Научная статья на тему 'Сифилис в трудах авторов Древнего Востока'

Сифилис в трудах авторов Древнего Востока Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
563
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
сифилис / венерические заболевания / Древний Восток / Древняя Месопотамия / древний Египет / Древняя Индия / Древний Китай / syphilis / sexually transmitted diseases / Ancient East / Ancient Mesopotamia / ancient Egypt / Ancient India / Ancient China

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Кистенева Ольга Алексеевна, Кистенев Виталий Валентинович, Фетисова Валерия Игоревна

Статья посвящена изучению сифилиса в трудах авторов Древнего Востока. Представлены и проанализированы сведения о первом упоминании сифилиса в Древней Месопотамии, Египте, Индии, Китае. Изложены данные о проявлении и распространении заболевания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Syphilis in the writings of the Ancient authors of the East

Тhe article is devoted to the study of syphilis in the writings of the Ancient authors of the East. Presents and analyses information about the first mention of syphilis in Ancient Mesopotamia, Egypt, India, China. The data on the manifestation and the spread of the disease.

Текст научной работы на тему «Сифилис в трудах авторов Древнего Востока»

Syphilis in the writings of the Ancient authors of the East Kisteneva O. , Kistenev V. , Fetisova V. (Russian Federation)

Сифилис в трудах авторов Древнего Востока Кистенева О. А. , Кистенев В. В. , Фетисова В. И.

(Российская Федерация)

1 Кистенева Ольга Алексеевна /Kisteneva Olga - кандидат исторических наук, доцент, кафедра факультетской терапии, факультет лечебного дела и педиатрии,

Медицинский институт,

Белгородский государственный национальный исследовательский университет;

2Кистенев Виталий Валентинович / Kistenev Vitalij - кандидат исторических наук, доцент, кафедра теории и истории культуры, факультет искусствоведения и межкультурной коммуникации,

Белгородский государственный институт искусств и культуры;

3 Фетисова Валерия Игоревна /Fetisova Valerija - студент, факультет лечебного дела и педиатрии,

Медицинский институт,

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород

Аннотация: статья посвящена изучению сифилиса в трудах авторов Древнего Востока. Представлены и проанализированы сведения о первом упоминании сифилиса в Древней Месопотамии, Египте, Индии, Китае. Изложены данные о проявлении и распространении заболевания.

Abstract: the article is devoted to the study of syphilis in the writings of the Ancient authors of the East. Presents and analyses information about the first mention of syphilis in Ancient Mesopotamia, Egypt, India, China. The data on the manifestation and the spread of the disease.

Ключевые слова: сифилис, венерические заболевания, Древний Восток, Древняя Месопотамия, древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай.

Keywords: syphilis, sexually transmitted diseases, Ancient East, Ancient Mesopotamia, ancient Egypt, Ancient India, Ancient China.

Инфекционные болезни известны человечеству с глубокой древности. Эпидемиями охватывались огромные территории, включая целые государства и народы. В настоящее время эмпирически устанавливается приблизительное датирование возникновения различных заболеваний, места их распространения, а также условия, способствующие их развитию. Одной из самых загадочных болезней является сифилис. Это связано с тем, что до начала XX столетия сифилис был неизвестен, и трудно было отличить проявление этой болезни от других заболеваний.

Относительно давности существования сифилиса наша отечественная сифилидология исходит из данных мифологии, эпиграмм и сатирических произведений писателей, сочинений врачей тех времен, а также данных археологических раскопок. При достигнутых современной наукой успехах, существование венерических болезней у народов древности уже не может быть оспариваемо. Доказано, что сифилис уже в глубокой древности был известен в Китае, Индии и в других странах Востока [8, с. 191].

