Научная статья на тему 'Символ как основа графической партитуры'

Символ как основа графической партитуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
415
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИМВОЛ / НОТАЦИЯ / КОНЦЕПЦИЯ / КОМПОЗИТОРСКИЕ УКАЗАНИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Петкевич И.С.

Данная статья посвящена проблеме изучения роли индивидуально созданного символа в графической партитуре. Присутствие таковых символов в музыкальном произведении, а также наличие индивидуальной идеи, концепции, формирующей содержание партитуры важнейшая особенность, присущая графической музыке. Приоритет символа рассматривается как основной фактор, влияющий на смысл и интерпретацию графической партитуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Символ как основа графической партитуры»

2. Иванов С.П. Психология художественного действия субъекта / С.П. Иванов. - М.: Издательство Московского психолго-социального института, Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 640 с.

3. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - 3-е издание. - СПб.: Питер, 2003. - 352 с.

4. Мильштейн Я.И. О некоторых тенденциях развития исполнительского искусства, исполнительской критике и воспитании исполнителя / Я.И. Мильштейн // Мастерство музыканта-исполнителя. Выпуск первый. - М.: Всесоюзное издательство Советсткий композитор, 1972. - С. 3-56.

5. Щербакова А.И. Философия музыки и музыкального образования. Часть I. Учебное пособие / А.И. Щербакова. - М.: ООО «Учебно-издательский центр «ГРАФ-ПРЕСС», 2008. - 256 с.

6. Щербакова А.И. Художественное пространство культуры: музыка и музыкальное образование. Учебное пособие / А.И. Щербакова. - М.: Изд. РГСУ 2010. - 284 с.

СИМВОЛ КАК ОСНОВА ГРАФИЧЕСКОЙ ПАРТИТУРЫ

© Петкевич И.С.*

Белорусская государственная академия музыки, Республика Беларусь, г. Минск

Данная статья посвящена проблеме изучения роли индивидуально созданного символа в графической партитуре. Присутствие таковых символов в музыкальном произведении, а также наличие индивидуальной идеи, концепции, формирующей содержание партитуры - важнейшая особенность, присущая графической музыке. Приоритет символа рассматривается как основной фактор, влияющий на смысл и интерпретацию графической партитуры.

Ключевые слова: символ, нотация, концепция, композиторские указания.

* Аспирант кафедры Музыкальной педагогики, истории и теории исполнительского искусства.

Что есть символ? И что есть музыкальные символы? Что составляет визуальный облик музыкального произведения, его «лицо»? Написанное в традиционной европейской системе нотации, графически музыкальное сочинение состоит из многих элементов: это название (если есть), нотный стан, ключи, собственно нотные знаки, знаки альтерации, обозначения видов ар-тикулляции, динамические указания, агогические оттенки, предписания композитора (если таковые имеются), в конце концов, сам нотный или партитурный лист - физическое тело - является частью музыкального произведения (для тех, кто вспомнит о существовании музыки в процессе набора нотного текста при помощи какого-либо нотного редактора - партитурный лист зримо присутствует и там). Неповторимость облика музыкального сочинения складывается из одной из бесчисленных комбинаций этих элементов. Благодаря этой многовариантности, бесконечной возможности взаимосочетания элементов музыкальной ткани мы имеем столько музыкальных произведений, непохожих друг на друга, отличающихся своим «музыкальным лицом», подобно людям.

ХХ век - время переворотов, экспериментов, открытий и перемен. Перемены ощутила на себе и нотация, не лишним будет сказать, что она ... взорвалась - данное событие относится ко второй половине столетия. Ввиду небольшого объёма статьи не будем останавливаться на собственно характеристике ХХ столетия, отметим лишь, что все события во всех сферах образовали ту яркую и ошеломляющую картину, которая называется «ХХ-ый век», а также в той или иной степени повлияли и создали ту ситуацию в искусстве, когда «нотационный взрыв» был неизбежен. Предпосылки к нему можно заметить в творчестве Ч. Айвза, Г. Кауэлла, А. Лурье, А. Скрябина, В. Кандинского и других. Однако необходимо отметить следующее: рассматриваемое время принесло с собой иное понимание музыкального искусства, что, в свою очередь, непосредственным образом повлияло на нотацию. Процесс создания, содержание, суть произведения определяет концепция, индивидуальная идея композитора. Как следствие, появляются новые виды нотации, в том числе и графическая. Музыка, записанная при помощи графической нотации, в сравнении с традиционной записью выглядела как пришелец с другой планеты и землянин. Достаточно взглянуть на любое графическое сочи-

нение и произведение, записанное традиционным способом. К примеру, сравним «Контуры» Б. Шеффера и любую из сонат Моцарта или любой из вальсов Шопена - разница очевидна... Наличие или отсутствие каких составляющих делает партитуру графической? Предлагаем сравнить...

Музыкальное произведение, написанное традиционным музыкальным языком и зафиксированное при помощи традиционных средств:

- название может не быть, но есть жанровое определение;

- нотные знаки - обязательны;

- нотный стан - обязателен;

- ключи, тактовая черта - как правило, обязательны;

- динамические оттенки, знаки альтерации - в зависимости от образа, настроения, тональности, художественных задач;

- программа - может быть или не быть;

- указания композитора - редко;

- исполнительская реализация - обязательна.

