Научная статья на тему 'Симптомокомплекс манипулятивности при различных личностных расстройствах'

Симптомокомплекс манипулятивности при различных личностных расстройствах Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
987
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Орлова Л. В.

В статье представлен анализ клинико-психологических исследований межличностной манипулятивности. Манипулятивность как признак личностного расстройства проявляется в эмоциональных реакциях, в отношении к себе и другим людям, в мотивах, убеждениях, стратегиях взаимодействия. Симптоматические проявления манипулятивности и цели манипулирования специфичны при различных личностных расстройствах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Симптомокомплекс манипулятивности при различных личностных расстройствах»

СИМПТОМОКОМПЛЕКС МАНИПУЛЯТИВНОСТИ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ЛИЧНОСТНЫХ РАССТРОЙСТВАХ

© Орлова Л.В.*

Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск

В статье представлен анализ клинико-психологических исследований межличностной манипулятивности. Манипулятивность как признак личностного расстройства проявляется в эмоциональных реакциях, в отношении к себе и другим людям, в мотивах, убеждениях, стратегиях взаимодействия. Симптоматические проявления манипулятивности и цели манипулирования специфичны при различных личностных расстройствах.

В клинико-психологических исследованиях (Р. Хаэр, И. Пирсон, Л. То -биас, Д. Лалич, А. Т.Бек, Л.А. Кларк, Н. Мак-Вильямас, Д. Браун, Е.П. Че-чельницкая, Н.И. Зенцова и др.), посвященных таким важным в настоящее время проблемам как психическое здоровье, социальная адаптация, диагностика, психотерапия и предупреждение отклоняющегося поведения особое внимание уделяется изучению межличностной манипулятивности. Исследование данного феномена необходимо для того, чтобы уменьшить опасность, которую представляют манипулятивные личности как для окружающих, так и для самих себя, понять истоки их поведения.

Анализ клинико-психологических исследований показал, что манипуля-тивность довольно часто рассматривается как признак личностных расстройств (психопатии), что касается ее симптоматических проявлений при различных типах психопатии, то данному вопросу уделяется мало внимания.

Одной из первых работ, в которой описывается межличностная мани-пулятивность как критерий личностного расстройства является книга Х.М. Клекли «Маска здравомыслия» (1941). Автор выделяет и описывает различные черты психопатии. Термин «манипулятивность» не используется, однако в тех характеристиках, которые Х.М. Клекли дает психопатам можно увидеть проявления манипулятивности: «Чаще всего, типичные психопаты производят положительное впечатление при первой встрече. Их «дружелюбный» стиль общения кажется основанным на подлинном интересе к вам... Все это делается для того чтобы расположить к себе человека, а затем использовать его в своих корыстных целях» [11].

Хаэр Р.Д. опираясь на контрольный список признаков психопатии, составленный Х. М. Клекли и результаты собственных исследований выделил двадцать признаков психопатии, в том числе и манипулятивность. К симптоматическим проявлениям манипулятивности Р. Д. Хаэр относит:

* Доцент кафедры Психологии, кандидат психологических наук, доцент

использование лжи и обмана ради личной выгоды. Отличительным признаком манипулятивности от патологической лживости он считает черствость и безразличие к переживаниям своих жертв. Согласно Р.Д. Хаэру манипулятивность проявляется и в убеждениях психопатов: «Мир делится на тех, кто дает, и тех, кто берет, хищников и добычу, и что было бы очень глупо не использовать в своих целях чужие слабости» [8].

Согласно E. Person, критерий психопата - психопатический маневр, который является по существу межличностной манипуляцией, основанной на обаянии. Person Е. пишет: «Манипулятор кажется полезным, очаровательным, даже внушающим расположение или соблазнительным, но втайне он враждебный, властный... Жертва воспринимается как агрессор, конкурент, или просто как инструмент, которым следует воспользоваться, манипуляция неизбежно становится последним ударом и больше не определяется (смягчается) принципом реальности» [12].

Рассмотрим проявления манипулятивности при различных расстройствах личности.

