Научная статья на тему 'Силовые ведомства: новая кадровая политика'

Силовые ведомства: новая кадровая политика Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
273
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сергей Сацук

В 2009 г. отставка Владимира Наумова как последней самостоятельной фигуры в силовых ведомствах и табу президента на кураторство силовых ведомств сторонними чиновниками определили рамочные условия работы правоохранительных органов. Эти шаги позволили силовикам обрести относительную самостоятельность в своей работе, но, с другой стороны, лишили их возможности вмешиваться в дела бизнеса. Данные факторы положительно сказались на усилении борьбы с коррупцией. Что в свою очередь оказало влияние на ход экономической либерализации в стране, проведение которой было бы невозможно, если бы силовики продолжали вмешиваться в дела хозяйственников. Однако данные позитивные сдвиги в работе силовых ведомств гасятся рядом негативных моментов, которые привели к вымыванию профессиональных кадров из силовых ведомств. Поэтому вместе с относительным улучшением условий работы правоохранительной системы Беларуси следует отметить возникновение серьёзных рисков, которые дадут о себе знать уже в 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Силовые ведомства: новая кадровая политика»

СИЛОВЫЕ ВЕДОМСТВА: НОВАЯ КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА

Сергей Сацук

Резюме

В 2009 г. отставка Владимира Наумова как последней самостоятельной фигуры в силовых ведомствах и табу президента на кураторство силовых ведомств сторонними чиновниками определили рамочные условия работы правоохранительных органов. Эти шаги позволили силовикам обрести относительную самостоятельность в своей работе, но, с другой стороны, лишили их возможности вмешиваться в дела бизнеса. Данные факторы положительно сказались на усилении борьбы с коррупцией. Что в свою очередь оказало влияние на ход экономической либерализации в стране, проведение которой было бы невозможно, если бы силовики продолжали вмешиваться в дела хозяйственников. Однако данные позитивные сдвиги в работе силовых ведомств гасятся рядом негативных моментов, которые привели к вымыванию профессиональных кадров из силовых ведомств. Поэтому вместе с относительным улучшением условий работы правоохранительной системы Беларуси следует отметить возникновение серьёзных рисков, которые дадут о себе знать уже в 2010 г.

Тенденции:

• окончательное отстранение «сильных» фигур от руководства силовыми ведомствами и массовая ротация кадров прекратили ведомственное соперничество и повысили самостоятельность правоохранительных органов;

• новая система управления силовым блоком и наделение его дополнительными полномочиями в борьбе с коррупцией повысили раскрываемость коррупционных преступлений;

• новые рамочные условия работы силовых ведомств, с одной стороны, способствовали либерализации экономической среды, но, с другой -усилили риски сбоя системы.

Комитет государственного контроля

Последние десять лет работу правоохранительной системы Беларуси определяли «сильные» фигуры. Под последними следует понимать руководителей ведомств, подразделений и даже отдельных сотрудников, способных принимать самостоятельные решения. Такие люди, особенно среди предста-

вителей правоохранительных органов, представляют потенциальную угрозу для выстроенной системы вертикальной власти, которая со стороны исполнительной ветви ждет подчинения, а не самостоятельной игры.

Отстранение сильных фигур в силовом блоке началось ещё в 2006 г., когда на должность председателя Комитета государственного контроля (КГК) был назначен Зенон Ломать, который впоследствии «поломал» всю работу главных контролёров страны, размыв функции и задачи ведомства, сделав его безликим.

В 2009 г. эта работа продолжилась в органах Департамента финансовых расследований (ДФР). С отставкой директора ДФР КГК Сергея Баранова процесс вступил в завершающую стадию. Именно за Баранова держались те последние профессионалы, которые ещё остались в органах финансовых расследований. С его уходом ключевую роль в ДФР начал играть выходец из прокуратуры Виктор Морозов, приведший в департамент своих людей, которые не имели достаточного опыта в проведении финансовых расследований. Воздействие Морозова на органы финансовых расследований можно сравнить с воздействием Зенона Ломатя и его правой руки Виктора Писарика на весь КГК.

Если при прежнем председателе КГК Анатолии Тозике назначение на ключевые посты осуществлялось преимущественно по профессиональным качествам, то при Ломате и Писарике стал привычным протекционизм. В ДФР этот процесс сдерживал Баранов. После отставки директора в органах финансовых расследований профессиональные качества сотрудников также потеряли своё превалирующее значение.

Назначение самого Ломатя в 2006 г. явилось скорее случайностью, нежели частью общего стратегического плана, который, судя по действиям президента, начал оформляться лишь в 2008 г. и окончательно кристаллизировался в определённую схему управления силовиками в 2009 г. За практический образец взят именно Комитет государственного контроля, а в качестве инструмента использовалось президентское правило ротации кадров, но применённое уже не только в отношении руководителей, а всего силового аппарата.

