Научная статья на тему 'SiC transit Gloria mundi: электоральный реванш иранских реформистов и его международное значение'

SiC transit Gloria mundi: электоральный реванш иранских реформистов и его международное значение Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
73
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОРЫ / ИРАН / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / БЛИЖНИЙ ВОСТОК / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ELECTIONS / IRAN / FOREIGN POLICY / MIDDLE EAST / INTERNATIONAL AFFAIRS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Волков Никита Станиславович

Статья посвящена анализу выборов в Совет экспертов и парламент, прошедших в Иране в феврале апреле 2016 г., в результате которых победу одержали реформисты. Имея широкую народную поддержку, реформисты впервые за 12 лет оспорили доминирование консерваторов в политической системе Ирана. Заняв большинство мест в Совете экспертов, умеренно-реформистский блок получил шанс оказать влияние на выбор следующего духовного лидера Ирана. Заручившись поддержкой прагматичных депутатов в меджлисе, реформисты получили возможность провести институциональные реформы, способные привести к росту конкурентоспособности иранской экономики и увеличению влияния страны в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sic transit Gloria mundi: the electoral revanche of iranian reformists and its international significance

The article is dedicated to the analysis of the Iranian elections in the Council of Experts and Parliament held in February April 2016, which have resulted in reformists’ victory. Due to broad public support, the reformists have challenged the dominance of conservatives in Iran's political system for the first time in 12 years. By getting a majority of seats in the Council of Experts, bloc of reformists and moderates gets a chance to influence the election of the next spiritual leader of Iran. While being enlisted by the pragmatic MPs in Majlis the reformists have an opportunity to conduct institutional reforms that could lead to increase of both Iranian economy competitiveness and Iranian influence in the region.

Текст научной работы на тему «SiC transit Gloria mundi: электоральный реванш иранских реформистов и его международное значение»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. XXVII. ГЛОБАЛИСТИКА И ГЕОПОЛИТИКА. 2016. № 3

Н.С. Волков*

SIC TRANSIT GLORIA MUNDI: ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЙ РЕВАНШ ИРАНСКИХ РЕФОРМИСТОВ И ЕГО МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ

N.S.Volkov

SIC TRANSIT GLORIA MUNDI:

THE ELECTORAL REVANCHE OF IRANIAN REFORMISTS AND ITS INTERNATIONAL SIGNIFICANCE

Статья посвящена анализу выборов в Совет экспертов и парламент, прошедших в Иране в феврале — апреле 2016 г., в результате которых победу одержали реформисты. Имея широкую народную поддержку, реформисты впервые за 12 лет оспорили доминирование консерваторов в политической системе Ирана. Заняв большинство мест в Совете экспертов, умеренно-реформистский блок получил шанс оказать влияние на выбор следующего духовного лидера Ирана. Заручившись поддержкой прагматичных депутатов в меджлисе, реформисты получили возможность провести институциональные реформы, способные привести к росту конкурентоспособности иранской экономики и увеличению влияния страны в регионе.

Ключевые слова: выборы, Иран, внешняя политика, Ближний Восток, международные отношения.

The article is dedicated to the analysis of the Iranian elections in the Council of Experts and Parliament held in February — April 2016, which have resulted in reformists' victory. Due to broad public support, the reformists have challenged the dominance of conservatives in Iran's political system for the first time in 12 years. By getting a majority of seats in the Council of Experts, bloc of reformists and moderates gets a chance to influence the election of the next spiritual leader of Iran. While being enlisted by the pragmatic MPs in Majlis the reformists have an opportunity to conduct institutional reforms that could lead to increase of both Iranian economy competitiveness and Iranian influence in the region.

Key words: elections, Iran, foreign policy, the Middle East, international affairs.

