Научная статья на тему 'Симулякризация социокультурного пространства'

Симулякризация социокультурного пространства Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
695
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИМУЛЯКР / СИМУЛЯЦИЯ / СИМУЛЯКРИЗАЦИЯ / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Демченко Владимир Иванович

В статье подвергаются анализу процесс симулякризации пространства современной культуры. Обосновывается вывод о том, что развитие информатизации, средств масс медиа и индустрии развлечений приводит к тому, что мир воспринимается как набор симулякров, не имеющих оснований в реальности и совмещающих в себе наслоения различных культур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Симулякризация социокультурного пространства»

ФИЛОСОФСКИЕ ннукн

СИМУЛЯКРИЗАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА

В. И. Демченко

SIMULACRIZATION OF SOCIAL-CULTURAL SPACE Demchenko V. I.

The simulacrization process of the present culture space is analyzed in the article. The article substantiates the conclusion that the development of mass media, entertainment industry and informatization result in perceiving the world as a set of simulacra, which are not justified in reality and combine strata of different cultures. It is emphasized, that simulacrization leads to the origination of hyperreality sharpening the problems of human selfidentification and adaptation in the new social-cultural space.

В статье подвергаются анализу процесс си-мулякризации пространства современной культуры. Обосновывается вывод о том, что развитие информатизации, средств масс медиа и индустрии развлечений приводит к тому, что мир воспринимается как набор симулянров, не имеющих оснований в реальности и совмещающих в себе наслоения различных культур.

Ключевые слова: симулякр, симуляция, симулякризация, виртуальная реальность.

УДК 114:130.2

Интенсивное внедрение новых информационных технологий, базирующихся на широком использовании средств кибернетики в различных сферах жизнедеятельности, высокий динамизм техники закладывает прочную основу для создания общества симулякров. Процессы симулякризации

проникают во все области общественной жизни и оказывают сильное влияние на социальную структуру, тем самым, задавая новый базис материальных и духовных ценностей. Симулякрами пронизана социокультурная реальность, поэтому как никогда становится актуальным вопрос о качестве симулякра как форме конструирования реальности, о его ценностно-смысловой структуре.

Сформировавшееся к началу XXI века техногенное общество, в котором центральную роль играют сложные технологии, изобретенные и применяемые человеком, опосредуют изменения материальной природы, создают мир символов, знаков, моделей и образов (техносфера, инфосфера, виртуальная реальность и т. д.). Вообще, симулякры и симуляция несут с собой не отсутствие реальности, а как раз наоборот - ее избыток, предельную, качественно новую полноту. Процесс симуляции начинается с искусственного, техногенного характера человеческого начала в мире. Рассматривая такой процесс с конструктивной точки зрения, следует учитывать творческий потенциал, содержащийся в его основе. Творческая деятельность и искусство в нем постоянно вы-

ходят на новый уровень развития, тем самым, определяя тенденции развития культуры.

Концепция симуляции раскрывает новое измерение социокультурной реальности. Любой порядок симулякров основан на структурном законе ценности и регулируется кодом, а порядки симулякра раскрывают логику социокультурной динамики.

Термин «симулякр» ввел Ж. Бодрийяр в «Системе вещей», подразумевая, что си-мулякр представляет собой сконструированный привлекательный символический по своим характеристикам объект, ориентированный на удовлетворение желаний потребителя. Это ложное подобие, условный знак чего-либо, функционирующий в обществе как его заменитель (1). Ж. Бодрийяр исходит из представления структуралистов о глубинных структурах, лежащих в основе парадигмы человеческого существования. В работе «Символический обмен и смерть» он предлагает схему трех уровней существования симулякров в истории, сменяющих друг друга в европейской цивилизации от Возрождения до наших дней: подделка - производство - симуляция. Симулякр первого порядка действует на основе естественного закона ценности, симулякр второго порядка - на основе рыночного закона стоимости, симулякр третьего порядка - на основе структурного закона ценности (2). Разнородные по «материалу» симулякры обнаруживают глубокие структурные и стадиальные сходства, их развитие происходит не как постепенный и неравномерный взаимо-переход, а как общая структурная революция - разные сферы общества меняются, используя прежнюю форму (знак) как материал для симуляции.

Симуляция - понятие постмодернистской философии, фиксирующее феномен тотальной семиотизации бытия вплоть до обретения знаковой сферой статуса единственной и самодостаточной реальности. Так, Ж. Бодрийяр сосредоточивает свое внимание на социальных сторонах симуляции и выдвигает тезис об «утрате реальности» в постмодернистскую эру, на смену которой приходит «гиперреальность». В рамках рассуждений представителей постмодернизма

симулятивной становится именно темпо-ральность, захваченная бесплодным «коловращением репрезентации», «самоповторе-нием» и «самоотражением» (3).