Комитет государственной безопасности

Так, в течение 2009 г. в центральном аппарате КГБ большинство ключевых должностей заняли не кадровые чекисты, хорошо подготовленные и прошедшие определённую школу, а пограничники и выходцы из системы МВД. При этом среди кадровых чекистов также произошла глобальная ротация: практически всех сотрудников КГБ, которые проработали в ведомстве более пяти лет, перетасовали, словно карточную колоду, коренным образом поменяв направления их работы.

В результате сам принцип деятельности КГБ претерпел существенные изменения. При достаточной самостоятельности ведомства в целом, эту самую самостоятельность потеряли кадровые сотрудники, которые, оказавшись на новых местах службы и не имея достаточного опыта работы, вынуждены были исполнять приказы пришедшего со стороны руководства и, разумеется, забыть про инициативу. Глобальная кадровая ротация привела и к потере преемственности поколений: старшие офицеры уже не являются более опытными в профессиональном плане и не могут передавать свои знания подчинённым, но только отдавать приказы и распоряжения.

На смену работе на результат пришла работа на исполнение. Уже не столь важно, какого результата достиг сотрудник, отдел, управление, комитет. Инициатива ещё не наказуема, но уже не поощряется. Профессионализм отдельного сотрудника имеет меньшее значение, чем его исполнительность. По сути дела, в КГБ в течение 2009 г. выстроена чёткая армейская система, что накануне выборов президента Беларуси создаёт определённые предпосылки для использования ведомства в репрессивных целях.

Министерство внутренних дел

Всю первую половину 2009 г. МВД оставалось в стороне от глобальных процессов перестройки силовых ведомств Беларуси, хотя попытка произвести кардинальную смену ключевого кадрового состава предпринималась ещё в 2008 г., когда был раздут скандал с милицейскими коттеджами. Но история с коттеджами не привела к серьёзным изменениям кадровой

политики МВД, поскольку инициаторы скандала сами опорочили себя перед президентом.

Но с отставкой Владимира Наумова в апреле 2009 г. стало очевидно, что МВД также ожидает волна кадровой реорганизации. Самой отставке предшествовало проведение Комитетом госбезопасности ряда успешных оперативных мероприятий в отношении ключевых фигур МВД. При этом так называемое «охотничье дело» и разгром Главного управления оперативно-розыскной деятельности МВД в лице его начальника Ивана Шишло нельзя считать всплесками войны силовиков. Скорее, это элементы новой кадровой политики, что подтверждается назначением на должность министра внутренних дел Анатолия Кулешова. Суть этой новой кадровой политики, как сказано выше, заключается в устранении из силового блока сильных фигур, способных на самостоятельную игру, и укрепление блока фигурами-исполнителями.

Уже сегодня с целью устранения кадрового дефицита МВД активно проводит в жизнь новую кадровую стратегию, заключающуюся в массовом призыве в органы внутренних дел людей, не прошедших соответствующей подготовки, но имеющих высшее образование. При этом на службу в МВД не принимаются профессиональные кадры, которые вынуждены уйти из ДФР КГК. Вместо этого проводится массовая агитация среди будущих выпускников школ с целью склонения их к поступлению в академию МВД.

Прокуратура

Фактически в стороне от реорганизационных процессов управления силовым блоком оставалась весь 2009 г. прокуратура. Несмотря на то что имелись факты привлечения на службу сотрудников из других ведомств, этот процесс не принял массового характера.

Но всё же работа прокуратуры также претерпела некоторые изменения. В начале 2009 г. президент поручил разработать законопроект, который предоставлял бы большую самостоятельность МВД, КГБ и ДФР КГК. Имелась в виду их независимость от чересчур бдительного надзора прокуратуры. Именно прокуратура, имея исключительное право выдавать санкции на арест и проведение оперативно-розыскных мероп-

риятий (ОРМ), нарушающих права человека на личную жизнь, являлась сдерживающим фактором, который не позволял подразделениям, проводящим ОРМ, ощущать себя слишком вольно. Законопроект был подготовлен в течение двух месяцев и предоставлен для обсуждения во все заинтересованные ведомства.

Генеральная прокуратура подготовила резко отрицательное заключение по законопроекту, но генеральный прокурор Григорий Василевич, хотя в целом и был не согласен с законопроектом, предоставил президенту свои возражения в значительно смягченном виде. В результате законопроект внесён в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь и принят в кратчайшие сроки. Руководители МВД, КГБ и ДФР КГК получили право выдавать санкции на арест, а также на проведение ОРМ, влекущих нарушение прав человека на неприкосновенность личной жизни, например, возможность прослушивания телефонов.

Значение органов прокуратуры снизилось и после того, как в начале года МВД, КГБ и ДФР КГК получили право расследовать все коррупционные дела вне зависимости от подследственности. Положение несколько выровнялось, когда с 27 января 2010 г. прокуратура получила исключительное право направлять в комиссию по помилованию при президенте уголовные дела, по которым обвиняемые полностью возместили причинённый ущерб.

