Научная статья на тему 'Сильвестр Медведев, курские монастыри и местные рукописные памятники XVII века (опыт гипотетического рассуждения)'

Сильвестр Медведев, курские монастыри и местные рукописные памятники XVII века (опыт гипотетического рассуждения) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
243
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
монашество / монастырская библиотека / рукописи / панегирик / синодик / synodic. / monk / monastery library / manuscripts / eulogy

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Т. Н. Арцыбашева

В статье на основе приведенных разными источниками данных реконструируется пятилетнее пребывание Симеона-Сильвестра Медведева в курских монастырях XVII в. и высказывается предположение о его причастности к появлению местных рукописных литературных памятников: Синодиков Путивльского Софрониева и Курского Знаменского монастырей и Повести о чудесах Курской Коренной иконы Знамения Богородицы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYLVESER MEDVEDEV, KURSK MONASTERIES AND LOCAL MANUSCRIPTS OF THE XVII CENTURY (Experience hypothetical reasoning)

In the article on the basis of the different data sources reconstructed five-year stay Simeon, Sylvester Medvedev in the Kursk monasteries XVII c. and suggests its involvement in the emergence of local hand-written literary monuments: synodic Sofronieva Putivl and Kursk Monastery of the Sign and the Tale of the wonders of the Kursk Root Icon of the Virgin.

Текст научной работы на тему «Сильвестр Медведев, курские монастыри и местные рукописные памятники XVII века (опыт гипотетического рассуждения)»

УДК 008 (091)

СИЛЬВЕСТР МЕДВЕДЕВ, КУРСКИЕ МОНАСТЫРИ И МЕСТНЫЕ РУКОПИСНЫЕ ПАМЯТНИКИ XVII ВЕКА (ОПЫТ ГИПОТЕТИЧЕСКОГО РАССУЖДЕНИЯ)

© 2015 Т. Н. Арцыбашева

профессор кафедры культурологии, доктор культурологии, доцент

arhont5@yandex. ru

Курский государственный университет

В статье на основе приведенных разными источниками данных реконструируется пятилетнее пребывание Симеона-Сильвестра Медведева в курских монастырях XVII в. и высказывается предположение о его причастности к появлению местных рукописных литературных памятников: Синодиков Путивльского Софрониева и Курского

Знаменского монастырей и Повести о чудесах Курской Коренной иконы Знамения Богородицы.

Ключевые слова: монашество, монастырская библиотека, рукописи, панегирик, синодик.

Симеон Агафонович Медведев, более известный русской культуре и русской истории под монашеским именем Сильвестр, родился в Курске 27 января (по старому стилю) 1641 г. Принадлежа к подъячему сословию, он в юные годы в качестве дьяка служил в курской городской управе, а в 1663-1665 гг. был приглашен в Москву для работы в Приказе тайных дел. В 1665 г. поступил в только что открытую Латинскую школу, где скоро проявил себя самым способным учеником Симеона Полоцкого. По окончании обучения с 1668 г. работал в Курляндском посольстве князя Афанасия Лаврентьевича Ордына-Нащекина, вскоре попавшего в немилость и в 1672 г. ушедшего в монастырь, где, по сведениям некоторых источников, он и закончил свои дни (|1680 г.) под именем Антоний.

Вероятно, опасаясь за свою судьбу, тогда же оставил Москву и несколько лет провел в курских монастырях и Симеон Медведев. Из столицы он выехал в начале февраля 1872 г. вместе с игуменом Молченской Путивльской пустыни Софронием и какое-то время с братом Борисом жил в его обители: служил секретарем, огородничал и вел активную переписку с московскими адресатами - своим учителем Симеоном Полоцким [1], настоятелем Чудова монастыря отцом Евфимием, другими, оставшимися неизвестными, корреспондентами. По свидетельству Александра Прозоровского, в XIX в. изучавшего биографию и эпистолярное наследие Медведева, только в течение 1672 г. Симеон Медведев написал 10-12 писем, большая часть которых содержит просьбы о присылке книг: Библии на польском языке, двух «аристотелевых книг» также на польском, трудов Симеона Полоцкого «Жезл правления», «Венец веры», «Обед душевный» и «Вечеря душевная».

