2017. Т. 21. С. 37-43
Серия «История»
Иркутского государственного университета
И З В Е С Т И Я
Онлайн-доступ к журналу: http://izvestia_hist.isu.ru/ru/index.html
УДК 005.55(57):94(574+47)
Сибирская администрация и казахи (20-е гг. XIX в. - 20-е гг. XX в.)
Ж. А. Ермекбай
Казахстанский филиал МГУ им. М. В. Ломоносова, г. Астана
Аннотация. На примере административного управления метрополии одной из национальных окраин, вошедших в состав Российской империи, можно проследить политическую, административную, экономическую и культурную связь Сибири и Казахского края в 20-х гг. Х1Х в. и в начале ХХ в. В результате революционных событий 1917 г. и образования казахского советского автономного субъекта в составе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики прослеживается размежевание территорий между Западной Сибирью и Казахстаном в начале 20-х гг. ХХ столетия.
Ключевые слова: «Устав о сибирских киргизах», Западно-Сибирское генерал-губернаторство, Степное генерал-губернаторство, Сибревком, Кирревком.
Известный государственный деятель России сибирский генерал-губернатор граф М. М. Сперанский в 1819-1822 гг. реформировал управление Сибирью, разделив ее на Западное и Восточное генерал-губернаторства. В Западную Сибирь с центром в Тобольске, а затем с 1839 г. в Омске, вошли Тобольская, Томская, Омская области и земли казахов Среднего и части Старшего жузов, которые получила название «Область сибирских киргизов». Для управления кочевьями казахов, которые вошли под контроль Западно-Сибирского генерал-губернаторства, М. М. Сперанским был разработан специальный «Устав о сибирских киргизах», утвержденный в 1822 г.
Согласно «Уставу о сибирских киргизах» (в XIX в. - в начале XX в. в делопроизводстве и российской историографии казахов называли киргиз-кайсаки или киргизы, только в 1925 г. вернули историческое самоназвание «казахи») территория казахов была разделена на округа, а округа делились на волости, волости на аулы. В округ входило от 15 до 20 волостей, в волость от 10 до 12 аулов, в аул от 50 до 70 кибиток [5, с. 400]. При создании округов за основу брали зимние кочевья. Во главе округов стояли окружные приказы, а управлял округом старший султан, который избирался из среды потомков чингидов на три года. По «Уставу» 1822 г. «§ 51. Старший султан имеет быть везде признаваем и почитаем в чине майора российской службы <... > §52. Даже и после срочной смены старший султан считается в числе почетнейших султанов и, ежели прослужит три срока, имеет право просить диплом на достойнство дворянина Российской империи...» [5,
с. 400].
Волостями управляли волостные султаны, которые подчинялись окружному приказу. Аулы возглавляли аульные старшины, избиравшиеся жителями аулов раз в три года и утверждавшиеся окружным приказом. Аульные старшины подчинялись волостным султанам. Ханская власть в степи была отменена. По мнению сибирских ученых, «созданная по инициативе Сперанского в 1822 г. область сибирских киргизов конечной целью имела усиление военно-стратегического присутствия России в степном крае» [3].
Несомненно, введению новой структуры управления казахскими кочевьями способствовала смерть в 1817 г. хана Бокея, а в 1819 г. хана Среднего жуза Уали. Таким образом, воспользовавшись ситуацией, российские власти решили отменить ханскую власть и впредь не назначать нового хана, тем самым приблизить контроль казахских кочевий к внутренней административной системе управления.
Для улучшения управления новыми территориями была образована Омская область в составе Западно-Сибирского генерал-губернаторства. В составе Омской области казахи проживали в аулах, которые объединялись в волости, а волости в свою очередь составляли округа. При этом подразделялись как внутренние, так и внешние округа. Во внутренние округа входило в основном русскоязычное население, а во внешние округа - кочевья казахов. Округа создавались по территориальному принципу административного управления, хотя ради справедливости следует отметить, что учитывалась традиционная родовая структура казахов, кочевья которых проходили уже вне новообразованных округов. Само окружное управление, или приказ, включало в себя старшего султана и заседателей - двое от русских и двое от казахского населения. Заседатели выбирались из населения и утверждались областным руководством.
Содержание «Устава о сибирских киргизах» свидетельствует о ликвидации ханской власти в Среднем жузе и включении казахских земель в состав Российской империи. Эти земли находились до февраля 1917 г. в составе Западно-Сибирского, а затем Степного генерал-губернаторства. Управление казахскими землями, которые были объявлены государственными, велось через внешние округа. В 1824 г. были образованы первый Каркаралин-ский и Кокчетавский приказы, а в 1832 г. создан Акмолинский окружной приказ. Приказы стали опорными пунктами в колонизации новых земель.
