Научная статья на тему 'Символическая модель Бытия: смысл, структура, динамика'

Символическая модель Бытия: смысл, структура, динамика Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
347
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНАЯ ТОЧКА / МЕТОД АНАЛОГИИ / ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ И МНИМЫЕ ВЕЛИЧИНЫ / INTEGRATED POINT / THE METHOD OF ANALOGY / REAL AND IMAGINARY QUANTITIES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Федяев Александр Петрович

В статье предпринята попытка описать абстрактно-символическую модель Вселенной, принципиально отличающуюся от её физического аналога, а также раскрыть её основные черты нелинейность, неоднородность и непредсказуемость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Symbolic Model of Existence, of Meaning, Structure, Dynamics

The article attempts to describe the abstract and symbolic model of the Universe that is fundamentally different from its physical counterpart, as well as to reveal its main features non-linearity, the complexity and unpredictability.

Текст научной работы на тему «Символическая модель Бытия: смысл, структура, динамика»

ФИЛОСОФИЯ

PHILOSOPHY

УДК 14+008

А. П. Федяев

СИМВОЛИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ БЫТИЯ: СМЫСЛ, СТРУКТУРА, ДИНАМИКА

В статье предпринята попытка описать абстрактно-символическую модель Вселенной, принципиально отличающуюся от её физического аналога, а также раскрыть её основные черты - нелинейность, неоднородность и непредсказуемость.

Ключевые слова: комплексная точка, метод аналогии, действительные и мнимые величины.

A. P. Fedyaev

SYMBOLIC MODEL OF EXISTENCE: OF MEANING, STRUCTURE, DYNAMICS

The article attempts to describe the abstract and symbolic model of the Universe that is fundamentally different from its physical counterpart, as well as to reveal its main features - non-linearity, the complexity and unpredictability.

Keywords: integrated point, the method of analogy, real and imaginary quantities.

Ш

Из глубины взываю.

Пс. 129 (130)

В истории науки отчетливо прослеживаются два подхода к раскрытию свойств окружающего нас мира - формальный и символический.

Первый подход, при котором в качестве основы мироздания рассматривается одна из материальных элементарных частиц, например, атом, состоит в том, что и Вселенная в целом, составленная из бесконечного числа этих частиц, имеет предметно-определенный образ, то есть линейную форму и устойчивые количественные закономерности своего развития. Такое миропонимание, обозначенное еще в период Античности в теории атомизма Левкиппа-Демокрита, является господствую-

щим в современной науке. При этом внимание исследователей искусственно сосредотачивается на внешних материальных аспектах Бытия (именно с этой целью в науке долгое время разрабатывается соответствующий теоретико-методологический аппарат исследования) и игнорируются другие возможные - идеальные и духовные - начала мироздания (в этом случае возможно получить только конкретное знание, которое никогда не приобретет статус «абсолютного знания»).

Второй подход, ярким представителем которого в европейской философии выступает, в частности, элеатская школа (Парменид, Зенон) предполагает, что в основе мироздания находятся некие абстрактные частицы - апей-роны (идеальные, бесформенные, бесструктурные, вечные и неизменные), вследствие

чего сущность Бытия становится идеальной и приобретает символически-качественную определенность, принципиально отличающуюся от законов материального мира65. Такая позиция, в отличие от традиционной эпистемологии, ориентирует исследователей на познание глубинных основ мироздания, понимание сущностных характеристик Бытия и получение абсолютного знания.

Отметим, что эти два подхода взаимно дополняют друг друга, создавая целостный образ Вселенной66. Поэтому в данной работе была предпринята попытка разработать на основе метода интродукции67 некую современную символическую модель Вселенной и, таким образом, попытаться переориентировать внимание научного сообщества от изучения мира конкретных физических тел и законов на познание более сущностных законов Бытия.

При решении этой задачи необходимо учесть следующее. Наука со времен Античности (теория атомизма, Эвклидова геометрия и др.) вплоть до наших дней (таблица Менделеева, квантовая механика, теория сингулярности и т. д.) базируется на анализе только внешних связей и свойств некой абстрактной точки, что сказывается на степени

65 Данные представления существовали в период античной философии (Аристотеле-Пто-лемеевская модель мира), в индийской, китайской и тибетской философской мысли (Дыхание Космического Дракона и ось Дао; триединая сущность мира Брахмы-Шивы-Вишну; представление о «мандале» - символическом образе Вселенной) и т. д.

