Научная статья на тему 'СИМВОЛИЧЕСКИЙ АКЦЕНТ В КУЛЬТУРНОМ ЛАНДШАФТЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ГОРОДА: МОНУМЕНТ "ДРУЖБА" В МАЙКОПЕ'

СИМВОЛИЧЕСКИЙ АКЦЕНТ В КУЛЬТУРНОМ ЛАНДШАФТЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ГОРОДА: МОНУМЕНТ "ДРУЖБА" В МАЙКОПЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
416
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЙКОП / МОНУМЕНТ "ДРУЖБА" / МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ИСТОРИЧЕСКИЙ ГОРОД / СИМВОЛ / КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ / MAIKOP / MONUMENT "FRIENDSHIP" / MONUMENTAL POLITICS / HISTORICAL CITY / SYMBOL / CULTURAL LANDSCAPE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бондарь Виталий Вячеславович

В статье рассматриваются обстоятельства возникновения и бытования выдающегося произведения искусства - монументальной архитектурно-скульптурной композиции «Дружба» в Майкопе, созданного по проекту видного советского скульптора, мастера социалистического реализма М.Г. Манизера и известного архитектора И.Е. Рожина, при участии скульптора О.М. Манизера. Анализируется связанный с «добровольным вхождением» Адыгеи в состав Русского государства идейно-художественный замысел монумента как символа дружбы народов, являющегося одним из базовых понятий государственной идеологии Советского Союза и выступающего в качестве проявления монументальной политики государства. Выявляются характеристики пространственной ситуации и контекста монументально-скульптурной композиции, обстоятельства создания площади Дружбы и сквера и их архитектурного окружения, роль созданного силами адыгейских архитекторов и инженеров градостроительного акцента в пространстве имеющего статус исторического поселения города Майкопа и его современном культурном ландшафте. В качестве выводов констатируется факт трансформации социально-культурных функций монумента «Дружба» в части идеологического назначения и при этом - сохранения художественных и исторических ценностных характеристик произведения. Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Южного филиала ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева» по теме «Монументальная политика как инструмент сохранения культурной памяти».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYMBOLIC EMPHASIS IN THE CULTURAL LANDSCAPE OF HISTORIC CITY: THE MONUMENT “FRIENDSHIP” IN MAIKOP

The article examines the circumstances of the emergence and existence of an outstanding work of art - the monumental architectural and sculptural composition "Friendship" in Maikop, created upon the project of a prominent Soviet sculptor, master of socialist realism M.G. Manizer and famous architect I.E. Rozhin, with the participation of the sculptor O M. Manizer. The author analyzes the ideological and artistic concept of the monument as a symbol of friendship of peoples, associated with the official myth of the "voluntary entry" of Adyghea into the Russian state - one of the main concepts of the Soviet Union state ideology, and as a manifestation of the state monumental policy. The publication reveals characteristics of a spatial situation and a context of monumental and sculptural composition, a circumstance of creation of Friendship Square and the mini-park and their architectural environment, a role of town-planning accent in space of the settlement of the city of Maikop having the status of historical and in its modern cultural landscape, created by forces of the Adyghe architects and engineers. As conclusions, the fact is stated of transforming the socio-cultural functions of the Friendship monument in terms of ideological purpose and at the same time preserving the artistic and historical value characteristics of the work. The article was prepared as part of state task to the Southern Branch of D.S. Likhachev Russian Research Institute of Cultural and Natural Heritage on the topic "Monumental policy as a tool for preserving cultural memory".

Текст научной работы на тему «СИМВОЛИЧЕСКИЙ АКЦЕНТ В КУЛЬТУРНОМ ЛАНДШАФТЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ГОРОДА: МОНУМЕНТ "ДРУЖБА" В МАЙКОПЕ»

УДК 712+730 ББК 85.118 Б 81

В.В. Бондарь,

кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Южного филиала Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва, г. Краснодар, тел.: +78612682298, + 79531050339, e-mail: [email protected], [email protected]

СИМВОЛИЧЕСКИЙ АКЦЕНТ В КУЛЬТУРНОМ ЛАНДШАФТЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ГОРОДА: МОНУМЕНТ «ДРУЖБА» В МАЙКОПЕ

