Научная статья на тему 'Символические образы цвета и света в стихотворениях Николая Рубцова'

Символические образы цвета и света в стихотворениях Николая Рубцова Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
44
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
понятия «свет» и «тьма» / синий цвет / зелёный цвет / жёлтый цвет / фиолетовый цвет / белый цвет.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Р М. Абдуллин

В своём исследовании автор выявил особенности цветописи в стихотворениях Николая Рубцова. По данной теме Р.М. Абдуллин выступил на III Архангельской городской молодёжной открытой научно-практической конференции «Достигают счастья лишь в пути…» Николай Рубцов: известный и незнакомый» 19 января 2024 года в МБОУ городского округа «Город Архангельск» «Эколого-биологический лицей им. академика Н.П. Лавёрова», разделив I место с М.В. Матросовой (секция «Ещё раз о Николае Рубцове»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Символические образы цвета и света в стихотворениях Николая Рубцова»

Р. М. Абдуллин

Учащийся 5 Б класса МБОУ городского округа «Город Архангельск» «Эколого-биологический лицей им. академика Н.П. Лавёрова», член Международного научно-творческого объединения «Родимая землица» им. Н.М. Рубцова

Научный руководитель Е. В. Кузнецова - учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ городского округа «Город Архангельск» «Эколого-биологический лицей им. академика Н.П. Лавёрова», член Международного научно-творческого объединения «Родимая землица» им. Н.М. Рубцова

Символические образы цвета и света в стихотворениях Николая Рубцова

В своём исследовании автор выявил особенности цветописи в стихотворениях Николая Рубцова. По данной теме Р.М. Абдуллин выступил на III Архангельской городской молодёжной открытой научно-практической конференции «Достигают счастья лишь в пути...» Николай Рубцов: известный и незнакомый» 19 января 2024 года в МБОУ городского округа «Город Архангельск» «Эколого-биологический лицей им. академика Н.П. Лавёрова», разделив I место с М.В. Матросовой (секция «Ещё раз о Николае Рубцове»).

Ключевые слова: понятия «свет» и «тьма», синий цвет, зелёный цвет, жёлтый цвет, фиолетовый цвет, белый цвет.

Введение.

Лирика Рубцова проникнута огромной любовью к родной земле, состраданием ко всему живому. Стихи Рубцова мы воспринимаем так называемым шестым чувством. Некоторые исследователи называют творчество Николая Рубцова «поэзией света, цвета».

Существует множество словесно-изобразительных приёмов, используемых поэтами для передачи своих чувств к окружающему миру, но важнейшую роль в творчестве поэтов играет цветопись. Цветопись - это способ передачи цвета языком художественного произведения. Люди живут в мире, где цвет имеет большое значение. Благодаря цвету, в нашем сознании складываются различные образы

окружающего мира [1].

Гипотеза: в стихотворениях Николай Рубцов широко использует символические образы цвета и света, которые передают мысли автора более ярко и эмоционально.

Объект исследования: творчество Н. Рубцова.

Цель: выявить особенности цветописи в стихотворениях Н. Рубцова.

Из этого вытекают следующие задачи исследования:

- обозначить особенности цветописи в стихотворениях Н. Рубцова;

- проследить использование понятий «свет» и «тьма» и определить их смысл.

Цвет. Поэзия Николая Рубцова идёт от сердца, от души. О чём бы он ни писал, почти всегда его стихи проникнуты грустно-нежным настроением, непосредственностью в передаче впечатлений, настроений. Автор тщательно прорабатывал каждую строку, каждое слово своих лирических стихов.

С помощью цвета писатель создаёт образ-символ, уникальный, неповторимый.

Синий цвет. В творчестве автора этот цвет нашёл отражение, сочетаясь с образами неба и речной, морской поверхности («Под куполом синих небес», «Над водой бездонно-синей»). Божественное начало воплощает у Н. Рубцова «купол синих (светлых) небес», куда устремлена душа поэта. Также синий ассоциируется с поверхностью лесов, полей, лугов. Например, «синяя долина», «изба в лазурном поле».

