РЕМШииМ 25
БЕЛОРУССКИЕ ЛЕКАРСТВА
Юлия УВАРОВА, «Ремедиум», Анна ШИБАЕВА, «Морион», Украина
Сила трех!
В РОССИИ И УКРАИНЕ
Россия, Украина и Беларусь имеют общие славянские корни, схожий менталитет, их связывают не только культурная и историческая общность, но и развитые торгово-экономические отношения, в частности в сфере лекарственного обеспечения. Эффективное взаимодействие стран — сила трех. Сегодня в памяти всплывают лишь призраки былого единства постсоветских государств. Однако не все связи утрачены, а на современном этапе налажены и новые. В данной публикации мы предлагаем нашим читателям ознакомиться с текущей ситуацией в сфере реализации лекарственных средств (ЛС) белорусского производства на российском и украинском фармрынках. Показатели, характеризующие развитие рынков, приведены в долларовом эквиваленте. Анализируемый период — январь-сентябрь 2010 г., базис для сравнения — январь-сентябрь 2008—2009 гг.
РОССИЯ
о d о
Анализ российского фармрынка основан на данных о розничном, госпитальном сегментах и ОНЛС (перечень обязательных и необходимых ЛС, которые обеспечиваются за счет государства). Источником информации о реализации и импорте ЛС в Россию послужили материалы исследовательской компании IMS Health, а также данные о регистрации «Клифар-Госреестр», предоставленные российской группой компаний «Ремедиум».
• БЕЛОРУССКИЕ ЛЕКАРСТВА В РОССИИ
Общий объем российского рынка ЛС (розничный + госпитальный сегменты + ОНЛС) по итогам января-сентября 2010 г. составил 13,6 млрд. долл., или 3,9 млрд. упаковок, превысив показатель аналогичного периода предыдущего года на 27,4 и 20,4% соответственно (табл. 1; рис. 1, 2). В общей структуре потребления ЛС в РФ доля белорусских препаратов довольно мала и составляет 0,3% в денежном и 1,4% в натуральном выражении, что, однако, выше аналогичного показателя по Украине. Объем реализации ЛС белорусского производства на российском рынке по итогам января-сентября 2010 г. составил 45,7 млн. долл., или 53,7 млн. упаковок, что, соответственно, на 38,6 и 23,1% больше показателей аналогичного периода 2009 г.
Темпы роста объема реализации продукции белорусского производства в
денежном выражении почти в 2 раза превышают таковые для российского рынка в целом, при этом в натуральном выражении их динамика совпадает. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарств белорусского производства не превышала 0,85 долл. (это более чем в 4 раза ниже средней стоимости упаковки в РФ в целом), однако она имеет тенденцию к повышению (рис. 3). Низкая средняя стоимость белорусских ЛС подтверждается ценовой структурой продаж. Так, основной объем продаж в натуральном и денежном выражении (>95 и >77% соответственно) приходится на дешевые ЛС (<2 долл.; рис. 4). Доля препаратов стоимостью >10 долл. за упаковку по итогам января-сентября 2010 г. составила <10% в стоимостном и 0,4% в натуральном выражении. Основной объем реализации ЛС белорусского производства приходится на аптечный сегмент, доля которого составляет 84,6% в денежном и 92,0% в нату-
ральном выражении. Остальная часть реализуется через лечебно-профилактические учреждения (рис. 5). Важно отметить, что ряд препаратов обеспечивается за счет ОНЛС (около 20 ЛС). В структуре продаж ЛС белорусского производства на российском фарм-рынке доминируют безрецептурные препараты как в денежном, так и в натуральном выражении, однако в 2009 г. ситуация была противоположной (рис. 6).