Древний Восток явился колыбелью всемирной истории человеческих цивилизаций. Об истории и о врачевании в Древней Месопотамии свидетельствуют подлинные тексты того времени, выполненные клинописью на глиняных табличках. Одни из таких табличек библиотеки царя Ашшурбанипала, в которых имелись упоминания о сифилисе, были обнаружены археологом Hormusd Rassam в 1854 г. в развалинах древней Ниневии. Это был эпос, который содержал истории болезни из мифологического периода, а именно, об Izdubar (Nimrod), который за отказ от предложения дочери бога Anu, Istar (Иштар) быть его женою и за умерщвление посланного ее отцом небесного быка, был наказан, равно как и помогающий ему друг Eabani (бросивший ей в лицо вырезанные половые органы этого быка) - болезнью, от которой Eabani умер через 12 дней, а Izdubar выздоровел благодаря тому, что за него заступился отошедший к богам его предок Sit. Болезнь этих юношей проявилась в первичном поражении половых частей и одновременном наступлении тяжелой формы сыпей и язв [4, с. 52]. С такой же симптоматикой в египетских папирусах Эберса описывается заболевание ухеду.

Не только в странах Древнего Востока, но и в странах античности есть мифы о поражении половых органов в наказание за оскорбление богов [2, с. 498]. Так, в Древней Греции есть эпос о наказании афинян болезнью половых органов за отсутствие у них должного уважения к культовому изображению фаллоса божественного Диониса. Но всё же, многие греки называют сифилис «сирийской язвой» [5, с. 107], что говорит в пользу распространения сифилиса из стран Востока.

Создается впечатление, что боги некоторых народов рассматривали распространение венерических заболеваний среди людей как весьма действенное педагогическое средство. Наказывали им порой не только людей, но и богов. Яркий пример такого наказания изложен в мифе о служении Лингаму, который был создан на основании преданий туземцев, воспроизведенных в Sonnerat [6, с. 33]. В данном мифе описано, как чрезмерно увлекавшийся прелестями земных женщин индуистский бог Шива был наказан за свою

любвеобильность своими же коллегами по пантеону. Его половые органы были уничтожены небесным огнем, который стал затем передаваться от женщин к мужчинам, и таким образом распространяться по всему свету. Миф этот считается доводом в пользу древности сифилиса и происхождения его из Ост-Индии.

Описание клинической картины сифилиса в Индии изложено у индийского автора Сушрута (Susruta) в его произведении A'yurvedas, опубликование которого относится к эпохе до нашей эры. Для этого заболевания характерны гноящиеся поражения как мужских, так и женских половых органов, причем происхождение этих болезней приписывается общению с женщиной, одержимой «болезнью влагалища»: «Заразительная материя, — говорится в данном труде, — раз проникнув в мужской половой орган, поражает тело и кровь, производит раздражение, вследствие которого открывается рана, на которой образуются бугроватости, отделяющие жидкую кровяную сыворотку... У женщин заразительная материя, попавшая на половые части, производит грибовидные, гноящиеся и дурно пахнущие наросты». Кроме этого, если болезнь начинала прогрессировать, то она «поднималась вверх» и вызывала заболевания рта, шеи, кожи, глаз, носа и ушей [7, с. 173]. Любопытно, что лечить это заболевание, описанное в священных Ведах, предлагалось растворами сулемы, киновари и каломели - то есть ртутными препаратами.

Одной из самых величественнейших цивилизаций Древнего Востока был Китай. Развитие медицины являлось одним из наиболее приоритетных направлений этой страны, о чем свидетельствует большое количество найденных книг о строении и жизнедеятельности организма, распознавании и лечении болезней. О давности существования сифилиса в этой стране можно судить по найденным древним китайским манускриптам, датированных 2600 г. до н. э. и обнаруженных в 1863 г. французским консулом Dabry в Китае [3, с. 21]. В них описано, что образующийся при сифилисе твердый шанкр назывался кан-ту, а помогающий при заболевании ртутный порошок шун-ин. Автор описывает шанкр, как разъедающую рану с твердыми краями, которая встречалась как на мужских, так и на женских половых органах и в мочеиспускательном канале, далее описывает кожные сыпи, то есть все вторичные явления, а также разрушение носа.

