Научная статья на тему 'СИБЛИНГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С БЛИЗКИМ ОКРУЖЕНИЕМ'

СИБЛИНГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С БЛИЗКИМ ОКРУЖЕНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
794
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СЕМЕЙНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / СИБЛИНГ / СИБЛИНГОВЫЕ ПОЗИЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Залевская Л.Р., Веденеева Е.В.

Статья посвящена проблемам сиблингового опыта развивающейся личности, который принципиально влияет на становление личностных качеств человека. Представлен анализ накопленного в мировой психологии материала, характеризующего особенности сиблинговых позиций с точки зрения их влияния на становление личности, систему межличностных отношений в семье и взаимодействия сиблингов со своим близким окружением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИБЛИНГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С БЛИЗКИМ ОКРУЖЕНИЕМ»

УДК 159.9

Л.Р. Залевская, Е.В. Веденеева

СИБЛИНГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С БЛИЗКИМ ОКРУЖЕНИЕМ

Статья посвящена проблемам сиблингового опыта развивающейся личности, который принципиально влияет на становление личностных качеств человека. Представлен анализ накопленного в мировой психологии материала, характеризующего особенности сиблинговых позиций с точки зрения их влияния на становление личности, систему межличностных отношений в семье и взаимодействия сиблингов со своим близким окружением.

Ключевые слова: межличностные отношения, семейные взаимоотношения, супружеские отношения, родительско-детские отношения, развитие личности, сиблинг, сиблинговые позиции.

Изменения в области брачно-семейных отношений на современном этапе развития общества очевидны: ролевая трансформация супружества, альтернативные формы брака, изменение приоритетности семейных ценностей и ценности самой семьи на фоне иных значимых объектов и видов деятельности. При этом в психологии семейных отношений есть факторы, интерес к которым периодически проявляется с новой силой в связи с поиском ресурсов развития человека на ранних этапах онтогенеза. Закономерность, что лучше предупредить, чем корректировать уже неверно сформированные свойства и паттерны, всегда привлекала внимание специалистов [7, с. 48].

В настоящее время характер внутрисемейных межличностных отношений оценивается как важнейший фактор, влияющий на успешность процессов образования и социализации личности. В то же время семейный контекст развития личности ребенка и подростка в большинстве публикаций рассматривается, прежде всего, с точки зрения отношений. Между тем, дети и подростки включены в целостную систему семейных взаимоотношений, субъектами которых выступают также братья и сестры. В связи с этим можно констатировать, что роли сиблингового опыта как специфической составляющей ситуации развития ребенка (сиблинги - проживающие в одной семье братья и сестры) в современных исследованиях уделяется недостаточно внимания. Однако имеющиеся работы, в которых внимание сфокусировано на психологических аспектах сиблинговой истории развития индивида, показывают, что прямым доказательством значимости последней служит то, что родные братья и сестры бывают так же непохожи друг на друга, как дети, выросшие в разных семьях и не являющиеся родственниками.

Обсуждение психологического содержания проблемы сиблинговых отношений в контексте возрастного развития может осуществляться в двух аспектах:

1) положение, занимаемое индивидом среди братьев и сестер, определенным образом структурирует его детский опыт, что, в свою очередь, накладывает отпечаток на характеристики личности и особенности взаимоотношений в более поздние периоды жизни. Особенно отчетливо это сказывается в подростковом возрасте. В том числе и в связи с этим внимание психологов сосредоточено на выявлении специфики влияния сиблинговых отношений как социального фактора развития личности;

2) характеристики сиблинговой подструктуры семьи «вплетены» в то, что можно назвать корневыми основаниями микросоциума развития подростка. Поэтому немаловажным является определение факторов, опосредующих влияние сиблинговой позиции на систему отношений развивающейся личности (сиблинговая позиция - англоязычный термин, обозначающий положение в порядковом ряду рождений братьев и сестер) [6, с. 17 - 18].

Остановимся на первом из указанных аспектов. Одним из пионеров анализа сиблингового опыта детства был З. Фрейд. Впоследствии к исследованию его значения обращался А. Адлер. Сиблинговые позиции, а также обусловленные ими отношения в семье, их перспективное влияние на характеристики личности и отношения индивида наиболее подробно и тщательно отражены в работах австралийского психолога У. Тоумена.

На очень обширной выборке он показал, что люди, занимающие определенное место среди братьев и сестер, имеют сходные особенности. Этот автор предложил характеризовать сиблинговые позиции, используя следующие показатели: число детей в семье, их пол, очередность рождения, промежутки между рождениями. Основные сиблинговые позиции, соответственно, таковы:

© Залевская Л.Р., Веденеева Е.В., 2016.

Вестник магистратуры. 2016. № 7(58). Т. I

ISSN 2223-4047

1) самый старший ребенок: старший брат братьев, старший брат сестер, старшая из сестер и старшая сестра братьев;

2) самый младший ребенок: младший брат братьев, младший брат сестер, младшая из сестер и младшая сестра братьев;

3) средний ребенок;

4) единственный ребенок;

5) близнецы: двое, трое, четверо и т. д.

Разумеется, могут быть и более сложные комбинации, такие как старший брат братьев и сестер, который в таком случае в своем репертуаре будет иметь характеристики и старшего брата сестер, и старшего брата братьев. Если разница в возрасте составляет больше чем пять или шесть лет, каждый из детей будет приближаться по своим характеристикам к единственному ребенку, хотя к ним будут добавляться некоторые качества той позиции, к которой он ближе всего. Например, брат, который старше сестры на семь лет, будет в значительной мере иметь характеристики единственного, но в его поведении будут заметны и черты старшего брата сестры [8, с. 57 - 58].

