Научная статья на тему 'Симфония по-латиноамерикански: Религия и политика в теологии освобождения'

Симфония по-латиноамерикански: Религия и политика в теологии освобождения Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
316
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА / ТЕОЛОГИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ / ЛИБЕРАЦИОНИЗМ / УГО ЧАВЕС / ЛУИШ ИНАСИУ ЛУЛА ДА СИЛВА / ЭНРИКЕ ДУССЕЛЬ / LATIN AMERICA / THE LIBERATION THEOLOGY / LIBERATIONISM / HUGO CHAVEZ / LUIS INACIO LULA DA SILVA / HENRIQUE DUSSEL

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Крылов Павел Валентинович

В статье рассматривается политическая компонента «теологии освобождения»: как в теоретическом аспекте, так и в её преломлении в практической деятельности правительств стран Латинской Америки, принадлежащим к левым силам. Христианское богословие, истолкованное с позиций либерационизма, оказывается одним из способов легитимации общественных преобразований в социалистическом и солидаристском духе, а также движения альтерглобализма, фактически, превратившегося в официальную политическую доктрину нескольких латиноамериканских государств. Постановка проблем актуальной повестки дня и риторика, используемые политическими лидерами стран региона, такими как Уго Чавес, Николас Мадуро, Фернандо Луго, Луиш Инасиу Лула да Силва, Дилма Роуссефф вполне согласуются с основными постулатами «теологии освобождения», а наиболее известные богословы — Леонарду Бофф, Густаво Гутьеррес, Энрике Дуссель, Фрей Бето, оказываются вовлечены в политическую деятельность, в том числе, в качестве участников избирательных кампаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Simphony in Latin American style: religion and politics in the Liberation Theology

The author explores the political aspects of the Liberation Theology both in its theoretical and practical implementation with the activities and decisions of the Latin American leftist governments. Christian theology interpreted by liberation theologizes became one of the pillories for legitimatizing the socialist transformation of society and of the alterglobalist ideology, and subsequently a new official doctrine of some Latin American countries. The political rhetoric and views on the factual problems of Hugo Chavez, Nicolas Maduro, Fernando Lugo, Luis Inacio Lula da Silva, Dilma Rousseff are in accord with central postulates of the Theology of Liberation. On the other hand, the most famous theologians of the stream such as Leonardo Boff, Gustavo Gutierrez, Henrique Dussel and Frey Betto are involved into political life and even in electoral campaigns.

Текст научной работы на тему «Симфония по-латиноамерикански: Религия и политика в теологии освобождения»

Симфония по-латиноамерикански: религия и политика в теологии освобождения

В конце марта 2013 г. по венесуэльскому телевидению был показан мультипликационный ролик о том, как покойный президент Уго Чавес попадает в рай, где встречает вождя индейского восстания Тупака Амару, Сальвадора Альенде, Эвиту Перон, Эрнесто Че Гевару, Симона Боливара, Педро Камехо и свою собственную бабушку, Росу Инес Чавес. Есть среди них и персонаж, похожий одновременно и на Карла Маркса, и на венесуэльского певца Али Примера. Подобный образ рая, тиражируемый средствами массовой информации Боливарианской Республики, отражает тот факт, что теология освобождения уже успела серьёзно повлиять на политическую культуру, по крайней мере, одной из стран региона включающую представления о сути государственных институтов и призвании политических лидеров. Религия возвращается в политику1. В августе 2012 г. в заключительном документе международной конференции «Освобождающая духовность в свете теологии освобождения», состоявшейся в Каракасе, провозглашено: «Политика и вера должны пребывать в единстве... Отказ от участия в политической жизни был бы предательством по отношению к Иисусу из Назарета и Его планам в отношении этого мира»2.

1 Крылов П. В. «Теология освобождения» и взгляды её представителей на концепцию мировой истории // Религия. Церковь. Общество. Исследования и публикации по теологии и религии. Выпуск 1. 2012. СПб, 2012. С. 151-178.

2 Освобождающая духовность в свете теологии освобождения. — Режим доступа: Noticiasuruguayas.blogspot.com.es/2012/08/40-anos-de-la-masacre-de-trelewteologia.htm . Дата посещения: 23. 07. 2013.

Религия. Церковь. Общество

Свобода и демократия, политические принципы установленные Богом

Основоположник теологии освобождения и автор самого понятия перуанский священник Г. Гутьеррес выдвинул тезис о том, что понятие «политический режим» должно содержать в себе представление о «свободе», без которой не может существовать ни порядка, ни политики3. «Свобода», по его мнению, предполагает «постоянное и никогда не завершающееся творчество, новый способ чувствовать себя человеком, перманентную культурную революцию», а также реализацию принципов социальной справедливости, что существенно отличается от понимания свободы в либеральной политической мысли, провозглашающей в качестве основополагающих личные свободы: совести, слова, печати и собраний4. Первые две характеристики свободы в изложении Г. Гутьерреса, представляют, скорее, эмоциональные характеристики, а упоминание о «перманентной культурной революции» отсылает читателя одновременно к теориям Троцкого и практикам китайских коммунистов и может своей броской и многозначительной формулой прикрыть любое наполнение. Расплывчатость первых трёх критериев свободы искупается, впрочем, призывом к реализации принципов социальной справедливости, который выглядит конкретнее, чем требование всех либеральных свобод вместе взятых. Практическое содержание он получает в императивных обращениях о борьбе с бедностью, которые выдвигаются сегодня в адрес любого латиноамериканского правительства.