В 1836 г. в Омской области насчитывалось семь внешних округов -Кокчетавский, Каркаралинский, Аягузский, Акмолинский, Баян-Аульский, Учбулакский, Аман-Карагайский. По национальному составу во внутренних округах русских было 89,84 %, казахов - 9,71 %, а во внешних округах казахов - 99,41 %, а русских - 0,58 % [6, с. 12].
Царская администрация распространяла среди казахов и новую систему суда на основе общеимперских законов. Однако сохранился национальный традиционный суд биев на уровне аулов по маловажным исковым делам, не касающимся уголовных дел типа грабежа, государственной измены, неповиновения власти, которые рассматривались на основе общеимперских законов [5, с. 416-417].
По «Уставу о сибирских киргизах» были определены «сборы и повинности» с казахского населения. Согласно «Уставу»: «§ 128. Каждый округ, со дня введения в оный нового распорядка, пользуется пятилетней льготой от всех податей <... > § 134. По окончании льготного времени сбирать с киргизов ежегодно ясак скотом со ста голов одну, с верблюдов ясак не собирается» [1, с. 410-411]. Налогообложение казахов устанавливалось делать по волостям один раз в году в летнее время. Устав предписывал создание в каждом округе по две пары лекаря, неподвижные больницы «<...> введению между киргизами предохранительной оспы <...>« [5, с. 418-419].
«Устав о сибирских киргизах» 1822 г. предписывал казахскому населению заниматься хлебопашеством и отводил по 15 десятин земли на человека, тем самым создавая правовые условия к оседлому образу жизни, занятию торговлей и «<...> переходить в другое государственное сословие, селиться внутри империи, вступать в службу и записываться в гильдии, где пожелает, на общих основаниях» [5, с. 414-415, 422].
В целом «Устав о сибирских киргизах» 1822 г., разработанный сибирским генерал-губернатором графом М. М. Сперанским, явился нормативным документом, цель которого заключалась в интеграции казахской степи в имперский мир России. Аналогичный «Устав об управлении инородцев» 1822 г., касающийся бурятов Забайкалья, утвержденный также М. М. Сперанским, по мнению петербуржца И. И. Верняева, «<...> весьма успешно решал одновременно две задачи: с одной стороны, имперской интеграции «инородцев», с другой - сохранения их относительной автономии в образе жизни и социокультурной сфере» [2, с. 161]. Таким образом, оба устава преследовали цель постепенной интеграции новых территорий Азиатской России в общеимперскую управленческую систему и кодификации внутренней жизни инородцев в соответствии с гражданским кодексом населения внутренних губерний империи.
По мере административного и экономического освоения Казахского края в 1838 г. было создано «Пограничное управление сибирскими киргизами» и узаконено «Положение об отдельном управлении сибирскими киргизами». Эти нововведения должны были централизовать управление над казахским населением, находящимся под контролем сибирской администрации.
21 октября 1868 г. император Александр II подписал «Временное положение об управлении в степных областях Оренбургского и ЗападноСибирского генерал-губернаторства», согласно которому в ЗападноСибирское генерал-губернаторство вошли Акмолинская и Семипалатинская области. В одном из дореволюционных изданий отмечено: «Устав о сибирских киргизах», которым определялась жизнь этой окраины до того, был отменен и было введено новое «Временное положение об управлении в степных областях» <...> киргизские (казахские. - Ж. А.) земли признаны государственной собственностью, предоставленной киргизам (казахам. -Ж. Е.) лишь в общественное пользование, а в управлении введены значительные перемены. Султанская власть и окружные приказы упразднены; киргизам предоставлено народное управление (выборными из своей среды);
ясачная подать заменена кибиточным сбором и введены различные другие реформы» [7, с. 175].
В 1882 г. было образовано Степное генерал-губернаторство с центром в г. Омске в составе Акмолинской, Семипалатинской и до 1898 г. Семире-ченской области во главе с военными губернаторами, которым предоставлялось военное и гражданское управление в вверенных им областях [7, с. 176]. Степное генерал-губернаторство (неофициальное название - «Степной край») просуществовало до февраля 1917 г. и контролировало значительную часть территории Казахстана, так называемой Азиатской России.
События 1917 г. внесли свои коррективы. До революционных событий 1917 г. часть казахских земель оставалась в составе Омской губернии. После 1917 г. в ходе Гражданской войны и военной интервенции казахские земли в составе Акмолинской и Семипалатинской губерний временно находились в подчинении Сибирского революционного комитета, что поставило на повестку дня проблему объединения казахских земель.