66 Так, к примеру, философские взгляды Аристотеля являлись основой для развития всей античной и средневековой науки в течение почти двух тысяч лет.

67 См. более подробно: Федяев А. П. Эври-

стический потенциал современной науки и пути

его повышения // Вестник КазГУКИ, 2013. -№ 1. - С. 23-27.

объективности изучаемой научной картины мира. Поэтому есть смысл изучить также закономерности, порожденные внутренними связями этой абстрактной точки, которые, с нашей точки зрения, образуют скрытые механизмы управления всей физической Вселенной. На наш взгляд, наиболее перспективными для подобного научного анализа являются взгляды отечественного философа и ученого XX века П. Флоренского. В своей книге «Мнимости в геометрии» П. Флоренский показал: а) что все виды двухмерных плоскостей имеют на своей поверхности «комплексные» точки, стороны которых одновременно являются действительными, мнимыми и полудействительными-полумнимыми (см. рис. 1); б) эти комплексные точки обладают различным потенциалом и мощностью68 и способны образовывать разнообразные действительные и мнимые линии, поверхности, геометрические тела и т. д.69 [6, с. 31].

Чтобы лучше понять смысл утверждений П. Флоренского, необходимо рассмотреть следующий, более наглядный пример. Надуем прозрачный детский резиновый шар (толщина стенки которого актуально бесконечно мала и равна диаметру точки R) и нарисуем

68 В 1872 году Г. Кантором была сформулирована аксиома: любая последовательность вложенных друг в друга отрезков, длины которых стремятся к нулю, имеет одну общую точку. Эту мысль развивает также его известная теория множеств (1883 год), в которой утверждается, что разные точки могут быть неэквивалентны между собой и обладать различной мощностью (то есть способностью топологически содержать в себе разные геометрические фигуры).

69 Современная наука установила, что наша Вселенная возникла примерно 13 млрд лет назад из некоей сверхмалой точки (называемой точкой сингулярности или планкеоном), появившейся из физического вакуума (Ничто) путем конденсации свободной энергии в связанную форму.

точкаЬ действительная: поверхность

мнимая поБер.'шосгь полудепствптельная-полумнпыая поверхность

Рисунок 1. Точка R

на его внешней поверхности треугольник АВС (в этом случае наблюдатель будет в состоянии воспринимать только данную фигуру, имеющую для него статус «реальности»). Сумма внутренних углов этого треугольника, расположенного на выпуклой поверхности шара («поверхность Лобачевского»), будет больше 180° (хотя известно, что сумма внутренних углов плоского треугольника всегда равна 180°). Но если мы посмотрим на этот же треугольник с обратной стороны, то он, во-первых, «изогнется» и приобретет форму вогнутой («римановой») поверхности, сумма внутренних углов которого будет уже меньше 180°. (Это означает, что точка R, равная толщине стенки шара, одновременно входит в различные геометрические пространства, а свойства её будут различными). Во-вторых, внутренний треугольник -А, -В, -С (так как его точки противоположны и симметричны точкам АВС) станет для наблюдателя реально существующим, то есть действительным, в то время как прежний «действительный» треугольник АВС «исчезнет» и перейдет в разряд «мнимых фигур», то есть чувственно не воспринимаемых, хотя и существующих. В-третьих, причина такого перехода «действительных» фигур в «мнимые» и наоборот состоит в произвольном выборе субъектом наблюдения пространственной позиции по отношению к наблюдаемому объекту (что является подтверждением тезиса неоклассической философии: пространство - это объектно-субъектная категория).

