Научная статья на тему 'СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ КОВОРКИНГА '

СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ КОВОРКИНГА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
18
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коворкинг / коворкинг-пространство / coworking / coworking space

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е.А. Ведерникова, Е.Н. Смирнов, Г.И. Юрковская

Рассматривается новая современная модель бизнеса, новый подход к организации труда людей с разными профессиями и занятостью в общем пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRENGTHS AND WEAKNESSES OF COWARKING

The article considers a new modern business model, a new approach to organizing the work of people with different occupations in a common space.

Текст научной работы на тему «СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ КОВОРКИНГА »

УДК 334

СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ КОВОРКИНГА

Е. А. Ведерникова, Е. Н. Смирнов, Г. И. Юрковская

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31 E-mail: elizaveta150398@mail.ru, djon_sn@mail.ru, yurk7@mail.ru

Рассматривается новая современная модель бизнеса, новый подход к организации труда людей с разными профессиями и занятостью в общем пространстве.

Ключевые слова: коворкинг, коворкинг-простанство.

STRENGTHS AND WEAKNESSES OF COWARKING E. A. Vedernikova, E. N. Smirnov, G. I. Yurkovskaya

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: elizaveta150398@mail.ru, djon_sn@mail.ru, yurk7@mail.ru

The article considers a new modern business model, a new approach to organizing the work of people with different occupations in a common space.

Keywords: coworking, coworking space.

Коворкинг предполагает организацию рабочего места в общем пространстве, в условиях общения между людьми, занимающимися различными видами деятельности, где рабочее место может быть арендовано на определенный срок. Коворкинг рассматривается как новый способ организации труда, обеспечивающий взаимную поддержку между людьми, одновременно пользующимися этими услугами.

Первое коворкинг-пространство было организованно в 2005 году в Сан-Франциско и называлось The Hat Factory. Понравившийся предпринимателям формат бизнеса распространился по миру, в том числе и в России. Коворкинг (от англ. coworking, рус. -"сотрудничество") в широком смысле - подход к организации труда людей с разной занятостью и спецификой деятельности в общем пространстве; в узком смысле подобное пространство - коллективный офис (англ. coworking space). Коворкинг характеризуется гибкой организацией рабочего пространства и стремлением к формированию сообществ резидентов и общей внутренней культуры [1].

Коворкинг имеет как сильные, так и слабые стороны. Только проанализировав их, можно принять решение о перемещении рабочего места в такой офис.

Преимущества коворкинга заключаются в следующем: совместный офис способствует установлению новых деловых контактов, постоянному обмену идеями и опытом; идет профессиональное развитие, чему способствуют программы, организованные многими коворкинг-пространствами; присутствует взаимопомощь и быстрое выполнение проектов -собрать команду для большого проекта, найти помощь в таком офисе гораздо проще, чем сделать это самостоятельно; создается благоприятная среда для работы.

К недостаткам коворкинга относятся следующие: затраты времени и денег, необходимых для поездки в коворкинг-центр; необходимость следить за своими вещами; шум и отвлекающие события, характерные для общего пространства [2].

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2020. Том 2

Как показывает практика, существенным преимуществом коворкинг-пространств является расположение вблизи центра города и в местах скопления людей. В идеальном случае по соседству могут находиться другие креативные проекты. Продвижению коворкинг-пространства помогает вовлечение в этот процесс известных личностей, наполнение жизни офиса интересными событиями. Кроме того, коворкинг - это источник событий и место распространения информации. Программа хорошего коворкинга распланирована круглосуточно, в том числе в выходные дни, учитывая гибкий график людей и ночную работу. Организация программ по совершенствованию навыков и повышению квалификации, проводимые в коворкинг-пространстве, могут принести положительный эффект и дополнительный доход. Коворкинг нацелен на большую аудиторию. Не последнее место в коворкинге занимает дизайн интерьера. Важной зоной для неформального общения является кухня. Не надо забывать, что дизайн - это процесс, в котором изменение интерьера положительно сказывается на привлечении клиентов. В идеале, каждое рабочее место может быть переоборудовано под интересы человека. Улучшения делаются на основе наблюдений за клиентами, например, если в популярном месте оборудовать конференц-зал для общения -это поможет сплотить людей.