(Рецензирована)

Аннотация. В статье рассматриваются обстоятельства возникновения и бытования выдающегося произведения искусства - монументальной архитектурно-скульптурной композиции «Дружба» в Майкопе, созданного по проекту видного советского скульптора, мастера социалистического реализма М.Г. Манизера и известного архитектора И.Е. Рожина, при участии скульптора О.М. Манизера. Анализируется связанный с «добровольным вхождением» Адыгеи в состав Русского государства идейно-художественный замысел монумента как символа дружбы народов, являющегося одним из базовых понятий государственной идеологии Советского Союза и выступающего в качестве проявления монументальной политики государства. Выявляются характеристики пространственной ситуации и контекста монументально-скульптурной композиции, обстоятельства создания площади Дружбы и сквера и их архитектурного окружения, роль созданного силами адыгейских архитекторов и инженеров градостроительного акцента в пространстве имеющего статус исторического поселения города Майкопа и его современном культурном ландшафте. В качестве выводов констатируется факт трансформации социально-культурных функций монумента «Дружба» в части идеологического назначения и при этом - сохранения художественных и исторических ценностных характеристик произведения.

Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Южного филиала ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева» по теме «Монументальная политика как инструмент сохранения культурной памяти».

Ключевые слова: Майкоп, монумент «Дружба», монументальная политика, исторический город, символ, культурный ландшафт.

V.V. Bondar,

candidate of Historical Sciences, Leading Researcher, Southern Branch, D.S. Likhachev Russian Research Institute of Cultural and Natural Heritage, Krasnodar, ph.: +78612682298, 79531050339, e-mail: [email protected]; [email protected]

SYMBOLIC EMPHASIS IN THE CULTURAL

LANDSCAPE OF HISTORIC CITY: THE MONUMENT "FRIENDSHIP" IN MAIKOP

Abstract. The article examines the circumstances of the emergence and existence of an outstanding work of art - the monumental architectural and sculptural composition «Friendship» in Maikop, created upon the project of a prominent Soviet sculptor, master of socialist realism M.G. Manizer and famous architect I.E. Rozhin, with the participation of the sculptor O M. Manizer. The author analyzes the ideological and artistic concept of the monument as a symbol of friendship of peoples, associated with the official myth of the «voluntary entry» of Adyghea into the Russian state -one of the main concepts of the Soviet Union state ideology, and as a manifestation of the state monumental policy. The publication reveals characteristics of a spatial situation and a context of monumental and sculptural composition, a circumstance of creation of Friendship Square and the mini-park and their architectural environment, a role of town-planning accent in space of the settlement of the city of Maikop having the status of historical and in its modern cultural landscape, created by forces of the Adyghe architects and engineers. As conclusions, the fact is stated of transforming the socio-cultural functions of the Friendship monument in terms of ideological purpose and at the same time preserving the artistic and historical value characteristics of the work.

The article was prepared as part of state task to the Southern Branch of D.S. Likhachev Russian Research Institute of Cultural and Natural Heritage on the topic «Monumental policy as a tool for preserving cultural memory».

Keywords: Maikop, monument «Friendship», monumental politics, historical city, symbol, cultural landscape.

Памятник «Дружба» в Майкопе - яркое проявление советской монументальной политики, воплощавшей, в соответствии с идеологической доктриной государства, намеренно мифологизированные представления об историческом прошлом страны. В случае с майкопским монументом речь идёт о факте добровольного вхождения адыгских земель в состав русского государства в эпоху Ивана Грозного [1; 83-84], [2; 29-32], [3; 24-27].