Можно согласиться с мнением П. Флоренского, что переход из одного вида пространства в другой всегда происходит посредине комплексной точки R (то есть в полудействительной - полумнимой точке ^ где проходит граница между миром действительных и мнимых величин). Интересен тот факт, что в момент прохождения точки h данная фигура вначале как бы уничтожается, а затем «выворачивается» через самое себя и переходит в иную геометрию и материальность (плотность воздуха внутри шара в несколько раз выше, чем в комнате). При этом данная фигура не оставляет на прежнем месте никаких объективных признаков своего существования, хотя продолжает существовать в субъективной форме (следовательно, речь может идти о неком универсальном механизме диалектики Небытия и Бытия, позволяющем всем неживым, живым и социально организованным телам нашей физической Вселенной возникать как бы «ниоткуда» и затем как бы в «никуда» исчезать). Поэтому можно согласиться с П. Флоренским, предположившим, что область мнимостей (например, мир идеальных явлений) - реальна, связана с физическим миром и постижима; что необходимо найти объяснение и практическое применение механизмам перехода тел в иную пространственную среду; что переход из одной пространственной среды в другую (и обратно) всегда совершается через некий аналог одномерного пространства, имеющего форму эллипса внутри беспространственной точки (поскольку точка может быть представ-

лена не только как часть линии, но и в форме спиралевидно-сжатого отрезка)70.

Такие предположения доказываются данными современной физики, медицины и виднейших представителей мировой культуры. Например, подобное поведение физических тел описывается в теории относительности А. Эйнштейна (в космическом корабле, достигшем скорости света, время останавливается, масса корабля становится бесконечно большой, то есть сливается с массой Вселенной, а сам корабль сжимается до размеров точки, становясь, по сути идеальным или «мнимым», и как бы «проваливается» из нашего пространства). И теперь становится более или менее ясно, что может происходить с этим кораблем в момент его «исчезновения» и что собой может представлять это иное «мнимое» пространство71. Кроме того. в космологии давно укоренилось мнение

70 Интересно, что такими характеристиками одномерного пространства обладает эллиптическая полусфера Б. Римана - видного представителя неэвклидовой геометрии.

71 Специальный принцип относительности иногда выражается в виде принципа предельности мировых скоростей: не может быть скоростей больших, чем скорость света.

Ученые исходили из следующих рассуждений: характеристики тел движущейся системы, наблюдаемой из неподвижной Земли, зависят от основной величины V1 - V2 + С2 -

скорость движения системы (то есть корабля), а С - скорость света. Пока У<С, в действительно (то есть имеет параметры физических тел) для земного наблюдателя. При V=С, в=0 физическое тело перестает существовать (видимо, перейдя в полудействительную-полумнимую точку И); это дало ученым право говорить о невозможности превышения скорости света, так как при этом любое физическое тело погибает. Но если У>С, то этот космический корабль вновь появляется, но становится мнимым для земного наблюдателя и действительным для наблюдателя вне физической Вселенной. Отсюда логично предположить:

а) космический корабль, стянувшись до нуля,

(А. Д. Сахаров, Дж. Уиллер) о наличии в Космосе особых так называемых «кротовых нор» (то есть, по сути, одномерных пространств), через которые можно быстро попасть в другой конец Вселенной. Во-вторых, современные врачи и психологи (Р. Моу-ди-мл., Э. Кюблер Росс и др.) экспериментально зафиксировали: многие люди в момент умирания (то есть в состоянии «клинической смерти», длящейся от 5 до 8 мин.) чувствуют, что их сознание (душа) отделяется от тела; что они через некий темный тоннель (подобие одномерного пространства) попадают в некую светлую и красивую внефизическую реальность, а затем через этот же тоннель возвращаются назад в свое тело. В-третьих, аналогичная информация содержится в рассказе Платона о воскресшем солдате Эре (Государство, 10 кн.) и «Божественной комедии» Данте, главный герой которой спускается в Ад, находящийся в центре Земли.

Рассмотрев свойства «точки» как системообразующей единицы Вселенной, перейдем к анализу таких важнейших характеристик Бытия, как пространство и время (которые в отрыве от наблюдаемых физических тел чувственно не воспринимаются, не фиксируются измерительными приборами, не подвластны экспериментальной проверке, манипулированию и, соответственно, верификации) [3]. В процессе анализа будем использовать два исходных тезиса: а) гипотезу Хинтона-Успенского о том, что наше трёхмерное пространство уже содержит в себе самом

проваливается сквозь поверхность-носительницу соответствующей координаты и, выворачиваясь через самого себя, приобретает в другом измерении мнимые (нефизические) характеристики;

б) этот процесс, по сути, доказывает в физических терминах реальность существования идеального мира Платона с его бестелесными, бесконечными, неизменными и вечными идеями.