На манипулятивность как один из признаков антисоциального расстройства личности (АРЛ) указывают многие исследователи. АРЛ - трудная социально-злокачественная проблема; включающая преступные действия, которые угрожают людям и их собственности (А.Т. Бек, А. Фримен, Д.Д. Дейвис). Дейвис Д.Д., описывая этот тип личностного расстройства, указывает на то, что антисоциальное поведение может значительно меняться - от коварства, манипуляции до прямого нападения. Манипулятив-ность антисоциальных личностей проявляется в представлениях о себе, других людях, в убеждениях, стратегиях и особенностях эмоциональной сферы. Они считают себя одинокими, независимыми и сильными, а окружающих людей - либо эксплуататорами, либо «слабаками», первые заслуживают того, чтобы их эксплуатировали, а другие - заслуживают роль жертвы. Их условное убеждение: «Если я не буду помыкать людьми (манипулировать ими, даже нападать на них), я никогда не получу то, что заслуживаю», «Сила и хитрость - лучший способ добиться своего», «Другие люди слабы и заслуживают, чтобы их обманывали», «Можно лгать, если тебя не уличат во лжи». Основные стратегии делятся на два класса: первая - откровенно антисоциальная личность открыто нападает и обманывает людей, вторая - более тонкий тип - «ловкий мошенник» - стремится привлечь внимание других людей и с помощью проницательной, тонкой манипуляции эксплуатировать или обманывать их) [1]. Лица с АРЛ любят манипулировать для достижения своей цели - добыча денег, слава и т.п.

Весьма специфические проявления манипулятивности при АРЛ выделены Н. Мак-Вильямс. Автор считает, что антисоциальные личности не могут признать в себе наличие обычных эмоций, так как они ассоциируются у них со слабостью и уязвимостью. В своих индивидуальных историях они отмечают, что в детстве с ними никто не разговаривал «по ду-

шам». Возможно, поэтому у них отсутствует «стремление к использованию слов для прояснения чувств, антисоциальные личности применяют слова для манипуляции» [7]. Мак-Вильямс Н. отмечает наличие у данного типа выраженной и организующей потребности ощущать собственное влияние на других, манипулировать ими, «подняться над» ними.

Кернберг О. выделяет два типа антисоциального расстройства личности: «агрессивный» и «пассивно-паразитический» [4]. Для первого типа АРЛ характерны убийства, ограбления, нападения и в целом садистская направленность. Для второго типа, признаком которого вероятно будет ма-нипулятивность, «привычные» формы поведения - ложь, воровство, подлоги, мошенничество и пассивная, эксплуатирующая направленность.

В ряде исследований манипулятивность рассматривается как признак нарциссического расстройства личности (НРЛ). По мнению А.Т. Бека, А. Фримена и Д. Д. Дейвис манипулятивность как признак НРЛ проявляется, прежде всего, в стратегиях поведения. Нарциссические личности считают себя особенными, поэтому им «можно все» [1]. Их манипулятивность проявляется в поиске выгоды от межличностных отношений. Если человек становится невыгодным в плане реализации нарциссического плана, производится психологическая «калькуляция» плюсов и минусов, результаты которых влияют на дальнейший характер отношений. Конец сценария или «невписываемость» партнера в жизненный сценарий способствует разрыву отношений с ним. Одним из способов действия нар-циссических личностей является повышенная требовательность к партнеру с максимальной степенью его задействования и лишением его возможности быть самостоятельным, так как самостоятельность их раздражает [5]. Однако в отличие от антисоциальных личностей у них нет циничного отношения к общественным правилам, в случае разоблачения их манипуляций могут впасть депрессию.

Манипулятивность как признак НРЛ рассматривается Б. Бурстеном. По Б. Бурстену, суть психопатии представлена диагностическим критерием, согласно которому организующий принцип психопатической личности состоит в том, чтобы «сделать» всех или сознательно манипулировать другими. Автор подчеркивает, что данная особенность связана не с делин-квентностью, а с внутренней мотивацией человека. Бурстен Б. выделяет различные типы нарциссических личностей (страстно-требовательный, параноидный, манипулятивный и др.). Манипулятивный тип нарциссиче-ской личности испытывает чувство удовлетворения в процессе манипулирования, наслаждаясь своим привилегированным положением [10].