Прозоровский связывает эти запросы с подготовкой к принятию монашеского чина. Но у автора этих строк есть иное предположение, основанное на неоднократно повторенной в текстах писем фразе: «мне ныне для некой вещи потребны». А не начал ли он уже здесь, вдали от московских политических передряг, главный библиографический труд своей жизни - «Оглавления книг и кто их сложил», много позже (в 1683 г.) опубликованный в Москве?

ИСТОРИЧЕСКИЕ НА УКИ И АРХЕОЛОГИИ

В упомянутой работе Сильвестра Медведева в длинном библиографическом списке под № 183 числится Лимонарь (Киев, 1628), Маргарит 1595 года, № 44 -Григорий Богослов. Спустя годы те же названия мы встречаем в библиотечном перечне книг Софрониевой пустыни [2]. А так как автор «Оглавления книг...» в абсолютном большинстве случаев указывает названия монастырей, из которых происходят приводимые им книги, и безадресны лишь названные три, возможно предположить, что Лимонарь, Маргарит и Григорий Богослов прочитаны Симеоном-Сильвестром в Путивльской обители. Они или попали туда вместе с ним и были оставлены, или пополнили монастырскую библиотеку в период его непосредственного там пребывания.

Другой биограф Симеона-Сильвестра С.Н. Брайловский убедительно

доказывает, что еще «бельцом» Медведев уехал из Софрониевой обители в монастыри курской округи: «...Из Путивльской Молченской пустыни, которой он не был вполне доволен, как близкою к опасности военного времени, он переселился поближе к городу Курску, в Льпиновскую пустынь, находящуюся в 25 верстах от города». Но и здесь он пробыл недолго, перебравшись вскоре «в Коренную Рождество-Богородицкую пустынь, от Курска в 27 верстах, где он и принял монашество» [3] (известно, что в августе 1675 г. С. Медведев уже был монахом).

Исследователь А. Прозоровский пишет об этом периоде его жизни следующее: «...За время пребывания своего в Курском Богородицком монастыре Сильвестр Медведев, как об этом можно судить на основании писем его от 1675 года, достаточно обогатил свой ум познаниями из области наук богословских и философских, что давало ему в будущем большую возможность посвящать свое время на чтение разного рода серьезных ученых сочинений» и заключает: «...За время пребывания то в Путивльской пустыни, то в Курском Богородицком монастыре Сильвестр Медведев приобрел солидные познания, которые делали его достойным учеником Полоцкого» [4].

Последнее письмо в Москву Симеону Полоцкому написано Сильвестром Медведевым 27 сентября 1676 г. в «пустыне Курской Пресвятой Богородицы монастыря». В апреле 1677 г. Медведев едет в первопрестольную сам, чтобы, как считает А. Прозоровский, «защитить пред духовной властью попавшего в беду по "своей великой прямой простоте" отца Софрония» [5], оказавшегося в немилости у могущественного гетмана Мазепы. При этом биограф не сомневается, что по окончании дела об освобождении строителя Путивльской Молченской пустыни Софрония из ссылки Сильвестр возвратился бы в Курский Богородицкий монастырь, и только сложившиеся так, а не иначе обстоятельства побудили его остаться в Москве. В доказательство своего предположения Прозоровский приводит следующие строки из письма М.Г. Ромадановского, брата курского воеводы и хорошего знакомого Сильвестра: «...Медведев решился остаться на Москве только после "неоднократного приказания со стороны самого царя Феодора Алексеевича, относившегося к нему (благодаря расположению С. Полоцкого) с милостивою ласкою и "отменным уважением"» [6]. По словам самого Медведева, беседа с царем Федором Алексеевичем «привела его к богатейшей келье» [7] - в столице ему «представилось гораздо более средств к ученым занятиям» [8].