Согласно сообщениям, полученным Аструком, при содействии миссионера Petrus Foureau, в 1739 году от одного ученого врача в Пекине, сифилис существует с незапамятных времен и общераспространен, и даже в старинных сочинениях о нем говорится как о болезни очень древней. Кроме этого, упомянутый выше пекинский врач утверждает, что в китайской медицинской литературе сифилис не рассматривался вместе с другими болезнями, а трактовался в совершенно отдельных книгах.

Достаточно красочно в китайской литературе описаны проявления сифилиса в одной из книг, переведенной Frederique Burreti: «Порой около anus появляются красные пятна, иногда величиной с sorgho, увеличивающиеся в объеме, изъявляющиеся и распространяющиеся во множестве на мошонку, ягодицы, на внутреннюю поверхность бедер, а на всем теле - красные «пустулы», исчезающие под давлением. Иногда через 30-40 дней после нечистого coitus на некоторых местах тела появляются белые или медно-красные пятна и бляшки и затем уже покрывают все тело».

Больные этим заболеванием наблюдались длительное время, так как только через несколько месяцев после местного венерического поражения у больного появляются: лихорадочное состояние, боль в голове и костях, медно-красные пятнышки на лбу, боль в горле, затруднение речи, затем пятнышки превращаются в гнойнички, источающие зловонную жидкость. Такой же сыпью покрывается все тело, течение из носа, зловонное дыхание, боли, особенно по ночам. Кроме того, как последствия шанкра - появление «keou-yay-tou», что означает - яд во рту и в горле, вызывающий припухание миндалевидных желез и белые язвы. Интересен тот факт, что китайцы признавали передачу этой болезни не только половым путем, но и «через дыхание, горячительные напитки». Кроме этого признаётся наследственность, так как заболевание часто передавалась новорожденным от матерей [9, с. 404].

Вообще в Китае болезнь протекает более слабо, чем в Европе, и только иногда наблюдаются более тяжелые случаи поражения носа, рта, головы, лица, костей, нервов, выпадение волос, а также рецидивов. Лечение состояло в назначении ртутных пилюль, при рецидивах и застарелых формах назначали вино, в котором варилась лягушка. При всех же формах сифилиса - китайский корень, сассафрас и корень, похожий на сассапариль, местно на язвы - пластыри, в которые входили аврипигмент (желтый мышьяк) и ртуть [1, с. 537].

Таким образом, проанализировав приведенные выше аргументы, можно сделать вывод, что сифилис является как минимум столь же древней болезнью, как и сама медицина. И, несмотря на недостаточность знаний и открытий, у жителей Древнего Востока уже имелось представление о проявлениях этого заболевания, а также о механизмах его передачи и распространении среди населения.

Литература

1. Astruc. De morbis veneries libri nonum. Paris, 1740.

2. Natalis Comes. Mythologiae, sive explications tabularum libri X. - Francof, 1488.

3. Dabry. La medicine chez les Chinois. - Paris, 1863.

4. JeremiasA. Izdubar-Nimroda Eine aitbabylonishe Heldensage. - Leipzig, 1891.

5. Plutarch Morals. Translated by W. Goodwin, Cambridge: John Wilson and son Press, 1874.

6. Sonnerat. Voyage aux Indes orientales ete la Chine depuis 1774-1781. - Paris, 1781.

7. Ucruta, Ayurveda, Nidanasthana, c. 2. Trad. Hessler. Erlangae, 1844.

8. Кистенева О. А., Мельниченко В. И., Ружицкая Л. В., Голиусова Л. С. История первой эпидемии сифилиса 1495-1543 годов. // Электронный периодический научный журнал «SCI-ARTICLE.RU», 2014.

9. Мельниченко В. И. История происхождения болезни люэс (сифилис). // 78-я итоговая студенческая научно-практическая конференция с международным участием, посвящённая 95-летию со дня рождения профессора Ю. М. Лубенского. Красноярск, 22-25 апреля 2014 г.: Сб. материалов / Отв. ред. И. П. Артюхов. - Красноярск, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.