отношения, позволяющие понять специфику любых возможных пространственных форм; и б) поскольку эти компоненты Бытия могут только мыслиться, то в процессе их изучения необходимо применять методы аналогии и научного воображения. Гипотеза Хинтона-Успенского исходит из основ эвклидовой геометрии: беспространственная точка, двигаясь в пространстве (и как бы «выходя» за пределы своего бытия), оставляет след в виде линии (то есть одномерного пространства); при этом точка движется по направлению, в ней не заключающемся; одномерная движущаяся линия (как бы «выходя» за пределы своего прежнего существования) оставляет след в виде плоской двухмерной поверхности, то есть движется по направлению, в ней не заключающемуся; а движущаяся плоская двухмерная плоскость оставляет след в виде трехмерного объекта, то есть как бы «создает» пространство, не сводимое к двухмерной плоскости72. Отсюда могут возникнуть вопросы: а) что собой представляют такие структурные элементы трехмерного пространства, как «точка», «линия» и «плоскость»? б) нельзя ли рассматривать многомерное пространство как «след» от движения трехмерных тел? в) какими свойствами будет обладать такое многомерное пространство? Попытаемся разобраться в данной ситуации.

72 Такое предположение подтверждается соответствующими математическими расчетами. Так, еще в 1871 году известный математик Ф. Клейн доказал, что сферическая плоскость (а именно из двух таких полусфер состоит любое трехмерное шарообразное тело) обладает свойствами двусторонней поверхности (то есть двухмерной плоскости), а эллиптическая поверхность пространства обладает свойствами односторонней поверхности, то есть одномерной линии. Значит, трехмерное пространство может также одновременно обладать характеристиками двух- и одномерного пространства.

1) Представим себе мир одной точки. В нем не будет пространства, тел, способных двигаться из-за огромного давления, времени и самого наблюдателя. Мир одной линии (одномерного пространства), в отличие от точки, может включать в себя наблюдателя. Этот наблюдатель способен двигаться, но только «вперед - назад» в рамках линии, составляющей его Вселенную. Все тела этой линии будут иметь форму точек, но реальным бытием для наблюдателя будут обладать только две точки (спереди и сзади его), обозначаемые им как «материя» (изменения которых сформируют его представление о «времени», феноменах и ноуменах). Свойства одномерного пространства будут выводиться из свойств наблюдаемых тел (то есть точек), а наша трехмерная Вселенная будет восприниматься им как прямая линия, так как чувственные данные об углах, кривых линиях, физических телах, расположенных на этой линии, отсутствуют, а значит, будут непостижимы. Теперь представим мир двумерной плоскости и живущее в нем существо. Его Вселенная будет выглядеть одной большой плоскостью, а само существо и окружающие его тела будут иметь вид точек, линий и плоских геометрических фигур. Эту плоскость субъект познания назовет Вселенной, а тела - «материей». Куб, лежащий на этой плоскости, будет восприниматься им как плоский квадрат (причина всего этого, по И. Канту, состоит в условиях существования и чувственного познания как основы теоретического познания). Отсюда все эмпирические данные и теории «той» науки, с «их» точки зрения, выглядят вполне «научными» и «объективными», а с нашей точки зрения - «абсурдными» и «субъективными» [5, с. 38-49]. И если бы мы каким-то образом вошли с ними в контакт, то показались бы им всемогущими, так как знали бы то, что находится вне границ их познания и

могли бы заранее предвидеть любые ситуации. При этом все эти вышеперечисленные пространственные структуры чувственно нами не воспринимаются и до сих пор находятся вне зоны научного анализа.

