Научная статья на тему 'СИМУЛЯКР ТРЕТЬЕГО ПОРЯДКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ'

СИМУЛЯКР ТРЕТЬЕГО ПОРЯДКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1310
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИМУЛЯКР / ГИПЕРРЕАЛЬНОСТЬ / САМОПРОВОЗГЛАШЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Костикова А.А., Коновалова А.Д.

Статья посвящена рассмотрению учения Ж. Бодрийяра о порядках симулякров и сменяемости порядков симулякров в зависимости от закона, являющегося основой действия для каждого порядка. В статье подробно изучается симулякр третьего порядка. В качестве примеров с точки зрения учения Бодрийяра рассматриваются фильмы «Матрица» и «Хвост виляет собакой», одна из серий сериала «Чёрное зеркало», проект «Антарктида. 200 лет открытий». Делается вывод, что симулякры третьего порядка конструируют самодостаточную гиперреальность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THIRD ORDER SIMULACRUM IN THE MODERN WORLD

The article is devoted to the consideration of J. Bodriard's teachings on the simulacrum orders and the changeability of simulacrum orders depending on the law, which is the basis of action for each order. The third order simulacrum is studied in detail. As examples from the point of view of Bodriyar's teachings are considered the movies "Matrix" and "Wag the Dog", the series "Black Mirror", the project "Antarctica. 200 years of discoveries". The conclusion is made that simulacrum of the third order construct self-sufficient hyper-reality.

Текст научной работы на тему «СИМУЛЯКР ТРЕТЬЕГО ПОРЯДКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»

РАЗДЕЛ 4. СТАТЬИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ6

А. А. Костикова, А. Д. Коновалова

Московский государственный университет konnastya1999@щаИ- ги

СИМУЛЯКР ТРЕТЬЕГО ПОРЯДКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению учения Ж. Бодрийяра о порядках симулякров и сменяемости порядков симулякров в зависимости от закона, являющегося основой действия для каждого порядка. В статье подробно изучается симулякр третьего порядка. В качестве примеров с точки зрения учения Бодрийяра рассматриваются фильмы «Матрица» и «Хвост виляет собакой», одна из серий сериала «Чёрное зеркало», проект «Антарктида. 200 лет открытий». Делается вывод, что симулякры третьего порядка конструируют самодостаточную гиперреальность.

Ключевые слова: симулякр, гиперреальность,

самопровозглашенная реальность.

Постановка проблемы

В современном мире человек в процессе своей жизнедеятельности сталкивается с большим объемом медиаматериалов о прошедших событиях в разных точках мира. Аудитория лично не участвует в событии, а получает информацию о нем. Информация, преподносимая в медиапространстве, опосредована объективом камеры, является результатом монтажа, который осуществляется в соответствии с политикой определенного медиа. Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью проведения анализа значения симулякров третьего порядка в современном мире.

6 В этом разделе опубликована статья студента-победителя всероссийского фестиваля «Дни РЯ, рекламы и медиакоммуникаций на Алтае», который состоялся 13-30 апреля 2020 г.

Объектом данного исследования является явление симулякров как копии, имеющей, не имеющей и утратившей оригинал в реальности, предметом — симулякр третьего порядка. Цель — анализ процесса конструирования самодостаточной гиперреальности и распространения ее в общественных массах. В связи с данной целью нами поставлены следующие задачи: 1) дать определение понятия «симулякр»; 2) рассмотреть отличительные характеристики симулякра третьего порядка; 3) проанализировать примеры симулякра третьего порядка в современном мире; 4) определить значение симулякра третьего порядка в современном мире.

Обзор литературы по теме

Ж. Батай определял симулякр как «результат воплощения в слове, художественном произведении и инсталляциях невыразимого, мистического "внутреннего опыта"» [1]. Ж. Делёз трактует язык как «высочайший из симулякров» [5]. Ж. Деррида определяет «письмо как ловушку, коварную и тираничную, симулякр, ложный претендент, стремящийся заместить логос» [6].