В основу этого утверждения были положены реальные исторические события - три посольства владетельных князей в Москву, в 1552, 1555 и 1557 годах, с целью получения военной помощи русского царя в борьбе адыгов с крымскими татарами и ка-зикумухским шамхалом и просьбой о принятии их в подданство [4; 332333]. На сегодняшний день нет никаких сомнений в том, что в XVI веке речи о присоединении территорий Северо-Западного Кавказа к России быть не могло, поскольку у Русского государства с землями адыгов не было даже общей границы. И если Кабарда хотя бы условно находилась в «зоне русского (российского)

влияния», то западно-адыгские правители, напротив, с конца XVI до последней четверти XVIII столетий были вассалами крымского хана и опосредовано - турецкого султана [5; 326]. Разумеется, никакого отношения в этот период к Русскому государству, превратившемуся позже в Российскую империю, историческая территория Черкесии не имела. Фактическое вхождение адыгских земель в состав империи произошло в результате продолжительной Кавказской войны [6; 88-104], [7; 125, 131-132].

В советскую эпоху миф о «добровольном вхождении» Адыгеи в состав России на официальном уровне сомнению не подвергался и даже имел обоснование, базировавшееся на упрощенной интерпретации исторической действительности. Именно с таких позиций рассматривалось намеченное на 1957 г. празднование 400-летия присоединения Адыгеи к России и 40-летия Октябрьской революции, главным событием которого должно было стать открытие в столице Адыгейской автономной области памятника, олицетворяющего дружеские отношения русских

и адыгов. Для этого было решено реконструировать и благоустроить Дровяную площадь - бывшее городское торжище - придав ей мемориальное и рекреационное значение, связанное с предстоящей установкой здесь монумента «Дружба», для чего управлением главного архитектора Майкопа был разработан соответствующий проект, утвержденный решением исполнительного комитета Майкопского городского совета депутатов трудящихся от 14 января 1957 г. (протокол № 1) [8, л. 19, 54/ об]. Тогда же решениями Майкопского горисполкома Дровяная площадь была переименована в площадь Дружбы, а улица Базарная - в Майкопскую [9, л. 56].

Обстоятельства, по которым открытие памятника произошло не в юбилейный год, а одиннадцатью годами позже, в 1968 г., не установлены. Этот вопрос требует отдельного рассмотрения, выходящего за рамки настоящего исследования. Достоверно известно, что проект монумента был выполнен М.Г. Манизером, а архитектурная часть - И.Е. Рожи-ным. Тот факт, что дело было поручено скульптору «первого ряда», признанному мастеру социалистического реализма и одному из главных исполнителей «ленинского плана монументальной пропаганды», автору множества произведений монументальной скульптуры в городах Советского Союза (в том числе памятника В.И. Ленину в Майкопе) Матвею Генриховичу Манизеру и видному советскому зодчему, автору многих значительных зданий и сооружений в СССР и за рубежом Игорю Евгеньевичу Рожину, показывает, какое большое значение власть придавала будущему монументу, призванному стать воплощением официальной версии о добровольном вхождении адыгских земель в состав Русского государства и, в конечном счёте, способствовать укреплению «идущей из глубины веков» дружбы народов [10], [11; 325], [12; 171], [13]. В очерке «Дружба навеки»

М.Г. Аутлев писал: «Скульптор работал над монументом в течение нескольких лет. Он глубоко изучил историческую обстановку середины XVI века, адыго-русские связи и их развитие, военные и политические интересы обеих сторон, одежду, военный быт, вооружение и снаряжение русского и адыгейского воинов того времени» [14; 29-30].

В декабре 1966 г. М.Г. Манизер скончался. Можно лишь предполагать, что произведение отца завершал сын Отто Матвеевич Манизер - скульптор и медальер, имя которого, наряду с именем М.Г. Манизера, обозначено на плите монумента [15].

Собственно проектные материалы нами не обнаружены. Российский государственный архив литературы и искусства (в г. Москва) на запрос о возможностях изучения материалов, содержащих сведения о проекте монумента «Дружба», сообщил, что «дело памятника-монумента «Дружба», которое значится в фонде Республиканского центра художественных выставок и пропаганды изобразительного искусства «Росизопропаганда» (Ф. 3151. Оп. 1. Д. 41), после ведомственного хранения в организации в РГА-ЛИ на хранение не поступило» [16]. ФГБУК «Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» также сообщил об отсутствии в его фондах документов, относящихся к памятнику «Дружба» [17].

