Научная статья на тему 'СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА ПРИМЕРЕ ПАНЕЛЬНО-ЛУЧИСТОГО ОТОПЛЕНИЯ'

СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА ПРИМЕРЕ ПАНЕЛЬНО-ЛУЧИСТОГО ОТОПЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ / ПАРАМЕТРЫ МИКРОКЛИМАТА ПОМЕЩЕНИЙ / ПАНЕЛЬНО-ЛУЧИСТОЕ ОТОПЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вялкова Н.С.

Рассмотрены вопросы, связанные с освоением практических навыков студентами, к актуализации учебного материала и приближению образовательной среды к новой среде практического теплоснабжения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIMULATION TRAINING ON THE EXAMPLE OF PANEL-RADIANT

The issues related to the development of practical skills by students, to the actualization of educational material and the approximation of the educational environment to a new environment of practical heat supply are considered

Текст научной работы на тему «СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА ПРИМЕРЕ ПАНЕЛЬНО-ЛУЧИСТОГО ОТОПЛЕНИЯ»

Петербург, 2011. 432 с.

3. Табунщиков Ю.А., Бродач М.М., Шилкин Н.В. Энергоэффективные здания. М.: АВОК-ПРЕСС. 2003. 200 с.

4. Табунщиков Ю.А. Строительные концепции зданий XXI века в области теплоснабжения и климатизации // АВОК № 4. 2005 г. С. 4-8.

© Вялкова Н.С., 2022

УДК 697.7

Вялкова Н.С.

доцент, канд.техн.наук, ТулГУ г. Тула, РФ

СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА ПРИМЕРЕ ПАНЕЛЬНО-ЛУЧИСТОГО ОТОПЛЕНИЯ

Аннотация

Рассмотрены вопросы, связанные с освоением практических навыков студентами, к актуализации учебного материала и приближению образовательной среды к новой среде практического теплоснабжения

Ключевые слова

Теплоснабжение, параметры микроклимата помещений, панельно-лучистое отопление

Vjalkova N.S.

docent,candidate of technical Sciences of TulGU,

Tula, Russia

SIMULATION TRAINING ON THE EXAMPLE OF PANEL-RADIANT

Annotation

related to the development of practical skills by students, to the actualization of educational approximation of the educational environment to a new environment of practical heat supply

Keywords

Heat supply, indoor microclimate parameters, panel-radiant heating

Дальнейшее развитие строительной отрасли в современном мире предъявляет повышенные требования к будущим специалистам, знания в области аналитики и больших данных, симуляции, информационного моделирования тепловых режимов зданий, новых производственных технологий.

Проблема формирования практических компетенций работников строительной отрасли стоит достаточно остро.

Очевидно, что и современное образование специалистов в области теплоснабжения должно соответствовать происходящей технологической революции и изменению окружающей информационной среды.

Высокие современные требования к освоению практических навыков студентами, к актуализации учебного материала и приближению образовательной среды к новой среде практического

The issues material and the are considered

теплоснабжения делают виртуальные технологии в образовании ключевым направлением развития высшей инженерной школы.

В настоящее время существуют различные определения понятия "симуляционного обучения". Если говорить об этом подходе безотносительно к профессиональной деятельности, то чаще всего симуляционное обучение рассматривается как обязательный компонент в профессиональной подготовке, использующий модель профессиональной деятельности с целью предоставления возможности каждому обучающемуся выполнить профессиональную деятельность или отдельные ее элементы в соответствии с профессиональными стандартами и/или порядками (правилами).

МакГаги (1999) описывает симуляцию как "человека, устройство или набор условий, которые позволяют аутентично воссоздать актуальную проблему. Студент или обучаемый должен отреагировать на возникшую ситуацию таким образом, как он это сделал бы в реальной жизни".

Дэвид Габа из Стэнфордского университета предложил более подробное определение этого термина, согласно которому симуляция - это "техника (а не технология), которая позволяет заместить или обогатить практический опыт обучаемого с помощью искусственно созданной ситуации, которая отражает и воспроизводит проблемы, имеющие место в реальном мире, в полностью интерактивной манере". Габа также доказывал необходимость планирования в организации образовательного процесса; он акцентировал внимание на том, что симуляция имеет отношение в первую очередь к обучению, а не к технологии, лежащей в основе симуляции.

Симуляционное обучение должно проводиться специально обученными штатными инструкторами (преподавателями-тренерами, учебными мастерами), которые совместно с практикующими специалистами (экспертами) будут создавать и накапливать багаж различных сценариев, вести методическую работу, а также совместно с техническими работниками (техниками и инженерами) разрабатывать и поддерживать в рабочем и безопасном состоянии средства обучения (программное обеспечение, компьютеры, тренажеры, симуляторы, фантомы, модели и профессиональное оборудование) на основе системы инженерно-технического обслуживания и снабжения расходными материалами.

