СИБАРХИВ: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ*
Принята к публикации 24.09.2018
Становление и деятельность органа управления архивным делом Новосибирской области неразрывно связаны с историей Сибирского архивного управления (Сибархива).
Основополагающий документ советского архивного строительства — ленинский декрет «О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР» — появился на свет, когда в Сибири шла вооруженная борьба с поднявшими контрреволюционный мятеж чешскими легионами и белогвардейцами. Именно из-за этого архивное строительство в Сибири началось на полтора-два года позже, чем в центре республики. Руководивший архивным строительством в Сибири с июля 1920 г. В. Д. Вегман писал: «Реформа архивного дела коснулась Сибири лишь в феврале-марте 1920 года. Тогда же было учреждено Сибирское Архивное Управление (Сибархив), которому было поручено организовать губернские архивы, поставить архивное дело и руководить им на территории всей Сибири в ее дореволюционных географических границах». Сам Си-бархив находился в это время в Омске.
Первая и главная обязанность Сибархива заключалась тогда в спасении от гибели и хищения рассеянных по Сибири, на территории от Зауралья до Енисея, политических и военных архивов свергнутого колчаковского правительства и в переотправке этих архивов в центр. Одновременно проводилась и организационная работа, а равно работа по концентрации и учету архивов, по спасению от гибели так называемых беспризорных архивов и по отборке макулатуры.
Помимо архивных материалов Сибархив брал под контроль печатные издания. В. Д. Вег-ман поставил дело так, что в условиях бумажного голода, неимоверно плохой связи сумели собрать почти все газеты и журналы Западной Сибири начиная с 1920 г. Поэтому ныне хранящийся в Государственном архиве Новосибирской области газетный фонд первых лет советской власти намного богаче, чем подобный в Государственной библиотеке им. В. И. Ленина в Москве.
В вопросе создания Новониколаевского гу-бархива есть и «темные» места. В письме Сибар-хива от 2 мая 1921 г. заведующему Томским губернским управлением по архивным делам
ISSN 2412-8945. Развитие территорий. 2018. № 2 (12).
* Информация подготовлена по материалам фондов МКУ ГАНО.
Н. Н. Бакаю говорится, что Ново-Николаевский губархив был открыт в апреле 1920 г. и его первым заведующим был назначен Адриан Васильевич Веденяпин. Спустя четыре месяца Сибархив направляет письмо в Новониколаевский губиспол-ком: «Ввиду выделения части Томской губернии в самостоятельную Новониколаевскую и ввиду необходимости в связи с этим учреждения Новониколаевского губернского управления архивным делом Сибархив просит вас рекомендовать кого-либо на должность заведующего Губархивом». При этом имеются документальные свидетельства того, что Новониколаевский губархив уже существует и концентрирует у себя архивные документы (2 февраля 1920 г. Сибархив дает разрешение губархиву выделить старые дела 29-й стрелковой дивизии для канцелярских нужд).
Положение о губернских архивных бюро 1922 г. устанавливает новый порядок их финансирования — через губисполкомы, перевод кредитов из Центрархива прекращается. Наладить финансирование удается не сразу, и начальник Сибирского областного управления архивным делом В. Д. Вегман в статье «Архивы и архивное дело» констатирует: «С перенесением в 1921 году центра Сибкрая из г. Омска в г. Ново-Сибирск деятельность Сибархива начинает замирать, и он продолжает существовать лишь номинально. Так продолжалось до декабря 1925 года. Губернские архивы в это время работали без всякого руководства и по своему усмотрению».
Комплектование архивов шло в основном советскими материалами. Показательно распоряжение Новониколаевского губисполкома от 8 декабря 1922 г., в котором все отделы, уездные и волостные исполкомы Советов обязуются сдать в губархив все дела за 1920—1921 гг., «а также архивные дела за старые годы, если таковые сохранились». В 1922—1924 гг. комплектование губархивов шло в большинстве за счет поступлений материалов от действующих учреждений. Основной формой работы стала научно-техническая обработка собранных материалов: группировка по фондам; выделение в макулатуру дел, утративших практическую ценность и не представляющих интереса для истории; составление описей и т. д.