Итак, особенности нашей личности во многом зависят от того, являемся ли мы старшим, младшим, средним или единственным ребенком в семье. Порядок рождения задает определенную модель, по которой мы развиваемся.

А. Адлер, рассматривал порядок рождения как основную детерминанту установок сопутствующую стилю жизни. Он дал описание личностных особенностей первенца (старшего), второго ребенка (среднего), последнего (младшего) и единственного ребенка в семье. По Адлеру, порядок рождения (позиция) ребенка в семье имеет решающее значение. Особенно важно восприятие ситуации, что, скорее всего, сопутствует определенной позиции. То есть от того, какое значение придает ребенок сложившейся ситуации, зависит, как повлияет порядок его рождения на стиль жизни. Однако в целом определенные психологические особенности оказались характерными именно для конкретной позиции ребенка в семье [2, с. 143].

Исходя из важной роли социального контекста в развитии личности, Адлер обратил внимание на порядок рождения, как основную детерминанту установок, сопутствующих стилю жизни. А именно: если у детей одни и те же родители, и они растут примерно в одних и тех же семейных условиях, их социальное окружение все же не тождественно. Опыт старшего или младшего ребенка в семье по отношению к другим детям, особенности влияния родительских установок и ценностей - все это меняется в результате появления в семье следующих детей и сильно влияет на формирование стиля жизни [1, с. 125].

Есть две причины, по которым детям с разным «порядковым номером» свойственны разные типы поведения. Во-первых, родители по-разному реагируют на появление первого и последующего ребенка и разного ожидают от них. Во-вторых, место среди братьев и сестер во многом предопределяет характер складывающихся между детьми отношений. Первые дети - это нечто новое, непознанное и интересное для родителей, «подопытные кролики». Эти дети с самого начала получают от взрослых громадную заботу и внимание. Их самочувствие и поведение постоянно волнуют окружающих. Как правило, родители многого ждут от первенцев и относятся к ним с нежностью, но и наказывают строже. С более поздними детьми родители ведут себя спокойнее и реалистичнее [3, с. 167].

Первенцы, как правило, показывают более высокие результаты в тестах на интеллект и чаще получают высшее образование. Они более послушны. Детям, родившимся позже, приходится прилагать значительные усилия, чтобы наладить отношения со старшими сиблингами. Может быть, поэтому младшие обычно более популярны среди сверстников и легче переносят перемены в жизни.

У. Тоумен полагал, что сиблинги учат друг друга, как осуществлять тесные взаимоотношения со сверстниками. И в этом ключе межсиблинговые связи в определенном смысле даже важнее отношений с родителями, так как представляют собой опыт «горизонтальных» отношений, в отличие от практически всегда «вертикальных» детско-родительских [4, с. 63].

Один из самых продуктивных исследователей психологии семьи М. Боуен обнаружил, что характеристики дружбы у взрослых, реализация супружеской и родительской роли в значительной степени зависят от опыта, полученного сиблингом в детстве [5, с. 78]. Стремление и склонность к доминированию либо подчинению в межличностных отношениях также во многом формируются и усваиваются в процессе взаимодействия с братьями и сестрами именно в детстве. Старшие дети, как правило, доминируют, а младшие подчиняются им. Наличие детского опыта взаимодействия с сиблингом противоположного пола является благоприятным фактором для будущих межполовых отношений, создавая ощущение понятности и человеческой близости присущих противоположному полу особенностей. У женщины, выросшей вместе с братьями, более спокойные и ровные дружеские взаимоотношения с мужчинами и с мужем, а также со своими сыновьями, по сравнению с женщиной, у которой были только сестры. Мужчина, который вырос в окружении сестер, чувствует себя более уверенно и спокойно в друже-

ских взаимоотношениях с женщинами, в браке, а также в качестве отца дочерей, чем тот мужчина, у которого были только братья. Соответствующие установки впоследствии реализуются в супружеских и родительско-детских отношениях [6, с. 21].

Поскольку значительная часть представлений о жизни зависит от занимаемого в детстве места среди братьев и сестёр, то и в последующей жизни человек испытывает наименьшие трудности, когда это место в той или иной форме сохраняется и во взрослых отношениях [9, с. 129].

Библиографический список

1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / пер с англ. А. А. Валеева и Р. А. Валеевой. Ростов н/Д: Феникс. 1998. 448 с.

2.Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии.М.: Фонд «За экономическую грамотность». 1995.

173 с.

3.Браун Дж., Д Кристенсен. Теория и практика семейной психотерапии. СПб.: Питер. 2011. 367 с.

4.Варга А.Я. Системная семейная психотерапия: краткий лекционный курс. СПб.: Питер. 2001. 211 с.

5.Лукьянченко Н.В., Аликин И.А., Боуена М. Теория семейных систем. Красноярск: Мир. 2002. 312 с.

6. Лукьянченко Н.В. Социально-психологические особенности сиблинговых отношений как значимый фактор становления и жизненного пути зрелой личности // Психологическая наука и образование. 2010. № 1. С. 17-22.

7.Маленова А.Ю., Ляшевская А.В. Сиблинговая позиция и возраст ребенка как факторы материнского отношения // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2014. № 2. С. 48-57.

8.Ричардсон Р.У. Силы семейных уз. СПб.: Питер. 2014. 439 с.

9.Целуйко В.М. Психологические проблемы современной семьи. М.: ВЛАДОС. 2008. 496 с.

ЗАЛЕВСКАЯ ЛАРИСА РАХИМЬЯНОВНА - магистрант, Челябинский государственный университет, Россия.

ВЕДЕНЕЕВА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНА - кандидат психологических наук, доцент, Челябинский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.