Имеющиеся же в нашем распоряжении источники позволяют утверждать, что монументу «Дружба» отводилась роль градостроительного акцента в пространстве столицы Советской Адыгеи, для чего вокруг него, как ядра, формировался архитектурный ансамбль. Эти работы проводились параллельно созданию самой монументальной скульптуры, перешедшему в финальную стадию в конце 1966 г.: решением Исполнительного комитета Адыгейского областного совета депутатов трудящихся от 28 сентября 1966 г. № 13 п. 592 «О строительстве в гор. Майкопе

монумента «Дружба» в честь 400-летия воссоединения Адыгеи с Россией» областному финотделу надлежало выплатить подрядчикам -производственно-художественному комбинату и заводу «Монумент-скульптура», авансы за изготовление рабочей модели и отливку скульптур. Этим же документом Адыгейской проектной мастерской предписывалось составить смету на архитектурно-строительную часть проекта монумента «Дружба» и благоустройство сквера [18, л. 44].

1 ноября 1966 г. управление городского коммунального хозяйства Майкопа выдало Отделу капитального строительства Адыгейского облисполкома архитектурно-планировочное задание «На проект благоустройства монумента «Дружба» по адресу: г. Майкоп, квартал № 278, сквер «Дружба», предусматривавшее, наряду с сооружением монумента на пересечении центральной оси площади с осью ул. Лермонтова, возведение на той же центральной оси (к западу от монумента, на спрямляемом участке ул. Адыгейской) здания областного краеведческого музея, целого ряда дополнительных проектов: дендрологического, благоустройства территории, инженерных сетей, устройства декоративного водоема перед монументом [19, л. 1-2]. В отдельном архитектурно-планировочном задании № 208, выданном главным архитектором Майкопа Е. Николенко предположительно (сведения в документе отсутствуют) Адыгейской проектной мастерской Государственного проектного института «Краснодар-гражданпроект» в ноябре-декабре 1966 г. (документ датирован по косвенным признакам и по смежным материалам дела), указывалось, что фонтан в центре площади «Дружба» в квартале № 278 «относится к числу сооружений архитектурно-художественного назначения и входит в комплекс благоустройства городской территории» [20, л. 11].

В 1967 г. был составлен план сетей водопровода и канализации сквера «Дружба», на котором, в ряду инженерной информации, были обозначены три основных проектировавшихся объекта: А - монумент «Дружба», Б - водный бассейн, В - краеведческий музей [21]. Перечисление фамилий исполнителей проекта - Нибо, Шлит, Никифоров, Зайкина, Диордина - прямо указывает на тот факт, что в проектировании бассейна, музейного здания и благоустройства сквера не принимал участия архитектор И.Е. Ро-жин, имевший отношение исключительно к созданию монумента, но не его пространственного контекста. Очевидно, что новый локальный культурный ландшафт - ансамбль площади Дружбы и сквера на месте бывшего базара, просуществовавшего до конца 1950-х гг., был сформирован усилиями местных специалистов - архитекторов и инженеров.

Монумент «Дружба» был торжественно открыт 28 декабря 1968 г. Он представляет собой обращён-ную к площади архитектурно-скульптурную композицию, сочетающую помещённую на высокий постамент скульптурную группу, изображающую двух воинов с оружием, в кольчугах и остроконечных шлемах - адыгского и русского, и высокую стелу на ступенчатом цоколе. Характерно описание памятника, приведённое в книге «Памятники и памятные места в предгорьях Адыгеи»: «Площадь «Дружбы». В центре ее резко выделяется на голубом фоне неба монумент «Дружбы». Своеобразным символом Майкопа стал этот величественный памятник, сооруженный в честь 400-летия добровольного присоединения Адыгеи к России. Огромная белоснежная каменная плита, на вершине которой цифры «1557 - 1957». Рядом на высоком постаменте, словно братья, стоят вылитые из бронзы русский витязь и адыгейский воин. Их руки соединены и лежат на развернутом

листе договора. Надпись на постаменте гласит «Навеки с Россией» [22; 28].

Проект благоустройства сквера Дружбы был реализован поэтапно и не в полной мере. На момент открытия монумента бассейн еще не был введен в эксплуатацию - это произошло лишь в 1972 г.; здание же областного краеведческого музея было построено позже в смежном квартале [23], [24].