Несмотря на все сложности, сеть органов управления архивным делом продолжала развиваться. Их основной целью была помощь райисполкомам в организации районных архивов.
В переписке с Центррайархивом «Об организации районных архивов» В. Д. Вегман писал: «...в каждом районе должен быть создан районный архивный орган, чтобы следить за правильной постановкой архива. собирать архивы, когда истек срок хранения на месте. хранить их в надежном приспособленном помещении и следить за тем, чтобы архивные материалы и документы никем не уничтожались. Надо, поэтому, создать специальный орган — Районный архив, всецело ответственный перед Районным исполкомом и перед Краевым архивным бюро за постановку архивной работы в районе. Необходимо поставить дело так, чтобы Районный Архив, собирая и систематизируя материалы, смог быстро выдать требуемую справку и отыскать для заинтересованного учреждения нужные материалы.».
В 1930 г. в ходе административно-территориального переустройства Сибири — разделения Сибирского края на Восточно-Сибирский и Западно-Сибирский Сибархив реорганизуется в Западно-Сибирское краевое архивное бюро, которое 11 февраля 1932 г. переименовывается в Западно-Сибирское краевое архивное управление. С разделением в сентябре 1937 г. региона на Алтайский край и Новосибирскую область Западно-Сибирское краевое архивное управление реорганизуется в Новосибирское областное архивное управление (1937—1939 гг.).
22 марта 1934 г. Западно-Сибирский краевой комитет ВКП (б) командировал в распоряжение Запсибкрайархива Михаила Евдокимовича Горохова, который был назначен заместителем заведующего Западно-Сибирским краевым архивным управлением, а с 1940 г. по 1949 г. был начальником архивного отдела УВД по Новосибирской области.
Передача архивных органов в систему НКВД и Великая Отечественная война наложили свой отпечаток на деятельность архивного отдела. В докладе М. Е. Горохова «О работе отдела Государственных Архивов УНКВД по Новосибирской области за 1942 год» есть тому ясное подтверждение: «.Обстоятельства военного времени вызвали целый ряд трудностей. это и многократные сплошные переброски и уплотнения архивов, в результате которых уже упорядоченные обработанные архивы вследствие спешных перебросок приводились опять в хаотическое состояние.». В связи с этим основное внимание уделялось организации работы по концентрации документальных материалов, разработке проектов решений для райисполкомов, которыми следовало «.обязать руководителей районных сельскохозяйственных учреждений, директоров совхозов, МТС и председателей колхозов упорядочить свои архивы и с просроченными сроками хранения сдать их в районные Госархивы». Следует отметить, что наряду с тем, что архивный отдел контролировал архивы 419 предприятий и учреждений, находящихся в г. Новосибирске, он взял на учет 27 архивов предприятий и учреждений, эвакуированных из прифронтовой полосы, и ока-
зывал им помощь в выделении помещений и упорядочении документов. Кроме того, отдел занимался специфическим использованием документов в оперативных целях: вел «разработку» фондов. В докладе в НКВД СССР помощника начальника УНКВД по Новосибирской области старшего лейтенанта государственной безопасности Корнильева от 25 февраля 1943 г. говорится: «За последние 2 года Отделом госархивов по запросам оперативных отделов УНКВД разных областей и прокуратуры изготовлено и выдано более 10 000 архивных справок, подтверждающих участие лиц в контрреволюционных действиях и принадлежность к непролетарскому элементу. Архивные справки оперативным отделом изготовляются и выдаются в кратчайший срок, не позднее 48 часов».
В условиях военного времени отдел работает при остром дефиците кадров. «Сотрудники отдела и госархива работают непосредственно в хранилищах. Отдельные сотрудники, работающие длительный срок в сырых неотапливаемых помещениях, страдают туберкулезом и часто болеют» — свидетельствует докладная записка о результатах обследования за 1944 г.
В 1946 г. заканчивается формирование подведомственной архивному отделу сети архивных учреждений области, в состав которой вошли областной государственный архив, Новосибирский и Бердский городские и 29 районных архивов. Тогда же в связи с преобразованием народных комиссариатов в министерства архивный отдел УНКВД был переименован в архивный отдел УМВД по Новосибирской области.