Реализация принципа свободы в обществе осуществляется посредством демократического политического устройства, необходимость которого также выводится в рамках теологии освобождения из основ христианского вероучения. «Наша настоящая социальная программа —

3 Gutierrez G. Teología de la liberación. Perspectivas / IV ed. Salamanca, 1973. P. 290.

4 Gutierrez G. Teologia de la liberación. P. 61-62.

Святая Троица», — заявляет Рудольф фон Зиннер, бразильский богослов швейцарского происхождения, находя в догмате о троичности Бога руководство в области политического действия5. Вера в Святую Троицу, убеждает он, вступает в противоречие с иерархическим устройством церкви и общества, поскольку его основное содержание отражается в общении ипостасей друг с другом, которые «суть едины в своей любви друг к другу, но различаются между собой в «индивидуальности» каждой из них»6. «Исходя из преобразующей силы Духа, посредством несущего свободу подвига Сына, вселенная в итоге приходит к Отцу», — общение равных друг другу ипостасей божественного триединства между собой являют собой небесный прообраз для земной демократии: «Фундаментальная демократия стремится к наибольшему равенству между отдельными людьми посредством всё более интенсивных способов участия во всех делах, касающихся индивидуального и общественного бытия человечества. Помимо равенства и соучастия, она предполагает общение с трансцендентными ценностями, определяющими высший смысл жизни и истории»7. Таким образом, христианин, приверженный своему вероучению, должен быть демократом, а демократическая форма правления легитимируется и божественным провидением. Последнее, как утверждает Г. Гутьеррес, активно участвует в историческом процессе. «Христос не переводит свои обетования в «духовную» область; он наполняет их содержанием и значением здесь и сейчас; одновременно он открывает новые перспективы для продвижения истории вперёд к полному примирению... только в земном, временном, историческом событии мы можем открыться к исполнению нашего будущего»8.

5 Sinner R., von. Confianza e Convivencia. Reflexoes éticas e ecuménicas. Sao Leopoldo, 2007. P. 33.

6 Sinner R., von. Confianza e Convivencia. P. 35.

7 Sinner R., von. Confianza e Convivencia. P. 36.

8 Gutierrez G. A theology of liberation. History, politics and salvation: 15th anniversary ed. New York, 1988. P. 96.

СИМФОНИЯ ПО-ЛАТИНОАМЕРИКАИСКИ...

Религия. Церковь. Общество

Консервативное представление о Боге как силе, гарантирующей сохранение установленного ею порядка, перуанский богослов вытесняет образом вечного Творца, постоянно пребывающего в состоянии творения и освящающего процесс общественных перемен, организаторы и исполнители которых (в том числе, революционеры) оказываются проводниками высшей воли. Для безымянных авторов прокламации Аргентинского института богословских исследований (ISEDET) консервативное богословие и проповедь консервативных идей, которые «продолжают теологическую традицию оправдывать конкисту, геноцид, господство и угнетение», суть хула на Духа Святого, которая, согласно христианскому вероучению не может быть прощена9.

Политические проблемы: отражение в церковных доку м ентах и деятельности церквей

Значительный ряд латиноамериканских церковных лидеров в последние три десятилетия оказались под влиянием идей Г. Гутьерреса и его последователей.

Прежде всего, необходимо отметить освоение ими риторики, в которой важное место занимает требование «справедливого мира». Собрание перуанских епископов ещё в августе 1971 г. принимает документ под общим названием «Справедливость в мире». «Построение справедливого общественного порядка в Латинской Америке, в целом, и в Перу, в частности, будет означать преодоление нынешнего положения зависимости, угнетения и эксплуатации, в условиях которых живёт большая часть наших народов»10. Для того, чтобы мир стал справедливым, по мнению авторов документа, необходимо призвать и, фактически, заставить «национальные церкви

9 Mirando esta hora histórica centroamericana desde la fé // Cuadernos de teologia. Revista editada por el Instituto superior evangelico de los estudios teologicos. 1989. N 1. P. 12.

10 Greinacher N. Die Kirche der Armen. Zur Theologie der Befreiung. München, 1980. S. 89.

индустриально развитых государств признать использование экономического и внеэкономического (военного и политического) принуждения по отношению к другим народам», результатом которого становятся неравноправные и выгодные для одной стороны отношения. «Особенно противным Божьей воле» предполагалось считать продолжение гонки вооружений, в том числе, ядерных, разворачивающееся на фоне нечеловеческих условий существования большинства жителей планеты11.

Во время конференции латиноамериканских епископов в Пуэбле 1979 г. появились формулировки, выделяющиеся не столько богословскими определениями, сколько политическими декларациями: «Наш народ стремится к всеобъемлющему освобождению, которое не ограничивается рамками его обыденного существования, но предполагает полное и вечное единство в Господе с братьями и сёстрами, вечность которого начнётся не сверхъестественным образом, но уже в исторически обозримом будущем»12. Политическое действие, направленное на преобразование мира объявляется обязанностью, мирским призванием христианина в упомянутом манифесте ISEDET13. Представители церквей стран Южного Конуса, собравшиеся в сентябре 2002 г. во Флорианополисе, пошли дальше в определении наиболее соответствующей христианству социальной системы, прямо объявив в принятой ими резолюции, что «в Библии содержится пророчество о неизбежности появления социалистического общества». В качестве основания документ приводит библейскую цитату: «Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2 Petr. 3, 13)14.

11 Greinacher N. Die Kirche der Armen. S. 91.

12 Greinacher N. Die Kirche der Armen. S. 105.

13 Mirando esta hora histórica centroamericana desde la fé. P. 9.

14 Mensaje de Florianópolis: Conferencia de obispos, pastoras y pastores presidentes, Cono Sur, Florianópolis, Brasil. Septiembre de 2002 // Para que

Симфония по-латиноамерикански...