Памятник, как и вся площадь Дружбы, быстро приобрел значение одной из главных достопримечательностей Майкопа и со временем стал его «визитной карточкой» - объектом, идентифицирующим столицу Адыгеи в массовом сознании. Изображения монумента широко тиражировались в рекламно-информационной, сувенирной,

книжной продукции, его описание и краткая история создания отражены в краеведческих очерках [25], [26], [27; 148], [28; 29].

Постановлением Совета министров РСФСР от 4 декабря 1974 г. № 624 «О дополнении и частичном изменении Постановления Совета министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» «Монумент «Дружба», установленный в честь 400-летия присоединения Адыгеи к России», расположенный в городе Майкоп, был поставлен на государственную охрану как памятник истории и культуры республиканского (РСФСР) значения, с отнесением к разделу «Памятники истории» [29, л. 149-150]. В «Каталоге памятников истории и культуры Краснодарского края» приведена более подробная атрибуция объекта: здесь он обозначен как «Монумент «Дружба», установленный в честь 400-летия добровольного присоединения Адыгеи к России. 1968 г. Скульпт. М.Г. Ма-низер, архит. И.Е. Рожин, мрамор, гранит; Адыгейская автономная область, г. Майкоп, пл. Дружбы» [30; 552-553]. В 1990 г. город Майкоп,

по результатам предшествовавшего выявления и инвентаризации памятников истории и культуры, расположенных на его территории, совместным постановлением коллегии Министерства культуры РСФСР, коллегии Госстроя РСФСР и Президиума Центрального Совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры был отнесен к числу исторических поселений РСФСР [31; 99-100].

Судя по массиву относящихся к разным годам изображений монумента, примерно в 1990-х - 2000-х гг. его первоначальный облик был частично изменен: постамент скульптурной группы и нижняя часть стелы были облицованы плитами красного гранита. Предположительно, тогда же был заменен ряд отколовшихся плит поверхности и стен цоколя. Тогда же был реконструирован фонтан [32].

Позже, уже в начале нового века, претерпел изменения и пространственный контекст монумента: в 2002 г. было завершено строительство примыкающего к площади Дружбы с востока монументального культового сооружения - Соборной мечети, обретшей значение главной градостроительной доминанты исторической части Майкопа. В 2012 г. в квартале к востоку от мечети, на единой с ней и монументом «Дружба» оси, был открыт монумент «Память и единение» (архитектор А.М. Берсиров), площадь вокруг которого северной стороной переходит через улицу Пионерскую в аванплощадь перед монументальным зданием Адыгейской филармонии, завершая формирование архитектурного ансамбля.

С распадом Советского Союза и сменой идеологической парадигмы в новом государстве рухнул и официальный миф о «добровольном вхождении» адыгских земель в состав Русского государства в XVI в. И хотя официальной точки зрения российских властей по этому вопросу до сих пор нет, в профессиональном сообществе историков практически

утвердилась точка зрения на факт упомянутых посольств как на попытку военно-политического союза, направленного против третьих сил. В этом смысле показателен ответ Института российской истории Российской академии наук на соответствующий запрос правительства Республики Адыгея (2007 г.): «450 лет назад произошло не присоединение Адыгеи к России, а установление между ними союзнических отношений» [33]. Что касается картины восприятия этих фактов и их интерпретаций в общественном сознании - в прошлом и на сегодняшний день, то это предмет специального историко-социологического исследования.

Исходя из приведённых фактов, можно констатировать, что монумент «Дружба», установленный в

честь «400-летия присоединения Адыгеи к России» утратил свою первоначальную идеологическую функцию. При этом он полностью сохраняет значение выдающегося образца пластического искусства, эталонного воплощения метода социалистического реализма в монументальной архитектурно-скульптурной композиции, служит материальным свидетельством монументальной политики советского государства. Помимо названных ценностных характеристик, монумент с тяготеющей к нему площадью и сквером имеет значение градостроительного акцента в пространстве Майкопа, имеющего статус исторического поселения, и является гармоничной частью архитектурного ансамбля центральной части города.

