Научная статья на тему 'СИЛИКОНОВАЯ МАЛИНА. РЕЙТИНГ РОССИЙСКИХ АПТЕЧНЫХ СЕТЕЙ ПО ИТОГАМ 2019 ГОДА'

СИЛИКОНОВАЯ МАЛИНА. РЕЙТИНГ РОССИЙСКИХ АПТЕЧНЫХ СЕТЕЙ ПО ИТОГАМ 2019 ГОДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
28
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АПТЕЧНЫЕ СЕТИ / СРЕДНИЙ ЧЕК / РОЗНИЧНЫЕ ПРОДАЖИ / PHARMACY CHAINS / AVERAGE BILL / RETAIL SALES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беспалов Николай, Расщупкин Павел

Эпидемия коронавируса в Китае, безусловно, стала одной из центральных тем начала года. Сейчас сложно прогнозировать, как именно будут развиваться события и тем более с какими реальными последствиями для системы здравоохранения и экономики нам придется столкнуться. Но аспект некого культурного феномена в нашей стране, возникновение которого сформировал коронавирус, обойти вниманием сложно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Silicon raspberries. Russian pharmacy chains rating at year-end 2019

The coronavirus epidemic in China has certainly become one of the central themes of the beginning of the year. Now it’s difficult to predict the way, in which events will begin to shape up and more than this, what real consequences for the public healthcare system and the economy we will have to face. But the aspect of certain cultural phenomenon in our country, which has been formed by the coronavirus, is difficult to ignore.

Текст научной работы на тему «СИЛИКОНОВАЯ МАЛИНА. РЕЙТИНГ РОССИЙСКИХ АПТЕЧНЫХ СЕТЕЙ ПО ИТОГАМ 2019 ГОДА»

14

ФАРМРЫНОК

doi: 10.21518/1561-5936-2020-1-2-3-14-16

Силиконовая малина

Рейтинг российских аптечных сетей по итогам 2019 года

Николай Беспалов, Павел Расщупкин, аналитическая компания RNC Pharma

Эпидемия коронавируса в Китае, безусловно, стала одной из центральных тем начала года. Сейчас сложно прогнозировать, как именно будут развиваться события и тем более с какими реальными последствиями для системы здравоохранения и экономики нам придется столкнуться. Но аспект некого культурного феномена в нашей стране, возникновение которого сформировал коронавирус, обойти вниманием сложно.

Ключевые слова: аптечные сети, средний чек, розничные продажи

Silicon raspberries

Russian pharmacy chains rating at year-end 2019

Nikolay Bespalov, Pavel Rasshchupkin, Analytical Company «RNC PHARMA»

The coronavirus epidemic in China has certainly become one of the central themes of the beginning of the year. Now it's difficult to predict the way, in which events will begin to shape up and more than this, what real consequences for the public healthcare system and the economy we will have to face. But the aspect of certain cultural phenomenon in our country, which has been formed by the coronavirus, is difficult to ignore.

Keywords: pharmacy chains, average bill, retail sales

эпидемия не поможет

Разумеется, речь идет не о всплеске продаж масок, санитайзеров и противовирусных препаратов, которые на волне ажиотажа сметались с полок аптек и других торговых организаций. Это все конечно было и даже, наверное, временно улучшило финансовое положение российского фармретей-ла. Но гораздо важнее, что ажиотаж вокруг темы выступил в качестве инструмента общественного одобрения ряда регуляторных мер, направленных на фармрозницу, в т. ч. весьма непопулярных и зачастую довольно сомнительных с точки зрения последствий для системы здравоохранения. Речь прежде всего об «аналоге закона о торговле для аптек», работа над которым вот уже несколько месяцев ведется в недрах Государственной думы РФ. К слову, помимо уже звучавших запретов и ограничений, «переболев коронавирусом», документ получил несколько новшеств, которые тоже не пойдут на пользу ни отрасли, ни потребителям. Например, предложение фиксировать в аптечных учреждениях цены на препараты, не относящиеся к перечню ЖНВЛП, при котором пересмотр цен будет возможен раз в квартал. Между тем в отрасли и невиртуальных проблем хватает: доходы

населения не растут, реализация ОТС-препаратов сокращается, потребители отдельных ОТС-средств переключаются на БАД, а те в свою очередь активно перетекают из офлайна в онлайн. Причем если пока речь идет в основном о потерях фронт-маржи, то спустя пару лет можно будет наблюдать уже и заметный отток маркетинговых бюджетов, а это в свою очередь чревато остановкой развития аптечной инфраструктуры.

