Научная статья на тему 'Сибирские библиотеки в образовании и просвещении: история и современность'

Сибирские библиотеки в образовании и просвещении: история и современность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ревякина Валентина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сибирские библиотеки в образовании и просвещении: история и современность»

РАЗДЕЛ VIII

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

УДК 37.0+02

Е. А. Масяйкина, В. И. Ревякина

СИБИРСКИЕ БИБЛИОТЕКИ В ОБРАЗОВАНИИ И ПРОСВЕЩЕНИИ: ИСТОРИЯ и современность

В Федеральном законе РФ «О библиотечном деле», принятом 23 ноября 1994 года, библиотека определяется как «информационное, культурное, образовательное учреждение». Нахождение в многомерном информационном, культурном и образовательном пространстве обуславливает основные направления деятельности современных библиотек, являющихся связующим звеном, объединяющим многоплановые задачи и функции современного общества [6. с. 11-12].

Повышение роли библиотек в просветительской работе с населением, расширение научной и образовательной функций являются одной из основных тенденций развития библиотечно-информационной системы как в нашей стране, так и за рубежом. Библиотеки образовательных учреждений становятся не только источником знаний, не только информационно-документальной составляющей учебного процесса, но и стратегическими партнерами своих вузов, что предполагает переход от непосредственного хранения знаний через сотрудничество в формировании и реализации современного учебного процесса к новейшим формам обучения читателей и внедрению в работу новых информационно-образовательных технологий, дистанционных методов, мультимедийных средств. Неотъемлемым проявлением образовательной функции библиотек является то, что библиотеки становятся учебными аудиториями, а библиотекари — преподавателями в сфере информационной культуры [10, с. 46-47].

Исторически сложилось, что сибирские библиотеки с момента своего зарождения активно способствовали развитию образования и просвещения на своей территории. Изначально центрами культуры и письменности стали здесь православные монастыри.

К концу XVII века на территории Сибири было основано 29 городских и 14 сельских монастырей. Книжные фонды монастырских библиотек условно можно разделить на восемь отделов, содержащих: богослужебные книги, богословские, философские, церковно-исторические, работы по церковному законодательству, книги по гражданской истории и географии, учебные, прочие. Одним из богатейших считался фонд библиотеки Иркутского Вознесенского мужского монастыря, включавший наряду со стандартным набором книг также и личные библиотеки, оставленные в наследство иркутскими епископами, являвшимися образованнейшими людьми своего времени. В фондах библиотек Иркутского Вознесенского и Киренского СвятоТроицкого мужских монастырей находилась учебная литература, состав которой был типичен для духовных заведений того времени. Со второй чет-

верти XVIII века, с открытием «мунгальской» (1725), а позже архиерейской школы, библиотека при Вознесенском монастыре пополнилась уникальной учебной литературой на монгольском языке, переписанной учениками от руки, а также учебными пособиями по риторике. В первой половине XVIII века начали складываться библиотеки и при иркутских и прибайкальских церквах. В дальнейшем они централизованно пополнялись богослужебной и богословской литературой, что свидетельствует о повышении образовательного уровня священнослужителей, так как эти сочинения использовались ими при самостоятельной подготовке проповедей и наставлений [9, с.40-41].

С 1836 года в России при церквах и монастырях стали создаваться школы. Так, в Якутской епархии церковно-приходские школы и «школы грамоты» создавались в основном в улусах, в них обучались дети коренных народов. При этих учебных заведениях допускалось устройство ученических и учительских библиотек. Библиотекой заведовал учитель. Пользоваться ею могли ученики и грамотные прихожане. Учебники выдавались на год, срок чтения остальных книг определялся по усмотрению библиотекаря. К концу 70-х годов XIX века количество якутских школ стало сокращаться из-за отсутствия необходимых учебников и принадлежностей. По инициативе местного епископа специально для этих учебных заведений стали создаваться запасы необходимых книг. В конце 90-х годов был учрежден Епархиальный училищный совет с книжным складом, и школы стали централизованно снабжаться необходимыми учебными пособиями. Значительный вклад в просвещение вносили библиотеки сибирских духовных семинарий, которые курировало и снабжало учебниками и учебными пособиями хозяйственное управление при Святейшем Синоде (Санкт-Петербург). Пользоваться библиотеками могли преподаватели, воспитанники, служащие семинарии, а посторонние - по письменному разрешению ректора семинарии [4, с. 118].

