Научная статья на тему 'СИЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ФАКТОР ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ А.Д. КЕРИМОВА, И.Н. КУКСИНА. - М.: НОРМА, 2017. - 96 С'

СИЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ФАКТОР ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ А.Д. КЕРИМОВА, И.Н. КУКСИНА. - М.: НОРМА, 2017. - 96 С Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
82
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ / JURISPRUDENCE / ФИЛОСОФИЯ ПРАВА / PHILOSOPHY OF LAW / ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ / POLITICAL AND LEGAL THOUGHT / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / SOCIAL INTERACTION / СИЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / POWERFUL STATE / СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / WELFARE STATE / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНТЕРЕС / STATE INTEREST / STATE
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Азнагулова Гузель Мухаметовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ФАКТОР ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ А.Д. КЕРИМОВА, И.Н. КУКСИНА. - М.: НОРМА, 2017. - 96 С»

РЕЦЕНЗИИ

УДК 340

СИЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ФАКТОР ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА Рецензия на монографию А.Д. Керимова, И.Н. Куксина. - М.: Норма, 2017. - 96 с.

АЗНАГУЛОВА Гузель Мухаметовна

доктор юридических наук, доцент, первый заместитель директора Института права, профессор кафедры теории государства и права Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный университет», г. Уфа, Россия. E-mail: AGM09@mail.ru

A STRONG STATE AS A DETERMINING FACTOR OF SOCIAL PROGRESS Review of the monograth by A.D. Kerimov and I.N. Kuksin. - Moscow, Norma, 2017. - 96 p.

AZNAGULOVA Guzel Mukhametovna

Doctor of Law, Associate Professor, Principal Deputy Director of the Institute of Law, Professor of the Chair of Theory and History of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Bashkir State University", Ufa, Russia. E-mail: AGM09@mail.ru

Ключевые слова: юриспруденция, философия Key words: jurisprudence, philosophy of law, po-

права, политико-правовая мысль, общество, соци- litical and legal thought, society, state, social inter-

альное взаимодействие, сильное государство, со- action, powerful state, welfare state, state interest. циальное государство, государственный интерес.

Проблема природы и сущности государства, имеющая важное мировоззренческое, научно-теоретическое и практическое значение, является предметом активных обсуждений в многовековой истории мировой цивилизации, начиная уже с политико-правовых учений мыслителей Древнего мира, последовавших за сугубо мифологическими конструкциями о природе и месте человека в мире.

Государство, как важнейший социальный институт, есть закономерный результат и, одновременно, многовекторный фактор общественного развития, играет ведущую роль в создании основ и функционировании политической, социально-экономической и культурно-духовной сфер общества. Значимость данной функции возрастает особенно в постиндустриальную - информационную - эпоху, имеющую всеобъемлющую и огромную (планетарную) производительную силу, выдвигающей на авансцену истории Человека с его потребностями и интересами. Как подчеркивал Гегель Г.В.Ф., ничто не осуществляется без интереса действующих индивидов, и последняя цель всемирной истории, как идеи свободы и необходимости, представляет содержание потребности и интереса [1, с. 23-25], возрастание которых в новую эпоху приобретает глобальный характер. Адекватная реализация частных интересов в системе общих целей, удовлетворение растущих претензий граждан на высокий уровень жизни в условиях качественно-новых требований и вызовов времени, становится возможным только в социальном государстве, обладающем необходимой созидательной силой.* Заметим, что категория более высокого порядка чем "сила" есть "взаимодействие", определяемая как универсальная форма движения. Поэтому под силой государства (отсюда производный термин - "сильное государство") можно понимать характеристику интенсивности многопланового, многовариантного, многоуровневого взаимодействия государства с людьми, социальными институтами общества, а также субъектами международного права [2, с. 825].

Взаимодействие государства как с национальными, так и с международными институтами имеет многоаспектный, многоуровневый иерархически упорядоченный характер и сложный пространственно-временной характер, вследствие чего теоретическое исследование сильного государства как политико-правового, так и социально-экономического и духовно-

культурного феномена представляет сложную комплексную проблему, что создает серьезные трудности в выработке целостной системы взглядов.

Авторы монографии впервые в правовой науке проделали системную аналитическую работу и сделали заметный шаг в создании политико-правовой концепции сильного государства. Хотя они оценили свой труд как "попытку сделать первые ... шаги по пути создания сильного государства." (с. 9), на наш взгляд рассматриваемая монография, насыщенная концептуальными политико-правовыми идеями, глубокой обоснованностью выдвигаемых положений, их важностью в современной практике российского государства, заслуживает более высокой оценки.