Новая система управления

Согласно отчётам МВД, КГБ и ДФР КГК, в 2009 г. все основные показатели этими ведомствами значительно перевыполнены. Особенно впечатляют показатели по коррупционным преступлениям, которых в 2009 г. выявлено на 20% больше, чем в 2008 г. Однако этот успех условный и держится исключительно на оперативных наработках 2008 г. и более широких полномочиях КГБ, МВД и ДФР КГК, полученных в начале 2009 г. Между тем, если оценить финансовые показатели работы правоохранительных ведомств, то очевидна наметившаяся тенденция падения эффективности их деятельности.

Так, согласно данным КГК, в 2009 г. Департамент финансовых расследований взыскал с виновных лиц в доход госу-

дарства денежных средств и товарно-материальных ценностей на BYR 133.5 млрд, что на 3.3% больше, чем в 2008 г. Иными словами, с учётом инфляции белорусского рубля, реально произошло падение эффективности на 26.7%. Наиболее наглядно это видно по делам ст. 88 прим. 1 Уголовного кодекса Беларуси, предусматривающей освобождение от уголовной ответственности в связи с добровольным возмещением причинённого ущерба.

Если в 2008 г. ДФР КГК направил в комиссию по помилованию при президенте более 200 дел, то в 2009 г. — всего 140. При этом за весь 2009 г. фигурантами по этим делам возмещено ущерба на сумму всего BYR 12.5 млрд. Ранее ДФР КГК мог собрать такую сумму только с одного дела. Это результат новой кадровой политики в отношении силовых ведомств, которая в 2009 г. наиболее ярко сказалась на ДФР КГК, а в 2010 г. скажется и на МВД, и на КГБ. Её суть сводится к тому, что исполнительность силовиков ставится выше их профессионализма, а кадровая ротация становится панацеей от коррупции. Поставить задачу, потом спросить с тех, кто её не выполнил, — именно по такому принципу выстроена сегодня система управления силовым блоком.

Эффективность такой политики наиболее ярко проявилась на примере нового секретаря Совета безопасности Леонида Мальцева. Не имея абсолютно никакого опыта работы в правоохранительных органах, во время последнего отчёта президенту он сказал, что в ближайшее время следует в несколько раз повысить уровень возмещения ущерба по выявленным преступлениям. И это при том, что по объективным причинам в 2010 г. следует ожидать снижения уровня возмещения на 5 — 10%.

Это обусловлено тем обстоятельством, что с 27 января 2010 г. вступили в силу поправки в Уголовно-процессуальный кодекс, согласно которым КГБ, МВД, и ДФР КГК больше не смогут направлять материалы уголовных дел в комиссию по помилованию при президенте. Благодаря этому инструменту следователи могли успешно завершать сложные и даже сомнительные (в плане судебного будущего) уголовные дела, уговаривая подследственных возместить ущерб и избавить себя от опасности попасть в тюрьму. Теперь дела в комиссию будут направляться только по окончании расследования исключи-

тельно прокурором, у которого отсутствует стимул уговаривать обвиняемых возместить ущерб и которому в принципе всё равно, направить дело в комиссию или в суд.

В связи с этим уровень возмещения вреда на стадии следствия, который сейчас равен 50%, снизится в несколько раз, что неминуемо повлечёт снижение и общего уровня возмещения. Чтобы понять, о каких суммах идёт речь, следует напомнить, что сумма возмещения только по делу генерального директора ТД «Ждановичи» в октябре 2009 г. составила BYR 85 млрд. Для сравнения следует напомнить, что весь аппарат ДФР КГК за весь год смог взыскать с виновных лиц всего BYR 113.5 млрд.

Таким образом, несмотря на поставленную Леонидом Мальцевым задачу, реально выполнить её будет невозможно. Ранее руководители силовых ведомств также часто проявляли некомпетентность в вопросах, по которым принимали решения, но это компенсировалось компетентностью подчинённых. Теперь этот буфер практически полностью разрушен.

Таким образом, исполнительность силового блока вместо профессионализма, падение эффективности его работы, наделение силовиков дополнительными полномочиями — все эти факторы создают серьёзные угрозы для общества. Являясь хорошими исполнителями и не имея должных профессиональных навыков, силовики вынуждены будут искать другие способы выполнения поставленных перед ними задач и недопущения падения основных показателей работы. В этой связи в 2010 г. высока вероятность появления большого количества сомнительных уголовных дел, возбуждённых в отношении крупных бизнесменов и руководителей госпредприятий. Эти риски сводят на нет положительные моменты от начатой в 2009 г. либерализации экономики и способны отпугнуть от Беларуси потенциальных инвесторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.