Религия. Церковь. Общество

Выпуск 2

Более осторожна в своих заявлениях Евангелическая Церковь Лютеранского исповедания Бразилии, президент которой, В. Альтманн, в пастырском послании по случаю муниципальных выборов 11 августа 2004 г., призвал паству к участию в политике, которой он возвращает моральное измерение. Поскольку изначально понятие «политика» означало «управление общим достоянием во благо всех граждан», то он видит возможным использовать «политическую практику в качестве действенного средства решения проблем нашего народа и стимула к обновлению жизни всех его общественных структур». Закономерной выглядит отсылка к авторитету Лютера, который видел политику, экономику, общество и культуру проявлением «идущей от веры ответственности по отношению к Богу и ближнему»15. Впрочем, точной ссылки на произведение реформатора президент не приводит.

В «Декларации о внешнем долге, неолиберализме и глобализации», принятой на конференции епископов и президентов Евангелическо-лютеранских Церквей Латинской Америки отдельных верующих и общину призывают к «участию в жизни нашего общества, к сопровождению тех социальных групп, чьё положение является наиболее слабым и хрупким, к действию с позиций защиты человеческой жизни, борьбы за реальное уважение к правам человека и за сохранение экосистем». В том же документе адекватным пространством для «продвижения глобальной культуры солидарности» называется Всемирный Социальный Форум16. В своём призыве к прямому вмешательству церквей в политику, авторы декларации не видят ничего предосудительного.

puedan resistir... Las Iglesias luteranas latinoamericanas frente a la global-ización neoliberal y la deuda externa. Buenos Aires, 2004. P. 22-23.

15 Carta pastoral — eleiçoes municipais 2004, Igreja Evangélica de con-fissao luterana no Brasil; Walter Altmann, Pastor Presidente, 11 de agosto de 2004 // Para que puedan resistir... P. 80.

16 Declaración sobre la deuda externa, neoliberalismo y globalización; conferencia de obispos, pastoras y pastores presidentes, Santa-Cruz, Bolivia, Abril de 2002 // Para que puedan resistir. P. 17.

Со времён утверждения в странах региона военных диктатур в 1960-1980-е гг. среди латиноамериканских богословов получила распространение критика «доктрины национальной безопасности» и связанных с ней концепций национальных интересов. Пришедшая в Латинскую Америку США через специальные курсы для представителей высшей власти и получившая распространение преимущественно в военных кругах, эта доктрина, как отмечает Х.-А. Виера-Галло, пытается «использовать религию в качестве собственного инструмента», с другой же, представляет риск «ограничить пастырскую свободу Церкви17. Большинство латиноамериканских епископов, участников международной конференции в Пуэбле, определили, что защита «национальной безопасности» и защита национальных интересов могут быть причиной конфликтов.

Критическая позиция в отношении политических режимов 1970-х - 1980-х гг., по мнению М. Флита, помогла церковным лидерам преодолеть стоявшие перед Римско-католической Церковью в Латинской Америке проблемы. Согласившись с отделением от государства и, соответственно, от партийной политики, они смогли привлечь на свою сторону представителей среднего и рабочего классов, чья конфессиональная принадлежность нередко была до того момента номинальной. Децентрализация, расширение использования Библии, модификация молитвенных и литургических практик, а также более активное вовлечение мирян в богослужебную жизнь помогли Римско-католической Церкви решить кадровые проблемы, вызванные сокращением количества священнических ординаций, и, как полагает тот же автор, поможет в будущем сократить отток последователей в неопротестантские деноминации. Наконец, участие в защите гражданских

17 Viera-Gallo J.-A. The Church and the doctrine of national security// The Church at the Crossroads. Christians in Latin America: from Medellin to Puebla 1968- 978: IDOC international. Rome, 1978. P. P. 33.

СИМФОНИЯ ПО-ЛАТИНОАМЕРИКАИСКИ...

Религия. Церковь. Общество

прав простого народа не только способствовало укреплению влиянию католических активистов среди традиционных последователей, но и позволило завоевать симпатии участников традиционных левых движений18. Следствием стало расширение потенциального электората «левых», в расширительном смысле, который вкладывает в термин У. Эко19. Сходного мнения придерживается Р. делла Кава, сотрудник центра латиноамериканских исследований Колумбийского университета, подчеркнувший беспрецедентную позицию католической Церкви Бразилии, занявшую место «в авангарде борьбы за права человека и возвращение страны к власти закона». Представители церкви не только разделяют прогрессивные устремления и влечение к свободе, но и полностью дистанцируются от традиции взаимоотношения с государством, «ориентированной на обеспечение себе привилегий»20. Для церковных деятелей, стоящих на позициях богословского либерационизма и в более позднее время характерно обличение нелегитимных и коррумпированных правительств21.

Обращение к политической проблематике и ее трактовка в социал-демократическом и социалистическом ключе превратилось в успешный способ увеличить популярность Церкви, её представителей и доктринальных положений, касающихся как общественного устройства, так и вероучения, в условиях нарастания влияния левых сил в Латинской Америке.

18 Fleet M. Religion in Latin America // Understanding contemporary Latin America / Ed. by R. S. Hillman. Boulde, 2005. P. 351.

19 Эко У. По ком звонит колокол. Призыв 2001 г. к моральному референдуму // Полный назад. Горячие войны и популизм в СМИ. М., 2007. С. 213.