Решение вопроса об объединении казахских земель, находившихся в составе разных губерний, ускорилось с выходом декрета ВЦИК и СНК РСФСР «Об образовании Киргизской (Казахской. - Ж. Е.) Советской Автономной Социалистической Республики» в составе РСФСР от 26 августа 1920 г. Молодая Советская Автономная республика энергично начала делать шаги по собиранию земель, расположенных по периметру границы с Сибирью.
В 1921 г. произошло размежевание территорий на западе и севере Казахстана и Западной Сибири. В состав КАССР были включены в прежних административных границах области Степного генерал-губернаторства: Семипалатинская (уезды Павлодарский, Семипалатинский, Усть-Каменогорский, Зайсанский, Каркаралинский); Акмолинская (Атбасарский, Акмолинский, Кокчетавский, Петропавловский и часть Омского уезда). Вопрос о том, какая часть Омского уезда должна отойти к КАССР, решался Сибревкомом и президиумом КазЦИК. Следует отметить, что с образованием Казахской АССР эти территории были включены в состав Казахстана. Однако переход указанных земель в состав Казахской АССР произошел не сразу.
Еще 10 июля 1919 г. глава советского правительства В. И. Ленин подписал декрет о революционном комитете по управлению Киргизским (Казахским. - Ж. Е.) краем. Кирревком (Казревком. - Ж. Е.) учреждался как высшее военно-гражданское управление краем, в ведении которого находились казахские территории Астраханской губернии и области: Уральская, Тургайская, Акмолинская, Семипалатинская.
В целях объединения исконно казахских земель в одну республику при Кирревкоме была образована специальная комиссия, которая занималась определением границ будущей республики. Территориальный вопрос вызвал горячие споры. Среди деятелей Сибревкома были противники присоединения к Казахстану Акмолинской и Семипалатинской областей. Другие же требовали включения в состав республики не только казахских земель, но и Омской области, большей части Средней Азии, Барнаульского уезда, Алтайского края и т. д.
Размежевание земель между Кирревкомом и Сибревкомом и определение границ молодой Казахской автономной республики происходило в сложной обстановке. После переговоров по установлению границ между Сибирью и Казахстаном 1 октября 1921 г. из Омского уезда Омской губернии были переданы 15 волостей в состав КАССР. Из Тюменской губернии в 1921-1922 гг. в состав Петропавловского уезда Акмолинской губернии КАССР переданы Бугровская, Сумская, Красноярская, Калобинская, Соколовская и Беловская волости Ишимского уезда [8, с. 18-19].
Еще 14 октября 1920 г. при Сибревкоме в Омске было создано представительство КАССР для решения вопроса о передачи Акмолинской и Семипалатинской областей в состав Казахстана. 16 февраля 1921 г. была создана Чрезвычайная полномочная комиссия КирЦИКа (КазЦИК. - Ж. А.) по приему губерний в состав КАССР, которая работала до 10 января 1923 г.
17 января 1921 г. постановлением ВЦИК от 17 января 1921 г. из Омской губернии были переданы Акмолинский, Атбасарский, Кокчетавский и Петропавловский уезды, образовавшие новую Акмолинскую губернию. 10 июня 1921 г. Постановлением ВЦИК установлена граница между автономной Киргизской ССР (Казахской. - Ж. Е.) и Сибирью по Омскому уезду Омской губернии (станция Исилькуль была оставлена на территории Киргизской АССР). В том же году Казахстану возвратили земли 10-верстной полосы по реке Иртышу, принадлежавшие сибирскому казачеству.
В ходе переговоров между сибиряками и представителями Казахской республики 1 октября 1921 г. 15 волостей Омского уезда Омской губернии были переданы в Киргизскую АССР. 12 января 1922 г. постановлением ВЦИК станция Исилькуль (по границе между Сибирью и Киргизской АССР по Омскому уезду Омской губернии) оставлена в пределах Сибири.
Переговоры между представителями Сибревкома и Казахской республики проходили в условиях, когда каждая сторона отстаивала свои интересы. В начале февраля 1921 г. представитель КАССР А. Айтиев сообщал в ЦИК КАССР о том, что сибиряки стремились оставить в пределах Сибрев-кома ряд районов Омского уезда, но благодаря поддержке Москвы был положен принцип «избегать разрушения исторически сложившегося хозяйственно-экономического взаимоотношения между скотоводческим и земледельческим хозяйствами... » [1, с. 139].
Таким образом, в начале 20-х гг. ХХ столетия к Казахской автономной республике отошли ряд территорий из сибирских губерний. В Семипалатинскую губернию были переданы восемь волостей Змеиногорского уезда Алтайской губернии, которые составили Бухтарминский уезд этой губернии. В состав Усть-Каменогорского и Семипалатинского уездов Семипалатинской губернии были включены волости Змеиногорского уезда Алтайской губернии, а в ноябре 1921 г. Угловская, Лаптевская, Локтевская, Алексеевская волости были переданы обратно в состав Змеиногорского уезда Алтайской губернии [8, с. 18].