Графическая партитура:

- название практически всегда есть;

- ноты могут быть или не быть, их отсутствие - особая разновидность графической партитуры, которая в таком случае состоит из индивидуальных символов, созданных композитором;

- нотный стан, ключи, тактовая черта, знаки альтерации, динамические оттенки могут присутствовать в том случае, если какие-либо разделы графического сочинения написаны при помощи традиционного нотного письма, но также традиционные знаки могут позиционироваться как элементы графической партитуры, присутствуя вне смыслов и связей, которыми они наделены в традиционном музыкальном произведении, при этом их облик может быть модифицирован;

- оригинальная идея как один из главнейших факторов, определяющих мотивацию создания, процесс создания, смысл и содержание графической партитуры: «Концептуальный аспект произведения -это его новая программность, под которой подразумевается любой характер «направляющего» авторского пояснения. ... новая про-

граммность предполагает прежде всего некий код для «организации смысловой формы музыки» [6, с. 28];

- композиторские указания обязательны;

- исполнительская реализация может не подразумеваться.

Следовательно, сделаем вывод: графическая партитура может содержать традиционные нотные знаки - при этом необходимо отметить их часто необычное расположение или модифицированный визуальный облик; существуют графические партитуры, состоящие целиком из индивидуальных, созданных композитором музыкальных и немузыкальных символов. Остальные компоненты музыкальной ткани (ключи, нотные станы и др.) могут быть или не быть - зависит от концепции сочинения. Композиторские указания, как правило, обязательны - в них автор излагает мысли относительно идеи произведения, его продолжительности; также разъясняются нюансы, касающиеся интерпретации - композитор говорит, как исполнять его сочинение. Символы графической партитуры таят в себе её содержание и смысл, кроме того, содержат характеристики, касающиеся длительности звучания, темпа, регистровки, динамики, артикулляции, ритмической линии, способов звукоизвлечения.

Как правило, композиторы поставлены перед выбором: для создания графической партитуры использовать традиционную нотную запись, отражающую индивидуальность идеи сочинения, но в изменённом, модифицированном виде; или придумывать собственные символы и обозначения, посредством которых раскрывается концепция, содержание. И в том и в другом случае необходима «расшифровка» - композиторские комментарии к партитуре.

Существует разновидность графических партитур, которые могут не подлежать исполнительской реализации (об этом композитор указывает особо). Можно констатировать, что такую музыку создают не столько чувства, душевные порывы, а именно индивидуальная идея, и её воплощение невозможно только лишь традиционными средствами. Графическая партитура предоставляет неограниченную свободу фантазии композитора и исполнителя: композитор волен использовать, выбирать, создавать любые символы, которые удовлетворяли бы его требованиям, способствовали раскрытию замысла, направляли исполнителя. Вместе с тем, трактовка тех са-

мых символов происходит с учётом и воображения интерпретатора, так как любой индивидуальный символ не содержит в себе конкретного нотного текста, композитор лишь приблизительно указывает регистр и / или динамику, особые приёмы игры, в отдельном случае могут быть зафиксированы жесты (действия) исполнителя, дирижера (в качестве примера приведём «Ва11еИо» для дирижёра и ансамбля музыкантов В. Екимовского). Графическая партитура может быть озвучена любым составом; часто время звучания не ограничено, может и совсем не исполняться в реальном времени; при этом на факт реализации не влияет, использованы ли традиционные нотные знаки в тексте графической партитуры или нет: история знает примеры, когда целиком состоящие из немузыкальных символов партитуры подлежали обязательному исполнению и наоборот: «Воображаемая музыка» Тома Джонсона создана с применением традиционных знаков, но это сочинение вполне может существовать без исполнительской реализации, «Декабрь 1952» Эрла Брауна не содержит нотных символов, тем не менее, предназначен для реального исполнения и имеет множество интерпретаций.

Какие же символы могут составлять графическую партитуру? Обратимся непосредственно к графической музыке. Наиболее часто употребляются: точка, линии всевозможных конфигураций, различные геометрические фигуры, таблицы, схемы, цифры, буквы; также и традиционные знаки, но не всегда использующиеся по своему прямому назначению - индивидуальное видение композитора обнаруживает в них новые свойства и связи. Например, нотные знаки могут существовать на партитурном листе как часть сложного узора в художественном понимании этого слова; распространено сочетание нотного знака с каким-либо немузыкальным символом, а то и понимание нотного текста как художественного объекта. Кроме того, визуальный облик традиционного нотного знака может быть модифицирован; также в состав графической партитуры включаются собственно рисунки, фотографии и др.

