом, который стал повседневной рабочей одеждой Э. Моралеса. Путешествуя по стране с рабочими визитами, боливийский президент надевал пончо и вязаные шапочки с наушниками — лючо (у кечуанов называются чульо), а свитер, находясь за границей [8; 17]. Использование этнических элементов в одежде, как и сама национальная одежда, подчеркивали протест против нивелирования этнических культур в процессе глобализации и подражании вестернизированной или даже американизированной культуре — в разрез с политическими трендами.

В 2013 г. во время встречи с королем Испании на Э. Моралесе был надет костюм цвета морской волны с элементами агуайо на груди,

вороте и карманах. Агуайо — сделанная вручную ткань, широко используемая женщинами перуанской и боливийской части плато Анд. Под пиджаком президента Боливии была белая рубашка без ворота и с синей вышивкой [13]. Политический гардероб Э. Моралеса и акцент на этнической составляющей в выборе одежды сыграл свою важную роль в формировании политического облика лидера, транслируя приверженность мультикультурности мира.

Экс-президент Эквадора Рафаэль Корреа (2007-2017 гг.) отличался своими фирменными рубашками, расшитыми индейскими узорами, которые символизировали единство лидера с народом. Одну из них Р. Корреа подарил кубинскому музею крестьянской одежды во время своего визита на «Остров Свободы». На официальных встречах с лидерами других государств он, как правило, отступал от дипломатического этикета, отказываясь от галстука, который не сочетался с воротниками-стойками его рубашек [6].

Р. Корреа предпочитал носить национальные рубашки, вышитые вручную, и при всяком удобном случае отказывался от галстуков, доставлявших ему дискомфорт. Таким образом, он подчеркивал любовь к народному ремеслу. К тому же, используя в своем гардеробе нетрадиционную одежду, политики могут получить дополнительные шансы для собственной политической легитимации [5].

Одежда и ее символика позволяет раскрыть специфику субкультуры, которую не всегда возможно воссоздать по иным элементам культуры. Одежда является зрительным языком, позволяющим узнать о человеке раньше, чем прозвучит слово о нем. Большое значение играет принадлежность к определенной общности людей, которым знакомы символы и знаки, характерные для их культуры. Для стран латиноамериканского региона характерна тесная культурно-историческая взаимосвязь и множество других факторов, связывающих их. Это находит выражение в общем стиле политического гардероба для левых политиков. Можно говорить о латиноамериканском стиле, отражающем идею региональной принадлежности.

Этот стиль в гардеробе политиков «говорит» о солидарности и стремлении к объедине-

108

нию стран региона. Своеобразным подходом к официальному гардеробу славится венесуэльский президент Н. Мадуро. Например, в прессе упоминается соломенная шляпа, которую Ма-дуро сочетал со своими густыми усами, спортивным костюмом и гуаяберас (рубашками навыпуск, часто с короткими рукавами) [11]. Эти одежду и аксессуары можно рассматривать как культурный текст с зашифрованными политическими символами. В соломенной шляпе в форме гнезда с маленькой птичкой Н. Мадуро появился на одном из митингов в ходе своей предвыборной кампании 2013 г. и пояснил, что шляпа напоминает головной убор вьетнамских солдат из армии Хо Ши Мина. Глубокое уважение к «дедушке Хо», коммунисту и борцу за независимость Вьетнама, не может не вызывать симпатии и солидарности со стороны венесуэльцев.

Много символов относилось к предыдущему лидеру государства — У. Чавесу: птица на шляпе (по словам Мадуро, Чавес явился к нему во сне в виде птицы), спортивный костюм с цветами национального флага (впервые стал использовать на официальных мероприятиях У. Чавес). Гуябера еще в 2010 г. была провозглашена на Кубе официальной дипломатической одеждой вместо костюмов и смокингов. Практика ее неофициального использования имеет уже давнюю традицию. В настоящее время кубинскую национальную рубашку предпочитают носить жители Мексики, Карибского бассейна и Центральноамериканских стран. Гуябера символизирует солидарность латиноамериканцев в борьбе за независимость и единство государств. Таким образом, гардероб Н. Мадуро символизирует собой идеи социализма, борьбы, независимости, чавесизма, верности идеи единства латиноамериканцев.

