Научная статья на тему '«Символ руки» - древнейший идеографический знак'

«Символ руки» - древнейший идеографический знак Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
6118
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИМВОЛ РУКИ / КУЛЬТУРА ПРИМИТИВНЫХ ПЛЕМЕН / БОЖЕСТВЕННОЕ ЗЕМНОЕ / ВОЗВЫШЕННОЕ НИЗКОЕ / СРЕДНЕВЕКОВАЯ ПЕТРОГРАФИЯ / АРХАИЧЕСКАЯ ДАГЕСТАНСКАЯ БРОНЗА / АДОРИРУЮЩИЕ ФИГУРКИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мусаев Тимур Абдулзагирович

Рука, как ни одна другая часть или орган человеческого тела, сконцентрировала в себе целый ряд важнейших идеологических и социокультурных представлений. Это утверждение актуально как в отношении архаической эпохи, так и наших дней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Символ руки» - древнейший идеографический знак»

УДК 930.8 (471.67)

«СИМВОЛ РУКИ» -ДРЕВНЕЙШИЙ ИДЕОГРАФИЧЕСКИЙ ЗНАК

© 2007 Мусаев Т.А.

Дагестанский государственный педагогический университет

Рука, как ни одна другая часть или орган человеческого тела, сконцентрировала в себе целый ряд важнейших идеологических и социокультурных представлений. Это утверждение актуально как в отношении архаической эпохи, так и наших дней.

The hand, as no one other part or organ of the human body, has concentrated in itself the variety of the most important ideological, social and cultural conceptions. This statement is actual both for archaic epoch, and for nowadays.

Ключевые слова: символ руки, культура примитивных племен, божественное - земное, возвышенное - низкое, средневековая петрография, архаическая дагестанская бронза, адорирующие фигурки.

Keywords: the hand symbol, the culture of primitive tribes, divine - wordly, exalted - mean, medieval petrography, Daghestan archaic bronze, adorative figures.

Не будет преувеличением сказать, что изображение (отпечаток) человеческой руки (ладони) является одним из древнейших и повсеместно используемых символов в многотысячелетней истории становления и развития художественного творчества. Рука, как ни одна другая часть или орган человеческого тела, сконцентрировала в себе целый ряд важнейших идеологических и социокультурных представлений. Это утверждение актуально как в отношении архаической эпохи, так и наших дней.

Самые ранние изображения руки дошли до нас благодаря хорошо сохранившимся пещерным росписям эпохи палеолита. По мнению А.П. Окладникова, в художественной деятельности палеолитического человека изображения руки занимают особенное и важное место [8]. Подтверждением этому высказыванию может служить и само количество изображений подобного типа, и распространение, которое они получили. В Западной Европе изображения рук представлены наскальной живописью в пещерах Гаргас и Пеш-Мерль (Франция), Кастильо (Испания). В известной своими великолепными росписями пещере Альтамира (Испания) отпечатки

рук соседствуют с реалистичными изображениями лошадей [4], в пещере Кастильо - с контурными рисунками бизонов [8]. Вообще, в наиболее развитых комплексах палеолитических росписей «руки» выступают в контексте с другими изобразительными элементами, отражая в совокупности с ними важнейшие для первобытного сознания образы и осмысление связей между ними [8].

По характеру воплощения палеолитические (и более поздние) «руки» отчетливо распадаются на две большие группы -позитивную и негативную. Позитивные изображения можно считать простейшими: ладонь и пальцы покрывались краской и затем оттискивались на скальной поверхности. Как полагают исследователи, в частности А.Д. Столяр, генезис этих изображений восходит к жизненной практике палеоантропа, когда в определенных ситуациях его рука окрашивалась то кровью животного (при разделке туши), то сажей и копотью (при использовании факела). Однако преимущественное распространение получил более сложный негативный способ нанесения изображения. Для достижения эффекта трафарета древний человек либо выдувал краску ртом на прижатую к скале

руку с расставленными пальцами, либо распылял ее через специальную костяную трубочку [8, 4].