По итогам 2019 г. рейтинг аптечных сетей по доле на рознично-ком-мерческом рынке ЛП России среди

классических аптечных сетей возглавляет «Ригла», среди аптечных сетей смешанного типа - «АСНА» (табл. 1).

Вообще, если посмотреть на показатели динамики продаж по аптечным сетям различных категорий, в глаза бросаются явные отличия между темпами развития сетей федерального масштаба и ассоциациями, с одной стороны, а с другой - мультирегиональными, и в особенности локальными, аптечными сетями (рис.). И если мультиреги-оналы в среднем растут примерно вдвое медленнее лидеров отрасли,

Источник RNC Pharma®: рейтинг российских аптечных сетей

рисунок. Сравнение прироста товарооборота в аптечных сетях разных категорий, 2019/2018 гг., % руб.

40,1

Парафарма Валовый ТО RX ЛП OTC ЛП

Федеральные Мультирегиональные Локальные Аптечные ассоциации

PHARM MARKET

15

таблица 1. Рейтинг аптечных сетей и объединений по доле на рознично-коммерческом рынке ЛП России по итогам 2019 г.

№ Аптечная сеть Расположение центрального офиса Количество точек на 01.01.2020 Доля на рынке по количеству точек, % Доля на рынке, %, руб.

ЛП Парафарма Рынок в целом, без ЛЛО

Классические аптечные сети1

1 Ригла Москва 2 846 4,2 6,3 7,2 6,5

2 ГК Эркафарм Москва 1 168 1,7 5,2 5,3 5,2

3 Аптечная сеть 36,6 * Москва 1 403 2,1 4,4 3,4 4,2

4 НеоФарм Москва 736 1,1 3,8 2,6 3,5

5 Вита Самара 1 742 2,6 3,6 2,8 3,4

6 Планета Здоровья * Пермь 1 723 2,6 3,2 1,8 2,9

7 Фармленд Уфа 1 265 1,9 2,4 2,4 2,4

8 Мелодия Здоровья Новосибирск 874 1,3 1,7 1,7 1,7

9 Апрель * Краснодар 1 367 2,0 1,6 3,0 1,9

10 Фармаимпекс * Ижевск 696 1,0 1,5 2,1 1,6

Аптечные сети смешанного типа2

1 АСНА Москва 9 345 13,9 14,1 15,6 14,4

2 Имплозия * Самара 4 096 6,1 4,2 4,3 4,3

3 ИРИС Москва 1 616 2,4 3,7 3,1 3,6

4 Идея * Санкт-Петербург 207 0,3 0,8 1,2 0,9

5 Монастырев.рф Владивосток 47 0,1 0,4 0,6 0,5

6 Советская аптека Москва 270 0,4 0,3 0,5 0,3

7 ВекФарм Москва 26 0,04 0,1 0,1 0,1

Аптечные ассоциации и интернет-проекты для аптек3

1 PharmMarket Москва 6 948 10,3 8,5 10,1 8,9

2 ПроАптека Москва 5 794 8,6 7,4 3,5 6,6

3 МФО Санкт-Петербург 4 411 6,6 5,5 5,7 5,6

4 Созвездие Москва 3 213 4,8 2,2 1,7 2,1

5 Платформа Фармхаб Москва 1 273 1,9 1,7 1,7 1,7

6 Аптечное партнерство Альянсфарма Санкт-Петербург 1 062 1,6 1,6 1,4 1,5

7 ВЕСНА Санкт-Петербург 1 664 2,5 1,4 1,7 1,5

8 Надежда-Фарм Тамбов 220 0,3 0,3 0,2 0,3

Сервисы дистанционного заказа

1 Аптека.ру Новосибирск 17 096 25,4 2,3 4,5 2,7

2 Еаптека.ру * Москва 87 0,1 0,4 0,9 0,5

3 Здравсити.ру * Москва 11 892 17,7 0,2 0,3 0,2

* Экспертная оценка. Источник RNC Pharma®:

' Розничные структуры, объединенные единым собственником/-ками (недвижимость, права аренды, товарный запас, оборудование и pem™i" рюссийских ап"гечных сетей

т.д.), а также выполняющие полный комплекс операций, связанных с розничной деятельностью: продажи, закупки, управление, получение товарных и денежных кредитов, предоставление маркетинговых услуг и т.д.

2 Аптечные структуры, объединенные по принципу франчайзинга, либо структуры, доля франчайзинга в которых более 50% от объема бизнеса. А также маркетинговые альянсы, контролирующие большую часть операций розничной деятельности своих участников.

