Научная статья на тему 'СИМВОЛИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В ЦИКЛЕ А. А. ТАРКОВСКОГО «КАК СОРОК ЛЕТ ТОМУ НАЗАД…»'

СИМВОЛИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В ЦИКЛЕ А. А. ТАРКОВСКОГО «КАК СОРОК ЛЕТ ТОМУ НАЗАД…» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
45
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А. А. Тарковский / цикл «Как сорок лет тому назад...» / поэтика / символ / миф / хронотоп / A. Tarkovsky / cycle of poems “Like forty years ago...” / poetry / symbol / myth / chronotope

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ибатуллина Гузель Мртазовна, Жигалова Яна Ивановна, Микиев Александр Анисимович

В статье рассматриваются функции символических образов в цикле А. А. Тарковского «Как сорок лет тому назад…». Интерпретация ключевых символов входящих в цикл произведений обнаруживает особую значимость образов-хронотопов в контексте его поэтической системы. Исследование приводит к выводу, что развитие лирического сюжета в стихотворениях цикла определяется рядом символических кодов, непосредственно связанных с пространственно-временной организацией текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYMBOLIC IMAGES IN CYCLE OF POEMS “LIKE FORTY YEARS AGO...” by A. TARKOVSKY

The article concerns the functions of symbolic images in cycle of poems “Like forty years ago...” by A. Tarkovsky. Interpretation of the key symbols in the context of the poetic system of the works reveals the significance of images-chronotopes. The research leads to the conclusion that the development of the lyrical plot of the poems in cycle is determined by a number of symbolic codes directly related to the spatial and temporal organization of the texts.

Текст научной работы на тему «СИМВОЛИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В ЦИКЛЕ А. А. ТАРКОВСКОГО «КАК СОРОК ЛЕТ ТОМУ НАЗАД…»»

8. Стручалина Г. В. Перцептивная метафора в русской языковой картине мира: динамика и лингвопрагматический потенциал : Дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01. Белгород, 2018. 207 с.

9. Шнякина Н. Ю. Перцептивные концепты в немецкой языковой картине мира и их метафорический потенциал : Дис. ... канд. филол. наук : 10.02.04. Омск, 2005. 232 с.

УДК 821.161.1-1

СИМВОЛИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В ЦИКЛЕ А. А. ТАРКОВСКОГО «КАК СОРОК ЛЕТ ТОМУ НАЗАД...»

Ибатуллина Г. М.

доктор филологических наук, доцент Жигалова Я. И. студент бакалавриата Микиев А. А.

студент бакалавриата

Уфимский университет науки и технологий, Стерлитамакский филиал Стерлитамак, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются функции символических образов в цикле А. А. Тарковского «Как сорок лет тому назад...». Интерпретация ключевых символов входящих в цикл произведений обнаруживает особую значимость образов-хронотопов в контексте его поэтической системы. Исследование приводит к выводу, что развитие лирического сюжета в стихотворениях цикла определяется рядом символических кодов, непосредственно связанных с пространственно-временной организацией текста. Ключевые слова: А. А. Тарковский, цикл «Как сорок лет тому назад...», поэтика, символ, миф, хронотоп.

SYMBOLIC IMAGES IN CYCLE OF POEMS "LIKE FORTY YEARS AGO..." by A. TARKOVSKY

Ibatullina G. M.

Doctor of Philology, Associate Professor Zhigalova Ya. I. Undergraduate Student Mikiev A. A. Undergraduate Student

Ufa University of Science and Technology, Sterlitamak branch Sterlitamak, Russia

Abstract. The article concerns the functions of symbolic images in cycle of poems "Like forty years ago..." by A. Tarkovsky. Interpretation of the key symbols in the context of the poetic system of the works reveals the significance of images-chronotopes. The research leads to the conclusion that the development of the lyrical plot of the poems in cycle is determined by a number of symbolic codes directly related to the spatial and temporal organization of the texts. Keywords: A. Tarkovsky, cycle of poems "Like forty years ago...", poetry, symbol, myth, chronotope.

Поэзия А. А. Тарковского насыщена символическими образами и мотивами, что неоднократно отмечалось исследователями его творчества, см., например: [1; 2; 3; 4; 6; 7; 8]. Цикл стихотворений «Как сорок лет тому назад.» [11, с. 320-322] также привлекал в этом

плане внимание литературоведов, комментарии к нему мы найдем в работах И. С. Кадочниковой [5], И. В. Остапенко [9], Н. Резниченко [10], О. А. Царевой [12]. В то же время в интерпретации символики в поэтическом мире произведений, входящих в цикл, остаются аспекты, не изученные исчерпывающим образом, что обуславливает актуальность нашего исследования.