Проблема симулякра у Ж. Бодрийяра оказывается связанной с проблемой темпо-ральности, где разрыв, «отсроченность» создают возможность искажения, симуляции реальности. Так на первой стадии существования знака он отражает глубинную реальность, на второй - маскирует глубинную реальность, затем маскирует отсутствие глубинной реальности, наконец - полностью порывает с реальностью и становится симу-лякром, не подчиняющимся категориям истинности и ложности. Теперь обмен между знаками и реальностью прекращается - знаки соотносятся лишь друг с другом, образуя симуляционную сферу - гиперрельность, состоящую исключительно из знаков (4). «Пока остается какая-то доля аффекта и референции, мы еще на стадии hot. Пока остается какое-то сообщение, мы еще на стадии hot» (5). Современная темпоральность - это холодная темпоральность, когда «сообщением становится само средство коммуникации». Здесь Бодрийяр возвращается к широко известной формуле М. Маклюэна «medium is message», воспринимая ее как ключевую формулу эры симуляции, утверждая, что только средство, независимо от содержания, создает сообщение. Формула «средство есть сообщение» нацелена на тот предел, где после того, как все содержание и сообщение воплотилось и поглотилось средством, и само средство исчезает как таковое. Другими словами, по Бодрийяру, формула Маклюэна означает не только исчезновение сообщения, но и разрушение средства (6). Вообще в теории симулякров Ж. Бодрийяр отстаивает позицию о смерти реального: «принцип симуляции правит нами сегодня, вместо прежнего принципа реальности, целевые установки исчезли, теперь нас порождают модели. Больше нет идеологии, остались одни симулякры» (7). Ж. Бодрийяр рассматривает идею «превзойти систему в симуляции», то есть построить из социально наличных симулякров свои собственные, творческие и субверсивные: симулякрам

третьего порядка следует противопоставлять как минимум столь же сложную игру. Может быть, изобретать симулякры логически (или алогически) высшего порядка, более высокого, чем нынешний третий, выше всякой предопределенности и неопределенности - но будут ли это еще симулякры? На более высоком уровне, чем код, пожалуй, оказывается одна лишь смерть (8). Укоренение симуляции в социальном пространстве тесно переплетается с тем, что С. Жижек обозначил как «идеологический симптом». Симуляция социальной действительности, поддержания видимости становится единственной возможной социальностью; ложь в идеологизированном социуме - гораздо в меньшей степени вымысел, чем истина. Говорить ложь - значит поддерживать идеологический гомеостаз, процесс симуляции социального, поскольку даже если удастся выявить истину, это ничего не изменит, поскольку этого «на самом деле» не существует. Нам не представлена иная реальность, лишь ее идеологическая, метафизическая надстройка, «субъективная объективность», фетиш в чистом или снятом виде, фантазма-тическое обращение вещей, не способных опосредовать наши связи, связи живых людей. «...вопрос состоит не в том, чтобы увидеть вещи (то есть социальную действительность) так, «как они существуют на самом деле», без кривого зеркала идеологии, а в том, чтобы понять, почему действительность как таковая не может существовать без «идеологической мистификации». Маска не просто скрывает действительное положение вещей - идеологическое искажение вписано в самую его суть» (9).

Гиперреальность современного общества, сформировавшаяся в результате симу-ляционных процессов, характеризуется технико-технологическими составляющими.

Техногенность гиперреальности раскрывается в рассмотрении существования и функционирования виртуального пространства, которое является совокупностью симуляк-ров. «На самом деле, симулякр сам есть тело, но тело виртуальное. То есть он также реален как реально любое тело, являющееся референтом, только реален он виртуально»

(10). Именно поэтому симулякр не есть знак, но он сам может быть референтом по отношению к представляющему его знаку-симулякру следующего порядка. Симулякр начинается там, где заканчивается подобие. Там же и начинается виртуальная реальность, которая есть не что иное, как пространство симулякров (11). Типичными чертами современной цивилизации являются: замена реальности симулятивной реальностью, появление людей, претендующих на создание и распространение симулякров, наконец, все увеличивающиеся возможности для манипуляции сознанием, так как симу-лякры отсылают к архетипическим мифологическим символам и образам, создавая тем самым иллюзию новых мифологий. Мир постиндустриального общества превращается в тотальную симуляцию, где первую скрипку играют масссмедиа. Современная действительность вырабатывает вполне самостоятельные системы симулякров, из которых образуется среда человека. Современное понимание симулякра предполагает не вырожденную копию (как у Ж. Бодрийяра), а такую форму, в которой отрицается оригинал и копия, модель и ее воспроизводство. Принципиально невозможно воссоздать из симулякра оригинал, так как в итоге будет создана еще одна симулятивная система. Из этого следует, что не существует единого исторического пути развития. Единственное, что связывает миры - это коммуникация (12).