Примечания:

1. Очерки истории Адыгеи. Майкоп : Адыгейское книжное издательство, 1957. - Т. 1 / Редкол. проф. С.К. Бушуев (отв. ред.) и др. 484 с.

2. Аутлев М.Г. Дружба навеки // В граните и бронзе (Очерки о памятниках Кубани) / Сост.: Н.Т. Ганенко, В.Ф. Латкин. Краснодар: Книжное издательство, 1975. 176.

3. Адыгея: историко-культурный очерк / Сост. Хаджибиеков Р.Х. Майкоп: Адыгейское отделение Краснодарского книжного издательства, 1989. 138 с.

4. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. / Отв. ред. Б.Б. Пиотровский. М. : Наука, 1988. 543.

5. Кушева Е.Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией : Вторая половина XVI - 30-е годы XVII в. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1963. 371 с.

6. Киселев А.А., Фролов Б.Е. Кавказская война и вхождение Закубанья в состав России // По страницам истории Кубани. / Отв. ред. В.Н. Ратушняк. Краснодар: Издательство «Советская Кубань», 1993. 208 с.

7. Северный Кавказ в составе Российской империи. М.: Новое литературное обозрение, 2007. 460 с.

8. Национальный архив Республики Адыгея (НАРА). Фонд Р-79. Опись 3. Дело 705.

9. НАРА. Ф. Р-79. Оп. 3. Д. 707.

10. Парамонов А. Матвей Генрихович Манизер - народный художник РСФСР. М.: Искусство, 1950. 34 с.

11.Манизер Матвей Генрихович // Большая советская энциклопедия : в 30 т. / гл. ред. А.М. Прохоров. М. : Советская энциклопедия, 1969-1978. Т. 15. Ломбард - Мезитол. 1974. 632 с.

12.Рожин Игорь Евгеньевич // Большая советская энциклопедия : в 30 т. / гл. ред. А.М. Прохоров. М. : Советская энциклопедия, 1969-1978. Т. 22. Ремень -Сафи. 1975. 628 с.

13.Рожин Игорь Евгеньевич : Иллюстрированный каталог творческих работ. М.: Союз архитекторов РСФСР, 1991. 95 с.

14. Аутлев М.Г. Дружба навеки // В граните и бронзе (Очерки о памятниках Кубани) / Сост.: Н.Т. Ганенко, В.Ф. Латкин. Краснодар: Книжное издательство, 1975. 176 с.

15. Каталог Советский знак. [Электронный ресурс]. URL: https://www. sovietznak.ru/medalier/6996. (Дата обращения: 20.07.2018).

16. Архив управления по охране и использованию объектов культурного наследия Республики Адыгея. Письмо ФКУ «Российский государственный архив литературы и искусства» от 05.10.2018 г. № 889/5 - 5.

17. Архив управления по охране и использованию объектов культурного наследия Республики Адыгея. Письмо ФГБУ К «Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» от 18.10.2018 г. № 690-АХД.

18.НАРА. Ф. Р-5. Оп. 1. Д. 157.

19. Архив управления архитектуры и градостроительства муниципального образования Город Майкоп. Папка № 367. Архитектурно-планировочное задание на строительство фонтана на площади «Дружба» в квартале № 278.

20.Архив управления архитектуры и градостроительства муниципального образования Город Майкоп. Папка № 367. Архитектурно-планировочное задание на строительство фонтана на площади «Дружба» в квартале № 278.

21.Архив управления архитектуры и градостроительства муниципального образования Город Майкоп. Монумент «Дружба» и сквер в квартале 278. г. Майкоп. Государственный проектный институт «Краснодаргражданпроект». Адыгейская проектная мастерская. Совмещенный план сетей водопровода и канализации. М-6702. 101-6113. Масштаб 1:500. 1967 г.

22.Жерноклев И.В., Жерноклева Е.И. Памятники и памятные места в предгорьях Адыгеи / Под ред. П.У. Аутлева. Майкоп : Адыгейское отделение Краснодарского книжного издательства, 1973. 130 с.

