Научная статья на тему 'Силовая подготовка дзюдоисток на этапе начальной спортивной специализации'

Силовая подготовка дзюдоисток на этапе начальной спортивной специализации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
318
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / МЕТОДИКА СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ / СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ / PEDAGOGICAL EXPERIMENT / METHODS OF FORCE TRAINING / FORCE ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Элипханов Салман Байсултанович

Целью исследования являлось экспериментальное подтверждение эффективности разработанной методики силовой подготовки дзюдоисток на этапе начальной спортивной специализации. В исследовании приняли участие 24 дзюдоистки по 12 человек в контрольной (возраст 13,4±0,32 лет, рост 159±4,5 см, масса тела 48,6±3,47 кг) и экспериментальной группах (возраст 13,3±0,32 лет, рост 158±3,8 см, масса тела 47,8±3,85 кг), имеющих уровень подготовленности и квалификацию, соответствующие требованиям этапа начальной специализации. В конце формирующего эксперимента все рассматривавшиеся показатели силовой подготовленности оказались достоверно выше у юных дзюдоисток в экспериментальной группе, в которой применялась разработанная методика, что подтверждает её эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Force training of young female judokas at the stage of initial sports specialization

The aim of this study was experimental proving of efficiency of force training methods for young female judokas at the stage of initial sports specialization. 24 female judokas by 12 girls in control (age 13.4±0.32 years old, height 159±4.5 sm, body mass 48.6±3.47 kg) and experimental (age 13.3±0.32 years old, height 158±3.8 sm, body mass 47.8±3,85 kg) groups took part in the investigation. All indexes of force readiness were significantly more in experimental group at the end of formative experiment. It proves efficiency of offered force training methods for young female judokas at the stage of initial sports specialization.

Текст научной работы на тему «Силовая подготовка дзюдоисток на этапе начальной спортивной специализации»

No. 3, pp. 307-313.

5. Sang, C.H., Chen, K., Pang, X.F., Dong, J.Z., Du, X., Ma, H., Liu, J.H., Ma, C.S. and Sun, Y.X. (2012), “Depression, anxiety and quality of life after catheter ablation in patients with paroxysmal atrial fibrillation”, Clin Cardiol, doi: 10.1002/с1с22039.

6. Schmidt, C., Kisselbach, J., Schweizer, P. A., Katus, H.A. and Thomas, D. (2011), “The pathology and treatment of cardiac arrhythmias: focus on atrial fibrillation”, Vasc Health RiskManag, Vol. 7, pp. 193-202.

7. Thomas, S.P. and Sanders, P. (2012), “Catheter ablation for atrial fibrillation”, Heart Lung Circ, Vol. 21 No. 6-7, pp. 395-401.

8. Ware, J.E., Snow, K.K., Kosinski, M. and Gandek, B. (1993), SF-36 health survey: Manual & interpretation guide, Nimrod Press, Boston.

9. Wokhlu, A., Monahan, K.H., Hodge, D.O., Asirvatham, S.J., Friedman, P.A., Munger, T.M., Bradley, D.J., Bluhm, C.M., Haroldson, J.M. and Packer, D.L. (2010), “Longterm quality of life after ablation of atrial fibrillation the impact of recurrence, symptom relief, and placebo effect”, J Am Coll Cardiol, Vol. 55, No. 21, pp. 2308-2316.

10. Zung, W. (1965), “A self-rating depression scale”, Arch Gen Psychiatry, Vol. 12, pp. 63-70.

Контактная информация: trifonovahelen@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 30.09.2012.

УДК 796.8

СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА ДЗЮДОИСТОК НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

Салман Байсултанович Элипханов, кандидат педагогических наук, доцент, Институт физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета

(ИФК и дзюдо АГУ), Майкоп

Аннотация

Целью исследования являлось экспериментальное подтверждение эффективности разработанной методики силовой подготовки дзюдоисток на этапе начальной спортивной специализации. В исследовании приняли участие 24 дзюдоистки по 12 человек в контрольной (возраст 13,4±0,32 лет, рост 159±4,5 см, масса тела 48,6±3,47 кг) и экспериментальной группах (возраст 13,3±0,32 лет, рост 158±3,8 см, масса тела 47,8±3,85 кг), имеющих уровень подготовленности и квалификацию, соответствующие требованиям этапа начальной специализации. В конце формирующего эксперимента все рассматривавшиеся показатели силовой подготовленности оказались достоверно выше у юных дзюдоисток в экспериментальной группе, в которой применялась разработанная методика, что подтверждает её эффективность.