Рассмотрим проявления манипулятивности как признака истерического расстройства личности (ИРЛ). Описывая этот тип психопатии, П.Б. Ган-нушкин выделяет такую черту как ложь. Главными особенностями их психики являются: 1) стремление, во что бы то ни стало обратить на себя внимание окружающих; 2) отсутствие объективной правды как по отно-

шению к другим, так и к самому себе. Автор пишет, что для большинству представителей этой группы свойственны театральность и лживость. Им необходимо, чтобы о них говорили, и для достижения этого они не брезгуют никакими средствами. Их основной прием - эмоциональный шантаж (демонстрация слез, разыгрывание сцен и т. д). Однако в своих выходках они редко нарушают нормы, определяемые уголовным законом [3].

В исследовании О.В. Распономарева подчеркивается, что черты характера испытуемых с ИРЛ порой противоречивы, их проявления ситуационно обусловлены до такой степени, что в различных жизненных ситуациях они могут выглядеть диаметрально противоположными личностями. Свойственная им театральность (78,9 %) и завышенная самооценка (88,3 %), а также склонность к самодраматизации (76,6 %), демонстративность (74,9 %) и претенциозность (56,4 %), манипулятивное поведение (76,5 %) - все это подчинено достижению поставленных целей (привлечь к себе внимание).

Мак-Вильямс Н. считает, что манипулирование людьми у данного типа, обусловлено стремлением достичь уважения, овладеть вызывающей беспокойство ситуацией [7, с. 400]. Отличительная особенность манипулятивного поведения истеричных пациентов от пограничных заключается в том, что у первых - преднамеренные, синтонные попытки использовать других, а у вторых манипуляции имеют относительно неосознанный характер.

Лица с ИРЛ рассуждают следующим образом: «Уж лучше обольстить в тот момент, который выбираешь сам, чем оказаться обольщенным при неожиданном нападении, не располагая временем для выработки защитных стратегий» [2]. Это связано с пониженной толерантностью к фрустрации и желанием избежать тревожащие ситуации. В ситуациях, когда кто-то сомневается в искренности их мыслей и переживаний, лица с ИРЛ ощущают себя уязвленными и часто испытывают такие чувства как гнев и ярость.

В ряде исследований описывается тип истерического расстройства личности, для которого характерны преобладание хвастливости и манипу-лятивности (рациональность, расчетливость, отсутствие эмоциональных привязанностей, стремление к подчинению окружающих собственным интересам и требованиям), наряду с чертами демонстративности (вплоть до суицидальных попыток), расстройствами влечений (злоупотребление алкоголем, лекарственными препаратами), склонностью к аферам [13].

У параноидных личностей, для которых характерна необоснованная тенденция воспринимать действия других, как намеренно угрожающие или уничтожающие манипулятивность лиц проявляется в убеждениях: «Не доверяй никому», «Люди вероломны и недружелюбны», «Будь начеку», «Ищи скрытые мотивы» и т.п. Их главные страхи связаны с тем, что ими тайно манипулируют, контролируют, унижают или относятся к ним пристрастно. В связи с этим они тщательно скрывают свои слабые места, недостатки и проблемы через обман, опровержение, оправдание и обвинение окружающих (Д. Претцер , А.Т. Бек, А. Фримен) [1].

Следует отметить, что в настоящее время нет консенсуса в представлениях исследователей о манипулятивности как признаке пограничного расстройства личности (ПРЛ). Возможно, это связано с разнообразием точек зрения относительно сущности и детерминант этого весьма сложного типа расстройства. В БГВ-Я и Б8М-1У манипулятивность рассматривается как составляющая ПРЛ. Однако у М.М. Лайнен иная точка зрения: когда пациенты с ПРЛ хотят на кого-то повлиять, они, как правило, прямолинейны, напористы и не прибегают к уловкам и хитрости. Автор пишет: «Несомненно, индивиды с ПРЛ воздействуют на других людей, часто самым эффективным паттерном выступает парасуицид или угроза самоубийства, в некоторых ситуациях - жалобы на чрезвычайно сильную боль и страдания, какой-либо кризис, требующий помощи окружающих. Такое поведение отнюдь не означает манипулирование» [6].

