Научная статья на тему 'Сибирская тема и концепт "Сибирь" в творчестве калмыцких композиторов'

Сибирская тема и концепт "Сибирь" в творчестве калмыцких композиторов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
154
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / CONCEPT / НАЦИОНАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА / NATIONAL PICTURE OF THE WORLD / КАЛМЫЦКАЯ КОМПОЗИТОРСКАЯ ШКОЛА / KALMYK COMPOSING SCHOOL / СИБИРСКАЯ ССЫЛКА КАЛМЫКОВ / SIBERIAN EXILE OF KALMYKS / П. О. ЧОНКУШОВ / P. O. CHONKUSHOV / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗНАКИ / MUSICAL SIGNS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тюмбеева Гиляна Эрдмтаевна

Статья посвящается рассмотрению некоторых вопросов когнитивистики (таких как музыкальная «национальная картина мира») на примере истории одного из музыкальных концептов. Концепт «Сибирь» и связанная с ним сибирская ссылка стали важнейшей темой современной калмыцкой музыки, частью музыкальной картины мира калмыков. Изначально возникнув в народной музыке, концепт «Сибирь» актуален для творчества композиторов 3-х поколений: П. О. Чонкушов старшее, А. Н. Манджиев среднее, Г. А. Манджиева молодое. Воплощаясь в музыкальных знаках разного вида: иконах, индексах, символах, он прочно занял свое место в музыкальной картине мира как отпечаток сибирской трагедии калмыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Siberian theme and concept ‘Siberia' in the creation of Kalmyk composers

Important of composers of three generations: senior (P. O. Chonkushov), middle (A. N. Mandgiyev), junior (G. A.Mandgiyeva). Embodied in the various types of musical signs: icons, indexes, symbols, it firmly took its place in the musical world as a picture print of Siberian tragedy of Kalmyks.

Текст научной работы на тему «Сибирская тема и концепт "Сибирь" в творчестве калмыцких композиторов»

УДК 78.02

Г. Э. Тюмбеева

СИБИРСКАЯ ТЕМА И КОНЦЕПТ «СИБИРЬ» В ТВОРЧЕСТВЕ КАЛМЫЦКИХ КОМПОЗИТОРОВ

огнитивистика как наука о знании и познании интердисциплинарна. Ее методы применимы сегодня не только в лингвистике (исходная область применения), но и в других научных сферах. Так, все большее распространение получает когнитивный подход в музыковедении. Исследования, изучающие различные музыкальные явления в аспекте «картины мира», позволяют глубже понять многие процессы в музыке, объясняют их природу, генезис, эволюцию, способствуют осмыслению их встроенности в общую панораму. В такого рода исследованиях возникает необходимость обращения к методологическому и терминологическому аппарату когни-тивистики. Одним из таких понятий является «концепт»1. На апеллировании к нему строится и данная статья, затрагивающая вопросы формирования калмыцкой композиторской школы.

Важнейшие концепты калмыцкой музыкальной национальной картины мира («Великая степь», «Буддизм», «Джангар» и т. д.) были сформированы традиционной музыкой и потому несут в себе отпечаток кочевой культуры калмыков. Сохранение целостной музыкальной национальной картины мира в творчестве калмыцких композиторов способствует преемственности музыкальных поколений, сбережению национальной самобытности и идентичности калмыцкой культуры. И в наши дни процесс перекрестных связей и параллелей между традиционным и профессиональным музыкальным искусством продолжается. Ярким примером тому становится история одного музыкального концепта.

Наиболее трагическое событие истории калмыцкого народа в XX веке - си-

© Г. Э. Тюмбеева, 2016

бирская ссылка2. Гонения судьбы, закинувшие калмыков в далекий, чужой, холодный край и народные страдания, сопутствующие им, трогательно переданы в «сибирских» песнях. Различные песни о сибирской ссылке3 почти все являются перепевами какой-то одной исходной версии. При многообразии мелодико-ритмических и тональных вариантов всегда отчетливо прослушивается инвариант единой мелодии. По всем песням кочуют одни и те же образы - холодный декабрь, суровая сибирская стужа, зловещий поезд, увозящий калмыков в ссылку. Но слова песен варьируются -каждый исполнитель запечатлевает в тексте собственные переживания и обстоятельства ссылки.