Рассматривая символические образы в стихотворениях цикла, в первую очередь следует обратить внимание на строку, давшую ему название, поскольку в текстах всех трех произведений эта строка становится также и сквозным рефреном: «как сорок лет тому назад...». Очевидно, что знаковый характер приобретает здесь словообраз «сорок», укорененный в культуре как маркер сакральных событий. Так, например, сорок дней и ночей пребывает Моисей на горе Синай; сорок дней продолжался всемирный потоп; на сороковой день, по православному преданию, душа человека после посмертных «мытарств» определяется в рай или ад. В стихотворениях цикла А.А. Тарковского счет идет не на дни, а на годы; в результате, с одной стороны, временной маркер сохраняет свой сакральный смысл, с другой - время здесь подвергается трансформации, становится метаморфным, расширяя тем самым диапазон восприятия лирической реальности.

Поэтические символы, можно сказать, больше самих себя - они многозначны, это бездонная шкатулка с разного рода «сокровищами» - ассоциациями, аллюзиями, реминисценциями. Подобную смысловую бездонность мы видим и в текстах цикла Тарковского. Рассмотрим в этом плане еще один символический образ - «виноград». «Тёмный, / Намокший дикий виноград» [11, с. 320] отчетливо отсылает сознание читателя к дионисийским мотивам, подразумевающим возможность погружения во внутренние сферы своего «я». Действительно, в контексте данного стихотворения образы сада, свечи, «близорукого взгляда» в одном ряду с образом винограда создают впечатление мира интимного, таинственного, и вместе с тем дионисийски страдальческого: Светает. Дождь идет, и темный, Намокший дикий виноград К стене прижался, как бездомный, Как сорок лет тому назад [11, с. 320].

Бездомный виноград здесь - символ вечного дионисийского скитальчества / странствия души.

Особые функции в стихотворениях цикла принадлежат «дождю» - одному из древнейших поэтических символов. Этот образ продолжает и углубляет тему дионисийского самопогружения - как в недра собственного подсознания, так и в пространство осознанных воспоминаний. По сути, дождь оказывается у Тарковского проводником, посредником между мирами, одновременно их и разделяя, и соединяя.

Так, в первом стихотворении цикла дождь напоминает лирическому герою о первых встречах со своей возлюбленной, об их «первых свиданиях» (название другого стихотворения А. А. Тарковского). В то же время промокший под дождем бездомный виноград воспринимается как предзнаменование бездомности любви - будущей разлуки влюбленных. Прошлое, настоящее и будущее сливаются здесь воедино в потоках дождя, приобретающего хронотопические функции.

Во втором стихотворении дождь уже не только соединяет, но и разделяет разные миры, как во времени, так и в пространстве, становясь маркером разлук и расставаний: Как сорок лет тому назад, Я вымок под дождем, я что-то Забыл, мне что-то говорят.

И поезд в десять пятьдесят Выходит из-за поворота.

В одиннадцать конец всему.

И чья-то юность, у вокзала От провожающих отстав, Домой по лужам как попало Плетется, прикусив рукав [11, с. 321].

В третьей части дождь редуцируется до сакральных «слез», пронизывающих «высоты / Небесных звезд и гор земных» [11, с. 322], и вместе с тем возвращает свою объединяющую миры функцию. Слезы - несмываемый след в памяти героя и дарованная ему свыше благодать.

В системе пространственно-временных символов цикла Тарковского следует отметить художественную значимость образов окон и колодца, архетипический смысл которых связан с хронотопами перехода, границы между мирами. Образы окон появляются в тексте дважды; в первом стихотворении «окошко в сад» выполняет, как и дождь, объединяющую функцию. Во втором перед нами уже окна уходящего поезда, символизирующего расставание:

В одиннадцать конец всему, Что будет сорок лет в грядущем Тянуться поездом идущим И окнами мелькать в дыму, Всему, что ты без слов сказала, Когда уже пошел состав [11, с. 321].

В третьем стихотворении окно сменяется колодцем: «Когда из глубины колодца / Наружу белый голубь рвется.» [11, с. 322]. Хронотоп колодца, как и окна, - это своего рода «портал», способный перемещать сознание лирического героя в иную реальность, -в ту, которая существует вне пространства и времени. Как отмечает И. С. Кадочникова, «лирическому субъекту открывается архетипическая сущность явлений человеческой жизни, что свидетельствует о духовной эволюции героя цикла Тарковского «Как сорок лет тому назад.» [5, с. 186].