Вопрос о границах между Сибирью и Казахстаном в 1920-1922 гг. постоянно был в поле зрения В. И. Ленина как главы советского правитель-
ства. Благодаря поддержке В. И. Ленина Казахской автономной республике удалось решить в свою пользу ряд спорных территориальных вопросов. Непосредственное участие в работе по установлению новых границ принимали видные казахские деятели А. Букейханов, А. Байтурсынов, А. Ермеков, М. Сералин и др., защищавшие интересы своей республики, впоследствии в 30-х гг. репрессированные как «враги народа».
Таким образом, значительная территория (северо-восточные, центральные и часть южных земель Казахстана) со времени ее вхождения в состав Российской империи, т. е. с 20-х гг. XIX в., вплоть до февральских событий 1917 г. находилась под контролем сибирской администрации. По словам русского историка В. О. Ключевского, «история России есть история страны, которая колонизируется. Область колонизации в ней расширялась вместе с государственной ее территорией» [4, с. 50]. Эти слова можно соотнести с историческими событиями, касающимися Казахстана и Западной Сибири на протяжении ста лет, когда происходила инкорпорация казахов в общеимперский конструкт, сопровождавшаяся организацией нового административно-территориального управления и усилением царской власти в степи, а также относительной автономией внутренней жизни местного населения, ставшего в целом объектом реализации имперских интересов.
Список литературы
1. Аманжолова Д. Казахская автономия: от замысла националов к самоопределению по-советски. Т. 21. Hokkaido University // Acta Slavica Iaponica. - 2004. -С. 115-143.
2. Верняев И. И. Бурятское общество и сибирский генерал-губернатор Михаил Сперанский // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. История. - 2017. - Т. 62, вып. 1. -С. 148-163.
3. Дамешек Л. М. Сибирские реформы М. М. Сперанского: опыт административного регулирования интересов центра и региона / Л. М. Дамешек, И. Л. Дамешек, Т. А. Перцева. - Иркутск : Изд-во ИГУ, 2017. - 339 с.
4. Ключевский В. О. Сочинения. В 9 т. Т. 1. Курс русской истории / В. О. Ключевский. - М. : Мысль, 1987. - Ч. 1. - 430 с.
5. Левшин А. И. Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и степей / А. И. Левшин ; под общ. ред. М. К. Козыбаева. - Алматы : Санат, 1996. - 656 с.
6. Ремнев А. В. История образования Омской области // Степной край: зона взаимодействия русского и казахского народов (XVIII-XX вв.) : тез. докл. и сообщений Междунар. науч. конф., посвящ. 175-летию образования Омск. обл. - Омск : Омск. гос. ун-т, 1998. - С. 6-14.
7. Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Настольная и дорожная книга для русских людей. Т. 18. Киргизский край. - СПб. : [б. и.], 1903. -479 с.
8. Справочник по административно-территориальному делению Казахстана (август 1920 - декабрь 1936). - Алма-Ата : [б. и.], 1959. - 285 с.
Siberian Administration and the Kazakhs
(20-s of the XIXth Century - 20-s of the XXth Century)
Zh. A. Yermekbay
Kazakhstan Branch of Lomonosov Moscow State University, Astana
Abstract. On the example of the administrative management of the capital city of one of the national marginal territories of the Russian Empire, the author examines political, administrative, economic and cultural relations between Siberia and the Kazakh territory at the turn of the 20-s of the XIXth century and the early XXth century.
Revolutionary events of 1917 and the formation of the Kazakh Soviet Autonomous Territorial Entity in the Russian Socialist Federative Soviet Republic resulted in the division of territories between Western Siberia and Kazakhstan in the early 20-s of the XXth century.
Keywords: Regulation on the Siberian Kirghiz, West-Siberian governorate general, Steppe governorate general, Sibirean revolutionary commettee, Military revolutionary committee on government of Kirghiz territory.
Ермекбай Жарас Акишевич
доктор исторических наук, профессор, кафедра социальных и гуманитарных дисциплин
Казахстанский филиал МГУ им. М. В. Ломоносова 010010, Казахстан, Астана, ул. Кажимукана, д. 11 тел.: 8(701) 471-31-19 e-mail: ermekjaras@mail.ru
Yermekbay Zharas Akishevich
Doctor of Sciences (History), Professor, Department of Social and Humanitarian Sciences
Kazakhstan Branch of Lomonosov Moscow State University 11, Kazhimukan st., Astana, Kazakhstan, 010010
tel.: 8(701) 471-31-19 e-mail: ermekjaras@mail.ru