Рейтинг АТС-групп 2-го уровня препаратов белорусских производителей на российском фармрынке претерпевал изменения только в рамках Топ-10. При этом неизменным лидером остается группа препаратов N02 [Анальгетики] (табл. 2). Отмечен значительный прирост продаж препаратов групп А1 [Витамины] и N06 [Психоаналептики]. Доля Топ-10 АТС-групп 2-го уровня составила 85,7% объема продаж белорусских ЛС в РФ в денежном и 75,7% в натуральном выражении. На российском фармрынке по итогам января-сентября 2010 г. насчитывалось около 130 торговых наименований ЛС белорусского производства. Среди брэндов белорусского производства на российском фармрынке по объему продаж в денежном выражении лидирует препарат Пиралгин производства компании «Белмедпре-параты», который не менял своих позиций на протяжении рассматриваемых периодов (табл. 3). В Топ-3 также вошли препараты Сульфацил-натрий и Валерианы экстракт. Максимальные темпы прироста продемонстрировали ЛС Аевит и Линкомицин, которые в 2009 г. еще не входили в десятку ведущих брэндов, а теперь занимают 6-ю и 8-ю позиции соответственно. Совокупная доля ведущей десятки брэндов в общем объеме продаж белорусских ЛС на фармрынке РФ составляет 67,4% в денежном и 45,2% в натуральном выражении. На российском фармрынке представлено всего 6 белорусских производителей, безусловным лидером среди которых является компа-
рисунокОбъем российского рынка ЛС и объем продаж препаратов белорусского производства на российском рынке в денежном выражении в январе-сентябре 2008—2010 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
рисунокг2 Объем российского рынка ЛС и объем продаж препаратов белорусского производства на российском рынке в натуральном выражении в январе-сентябре 2008—2010 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС белорусского производства и в целом по рынку России по итогам января-сентября 2008—2010 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
Структура продаж препаратов белорусского производства на российском фармрынке в денежном и натуральном выражении в разрезе ценовых ниш в январе-сентябре 2008—2010 гг.
Денежное выражение 78,3 73,6 77,4
Натуральное выражение
17,7
0,0 3,8
2008
И
95,9
95,9
0,2 2,0 0,0 0,0 0,3
10,2 5,3 0,0 0,7 0,3
2,2 3,0 0,0 0,0 0,0
Ц — <2 долл. | | — 2—5 долл. | | — 5—10 долл.
Ц — 10—20
долл. — >20 долл.
2009
2010
2008
2009
2010
( 5 Долевое распределение продаж препаратов
белорусского производства в объеме их реализации на российском фармрынке в денежном и натуральном выражении в разрезе рецептурного статуса в январе-сентябре 2008—2010 гг.
рисунок
рисунок
рисунох6 Долевое распределение продаж препаратов белорусского производства
на российском фармрынке в денежном и натуральном выражении
по источнику реализации в январе-сентябре 2008—2010 гг.
Денежное выражение Натуральное выражение
0,30 0,54 0,67 0,2 03 0,3
100 80 - 22,36 21,57 14,78 100 во ■ 12,5 9,8 7,6 ■ -ДЛО
60 ■ 77,34 60 ■ 87,3 89,8 92,0 | | — Больничный
77,89 84,55 | | — Розничный
20 ■ 20 ■
2008 2009 201С 2008 2009 2010
ния «Белмедпрепараты», стабильно удерживающая свои позиции на протяжении рассматриваемых периодов.
2-е место заняла компания «Борисовский завод медпрепаратов» (табл. 4). Благодаря высоким темпам роста продаж (+73,8% в январе-сентябре 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом 2009 г.) компания «Минскинтер-капс» переместилась с 4-й позиции на
3-ю, а компания «Фармтехнология» — с 5-й позиции на 4-ю.
таблицаг1 Объем российского фармрынка и продаж ЛС белорусского производства в денежном и натуральном выражении, а также долевое участие препаратов белорусского производства в общем объеме российского фармрынка в январе-сентябре 2008—2010 гг.
Денежное выражение, Натуральное выраже-
млн. долл. ние, млн. упаковок
2008 2009 2010 2008 2009 2010
Общий объем продаж российского фармрынка 12344,0 10706,8 13638,8 3503,9 3231,7 3890,6
Объем продаж ЛС белорусского производства на российском фармрынке 35,3 33,0 45,7 42,9 43,7 53,7
Доля продаж ЛС белорусского производства на российском фармрынке, % 0,3 0,3 0,3 1,2 1,4 1,4
таблиц^2 Топ-5 белорусских производителей по объему продаж ЛС на российском фармрынке в денежном выражении в январе-сентябре 2010 г. с указанием позиций в рейтинге за аналогичный период 2008—2009 гг., а также темпов прироста/убыли объема продаж в январе-сентябре 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом 2009 г.