В поэтической структуре анализируемого цикла А. А. Тарковского можно выделить еще ряд значимых символов-хронотопов (таких, например, как дом, сад, стена, вокзал), однако в рамках данной статьи мы не можем дать исчерпывающей интерпретации всей символической системы текста, это задача, требующая более обширного исследования и остающаяся перспективным вектором нашей работы. На данном этапе, резюмируя вышеизложенное, мы приходим к выводу, что ключевые символические образы в цикле А. А. Тарковского «Как сорок лет тому назад.» непосредственно связаны с пространственно-временной организацией входящих в него произведений, которая, в свою очередь, является отражением логики развития лирического сюжета цикла в целом и динамики становления сознания его лирического героя.

Список литературы

1. Баратынская Ж. Поэтика «вечного возвращения» Арсения Тарковского как феномен конвергентного сознания: Дис. ... д-ра филол. наук / Гамбургский университет. Гамбург, 2011. 378 с.

2. Боковели О. С. Время в философской лирике А. Тарковского // Вестник Бурятского государственного университета. 2008. № 10. С. 194-196.

3. Ибатуллина Г. М., Костеркина О. В. Мистериальный мир стихотворения А. А. Тарковского «Я тень из тех теней.» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13. Выпуск 2. С. 29-32.

4. Ибатуллина Г. М. Мистериальный контекст в стихотворении А. Тарковского «Первые

свидания» // News of Science and Education. 2019. № 11. С. 45-47.

5. Кадочникова И. С. Динамика эйдетического образа и духовная эволюция лирического героя в цикле А. Тарковского «Как сорок лет тому назад.» // Уральский филологический вестник. Серия: Русская литература XX-XXI веков: направления и течения. 2011. Вып. 12. С. 177-186.

6. Кекова С. В. «Эсхатологический миф» и «Священный реализм истории» в стихотворениях Арсения Тарковского «Степь» и «Голуби на площади» // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. № 12 (68). С. 265-268.

7. Курасова Н. В. Интертекстуальность в поэзии А. Тарковского (сборник «Земле -земное») // Гуманитарный трактат. 2019. № 54. С. 30-32.

8. Мансков С. А. Мотив творения в поэзии Арсения Тарковского // Известия Алтайского государственного университета. 2014. № 2-1 (82). С. 160-163.

9. Остапенко И. В. «Слово» в пространственно-временной парадигме картины мира Арсения Тарковского // Вопросы русской литературы. 2014. № 27 (84). С. 76-87. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_26591550_62129800.pdf (дата обращения: 02.02.2023).

10. Резниченко Н. «От земли до высокой звезды»: Мифопоэтика Арсения Тарковского. Нежин - Киев: Издатель Н. М. Лысенко, 2014. 272 с.

11. Тарковский А. А. Собрание сочинений в 3 т. T. 1. Стихотворения. М. : Художественная литература, 1991. - 462 с.

12. Царева О. А. Любовный миф как один из центральных хронотопов в поэтическом мире Арсения Тарковского // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 6 (91). С. 574-576. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lyubovnyy-mif-kak-odin-iz-tsentralnyh-hronotopov-v-poeticheskom-mire-arseniya-tarkovskogo (дата обращения: 02.02.2023).

DOI: 10.24412/2949-1509-2023-2-46-51 УДК 81.112.2

СЕМАНТИКА ЗООНИМА HUND В НЕМЕЦКОЙ ФРАЗЕОЛОГИИ Каримова Р. Х.

кандидат филологических наук, доцент

Уфимский университет науки и технологий, Стерлитамакский филиал Стерлитамак, Россия

Аннотация. В статье на материале немецкого языка рассматривается семантика зоонима Hund во фразеологии. Материалом для исследования послужили различные фразеологические словари, в том числе электронные источники. В результате были выявлены основные структурные типы фразеологизмов с компонентом Hund, определены семантические группы, вербализующие определенные черты личности, явления действительности, отношение человека к окружающему миру. Поскольку во фразеологии отражена картина мира, то исследование позволяет описать фрагмент языковой картины мира народа-носителя языка.

Ключевые слова: фразеологизм, семантика, картина мира, образ, значение, коннотация, зооним, ассоциации.

THE SEMANTICS OF THE ZOONYM HUND IN THE GERMAN PHRASEOLOGY Karimova R. Kh.

Candidate of Philology, Associate Professor

Ufa University of Science and Technology, Sterlitamak branch

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.