20 Della Cava R. The Roman Catholic Church in Brazil in April 1978: А vision of short-term politics and long-term religion // The church at the crossroads. Christians in Latin America from Medellin to Puebla. 1968-1978. Rome, 1978. P. 43.

21 Declaración pública sobre deuda ilegitima; decima asamblea de la Federación Luterana Mundial, Winnipeg, Canadá, 21-31 de Julio de 2003 // Para que puedan resistir. P. 24.

Установки теологии освовож дения в политической риторике и практике

Теология освобождения стала оказывать влияние не только на стилистику высказываний церковных лидеров, но и на политическую повестку дня. Такой консенсус существует, к примеру, относительно признания остроты проблем коррупции, бедности и социальной справедливости в странах Латинской Америки. Показательна получившая известность формула Ф. Э. Кардозу, занимавшего высший бразильский пост в 1995-2003 гг. «Бразилия — это не слаборазвитая страна. Это несправедливая страна»22. Она довольно неожиданна для политика-центриста, освоившего риторику более уместную для левых. Впрочем, по его мнению, социальная справедливость может быть достигнута, одновременно с политической свободой23.

Своё влияние оказывает теология освобождения и на видение принципов международных отношений, официально декларируемое главами латиноамериканских государств. В качестве яркой иллюстрации к сказанному выше может послужить речь, которую 29 января 2009 г. президент Бразилии Л. И. Лула да Силва произнёс перед участниками Всемирного Социального Форума на круглом столе «Латинская Америка и перед лицом международного кризиса»24. Выдержанная в подчёркнуто демократичном стиле с обращениями к коллегам на грани фамильярности и воодушевляющими обращениями к присутствующим, речь явила собой апологию социального солидаризма

22 Окунева Л. С. Бразилия: Особенности демократического проекта. Страницы новейшей политической истории латиноамериканского гиганта (1960-е гг. - 2006 г.) М., 2008. C. 495.

23 Кардозу Ф. Э. Чтобы быть стабильной, демократия должна быть эффективной в сокращении массовой бедности и социального неравенства // Свободная мысль. 2010. № 1. С. 38.

24 Полностью речь размещена на официальном сайте Президента Федеративной Республики Бразилии. — Режим доступа: http:// www.imprensa.planalto.gov.br. Дата посещения: 29.01.2009.

Симфония ПО-ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИ...

Религия. Церковь. Овщество

в качестве главного ориентира государства в условиях мирового экономического кризиса. Это стало реальностью оттого, что изменился мир — как подчеркнул оратор, не революционным, но демократическим путём: «...сегодня некогда самые смиренные народы Латинской Америки, индейцы из Боливии, Эквадора и Бразилии, рабочие Венесуэлы и Эквадора учатся самостоятельно, без посредников выбирать своих правителей. Они голосуют напрямую и выбирают тех, кому они верят». Избранные на высокий пост лидеры обязаны внимать голосу народа, постоянно сверяясь с ним, поскольку «в сегодняшнем кризисе кроется . возможность построить нечто новое, . вести дискуссию о финансовом рынке, который не может существовать в отрыве от реального производства, вести дискуссию о политике освобождения от пут зависимости, вести дискуссию о справедливом распределении природной ренты». Активное государственное вмешательство в экономику Лула считает нормой, отвергая экономический либерализм: «Рыночный бог пал. Пал от безответственности, пал из-за отсутствия контроля, пал в результате спекуляций», — провозгласил оратор, вызвав у аудитории лавину восторгов. Впрочем, у государственного вмешательства в экономические процессы должна быть цель — достижение социальной справедливости. В частности, он говорил о социальном использовании нефтяных разработок «Петробраза», о строительстве 500 тыс. домов в 2009 г. и более 500 тыс. в 2010 г. «Беднякам не придётся платить за этот кризис, их жизнь не должна ухудшиться из-за того, что банкиры проявили безответственность», — заключил президент.

Во внешней политике Лула фактически отверг реалистический прагматизм, объявив приоритет международ-но-коммунитаристских интересов над национальными: «лучше иметь противоречия и сидеть за одним столом, и разрешать эти противоречия, нежели следовать такому

стилю правления, который признаёт только собственные интересы, добиваясь их достижения за счёт других». Слова бразильского лидера созвучны мыслям, которые в 2005 г., когда положение мировой экономики казалась более чем безоблачным, богослова В. Дирксенса: принцип «спасайся, кто может!», по его мнению, «усугубит мировую рецессию и в долгой перспективе не спасёт никого»25. Эти мысли президент Бразилии развивает на встрече 9 сентября 2009 г. по случаю визита С. М. Фунеса, призывая страны к солидарности и сотрудничеству. Президент Бразилии полагает, что мировой порядок, являющийся сегодня «политическим и моральным императивом» должен быть «устойчивый, многосторонний, не столь ассимметричный, свободный от геге-монизмов и наделённый демократическими институтами»26.

Победа лидера Партии Трудящихся на президентских выборах, отмечает Ж. С. Адан, не является прямым следствием теологии освобождения, однако, по мнению этого наблюдателя, она стала возможной благодаря тому, что последняя сумела привнести в политическое самосознание бразильцев чувство надежды27. Р. фон Зиннер придаёт особое экуменистическому и межрелигиозному диалогу, который происходил во время поездки Лулы да Силва в Рим на похороны папы Иоанна Павла II 7 апреля 2005 г.: «признание не только религии как таковой, но и религиозного многообразия с его вкладом в жизнь социума стало с многих его сторон знаменательным в стране с наибольшим числом католиков в мире»28. О поддержке деятельности Лулы объявил и президент бразильской Церкви лютеранского исповедания В. Альтман, отмечавший в качестве

25 Режим доступа: http://www.imprensa.planalto.gov.br. Дата посещения:

29.01.2009.