Исследования книжной культуры горно-заводских провинций Урала и Сибири XVIII века показывают связь библиотечной политики в этих регионах с идеями русского просвещения, а именно: государственной концепцией образования, принятой Петром I, связанной с принятием России в европейскую систему «научно-промышленной революции»; государственной концепцией просвещения, обусловленной включением России в систему европейского Просвещения. Внедрение данных концепций начало проводиться также и на Урале, и в Сибири.

Основную часть учащихся Екатеринбургской школы в 30-е годы XVIII века составляли дети заводских работников: мастеров, подмастерьев, солдат. Из них сформировались первые представители сибирской технической интеллигенции с новыми для русских людей того времени представлениями о роли книги и чтения как занятия не только душеспасительного, но и нужного «к приобретению великой государственной пользы». Так, выпускники Екатеринбургской школы К. Д. Фролов, И. И. Ползунов, И. И. Черни-цын осуществляли впоследствии активную практическую деятельность по комплектованию библиотек на Колывано-Воскресенских заводах.

Организатор алтайской горно-заводской промышленности А. И. Порошин активно способствовал формированию «казенных собраний», ориентированных как на обеспечение учебного процесса, так и на решение технических и просветительских задач (неслучайно А. И. Порошин обращался

в 1761 году в Берг-коллегшо с предложением прислать на заводы книги из Екатеринбургской библиотеки).

Другим достоверным свидетельством уровня культуры горно-заводских провинций являются личные библиотеки горных офицеров, раскрывающие их отношение к книге не только как к помощнику в профессиональном совершенствовании, но и как к источнику разнообразных знаний, представляющих интерес для просвещенного человека. Об этом свидетельствуют библиотеки династии горных мастеров и офицеров Черницыных, инженера, изобретателя, затем начальника Колывано-Воскресенских заводов П. К. Фролова, инженеров Вера, Спасского и др. [3, с.54].

Томск по праву считался крупнейшим за Уралом центром распространения знаний. Известно, что уже первые жители города - его строители-казаки - привезли с собой из центральной России несколько десятков книг духовного содержания.

Первые общественные библиотеки появились в Томске в XVIII в.: собрание книг Богородице-Алексеевского мужского монастыря и библиотека первого учебного заведения города - духовного училища (1774). Первая в Западной Сибири Томская публичная библиотека была открыта городом в начале 30-х годов XIX века. Но стесненность в средствах ограничивала пополнение ее книгами, не позволяла содержать штатного библиотекаря. Зато открытая в 1838 году библиотека первой классической гимназии пополнялась научной литературой на нескольких иностранных языках, имела два отделения - фундаментальную библиотеку и ученическую.

В 1970 году известный сибирский просветитель П. И. Макушин частным порядком открыл в Томске Публичную библиотеку на средства подписчиков -местных купцов-благотворителей. В фондах библиотеки, помимо книг, всегда можно было найти популярные периодические издания: «Вестник Европы», «Русский вестник», «Семья и школа», «Семейные вечера» и др. В «кабинете для чтения» (т. е. читальном зале) собирались учителя, врачи, конторские служащие. Здесь обменивались мнениями о прочитанном, обсуждали научные и политические проблемы, мечтали о сибирском университете. Уже в первый год существования своей публичной библиотеки Макушин составил особый отдел из 300 книг, доступных для понимания учащимися городских училищ. Здесь была мифология, рассказанная для детей Ламефлери, «История кусочка хлеба» Масе, «История чайной чашки» Кем-пфен, «Вече Древней Руси» Костомарова, «Путешествие Гулливера» Свифта, «Маленькие искатели Калифорнии» Герштекера и другие научно-популярные, исторические, приключенческие издания [7, с. 89-90].

