Научная статья на тему 'Симуляционные технологии в обучении студентов по ведению пациентов в критических ситуациях'

Симуляционные технологии в обучении студентов по ведению пациентов в критических ситуациях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
60
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Симуляционные технологии в обучении студентов по ведению пациентов в критических ситуациях»

55 жыл ^

десятилетия происходит смена поколений. С приходом на кафедру профессоров В. Б. Сапрыкина и О.Д. Константиновой, которые придали студенческой науке новый импульс, отмечается тренд к появлению самостоятельно законченных научно-исследовательских работ, выполненных студентами в рамках СНК. Студенческий научный кружок при кафедре явился школой, открывшей дорогу в науку многим известным сегодня ученым и врачам. Исторически сложилось так, что кафедра акушерства и гинекологии является одной из ведущих в медакадемии, научно-консультативным центром города и области, базой

усовершенствования акушеров- гинекологов. Продолжая славные традиции сНк, лучшие воспитанники кружка пополняют ряды клинических ординаторов и интернов, становясь квалифицированными специалистами практического здравоохранения и ВУЗов. Работа СНК основывается на принципах сохранения традиций и преумножения достижений кружка. Активное участие в деятельности СНК является основой профессионального становления и формирования личностных качеств будущего врача, научного работника и человека.

УДК 371.1-057.875:616-036.81-052

К.Б. КУРМАНГАЛИЕВ, Г.Е. КУЛДАНОВА, К.И. АЛЬМУХАНОВА, А.С. МУКАНОВА, Ш.Ж. САЛИКОВА

СИМУЛЯЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ПО ВЕДЕНИЮ ПАЦИЕНТОВ В КРИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЯХ

Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова, Актобе

Для обучения разработаны теоретический и практический курсы. Первый — базируется на изучении и знании фундаментальных дисциплин, представляемых на лекциях и семинарских занятиях, второй — включает работу в учебно-клинический центре (УКЦ) на манекенах. Симуляционные классы оборудованы специальными манекенами и симуляторами различных поколений: от отработки первичных навыков до имитации клинических ситуаций и отработки действий подготовленной группы. Установлены специальные приборы, используемыми в неотложных состояниях (дыхательная аппаратура, дефибрилляторы, мониторы наблюдения и.д.) Преподаватель на симуляторах «^ТА№> и «BabySIM» с помощью компьютера имитирует критические состояния, изменяет показатели состояния по заданному сценарию. Гибкость системы позволяет применять ее для обучения и моделирования множества ситуаций, поэтому данный вид можно считать универсальной моделью для обучения оказанию помощи на догоспитальном этапе и в стационаре. Были созданы клинические сценарии с максимальным приближением к реальной клинической практике. Си-

стема обучения практическим навыкам основывается на многоуровневом принципе, заключающемся в последовательном освоении и многократном повторении манипуляций. В процессе практических занятий в УКЦ закрепляются знания клинической картины неотложных состояний, отрабатывается умение в максимально короткие сроки поставить диагноз, найти его причину, выбрать наиболее эффективный и безопасный способ лечения, прогнозировать эффективность и возможные побочные эффекты проводимой терапии. Отрабатывается коммуникативность, умение грамотно и свободно использовать полученные знания и представления лечения неотложных состояний при общении с коллегами и пациентами. Проведенные занятия показали большую заинтересованность студентов и преподавателей, высокую эффективность преподавания. Внедрение симуляционной системы подготовки студентов оказанию неотложной медицинской помощи позволяет более эффективно усваивать тематические знания (до 85% верного решения ситуационных задач) и успешно осваивать практические навыки (до 90% точного выполнения основных манипуляций).

УДК 614.253.1

М.А. МАМЫРБАЕВА

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО ВРАЧА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова, Актобе

Президент Назарбаев Н.А. в своем Послании «Новый Казахстан в новом мире» подчеркнул, что одним из направлений государственной политики на новом этапе развития нашей страны должно стать улучшение качества медицинских услуг и развитие высокотехнологичной системы здравоохранения. Совершенствование управления качеством медицинских услуг занимает важное место в контексте стратегического развития здравоохранения Казахстана до 2020 года.

Результаты социологического опроса населения республики по вопросам доступности и качества медицинской помощи показали недостаточную степень удовлетворенности качеством медицинской помощи. Ежегодно примерно 70% обращений граждан на нека-28

чественную медицинскую помощь по результатам проверок, признаются обоснованными. Количество обращений граждан на некачественную медицинскую помощь (по итогам 2010 года на 100 тыс. нас.) составляет по РК - 10,6; по г. Астана -16,4; по г. Алматы - 19,6; по Актюбинской области - 8,2.

Результаты рассмотрения обращений граждан показывают, что одной из основной причиной их возникновения являются - нарушение врачебной этики и деонтологии. В обращении граждан появилась тенденция к требованиям о привлечении к уголовной ответственности медицинских работников, и о возмещении материального и морального ущерба. В настоящее время в медицине существует разрыв между вы-

Батые Цазацстан медицина журналы 3 (35) 2012 ж.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.