Французский социолог, культуролог и философ-постмодернист Жан Бодрийяр в процессе своей научной деятельности развил учение о трёх порядках симулякров. Симулякром является копия, изображающая оригинал, существующий в реальности, либо не имеющая оригинала в реальности или утратившая его. Жан Бодрийяр выделяет три порядка симулякров, которые последовательно сменялись один за другим с эпохи Возрождения. Сменяемость симулякров происходит в соответствии с изменениями закона ценности. «Симулякр первого порядка (подделка) действует на основе естественного закона ценности со свойственной ему игрой форм» [3]. Данный порядок симулякра характерен для «классической» эпохи от Возрождения до промышленной революции. Симулякр второго порядка (производство) в основе своего действия имеет рыночный закон действия и реализуется со свойственным ему расчетом сил. Этот порядок симулякров является господствующим в промышленную эпоху. Симулякр третьего порядка (симуляция) действует на основе структурного закона ценности. Симуляция господствует в современном мире, регулируемом кодом.

Описание методики исследования

Мы рассмотрим примеры симулякров третьего порядка с точки зрения концепции Ж. Бодрийяра. Отличие симулякра третьего поряд-

ка выражается в том, что он не является подделкой оригинала, не является примером чистой серийности. В симулякрах третьего порядка «все формы выводятся из моделей методом модулирования отличий. Все процессы выводятся из модели, из «референтного означающего», образующего опережающую целевую установку и единственный фактор правдоподобия, смысл имеет только соотнесенность с моделью» [4].

Анализ материала

В качестве примера симулякра третьего порядка из массовой культуры можно рассмотреть сатирическую комедию Барри Левинсо-на «Хвост виляет собакой». В преддверии президентских выборов действующий президент США, желающий баллотироваться на еще один срок, получает обвинения в сексуальных домогательствах, что сразу же негативно сказывается на его рейтинге. Чтобы отвлечь внимание общественности от этого инцидента, советник президента нанимает кинопродюсера, который должен помочь создать правильный образ президента в глазах общественности. Для этого принимается решение создать видимость войны между США и албанской террористической группой. Общественность верит, что США участвует в войне. Убеждение общества в достоверности происходящего осуществляется с применением снятых патриотических роликов, написанных солдатами песен, взятых интервью. Эта война является примером симулякра третьего порядка, симуляцией, потому что она абсолютно эквивалентна реальности, однако оригинала в действительности не имеет. Происходит создание самопровозглашенной реальности за счёт распространения материалов средствами массовой информации.

«Первый в истории автономный автопробег по Антарктиде, который начался 1 декабря 2018 года и закончился 9 января 2019 года, был приурочен к 200-летию открытия Антарктиды русскими мореплавателями Ф. Беллинсгаузеном и М. Лазаревым»7. Автопробег был совершен российскими путешественниками и кинодокументалистами. Во

7 Документалисты при поддержке РГО покоряют Антарктиду на автомобилях // ВОО "Русское географическое общество". Москва, 2018. 4 декабря. URL: https://www.rgo.ru/ru/article/dokumentalisty-pri-podderzhke-rgo-pokoryayut-antarktidu-na-avtomobilyah-0 (дата обращения: 13.10.2020)

время экспедиции происходили съемки фото- и видеоматериалов для фильма «Антарктида. 200 лет открытий». Люди, узнающие информацию о совершенном автопробеге, не были свидетелями экспедиции вживую. Вся информация, которой они обладают, поступила к ним через средства массовой информации. Таким образом, самодостаточная гиперреальность сконструирована и распространена в массах [7].