В архивное дело возвращается перспективное планирование, составляется пятилетний план по комплектованию государственных архивов на 1946—1950 гг. Вступают в действие Правила учета документальных материалов в госархивах, и в 1947—1948 гг. отдел организует проверку наличия фондов областного и районных архивов.
В 1950 г. архивный отдел возобновляет прерванные войной ходатайства по инстанциям об ассигновании средств на постройку нового областного архивохранилища.
В марте 1953 г. начальником архивного отдела назначается Надежда Дмитриевна Верто-градская.
В феврале 1956 г. было принято постановление Совета Министров СССР «О мерах по упорядочению режима хранения и лучшему использованию архивных материалов министерств и ведомств», определившее основные задачи советских архивистов как в вопросах обеспечения сохранности, так и в вопросах использования архивных материалов. И вплоть до 1960 г. все силы сотрудников архивного отдела были направлены на выполнение поставленных задач и приведение в систему работы с районными и ведомственными архивами.
В 1960 г. архивный отдел Новосибирского облисполкома возглавила Анна Николаевна Ко-зионова: до марта 1987 г. — заведующая архив-
ным отделом Новосибирского облисполкома и с 1970 г. — первый председатель Зонального научно-методического Совета архивных органов и учреждений Сибири.
В 1960-х гг. в архивном деле проходит ряд реформ. На основании решения, принятого исполнительным комитетом Новосибирского областного Совета депутатов трудящихся от 19 декабря 1961 г., управление архивным делом перешло в ведение Новосибирского облисполкома, а органом управления стал Архивный отдел.
Приоритет в работе с ведомственными архивами переносится на отбор документов для постоянного хранения в государственных архивах и использование документальных материалов в агитационно-пропагандистских целях. Тогда же впервые архивным отделом проводится общественный смотр состояния районных и ведомственных архивов, не потерявший свою актуальность и значимость по сей день.
Для подготовки документов ведомственных архивов к приему на государственное хранение в 1965 г. создается хозрасчетный отдел. В новой структуре областного архива образован отдел ведомственных архивов, которому в 1967 г. архивный отдел и делегирует эту работу.
Значительно активизируется публикационная работа. Архивный отдел становится координационным центром подготовки регионального сборника документов «Индустриализация Западной Сибири», организует выявление документов для сборника «История коллективизации Западной Сибири».
В 1970 г. в соответствии с приказом начальника главного архивного управления при Совете Министров СССР от 13 марта 1970 г. № 37 архивный отдел Новосибирского облисполкома становится базовым архивным органом Научно-методического совета, координирующим деятельность архивных органов и учреждений Сибири, и центром организации межрегионального сотрудничества.
Наряду с совершенствованием учета и научно-справочного аппарата, методическим обеспечением работы по комплектованию и использованию документов государственных архивов архивный отдел решает глобальную задачу — создает материально-техническую базу, гарантирующую сохранность документов. Идет строительство восьмиэтажного здания областного архива по ул. Свердлова, 16, районные архивы переводят в каменные здания, деревянные стеллажи меняют на металлические, архивы оснащают охранно-пожарной сигнализацией. Перевод районных архивов в каменные здания был завершен в 1989 г., что констатирует совместное постановление коллегии архивного отдела и Президиума обкома профсоюза работников госучреждений от 10 января 1989 г. «Об участии архивных учреждений области во Всероссийском социалистическом соревновании».
Планомерно совершенствуется система управления, в ней появляются коллегиальные
начала. Так, решением облисполкома от 11 апреля 1985 г. № 369 создаются коллегия архивного отдела и дирекция областного архива.
В марте 1987 г. заведующей архивным отделом назначена Галина Андреевна Спицына, с сентября 1991 г. по январь 1998 г. она была председателем комитета государственной архивной службы администрации Новосибирской области. «Опробовать новое, поделиться опытом с коллегами» — под этим девизом архивный отдел строит свою работу в конце восьмидесятых, на смене эпох нашей истории.
Веяния перестройки и демократизации оказывают влияние и на архивное дело: впервые особую значимость приобретают методы материального стимулирования труда, улучшение материальных и социальных условий коллектива. Постановлением Президиума коллегии Главархива РСФСР и Президиума ЦК профсоюза работников государственных учреждений от 30 января 1990 г. коллектив архивных учреждений Новосибирской области был признан победителем во Всероссийском социалистическом соревновании за 1989 г. и получил переходящее Красное знамя Главархива РСФСР и ЦК профсоюза работников государственных учреждений.