Выборы 2016 г. и их значение для политической системы Ирана

В этом году значительное число государств вошло в новый электоральный цикл 2016—2018 гг.: уже прошли президентские выборы в Тай-

*Волков Никита Станиславович — студент 1-го курса магистратуры ф-та глобальных процессов МГУ имени М.В.Ломоносова. E-mail: ns.volkov94@gmail.com

ване, Португалии и Австрии, парламентские выборы в Ирландии, Словакии и Казахстане. Кроме того, 18 сентября предстоят выборы в Государственную Думу РФ, а 8 ноября — выборы Президента и Конгресса США (американская пресса уже окрестила эту предвыборную гонку «самой важной избирательной кампанией за все время»1). Внимание крупнейших международных СМИ целиком приковано к борьбе Х. Клинтон и Д. Трампа за неопределившийся в своих политических предпочтениях электорат. Несомненно, нельзя недооценивать роль президента Соединенных Штатов Америки в мировой политике, а также его колоссальное влияние на систему международных отношений в современном мире, однако освещение электоральных процессов в более продвинутых и развитых демократических странах Запада несколько затмило исключительно важное по своему значению событие февраля—апреля 2016 г. — выборы в Исламской республике Иран.

Несмотря на крайне низкую оценку уровня демократии и свободы в Иране в рейтингах подавляющего большинства международных неправительственных организаций2, в его политической системе предусмотрены регулярные выборы. Каждые четыре года граждане страны избирают 290 депутатов в меджлис — однопалатный национальный парламент, а также Президента Исламской республики. Кроме того, прямым голосованием иранцы избирают и состав Совета экспертов — 88 муджтахидов сроком на восемь лет. Основная претензия к избирательным процедурам в Иране состоит в том, что каждый кандидат должен получить одобрение в Совете стражей Конституции (наблюдательный совет), в противном случае его не допустят к участию в выборах. Подобным образом руководство Ирана достаточно эффективно устраняет прямых конкурентов и противников существующего режима еще на стадии отбора.

В рамках первого и второго туров выборов, прошедших в феврале и апреле этого года, граждане Ирана одновременно выбирали своих представителей в Исламский консультативный совет и членов Совета экспертов. Однопалатный парламент Ирана отвечает не только за подготовку законопроектов, но и выполняет весьма важную функцию контроля за работой правительства, формируемого Президентом (в частности, депута-

1 Holland J. Here's why 2016 maybe the most important election of our lives. URL: https:// www.thenation.com/article/heres-why-2016-may-be-the-most-important-election-of-our-lives/ (дата обращения: 04.05.2016); Green J. Why 2016 maybe the most important election of our lifetime. URL: http://www.bloomberg.com/news/articles/2015-11-05/why-2016-may-be-the-most-important-election-of-our-lifetime (дата обращения: 04.05.2016); Aaron H.J. 2016: The most important election since 1932. URL: http://www.brookings.edu/research/opinions/2015/12/18-2016-most-important-election-aaron (дата обращения: 04.05.2016); Seib G.F. Most important election 2016 feature: deep and growing ideological divide. URL: http://www.wsj.com/articles/ most-important-election-2016-feature-deep-and-growing-ideological-divide-1451318440 (датаоб-ращения: 04.05.2016).

2 Freedom in the world 2016. Iran. URL: https://freedomhouse.org/report/freedom-world/ 2016/iran (дата обращения: 04.05.2016); Polity IV: Regime authority characteristics and transitions datasets. Polity IV annual time-series, 1800—2015. URL: http://www.systemicpeace.org/ inscr/p4v2015.xls (дата обращения: 04.05.2016).

ты имеют право проверять издаваемые им декреты и регламенты, однако делят это право с членами наблюдательного совета)3. В этой связи превалирование реформистов в законодательном органе власти весьма облегчит работу кабинета Хасана Рухани, президента от Координационного совета Фронта реформ, поскольку парламентарии предыдущего созыва вызывали министров из кабинета Рухани с докладом о проделанной работе в меджлис почти каждую неделю, что заметно сказывалось на эффективности работы министров4. Стоит отметить и то, что подобная политическая конфигурация сил не в новинку для Ирана. Так, доминирование реформистов в меджлисе в 2000—2004 гг. (222 из 290 мест в парламенте)5 совпало со вторым сроком президента-реформатора Мохаммада Хатами 2001—2005 гг., однако доминирующие в Совете стражей Конституции, Высшем совете национальной безопасности и Корпусе стражей исламской революции (КСИР) консервативные силы не только не позволили реформистам в полной мере воспользоваться квалифицированным большинством, но и смогли расколоть лагерь реформистских сил, что обеспечило победу консерваторов на следующих парламентских (2004) и президентских выборах (2005).