Всем песням сибирского цикла присущ аскетизм выразительных средств. Такова и народная песня «Сиврин салькнд» («Сибирский ветер»). Ее минорная мелодия проста, строга и сурова. Характерные синкопы и нисходящие «притоптывающие» окончания - отличительная черта песен на Сибирскую тему (пример 1). Так, тема странничества и кочевания в калмыцком музыкальном искусстве XX века получает новую трактовку в песнях о Сибири, а музыкальную национальную картину мира дополняет концепт «Сибирь» (Сивр).

Концепт «Сибирь» и сибирская тема, отражающие роковое событие в жизни народа, находят воплощение и в музыке калмыцких композиторов: «Реквием-воспоминание» П. Чонкушова4, вторая симфония «28 декабря» А. Манджиева5, кантата «Память сердца» для оркестра, солистов и смешанного хора на стихи калмыцких поэтов Г. Манджиевой6 и т. д.

Пример 1

Калмыцкая народная песня «Сиврин салыснд»

^104

I. Аг' - чм ца-Ьаи нль-чу - ра- рн,аль-чу- ра- рн

ас- хр -он ну-льм-сан ар- че - лав, ар - че-лав.

В « Реквиеме-воспоминании» П. Чон-кушова «сибирская» тема воплощается с помощью целого комплекса выразительных средств. Одна из частей построена на цитировании народной песни «Двадцать восьмое декабря». Этот прием придает особую достоверность жанру «воспоминания» (пример 2). Мелодия калмыцкой песни звучит на фойе заунывных, тоскли-

вых гармоний и зловещего остинатного постукивания ударных, изображающего мертвенный и равнодушный стук колес поезда, увозящего калмыков в Сибирь.

Трагический смысл произведения раскрывается уже в инструментальном вступлении через ассоциации с жанром похоронного марша: 4-х дольный размер, минорная тональность, монотонный

Пример 2

П. О. Чонкушов. Реквием воспоминание. П ч.

Иф спеша, с грустью

Р

" * ипшш и+изтптшзг^шжс птш+шнгшш р

Пример 3

П. О. Чонкушов, Реквием-воспоминание. I ч.

стучащий ритм, символизирующий насилие власти (пример 3). Далее бесстрастный марш перерастает в скорбный плач (вокализ: А-а-а). Его мелодия устремлена вверх, накатывается волнами как отчаянное вопрошание. Буддийская молитва «Ом мани бадме хом», начинаясь отрешенно, как бы над человеческими горестями, в процессе развития достигает мощности и драматизма.

Авторское начало в Реквиеме проявляется с помощью различной трактовки человеческого голоса. Это и декламирование чтеца, и собственно пение, и вокализы - хоровые и сольные. Мелодия сопранового вокализа, наполненная печалью и чистотой, становится своеобразным катарсисом, после которого светлый финал становится неизбежным.

Симфония № 2 А. Манджиева представляет собой еще один яркий образец воплощения концепта «Сибирь». Осмысление трагического события народной истории составляет главную идею произведения. Драматургия этого одночастного симфонического полотна основана на противопоставлении двух музыкальных пластов: в первом претворено авторское, личностное начало, а второй символизирует собой государственную машину, образ тоталитарной коммунистической диктатуры7. Особая яркость и зримость этих контрастных образов достигается благодаря использованию приемов тембровой драматургии.

Начало и окончание симфонии отражает образную сферу героя8 - монологичный стиль изложения, проникновенный тембр альта, медленный темп повествования, передающий тяжелые раздумья и воспоминания. Через всю симфонию проходит начальная секундо-вая восходящая интонация вопроса: вначале тихого и робкого, а позже яростного и исступленного - за что? (Яхмб?) Постепенная полифонизация фактуры влечет за собой нарастание эмоционального напряжения, ведет к повышению его накала. И вот уже вся струнная группа вступает с темой, интонационно родственной начальной, символизируя тем самым ду-

ховное единство героя симфонии со своим народом. Семантика поступенного восходящего терцового хода восходит к образу тягостного шествия. Продолжительные тремолирующие вибрации виолончелей и контрабасов способствуют ощущению погружения в больное, бредовое сознание героя, где все настойчивее начинают проступать трагические события прошлого.

Чужеродным элементом внедряются сюда возгласы-понукания духовых и ударных инструментов, сначала редкие, а далее все более настойчивые и зловещие. Кульминацией симфонии становится эпизод бодрого парадного марша духового оркестра, ужасающим диссонансом вторгающегося в общую картину человеческого страдания - разгул стихии остинатных долбящих ритмов барабанов и намеренно фальшивых звучаний меди. Вакханалия ударных инструментов, становящаяся все более агрессивной, сметающей все на своем пути, призвана передать весь ужас сталинских репрессий (пример 4).