Производитель № п/п, год Прирост объема продаж 2010/2009, %
2010 2009 2008 Денежное выражение Натуральное выражение
«Белмедпрепараты» 1 1 1 43,6 39,6
«Борисовский завод медпрепаратов» 2 2 2 28,5 15,0
«Минскинтеркапс» СП Белорусско-американское 3 3 4 73,8 48,1
«Фармтехнология» 4 5 5 174,4 157,7
«Несвижский завод медпрепаратов» 5 4 3 -89,4 -90,9
ТАБЛИЦА
Топ-10 брэндов ЛС белорусского производства по объему продаж на российском фармрынке в денежном выражении в январе-сентябре 2010 г. с указанием позиций в рейтинге за аналогичный период 2008—2010 гг., а также темпов прироста/убыли объема продаж в январе-сентябре 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом 2009 г.
№ п/п, год
Брэнд 2010 2009 2008 Денежное Натуральное
выражение выражение
Пиралгин 1 1 1 93,6 66,7
Сульфацил-натрий 2 3 2 6,8 11,7
Валерианы экстракт, таблетки, покрытые 3 4 3 55,1 40,3
оболочкой 0,02 г
Гепарин 4 2 6 -13,6 70,9
Фенибут 5 5 4 8,3 7,5
Аевит 6 11 21 171,4 128,2
Стрептокиназа 7 9 8 88,2 -5,2
Линкомицин 8 13 27 105,6 82,3
Реополиглюкин 9 б 5 -2,5 -8,8
Холензим 10 8 9 36,9 33,7
Прирост объема продаж 2010/2009, %
таблицаг4 Топ-10 групп АТС-классификации 2-го уровня белорусского производства по объему продаж на российском фармрынке в денежном выражении в январе-сентябре 2010 г. с указанием позиций в рейтинге за аналогичный период 2008—2009 гг., а также темпов прироста/убыли объема продаж в январе-сентябре 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом 2009 г.
Группа препаратов № п/п, год Прирост объема продаж 2010/2009, %
2010 2009 2008 Денежное выражение Натуральное выражение
N02 [Анальгетики] 1 1 1 90,5 30,4
N05 [Психотропные препараты] 2 3 2 31,8 37,2
Ж [Антибактериальные препараты для системного использования] 3 5 5 54,2 37,8
B01 [Антикоагулянты] 4 2 6 -8,0 -42,4
S01 [Препараты для лечения заболеваний глаз] 5 4 3 6,7 11,5
A11 [Витамины] 6 7 9 95,1 53,2
A05 [Препараты для лечения заболеваний печени и желчевыводящих путей] 7 8 8 53,7 6,5
N06 [Психоаналептики] 8 10 10 97,0 69,9
B05 [Плазмозамещающие и перфузионные растворы] 9 6 4 -22,0 -43,4
B03 [Стимуляторы гемопоэза] 10 9 7 -0,5 6,4
УКРАИНА
о? При анализе украинского фармрынка были учтены розничный и гос-
^ питальный сегменты. Сведения о реализации ЛС на украинском фарм-
о рынке основываются на данных аналитической системы исследова-
^ ния рынка PharmXplorer/«Фармстандарт» компании Proximo
^ Research. Сведения относительно импорта ЛС в Украину были предо-
о ставлены Государственным информационно-аналитическим цент-
ш ром мониторинга внешних товарных рынков «Госвнешинформ» и
s информационно-аналитическим агентством «Союзинформ».
• БЕЛОРУССКИЕ ЛЕКАРСТВА В УКРАИНЕ
По итогам января-сентября 2010 г. общий объем украинского рынка ЛС (розничный + госпитальный сегменты) составил 2 млрд. долл., или 979 млн. упаковок, что выше показателя аналогичного периода предыдущего года на 12 и 7% соответственно (табл. 5; рис. 7—8). Удельный вес ЛС белорусского производства в этом объеме в исследуемый период составил 0,4% в денежном и 0,4% в натуральном выражении.