Прогнозы развития коворкингов предполагают их увеличение. Динамика появления новых пространств и расширения уже работающих такова, что в ближайшие пять лет она возрастет вдвое. Работодатели в различных сферах планируют число удалённо работающих сотрудников довести до четверти от общего числа, что положительно повлияет на развитие данного вида организации рабочего места. По оценкам компаний, работающих на российском рынке много лет, перспективы развития таких пространств предусматривают наилучший исход. За два с небольшим года, к концу 2022-го, общая площадь всех коворкингов в нашей стране увеличится в два раза, при этом спрос на них возрастёт в том же объёме.

Если описывать текущую ситуацию, то в 2019 году среднее количество людей в одном коворкинге увеличилось на 10%, по сравнению с предыдущим годом, и составило 90 человек. Среднее количество людей в коворкинге напрямую зависит от размера города: чем больше город, тем больше людей. В городах с населением менее 20 тысяч человек - среднее число составляет 34, от 100 до 500 тысяч - 72, в городах с одним миллионом человек - 141. Только 43% коворкингов являются прибыльными в течение календарного года, несмотря на то, что в 2013 году их было всего 32%. Таким образом, количество экономически эффективных коворкингов плавно растет. Количество убыточных резко сократилось в период 2014-2016 гг. с 33% до 23%; последние три года оно держится на уровне 25%. Статистика показывает, что выход на окупаемость коворкинг-пространства вполне реален на 3-4-ый месяц работы, а чтобы оправдать все вложения, которые были сделаны в самом начале, нужно полтора-два года. Любой коворкинг, работающий более двух лет выходит в плюс [3].

Существует несколько форм, организационно похожих на коворкинг, но имеющих свою специфику. Среди них бизнес-инкубаторы, деятельность которых направлена на поддержку стартапов от разработки идей до коммерциализации. Разница между инкубатором и коворкингом заключается в том, что главная цель инкубатора - предоставлять такие услуги, как бухгалтерские и юридические, а коворкинга - сдавать в аренду рабочие места или помещения. Инкубационные программы финансируются из региональных или национальных бюджетов, общественных фондов и проектов. Коворкинг-пространства создаются и существуют за счет средств физических или юридических лиц.

Интенсивное развитие проектов в кратчайшие сроки может быть обеспечено и акселераторами, основными характеристиками которых являются работа с командой; высокая доходность; только полный рабочий день; жесткая конкуренция; инвестиции в обмен на долю в проекте для инвестора; поддержка проекта. В отличие от коворкингов,

акселераторы предоставляют экспертную и финансовую поддержку, помогают проекту развиться в эффективный бизнес за короткий промежуток времени.

Еще одной похожей формой являются технопарки - это проекты, направленные на концентрацию специалистов общего профиля, в то время как в коворкинг-пространстве могут быть люди совершенно разных увлечений и профессий.

Подобные модели получают вознаграждение только в случае успешного привлечения инвестиционных партнеров. Основные отличия между коворкингом и объектами инновационной инфраструктуры представлены в табл. 1.

Сравнительный анализ коворкинга с объектами инновационной инфраструктуры

Основные виды услуг Коворкинг-пространство Акселератор Бизнес-инкубатор Технопарк

Предоставление инвестиций - + - -

Бизнес-консультирование и менторство + + + +

Техническое/технологическое консультирование - - - +

Юридическое/патентное консультирование — - + +

Аутсорсинг бухгалтерских функций - - + +

Предоставление оборудованных рабочих мест + + + +

Сдача помещений в аренду + - + +

Помощь в привлечении партнеров/инвесторов - + + +

Аутсорсинг производственных функций - - - +

Таким образом, коворкинг сейчас - это активно развивающийся бизнес. Развитие коворкинга в России идет быстрыми темпами. Упор делается на креативную обстановку и дополнительные услуги, а не только на предоставление рабочего места. Количество людей, работающих удаленно, будет стабильно расти, а значит, будет расти и спрос на коворкинг. Он имеет хорошие перспективы и подразумевает создание комфортной среды для работы, творчества, общения и развития.

Библиографические ссылки

1. Коворкинг // Википедия [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ KoBopKHHr#cite_note-basic-eph-3 (дата обращения: 19.04.2020)

2. Коворкинги и рабочие места в России: сайт [Электронный ресурс]. URL: https://openspace.today/ru/wiki/benefits-and-disadvantages-coworking (Дата обращения 20.04.2020)

3. Коворкинги: мировая статистика: сайт [Электронный ресурс]. URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5ae1b5639b403c131c5b3f22/kovorkingi-mirovaia-statistika-2019-5dc15d592beb4900ae3c5e35 (Дата обращения 20.04.2020)

© Ведерникова Е. А., Смирнов Е. Н., Юрковская Г. П., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.