Вполне логично, что авторы изначально анализируют факторы, обуславливающие в современных условиях потребность в сильном государстве. "Бесконтрольность и неуправляемость социальных процессов., - пишут они, - представляет собой их ... специфическое имманентное свойство на данном этапе исторического развития. Это их характерная черта, обуславливает возникновение огромного множества совершенно новых, глобальных проблем, делающих мир чрезвычайно опасным." (с. 11). Дать достойный ответ глобальным вызовам современности (дефицит энергоресурсов, загрязнение окружающей среды, мировые эпидемии, международный терроризм и иная международная преступность, наркомания и т.д.), "разрешить возникающие проблемы способно только сильное государство" (с. 18 монографии).

Авторы особо подчеркивают, что у современного человечества единая духовно-нравственная и природная основа, единая судьба. Эта позиция авторов тесно перекликается с теорией академика В.А. Вернадского о ноосфере - об органической функциональной связи окружающей среды и человека как такового, о сосуществовании его внутри природы и подчинении ее законам [3, с. 120-148].

Рассматривая сильное государство "как определяющий фактор общественного прогресса", в монографии обоснован тезис о том, что "сильное государство может быть в реальности по-настоящему социальным" (с. 17). При этом анализируя социальные достижения развитых капиталистических стран, авторы отмечают, что факт существования СССР и социалистического лагеря "являли собой тот мощнейший фактор мировой истории, который вынуждал правящие круги капиталистической системы двигаться по пути созидания «welfare state", т.е. "государства всеобщего благосостояния" (с. 16). В целом книга пронизана идеей прогрессивного развития, перехода общества на более высокую ступень не путем исключения предыдущих этапов, а - снятия в смысле Гегеля.

Как известно, исторически сильное государство ассоциировалось с авторитарными режимами в государствах, где человек выступал лишь инструментом достижения общегосударственных целей. Однако, как отмечают многие правоведы, сильное государство может быть и демократическим. В истории философской и политико-правовой мысли имели место взаимоисключающие позиции по вопросу о соотношении личных и общественных интересов. Анализ этой проблемы в политико-правовых категориях в системе "человек-общество-государство" приводит к трудноразрешимым спорам между либералами и консерваторами. Поэтому проблему сильного государства, обеспечения прав и свобод человека и гражданина авторы реализуют в философских категориях части и целого и приходят к диалектически правильному выводу о том, что сама постановка проблемы соотношения части и целого с точки зрения их значимости философски неправомерна. В переносе на политико-правовую сферу, сказанное означает научно-философскую бесперспективность постановки вопроса о том, что имеет первостепенную важность - государство, нацеленное на общие цели, или человек с конкретными потребностями и интересами. И не случайно, поэтому Конституция Российской Федерации не ставит вопрос о соотношении человека и государства, а в ст. 2 однозначно устанавливает, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью".

Авторы предлагают ввести определенные новации, в том числе в законодательно закрепленное в государстве всеобщее избирательное право. Если введение так называемых моральных цензов - лишение избирательных прав наркоманов, алкоголиков, лиц, лишенных родительских прав, - может быть предметом соответствующих обсуждений, то введение более высокого возрастного ценза и образовательных цензов, "ограничивающих избирательные права безграмотных и малограмотных", является дискуссионным. Являясь формой участия народа в управлении делами государства, конституционное право избирать воплощает сущность демократической идеи народовластия и нормативную конструкцию народного суверенитета как основы деятельности государства. Более того, известно из истории, что ограничение во всеобщем и равном избирательном праве для некоторых слоев населения выступали одним из факторов национальных расколов [4, с. 98-99]. Ограничение в избирательных правах больших групп населения по возрасту и уровню образованию может создать серьезные конфликты на государственном уровне, вызвать массовые политические выступления, нарушающие порядок и стабильность в обществе. Тем более понятия неграмотных и малограмотных являются расплывчатыми и неправовыми. Возникает также и вопрос: ограничение политических свобод граждан в мировоззренческом плюралистическом обществе не создаст ли дополнительный политический плацдарм для непатриотически настроенных оппозиционных сил для привлечения молодежи к участию в массовых выступлениях экстремистского толка? Конечно, в новых условиях возрастает роль воспитания и образования, основной задачей которых по Фихте является "образовать в человеке устойчивую и безошибочную добрую волю." [5, с. 73].

Памятуя известное ленинское положение о том, что "государство сильно сознательностью масс", можно утверждать, что неотъемлемыми атрибутами сильного государства будут выступать сильный дух и воля народа. Сделав предварительное замечание о сущности феномена "воля", авторы сосредоточили свое внимание на формировании и реализации народной воли в политико-правовой практике государства. Полемизируя с тем, что воля народа лишена реальной почвы, в монографии принципиально констатируется и обосновывается, что "народная воля - это реальность" (с. 64), т.е. как главный политический институт общества государство, претендующее на статус сильного, должно выступать генератором выработки общей воли (с. 70).