Однако возвратимся к «курскому периоду» жизни Симеона-Сильвестра, обратив внимание на его переезды из монастыря в монастырь. Мы не знаем и никогда не узнаем, каковы истинные причины этих перемещений и с какой целью Медведев искал уединения, забираясь в пустынные обители. Но правомерно предположить, что этот глубоко образованный и, как отмечает В. Ундольский в предисловии к «Оглавлению книг...», «самый трудолюбивый и дельный писатель своего времени» [9] в тиши

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 2 (34)

Арцыбашева Т. Н. Сильвестр Медведев, курские монастыри и местные рукописные памятники XVII века

(Опыт гипотетического рассуждения)

курской глубинки не только читал, писал своим адресатам или огородничал, но мог заниматься и сочинительством. На эту мысль наводит обстоятельство, которое нельзя не заметить: древнейшие рукописные памятники Курского края, так или иначе связанные с XVII столетием, возникли как раз там, где какое-то время пребывал Медведев: в Молченском Софрониевом, Курском Знаменском и Курском Коренном монастырях. Речь в данном случае идет о Синодиках Путивльского Софрониева и Курского Знаменского монастырей и Повести о чудесах Курской Коренной иконы Знамения Богородицы.

Синодики Софрониевой пустыни дошли до нас в списке 1809 года. Они включают, в частности, «особ около половины XV столетия, современников святителя Ионы, митрополита Московского и всея Руси Чудотворца», носят летописный характер и основаны на монастырских преданиях, записанных «в разных годах XVII, XVIII, XIX веков» [10].

Большой Синодик Знаменского Курского монастыря, находящийся в государственном архиве Курской области, сохранился в подлиннике. Это рукопись в лист, в кожаном переплете, с золотым тиснением распятия на лицевой стороне, на плотной бумаге, с записями крупным полууставом XVII-XVIII столетий и скорописными дополнениями XVIII века. В книге 443 заполненных листа (886 страниц) и прекрасные киноварные заглавные буквы и фризы. Обращает на себя внимание характерная для XVI-XVII вв. славянская вязь (Знаменский Богородицкий монастырь в Курске основан в 1612 г.), черные и цветные виньетки и отдельное перечисление «Рода Григория Отрепьева» (стр. 274-284) и «монахаубиенного Сильвестра» (лист 143).

Самым значительным и интересным региональным рукописным монастырским памятником является «Курский летописец...», известный как Повесть о чудесах Курской Коренной иконы. Упомянутое произведение относится к широко распространенному среди читающей публики того времени историко-литературному жанру, посвященному чудотворным иконам, и занимает, по оценке специалистов, видное место в ряду аналогичных памятников. О его значении для региональной культуры говорит тот факт, что созданный на его основе литературный текст был одним из первых напечатан в открытой в 1792 г. Курской губернской типографии. Опубликован он под длинным, в духе времени, названием: «История о граде Курске и о явлении чудотворной Знамения Пресвятой Богородицы иконы, нарицаемыя Курские, о Курском Знаменском монастыре и его настоятелях, сочиненная в 1786 году из разных рукописей, грамот царских и патриарших, такожде и из рукописного летописца в Курском Знаменском монастыре находящихся».

Д.И. Багалей, исследуя обстоятельства подготовки типографского издания, в 1887 г. обнаружил в Можайском имении графа А.С. Уварова три списка «Курского летописца»: один XVII в. и два относящихся к XVIII столетию - к 1744 и 1756 гг. [11]. Согласно выводам ученого, все чудеса первого из них относятся к периоду времени до XVIII в. Эта самая ранняя и наиболее полная редакция текста заканчивается рассказом об изображении иконы Курской Божьей Матери на Знамени Белгородского полка и победах его командующего князя Григория Григорьевича Ромодановского, что позволило Багалею утверждать, что создана она в 1668 г., вскоре после выигранной под сенью этого знамени битвы с татарами. Позднее же рукопись лишь переписывалась разными лицами.