2) Логично также предположить, что пространство четырех измерений может быть получено, если трехмерное тело будет двигаться по направлению, в нем не заключающемуся. Это тело должно каким-то образом «выйти» из себя и представлять собой воплощение бесконечного числа трехмерных тел (подобно тому, как линия представляет собой бесконечное число точек, а двухмерная плоская поверхность - бесконечное число одномерных линий). При этом любое физическое тело будет являться как бы «разрезом» этого четырехмерного пространства, которое связывает эти тела в какое-то непонятное единое целое и доступно только нашему теоретическому сознанию (в то время как физические тела могут восприниматься органами чувств). Вопрос: а знаем ли мы что-то подобное? - Конечно, это - идеальная реальность, обладающая особым существованием, функциями и подвластная манипулированию и логическому анализу. Это - субъективная реальность понятий и категорий нашего рассудка, противоположная миру физических тел («дерево», «дом» и т. д.). Возможно, Платон и философы-реалисты были правы, предполагая действительность «мира идей», недоступного органам чувств. И если это так, то возможно, что тела пяти измерений тоже могут являться «следом» от движения множества идеальных четырехмерных тел (разнообразных «мыслеформ»), а пятимерное пространство будет включать в себя разнообразие тел четырехмерных. Такое пространство, на наш взгляд, должно обладать особым качеством и раскрывать сущность таких немногочисленных духовных ценностей, как «добро», «зло», «жизнь», «красота» и т. д., которые не-

доступны (в отличие от идеальных «мысле-форм») логическому анализу и постигаются только с помощью интуиции. А под шестимерным пространством (выше которого быть ничего уже не может, так как в физическом мире этому нет соответствующих аналогов), скорее всего, следует понимать такое пространство, которое бы соединяло мир идеальных мыслеформ и мир духовных ценностей в некое абсолютно ноуменальное Единство, недоступное даже для интуитивного позна-ния73 [4, с. 28-34, 134]. При этом следует четко понимать, что не только эти высшие формы пространства, но и даже трехмерное пространство (часто называемое в науке и философии «эфиром»), являются до сих пор недоступными нашему чувственному и рациональному познанию, направленному пока только на изучение различных физических объектов макро-, микро- и мегамира.

На основании вышесказанного можно сформулировать ряд выводов:

1) Наше мироздание является нелинейным, неоднородным и самоорганизованным целым, сторонами которого выступают:

а) абсолютная реальность как представление о идеальном «пространстве Лобачевского» и сфере пребывания трансфинитных чисел (символом которой является +*);

73 Философы-каббалисты еще в период Средневековья утверждали, что структура Бытия включает в себя: Ацилут («мир сияний», то есть мир божественной сущности), аналогичный нашему шестимерному пространству; Бриа («мир творений» - сгусток основных духовных сущностей), аналогичный нашему пятимерному пространству; Иецира («мир созданий»), населенный множеством индивидуальных сознаний (аналогичный четырехмерному пространству); Асия («мир деланий»), населенный людьми (соответствующий трехмерному пространству). А за пределами физического мира находится еще один, последний и чувственно не воспринимаемый, полный мрака и страданий - Клипот (изнанка бытия) [2, с. 48-52].

б) мнимая реальность как представление о идеальной точке <Л» или Ничто (символом которой выступает «0» (нуль)74;

в) относительная реальность как представление о идеальном «римановом пространстве» и мире физических явлений (порожденная в процессе взаимодействия +да и «нуля» и выражаемая через «-да»).

Одномерная ось мироздания, вдоль которой происходят процессы созидания и разрушения, связывает абсолютную и относительную («верх» и «низ» Бытия) реальности и исходит из реальности мнимой75. Символическая модель Бытия может быть изображена (по аналогии с известным даосским знаком двух небесных рыб - «ян» и «инь») в виде особой триграммы (см. рис. 2), где круг обозначает единство, две крайние фигуры -бесконечные процессы созидания и разрушения, а средняя фигура выражает относительные процессы стабилизации и устойчивости,

74 Мнимая реальность не обладает бытий-ственным существованием и проявляется только во взаимодействии с миром относительной реальности; сочетание абсолютной реальности (+да) и мнимой реальности (нуль) - абсурдно. При этом нуль является не просто символом пустоты (Ничто) или отсутствия чего-либо вообще. Понятие «нуль» с метафизической точки зрения выражает существование физического вакуума (особой виртуально не наблюдаемой реальности, наполненной огромным количеством кипящей энергии и являющейся источником образования материального мира). Мнимая реальность обладает действительным содержанием только в существовании конкретных объектов (так, десять нулей, расположенных после цифры 1, означают огромное число - «10 млрд», а те же нули, расположенные перед единицей, выражают чрезвычайно малое число. Но даже сто нулей, рассматриваемые сами по себе, остаются нулями и ничего не означают).