Так чем же так выгодно для реформистов отличается ситуация 2016 г. от ситуации 2000 г., тем более, что в этот раз они получили гораздо меньше мест (про-президентский избирательный список депутатов «Лист надежды» получил 120 из 290 мест)6? Во-первых, высокая явка на выборах и значительный процент голосов в пользу реформистов свидетельствует о том, что электорат, особенно из городской среды, выступает за проводимую президентом Х. Рухани политику и поддерживает подписание соглашения по ядерной программе страны в обмен на снятие международных санкций. Это, в свою очередь, связывает руки критикам всеобъемлющего соглашения Ирана и «шестерки» переговорщиков. Во-вторых, на этих парламентских выборах большинство известных реформаторов не было одобрено наблюдательным советом, в связи с чем от реформистов в основном баллотировались ранее не известные кандидаты, также весьма ограничено было и присутствие реформистов в подконтрольном государству медиа-пространстве (например, экс-президенту М. Хатами официально запрещено публично появляться на государственных теле- и радиоканалах и печататься в государственных СМИ из-за поддержки Мир-Хосейна Мусави после поражения на президентских выборах в 2009 г.)7. Это обстоятельство свидетельствует о том, что проголосовавшее за реформистов населе-

3 Геворкян Р.С. Правовые основы и параметры деятельности парламента Исламской Республики Иран //Право и управление. ХХ! век. 2010. № 2(15). С. 36.

4Тегеранский баланс. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2962823 (дата обращения: 04.05.2016).

5 Inter-Parliamentary Union report. Elections held in 2000 IPU. URL: http://www.ipu.org/ parline-e/reports/arc/2149_00.htm (дата обращения: 04.05.2016).

6 Inter-Parliamentary Union report. Majles Shoraye Eslami (Islamic Parliament of Iran). Last elections. URL: http://www.ipu.org/parline-e/reports/2149_E.htm (дата обращения: 04.05.2016).

7 Karami A. Everything you need to know about this week's elections in Iran. URL: http:// www.al-monitor.com/pulse/originals/2016/02/iran-parliament-elections-conservatives-reformists-rouhani.html (дата обращения: 04.05.2016).

ние в отличие от 2000 г. выступило не за отдельные известные личности, а за политическое направление, иными словами, реформистское течение получило признание как таковое, а не агрегировало симпатии в отношении определенных авторитетных политиков. Также эта победа стала своеобразным триумфальным возвращением реформистов в политическую жизнь страны, остановить которое не смог даже установленный государственный ценз. В-третьих, лагерь реформистов и сочувствующих им депутатов не ограничивается исключительно членами «Листа надежды»: значительное число мест получили независимые оппозиционные кандидаты, вышедшие на выборы единым списком «Фронт благоразумия и развития» (65 из 290 мест), а также умеренные консерваторы. Кроме того, очень важно отметить, что партийная принадлежность в иранской политике крайне условна, поэтому политик может быть ассоциирован сразу с несколькими партиями, о чем будет сказано подробнее в следующей части статьи.

Однако наиболее важным обстоятельством стало обновление состава Совета экспертов, в результате которого коалиция реформистов и умеренных получила 59% мест, но так и не смогла обеспечить себе пост председателя8. В компетенцию данного органа входит избрание верховного религиозного лидера Ирана — рахбара, пожизненный пост которого в настоящее время занимает великий аятолла Али Хаменеи. Исключительно значимым данное обстоятельство становится в контексте ухудшающегося здоровья лидера Исламской республики: у великого аятоллы парализована правая рука после теракта 1981 г., а крупнейшие СМИ и авторитетные эксперты уже не раз говорили о наличии рака у 76-летнего Хаменеи9, сам политик в своем недавнем обращении к Совету экспертов заявил, что вряд ли переживет 5-й созыв, и призвал избрать себе на замену «революционера»10. С достаточной долей вероятности это означает, что в недалекой перспективе обновленному составу Совета экспертов предстоит избрать нового главу государства, ответственного за выработку курса развития страны и формирование внешнеполитической повестки Ирана в течение ближайших десятилетий.