Бурные изменения в политической и экономической жизни страны наложили свой отпечаток на деятельность архивной службы области, потребовали организационных изменений. На основании Указа Президента от 24 августа 1991 г. «О партийных архивах» архивный отдел принял в свою структуру партийный архив Новосибирского обкома КПСС. Поиск новых методов и форм работы завершился слиянием двух архивов в единый Государственный архив Новосибирской области и реорганизацией архивного отдела облисполкома в комитет государственной архивной службы (решение облисполкома от 26 сентября 1991 г. № 302). Председатель комитета одновременно стал исполнять функции директора объединенного областного архива, бывшие руководители государственного и партийного архивов были назначены его заместителями. Такая структура комитета действовала около года.
В конце ноября того же года облисполком был упразднен, создана администрация области, в составе которой образован комитет государственной архивной службы администрации Новосибирской области.
С принятием постановления главы администрации области от 2 августа 1993 г. № 183 «О создании в городах и районах области архивов документов по личному составу» удалось поставить заслон утрате документов в ходе экономических реформ. Введение специальных штатных единиц для работы с документами по личному составу позволило комитету решить еще одну проблему районных архивов — ускорить исполнение многократно увеличенного реформами потока социально-правовых запросов граждан.
Важнейшим итогом 1994 г. явилось принятие областным Советом депутатов (решением сессии
от 23 декабря) закона «Об Архивном фонде Новосибирской области и архивах». Закон отразил особенности организации архивного дела в области. Опираясь на него, комитет приступил к реформированию районного звена архивной службы — преобразованию районных и городских архивов в архивные отделы администраций с архивохранилищами. Процесс длился в течение 1995—1996 гг., но завершился лишь при реорганизации структуры органов исполнительной власти. Постановлением главы администрации области от 20 января 1997 г. № 25 «О территориальных администрациях» в районах области и городах Бердске и Оби созданы отделы архивной службы территориальных администраций со штатом из начальника отдела и архивариуса.
В феврале 1998 г. председателем комитета государственной архивной службы Новосибирской области назначен Владимир Владимирович Моисеев. В это же время начинается серьезная работа по совершенствованию нормативно-правовой базы комитета и областного архива, внедрение передовых технологий в архивное дело Новосибирской области. В августе 1998 г. комитет принят в члены Международного совета архивов при ЮНЕСКО. По итогам работы за 1998 г. комитет государственной архивной службы администрации Новосибирской области награжден Почетной грамотой Федеральной архивной службы России.
С апреля 1999 г. комитет приступил к публикации информационно-методического бюллетеня «Новосибирский архивный вестник», который включил в себя методические и правовые основы архивного дела, решения и материалы коллегий, показатели основных направлений и результатов деятельности.
С 2001 по 2003 г. комитет активно работает над совершенствованием нормативно-правовой и методической базы, проводится комплекс мероприятий по оснащению компьютерным и копировальным оборудованием. Делается акцент на организации кураторской помощи, формировании и обучении кадрового состава районных отделов архивной службы.
В 2004 г. комитет государственной архивной службы администрации Новосибирской области переименован в управление Государственной архивной службы Новосибирской области (ГАС НСО). В это же время начала формироваться современная структура архивной службы области. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для реализации полномочий органов местного самоуправления по формированию и содержанию архивов муниципальных районов в структуре всех администраций районов были созданы отделы архивной службы с хранилищами организационно-распорядительных документов и документов по личному составу. В центре внимания как руководителей архивной службы Новосибирской области, так и большин-
ства глав администраций городов и районов в этот период находятся вопросы пожарной безопасности. Проводятся мероприятия по повышению безопасности архивных учреждений.
2005 г. стал знаковым для всех архивистов Новосибирской области: 26 сентября 2005 г. принят Областной закон Новосибирской области № 315-ОЗ «Об архивном деле в Новосибирской области». Управлением ГАС НСО активно ведется методическая и организационная работа: утверждены Положение и Регламент Комиссии по рассмотрению результатов розыска необнаруженных дел Архивного фонда Новосибирской области в государственных и муниципальных архивах Новосибирской области, ставшие основой работы по данным направлениям в отделах архивной службы районов и городов области, подготовлены методические рекомендации по работе с источниками комплектования архивных органов.