В 1884 году Томск стал городом первой в России Бесплатной городской народной библиотеки. Ее открыло Общество попечения о начальном образовании на пожертвования горожан при непосредственном участии П. И. Макушина (ровно на четыре месяца раньше, чем была открыта бесплатная библиотека-читальня в память И. С. Тургенева в Москве). Двухэтажное каменное здание с большим зрительным залом было подарено «на вечные времена» библиотеке неграмотным купцом-остяком С. С. Валгусо-вым. Библиотека более тридцати лет была центром общественной и культурной жизни самых демократических слоев томского общества - рабочих, прислуги, солдат, учащихся приходских школ. Впервые читатели могли бесплатно, под «ручательство» получить книги на дом. При библиотеке дей-

ствовал Народный театр, здесь шли оперные спектакли, музыкальные вечера, детские утренники, первые встречи с новинками - фонографом, кинематографом. Ценной коллекцией экспонатов обладал Музей прикладных знаний. Музей был открыт в структуре библиотеки в 1892 году и просуществовал двадцать восемь лет, являя собой прообраз будущего областного краеведческого музея. Опыт работы Бесплатной народной библиотеки впоследствии был высоко оценен классиками библиотековедения — Н. А. Руба-киным и Л. Б. Хавкиной, а из среды томских актеров-любителей, начинавших на сцене Народного театра, вышли известная актриса Малого театра

В. О. Массалитинова и ее брат Н. О. Массалитинов, актер и режиссер Московского Художественного театра [5, с. 125-126].

Необходимо отметить благотворительную деятельность купечества не только в Томске, но и в других сибирских городах. Так, в Енисейске А. Т. Востротин предлагал всю свою личную библиотеку в бесплатное пользование городу. Он только просил, чтобы Дума выделила для библиотеки помещение и гарантировала сохранность книг. В местной прессе утверждалось, что подбор книг весьма ценный и «по составу своему несравненно выше существующей библиотеки Скорнякова». Оригинальный проект задумал и осуществил А. М. Сибиряков. Он пожертвовал 10 тыс. рублей с тем, чтобы из процентов с этой суммы через каждые три года выдавалась премия за лучшее историческое сочинение о Сибири [1, с. 252].

Дальнейшему развитию образования и просвещения в Сибири весьма активно способствовало открытие крупных научных библиотек в Императорском Томском университете (1888), Томском технологическом институте (1900), Томском учительском институте (1902).

Директор Томского учительского института В. П. Щепетев с самого начала работы в должности активно стал формировать библиотеку, фонд учебных пособий и необходимых для учебного процесса приборов и механизмов. Главным дарителем библиотеки Института выступил попечитель Западно-Сибирского учебного округа Л. И. Лаврентьев. Среди его даров были сборники распорядительных документов и положений, памятные книжки, журналы Министерства народного просвещения. Особое место в библиотеке Института по праву занимала педагогическая литература. Это были учебники педагогики Рощина, Скворцова, Николаевского; «Записки по педагогике» и книга «Характер девочек» Ельницкого; работы Ушинского; «Дидактика» Миропольского; педагогические сочинения Песталоцци; журналы «Русская школа» и «Русский начальный учитель» и др. Учебная литература, которой располагала библиотека Томского учительского института, была главным образом рекомендована к изучению Министерством народного просвещения, однако ряд научных и учебных изданий по своему содержанию намного превосходил требования программ средних учебных заведений. Библиотека всячески способствовала организации учебного процесса, работе над содержанием курсов дисциплин, над методикой преподавания, имея перед собой цель «...главное - возбудить в своих питомцах интерес к учению...» [2, с. 30-31]. Библиотека и учебные кабинеты постепенно пополнялись необходимыми пособиями, однако они не могли в полной мере удовлетворить потребности воспитанников и преподавателей института. Воспитанниками совместно приобретались популярные в те годы книги и журналы, взнос составлял 50 коп. в месяц - деньги немалые по тем време-