В кантате «Память сердца» Г. Манд-жиевой встречаемся с еще одной трактовкой концепта «Сибирь». Здесь вновь на помощь приходит слово. Отдельные части кантаты написаны для хора (II ч. «Хадрис!»9, IV ч. «Колыбельная», Уч. «Мой реквием»), а остальные (1ч. «Вступление», III ч. «Нашествие») — для оркестра. В кантате «Память сердца» молодой композитор опирается на вокальные («чонкушовские») и инструментальные («манджиевские») краски и приемы. Если концепция «Реквиема-воспомина-ния» П. Чонкушова в целом более оптимистична, завершаясь просветленным финалом, то решение кантаты Г. Манд-жиевой совершенно обратное. После яркой и праздничной II ч. драматургическое развитие переходит в трагедийный план. Незаживающая боль утраты в последних частях произведения звучит особенно остро и экспрессивно (пример 5).

Тема кочевничества, актуальная для калмыцкого традиционного музыкального искусства, в XX веке преломляется в трагическом аспекте концепта «Си-

Пример 4

А. Н. Мавджиев. 2 симфония «28 декабря»

Пример 5

Г. А. Манджиева. Кантата «Память сердца». Финал

Лпс1ап1с

бирь». Он вобрал в себя горечь человеческих утрат, страдание и унижение родного народа. Калмыцкими композиторами применяются такие приемы как цитирование, обобщение через жанр, его символическая трактовка (марш как олицетворение советского тоталитаризма, жанры народных песен как воплощение образа далекой, потерянной Родины). Эти музыкальные приемы фигурируют в качестве разного вида знаков: иконов, индексов, символов10, благодаря которым концепт «Сибирь» существует в калмыцкой музыкальной картине мира. Народные песни, будучи первоисточником, воплощают

собой знаки-иконы и знаки-индексы. Они, как документальная хроника, без прикрас передают людское горе и страдание. Осмыслением и рефлексией по поводу сибирской депортации являются произведения калмыцких композиторов, в которых трактовка концепта «Сибирь» перерастает свою иконическую (изобразительную) сущность, превращаясь в знак-символ.

«Сибирская» тема становится одной из самых животрепещущих для калмыцких композиторов, неизменно возвращающихся к национальным истокам при работе над ней.

Примечания

1 Концепты - «...это ментальные сущности, которые

имеют имя в языке и отражают культурно-наци-ональное представление человека о мире... концентрат культуры и опыта народа...» [2, с. 1].

2 В результате сталинских политических репрес-

сий калмыцкий народ подвергся насильственной депортации: 28 декабря 1943 года началась операция «Улусы», в ходе которой калмыки были принудительно сосланы в Сибирь. 17 марта 1956 года калмыки были реабилитированы и смогли вернуться на родину. 8 «Декабрь сарин хврн нээмн» («28 декабря»), «Шар-шар поезд-машин» («Грохочущий поезд-машина»), «Декабрь сарин киитн» («Декабрьская стужа»), «Улан ширтэ вагон» («Красный вагон»), «Киитн сиврт курен

халъмгуд» («Калмыки, привезенные в холодную Сибирь») и т. д.

4 Посвящается 50-летию депортации калмыцкого народа (1943-1993).

П. О. Чонкушов (1930-1998) - советский и российский композитор, заслуженный деятель искусств Калмыцкой АССР (1980), заслуженный деятель искусств РСФСР (1991), кавалер ордена Дружбы (1996). Первый профессиональный композитор Калмыкии, основоположник классических музыкальных жанров в национальной музыкальной культуре.

6 А. Н. Манджиев (1961 г. р.) - советский и российский композитор, исполнитель песен, заслуженный деятель искусств Республики Калмыкия, член Союза композиторов РФ,

президент Международной Ассоциации монгольских композиторов, председатель художественного совета Союза композиторов и ком-позиторов-мелодистов Республики Калмыкия. Автор проекта «Международный фестиваль современной музыки монголоязычных народов „Пентатоника"».

6 Посвящается 70-летию депортации калмыцкого народа (1943-2013).

Г. А. Манджиева (1990 г. р.) - российский композитор, выпускница композиторского факультета СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова.

7 Можно констатировать некоторую тематическую и стилевую близость с музыкой Д. Шостаковича: трагедийность концепции, элементы

монологичности, сочетание приемов монодий-ного и полифонического письма и т. д.

8 Композитор относится к поколению, рожденно-

му вскоре после возвращения из Сибири, а потому рассказы и воспоминания старших родственников о депортации были для него очень близки и понятны. Отсюда возникает отождествление героя симфонии и ее автора.