Зелёный цвет в основном имеет позитивный смысл, ассоциируется с жизнью растений, весной, молодостью, обновлением. Например, в стихотворении «А между прочим, осень на дворе...» природа неравнодушна к лирическому герою. Она

дарит ему мгновения радости, счастья, позволяя любоваться своей красотой:

Прошла пора, когда в зелёный луг Я отворял узорное оконце -И все лучи, как сотни добрых рук, Мне по утрам протягивало солнце...

Но есть примеры ярко выраженного негативного зелёного цвета, имеющего оттенок безнадёжности, печали («Нахмуренное, с прозеленью, небо», «В окнах зелёный свет, странный, болотный свет»).

Богата палитра красного цвета у Николая Рубцова, но цветовые эпитеты он употребляет редко, а чаще использует глагольные словосочетания с такими именами существительными, которые несут в себе стихию света:[2] В глаза бревенчатым лачугам глядит алеющая мгла.

«Левитан» Свет зари скользил по белым склонам.

«Памятный случай» Меж болотных стволов Красовался восток огнеликий.

«Журавли»

«Огненные перья солнца», «берёзовый огонь в печи», «огни на заснеженном берегу», «сказочно-огнистый простор» - эти и многие другие тропы в стихах Рубцова говорят о том, что цвета, ассоциирующие с огнём, ему как художнику слова наиболее близки [2].

Вот-вот подует зимним, снежным. Всё умирает... Лишь один Пылает пламенем мятежным -Наследник розы - георгин!

"Наследник розы"

У Николая Рубцова жёлтый цвет в основном не имеет положительного значения. Для него это цвет грусти, увядания, предательства («Быть может, это цвет измены, а жёлтый цвет как раз тебе к лицу», «В минуты музыки печальной я представляю жёлтый плёс»).

Фиолетовый цвет ассоциируется с умеренностью, скромностью,

чувственностью. Зачастую он ассоциируется с приятными для поэта мгновениями, состоянием счастья и покоя («Лиловый дымок папиросы может о многом напомнить сейчас», «Расклубился сиреневый шарф -туман полевой»).

Белый цвет - символ чистоты, истины, невинности или божественности, хотя он имеет и негативные значения - страх,

холодность. Чаще всего у автора он ассоциируется с зимой, снегом, морозом, берёзой, весенним цветением растений, окрасом животных и птиц, природными явлениями («Как стаи белых голубей, взлетает снег из-под саней», «Бурлит прибой под шапкой белой пены»).

В стихотворении «Рукой раздвинув тёмные кусты...» появляется образ белой ромашки:

Когда ж почую близость похорон, Приду сюда, где белые ромашки, Где каждый смертный свято погребён В такой же белой горестной рубашке. Чистоту своей души поэт передаёт своему лирическому герою. Ромашка - это не только символ чистоты, в ней та простота и бедность, которая была характерна для крестьян. Белый цвет ромашки сравнивается поэтом с белой рубашкой, которую надевали воины на себя, когда шли в бой. Павший в бою был «свято погребён в такой же белой горестной рубашке», похожей на ромашки цветом и безыскусностью внешнего вида. Этот цвет подчёркивал чистоту души [3].

Чёрный цвет для поэта - это печаль, трагедия. Особенно это заметно в случаях, когда другие цвета отсутствуют в произведении и чёрный доминирует. Например, «Со всех сторон нагрянули они, иных времён татары и монголы. Они несут на флагах чёрный крест». Слова «чёрный» и «белый» употребляются в стихах значительно чаще, чем обозначения других красок.

Слова «белый» и «чёрный», которые многократно выступают в стихах Рубцова, чаще всего имеют не цветовое, а световое значение. Они предстают как варианты, синонимы слов «светлый» и «тёмный».

Свет и тьма. В стихотворениях Николая Рубцова мы видим чаще всего не цвет, а свет. Слово «свет» и другие слова этого корня (светлый, светить, светящийся, рассвет, просветленье, освещённый и т. п.) встречаются в стихах Рубцова более ста раз. Рубцов очень часто употребляет и слова, выступающие как своего рода синонимы слов «свет» и «светлый» - например, сияние, сияющий, блеск, блестеть, луч, лучистый, сверкать и т. д.

С другой стороны, почти столь же часто встречаются в стихах поэта слова, обозначающие отсутствие света - тьма, мрак, тень и различные производные от этих слов.