По мнению Н. Мак-Вильямс пограничные пациенты, склонные полагаться на примитивные защиты от базового нарушения в ощущении собственного «Я», они бессознательно оказывают эмоциональное давление, приводящее к тому, что другие чувствуют себя использованными, поэтому их часто относят к «манипуляторам». Мак-Вильямс Н. пишет: «Я предпочитаю не навешивать таких ярлыков на этот тонкий и мощный феномен...» [7]. Сознательные манипуляции характерны, по ее мнению, прежде всего, для АРЛ как «весьма отличного феномена, когда пациент повышает свою самооценку, используя при этом другого человека».

В исследовании Е.П. Чечельницкой подчеркивается, что тотальные и устойчивые нарушения взаимодействия с окружающими чаще всего являются причиной обращения «пограничных» пациентов за помощью. В основе нарушений общения лежит преобладание манипулятивных форм над диалогическими, которое объясняется ранним травматическим опытом общения с первым онтогенетически-значимым Другим [9].

Анализ клинико-психологических исследований показал, что манипу-лятивность является одним из признаков антисоциального, нарциссиче-ского, параноидного и истерического типов расстройств личности и проявляется в дисфункциональных убеждениях, установках, мотивах, стратегиях поведения, эмоциональных реакциях, представлениях человека о себе и других. Симптоматические проявления манипулятивности и цели манипулирования весьма специфичны при различных расстройствах. К общим проявлениям манипулятивности относятся неискренность, отношение к другому человеку как объекту, стремление к личной выгоде.

Список литературы:

1. Бек А.Т. Когнитивная психотерапия расстройств личности / А.Т. Бек - СПб.: Питер, 2002. - 544 с.

2. Виноградова М.Г. Смысловая регуляция познавательной деятельности при истерическом расстройстве личности: автореф. . дис. канд. пси-хол. наук / М.Г. Виноградова. - М., 2004.

3. Ганнушкин П.Б. Особенности эмоционально волевой сферы при психопатиях. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнас, Ю.Б. Гип-пенрейтер. - М.: МГУ 1984. - С. 252-279.

4. Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях / О.Ф. Кернберг. - М.: Класс, 1998. - 368 с.

5. Короленко Ц.П. Социодинамическая психиатрия / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. - М.: Академический проект. - 2000. - 463 с.

6. Лайнен М.М. Когнитивно-поведенческая терапия пограничного расстройства личности / М.М. Лайнен. - М.: Вильямс, 2007. - 592 с.

7. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая психодиагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе / Н. Мак-Вильямс. - М.: Класс, 2001. - 480 с.

8. Хаэр Р.Д. Лишенные совести. Пугающий мир психопатов / Р. Д. Ха-эр. - М.: Вильямс, 2007. - 288 с.

9. Чечельницкая Е.П. Стратегии манипулятивного общения у пациентов с искажением образа Я при пограничной личностной организации: дис. ... канд. психол. наук / Е.П. Чечельницкая. - М., 1999. - 251 с.

10. Bursten В. The Manipulator: Psychoanalytic view / В. Bursten. - New-Haven, Conn.: Yale University Press, 1973. - 277 c.

11. Cleckley H. The Mask of Sanity/ H. Cleckley. - St.Louis, MO: CV Mosby, 1941. - 485 р.

12. Person Е. Manipulativeness in Entrepreneurs and Psychopaths / E. Person // Unmasking the Psychopath. By W.X. Reid. - WW Norton, CO, 1986. - 304 p.

13. Thompson D. Hysterical personality disorder / D.Thompson, D. Goldberg // Br. Journal Psychiatry. - 1984. - V 150. - P. 241-245.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ

© Плугатырёва Е.О.*

Центр развития ребёнка - детский сад «Радуга», г. Черногорск

Данная работа раскрывает структуру ценностных ориентаций как психологического механизма регуляции поведения человека, три уровня детерминации поведения (уровень отдаленных перспектив, уровень проектирования, мотивационный уровень) и три аспекта взаимодействия человека с миром или с ближайшим социальным окружением (субъективный, объективный и интернациональный).

«Ценность - значимость для человека чего-то в мире, и только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию -

* Педагог-психолог, соискатель кафедры Педагогики и психологии профессиональной деятельности Сибирского государственного технологического университета (г. Красноярск)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.