Научная статья на тему 'Сильвия Гридер, почетный профессор Техасского университета A&M'

Сильвия Гридер, почетный профессор Техасского университета A&M Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
75
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Анна Соколова

С Сильвией Гридер беседовала Анна Соколова. Сильвия Гридер — почетный профессор факультета антропологии Техасского университета A&M, специалист по американскому Юго-Западу, популярной культуре, детскому фольклору. После трагического обрушения традиционного студенческого костра в университете A&M в 1999 году ее исследования переместились в область практик спонтанной мемориализации. Для сохранения и изучения предметов, принесенных к мемориалам в кампусе, профессор Гридер организовала Bonfire Memorabilia Project.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сильвия Гридер, почетный профессор Техасского университета A&M»

Сильвия Гридер, почетный профессор Техасского университета A&M

Сильвия Гридер — почетный профессор факультета антропологии Техасского университета A&M, специалист по американскому Юго-Западу, популярной культуре, детскому фольклору. После трагического обрушения традиционного студенческого костра в университете A&M в 1999 году ее исследования переместились в область практик спонтанной мемориализации. Для сохранения и изучения предметов, принесенных к мемориалам в кампусе, профессор Гридер организовала Bonfire Memorabilia Project.

1. Практики спонтанной мемориализации включают в себя очень широкий спектр явлений. Это и придорожные памятные знаки, и большие мемориалы типа того, что установлен в редакции Charlie Hebdo в Париже, и вещи, которые приносят к мемориалам, онлайн-мемориализа-ция и т.д. Какое направление исследований кажется Вам наиболее перспективным?

Еще мало изучено, что общего имеют эти явления между собой, как они связаны и т.д. Они существуют не в вакууме и не изолированы друг от друга. Мы знаем довольно много об этих феноменах по отдельности; следующим шагом будет определить, как они влияют друг на друга и как взаимодействуют.

2. Каким образом социальные медиа и компьютерные сети изменили практики спонтанной мемориализации?Прослеживаете ли Вы какое-то влияние?

Да скорее наоборот: непрерывно изменяющиеся способы создания таких «святилищ» влияют на социальные медиа. Нет, я бы не сказала, что под воздействием социальных медиа «спонтанные святилища» стали другими.

3. Каковы основные функции спонтанной мемориализации в современном обществе: социальное исцеление, протест или что-то другое?

Спонтанное создание и поддержание таких святилищ помогает найти выход множеству эмоций: от скорби до ярости, протеста и даже примирения с бывшим врагом.

4. С чем связан такой большой запрос на публичное оплакивание? Что это — слом табу на публичное переживание смерти, новый канал для выражения общественной позиции или нечто иное?

Быстрое распространение публичного оплакивания может быть вызвано, по крайней мере частично, широким освещением в медиа как приведшего к гибели людей события, так

Рубрика «Вопрос - ответ» Спонтанная мемориализация 33

и последующего создания спонтанных мемориалов. Выходит, что широкая публика узнает из медиа о том, как должно выглядеть «святилище», какого рода вещи можно туда принести и где оно должно быть расположено.

Другой возможной причиной распространения практик публичного траура является невероятный рост, отчасти вследствие терроризма, числа катастроф и трагических событий, который приводит к увеличению разнообразия способов увековечить память погибших.

5. В какой мере мы можем говорить о спонтанности этих практик сейчас, когда они уже успели стать самовоспроизводящейся традицией?

Нет точного способа определить, стала ли уже данная практика традицией. Однако, судя по тому, как быстро каждый раз создается «святилище» в ответ на трагическое событие или катастрофу, мы можем говорить о ее становлении.

6. Находясь в общественном месте, спонтанные мемориалы значительно изменяют его роль в повседневной жизни. Как долго, по-вашему, должен существовать такой мемориал? И каким образом он должен заканчивать свое суще-ствование?Какова роль архивации и музеефика-ции в этих процессах?

Надлежащий срок жизни спонтанного мемориала зависит от конкретных местных условий. Если «святилище» полностью блокирует оживленную улицу, наверное, оно должно быть довольно быстро удалено или, по крайней мере, перемещено. А если оно не мешает движению, то может оставаться на своем месте и даже обновляться по мере того, как приходит в негодность от погодных условий и т.п. В некоторых уголках Соединенных Штатов придорожные мемориалы существуют, обновляясь по мере необходимости, многие годы, часто переживая своих создателей. Важно

рассматривать каждое конкретное «святилище» или мемориал отдельно — нет единственного верного ответа на вопрос о том, как долго оно может существовать.

В целом надлежащий срок жизни мемориала зависит от его состояния. «Святилище», состоящее преимущественно из срезанных цветов, быстро станет грязным и неприглядным, и должно быть убрано до того, как на него станет противно смотреть. С другой стороны, придорожный мемориал, созданный из долговечных материалов (например, металлический крест), может стоять практически бесконечно. Другим фактором является общественная память: до тех пор, пока событие, которое стало причиной появления мемориала, свежо и активно в памяти людей, мемориал имеет смысл. Когда люди забывают о событии или теряют к нему интерес, мемориал становится бесполезен и должен быть убран.

Роль архивов и музеев состоит в том, чтобы предоставить место для хранения и/ или демонстрации артефактов, взятых со спонтанного «святилища» и признанных достойными сохранения (ни один музей не может сохранять все предметы, принесенные когда-то к этому мемориалу). На данный момент между исследователями и музейными работниками нет согласия относительно того, сколько таких артефактов должно выставляться. Артефакты из Мемориала ветеранам Вьетнама в Вашингтоне представляют собой прекрасный пример того, как одна институция решает этот вопрос и экспонирует артефакты из своей музейной коллекции.

7. Какие исследования в этой области Вам представляются наиболее значимыми? Порекомендуйте, пожалуйста, нашим читателям три каких-нибудь текста.

1. Margry, P. J., Sanchez-Carretero, C. (eds.) Grassroots Memorials: The Politics of Memorializing

34 Археология русской смерти №3/2016

Traumatic Death. (New York and Oxford: Berghahn Books, 2011)

2. Santino, Jack (ed.) Spontaneous Shrines and Public Memorializations of Death. (New York: Palgrave, 2005).

3. Foote, Kenneth. Shadowed Ground: America's Landscapes of Violence and Tragedy. Revised Edition. (Austin: University of Texas Press, 2003).

8. Может быть, эти явления стоит рассматривать в контексте каких-то более широких тем (поминальных практик, death studies, паломничества, public display, политической коммуникации)?

Такие памятники настолько разнообразны и сложны, что их можно изучать только муль-тидисциплинарно. Расположенные в разных частях земного шара и разных государствах, «святилища» отличаются внешним видом, функциями и значением; даже невозможно представить себе какой-то один подход к их понимаю и изучению.

С Сильвией Гридер беседовала Анна Соколова

Г-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.