Совершенствование системы управления и повышение эффективности принимаемых решений, внедрение планов развития архивной отрасли, ориентация на конечные результаты стали принципиальными основами работы Владимира Дмитриевича Попова, ставшего начальником управления ГАС НСО в июле 2008 г.
В рамках реализации распоряжения администрации Новосибирской области от 3 июня 2009 г. № 217-ра «О мерах по развитию архивной отрасли Новосибирской области» в 2010 г. проводились масштабные работы по проведению ремонтов зданий (помещений) 26 муниципальных архивов Новосибирской области. В результате проведенных мероприятий значительно улучшились условия хранения архивных документов, увеличился прирост дополнительных площадей, уменьшилась общая степень загруженности.
Положительный результат в укреплении и развитии материально-технической базы архивов области в рамках реализации в 2010 г. названного распоряжения стал основой для проведения управлением ГАС НСО в 2010—2011 г. инициативной работы по организации перевода архивных органов и учреждений области на программно-целевое финансирование.
В ноябре 2012 г. на должность начальника управления ГАС НСО назначен Константин Владимирович Захаров. С его приходом еще более активизировалась работа по внедрению в архивное дело современных технологий и оборудования.
Одной из стратегических задач для развития и совершенствования архивной отрасли области стали разработка и утверждение управлением ГАС НСО в 2010 г. ведомственной целевой программы «Развитие информационных систем и систем хранения в архивной отрасли Новосибирской области на 2011—2013 годы». Программа представляла собой комплекс мероприятий, направленных на создание условий для расширения доступа и удовлетворения потребностей граждан и организаций в архивной информации за счет модернизации материально-технической
базы Государственного архива Новосибирской области, перехода на современные информационные технологии, которые позволяют автоматизировать отдельные виды деятельности архивистов, в том числе оптимизировать поиск документированной информации.
Благодаря долгосрочной целевой программе «Развитие государственных информационных систем, информационного общества и формирование электронного правительства Новосибирской области на 2012—2016 годы» в 36 архивных органов и учреждений области поступили специализированные планетарные сканеры, комплекты компьютерной техники с программным обеспечением, многофункциональные устройства формата А3. В Государственном архиве Новосибирской области планетарными сканерами формата A1 и А2 укомплектован центр оцифровки, закуплено мультимедийное проекционное оборудование, персональные компьютеры для читальных залов. Также силами сторонних организаций произведена оцифровка наиболее востребованных фондов в объеме более 3 млн страниц.
С 2011 по 2017 г. муниципальными архивами районов и городских округов Новосибирской области проводятся работы по сканированию архивных документов — в результате оцифровано более 200 тыс. единиц хранения. В электронный вид переводятся наиболее востребованные фонды с управленческой документацией и фотодокументами.
С 2012 г. началось комплектование муниципальных архивов аудиовизуальными документами (фото-, фоно-, видеодокументами) на электронных носителях. Среди первых были муниципальные архивы Барабинского, Карасукского, Чановского районов и г. Искитима. На начало 2018 г. на хранении в муниципальных архивах находится более 670 дисков аудиовизуальных документов на электронных носителях, включающих свыше 3 тыс. единиц учета.
К 2013 г. муниципальные архивы полностью перевели в электронный вид существующий научно-справочный аппарат (описи дел постоянного хранения) к фондам.
Полномочия по контролю за соблюдением законодательства об архивном деле на территории Новосибирской области осуществляются управлением ГАС НСО с IV квартала 2009 г. В 2012 г. впервые начата практика по возбуждению дел об административных правонарушениях. За период с 2009 по 2017 г. проведены более 700 плановых и внеплановых проверок, в течение 2012—2016 гг. составлено и направлено в мировой суд почти 200 протоколов об административных правонарушениях. При проведении проверок управлением ГАС НСО выявляются типичные нарушения законодательства Российской Федерации об архивном деле юридическими лицами — наличие больших объемов неупорядоченных документов по личному составу.