75 Здесь уместна аналогия с ассирийским

образом «мирового дерева», библейской «лестницей Иакова», горой Сумеру в индийской мифологии и др.

присущие физическому миру76. Бытие имеет многоуровневую иерархическую структуру, в которой более высокие уровни обладают статусом «действительности», а нижестоящие - статусом «мнимости».

Рисунок 2

2) Реально только пространство шести измерений (это то, что, по мнению Платона, является прообразом всех форм, причиной и целью развития). Во всех других случаях мы имеем дело с воображаемым разрезом этого пространства; то, что мы называем «трехмерным физическим миром» - это неправильное представление об истинном пространстве, доступном для человека в силу особенностей устройства его тела; истинное трехмерное пространство (часто называемое «эфиром») скрыто от нас миром физических явлений, и ему приписываются свойства трехмерных физических тел;

3) Символическое пространство не есть Пустота; оно идеально, фрактально и имеет

76 В индуизме тонкая энергия созидания базируется на стихиях «эфира» и «воздуха», грубая энергия разрушения - на стихиях «огня» и «воды», а энергия физического мира - на стихиях «земли» и «воды».

кристаллическую структуру, образованную взаимодействием пяти первоэлементов77; все материальные, идеальные и духовные явления являются различными формами возмущенного состояния динамической геометрии шестимерного пространства; в структуре пространства имеются особые комплексные точки (соединяющие между собой различные пространственные уровни), образованные вершинами правильных многогранников, то есть первоэлементов78.

4) Источником времени является мнимая реальность (Ничто), из которой формируется реальность физического мира. В онтологи-

77 По мнению Аврелия Августина, между миром «Ничто», из которого возникла Вселенная, и миром реальных тел - «что-то», обязательно должно находиться что-то промежуточное, то есть «нечто» (стихии или первоэлементы), из которого постоянно возникает и куда исчезает после гибели все разнообразие окружающей нас действительности. (С нашей точки зрения, на роль такого Нечто может претендовать загадочная «темная материя», недавно открытая учеными). По мнению Платона, стихия огня имеет форму правильного четырехугольника (пирамиды), земли - форму куба, воды - октаэдра (имеющего не шесть, а десять вершин, так как он по-сути образован двумя равными пятиугольными пирамидами), воздуха - додекаэдра, а эфира - икосаэдра, наиболее похожего на идеальный шар - прообраз всех форм (всего - 54 вершины, через которые идут два взаимоисключающих процесса).

78 В китайской традиционной медицине на

основе тысячелетнего эмпирического опыта было установлено, что внутри человеческого тела проходят невидимые глазу потоки энергии «ци» -шесть потоков энергии «ян» и противоположные им шесть потоков энергии «инь». Аювердическая медицина так же на основе эмпирических знаний установила наличие в организме человека 108 «марма» точек, соединяющих в единое целое тело, идеальное сознание и дух [7, с. 199-200]. Логично предположить, что в структуре Бытия (аналогом которого является человек) также присутствуют подобные процессы и структурные образования.

ческом плане время - это момент пространственного напряжения системы, степень ее сжатия, ее энергетический потенциал и направленность развития; это то, что Я. Бёме называл «мукой материи»; чем больше степень сжатия системы, тем выше ее напряжение и медленнее ход происходящих изменений; в максимально сжатых объектах (например, «черных дырах») время отсутствует вообще; оно появляется в одномерном пространстве и по мере его увеличения как бы замедляется, становясь в шестимерном бесконечном пространстве «вечностью» [5, с. 40-44], и само трансформируется в пространство79. Время -это условие превращения Небытия в Бытие: тьма становится светом, безобразное - гармоничным, несовершенное - совершенным, возможное - действительным, конечное -бесконечным и вечным, а смерть - жизнью.