Авторы отмечают, что сильным является лишь государство, которое обладает значительным властным потенциалом, располагающее достаточными финансовыми, административными, организационными, военными и т.д. ресурсами, позволяющими реализовать в полном объеме принимаемые властные решения. Это предполагает также, что государство владеет внушительной долей средств производства, имеет обширную сферу влияния, имеет исключительную монополию на применение силы и др. "В последние годы, - пишут авторы, - в большинстве стран мира как в научном, так и в массовом сознании постепенно укореняется твердое понимание необходимости создания сильного государства. ... Моральная реабилитация могущественного, дееспособного и эффективного государства ... представляет собой закономерность, отражающую объективно обусловленное, исторически детерминированное развитие мировой обществоведческой мысли" (с. 8).

Высокое достоинство монографии состоит и в том, что авторы работы анализируют не только обусловленность правовых явлений социальными условиями в обществе, но и осуществляют анализ политической практики российского государства, указывают на упущения политической власти - прежде всего, политической элиты страны - чрезмерным увлечением неолиберальными идеями, выносят определенные рекомендации по обеспечению социально-политической стабильности российского общества, используя при этом междисциплинарный и общенаучный подходы в контексте современной российской политико-правовой практики.

Безусловно, монография вызовет интерес у правоведов, политиков-социологов и читателей, интересующихся вопросами политико-правового развития российского государства.

Примечание

*Заметим, что использование понятия «сила государства» встречается уже в труде Платона «Государство» при анализе признаков идеального государства.

Библиографические ссылки

1. Гегель Г.В.Ф. Философия истории. Сочинения. Т.VIII. / пер. А.М. Водена, под ред. и с предис. Ф.А. Горохова. М. : Гос. соц.-эконом. изд., 1935.

2. Платон. Государство, или О справедливости / Полное собрание сочинений. М. : Издательство Альфа книга, 2013.

3. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. 2 изд-е. М. : Академический проект, 2014.

4. Липсет Мартин. Политический человек: социальные основания политики / пер. с англ. Е.Г. Генделя, В.П. Гайдамака, А.В. Матешук. М. : Мысль, 2016.

5. Фихте И.Г. Речи к немецкой нации / пер. с нем. А.А. Иваненко. СПб. : Наука, 2009.

References

1. Gegel' G.V.F. Filosofiya istorii (Philosophy of History). Sochineniya. T.VIII., per. A.M. Vodena, pod red. i s predis. F.A. Gorokhova. M., Gos. sots.-ekonom. izd., 1935.

2. Platon. Gosudarstvo, ili O spravedlivosti (State, or On Justice). Polnoe sobranie sochinenii. M., Izdatel'stvo Al'-fa kniga, 2013.

3. Vernadskii V.I. Filosofskie mysli naturalista (Philosophical thoughts of the naturalist). 2 izd-e. M., Akademicheskii proekt, 2014.

4. Lipset Martin. Politicheskii chelovek: sotsial'nye osnovaniya politiki (Political man: social foundations of politics), per. s angl. E.G. Gendelya, V.P. Gaidamaka, A.V. Mateshuk. M., Mysl', 2016.

5. Fikhte I.G. Rechi k nemetskoi natsii (Speeches to the German Nation), per. s nem. A.A. Ivanenko. SPb., Nauka, 2009. Дата поступления: 10.05.2017 Received: 10.05.2017

УДК 340

ПРАВО НАЦИЙ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ НЕ ТЕРЯЕТ СВОЕЙ АКТУАЛЬНОСТИ Рецензия на монографию А.Х. Султанова «Право наций на самоопределение: теория и практика»: монография / А.Х. Султанов. -Уфа: Уфимский ЮИ МВД России, 2016. - 124 с. ISBN 978-5-7247-0897-5

ГАЛИЕВ Фарит Хатипович

доктор юридических наук, профессор кафедры теории государства и права Института права ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Уфа, Россия. E-mail: galievfarkhat@mail.ru

THE RIGHT OF NATIONS TO SELF-DETERMINATION DOES NOT LOSE ITS ACTUALITY Review of the monograph by A.Kh. Sultanov "The Right of Nations to Self-Determination: Theory and Practice": monograph / A.Kh. Sul-tanov. - Ufa: Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2016. - 124 p.

ISBN 978-5-7247-0897-5

GALIEV Farit Khatipovich

Doctor of Law, Professor of the Chair of Theory of State and Law of the Institute of Law of the FSBEI HE «Bashkir State University», Ufa, Russia.

E-mail: galievfarkhat@mail.ru

Монографическое исследование А.Х. Султанова The monographic study of A.Kh. Sultanov "The

«Право наций на самоопределение: теория и right of Nations to Self-Determination: Theory and

практика» посвящено изучению одной из многих Practice" is devoted to the study of one of many con-

спорных и, одновременно, злободневных как в troversial and, at the same time, topical theoretical

теоретическом, так и в прикладном плане про- and applied problems of theory and history of state

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.