26 Режим доступа: http://www.imprensa.planalto.gov.br. Дата посещения:

09.09.2009.

27 Adam J. C. Romaria da Terra. Brasiliens Landkämpfer auf der Suche nach Lebensräumen. Eine empirisch-liturgiewissenschaftliche Untersuchung. Stuttgart, 2005. S. 13.

28 Sinner R., von. Confian^a e Convivencia. P 60.

СИМФОНИЯ ПО-ЛАТИНОАМЕРИКАИСКИ...

Религия. Церковь. Общество

основной его заслуги реализацию программы «Fome Zero», предполагающей ликвидацию в стране проблемы недоедания29. В качестве практического шага в реализации «справедливого мирового порядка» В. Альтманн предложил идею «юбилейного года», во время которого странам третьего мира можно будет списать несправедливые внешние долги30.

Во время избирательной президентской кампании 2010 г. фотографии Л. Боффа появлялись на агитационных плакатах кандидатов М. Силвы от «зелёных» и Д. Роуссефф от Партии Трудящихся, выступившей в роли преемницы Лулы и, в итоге, победившей на выборах. Во время протестов 2013 г., вызванных недовольством повышением цен на проезд в общественном транспорте на фоне крупных государственных ассигнований на проведение Кубка Федерации по футболу, выступления Д. Роуссефф отличались отчётливо примирительным тоном — «сегодня Бразилия проснулась», и «голос улицы будет услышан»31. Во время встречи с губернаторами штатов и мэрами региональных столиц она предложила программу преобразований из пяти пунктов:

1. Налоговая ответственность, основа гарантии стабильности экономики и контроля над инфляцией.

2. Политическая реформа, которая должна включать информационную открытость администраций и способствовала бы общественному контролю над государственными расходами со стороны граждан.

3. Инвестиции в систему здравоохранения, в том числе создание 11 447 штатных единиц в области здравоохранения и 12 376 мест для обучения студентов-медиков в период до 2017 г; привлечение в страну лучших зарубежных

29 Altmann W. Para la sanación del mundo // Para que puedan resistir. P. 94.

30 Altmann W. Para la sanación del mundo P. 100-101.

31 Речь Дилмы Роуссефф 18 июня 2013. — Режим доступа: http://www2. planalto.gov.br/imprensa/discursos/copv of discurso-da-presidenta-da-repub-nca-dilma-rousseff-durante-cerimonia-lancamento-do-marco-regulatorio-da-mineracao -brasilia- df . Дата посещения: 01.10.2013.

специалистов в области медицины для поднятия её общего уровня.

4. Инвестиции в систему общественного транспорта.

5. В области образования, принять закон о направлении 100% акцизных сборов с нефти и нефтепродуктов на развитие образовательной системы32.

Программа стала фактическим ответом на требования протестующих, поднимавших лозунг «Больницы и школы вместо мегапроектов», и вписывается в концепцию «цивилизации заботы» Л. Боффа.

Влияние принципов теологии освобождения на политическую риторику правящей в Бразилии Партии трудящихся очевидно и в речевых практиках. Это выражается в подчёркнутом стремлении очистить политический и публицистический лексикон от терминов, содержащих, по мнению сообщества, негативные коннотации. К примеру, в своих сочинениях они старательно заменяют термин «глобализация» «мундиализацией» («mundializagäo»), рассуждают о неуместности глагола «давать» («dar») в разговорах о солидарности, а вместо слова «отечество» («patria») употребляют слово «родина» («matria»), что для испанского и португальского языков является совершенным неологизмом33.

Христианская этика, как изложил распространённое среди теологов освобождения мнение Э. Дуссель, требует отказа от логики «центр-периферия» в международных отношениях. Он призывать «нести Евангелие», т. е. «приносить добрую весть беднякам, преображать массу в народ и внушать этому народу осознание того, что уготованное ему Господом предназначение — Небесное Царство». Необходимо «создать такой порядок, в котором не будет

32 Речь 24 июня 2013. — Режим доступа: http://www2.planalto. aov.br/imprensa/discursos/discurso-de-la-preside nta-de-la-republica-dilma-rousseff-durante-reunion-con-gobemadores-v-alcaldes-de-capitales . Дата посещения: 01.10.2013.

33 См., например: Guimaräes M. R. Um novo mundo é possível. Säo Leopoldo, 2004. P. 15-16.

СИМФОНИЯ ПО-ЛАТИНОАМЕРИКАИСКИ...

Религия. Церковь. Общество

ни богатого, ни бедного, ни угнетателя, ни угнетенного, ни народов центра, ни народов периферии (курсив мой. — П. К.), ни правящих классов, ни тех, кто вынужден терпеть над собой чьё-то господство»34. В одной из своих работ Э. Дус-сель весьма недвусмысленно обозначил «лагерь противника — русских, европейцев и североамериканцев, которых он считает порождениями дьявола. Вера в секулярный мир создана им для простоты управления, «понятие атеизма и гибели богов, чтобы поклонение ему прошло бы незамеченным».

Э. Дуссель утверждает: «Его капища сегодня — это супермаркеты, банки, слады, биржи, приёмные политиков, военных, и деловых людей, власть которых поработила вселенную»35.