Особенности иранской политики:

между реформистами и консерваторами

Говоря об Иране, следует в первую очередь отметить, что данное государство представляет собой достаточно уникальную модель государст-

8 Dareini A.A. In blow to Iran hard-liners, moderates win clerical assembly. URL: http:// www.businessinsider.com/ap-in-blow-to-iran-hard-liners-moderates-win-clerical-assembly-2016-2 (дата обращения: 04.05.2016).

9 Erdbrink T. Iran's top leader undergoes prostate surgery. URL: http://www.nytimes.com/ 2014/09/09/world/middleeast/irans-ayatollah-khamenei-has-prostate-surgery.html (дата обращения: 04.05.2016); Ahmari S. Iran's coming leadership crisis. URL: http://www.wsj.com/articles/ sohrab-ahmari-irans-coming-leadership-crisis-1427064072 (дата обращения: 04.05.2016).

10 Rafizadeh M. Iran: Ayatollah Khamenei plans next supreme leader. URL: http://www. gatestoneinstitute.org/8171/iran-next-leader (дата обращения: 31.05.2016).

венного устройства — шиитскую «исламскую республику». Подобная политическая система по сути является гибридной авторитарной теократией с отдельными республиканскими элементами вроде относительно развитого парламентаризма и разделения власти на судебную, исполнительную и законодательную ветви. Возможно, именно шиизм позволил иранскому духовенству сформировать некую иерархию среди исламских богословов, что и позволяет клирикам достаточно эффективно вписываться в систему государственной власти, что, кстати, совсем не характерно для суннитских сообществ, где главенствующая роль авторитета заведомо отрицает наличие какой-либо структуры и упорядоченности. Тем не менее, несмотря на наличие вышеупомянутых признаков современного демократического государства (в какой-то мере соблюдаются даже права этно-рели-гиозных меньшинств Ирана — в меджлисе за ними закреплены пять мест: одно — для евреев, по одному — для ассирийцев и зороастрийев, два — для армян севера и юга страны), в действительности вся полнота власти в стране принадлежит Верховному лидеру, консервативным богословам, заседающим в важнейших государственных органах, таких как наблюдательный совет и Высший совет национальной безопасности, и, конечно же, представителям силовых ведомств и армии, среди которых особенно выделятся КСИР.

Согласно Конституции Ирана, основная задача Корпуса стражей состоит в «охране достижений Исламской революции» как от внешних, так и от внутренних врагов, что, по сути, политизирует эту армейскую структуру11. Сближение КСИР с консерваторами основано не только на том обстоятельстве, что он подчиняется напрямую Верховному лидеру, но и во многом благодаря желанию реформаторов снизить политическую вовлеченность армии, в чем руководство Корпуса усмотрело желание понизить социально-политический статус структуры и прибегло к поддержке консервативной среды12. Именно это и положило начало процессу активного вовлечения членов Революционной гвардии в политику. Так, экс-президент Махмуд Ахмадинежад, сам бывший выходец из рядов стражей, опирался на символический капитал авторитетного военного подразделения во время обеих своих предвыборных кампаний на пост президента Ирана (2005, 2009). Кроме того, на парламентских выборах 2004 г. значительное число ветеранов КСИР было включено в консервативный список, в результате чего их доля составила 1/3 от общего числа депутатов13. В целом за восемь лет правления Ахмадинежада влияние Корпуса стражей на иранскую политику значительно выросло: выходцы из Революционной гвардии заняли престижные посты дипломатов, мэров, губернаторов и министров, в условиях закрытой из-за международных санкций экономической

11 Конституция Исламской республики Иран, ст. 150. URL: http://www.cis-emo.net/ sites/default/files/imagesimce/constitution_of_iran.pdf (дата обращения: 07.05.2016).

12 Wehrey F., Green J.D., Nichiporuk B. et al. The rise of the Pasdaran: Assessing the domestic roles of Iran's Islamic Revolutionary Guards Corps. Santa Monica, CA, 2009.