Ключевые слова: педагогический эксперимент, методика силовой подготовки, силовые способности.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.09.91.p176-181

FORCE TRAINING OF YOUNG FEMALE JUDOKAS AT THE STAGE OF INITIAL

SPORTS SPECIALIZATION

Salman Bajsultanovich Elipkhanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Physical Education and Judo Institute of Adygheya State University, Maykop

Annotation

The aim of this study was experimental proving of efficiency of force training methods for young female judokas at the stage of initial sports specialization. 24 female judokas by 12 girls in control (age 13.4±0.32 years old, height 159±4.5 sm, body mass 48.6±3.47 kg) and experimental (age 13.3±0.32 years

old, height 158±3.8 sm, body mass 47.8±3,85 kg) groups took part in the investigation. All indexes of force readiness were significantly more in experimental group at the end of formative experiment. It proves efficiency of offered force training methods for young female judokas at the stage of initial sports specialization.

Keywords: pedagogical experiment, methods of force training, force abilities.

ВВЕДЕНИЕ

Уровень силовой подготовленности, как отмечают специалисты в области дзюдо, во многом определяет успешность соревновательной деятельности [3,4]. В то же время теорию многолетней силовой подготовки в женском дзюдо в настоящее время вряд ли можно признать сложившейся и всесторонне научно обоснованной. В связи с этим нами была проведена обширная экспериментальная работа для получения объективной информации с целью научного обоснования процесса многолетней силовой подготовки в женском дзюдо. Обобщение результатов исследования позволило сформулировать предложения по силовой подготовки дзюдоисток на этапе начальной спортивной специализации. Однако, как и всякие теоретические положения, разработанная методика силовой подготовки дзюдоисток на этапе начальной спортивной специализации нуждается в экспериментальном подтверждении своей эффективности. Это определило цель исследования - экспериментально подтвердить эффективность методики силовой подготовки дзюдоисток на этапе начальной спортивной специализации.

МЕТОДИКА

При разработке программы силовой подготовки дзюдоисток на этапе начальной специализации в целом мы руководствовались итогами обобщений результатов собственных исследований, содержанием программы по дзюдо для учреждений дополнительного образования для мальчиков [2]. Также учитывались рекомендации В.Б. Шестакова и С.В. Ерегиной [5].

В скоростно-силовой подготовке дзюдоисток применялся широкий круг средств: прыжки на двух и одной ногах - вверх, в сторону, назад, вперёд, через невысокие препятствия, в сочетании с бегом, с сопротивлением и помощью партнёра, на различных покрытиях (татами, пол, песок, грунт, трава и т.п.); прыжки (для менее подготовленных -быстрое сгибание-разгибание рук в упоре лёжа или в упоре лёжа на коленях) на руках; "спады" на перекладине в висе лёжа и в висе на высокой перекладине; броски, толчки и ловля набивного мяча - самостоятельно, с партнёром, в команде; вырывание, выкручивание, выбивание набивного мяча у соперника и сопротивление таким действиям соперницы; удары по мячу разного веса; метание набивного мяча одной и двумя ногами - вперёд, назад, вверх, партнёру; рывки и толчки соперницы в разные стороны и противодействие им.

Силовая подготовка юных дзюдоисток на этапе начальной специализации (эксперимент проводился в учебно-тренировочных группах второго года обучения) строилась, исходя из двухциклового макроцикла. Упражнения силовой подготовки применялись в каждой тренировке в рамках времени, отведённого на физическую подготовку. Общая схема направленности процесса силовой подготовки в микроцикле: первый, третий и пятый день - скоростно-силовая подготовка (начало занятия); второй, четвёртый и шестой день - развитие силовой выносливости и разносторонняя силовая подготовка (конец занятия).

Приведём примеры комплексов скоростно-силовой подготовки, применявшихся в различные периоды макроцикла.