Одна из серий сериала «Черное зеркало» повествует о мире, в котором человек становится зависимым от своего социального рейтинга. У каждого человека есть специальные линзы, позволяющие ему видеть рейтинг окружающих людей. Каждому человеку приходится быть активным в специальной социальной сети, чтобы получать баллы к своему рейтингу. Люди скрывают свои истинные эмоции, стараясь достичь максимального рейтинга в этой сконструированной реальности. Достижение определенного рейтинга позволяет получить привилегии. Каждый член общества моделирует реальность в своей социальной ленте событий, стремясь показать окружающим, предоставляя фотоотчет, какой он добрый, хороший, активный гражданин. В этой серии представлен фантастический вариант существования человеческого общества, в котором симулякр третьего порядка играет доминирующую роль при построении социального положения человека.

В научно-фантастическом боевике «Матрица» реальность, в которой находится человеческое общество, является симуляцией. Действительность сконструирована машинами, которые подчинили себе человечество. Таким образом, фильм «Матрица» можно рассматривать как фантастический вариант развития человеческого общества, в котором симулякр третьего порядка занимает главенствующее положение в построении человеческих отношений. Фильм осуществляет пересмотр природы реальности. В самом фильме часто происходят отсылки к учению Жана Бодрийяра. Известно, что идеи французского философа-постмодерниста оказали значительное влияние на кинорежиссеров Вачовски. Однако сам Жан Бодрийяр в 2003 году в интервью журналу «Le Nouvel Observateur» выражал мысль о том, что постановщики фильма заблуждаются, что они «принимают гипотетическую виртуальность за данность и превращают ее в зримый фантазм. Однако главная отличительная черта виртуального мира заключается именно в том, что о нем нельзя вести речь в категориях реально-

сти» [8]. Жан Бодрийяр говорит о том, что в фильме «Матрица» происходит смешение симуляции, нового явления, и иллюзии, давно известного миру явления.

Выводы

Симулякр третьего порядка имеет своей целью симуляцию различий, в этом случае симуляция тотальна и незаметна. Симулякр третьего порядка конструирует самодостаточную гиперреальность. Являясь полностью технологичным, даже в тех случаях, где участие техники вовсе не предусмотрено, симуляция несет в себе все свои «технические» черты (операциональность, инструментальность, алгоритм).

Литература

1. Батай Ж. Внутренний опыт. СПб. : Axioma/Мифрил, 1997. 336 с.

2. Бодрийяр Ж. Дух терроризма. Войны в заливе не было. М. : Рипол-классик, 2016. 224 с.

3. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М. : Добросвет, 2000. 387 с.

4. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции. М. : ПОСТУМ, 2015. 240 с.

5. Делез Ж. Логика смысла. М. : Академический проект, 2011. 472 с.

6. Деррида Ж. Позиции. М. : Академический проект, 2007. 160 с.

7. Клоссовски П. Симулякры Ж. Батая // Танатография эроса. СПб. : Axioma/Мифрил. 1994. С. 79-91.

8. Жан Бодрийяр о «Матрице». Интервью Ж. Бодрийяра журналу «Le Nouvel Observateur», 19 июня 2003 г. / Перевод В. Мильчиной // Скрытый смысл. Анализ фильмов и философская пропедевтика. Москва, 2018. URL: http://скрытыйсмысл.рф/Ыog/zhan-bodriyyar-o-matrice (дата обращения: 12.05.2020).

A. А. Kostikova, A. D. Konovalovа

Moscow State University

THIRD ORDER SIMULACRUM IN THE MODERN WORLD

The article is devoted to the consideration of J. Bodriard's teachings on the simulacrum orders and the changeability of simulacrum orders depending on the law, which is the basis of action for each order. The third order

simulacrum is studied in detail. As examples from the point of view of Bo-driyar's teachings are considered the movies "Matrix" and "Wag the Dog", the series "Black Mirror", the project "Antarctica. 200 years of discoveries". The conclusion is made that simulacrum of the third order construct self-sufficient hyper-reality.

Key words: simulacrum, hyper-reality, self-proclaimed reality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.