Позитивное восприятие образа политического деятеля левого толка в Латинской Америке, в отличие от общепринятых норм протокола, формируется стремлением быть ближе к народу, опираясь на культурно-исторические традиции. В результате происходит своеобразная демократизация официальных встреч.

Республиканский стиль характеризуют элементы одежды, вызывающие ассоциации с лидерами эпохи борьбы за независимость

и становления самостоятельных государств в Латинской Америке в XIX веке. В издании «La razón» внимание было обращено не на вставки агуайо в костюме президента Э. Моралеса, а на воротники его рубашки и пиджака. Они имели много общего с воротниками первых президентов Боливии, таких как Симон Боливар, Антонио Хосе де Сукре, маршал де Сепита. Таким образом, было акцентировано внимание на преемственности с частью республиканского прошлого [10].

Также к республиканскому стилю относятся национальные символы, связанные с официальными символами государства — гербом и флагом. Ранее уже упоминалось, что леворадикальные колумбийские партизаны используют нашивки с цветами государственного флага или венесуэльские политические лидеры (У. Чавес, Н. Мадуро) предпочитали спортивные костюмы в цветовой гамме национального флага.

Национальные символы в политической культуре способствуют легитимации или де-легитимации власти (в зависимости от задач, которые стоят перед протестными культурами), а также они обеспечивают единое коммуникативное пространство и взаимодействие акторов политической системы, обеспечивают политическую мобилизацию. Это обусловлено свойствами этих символов — высокой узнаваемостью, широтой распространения и сакральным характером [4]. Апелляция к национальным символам демонстрирует общность истории и политической культуры представителей разных политических лагерей и электората.

Идеологический стиль отражает преемственность политики левых радикалов с марксистско-ленинскими, маоистскими и другими идеями этого спектра. Поэтому красный цвет в гардеробе левых политиков — часто встречаемое явление. Как правило, этот стиль переплетается с другими.

В качестве выводов можно отметить, что нарушение вестиментарного кода левыми политиками в отдельных странах Латинской Америки имеет несколько оснований. Во-первых, корни этого явления нужно искать в культурно-исторических событиях и традициях

109

региона, к которым активно апеллируют участники политических процессов. Во-вторых, это отражает их идейные установки, подчеркивая связь и конкретными идеологическими теориями. В-третьих, это указание на уникальность и значимость этнического фактора в противовес вестернизированной одежной традиции и даже ее отрицание в целях укрепления национальной духовности и ориентированности [1]. В-четвертых, это отвечает стилю новой эпохи — времени постмодерна. Как пишет И. К. Кирьянов, «нарушение парламентского дресс-кода, с одной стороны, символически демонстрирует ценностный конфликт в политической сфере на стыке мо-

дерна и постмодерна, а с другой, позволяет расшифровать логику, этику и эстетику постсовременной эпохи» [3].

Создавая определенный гардероб или манипулируя особым образом своей одеждой, представители протестной культуры транслируют свои идеи обществу, привносят изменения в ценностное восприятие людьми окружающего мира и формируют у них новые поведенческие реакции. Это влияет на распространение культуры протеста и воздействует на доминирующую политическую культуру, которая вынуждена изменяться или искать новые способы реагирования на внешнее воздействие других ценностных установок.

Список литературы

1. Визуализация политического: феномены, смыслы, потенциал / под ред. И. К. Кирьянова, К. В. Киселева, В. С. Ковина. - Пермь : Изд-во ПФИЦ УрО РАН, 2019. - 234 с.

2. История Колумбии с древнейших времен до начала XXI века / Институт всеобщей истории РАН ; отв. ред. А. А. Щелчков, З. В. Ивановский. — Москва : Наука, 2022. — 740 с.

3. Кирьянов, И. К. Пиджак в парламенте: испытание постмодерном / И. К. Кирьянов // Вестник Пермского университета. Политология. — 2018. — № 2. — С. 147-155.

4. Клещенко, Л. Л. Роль национальных символов в политических протестах: случай Мексики // Политика и общество. — 2021. — № 2. — С. 1-7. — URL: https://nbpublish.com/ Hbrary_read_artide.php?id=36973 (дата обращения: 14.07.2024).