Обще-подготовительный период.

Комплекс первого дня микроцикла: 1) сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу с хлопком - 2-3 подхода по 6-8 раз, 2) ловля и броски набивного мяча 1-2 кг, поднимая туловище, в положении лёжа на спине - 2-3 подхода по 8-10 раз, 3) броски камня

3-4 кг сбоку вперёд - 2-3 подхода по 6-8 раз; 4) прыжки вверх с подтягиванием коленей к груди - 2-3 подхода по 8-10 раз.

Комплекс третьего дня микроцикла: 1) метание набивного мяча или камня 1-2 кг сверху вперёд на дальность - 2-3 подхода по 8-10 раз; 2) быстрые повороты в стороны с набивным мячом, гантелей, камнем перед грудью и т.п. - 2-3 подхода по 8-10 раз; 3) вырывание мяча у соперницы - 2 раза по 8-10 попыток забрать мяч и 2 раза по 8-10 попыток его удержать; 4) выпрыгивание из полуприседа вверх с сопротивлением партнёра - 2-3 подхода по 8-10 раз.

Комплекс пятого дня микроцикла: 1) толчки набивного мяча от груди 1-2 кг партнёру и ловля его - 2-3 подхода по 10 раз; 2) метания камня 3-4 кг снизу назад на дальность - 2 подхода по 6-8 раз; 3) броски набивного мяча назад-вверх ногами - 2-3 подхода по 10 раз; 4) прыжки вверх с разведением ног в шпагат - 2-3 подхода по 10 раз.

Примеры комплексов упражнений развития силовой выносливости и разносторонней силовой подготовки:

Комплекс второго дня микроцикла: 1) лазание по канату с помощью ног - 3-4 подхода по 3-4 м; 2) поднимание туловища в положении лёжа на спине руки за голову - 3-5 подходов по 15-20 раз (по мере роста подготовленности - с отягощением); 3) поднимание ног в положении лёжа на животе - 3-5 подходов по 15-20 раз (по мере роста подготовленности - с отягощением); 4) приседания с сопротивлением партнёра - 2-3 подхода по 15 раз. Возможно выполнение комплекса в виде круговой тренировки с ограничением времени отдыха между упражнениями.

Комплекс четвёртого дня микроцикла: 1) борьба на руках с соперницей 2-5 раз каждой рукой в положении лёжа; 2) сгибание рук с грифом (или другим отягощением), весом 15-20 повторных максимумов (ПМ) 2-4 подхода по 10-12 раз быстро; 3) толчок грифа от груди (или другого отягощения) 15-20 ПМ 10-12 раз быстро; 4) выталкивание соперницы из круга, с мата и т.п. 10-15 раз.

Комплекс шестого дня микроцикла: 1) сгибание и разгибание рук в упоре лёжа с сопротивлением партнёра, примерно равным 12 повторным максимумам, - 2-5 подходов по 10 раз (по мере роста подготовленности сокращать отдых между подходами до 30 с); 2) поднимание ног лёжа на спине с сопротивлением партнёра, примерно равным 12 ПМ -2-5 подходов по 10 раз (по мере роста подготовленности сокращать отдых между подходами до 30 с); 3) отрыв партнёра от татами в стойке (за счёт мышц спины) - 2-5 подходов по 10 раз (по мере роста подготовленности сокращать отдых между подходами до 30 с); 4) сгибание и разгибание голени в положении лёжа на животе с сопротивлением партнёра 2-3 подхода по 10-12 раз.

Специально-подготовительный период.

Примерные комплексы скоростно-силовой подготовки в специально-

подготовительном периоде.

Комплекс первого дня микроцикла: 1) спад на высокой или низкой перекладине 23 подхода по 6-8 раз; 2) метание набивного мяча снизу назад на дальность 8-12 раз; 3) метание набивного мяча 1-2 кг ногами из положения лёжа на спине 2-3 подхода по 8-10 раз; 4) серийные прыжки на двух ногах через гимнастическую скамейку 2-4 подхода по 10 раз.

Комплекс третьего дня микроцикла: 1) спрыгивания на руках с возвышения - 2-3 подхода по 6-10 раз; 2) из положения сидя на бёдрах на опоре, ноги закреплены, рывком поднимание туловища - 2-3 подхода по 6-10 раз; 3) пятерной прыжок с ноги на ногу с 5-8 шагов разбега 8-10 раз.