Точное название рукописи - «Повесть о явлении Чудотворной иконы Пречистые Богородицы честного и славного ея Знамения, еже нарицается Курская и о зачале града Курска, в ней же явлено вкратце и о чюдесех от оныя чюдесоточныя иконы Пречистые Богородицы и об избавлении града Курска в нашествие черкас от пленения и иных чюдесах» [12]. Исторические факты группируются в ней около

ИСТОРИЧЕСКИЕ НА УКИ И АРХЕОЛОГИИ

древнейшей святыни Курского края - иконы Курской Коренной Божией Матери Знамения. Вслед за заглавием идет краткий реестр содержания 32 глав, на которые делится текст; всех листов в ней 143, первого начального листа не достает. О своих источниках неизвестный автор отзывается следующим образом: «И за находящимися на ны грех ради наших браньми и разореньми или за нашим неснисканием, то единому Богу сведущу, о чюдесех, иже от той Богородичны иконы в древние лета быша и в коих городах и того нице списаннаго нигде добре могуще; а елико не в давних временах содеяшася и елико аз непотребный от тех малая и некая от совопрошения древних людей слышаще и что от списания многих изыскати и то потшахся со всякою радостию, елико могох, писанию предати» [13]. То есть рассказы о чудесах основаны частью на устных преданиях стариков, а частью на письменных свидетельствах. Д.И. Багалей подчеркивает также, что «автор не был современником описываемых событий, но писал все-таки по живым преданиям», типографский же текст издания представляет собой лишь очень краткое изложение тех чудес, о которых повествуется в самом первом списке летописца.

Современный исследователь Повести о Курской Коренной иконе

A. И. Раздорский называет восемь дошедших до настоящего времени списков [14] памятника в трех, различных по полноте, редакциях. Два из них относятся к XVII, пять - к XVIII и один к XIX вв. По мнению ученого, «источниками Повести послужили Жития Феодосия Печерского и Митрополита Петра, Киево-Печерский Патерик, Сказание о Новгородской иконе Знамения Божьей Матери, сказание о Смутном времени, в том числе Авраамия Палицына, царские грамоты XVII века, хранившиеся в Знаменском монастыре, записи о чудотворениях курской иконы, а также устные предания, а составлена она была между 1662-1667 годами курянином, каким-то образом связанным со Знаменским монастырем» [15].

Заключение Раздорского лишь уточняет, но не отвергает выдвинутого предположения: Сильвестр Медведев - один из самых образованных и талантливых людей XVII столетия, курянин, оказавшийся в родных краях лишь немногим позже упомянутых в литературном памятнике событий, мог взять на себя труд их описания. Косвенным свидетельством возможного авторства Медведева может служить и факт довольно близких его отношений с курским воеводой Григорием Григорьевичем Ромодановским, деяниями которого завершается первый список [16] «истории» о местной чудотворной иконе, заставляя подозревать, что текст написан во славу этого, немало послужившего краю вельможи и военноначальника.

В контексте выдвигаемой гипотезы не менее любопытен еще один местный рукописный памятник второй половины XVII в. (фонды Курского краеведческого музея) [17]. Это панегирик малолетним царевичам Ивану и Петру Алексеевичам, правителю-государю, царевне Софье и князю В.В. Голицыну. Используя «Степенную книгу», Евангелия, богословские памятники и другие источники, автор обосновывает необходимость разгрома крымского ханства, напоминая об удачных походах князей и царей против половцев и татар (примечательно, что здесь, как и в некоторых летописях, половцы отождествляются с татарами). Напоминая о расширении страны при Алексее Михайловиче, автор призывает его детей покончить с разбойным гнездом татарских ханов, будучи уверен, что ратная доблесть и вера в Бога обеспечит успех.