Впрочем, обозначение противника не означает жёсткого соперничества в отстаивании собственных интересов. Один из основателей либерационизма Г. Гутьеррес говорить о необходимости признать факт «противоборства между различными общественными классами, ... наличия у нас классового врага, которого нам предстоит победить». Он видит задачу христиан сегодня в том, чтобы «учиться тому, как преодолевать всё и искать мир среди войны, искать вневременное среди бренного»36. В качестве альтернативы соперничеству предлагается диалог, направленный на поиск взаимовыгодных решений, а обучить ему — задача церковных организаций, которые должны действовать на микро - и макроуровне. По мнению Э. Дусселя, важно стимулировать диалог снизу, на уровне низовых церковных общин, чтобы расположить к нему максимальное число людей37. Призыв к диалогу, выведенный на международный уровень, опирается на богословское определение, выдвинутое на первой

34 Dussel E. Beyond Philosophy. Ethics, history, marxism and liberation theology. Lanham; Boulder; New-York; Oxford, 2003. P. 101.

35 Dussel E. Historical and philosophical presuppositions for Latin American Theology // Frontiers of theologie in Latin America / Ed. by R. Gibellini. New-York, 1983. P. 199.

36 Gutierrez G. Liberation praxis and Christian faith // Frontiers of theologie in Latin America / Ed. by Rosino Gibellini. New-York, 1983. P. 11-12.

37 Dussel E. Beyond Philosophy. P. 150.

ассамблее Всемирного Совета Церквей в 1948 г.: «Война противоречит воле Божьей»38. В «возможном новом мире» война должна быть полностью упразднена, пишет М. Р. Гимараэнш, и утверждены новые формы разрешения вопросов и конфликтов, основанные на стремлении к всесторонней взаимной выгоде, взаимному духовному обогащению, осмыслению собственных принципов и убеждений39. Одним из первых шагов должен быть отказ в международной дипломатической практике от таких оценок как «поражение» и «победа», для чего мировая история должна быть пересмотрена под пацифистским углом зрения40. О диалоге, как основополагающем политическом принципе, говорит и социал-демократ Ф. Э. Кардозу: «диалог реально усиливает государство, побуждает его действовать в публичной сфере, а не за сценой»41. Российский исследователь Э. С. Дабагян отмечал, что идеология правящей в Бразилии Партии трудящихся направлена на «придание человеческого лица неизбежному процессу глобализации. В отличие от неолиберальной глобализации, которая превращает в глобальные проблемы нищету, бедность и голод, «гуманистическая глобализация» будет направлена на придание глобального характера правам человека, культуре и социальной справедливости42.

Для богословов-либерационистов совершенно неприемлема концепция конфликта цивилизаций С. Хантингтона, основанная на противостоянии между религиями43. Альтернативой конфликту должно, по их представлениям, стать «ответственное соседство» в «сообществе взаимного обучения, взаимной поддержки и всеобщего праздника»44.

38 Sinner R., von. Confianza e Convivencia. P. 72.

39 Guimaraes M. R. Um novo mundo é possível. Sao Leopoldo, 2004. P. 48, 75.

40 Guimaräes M. R. Um novo mundo é possível. P. 15, 42.

41 Кардозу Ф. Э. Чтобы быть стабильной. С. 35.

42 Дабагян Э. С. Президент Бразилии Луис Инасио (Лула) да Силва. Политический портрет // Новая и новейшая история. 2009. № 6. С. 141, 147.

43 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2005. С. 88.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

44 Sinner R. von. Confianza e Convivencia. P. 80.

СИМФОНИЯ ПО-ЛАТИНОАМЕРИКАИСКИ...

Религия. Церковь. Общество

Религиям, церквам, неправительственным организациям конфессионального свойства, объединениям верующих и каждому верующему по отдельности в процессе достижения искомого идеала отводится главное место, поскольку объединяющее их всех сострадание к ближним сможет стать основой мира между религиями, «ибо не будет на земле мира без мира между религиями»45. В ходе диалога должна появиться «всеобщая связь всех культур», действующую по принципу таинства Святой Троицы, ипостаси которой несводимы друг друга, но находятся в постоянной связи46.

Сложно сказать, насколько подобное «сознательно утопическое» видение международной политики может быть воплощено в жизнь, тем не менее, в последние годы латиноамериканским лидерам удаётся избегать серьёзных конфликтов между странами, несмотря на наличие довольно острых противоречий. Один из последних примеров — существенное ослабление напряженности возникшей между Колумбией с одной стороны и Венесуэлой и Эквадором с другой в марте 2008 г. при активном посредничестве Бразилии47. Во внутриполитической жизни стран региона заметно повышение внимания к ненасильственным формам протеста, свидетельством чего стал мексиканский «барзонизм» 1990-х гг.48. Наконец, можно отметить и относительно ненасильственное течение политического кризиса в Гондурасе летом-осенью 2009 г., промежуточным итогом которого стало подписание мирного соглашения между свергнутым президентом М. Силайей и председателем Национального конгресса Р. Мичилетти 29 октября 2009 г. при активном участии сообщества латиноамериканских стран.

45 Sinner R., von. Confiança e Convivência. P. 75.

46 BoffL. Nova evangelizaçao: Perspectiva dos oprimidos. Fortaleza, 1990. P. 51.

47 29 января 2009 г. в рамках Всемирного Социального Форума состоялась встреча Лулы с Чавесом, 17 февраля того же г. — с Урибе.

48 Rea C. R. Le barzonisme: Un dispositive identitaire complexe en action dans le Mexique contemporain // Le movement social. 2009. N 226. P. 31-47.