5. Скиперских, А. В. Политизация гардероба: одежда бунтующего человека как поверхность протеста / А. В. Скиперских // Философия культуры. — 2015. — № 3. — С. 430-437.

6. Смирнов, Д. Путин принял президента Эквадора в «героическом городе» / Д. Смирнов. — URL: https://www.kp.ru/daily/26151/3040758 (дата обращения: 13.07.2024).

7. Субкоманданте Маркус. Четвертая мировая война / Субкоманданте Маркус ; сост. и пер. О. Ясинский. — Екатеринбург : Ультра. Культура, 2005. — 695 с.

8. Ширяев, А. Ближе к телу вышиванки и шапки-пирожки: что носят лидеры стран третьего мира / А. Ширяев. — URL: https://lenta.ru/articles/2018/05/18/presidentsuit (дата обращения: 10.07.2024).

9. Шульговский, А. Ф. Армия и политика в Латинской Америке / А. Ф. Шульговский. — Москва : Наука, 1979. — 566 с.

10. Agramont, R. A. Los trajes de Evo, la sonrisa de Samuel y la barba de Juan / R. A. Agramont // La Razón. — URL: http://www.la-razon.com/suplementos/animal_politico/trajes-Evo-sonri-sa-SamuelJuan_0_2103989646.html (дата обращения: 11.06.2020).

11. Arrizabalaga, M. Del rap de Maduro al pajarito de Chávez y maldición de Macarapana / M. Arrizabalaga. — URL: http://www.abc.es/internacional/20130413/abci-maduropajari-to-chavez-maldicion-201304111252.html (дата обращения: 13.07.2024).

12. Ejército de Liberación Nacional, ELN. — URL: https://insurgenciaurbana-eln.net/eln/ (дата обращения: 11.07.2024).

110

13. Evo Morales aparca sus críticas y visita al Rey en La Zarzuela muy sonriente. — URL: https:// www.finanzas.com/hemeroteca/evo-morales-aparca-sus-criticas-y-visita-al-rey-en-la-zarzuela-muy-sonriente_13804400_102.html (дата обращения: 13.07.2024).

14. Gott, R. Hugo Chávez and the Bolivarian Revolution / R. Gott. — London ; New York : Verso, 2005. — 315 p.

15. Los resultados de las ellecciones presidenciales en Venezuela 2024, en imágenes. — URL: https://elpais.com/america/2024-07-29/los-resultados-de-las-elecciones-presidenciales-en-ven-ezuela-2024-en-imagenes.html (дата обращения: 29.07.2024).

16. Santos Cid, A. El zapatismo vuelve a las calles de Ciudad de México para exigir el «alto a la guerra» en Chiapas / A. Santos Cid. — URL: https://elpais.com/mexico/2023-06-09/el-zap-atismo-vuelve-a-las-calles-de-ciudad-de-mexico-para-exigir-el-alto-a-la-guerra-en-chiapas. html (дата обращения: 12.07.2024).

17. Torrontegui, J. La chompa y el protocolo del altiplano. El jersey que vistió Evo Morales en su visita a España representa un gesto de sencillez / J. Torrontegui. — URL: https://elpais. com/diario/2006/01/08/agenda/1136674801_850215.html (дата обращения: 12.07.2024).

Получено 24.07.2024

Oksana N. Sova

Candidate of Culturology,

Associate Professor

Blagoveshchensk State

Pedagogical University,

Blagoveshchensk, Russia

E-mail: sovamur@mail.ru

Symbolic Aspect of Actors' Clothing in Latin America Culture of Protest

The article considers symbolic aspect of Latin America protest culture subjects' clothing. Clothes serves as a translator of its carriers' ideas. Political culture за Mexico, Columbia, Bolivia and Ecuador as a bright example of its participants' clothing politization process. Peculiarities of clothing allow to reveal several styles of vestimentary preferences of Latin-American left politicians and other culture of protest actors. Besides the author offers to disclose the reasons of applying to these styles having stressed closy ties with such phenomena as traditions and cultural specific peculiarities of the region and ideological directives.

Keywords: political symbols of clothing, style, culture of protest, Latin America

For citing: Sova O. N. 2024. Symbolic Aspect of Actors' Clothing in Latin America Culture of Protest. Vestnik kul'tury i iskusstv [Culture and Arts Herald]. No 3 (79): 104-112. (In Russ.).