9 «Хадрис!» - подбадривающее восклицание зрителей во время народного танца.

10 Классификация знаков Ч. Пирса (1839-1914): знаки-иконы (изобразительные), знаки-индек-сы (воспроизводят часть предмета, дают причину или следствие предмета) и знаки-символы (более многозначные и сложные знаки).

Литература

1.Батагова Т. Художественная картина мира в творчестве осетинских композиторов: дис. ... докт. иск.: 07.00.02: / Батагова Татьяна Эльб-русовна. - М., 2012. - 307 с.

2.Маслова В. Введение в когнитивную лингвистику: учеб. пособие для филологов. - М.: Флинта, 2011. - 296 с.

3. Сто калмыцких народных песен. / Сост. Цеби-ков Л. - Элиста: калмыцкое книжн. изд-во, 1991. - 128 с.

4. Хайдеггер М. Время картины мира // Время и бытие: статьи и выступления - М.: Республика, 1993. - С. 41-63.

5. Холопова В. Икон. Индекс. Символ // Муз. академия. - 1997. - № 4. - С. 159-162.

References

1. Batagova T. Hudozhestvennaya kartina mira v tvorchestve osetinskih kompositorov: dis. ... dokt. isk.: 07.00.02: Batagova Tatyana Elbrusovna [Artistic picture of the world in the creation of Ossetian composers: thesis of the Doctor of Arts: 07.00.02:/Batagova Tatyana Elbrusovna]. Moscow, 2012. 307 p.

2. Maslova V. Vvedenie v kognitivnuyu linguistiku: ucheb.posobiye dlya filologov [Introduction to cognitive linguistics: textbook for philologists]. Moscow: Flinta, 296 p.

3. Sto kalmytskih narodnyh pesen [One hundred Kalmyk folk songs]. Compiler Tsebikov L., Elista: Kalmyk Book Publishers, 1991, 128 p.

4. Haidegger M. Vremya kartini mira. Vremya I bitie: statyi I vistupleniya [The time of the world picture. Time and being: articles and speeches]. Moscow: Republic, 1993, pp. 41-63.

5. Holopova V. Ikon. Indeks. Simvol. Musikalnaya academia [Icon. Index. Symbol: Music academy]. 1997, no. 4, pp.159-162.

Сибирская тема и концепт «Сибирь» в творчестве калмыцких композиторов Статья посвящается рассмотрению некоторых вопросов когнитивистики (таких как музыкальная «национальная картина мира») на примере истории одного из музыкальных концептов. Концепт «Сибирь» и связанная с ним сибирская ссылка стали важнейшей темой современной калмыцкой музыки, частью музыкальной картины мира калмыков. Изначально возникнув в народной музыке, концепт «Сибирь» актуален для творчества композито-

Siberian theme and concept 'Siberia' in the

creation of Kalmyk composers The article is devoted to the consideration of some questions of cognitive science (such as musical «national picture of the world») on the example of the history of one of the musical concepts. Concept 'Siberia' and the related Siberian exile became the most important theme of modern Kalmyk music, the part of the musical picture of the world of Kalmyks. Concept 'Siberia', first developed from the Kalmyk folk music, is relevant for the creation

ров 3-х поколений: П. О. Чонкушов - старшее, А. Н. Манджиев - среднее, Г. А. Манд-жиева - молодое. Воплощаясь в музыкальных знаках разного вида: иконах, индексах, символах, он прочно занял свое место в музыкальной картине мира как отпечаток сибирской трагедии калмыков.

Ключевые слова: концепт, национальная картина мира, калмыцкая композиторская школа, сибирская ссылка калмыков, П. О. Чонкушов, музыкальные знаки.

of composers of three generations: senior (P. O. Chonkushov), middle (A. N. Mandgiyev), junior (G. A.Mandgiyeva). Embodied in the various types of musical signs: icons, indexes, symbols, it firmly took its place in the musical world as a picture print of Siberian tragedy of Kalmyks.

Keywords: concept, national picture of the world, Kalmyk composing school, Siberian exile of Kalmyks, P. O. Chonkushov, musical signs.

Тюмбеева Гиляна Эрдмтаевна - преподава- Gilyana Tumbeyeva - teacher at the

тель Элистинского колледжа ис- Chonkushov College of Art.

кусств им. П. О. Чонкушова. E-mail: gilyana.tiumbeeva@yandex.ru E-mail: gilyana.tiumbeeva@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.