Комплекс пятого дня микроцикла: 1) толчок грифа 10 ПМ от груди 6-8 раз быстро; 2) рывок гири 8 кг двумя руками - 2 подхода по 6-8 раз 3) пятерной прыжок на одной ноге с 3 шагов разбега - 6-8 раз на каждой ноге.

Примерные комплексы развития силовой выносливости и разносторонней силовой

подготовки в специально-подготовительном периоде.

Комплекс второго дня микроцикла: 1) лазание по канату с помощью и без помощи ног 2-4 раза (по мере роста подготовленности - лазание с отягощением); 2) поднимание ног в висе на перекладине - 2-4 подхода по 8-12 раз (по мере роста подготовленности - с отягощением на ногах); 3) сгибание и разгибание голени в положении лёжа на животе с сопротивлением резины 12-14 ПМ - 2-5 подходов по 10 раз (по мере роста подготовленности сокращать паузы отдыха между подходами до 20-30 с).

Комплекс четвёртого дня микроцикла: 1) жим лёжа - 2-4 подхода по 10 раз с весом 12-14 ПМ 2) тяга лёжа - 2-4 подхода по 10 раз с весом 12-14 ПМ; 3) поднимание ног лёжа на опоре лицом вниз - 2-4 подхода по 10 раз (по мере роста подготовленности - с отягощением на ногах); 4) полуприседы с партнёром равного веса на спине - 2-4 подхода по 10 раз.

Комплекс шестого дня микроцикла: 1) лазание по канату с помощью и без помощи ног 2-5 раз (по мере роста подготовленности сокращать паузы отдыха между попытками до 20-30 с); 2) сгибание туловища сидя на опоре - 2-5 подходов по 10 раз с отягощением 12-14 ПМ (по мере роста подготовленности сокращать паузы отдыха до 30 с); 3) поднимание туловища из положения лёжа на опоре лицом вниз - 2-5 подходов по 10 раз с отягощением 12-14 ПМ; 4) выпрыгивание из глубокого приседа с гирей 8 кг или другим отягощением - 2-4 подхода по 6-10 раз.

В соревновательном периоде три раза в неделю (через день) выполнялись силовые упражнения тонизирующего характера: сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, поднимание туловища в сед, поднимание ног лёжа на животе, выпрыгивание из полуприседа с сопротивлением партнёра - 2 подхода по 10 раз с сопротивлением 12-14 ПМ.

Приведённые комплексы являются примерными и отражают направленность силовой подготовки в те или иные периоды времени. Подобные комплексы менялись раз в четыре недели. Нагрузка варьировала волнообразно в микроцикле и в мезоцикле - в микроцикле за днём со средней или большой нагрузкой следовал день с малой нагрузкой; в мезоцикле за микроциклом с большой или средней нагрузкой следовал микроцикл с малой нагрузкой.

Для контроля силовой подготовленности дзюдоисток на этапе начальной специализации использовались следующие тесты: бег на 30 метров (30 м), прыжок в длину с места (дл. с/м), метание набивного мяча снизу назад (метание н/мяча), сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (отжимание), сгибание и разгибание рук в висе лёжа обратным хватом на низкой перекладине (подтягивание), поднимание туловища в сед из положения лёжа на спине (поднимание туловища).

В педагогическом эксперименте приняли участие 24 дзюдоистки - по 12 в контрольной (возраст 13,4±0,32 лет, рост 159±4,5 см, масса тела 48,6±3,47 кг и экспериментальной группах (возраст 13,3±0,32 лет, рост 158±3,8 см, масса тела 47,8±3,85 кг). Эксперимент продолжался в течение одного учебного года - с сентября по май. Были проведены два тестирования силовых способностей - в сентябре и в мае.

Достоверность различий выборочных показателей определялась при помощи однофакторного дисперсионного анализа (ЛМОУЛ).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

В начале формирующего эксперимента юные дзюдоистки в контрольной и экспериментальной группах не имели достоверных различий по показателям силовой подготовленности.