13 Roy O. The politics of chaos in the Middle East. N.Y., 2008. P. 133—135.

системы страны верхушка КСИР значительно улучшила свое финансовое состояние14.

Текущее положение в обществе, престиж, социальный статус и обладание значительными финансовыми ресурсами обусловливают тот факт, что нынешнее руководство КСИР будет стремиться сохранить приобретения последних лет. Именно поэтому стражи являются неизменными противниками реформистов — имне нужна открытая экономика и приватизация, прозрачное современное законодательство и эффективная не коррумпированная бюрократия, так как все это может легко нарушить столь желанный статус-кво. Учитывая политическое влияние и военный потенциал Корпуса, очевидно, что выбрать следующего рахбара без учета мнения бригадного генерала Мохаммада-Али Джаафари не получится, а если такая ситуация все же произойдет, то он относительно легко и быстро сможет мобилизовать достаточное количество профессиональных солдат, способных в уличных боях отстоять интересы «защитников Исламской революции». Иными словами, без компромисса с руководством Корпуса стражей или же без поддержки армии перспектива избрания прореформистского Верховного лидера на данный момент кажется маловероятной. Однако поддержка со стороны весьма влиятельного Хашеми Рафсанджани, близкого к основателю Исламской республики аятолле Рухолле Хомейни, несомненно, поможет реформаторам заручиться симпатиями со стороны умеренных консерваторов, что в свою очередь даст сторонникам президента Хасана Рухани более выгодную позицию при обсуждении кандидатов на пост духовного лидера Ирана в будущем.

Тем не менее, несмотря на наличие некоего идеологического спектра в политике Ирана и условное разделение на «реформистов» и «консерваторов», необходимо внести ясность в используемый категориальный аппарат. Как уже было отмечено выше, политическая идентификация в партийной системе Ирана крайне условна: на данный момент в стране зарегистрировано более 200 партий, а сами политические деятели предпочитают вступать одновременно в несколько, что серьезно усложняет интерпретацию политических процессов. Кроме того, все разрешенные партии являются исламскими по определению и должны признавать принцип «вилайат фа-ких», согласно которому управлять шиитами до прихода Махди должны квалифицированные богословы, за соответствием партий данным критериям следит Совет стражей Конституции, также принимающий решение о запрете партий и политических движений.

Не менее важным является и то обстоятельство, что существуют как умеренные консерваторы, так и умеренные реформисты, которых вполне можно выделить в самостоятельное течение прагматиков, ситуативно выступающее с поддержкой тех или иных инициатив: так, в случае с последними выборами реформисты и умеренные сформировали коалицию, во главе

14Q+A-Iran's Revolutionary Guards weave powerful web. URL: http://www.reuters.com/ article/idUSLM225970 (дата обращения: 07.05.2016); Khalaji M. Iran's Revolutionary Guards Corps, Inc. URL: http://www.washingtoninstitute.org/policy-analysis/view/irans-revolutionary-guards-corps-inc (дата обращения: 07.05.2016).

которой встал триумвират из вышеупомянутых президента Хасана Рухани, экс-президента и действующего члена Совета экспертов Хашеми Рафсан-джани и экс-вице-президента, члена Совета целесообразности и Верховного совета культурной революции и депутата меджлиса Мохаммада-Резы Арефа. Данный союз во многом обусловлен именно прагматичным подходом к оценке рисков срыва Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по ядерной программе Ирана, которые возможно устранить лишь коллективными усилиями, блокировав консерваторов в парламенте. Именно ядерная сделка и логично вытекающая из нее экономическая повестка на данном этапе являются тем объединяющим фактором, которому умеренно-реформистский блок обязан своим существованием.