нам. По окончании курса каждый участник этой библиотеки получал на руки одну или несколько книг в личное пользование. Издания для библиотеки Томского учительского института, а впоследствии - Индустриально-педагогического института (с 1931 г.) поступали из различных источников: покупались в магазинах, у частных лиц, выписывались из букинистических магазинов центральной России. Таким образом в фонде библиотеки появились книги не только из частных библиотек (Д. Граменицкого, Ф. Зобнина, А. Козова и др.), но и некогда принадлежавшие другим учебным организациям (Вифанской Духовной Семинарии, С.-Петербургской Духовной Академии, Омского императорского университета и др.). К числу раритетов можно отнести «Основы немецкого языкознания», изданные в Лейпциге в 1756 году. Также в фонде библиотеки появились книги с печатями библиотеки и книжного магазина Петра Макушина, Фундаментальной библиотеки Пажеского Его Императорского Величества Корпуса, Томского драматического общества, Одесского Литературно-Артистического клуба, библиотеки Ново-Михайловского дворца, библиотеки графини Шуваловой, Маг-дебургской городской библиотеки и др. Настоящими библиографическими редкостями являлись гектографический экземпляр рукописной лекции Сперанского, записанной в 1902 году и уникальный альбом открыток, посвященный Наполеону и Отечественной войне 1812 года.

Научная библиотека Томского технологического института была открыта одновременно с вузом в 1900 году и являлась первой сибирской научной библиотекой технического профиля. К моменту открытия библиотеки фонд составлял 6000 книг по математике, технической механике, физике, химии, было выписано 17 названий отечественных и 85 зарубежных периодических изданий. У истоков создания библиотеки стояли профессора института А. Э Сабек, В. Л. Некрасов, А. В. Лаврский, М. А. Усов, Н. И. Карташов и др. Руководство работой библиотеки возлагалось на библиотечную комиссию, первым председателем которой был в 1901 году декан горного отделения профессор В. А. Обручев, имя которого в настоящее время гордо носит Научно-техническая библиотека Томского политехнического университета. По его ходатайству в 1903 году была открыта студенческая библиотека, получены в дар книги от Барнаульской казенной библиотеки, заложены основы отечественного и международного книгообмена на «Известия» института, начавшие выходит к тому времени. Летом 1903 года в библиотеку поступил ценный груз «Трудов» и «Известий» из Вены от Императорской Королевской академии наук. Формирование книжного фонда велось в соответствии с учебными программами и научными интересами профессорско-преподавательского состава. Значительными источниками пополнения книжного фонда были учебники, учебные пособия, отчеты о командировках и путешествиях, монографии, созданные сотрудниками института.

Книжный фонд библиотеки Томского государственного университета (первоначально - Сибирского университета) стал стихийно, за счет пожертвований, складываться еще до официального решения об учреждении университета в Томске. Первым, наиболее крупным и ценным вкладом стал дар потомка крупнейших русских солепромышленников графа А. Г. Строганова, который в 1875 году решил передать будущему университету в Сибири свою родовую библиотеку. Книжное собрание Строгановых по наличию редких и редчайших иностранных изданий считалось одним из луч-