Говоря о современных симуляционных образовательных технологиях, следует, по-видимому, разделять понятие технологии обучения практическим умениям и алгоритмам с использованием специализированных тренажеров и понятие симуляции - клинического моделирования критических ситуаций с применением специализированной учебной системы, основным компонентом которой является многофункциональная компьютеризированная модель системы.

Перед системой теплоснабжения объекта ставится задача компенсации теплопотерь и поддержания комфортных параметров микроклимата. Наряду со снижением теплопотерь за счёт повышения теплозащиты зданий, одним из вариантов энергосберегающих технологий предлагается применение напольного водяного панельно-лучистого отопления. Такая система отопления объекта образует независимую систему с возможностью гибкого регулирования. Отопительная мощность системы позволяет полностью самостоятельно компенсировать теплопотери, что предоставляет возможность подстраивать работу системы под свой вкус в разные периоды года. За последние 10 лет средства автоматизации шагнули далеко вперед в техническом развитии и позволяют реализовывать функции, доступные каждому: погодозависимое регулирование, подстройку системы под реальные потребности пользователя, управление в каждой температурной зоне, установку временных графиков энергопотребления, дистанционное управление и просмотр статистики. Данные функции доступны теперь не только на сложных промышленных контроллерах, но и на обычных пользовательских бытовых устройствах с максимально простым и интуитивно-понятным интерфейсом. Все это позволяет достичь максимального комфорта для жителей, начать экономить тепловую энергию, иметь возможность оперативного дистанционного управления своей системой.

Широкий ассортимент средств автоматизации и контроля энергоресурсов, подходящий под различные задачи и условия на объекте можно изучать на лабораторных стендах, создавая различные неблагоприятные ситуации при работе систем теплоснабжения объекта. К примеру, при автоматизации котельной недостаточно только приобрести «умный котел», потребуется и отдельный контроллер для управления смесительными узлами теплых полов, а в случае, если система уже давно смонтирована, может потребоваться беспроводная система зонального регулирования. В зависимости от ситуации и решения конкретной задачи потребуется соответствующее специализированное устройство.

Варианты имитационных модулей.

1. Погодозависимое регулирование с применением контроллера для смесительных узлов.

20 15 10 5 О -5 -10 -15 -20

Наружная температура, *С

Рисунок 1 - График ПЗА для контроллера VT.K300

При погодозависимом регулировании пользователь выбирает график зависимости температуры теплоносителя от температуры наружного воздуха. График задается соответствующим коэффициентом. 2. Управление насосно-смесительными узлами.

Рисунок 2 - Схема управления насосно-смесительными узлами

В данной схеме используются: все три температурных датчика, идущих в комплекте с контроллером; электротермический привод на 24 В нормально-закрытого типа; тип регулирования ПЗА или воздух + ПЗА. 3. Управление группами быстрого монтажа.

Рисунок 2 - Схема управления группами быстрого монтажа

В данной схеме используются: все три температурных датчика, идущих в комплекте к контроллеру; поворотный электропривод для трехходовых клапанов на 220 В; тип регулирования ПЗА или воздух + ПЗА.

Имитационные модули необходимы для организации учебного процесса, и каждый из них включает в себя перечень практических навыков.

Список использованной литературы:

1. Шацков А.О. Экономическая эффективность работы систем низкотемпературного лучистого отопления / Шацков А.О. // Актуальные проблемы развития городов: Электронный сборник статей по материалам II открытой республиканской научно-практической конференции молодых ученых и студентов (Макеевка, 2018 г.). - Макеевка: ДонНАСА, 2018. - С. 622-627. - [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.donnasa.ru/publish_house/journals/studconf/2018/Sbornik_APRG_2018.

2. Svistunov A.A., ed. Simulation training in medicine. Compiled Gorshkov M.D. Moscow. Izdatel'stvo Pervogo MGMU im.I.M.Sechenova; 2013. (in Russian).

3. Миссенар Ф. А. Лучистое отопление и охлаждение. М.: ГСИ, 1961.

© Вялкова Н.С., 2022

УДК 691

Дергунов С.А.,

канд. техн. наук, доцент ОГУ;

Одинцова Д.С., аспирант ОГУ; Гурьева В.А.

д-р техн. наук, доцент ОГУ г. Оренбург, РФ

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МИНЕРАЛЬНЫХ ОТХОДОВ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Аннотация

В работе рассмотрены актуальные направления использования минеральных отходов в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.