За пределами Западной Европы сюжет с использованием изображения руки получил широчайшее распространение в культуре примитивных, первобытных племен Австралии, Новой Гвинеи и Африки (росписи Тассилин-Аджера), Центральной Азии (Памир, Сибирь), у эскимосов, индейцев Северной Америки.

На примере многочисленных австралийских материалов можно проследить одну любопытную тенденцию в изображении рук, отмечаемую также и в древнейших европейских наскальных росписях: отсутствие у некоторых отпечатков отдельных фаланг или пальцев целиком [8]. Первоначально эта особенность трактовалась учеными в связи с наблюдаемым у многих примитивных народов обычаем ритуальной ампутации пальцев

[4] или с сосудистыми и инфекционными заболеваниями конечностей, в результате которых человек утрачивал сустав или палец [8]. Однако позднее исследователи, в первую очередь А. Леруа-Гуран, пришли к выводу, что для получения «калеченых» отпечатков при их нанесении достаточно подгибать пальцы. На основании фольклорных материалов - легенд, сказок, преданий, где фигурируют беспалые и безрукие мифические существа, можно прийти к заключению о сакральном смысле «калеченых» и неритуальном, «мирском» понимании рук целых [4]. В таком зримо воплощенном противопоставлении намечается одна из основных идеологических оппозиций в истории человечества: божественное - земное; возвышенное -низкое.

В дальнейшем, с образованием цивилизаций и религиозных систем, архаический символ руки получает новую жизнь, благодаря уже заложенному в нем с древности значению обладания и магической власти. Теперь он трансформируется в атрибут божественного влияния и могущества. Примечательно, что семантика руки, как божественного символа, связывается с образами неолитической Великой Богини и ее поздних во-

площений - Исиды, Иштар, Астарты [4]. В древних культурах египтян, вавилонян и позже мусульман имели распространение амулеты, называвшиеся соответственно «рукой Исиды», «рукой Иштар», «рукой Фатимы». Такой амулет бытовал и в среде христиан, где именовался «рукой Марии» [3]. Однако в буддизме, особенно в его тибетской ветви, изображения кистей рук связаны с фигурой Будды Гаутамы, что, по мнению крупнейшего историка тибетского искусства Хуммеля, восходит к древней шаманской традиции и магическим изображениям эпохи палеолита [4]. Символика руки была широко распространена и в Индии, где бытовал обычай оставлять на стене дома отпечатки руки красной краской, в знак пожелания счастья молодой семье, поселившейся в нем [3]. Такие же отпечатки ставились и на культовых зданиях, алтарях, тронах владык; рассматривались они как символическая замена более древних жертвоприношений [4]. Кроме того, стоит напомнить, что изображения богов индуистского пантеона делались нарочито многорукими; наконец, в Индии был создан особый язык ритуальных жестов - «мудр», имевших самое разнообразное понятийное значение [2].

Изображения рук, выполненные, главным образом, способом резьбы по камню, хорошо известны и на Кавказе. Так, в средневековой Грузии стелы с изображением руки устанавливались на границах земельных владений, выступая, очевидно, символами обладания или, выражаясь современным языком, «частной собственности». У хевсуров, тушин, а также у их дагестанских соседей аварцев бытовал обычай прикреплять к двери дома отрубленную руку поверженного врага, что должно было обеспечить магическое присвоение его силы [3].