ших в России. В нем были представлены практически все значительные произведения по гуманитарным и естественным наукам на французском, итальянском и английском языках. Особую ценность собранию придавали периодические издания времен Великой французской буржуазной революции, а также богатый подбор редких изданий мировой классической литературы, художественных альбомов и гравюр. В составе коллекции было и такое уникальное издание, как первое издание знаменитой книги А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», принадлежащее А. С. Пушкину. Также в фонд библиотеки вошли многие другие частные дарственные коллекции книг и литература, купленная на денежные пожертвования. Так, в 1877 году Томская городская Дума постановила выделить 5 тыс. рублей на покупку книг для университетской библиотеки. В 1878 году иркутский золотопромышленник и меценат А. М. Сибиряков пожертвовал на приобретение литературы 10 тыс. рублей. Им же в 1879 году была приобретена у наследников известного русского поэта В. А. Жуковского его личная библиотека и передана в дар университету. Библиотека эта содержала многие прижизненные издания писателей и поэтов пушкинской поры, книги по педагогике и литературоведению на немецком, французском и английском языках. Тогда же главный директор и управляющий Голицьшскими больницами в Москве князь С. М. Голицын отобрал дублеты из богатейшей библиотеки своего музея (ок. 5 тыс. томов) и подарил их первому сибирскому университету. В числе книг, переданных Голицыным, имелось много редких изданий, которые уже тогда нельзя было приобрести у антикваров. В начале 1880 г. на средства, выделенные Томской городской Думой, была куплена для университета личная библиотека известного литературного критика, бывшего в 1860-1865 гг. членом Главного управления цензуры, А. В. Никитенко. В составе этой библиотеки имелись почти все прижизненные издания произведений Пушкина, Гоголя, Герцена, Чернышевского, в ряде случаев с дарственными надписями авторов, адресованными А. В. Никитенко. В том же году В. М. Флори некий отобрал из дублетов Публичной библиотеки в Петербурге более 3 тыс. томов научной и художественной литературы. В числе отобранных книг были редчайшие издания и несколько первопечатных книг (инкунабул). В 1886 году была получена личная библиотека бывшего профессора Московского университета С. Н. Ор-натского, имевшая в своем составе книги по юриспруденции, классической филологии и педагогике. К открытию в 1988 г. Томского императорского университета в фонде библиотеки уже было свыше 96 тыс. томов книг и журналов по разным отраслям знаний. В этом отношении Томский университет выгодно выделялся среди других университетов России. Так, Петербургский университет открылся при наличии в библиотеке 7 784 томов, к открытию Казанского университета его библиотека располагала всего несколькими десятками книг, Саратовский университет в первый год имел в библиотеке 2 741 том, а библиотека Харьковского университета даже через 20 лет после открытия насчитывала в фонде всего 26 735 томов. Следует отметить, что накопленный книжный фонд до открытия библиотеки был почти полностью разобран, расставлен на стеллажах, описан, значительная часть его отражена в первых двух томах печатного каталога. Это дало возможность библиотеке с первых же дней начала занятий в университете приступить к выдаче книг, тем самым способствуя правильной организации учебного процесса [8, с. 9-25].

Таким образом, можно сделать вывод, что сибирские библиотеки с момента своего основания служили основной цели - образованию и просвещению коренного населения. Эта благородная цель достигалась путем целенаправленного формирования библиотечных фондов, а также с помощью разнообразных форм и методов привлечения и обслуживания посетителей. Первые библиотекари, несомненно, обладали определенными педагогическими навыками, позволявшими им, помимо непосредственной выдачи книг, осуществлять процесс руководства чтением и нравственного развития своих читателей.

В настоящее время с уверенностью можно констатировать, что славная традиция содействия библиотек образованию продолжается и имеет широкие перспективы. В Томске, по праву называющимся студенческим городом, славящимся своими уникальными вузами, ведут активную работу значительное количество библиотек. Прежде всего это, конечно, научные библиотеки университетов-классического, политехнического, педагогического, медицинского, архитектурно-строительного, систем управления и радиоэлектроники. Значительное место в информационно-образовательном пространстве города занимают Областная универсальная научная библиотека им. А. С. Пушкина (ОУНБ) и Муниципальная информационно-библиотечная система (МИБС), объединяющая 17 городских библиотек.

Все эти библиотеки весьма сильно отличаются друг от друга, они имеют различные по объему и содержанию фонды, разный контингент читателей, разнообразные условия, формы и методы работы, свои материально-технические условия. Но при этом в миссии каждой библиотеки есть общая для всех стратегическая цель - способствовать продвижению к информационному обществу, предоставлять каждому читателю возможность свободного и открытого доступа к информации, оказывать максимальное содействие в личностном, образовательном и духовном росте. Современные томские библиотеки отличает быстрая адаптируемость к постоянно обновляющимся и совершенствующимся информационным технологиям, целенаправленная деятельность по предоставлению и организации доступа к нарастающим массивам электронной полнотекстовой и мультимедийной информации. Меняется концепция традиционной библиотеки - все большее число документов, предоставляемых пользователям, физически не присутствует в ее фонде, но уже отражается в ее электронном каталоге, в том числе и представляется в Интернете. Так, в Томске успешно действует проект “Открытая электронная библиотека”, направленный на развитие совместной деятельности ведущих томских библиотек по созданию и использованию информационных ресурсов, объединению электронных каталогов, развитию информационного сервиса для пользователей. Также многие томские библиотеки являются членами партнерства “Ассоциация Региональных Библиотечных Консорциумов”, благодаря которому получают устойчивый доступ к электронным документам более чем 50 библиотек России, входящих в консорциум. В томских библиотеках существует значительный опыт работы с информацией в онлайновом режиме - это и Научная электронная библиотека РФФИ, и Центральная библиотека образовательных ресурсов, и Университетская информационная система “Россия”, и доступ к удаленным базам данных зарубежных издательств журналов.