Я.Г. Солодкин [18], описавший указанную рукопись, связывает ее появление с подготовкой первого крымского похода В. Голицына в 1687 г. Но факт упоминания малолетства царевичей и обращения к правителю-государю скорее свидетельствует о времени царствования Федора Алексеевича, то есть 1676-1682 гг. Тем более что князь

B. Голицын прибыл в Путивль для организации «охраны города от турок» уже в конце 1677 г., где и пребывал целых 4 «лета».

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 2 (34)

Арцыбашева Т. Н. Сильвестр Медведев, курские монастыри и местные рукописные памятники XVII века

(Опыт гипотетического рассуждения)

Литературное мастерство и широкие познания составителя обоих текстов также работает в пользу выдвинутого предположения. Однако и в том, и в другом случае возможность авторства Сильвестра Медведева требует специального, особо тщательного исследования.

Примечания

1. А. Прозоровский уверен, что «Полоцкий направил своего ученика в Путивльскую пустынь потому именно, что настоятелем ее был хорошо известный ему и покровительствованный им отец Софроний». См.: Прозоровский А. Сильвестр Медведев. Опыт церковно-исторического исследования // ЧОИДР, 1896. Кн. 27. С. 104.

2. О. Палладий в монастырском описании 1895 г. отмечает, что в библиотеке «под колокольней» насчитывается «2000 томов книг» древнейшие среди которых «Библия 1581, Служебник с литургией Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Двоеслова 1638 года, Месяцеслов Московской печати 1685 года, Минея общая 1626 года, Триодь цветная 1630 года, Требник 1606 года, Ирмологий 1657 года, Маргарит 1595 года (2 книги), Слова Макария Египетского 1627 года, Избранные слова о поклонении Святым иконам 1642 года, Диоптра или изображение жизни человека 1-я и 2-я книги 1612, 1618 годов, Собрание поучений на праздничные дни Виленской печати 1616 года, Катехизис 1591 года, Жезл правления патриарха Иоасафа 1656 года, Разговор христианина с жидовствующим о пришествии "Мессии" на польском языке. Три экземпляра 1672 года, Деяния церковные и гражданские Барония на польском языке, печатанные в Кракове 1607 года, Лимонарь или цветник в переводе иеромонаха Иоанна 1628 года, Евангелие учительное Калиста виленской печати 1617 года». См.: Палладий. Историко-статистическое описание Молченской Рождество-Богородицкой Печерской общежительной Софрониевой пустыни, находящейся в Курской епархии. М., 1895. с. 162.

3. Брайловский С.Н. Темные места в биографии Сильвестра Медведева. СПб., 1891.

С. 5.

4. Прозоровский А. Сильвестр Медведев: Опыт церковно-исторического исследования // ЧОИДР, 1896. Кн. 27. С. 128, 140.

5. Там же. С. 145.

6. Там же. С. 146-147.

7. Брайловский С.Н. Указ. соч. С. 7.

8. Ундольский В. Оглавления книг и кто их сложил. Составил Сильвестр Медведев, издал В. Ундольский. - М.: В университетской типографии, 1846. С. 17.

9. Там же. С. 18

10. Палладий. Историко-статистическое описание Молченской Рождество-

Богородицкой Печерской общежительной Софрониевой пустыни, находящейся в Курской епархии. М., 1895. С. 78.

11. Багалей Д.И. О курских списках из Уваровского собрания // Памятная книжка Курской губернии за 1888 год. Курск, 1888. С. 258.

12. Там же. С. 259.

13. Там же.

14. Ныне упомянутые списки находятся в Государственном историческом музее, Румянцевской государственной библиотеке, государственной Исторической библиотеке.

15. Раздорский А.И. Повесть о граде Курске // Курск от А до Я. Энциклопедический словарь. Курск, 1997. С. 298-299.

16. Атрибутирован Д.И. Багалеем XVII веком. См.: Багалей Д.И. О курских списках из Уваровского собрания // Памятная книжка Курской губернии за 1888 г. Курск, 1888. С. 256258.

17. КОКМ, № 20299.

18. Солодкин Я.Г. Рукописные книги Курских собраний // ТОДРЛ. 1980. Т. 35. С. 422.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.