По итогам января-сентября 2010 г. на украинском рынке было реализовано 3,9 млн. упаковок ЛС белорусского производства на сумму 7,6 млн. долл. Темпы прироста объема реализации продукции белорусского производства почти в 4 раза превышают таковые для украинского рынка в целом.
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС белорусского производства растет опережающими темпами на фоне украинского рынка в целом (рис. 9). Так, по итогам января-сентября 2010 г. средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в целом по рынку Украины по сравнению с январем-сентябрем 2009 г. увеличилась на 5% — до 2,1 долл., а для препаратов белорусского производства — на 21% — до 1,9 долл. Как известно, рост средневзвешенной стоимости может быть обусловлен как удорожанием ЛС, так и смещением ценовой структуры рынка в пользу более дорогостоящих препаратов. В исследуемый период на украинском рынке в структуре продаж белорусских ЛС было отмечено уменьшение удельного веса препаратов низкоценовой ниши (до 5 долл.) на фоне усиления присутствия препаратов средне- и высокоценовой ниш (рис. 10). На украинском рынке ЛС доминирует роз-
ничный сегмент, доля которого составляет 86% в денежном и 88% в натуральном выражении, госпитальный сегмент аккумулирует 14 и 12% соответственно. Структура реализации препаратов белорусского производства схожа с таковой в целом по рынку. Так, 87% ЛС белорусского производства в денежном и 97% в натуральном выражении реализуется через розничный сегмент, на долю госпитального в этом объеме приходится 13 и 3% (рис. 11). Следует отметить, что средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в госпитальном сегменте по сравнению с январем-сентябрем 2009 г. возросла вдвое — с 4,3 до 8,7 долл., в розничном сегменте рост этого показателя был существенно меньше — с 1,5 до 1,7 долл. Что касается рецептурного статуса, то в общем объеме реализации ЛС белорусского производства на украинском рынке в денежном выражении основную долю аккумулируют рецептурные препараты (84,4%), а в натуральных величинах отмечается противоположная ситуация — со значительным перевесом превалируют менее дорогостоящие безрецептурные ЛС (86,8%) (рис. 12). Фармакотерапевтическая структура продаж ЛС белорусского производства на украинском рынке в разрезе групп АТС-классификации 2-го уровня подвижна и изменчива. При этом, однако, неизменным лидером в 2008—2010 гг. по объему реализации белорусских ЛС в Украине в денежном выражении вы-
рисунок^р Объем украинского рынка ЛС и объем продаж препаратов белорусского производства на украинском рынке в денежном выражении в январе-сентябре 2008—2010 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
рисуно^8 Объем украинского рынка ЛС и объем продаж препаратов белорусского производства на украинском рынке в натуральном выражении в январе-сентябре 2008—2010 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
рисунок 9 Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС белорусского производства и в целом по рынку Украины по итогам января-сентября 2008—2010 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Украинский рынок ЛС в целом Белорусские ЛС
15 1Л - 2,2 2,0 2,1 2,0 1,5 г 1,4 1,6 1,9
1,5 1,0 0,5 - § ,0 5, + 1,0 0,5 - +17,8% +21,2%
0,0
2008 2009 2010 0,0 2008 2009 2010
рисунокСтруктура продаж препаратов белорусского производства
на украинском фармрынке в денежном и натуральном выражении в разрезе ценовых ниш в январе-сентябре 2008—2010 гг.
Денежное выражение
62,5 0
67,4 0,5
Натуральное выражение
4,8 5,3 5,0
0 0 1,0
0 1,9 4,1 0,3 0,3 1,0
6,9 4,4 3,9 1,6 1,7 2,4
31,1 25,8 14,8 93,6 92,6 90,6
2008 2009 2010 2008 2009 2010
Ц — <2 долл. | | — 2—5 долл. | | — 5—10 долл.
Ц — 10—20
долл. Ц — >20 долл.
9
рисунокгп^ Долевое распределение продаж препаратов белорусского
производства на украинском фармрынке в денежном и нату-
ральном выражении по источнику реализации в январе-сентябре 2008—2010 гг.