Активное развитие университетов, открытие новых специальностей и факультетов, увеличение набора студентов отражается на всех направлениях деятельности библиотек. Перспективы развития и новые цели, соответствующие стратегиям развития вузов, библиотеки связывают прежде всего с изменением традиционных технологий по сбору, обработке, хранению, предоставлению и распространению информации в соответствии с запросами пользователей. Поэтому изменения последних лет направлены на оптимизацию управления информационными ресурсами.

В заключение необходимо отметить, что все внедряемые библиотечные проекты полностью соотносятся с основными целями и задачами образовательных учреждений г. Томска, с содержанием учебных планов и программ, так как основная масса современных пользователей библиотек - школьники и студенты средних и высших учебных заведений. Думатся, что и в дальнейшем библиотеки всех учреждений и ведомств будут строить свою работу в русле информационной поддержки и содействия повышению качества образования и формирования всесторонне грамотных, профессионально компетентных специалистов для всех сфер современного общества.

Литература

1. Бойко, В. П. Томское купечество в конце ХУШ-Х1Х вв. Из истории формирования сибирской буржуазии / В. П. Бойко. — Томск: Водолей, 1996. - 320 с,

2. Войтеховская, М. П. Томский учительский институт: Возвращенная история. 1902 - 1920 годы / М. П. Войтеховская, С. А. Кочурина. - Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2002. - 239 с.

3. Гузнер, И. А. Библиотеки Сибири в XVIII веке и русское просвещение / И. А. Гузнер // Пятые Макушинские чтения: тезисы докладов научной конференции, 25 - 26 мая 2000 г., г. Томск. - Новосибирск, 2000. - С. 53-55.

4. Захарова, Т. В. Библиотеки русской православной церкви в Якутии (XIX век) / Т. В. Захарова // Пятые Макушинские чтения: тезисы докладов научной конференции, 25 -26 мая 2000 г., г. Томск. - Новосибирск, 2000. - С. 117-119.

5. Никиенко, О. Г. О развитии библиотечного дела в Томске в XIX веке / О. Г. Никиенко // Пятые Макушинские чтения: тезисы докладов научной конференции, 25 - 26 мая 2000 г., г. Томск. — Новосибирск, 2000. — С. 125-127.

6. Справочник библиотекаря / Под ред. А. Н. Ванеева, В. А. Минкиной. - Спб.: Профессия, 2000. - 432 с.

7. Сталева, Т. Сибирский просветитель Петр Макушин / Т. Сталева. - М.: Русский двор, 2001. - 288 с.

8. Филимонов, М. Р. Книжная сокровищница Сибири: К 100-летию со дня открытия Научной библиотеки Томского государственного университета / М. Р. Филимонов. - Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 1988. - 198 с.

9. Харченко, Л. Н. Монастырские и церковные библиотеки Прибайкалья в конце ХУП-ХУШ веке / Л. Н. Харченко // Пятые Макушинские чтения: тезисы докладов научной конференции, 25 - 26 мая 2000 г., г. Томск, - Новосибирск, 2000. -

С. 39-42.

10. Шрайберг, Я. Л. Мировые тенденции развития библиотечно-информационной сферы и их отражение на пространстве СНГ / Я. Л. Шрайберг // Научные и технические библиотеки. “ 2005. - №1. — С. 25-47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.