23.Архив управления архитектуры и градостроительства муниципального образования Город Майкоп. Письмо производственного управления водопроводно-канализационного хозяйства г. Майкопа главному архитектору гор. Майкопа от 7 декабря 1971 г. № 221.

24.Монумент «Дружба» [Фото] Б.д. [Электронный ресурс]. URL: http:// nailizakon.com/fotogalereya/city13_m/maykop/panorama_goroda_4.jpg. (Дата обращения: 12.07.2018).

25.Майкоп. Монумент Дружба [почтовая карточка]. Фото А. Богданова. М.: Издательство Министерства связи СССР, 1972.

26.Майкоп. Монумент Дружба [почтовая карточка]. Фото Ю. Багрянского. Скульпторы М. Манизер и О. Манизер. Архитектор И. Рожин. М.: Издательство «Турист», 1973.

27.Аутлев М.Г. Дружба навеки // В граните и бронзе (Очерки о памятниках Кубани) / Сост.: Н.Т. Ганенко, В.Ф. Латкин. Краснодар: Книжное издательство, 1975. 176 с.

28. Жерноклев И.В., Жерноклева Е.И. Памятники и памятные места в предгорьях Адыгеи / Под ред. П.У. Аутлева. Майкоп: Адыгейское отделение Краснодарского книжного издательства, 1973. 130 с.

29.Государственный архив Российской Федерации. Ф. А-259. Оп. 1. Д. 3166.

30. Каталог памятников истории и культуры Краснодарского края. Краснодар, 1986. 688 с.

31.Рысин Ю.В., Бондарь В.В. Исторические поселения Северо-Западного Кавказа: трансформации статуса и перспективы сохранения и актуализации архитектурно-градостроительного наследия // Academia. Архитектура и строительство. 2016. № 3. С. 99-105.

32.Архив управления архитектуры и градостроительства муниципального образования Город Майкоп. Инв. № 2105.

33.РАН: «Добровольное вхождение Адыгеи в Россию» было «военно-политическим союзом» территорий. [Электронный ресурс]. URL: https://aheku. net/articles/russian/istoriya-adyigov/445. (Дата обращения: 11.07.2018).

References:

1. Essays on the history of Adyghea / Adyg. Publishing House. Maikop, 1957. -Vol. 1 / Ed. Prof. S.K. Bushuev et al. 484 pp.

2. Autlev M.G. Friendship forever // In granite and bronze (Essays on the monuments of Kuban) / Comp.: N.T. Ganenko, V.F. Latkin. Krasnodar: Book Publishing House, 1975. 176 pp.

3. Adyghea: historical and cultural essay. / Comp. Khadjibiekov R.Kh. Maikop: Adyghe Branch of Krasnodar Book Publishing House, 1989. 138 pp.

4. History of the peoples of the North Caucasus from ancient times to the end of the 18th century. / Ed. B.B. Piotrovsky; Moscow: Nauka, 1988. 543 pp.

5. Kusheva E.N. The Peoples of the North Caucasus and their relations with Russia: the second half of the 16th-1630s / Moscow: USSR Academy of Sciences, 1963. 371 pp.

6. Kiselev A.A., Frolov B.E. The Caucasian war and the entry of Zakubanie into Russia // The pages of the history of Kuban. / Ed. V.N. Ratushniak. Krasnodar: Sovetskaya Kuban Publishing House, 1993. 208 pp.

7. The North Caucasus as part of the Russian Empire, Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie, 2007. 460 pp.

8. National archive of the Republic of Adyghea (NARA). R-79 Foundation. Inventory 3. Case 705.

9. NARA. F. R-79. Inventory 3. Case 707.

10. Paramonov A. Matvey Genrikhovich Manizer people's artist of the Russian Soviet Federative Socialist Republic. Moscow: Iskusstvo, 1950. 34 pp.

11. Manizer Matvey Genrikhovich // The Great Soviet Encyclopedia: in 30 volumes / Chief Editor A. M. Prokhorov. Moscow: Soviet Encyclopedia, 1969-1978. Vol. 15. Lombard-Mesitol. 1974. 632 pp.