Концепцией развития архивной отрасли Новосибирской области определена одна из приори-
тетных задач — формирование электронных ресурсов с размещением их в сети Интернет. Решение данного вопроса управление ГАС НСО видит в совершенствовании и модернизации программного комплекса «Электронный архив НСО».
Указанный программный комплекс разрабатывался и внедрялся поэтапно, а в настоящее время ведется его постоянное усовершенствование и модернизация. Данной системой охвачены 30 отделов архивных служб администраций муниципальных районов, 4 отдела архивной службы администраций городских округов, «Новосибирский городской архив» г. Новосибирска, «Государственный архив Новосибирской области».
«Электронный архив НСО» состоит из 15 модулей, объединенных единым интерфейсом и созданных как для описания, хранения и предоставления пользователям архивной документации, так и для автоматизации внутренней работы сотрудников архивов.
«Электронный архив НСО» в 2014 г. на Всероссийском конкурсе проектов «ПРОФ-Ш» среди 157 проектов из 83 субъектов России получил диплом третьей степени в номинации «ИТ в обеспечении связи государства и общества».
Сегодня «Электронный архив НСО» — это действующая территориально распределенная архивная система, развернутая на 38 серверах, с ядром системы, расположенным в Едином центре обработки данных Правительства Новосибирской области. Реализована интеграция с общероссийским программным комплексом «Архивный фонд». В 2011 г. система занесена в реестр государственных информационных систем Новосибирской области и имеет статус государственной.
Вся информация, загруженная или актуализированная в любом территориально удаленном архиве, становится доступной на сервере ядра системы. Во многом решению данной задачи способствовала организация прямых каналов связи и включение администраций муниципальных районов и городских округов Новосибирской области в единую сеть Правительства Новосибирской области.
Данный программный комплекс помогает исследователям в удаленном режиме знакомиться с описями фондов государственного и муниципальных архивов региона, а также рядом оцифрованных архивных документов.
Веб-версия «Электронного архива НСО», содержащая информацию открытого характера, с июня 2014 г. опубликована в сети Интернет (http://e-archive.nso.ru/). Со сканированными образами документов в хорошем качестве и полном объеме граждане могут ознакомиться в читальных залах Государственного архива Новосибирской области.
Так непрерывно выполняется приоритетная задача — развитие информационных систем архивной отрасли путем перевода наиболее востребованных документов Архивного фонда Новосибирской области в электронную форму, наполнения модулей программного комплекса «Элек-
тронный архив НСО» оцифрованными образами традиционных документов на бумажной основе, фото-, фоно-, видеодокументами.
В целях повышения уровня обслуживания граждан в рамках оказания государственной услуги «Организация информационного обеспечения юридических и физических лиц на основе документов Архивного фонда Новосибирской области и других архивных документов» управлением ГАС НСО заключено соглашение о сотрудничестве с многофункциональным центром организации предоставления государственных и муниципальных услуг Новосибирской области, результатом которого является налаженный электронный канал обмена данными. В настоящее время также реализована возможность получения в электронной форме данной государственной услуги посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг.
В сентябре 2017 г. управлением ГАС НСО разработано ГИС-приложение «Архивная служба НСО. Изучение родословной» для оказания помощи исследователям в составлении родословного древа. ГИС-приложение размещено в государственной информационной системе «Региональ-
ная геоинформационная система Новосибирской области» (РГИС НСО), созданной департаментом информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области. Приложение содержит первоначальную информацию для проведения генеалогического исследования, такую как наименование церкви, ее статус, годы существования, краткую историческую справку. Церкви (приходы) в приложении отображены в соответствии с территориальным принципом с координатной привязкой к местности. Также ГИС-приложение содержит список населенных пунктов, относящихся к церковному приходу, номер фонда, описи и номера дел метрических книг, находящихся на хранении в Государственном архиве Новосибирской области.
Таким образом, управление ГАС НСО и дальше планирует активно продолжать работу по внедрению информационно-коммуникационных технологий в архивную деятельность, что позволит вывести на качественно новый уровень оперативность и доступность получения гражданами и организациями государственных и муниципальных услуг на основе документов Архивного фонда Новосибирской области.