Однако ключевыми являются те дефиниции, при помощи которых и происходит классификация иранских политических элит, но они также весьма условны и размыты. Бесспорно, консерваторы более активны в критике США, Запада, сионизма и поддерживают установление более строгих социальных порядков (Председатель Совета экспертов и Совета стражей Конституции Ахмад Джаннати не раз выступал с публичными заявлениями о необходимости введения обязательного ношения хиджаба для женщин)15, однако реформисты также следуют официальному правительственному дискурсу и разделяют те же фундаментальные ценности. Более того, за время правления Хасана Рухани число смертных казней за богохульство выросло в сравнении со статистикой предыдущих лет16. Еще одним аргументом в пользу отсутствия серьезных шансов на скорейшую демократизацию Ирана является и тот факт, что аятолла Хаменеи на протяжении последних нескольких лет говорит о необходимости сохранения собственной культуры и борьбы с «тлетворным влиянием Запада», одной из главнейших задач он считает реализацию «комплекса мер, которые станут гарантом сохранения революционной и персидской культуры»17.

Иными словами, сдвиг политической конфигурации в пользу реформистов свидетельствует не о фундаментальных изменениях в политической системе Ирана, а о перехвате стратегической инициативы и переходе к структурным экономическим реформам, целью которых является преодоление негативного эффекта от международных санкций, повышение уровня жизни населения страны, открытие иранского рынка для инвестиций ТНК и интеграция в глобальную экономику, что отчасти позволит преодолеть международную изоляцию страны, в которую ее вверг предшественник президента Рухани Махмуд Ахмадинежад.

15 Iranian clerics lash out on veiling. URL: http://articles.latimes.com/2010/jun/19/world/ la-fg-iran-veil-20100619 (дата обращения: 07.05.2016).

16 March 2016 Report of the special rapporteur on the situation of human rights in the Islamic Republic of Iran. URL: http://shaheedoniran.org/wp-content/uploads/2016/03/SR-Report-HRC2016FF.pdf (дата обращения: 07.05.2016); Иран ставит рекорды по казням. URL: http:// www.kommersant.ru/doc/2934144 (дата обращения: 07.05.2016).

17 Выступление аятоллы Хаменеи на встрече с главами исследовательских центров, технопарков и вузов. URL: http://russian.khamenei.ir/index.php?option=com_content&task= view&id=1229&Itemid=63 (дата обращения: 07.05.2016).

Международное значение победы реформистов

Учитывая все вышеописанные перспективы и возможности, открывшиеся перед иранскими реформистами во внутренней политике, чем все-таки так важна их победа для международного сообщества? Ведь действительно, несмотря на положительную реакцию СМИ и ряда западных политиков, на практике политическая система Ирана вряд ли претерпит серьезные институциональные изменения.

В первую очередь победа реформистов позволит сохранить сделку с «шестеркой» по ядерной программе Ирана, что приведет к дальнейшему снятию международных экономических санкций и, несомненно, отразится на мировой экономике. Уже сейчас заметно огромное влияние Ирана на рынок энергоносителей: обновленные условия контрактов для иностранных инвесторов, стремительно увеличивающиеся темпы добычи «черного золота», а также нежелание идти на компромисс в этом вопросе с ОПЕК уже отразились на цене нефти, однако наиболее значимым является огромное количество предложений совместных проектов от европейских и азиатских ТНК правительству Исламской республики18. Иначе говоря, доминирование умеренно-реформистского блока в меджлисе резко снижает вероятность срыва сделки по ядерному досье (радикальным реформаторам не хватит голосов для отказа от ратификации того или иного законодательного акта, хотя последнее слово все равно остается за наблюдательным советом и рахбаром, имеющим полномочия вмешиваться в спор ведомств).

С одной стороны, это еще больше отдалит мировую финансовую систему от восстановления равновесия на нефтяном рынке, с другой — Иран открывает перед инвесторами колоссальные возможности: согласно The Global Competitiveness Report 2015—2016, одно из главнейших конкурентных преимуществ Ирана — размер внутреннего рынка19. Очевидно, что страна с населением в 77 млн человек является золотой нивой для инвесторов, в контексте чего доминирование умеренно-реформистского блока в парламенте также способно оказать позитивное влияние на институциональную среду Ирана в целях привлечения иностранного капитала и преодоления «нефтяной ловушки» национальной экономики.