Денежное выражение Натуральное выражение
100 - ,0 9, 9, 3,0 100 Г ,2 2, ,5 ,9 2, | | — Госпитальный
80 - 80 сегмент
60 -40 - ,0 91 ,7 0, 9 ,0 7, 8 60 40 - ,8 7, 9 ,5 6, 9 7, 9 | | — Розничный
20 - 20 - сегмент
2008 2009 2010 2008 2009 2010
рисунок 1Ф Долевое распределение продаж препаратов белорусского производст-
ва в объеме их реализации на украинском фармрынке в денежном и натуральном
выражении в разрезе рецептурного статуса в январе-сентябре 2008—2010 гг.
Денежное выражение Натуральное выражение
100 80 - 100 80 - 16,3 11,9 13,2 | | — Безрецеп-
60 - 70,7 74,1 84,4 60 - турные ЛС
40 - 40 - 83,7 88,1 86,8 | | — Рецептур-
20 - 29,3 25,9 15,6 20 ■ ные ЛС
2008 2009 2010 2008 2009 2010
таблица
Объем украинского фармрынка и продаж ЛС белорусского производства в денежном и натуральном выражении, а также долевое участие препаратов белорусского производства в общем объеме украинского фармрынка и объема импорта готовых ЛС в Украину в январе-сентябре 2008—2010 гг.
млн. долл. ние, млн. упаковок
2008 2009 2010 2008 2009 2010
Общий объем продаж украинского фармрынка 2287,0 1814,2 2034,6 1020,4 917,2 979,2
Объем продаж белорусских производителей на украинском фармрынке 6,1 5,3 7,6 4,5 3,3 3,9
Доля продаж белорусских производителей на украинском фармрынке, % 0,3 0,3 0,4 0,4 0,4 0,4
Доля ЛС белорусского производства в общем объеме импорта ЛС в Украину, % 0,3 0,5 0,8 1,4 1,5 1,2
Денежное выражение,
Натуральное выраже-
таблиц^6 Топ-10 групп АТС-классификации 2-го уровня белорусского производства по объему продаж на украинском фармрынке в денежном выражении в январе-сентябре 2010 г. с указанием позиций в рейтинге за аналогичный период 2008—2009 гг., а также темпов прироста/убыли объема продаж в январе-сентябре 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом 2009 г.
Группа препаратов № п/п, год Прирост объема продаж 2010/2009, %
2010 2009 2008 Денежное выражение Натуральное выражение
M01 [Противовоспалительные и противоревматические средства] 1 1 1 61,2 31,2
В01 [Антитромботические средства] 2 3 3 3,6 -51,8
N06 [Психоаналептики] 3 5 14 634,2 503,9
N05 [Психолептические средства] 4 2 2 -32,1 8,7
¿101 [Антибактериальные средства для системного применения] 5 9 5 503,3 57,9
С10 [Гиполипидемические средства] 6 6 6 106,7 136,0
А05 [Средства, применяемые при заболеваниях печени и желчевыводящих путей] 7 12 7 368,3 272,9
А16 [Прочие средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболические процессы] 8 4 4 -50,2 -38,0
А09 [Средства заместительной терапии, применяемые при расстройствах пищеварения, включая ферменты] 9 7 8 33,7 25,8
А03 [Средства, применяемые при функциональных желудочно-кишечных расстройствах] 10 13 11 913,2 855,0
ступают препараты группы M01 [Противовоспалительные и противоревматические средства] (табл. 6). Благодаря опережающим темпам прироста объема реализации в 2008—2010 гг. значительно улучшили свои позиции в данном рейтинге группы N05 [Психолептические средства] и Л05 [Средства, применяемые при заболеваниях печени и желчевыводящих путей]. В общем объеме продаж белорусских ЛС в Украине доля Топ-10
групп АТС-классификации 2-го уровня составила 98% в денежном и 86% в натуральном выражении. Всего на украинском рынке по итогам января-сентября 2010 г. было представлено 45 брэндов
ЛС белорусского производства. По итогам января-сентября 2010 г. рейтинг белорусских брэндов по объему продаж на украинском рынке в денежном выражении возглавил препарат Мукосат
(табл. 7). Топ-3 также сформировали препараты Гепарин и Церегин. Значительный прорыв осуществил Цефтриак-сон, который переместился с 20-й на 6-ю позицию.