Российский исследователь В. П. Сударев отмечает, что отсутствие силовой составляющей соответствовало традициям латиноамериканской дипломатии и было обусловлено неудачным опытом коллективных торгово-экономических санкций против Гаити, а также неэффективностью и контрпродуктивностью американской политики ужесточения эмбарго в отношении Кубы49. Впрочем, по нашему мнению, нельзя объяснять только лишь влиянием такого опыта, рост убеждённости в преимуществе посредничества и миротворчества перед лицом силовой политики. Требуется учитывать силу воздействия вышеупомянутого морального фактора на политических деятелей континента50.

Подобное отношение к внешней политики разделяет часть европейских политиков, не разделяющая принципы силового регулирования Америки51. Взаимный интерес Европы и Латинской Америки отмечает Р. Кейган: «Военная слабость Европы вызвала к жизни совершенно понятное отвращение к применению военной силы. Более того, она пробудила живой интерес европейцев к такому миру, где сила не имеет значения, где доминирующую роль играют международное право и международные организации, где односторонние акции сильных держав попросту невозможны»52. Очевидна общность устремлений с политиками из Латинской Америки, декларирующих отказ от силы, под который теология освобождения готова подводить основания.

«Моральная политика» в политической культуре Латинской А м ерики и теология освобож дения

Представление о том, что политика должна быть моральной, не является изобретением теологии освобождения.

49 Сударев В. П. Межамериканская система: Генезис и эволюция (конец XIX - начало XXI вв): Учеб. пособие для ВУЗов. М., 2008. С. 265.

50 Сударев В. П. Межамериканская система. С. 228.

51 Нелсон Д. Европа versus Америка? // США. Канада: Экономика, политика, культура. 2002. № 9. С. 97.

52 Кейган Р. Сила и слабость // Pro et Contra. 2002. Т. 7. № 4. С. 137.

Симфония по-латиноамерикански...

Религия. Церковь. Общество

Напротив, она вписывается в довольно давнюю латиноамериканскую традицию, одним из столпов которой является лидер аргентинского радикализма Л. Алем. Он говорил о «хорошей политике», которая «выражается в мире, в истинном порядке, гармонирующем со свободой, в искреннем исполнении всех прав и законных устремлений, в регулярной игре всех институтов, на практике осуществляемой уполномоченными народа... отвергает насильственные эволюции наподобие нынешней и советует группкам и политическим партиям отказаться от своих временных интересов перед лицом проблем, подвергающих опасности общие и постоянные интересы страны»53. Впервые эти подходы ярко проявились во время Первой мировой войны при И. Иригойене, позиция которого была достаточно радикальна: «равенству людей внутри страны соответствует равенство государств на международной арене, и это является единственной возможной основой мирного сосуществования наций»54. Политика может и должна направляться не холодным расчётом, но добрыми человеческими чувствами. Так, оценивая последствия 11 сентября 2001 г., В. Альтманн высказывает сожаление о том, что правительством США была упущена возможность использовать спонтанное и глубокое сопереживание, испытанное жителями всей планеты, для создания нового мирового порядка, основанного на братстве между народами55.

Видимо, по причине популярности теологии освобождения ряд лидеров стран региона рассматривают её в качестве одной из возможных идеологических опор их режимов. 14-15 августа 2007 г. в Каракасе состоялась «Первая неделя Теологии Освобождения», приуроченная

53 Казаков В. П. Радикалы в истории Аргентины. Поиски модели национального развития. М., 2008. С. 123.

54 См.: Казаков В. П. Радикалы в истории Аргентины. С. 221, 240-241.

55 Altmann W. Para la sanacion del mundo... P. 103.

организаторами к 90-летию со дня рождения О. А. Ромеро, архиепископа Сальвадора, убитого боевиками эскадронов смерти 24 марта 1980 г. в алтаре часовни больницы Божественного Провидения. По словам профессора и богослова Х. Х. Тамайо, президент Венесуэлы Уго Чавес Фриас — христианин, последователь Иисуса из Назарета, а его политический проект вдохновлён теологией освобождения и социальной доктриной Церкви. По его мнению, такая политика ведет к «социализму XXI века», не требующего уничтожения частной собственности, но содержащего в себе «импульс к укреплению собственности коллективной или общественной»56. Под лозунгами теологии освобождения во главе «Патриотического Союза за Перемены» на президентских выборах в Парагвае 20 апреля 2008 г. одержал победу бывший епископ епархии Сан-Педро Ф. Луго, прозванный в свое время «епископом бедняков». В день избрания он в нескольких ярких выражениях сформулировал программу своих действий: «Начиная с сегодняшнего дня, моим собором будет вся моя страна»57.

Теология освобождения стала заметной частью идеологии «левого поворота» в странах Южной и Центральной Америки конца 1990-х гг. и сохраняющего свою актуальность вплоть до сегодняшнего дня. Предлагаемый ею образ взаимоотношений между религией и государством имеет перспективы для распространения и требует внимательного отношения.

56 Tamayo J. J. News and Events Jornada sobre Teología de la liberación, Venezula Hugo Chavez y la teología de la liberación. — Режим доступа: http://www.wfü.org/fmtl2007/default.php?lang=en-us&t=pad rao&p=noticias07&m=padrao. Дата посещения: 8. 10. 2013.

57 Цит. по: Tamayo J. J. Cristianismo y poder en America Latina. — Режим доступа: http://www.wftl.org/pdf/016.pdf. Дата посещения: 8. 10. 2013.

Симфония ПО-ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИ...

Религия. Церковь. Общество

Источники и ЛИТЕРАТУРА

1. Adam J. C. Romaria da Terra. Brasiliens Landkämpfer auf der Suche nach Lebensräumen. Eine empirisch-liturgiewissenschaftliche Untersuchung. — Stuttgart: Kohlhammer, 2005. — 210 s.