Говоря о внешнеполитической повестке Ирана, в первую очередь стоит отметить сложность и закрытость процесса принятия политических реше-

18 Нефтяное море Ирана: Сингапур хочет инвестировать в нефтяную отрасль ИРИ. URL: https://regnum.ru/news/economy/2151443.html (дата обращения: 30.06.2016); Иран заключил бартерную сделку с Турцией: Нефть в обмен на железные дороги. URL: https:// regnum.ru/news/economy/2150697.html (дата обращения: 30.06.2016); Boeing начал торговать с Тегераном. URL: http://www.kommersant.ru/theme/1116 (дата обращения: 30.06.2016); Shell возвращается в Иран. URL: http://www.kommersant.ru/doc/3008186 (дата обращения: 30.06.2016).

19 The Global Competitiveness Report 2015—2016, Iran. URL: http://reports.weforum. org/global-competitiveness-report-2015-2016/economies/#economy=IRN (дата обращения: 30.06.2016).

ний и формулирования внешнеполитической стратегии. Согласно Конституции Ирана, за выработку внешней политики отвечает духовный лидер и правительство страны, на практике же правительство лишь исполняет одобренную Высшим советом национальной безопасности и самим рах-баром политическую линию. Однако важен и тот факт, что при принятии внешнеполитических решений достаточно весомую роль имеет мнение духовенства Кума и руководства КСИР20. В связи с этим вряд ли приходится ожидать кардинальных изменений во внешней политике: для Ирана все так же наиболее приоритетными направлениями останутся стабилизация Ближнего Востока, решение сирийского вопроса в пользу Башара Асада, поддержка шиитских организаций, движений и лидеров в странах Персидского залива, помощь антиизраильским военным группировкам (Хезбол-ла в Ливане и Исламский джихад в Палестине, ставший заменой переметнувшемуся к Катару движению Хамас), усиление влияния в Центральной Азии и Кавказско-Каспийском регионе21, а также улучшение партнерских отношений с Россией и Китаем. Тем не менее усилившееся влияние реформистов, несомненно, отразится на отношениях с Западом: конечно же, нельзя ожидать установления хотя бы нейтрального прямого диалога между лидерами США и Ирана, однако вполне возможно неофициальное и опосредованное общение, как это уже было во время переговоров по ядерной программе в 2015 г., что поможет избежать излишнего напряжения в без того нестабильном регионе.

Как прагматики, так и реформисты прекрасно осознают, что для продвижения и защиты интересов Ирана необходимы значительные финансовые средства, получить которые, находясь в экономической и политической изоляции, просто невозможно. У Ирана есть выбор: стать частью глобального мира и играть по установленным правилам или остаться страной-изгоем с экономикой в рецессии и всеми предпосылками для социального взрыва. Даже если это не нравится авторитетным аятоллам и амбициозным стражам революции, в этом году граждане Ирана свой выбор сделали.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Выступление аятоллы Хаменеи на встрече с главами исследовательских центров, технопарков и вузов. URL: http://russian.khamenei.ir/index.php?option=com_ content&task=view&id=1229&Itemid=63

20 Hinnebusch R..A, Ehteshami A. The foreign policies of Middle East States. L., 2014. P. 269—271.

21 Iran offers to help resolve Karabakh dispute diplomatically. URL: http://www.presstv.ir/ Detail/2016/06/06/469193/Iran-Armenia-Shamkhani-Edward-Nalbandian-Karabakh (дата обращения: 30.06.2016); Iran diplomat, Hezbollah chief discuss Mideast developments. URL: http:// www.presstv.ir/Detail/2016/06/28/472617/Iran-Lebanon-Hezbollah-Seyyed-Hassan-Nasrallah-Jaberi-Ansari (дата обращения: 30.06.2016); Supporting Palestine symbolizes defending Islam: Ayatollah Khamenei. URL: http://en.isna.ir/news/95021307409/Supporting-Palestine-symbolizes-defending-Islam-Ayatollah-Khamenei (дата обращения: 30.06.2016).

Геворкян Р.С. Правовые основы и параметры деятельности парламента Исламской Республики Иран // Право и управление. XXI век. 2010. № 2(15).