таблицаг 7 Топ-10 брэндов ЛС белорусского производства по объему продаж на украинском фармрынке
в денежном выражении в январе-сентябре 2010 г. с указанием позиций в рейтинге
за аналогичный период 2008—2010 гг., а также темпов прироста/убыли объема продаж
в январе-сентябре 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом 2009 г.
Брэнд № п/п, год Прирост объема продаж 2010/2009, %
2010 2009 2008 Денежное выражение Натуральное выражение
Мукосат 1 1 1 61,4 55,7
Гепарин 2 3 3 3,7 -51,0
Церегин 3 5 — 616,4 406,2
Валерианы экстракт 4 2 2 -35,4 8,3
Рыбий жир 5 6 5 107,5 136,8
Цефтриаксон 6 20 — 4371,9 4591,9
Холензим 7 13 6 368,3 272,9
Адонис-бром 8 8 8 48,5 31,4
Стекловидное тело 9 4 4 -50,8 -38,9
Ацидин-пепсин 10 7 7 33,7 25,8
таблиц^8 Топ-5 белорусских производителей по объему продаж ЛС на украинском фармрынке в денежном выражении
в январе-сентябре 2010 г. с указанием позиций в рейтинге за аналогичный период 2008—2009 гг., а также
темпов прироста/убыли объема продаж в январе-сентябре 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом 2009 г.
Производитель № п/п, год Прирост объема продаж 2010/2009, %
2010 2009 2008 Денежное выражение Натуральное выражение
«Белмедпрепараты» 1 1 1 60,5 29,6
«Борисовский ЗМП» 2 2 2 -10,6 17,0
«Минскинтеркапс» 3 3 3 76,8 76,5
«Фармтехнология» 4 4 5 102,0 54,1
«БелАсептика» 5 — — — —
Первая десятка брэндов в анализируемый период 2010 г. аккумулировала 96% общего объема украинского рынка ЛС белорусского производства в денежном и натуральном выражении. В январе-сентябре 2010 г. на украинском рынке была представлена продукция 7 белорусских производителей. По объему продаж в денежном выражении лидировала компания «Белмедпрепараты» (табл. 8). На 2-м и 3-м местах данного рейтинга расположились, соответственно, «Борисовский ЗМП» и «Мин-скинтеркапс». Топ-3 компаний этого рейтинга аккумулировала 99% объема продаж препаратов белорусского производства на украинском рынке в денежном выражении.
• ВЫВОДЫ
На украинском и российском фарм-рынках доля ЛС белорусского производства в денежном выражении незна-
чительна — 0,4 и 0,3% соответственно. При этом в обеих странах отмечается опережающая динамика объема продаж белорусской продукции относительно (темпов роста) их фармрынков в целом. В отличие от лекарств, импортируемых из других зарубежных стран, белорусская продукция характеризуется невысокой средневзвешенной стоимостью, хотя в последние годы наблюдается ее перманентный рост, опережающий темпы прироста этого показателя на фармрынках Украины и России в целом. Причем в России средневзвешенная стоимость белорусских лекарств повышается в текущем году медленней, чем в Украине, что обусловлено особенностями изменения ценовой структуры фармрынков этих стран. В частности, в Украине отмечают смещение структуры потребления белорусской продукции в сторону более дорогостоящих препаратов, в то время как в России ценовая структура рынка бело-
русских лекарств остается стабильной. Львиная доля препаратов белорусского производства в Украине и России реализуется через аптечный сегмент. Фар-макотерапевтическая структура продаж белорусских лекарств в разрезе групп АТС-классификации 2-го уровня в Украине и России кардинально отличается. Состав Топ-10 белорусских брэндов по объему продаж в денежном выражении на этих рынках также различен, лишь 2 препарата входят в первую десятку в обеих странах — Валерианы экстракт и Гепарин.
Количество белорусских производителей, продукция которых представлена на украинском и российском фарм-рынках, невелико — 7 и 6, соответственно, по итогам января-сентября текущего года. Топ-4 компаний лидеров по объему продаж в денежном выражении в Украине и России идентичны.
Ф