Гиперрельность проявляется в процессе глобализации инфосферы и представляет собой информационно-технологический аспект культуры. М. Кастельс подчеркивает, что новую коммуникационную систему, основанную на цифровой, сетевой интеграции множества видов коммуникации, характеризует, прежде всего, включение и охват ею всех проявлений культуры (13). В современном социокультурном пространстве термин «виртуальная реальность» стал ассоциироваться именно с компьютерными технологиями и отождествляться с «компьютерной виртуальной реальностью». С развитием компьютерных сетей и образованием глобальной сети Интернет, термин «виртуальная реальность» стал применяться и к элек-

тронно-коммуникативной среде взаимодействий этого единого конгломерата сетей. Интернет представляет собой сильное оружие против всякого рода информационных блокад, превосходное средство для оптимизации экономических связей, великолепное подспорье образования и самообразования, идеальное место для быстрой и эффективной рекламы и т. д. (14). Виртуальная реальность обладает определенными особенностями, которые исследователи называют «особенностями пяти» I: intensive, interak-tive, immersive, illustrative, intuitive (интенсивность, интерактивность, иммерсивность, иллюстративность, интуитивность). При вхождении в условное пространство компьютерной реальности, человек практически не имеет возможности отличить реальный мир от мира виртуального, так последний обладает высокой степенью достоверности. И иллюзорность виртуального мира по отношению к миру константному является относительной, достоверной лишь для внешнего наблюдателя, для виртуала же, находящегося внутри этого пространства, последнее обладает абсолютной реальностью и действительностью. Кроме того, само сознание имеет специфику достраивать, конструировать внешний мир, структурировать данный ему предметный материал, вносить в него определенный порядок, логику, удерживать разворачивающийся мир и ограждать его от разрушения, посторонних воздействий, планировать и ожидать дальнейшего развития событий (15).

Таким образом, в условиях динамики информационных потоков, в процессе внедрения компьютерных технологий расширяются симулятивные функции глобальной сети. Виртуальная реальность функционирует как совокупность симулякров. Виртуальные объекты в пределах виртуальной реальности обретают свое собственное бытие и детерминируют социокультурные процессы, погруженного в неё человека. Современные социальные институты охвачены процессом симулякризации, сущность которого заключается в тотальной подмене реальных процессов их симуляциями и трансформациями социальных институтов в виртуальную ре-

альность. Симулякризация социокультурного пространства грозит полностью подменить реальные процессы их виртуальными аналогами, что может привести к «смерти» социума. Следовательно, процессы симу-лякризации, формирующие гиперреальность, во много определяют ценностную базу жизни человека, тем самым, актуализируя вопрос о техногенной адаптации, как процессе приспособления социокультурной среды к информационно-технологическим изменениям. Динамичная симулякризован-ная реальность требует перестройки видов деятельности, а это в свою очередь определяет изменения в системе культурных ценностей. В связи с этим стремительно нарастает значимость и социальная ценность информационной деятельности, которая становится одной из ведущих отраслей современного производства и порождает информацию в качестве своего собственного специфического продукта. Гиперреальность осмысливается не только как коммуникативная виртуальная реальность, основанная на технологиях виртуальной реальности, а как сфера симулякров, конструирующая современное социокультурное пространство, во многом определяющая лик информационного общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бодрийяр Ж. Система вещей. - М., 1999.

2. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. - М.: Добросвет, 2000.

3. Бодрийяр Ж. Указ. соч.

4. Костина А. В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. - М.: Издательство ЛКИ, 2008.

5. Бодрийяр Ж. Указ. соч.

6. Костина А. В. Указ. соч.

7. Бодрийяр Ж. Указ. соч. - С. 8.

8. Бодрийяр Ж. Указ. соч.

9. Жижек С. Возвышенный объект идеологии.

- М., 1999.

10. Емелин В. Виртуальная реальность и симулякры // http://emeline. narod. ru/virtual. htm.

11. Емелин В. Указ. соч.

12. Туманова О. Долго ли живут симулякры: темпоральный регистр российской модернизации // Логос. - 2004. - № 5 (44). - С. 191200.

13. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура.— М.: ГУВШЭ, 2000.

14. Кастельс М. Указ. соч.

15. Розин В. М. Виртуальные реальности: природа и область переименования // Социально-политический журнал: социально-

гуманитарные знания. - М.,1997. - № 6. - С. 183-199.

Об авторе

Демченко Владимир Иванович, Амурский педагогический колледж, преподаватель специальных дисциплин, соискатель кафедры истории и философии науки Ставропольского государственного университета. Сфера научных интересов

- метафора и симулякр как формы конструирования реальности, метафора в художественном творчестве и искусстве. evasilchenkO @rambler. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.