Иран заключил бартерную сделку с Турцией: Нефть в обмен на железные дороги. URL: https://regnum.ru/news/economy/2150697.html

Иран ставит рекорды по казням. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2934144 Конституция Исламской республики Иран, ст. 150. URL: http://www.cis-emo. net/sites/default/files/imagesimce/constitution_of_iran.pdf

Нефтяное море Ирана: Сингапур хочет инвестировать в нефтяную отрасль ИРИ. URL: https://regnum.ru/news/economy/2151443.html

Тегеранский баланс. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2962823 Boeing начал торговать с Тегераном. URL: http://www.kommersant.ru/the-me/1116

Shell возвращается в Иран. URL: http://www.kommersant.ru/doc/3008186 Aaron H.J. 2016: The most important election since 1932. URL: http://www. brookings.edu/research/opinions/2015/12/18-2016-most-important-election-aaron

Ahmari S. Iran's coming leadership crisis. URL: http://www.wsj.com/articles/ sohrab-ahmari-irans-coming-leadership-crisis-1427064072

Dareini A.A. In blow to Iran hard-liners, moderates win clerical assembly. URL: http://www.businessinsider.com/ap-in-blow-to-iran-hard-liners-moderates-win-clerical-assembly-2016-2

Erdbrink T. Iran's top leader undergoes prostate surgery. URL: http://www.ny-times.com/2014/09/09/world/middleeast/irans-ayatollah-khamenei-has-prostate-surgery.html

Freedom in the world 2016. Iran. URL: https://freedomhouse.org/report/freedom-world/2016/iran

Green J. Why 2016 may be the most important election of our lifetime. URL: http://www.bloomberg.com/news/articles/2015-11-05/why-2016-may-be-the-most-important-election-of-our-lifetime

Hinnebusch R.A., EhteshamiA. The foreign policies of Middle East States. L., 2014. Holland J. Here's why 2016 may be the most important election of our lives. URL: https://www.thenation.com/article/heres-why-2016-may-be-the-most-important-election-of-our-lives/

Inter-Parliamentary Union report. Elections held in 2000 IPU. URL: http://www. ipu.org/parline-e/reports/arc/2149_00.htm

Inter-Parliamentary Union report. Majles Shoraye Eslami (Islamic Parliament of Iran). Last elections. URL: http://www.ipu.org/parline-e/reports/2149_E.htm

Iranian clerics lash out on veiling. URL: http://articles.latimes.com/2010/jun/19/ world/la-fg-iran-veil-20100619

Karami A. Everything you need to know about this week's elections in Iran. URL: http://www.al-monitor.com/pulse/originals/2016/02/iran-parliament-elections-conservatives-reformists-rouhani.html

Khalaji M. Iran's Revolutionary Guards Corps, Inc. URL: http://www.washingto-ninstitute.org/policy-analysis/view/irans-revolutionary-guards-corps-inc

March 2016 Report of the special rapporteur on the situation of human rights in the Islamic Republic of Iran. URL: http://shaheedoniran.org/wp-content/uploads/ 2016/03/SR-Report-HRC2016FF.pdf

Polity IV: Regime authority characteristics and transitions datasets. Polity IV annual time-series, 1800—2015. URL: http://www.systemicpeace.org/inscr/p4v2015.xls

Q+A-Iran's Revolutionary Guards weave powerful web. URL: http://www.reuters. com/article/idUSLM225970

Rafizadeh M. Iran: Ayatollah Khamenei plans next supreme leader. URL: http:// www.gatestoneinstitute.org/8171/iran-next-leader

Roy O. The politics of chaos in the Middle East. N.Y., 2008. Seib G.F. Most important election 2016 feature: deep and growing ideological divide. URL: http://www.wsj.com/articles/most-important-election-2016-feature-deep-and-growing-ideological-divide-1451318440

The Global Competitiveness Report 2015—2016, Iran. URL: http://reports.wefo-rum.org/global-competitiveness-report-2015-2016/economies/#economy=IRN

Wehrey F., Green J.D., Nichiporuk B. et al. The rise of the Pasdaran: assessing the domestic roles of Iran's Islamic Revolutionary Guards Corps. Santa Monica, CA, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.