5) Субъект познания всегда видит мир в контексте своих способов восприятия окружающей среды: простейшие существа типа амебы, имеющей только одно ощущение, воспринимают мир как одномерное пространство, то есть линию; большинство животных, способных к ощущению и восприятию, видят мир как двухмерное пространство; человек понимает окружающую среду как особую трехмерность, так как он обладает тремя психическими единицами - ощущением, восприятием и идеальным представлением; развитие у человека способностей к идеальному конструированию и устойчивой интуиции даст ему возможность воспринимать реальность многомерного пространства.

79 Можно предположить, что все события «прошлого» и «будущего» являются реальными, иначе было бы не реально наше «сейчас», и присутствуют в чувственно не воспринимаемом пространстве. Известно, что в момент смертельной опасности перед духовным взором человека проносится вся его жизнь длиной в десятки лет, хотя для внешнего наблюдателя, находящегося в физическом мире, этот момент длится доли секунды.

6) Самой сложной комплексной точ- циальном). Символом космического времени

кой Бытия является человек, соединяющий является круг, символом времени историче-

в себе материальное, идеальное и духовное ского выступает линия, а времени экзистен-

начала; каждый человек обладает огромной циального - точка. Из времени исторического

есть только два выхода: к космическому времени - замкнутому, застывшему, объективи-

потенциальностью, играет большую роль в

динамике Бытия путем сознательного или

бессознательного «перекачивания» в себе

80 тт рованному (что означает духовную гибель

разноплановых потоков энергии80. Человек ^ J v J J

одновременно существует в трех видах вре- человечества), либо к времени экзистенци-

мени - космическом (материальном), истори- альн°му - царству духа, моменту перехода

ческом (идеальном) и личностном (экзистен- в вечное и бесконечное [1, с. 685-690].

Литература

1. Бердяев Н. Опыт парадоксальной этики. - М.: Фолио, 2003. - 702 с.

2. Рыбалка А. Путеводитель по миру Каббалы / под общ. ред. Н. Яглома. - М.: Мосты культуры, 2006. - 444 с.

3. Сторожук А. Ю. Объективное и субъективное в восприятии пространства // Философия науки. -Новосибирск, 2008. - № 4(39). - С. 77-97.

4. Успенский П. Д. Tertium Organum. - СПб.: Андреев и сыновья, 1992. - 241 с.

5. Федяев А. П. Внефизическая реальность. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1998. - 176 с.

6. Флоренский П. А. Мнимости в геометрии. - 2-е изд. - М.: Бином; СПб.: Золотой век, 1995. - 72 с.

7. Чопра Дипак. Совершенное здоровье: пер. с англ. - М.: Бином, 1995. - 432 с.

Literatura

1. Berdjaev N. Opyt paradoksal'noj jetiki. - M.: Folio, 2003. - 702 s.

2. Rybalka Aleksandr. Putevoditel' po miru Kabbaly / pod obshh. red. N. Jagloma. - M.: Mosty kul'tury,

2006. - 444 s.

3. Storozhuk A. Ju. Ob#ektivnoe i sub#ektivnoe v vosprijatii prostranstva // Filosofija Nauki. - Novosibirsk, 2008. - № 4 (39). - S. 77-97.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Uspenskij P. D. Tertium Organum. - SPb.: Andreev i synov'ja, 1992. - 241s.

5. Fedjaev A. P. Vnefizicheskaja real'nost'. - Kazan': Izd-vo Kazanskogo un-ta, 1998. - 176 s.

6. Florenskij P. A. Mnimosti v geometrii. - 2-e izd. - M.: Binom; SPb.: Zolotoj vek, 1995. - 72 s.

7. Chopra Dipak. Sovershennoe zdorov'e: per. s angl. - M.: Binom, 1995. - 432 s.

80 Известно, что в последние годы своей жизни А. Эйнштейн пытался создать Единую теорию Всего, которая могла бы кратко описать Вселенную в контексте ее основных величин. Мы полагаем, что метафизической основой создания такой теории мог бы стать анализ абстрактной точки, выражающий диалектическую связь материального, идеального и духовного аспектов Бытия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.