3 Виртуальное объединение, берущее на себя отдельные функции розничной деятельности (консолидация заказа, предоставление маркетинговых услуг производителям и т.д.).

2020;(1-2-3) | REMEDIUM

ФАРМРЫНОК

таблица 2. Топ-15 аптечных сетей и объединений по размеру среднего чека по итогам 2019 г.

№ Аптечная сеть Расположение центрального офиса Размер среднего чека, руб. Количество чеков в расчете на одну аптеку, тыс. ед. Динамика количества чеков относительно 2018 г., %

1 Омнифарм Москва 4 032 9,9 2,6

2 Аптека.ру Новосибирск 1 575 1,3 240,5

3 Монастырев.рф Владивосток 835 147,5 13,7

4 Аптечная сеть 36,6 * Москва 733 50,6 4,1

5 Аптечная сеть холдинга «Северо-Запад» Санкт-Петербург 729 27,1 -37,0

6 Волгофарм Волгоград 705 68,3 -28,0

7 Брянскфармация Брянск 700 32,5 -55,0

8 ГК Эркафарм Москва 692 80,5 -9,9

9 НеоФарм Москва 665 90,4 24,2

10 Алоэ (ранее — Эдифарм) Санкт-Петербург 657 40,0 -23,3

11 Аптека экономных людей * Владивосток 657 44,5 -

12 Советская аптека Москва 636 24,1 23,0

13 О'Вита * Владивосток 629 60,6 -7,0

14 Здоров.ру * Москва 623 223,4 61

15 ВекФарм Москва 605 62,5 10,3

* Экспертная оценка. Источник RNC Pharma": рейтинг российских аптечных сетей

то динамика локальных игроков отличается от топовых компаний примерно на порядок. Но даже это не страшно, хорошо если в отрасли хотя бы кто-то развивается. Проблема заключается в том, что, если оценивать причины роста даже крупнейших аптечных сетей, динамика продаж в расчете на одну аптеку оказывается меньше среднегодовой инфляции на ЛП. Крупные сети развиваются за счет экспансии в регионы, в т. ч. за счет покупки действующих бизнесов, но общая ситуация в отрасли вряд ли исправится только лишь за счет ажиотажа, связанного с рисками распространения эпидемии ШУШ-19.

трансформация отрасли

Вообще, сфера розничной торговли стремительно меняется. Это глобальный тренд, который регуляторы фармрынка стараются игнорировать, но который уже давно стал реальностью. Кстати, разрешение онлайн-торговли ЛП, решения по которому мы ждем на этот раз к лету 2020 г., в этом отношении мало

что меняет, тем более что онлайн хоть и формирует основные тренды глобальных изменений розницы, но все же процесс трансформации им не исчерпывается (табл. 2). Эксперименты с розничной торговлей ведутся с участием самых разных интересантов, в т. ч. оптовых компаний, и с использованием различных форматов организации бизнеса. Фармрынок в этом отношении вряд ли можно отнести к авангарду общего движения, в т. ч. за счет существующих законодательных ограничений, но новшества и здесь присутствуют. Зачастую речь идет о различных партнерствах представителей фармрынка и новичков из сегмента онлайн-игроков, достаточно вспомнить отношения «ЗдравСити» с «Утконосом» и другие похожие примеры. Но есть и классические схемы, когда крупные и состоявшиеся онлайн-игроки стараются расширить свои интересы за счет аптечного ассортимента (не обязательно лекарственного, скажем, за счет селективной косметики). Они если и сотрудничают

с представителями фармрын-ка, то уже не с розницей, а с дистрибьюторами - как поставщиками товаров и производителями -как плательщиками маркетинговых бюджетов.

Примечательно, что сейчас в отрасли параллельно проводится сразу несколько подобных экспериментов с участием как онлайн-, так и офлайн-игроков. К примеру, собственные офлайн-аптеки интернет-компаний «Онлайн Трейд» и «Беру» или давно обсуждаемое появление аптек у «Почты России». Пока это в большей степени лабораторные проекты, в ходе которых отрабатываются в т. ч. административные процессы и оценивается эффективность бизнеса. К тому же далеко не всегда эксперименты заканчиваются удачно. Так, вырвавшийся из лабораторных стен проект «Мега-Фарм» уже к концу 2019 г. без лишнего шума был свернут.

Материал публикуется с сокращениями, полная версия доступ- » на на сайте remedium.ru ^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.