В Дагестане, особенно в его горной части, символ человеческой ладони имел широкое распространение, что связано, преимущественно, с материалами средневековой петрографии. Изображения руки высекались на камне, помещавшемся в кладке здания. В большинстве случаев они сопровождались той или

иной графемой. По мнению А. Голана, это указывает на символическое обозначение действия, силы, власти, присутствия божества [3]. Впрочем, допустима и другая трактовка: петрографические

знаки руки, особенно те из них, с которыми совмещается какой-либо графический знак, имеющий ясную семантику, -прежде всего символы мольбы, мольбы различным божествам, стихиям. На подобную мысль наводит изучение архаической дагестанской бронзы - а именно так называемых адорирующих фигурок. Многочисленные образцы этих изделий, представляющих собой изображения человека с гипертрофированно большими ладонями, приставленными к голове и ушам, дают весомый повод судить о них как о «материализованных посланиях божеству». Возможно, что та семантическая нагрузка, которую вкладывали люди в бронзовые фигурки адорантов, была частично унаследована в петрографических изображениях ладони.

С течением веков древнее понимание символа руки утрачивается, его начинают воспринимать как апотропей - магический знак охраны от злых сил. В этом же значении следует трактовать отпечатки ладони, выдавливаемые хозяйкой дома на сырой штукатурке возле входа или у очага [6] или наносимые на стену рукой, измазанной краской.

Есть примеры и другого рода трансформации древнего символа, когда его значение искажается вследствие соприкосновения с символикой монотеистических религий. Так, известны резные изображения ладоней с помещенными в них христианскими крестами [1] либо элементами мусульманского культового декора [6]. Однако дагестанские народные мастера-строители и в ХХ в. использовали символ руки в значении, максимально приближенном к древнему, исконному [6].

В современной художественной практике изображение человеческой ладони в значении символа, несущего определенную семантическую нагрузку, встречается нередко. В частности, к нему обращались такие крупные мастера, как Сальвадор Дали (особенно активно - в

ранний сюрреалистический период своего творчества), Макс Эрнст, Ганс Бел-лмер, Луиза Буржуа [7]. В своих работах эти художники, апеллировавшие к структуре бессознательного, придавали знаку руки различные субъективные смыслы, расшифровка которых возможна лишь с учетом психологических характеристик самого автора. В данной связи примечательным видится тот факт, что знак руки использовался больными шизофренией в качестве элемента их художественных работ. И что еще более любопытно, сами пациенты предлагали интерпретации символа ладони в значениях, близких по смыслу его архаическим прототипам [4].

Современными дагестанскими художниками символ руки воспринимается и используется, главным образом, как примечательный изобразительный элемент архаического творчества горцев. В большинстве случаев этот символ подвергается прямому цитированию, с последующим встраиванием его в ткань произведения (И. Хумаев, Х. Юсупов, Г. Абдура-гимов, Г. Габибуллаев). В качестве элементов художественного оформления средневековые дагестанские петроглифы с изображением руки использовались при составлении каталога работ современных художников Дагестана «Круг»

[5]. Автор данной статьи использовал отпечатки собственных ладоней в серии графических листов, совмещая их, следуя древней традиции, с иными, четко артикулированными знаками и образами, что привело в итоге к восприятию данных произведений, как своеобразных идеограмм-посланий.

Итак, все вышеприведенные примеры дают основание судить об исключительной роли символа руки, как в границах человеческого самосознания, так и в ареале его творческой, познавательной деятельности в рамках той или иной эпохи, культуры. И это позволяет называть его поистине универсальным.

Примечания

1. Атаев Д., Марковин В. Петрографика горной Аварии // УЗ ИИЯЛ. Сер. ист. - Махачкала, 1964.

2. Бидерманн Г. Энциклопедия символов. - М., 1996. 3. Голан Ариэль. Миф и символ. - Иеруса-

лим-М., 1994. 4. Иванов В.В. Об одном типе архаичных знаков искусства и пиктографии //

Ранние формы искусства. Сборник статей. - М., 1972. 5. Круг. Современные художники Дагестана. Каталог. - М., 2001. 6. Мовчан Г. Я. Старый аварский дом. - М., 2001. 7. Сюрреализм. Иллюстрированная энциклопедия. - СПб.-М., 2005. 8. Художественная культура первобытного

общества. Под ред. М.С. Кагана. - СПб., 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.