В стихах Н. Рубцова много слов, обозначающих то или иное соотношение света и тьмы. Наиболее часто употребляется слово «мгла» (и производные от него); мгла -это, так сказать, уже не свет, но ещё и не тьма. Сюда же относятся слова: сумерки, тусклый, гаснущий, пасмурный, мутный, смутный, расплывчатый, мерцающий, туманный, хмурый, неясный, полутьма и т. п. - слова, означающие различные «степени» света и тьмы [2].

В стихотворениях "Старик", «Русский огонёк», «Ночь на родине» и других Н. Рубцов соединяет душу со светом, огнём: Горишь, горишь, как добрая душа, Горишь во мгле, и нет тебе покоя...

«Русский огонёк» Свечение души - наиболее яркий мотив в лирике Н. Рубцова. Стихи о старике - своего рода носителе идеи добра - заканчиваются так:

Не помнит он, что было прежде, И не боится чёрных туч, Идет себе в простой одежде С душою светлою, как луч!

«Старик»

Из света созидается мир рубцовской поэзии. Есть у Николая Михайловича стихи оптимистичные, зовущие к свету - например, «Звезда полей», «В горнице». В этих стихотворениях лирический герой наполнен светлой грустью. Стихотворения оставляют «светлое» впечатление.

Образы, связанные с тьмой, наблюдаются у Н. Рубцова не менее часто. Спят морские перекрёстки, Лишь прибой гремит во мгле. Грустно маленькой берёзке На обветренной скале.

«Берёза»

Тьма, мрак, ночь почти всегда имеют негативную окраску и не приносят поэту успокоение. Символика горя у Н. Рубцова обширна. Эпитеты с трагической окраской: чёрный, смертный, мучительный, тёмный, мрачный и т. п.

Лирический герой Н. Рубцова одинокий, беззащитный в своей постоянной неустроенности, странствующий по «белу свету». Мрак и ночь его спутники [5]. Он шёл против снега во мраке, Бездомный, голодный, больной. Он после стучался в бараки В какой-то деревне лесной.

«Неизвестный»

Интерес со стороны Н. Рубцова к свету и тьме связан с символикой, которой обладают эти понятия. А именно: свет символизирует внутреннее просветление, добро и правду. Тьма - смерть и зло, печаль, одиночество. Свет и тьма - единство противоположностей, символы добра и зла.

Заключение. Анализ стихотворений Николая Рубцова показал, что использование цвета на протяжении всех этапов творчества поэта неодинаково. На разных этапах меняется набор привлекательных красок.

Но при этом цветопись является одним из любимых и важных художественных приёмов, используемых поэтом. Николай Рубцов точно подбирает слова-краски для своих произведений, что позволяет заглянуть в мысли и чувства поэта, понять смысл произведения.

В стихотворениях поэта ярко представлено противоборство света и тьмы, белого и чёрного цветов. Слово «свет» обозначает душевное состояние. Злое и доброе, тёмное и светлое у Николая Рубцова имеют чёткие очертания. С одной стороны, чёрная ночь, мрак, жуть, нечисть, а с другой -светлое и возвышенное начало, святость.

Можно с уверенностью утверждать, что в своих стихотворениях Николай Рубцов широко использует символические образы цвета и света, которые передают мысли автора более ярко и эмоционально.

Библиографический список:

1. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. / СПб: Норинт. 1998 г. -921 с.

2. Кожинов В.В. Николай Рубцов: заметки о жизни и творчестве поэта. / Москва: Советская Россия. 1976 г. -32,38 с.

3. Слово о Рубцове: сборник материалов Рубцовских чтений 2006, 2008 годов. Федунова Л.П. Поэзия, рождённая памятью сердца. / Вологда: Древности Севера, 2011 г. - 182с.

4. Слово о Рубцове: сборник материалов Рубцовских чтений 2006, 2008 годов. Нечаев Н.В. «Слово о Рубцове»/ Вологда: Древности Севера, 2011 г. - 76с.

5. Дюжев Ю.И. Мистический реализм Николая Рубцова. / Петрозаводск: Карельский научный центр РАН. 2017 г.

©Абдуллин Р. М, 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.