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Vizualizatsiya politicheskogo: fenomeny, smysly, potensial [Visualization of the political: phenomena, meanings, potential]. 2019. Perm: Publishing House PFITs Ural Branch of the Russian Academy of Sciences. 234 p. (In Russ.).

2. Istoriya Kolumbii s drevneyshikh vremen do nachala XXI veka. [History of Colombia from ancient times to the beginning of the 21st century]. 2022. Moscow: Nauka. 740 p. (In Russ.).

3. Kiryanov I. K. 2018. Jacket in parliament: a postmodern test. Vestnik Permskogo universiteta. Politologiya [Bulletin of Perm University. Political science]. No 2: 147-155. (In Russ.).

111

4. KLeshchenko L. L. 2021. The roLe of national symbols in political protests: the case of Mexico. Politika i obshchestvo [Politics and Society]. No 2: 1-7. Available from: https://nbpublish.com/ Library_read_article.php?id=36973 (accessed: 14.07.2024). (In Russ.).

5. Skiperskikh A. V. 2015. Politicization of the wardrobe: the clothes of a rebellious person as a surface of protest. Filosofiya kul'tury [Philosophy of culture]. No 3: 430-437. (In Russ.).

6. Smirnov D. Putin received the President of Ecuador in the "heroic city". Available from: https:// www.kp.ru/daily/26151/3040758 (accessed: 13.07.2024). (In Russ.).

7. Subkomandante Markos. Chetvertaya mirovaya voyna. 2005. [Subcomandante Marcos. The Fourth World War]. Ekaterinburg: Ultra. Culture. 695 p. (In Russ.).

8. Shiryaev A. Closer to the body, embroidered shirts and pie hats: what leaders of third world countries wear. Available from: https://lenta.ru/articles/2018/05/18/presidentsuit/ (accessed: 07.10.2024). (In Russ.).

9. Shulgovsky A. F. 1979. Armiya I politika v Latinskoy Amerike [Army and politics in Latin America]. Moscow: Nauka. 566 p. (In Russ.).

10. Agramon R. A. Evo's suits, Samuel's smile and Juan's beard // La Razón (10.08.2014). Available from: http://www.La-razon.com/supLementos/animaL_politico/trajes-Evo-sonrisa-SamueL-Juan_0_2103989646.html (accessed: 11.06.2020). (In Spanish).

11. Arrizabalaga M. From Maduro's rap to Chávez's bird and Macarapana's curse (13.04.13). Available from: http://www.abc.es/internacional/20130413/abci-maduropajarito-chavez-maL-dicion-201304111252. html (accessed: 13.07.2024). (In Spanish).

12. National Liberation Army, ELN. Available from: https://insurgenciaurbana-eLn.net/eln/ (accessed: 11.07.2024). (In Spanish).

13. Evo Morales puts aside his criticism and visits the King in La Zarzuela, very smiling. Available from: https://www.finanzas.com/hemeroteca/evo-morales-aparca-sus-criticas-y-visita-al-rey-en-la-zarzuela-muy-sonriente_13804400_102.html (accessed: 13.07.2024). (In Spanish).

14. Gott R. 2005. Hugo Chávez and the Bolivarian Revolution. London — New York: Verso. 315 p.

15. The results of the presidential elections in Venezuela 2024, in images. Available from: https://elpais. com/america/2024-07-29/los-resultados-de-Las-eLecciones-presidenciaLes-en-venezuela-2024-en-im-agenes.html (accessed: 29.07.2024). (In Spanish).

16. Santos Cid A. Zapatismo returns to the streets of Mexico City to demand an «stop to the war» in Chiapas. Available from: https://elpais.com/mexico/2023-06-09/eL-zapatismo-vueLve-a-las-caLLes-de-ciudad-de-mexico-para-exigir-eL-alto-a-La-guerra-en-chiapas.html (accessed: 12.07.2024). (In Spanish).

17. Torrontegui J. The sweater and the protocol of the highlands. The jersey that Evo Morales wore during his visit to Spain represents a gesture of simplicity. Available from: https://elpais.com/ diario/2006/01/08/agenda/1136674801_850215.html (accessed: 12.07.2024). (In Spanish).

Received 24.07.2024

112

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.