Прирост результатов во всех тестах контроля силовой подготовленности в контрольной группе за время эксперимента оказался намного меньше, чем в экспериментальной группе (рис. 1).

30,0

25,0

20,0

15,0

% 10,0

5,0

0,0

-5,0

-10,0

Рис. 1. Изменения результатов тестов силовой подготовленности дзюдоисток, находящихся на этапе начальной специализации, за время педагогического эксперимента

Как следует из анализа данных табл. 1, все обнаруженные различия показателей силовой подготовленности у дзюдоисток в контрольной и экспериментальной группах достоверны при уровнях значимости от 0,05 до 0,001.

Отметим невысокие темпы прироста показателей силовых способностей в контрольной группе. Очевидно, резервы развивающего воздействия на силовые способности преимущественно за счёт соревновательной и тренировочной деятельности без обоснованного дифференцирования средств и методов силовой подготовки (что часто имеет место в практике подготовки дзюдоисток) на этом этапе роста спортивного мастерства у юных дзюдоисток близки к исчерпанию.

Таблица 1

Показатели силовой подготовленности юных дзюдоисток в конце педагогического

эксперимента

Тесты Величины ( х±8) Достоверность различий

Контрольная Экспериментальная

Бег 30 м, с 5,6±0,22 5,4±0,18 р<0,01

Прыжок в длину с/м, см 175±8,3 187±8,3 р<0,01

Метание н/мяча, м 5,03±0,151 5,83±0,177 р<0,001

Сгибание рук в упоре, раз 13,7±1,07 16,4±1,93 р<0,001

Подтягивание, раз 14,3±1,42 17,2±1,03 р<0,001

Поднимание туловища, раз 18,4±2,43 20,7±2,06 р<0,05

В целом, достоверно более высокие результаты и более высокие темпы их прироста в экспериментальной группе во всех применявшихся тестах силовой подготовленности в конце формирующего педагогического эксперимента, позволяют утверждать, что применение разработанной методики силовой подготовки дзюдоисток на этапе начальной спортивной специализации оказалась более эффективной, чем традиционная методика.

□ контрольная □экспериментальная

30 м дл с/м метание н/мяча сгибание рук в подтягивание поднимание

упоре туловища

ВЫВОДЫ

Таким образом, достоверно более высокие результаты в тестах силовой подготовленности в конце формирующего эксперимента у дзюдоисток, в тренировке которых была реализована предлагаемая методика, подтверждают эффективность авторской методики силовой подготовки дзюдоисток на этапе начальной спортивной специализации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белов, А.В. Начальное обучение дзюдоисток технике борьбы : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Белов А.В. - СПб., 2000. - 24 с.

2. Дзюдо : учебная программа для учреждений дополнительного образования / И. Д. Свищев [и др.]. - М. : Советский спорт, 2003. - 112 с.

3. Извеков, В.В. Система управления подготовкой женщин в спортивной борьбе: на примере дзюдо : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Извеков В.В. - М., 2001. - 50 с.

4. Манолаки, В.Г. Оптимизация воздействия силовых и скоростно-силовых нагрузок в процессе многолетней тренировки дзюдоисток : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Манолаки В.Г. - СПб., 1993. - 48 с.

5. Шестаков, В.Б. Теория и методика детско-юношеского дзюдо / В.Б. Шестаков, С.В. Ерегина. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2008. - 212 с.

REFERENCES

1. Belov, A.V. (2000), Elementary education of female judoists to equipment of fight: dissertation, Lesgaft University, St.-Petersburg, Russian federation.

2. Ed. Svischev, I.D. (2003), Judo. The education program for establishments of additional education, Soviet sports, Moscow, Russian federation.

3. Izvekov, V.V. (2001), Control system of preparation of women in wrestling: on a judo example: dissertation, RGUFK, Moscow, Russian federation.

4. Manolaki, V.G. (1993), Optimization of influence of force and power exercises in the course of long-term training of women judokas: dissertation, Lesgaft University, St.-Petersburg, Russian federation.

5. Shestakov, V.B., and Eregina S.V. (2008), Theory and Technique of a Child Youthful Judo, publishing house OLMA Media Groups, Moscow, Russian Federation.

Контактная информация: sbelphnv@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 29.09.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.