Отдельно следует сказать о двух следующих видах графической партитуры:

- графическая партитура, составляющие символы которой (индивидуально созданные и / или традиционные) соединены таким обра-

зом, что возникающие между ними связи открывают новый смысл этого соединения, выходящий за границы музыки как искусства. Польский композитор Р. Хаубеншток-Рамати говорил: «Благодаря тому, что моя графическая музыка эстетически связана с искусством абстрактной живописи, в области музыкальной графики я решительно соединил оба искусства - музыку и живопись - там, где они вступают или должны были вступить в контакт» [2, с. 230]. Подобные партитуры можно встретить в творчестве Э. Брауна, Р. Хау-бенштока-Рамати, Б. Шеффера, Э. Сыновец и других композиторов; - партитура, состоящая целиком из традиционных нотных символов, но графически расположенных так, что раскрывают идею, название, содержание музыки визуально, наглядно в буквальном смысле. Для примера подобные сочинения можно рассмотреть в творчестве В. Екимовского, В. Кузнецова.

Можно предположить, что создаваемые композиторами символы имеют следующие условные характеристики: указания, ассоциации, термины, абстракции, ремарки, модели. Графический вид некоторых символов приобрёл постоянство, что сделало их употребление естественным и логичным, а значение общепринятым. Таковые символы имеют оттенок своеобразных «графических терминов» нетрадиционного нотного текста; применение их настолько частое, что отсутствие представляется невозможным. Есть ещё один явный плюс в их использовании: смысл таких символов понятен и очевиден любому композитору и исполнителю графической музыки. Применение символов, имеющих ассоциации с некоторыми традиционными знаками вполне логично: графическая партитура прежде всего музыкальное произведение и с музыкой как видом искусства имеет самые непосредственные связи. Распространены символы, расшифровка которых без специальных комментариев композитора не представляется возможной. Эти символы апеллируют прежде всего к изобразительному искусству (чаще всего к абстрактной живописи). Звуковое воплощение их непредсказуемо в силу индивидуальности, неповторимости, незакреплённости как более или менее постоянного графического знака.

Итак, что создаёт символ?

Графическую партитуру!

Что даёт применение индивидуального символа?

Графическую партитуру!

Кроме того:

- в первую очередь - недетерменированность записи, что влечёт за собой недетерменированность содержания, формы, элементов музыкальной ткани;

- неоднозначность восприятия и толкования идеи, образа;

- недетерменированость исполнения - отсюда импровизация как первейший и важнейший способ реализации графической музыки;

- бесконечность, свобода, многоликость характерны при прочтения знаков, формирующих ткань графической партитуры. Индивидуальность воображения каждого исполнителя/лей окрашивает графическое сочинение в собственные тона. Естественно, что воплощение графической музыки нелогично в русле сложившихся традиционных форм в виду крайней недетерменированности текста и невозможности предугадать его развитие, художественный итог. Возможно, мы имеем дело с принципиально новым видом музыкальной формы, который пока не имеет собственного точного определения;

- для интерпретатора графическая партитура - великолепная возможность продемонстрировать своё владение инструментом, фантазию, интеллект и искусство импровизации;

- о графическом произведении можно сказать, что оно не имеет начала и конца... Направление «движения по партитуре» часто произвольное, не исключено возвращение к какому-либо символу, возможности взаимодействий и взаимовлияний всех элементов головокружительные;

- отдельный вид - графические произведения, перестающие принадлежать одному виду искусства - музыкальному, в силу наличия си-нестезийных качеств. Неоднозначность таких сочинений в том, что созданные словно рукой живописца, тем не менее, они - творения композитора. Как результат - подобные графические партитуры возможно причислить как к музыкальному, так и изобразительному

искусству. При этом не имеет значения, должно данное графическое произведение иметь звуковую реализацию или нет; - и ещё время. Как охарактеризовать его роль в таком сочинении, которое не требует реального звукового воплощения? Нет возможности отметить в нём «точку воспроизведения» и также момент окончания. Эта музыка звучит постоянно, она никогда не остановится. Правда, её сложно услышать ... ухом. Тем более фантастично, что её можно увидеть, а УВИДЕВ, невероятным образом УСЛЫШАТЬ.

Композиторы получили власть над временем.

Что можно сказать в заключение?

Благодаря концепции создаются знаки, её выражающие и раскрывающие смысл и содержание. Вследствие применения индивидуально созданных символов необходима их «расшифровка» - композиторские указания, своеобразная программа графической партитуры. В свою очередь авторские пояснения - это путь к пониманию и интерпретации графической партитуры.

Список литературы:

1. Акопян Л.О. Музыка ХХ века. Энциклопедический словарь / Л.О. Ако-пян. - М.: Практика, 2010. - 855 с.

2. Композиторы о современной композиции: Хрестоматия / сост. Т. С. Кю-регян, В.С. Ценова. - М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. - 356 с.: нот.

3. Музыка. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. Г.В. Келдыш. -М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998. - 672 с.: ил.

4. Собакина О. Музыкальный унизм и музыкальная графика в польской музыке 1960-1990-х годов / О. Собакина // Музыкальная академия. - 2012. -№ 4. - С. 103-108.

5. Соколов А. Константы индивидуальности / А. Соколов // Музыкальная академия. - 1992. - № 4. - С. 46-50.

6. Теория современной композиции: учеб. пособие / отв. ред. В.С. Ценова. - М.: Музыка, 2005. - 624 с.: нот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.