12. Rozhin Igor Evgenevich // The Great Soviet Encyclopedia / Chief Editor A.M. Prokhorov. Moscow: Soviet Encyclopedia, 1969-1978. Vol. 22. Remen-Safi. 1975. 628 pp.

13. Rozhin Igor Evgenevich: Illustrated catalog of creative works. Moscow: Union of Architects of the RSFSR, 1991. 95 pp.

14. Autlev M.G. Friendship forever // In granite and bronze (Essays on the monuments of Kuban) / Comp.: N. T. Ganenko, V. F. Latkin. Krasnodar: Book Publishing House, 1975. 176 pp.

15. Catalog Soviet sign. [Electronic resource]. URL: https://www.sovietznak.ru/ medalier/6996. (Date of the application: 20.07.2018).

16. Archive of the Department for the protection and use of cultural heritage of the Republic of Adyghea. Letter of «Russian state archive of literature and art» dated 05.10.2018 № 889/5-5.

17. Archive of the Department for the protection and use of cultural heritage of the Republic of Adyghea. Letter FSBIC "State Museum and Exhibition Center «ROSIZO» dated 18.10.2018 No. 690-AKHD.

18. NARA. F. R-5. Inventory 1. Case 157.

19. Archive of the Department of architecture and urban planning of the municipality of Maykop. Folder No. 367. Architectural and planning task for the construction of a fountain in Druzhba square in block No. 278.

20. Archive of the Department of architecture and urban planning of the municipality of Maykop. Folder No. 367. Architectural and planning task for the construction of a fountain in Druzhba square in block No. 278.

21. Archive of the Department of architecture and urban planning of the municipality of Maykop. Monument «Druzhba» and a square in the 278 block of Maykop. State design Institute «Krasnodargrazhdanproekt». Adyghea design workshop. Combined plan of water supply and sewerage networks. M-6702. 101-6113. Scale 1: 500. 1967.

22. Zhernoklev I.V., Zhernokleva E.I. Monuments and memorable places in the foothills of Adyghea / Ed. P.U. Autlev. Maikop: Adyghean branch of Krasnodar Book Publishing House, 1973. 130 pp.

23. Archive of the Department of architecture and urban planning of the municipality of Maykop. Letter from the production Department of the water supply and sewerage system of Maykop to the chief architect of Maykop on December 7, 1971 No. 221.

24. Monument «Druzhba» [Photo] B.D. [Electronic resource]. URL: http:// nailizakon.com/fotogalereya/city13_m/maykop/panorama_goroda_4.jpg. (Date of the application: 12.07.2018).

25. Maykop. The monument of Friendship [postcard]. Photo by A. Bogdanov. Moscow: Publishing House of the Ministry of Communications of the USSR, 1972.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Maykop. The monument of Friendship [postcard]. Photo by Yu. Bagryansky. Sculptors M. Manizer and O. Manizer. Architect I. Rozhin. - Moscow: Tourist Publishing House, 1973.

27. Autlev M.G. Friendship forever // In granite and bronze (Essays on the monuments of Kuban) / Comp.: N. T. Ganenko, V. F. Latkin. - Krasnodar: Book Publishing House, 1975. P. 176.

28. Zhernoklev I. V., Zhernokleva E. I. Monuments and memorable places in the foothills of Adyghea / Ed. P.U. Autlev. Maikop: Adyghean branch of Krasnodar Book Publishing House, 1973. 130 pp.

29. State archive of the Russian Federation. F. A-259. Inventory. 1 Case. 3166.

30. Catalog of historical and cultural monuments of the Krasnodar territory. Krasnodar, 1986. 688 pp.

31. Rysin Yu.V., Bondar V.V. Historical settlements of the North-West Caucasus: transformation of the status and prospects for preserving and updating the architectural and urban heritage // Academia. Architecture and Construction, 2016, No. 3, P. 99-105.

32. Archive of the Department of architecture and urban planning of the municipality of Maykop. No. 2105.

33. RAS: «Voluntary entry of Adyghea into Russia» was a «military-political union» of territories. [Electronic resource]. URL: https://aheku.net/articles/russian/ istoriya-adyigov/445. (Date of the application: 11.07.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.