2. Boff L. Nova evangelizado: perspectiva dos oprimidos. — Fortaleza: Vozes, 1990. — 126 p.

3. Dussel E. Beyond Philosophy. Ethics, history, marxism and liberation theology. — Lanham; Boulder; New-York; Oxford, 2003. — 234 p.

4. Dussel E. Historical and philosophical presuppositions for Latin American Theology // Frontiers of theologie in Latin America / Ed. by R. Gibellini. New-York: Orbis books, 1983. P. 184-212.

5. Fleet M. Religion in Latin America // Understanding contemporary Latin America / Ed. by R. S. Hillman. Boulde: L. Rienner Publishers, 2005. P. 343-374.

6. Greinacher N. Die Kirche der Armen. Zur Theologie der Befreiung. — München: Piper, 1980. — 177 s.

7. Gutierrez G. A theology of liberation. History, politics and salvation: 15th anniversary ed. — New York: Orbis Books, 1988. — 264 p.

8. Gutierrez G. Liberation praxis and Christian faith // Frontiers of theologie in Latin America / Ed. by Rosino Gibellini. New-York: Orbis Books, 1983. P. 11-12.

9. Gutierrez G. Teologia de la liberacion. Perspectivas / IV ed. — Salamanca: Sígueme, 1973. — 178 p.

10. Mirando esta hora histórica centroamericana desde la fé // Cuadernos de teologia. Revista editada por el Instituto superior evangelico de los estudios teologicos. 1989. N 1. P. 9-19.

11. Para que puedan resistir. Las Iglesias luteranas latinoamericanas frente a la globalización neoliberal y la deuda externa. — Buenos Aires: R. Krüger, 2004. — 290 p.

12. Rea C. R. Le barzonisme: Un dispositive identitaire complexe en action dans le Mexique contemporain // Le movement social. 2009. N 226. P. 31-47.

13. Sinner R., von. Confianza e Convivencia. Reflexoes éticas e ecuménicas. — Sao Leopoldo: Sinodal, 2007. — 152 p.

14. Tamayo J. J. Cristianismo y poder en America Latina. — Режим доступа: http://www.wftl.org/pdf/016.pdf. Дата посещения: 8. 10. 2013.

15. Tamayo J. J. News and Events Jornada sobre Teología de la

liberación, Venezula Hugo Chavez y la teología de la liberación. — Режим доступа: http://www.wftl.org/fmtl2007/default.

php?lang=en-us&t=padrao&p=noticias07&m=padrao. Дата посещения: 8. 10. 2013.

16. The church at the crossroads. Christians in Latin America from Medellín to Puebla. 1968-1978. — Rome: IDOC International, 1978. — 239 p.

17. Дабагян Э. С. Президент Бразилии Луис Инасио (Лула) да Силва. Политический портрет // Новая и новейшая история. 2009. № 6. C. 139-151.

18. Казаков В. П. Радикалы в истории Аргентины. Поиски модели национального развития. — М.: Институт всеобщей истории РАН, 2008. — 376 с.

19. Кардозу Ф. Э. Чтобы быть стабильной, демократия должна быть эффективной в сокращении массовой бедности и социального неравенства // Свободная мысль. 2010. № 1. С. 31-40.

20. Кейган Р. Сила и слабость // Pro et Contra. 2002. Т. 7. № 4. С. 127-157.

21. Крылов П. В. «Теология освобождения» и взгляды её представителей на концепцию мировой истории // Религия. Церковь. Общество. Исследования и публикации по теологии и религии. Вып. 1. СПб.: Светоч, 2012. С. 151-178.

22. Нелсон Д. Европа versus Америка? // США. Канада: Экономика, политика, культура. 2002. № 9. С. 89-109.

23. Окунева Л. С. Бразилия: Особенности демократического проекта. Страницы новейшей политической истории латиноамериканского гиганта (1960-е гг. - 2006 г.). — М.: МГИМО-Уни-верситет, 2008. — 64 с.

24. Освобождающая духовность в свете теологии освобождения. — Режим доступа: Noticiasuruguayas.blogspot.com. es/2012/08/40-anos-de-la-masacre-de-trelewteologia.htm. Дата посещения: 23. 07. 2013.

25. Речь Дилмы Роуссефф 18 июня 2013. — Режим доступа: http://www2.planalto.gov.br/imprensa/discursos/copy _of_discurso-da-presidenta-da-republica-dilma-rousseff-durante-cerimonia-lancamento-do-marco-regulatorio-da-mineracao-brasilia-df.Дата посещения: 01.10.2013.

26. Речь 24 июня 2013. — Режим доступа: http://www2. planalto.gov.br/imprensa/discursos/discurso-de-la-presidenta-de-

СИМФОНИЯ ПО-ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИ...

РЕЛИГИЯ. ЦЕРКОВЬ. ОБЩЕСТВО

Выпуск 2

la-republica-dilma-rousseff-durante-reunion-con-gobernadores-y-alcaldes-de-capitales. Дата посещения: 01.10.2013.

27. Guimaraes M. R. Um novo mundo é possível. — Sao Leopoldo: Sinoda, 2004. — 100 р.

28. Сударев В. П. Межамериканская система: Генезис и эволюция (конец XIX - начало XXI вв): Учеб. пособие для ВУЗов. — М.: МГИМО-Университет, 2008. — 314 с.

29. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. — М.: АСТ, 2005. — 576 с.

30. Эко У. Полный назад. Горячие войны и популизм в СМИ. — М.: Эксмо, 2007. — 592 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.