Научная статья на тему 'Шумовые характеристики дискового тормозас плавающей тормозной колодкой'

Шумовые характеристики дискового тормозас плавающей тормозной колодкой Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
47
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ / ПЛАВАЮЩАЯ ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА / СТЕНДОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ / ФРИКЦИОННАЯ ПАРА / АКУСТИЧЕСКАЯ ЭМИССИЯ / СПЕКТР МОЩНОСТИ / DISC BRAKE / FLOATING BRAKE PAD / BENCH TESTS / FRICTION PAIR / ACOUSTIC EMISSION / POWER SPECTRUM

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Войтенко Владимир Афанасьевич

Проведены сравнительные стендовые испытания акустической эмиссии, возникающей в процессе взаимодействия тормозной колодки с тормозным диском для тормозного блока с неподвижной тормозной колодкой и тормозного блока с плавающей тормозной колодкой. Плавающая тормозная колодка в зависимости от условий торможения занимает оптимальное положение на поверхности тормозного диска, совершая при этом движения колебательного характера вокруг поворотной оси, не проходящей через ее центр масс и параллельной оси вращения тормозного диска. Определена область частот, в которой наблюдаются заметные различия в акустической эмиссии тормозного блока с плавающей тормозной колодкой и с непод-вижной тормозной колодкой. Применена теория нечетких множеств для анализа воспринимаемой органами слуха человека акустической эмиссии, сопровождающей взаимодействие поверхностей фрикционной пары в исследуемой области частот. Обсуждаются результаты сравнительного анализа шумовых характеристик исследуемых тормозных блоков. Сравниваются спектры мощности акустической эмиссии согласно полученной базе экспертной оценки мощности шума, воспринимаемого человеком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Войтенко Владимир Афанасьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NOISE CHARACTERISTICS OF THE DISC BRAKE WITH FLOATINGBRAKE PAD

Comparative bench tests of acoustic emission occurring during the interaction of the brake pad with a brake disc for the brake unit with a stationary brake pad and a brake unit with a floating brake pad are carried out. The floating brake pad, depending on the braking conditions, occupies an optimum position on the surface of the brake disc, while making movements of an oscillating nature around the turning axis that does not pass through its center of mass and parallel to the axis of rotation of the brake disc. The frequency range is determined in which there are noticeable differences in the acoustic emission of a brake unit with a floating brake pad and a stationary brake pad. The theory of fuzzy sets is used to analyze the acoustic emission perceived by the human hearing organs, which accompanies the interaction of the surfaces of a friction pair in the investigated frequency region. The results of a comparative analysis of the noise characteristics of the brake blocks under investigation are discussed. The spectra of the acoustic emission power are compared according to the obtained base of the expert evaluation of the noise power perceived by man.

Текст научной работы на тему «Шумовые характеристики дискового тормозас плавающей тормозной колодкой»

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Антипин Дмитрий Яковлевич

Брянский государственный технический университет (БГТУ).

50 лет Октября б-р, д. 7, г. Брянск, 241035, Российская Федерация.

Кандидат технических наук, заведующий кафедрой «Подвижной состав железных дорог», БГТУ.

Тел.: +7 (4832) 56-04-66.

E-mail: adya2435@gmail.com

Шорохов Сергей Геннадьевич

Брянский государственный технический университет (БГТУ).

50 лет Октября б-р, д. 7, г. Брянск, 241035, Российская Федерация.

Кандидат технических наук, доцент кафедры «Подвижной состав железных дорог», БГТУ.

Бондаренко Ольга Игоревна

Брянский государственный технический университет (БГТУ).

50 лет Октября б-р, д. 7, г. Брянск, 241035, Российская Федерация.

Аспирант кафедры «Подвижной состав железных дорог», БГТУ.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Антипин, Д. Я. Нагруженность пассажирского поезда при аварийном соударении с автомобилем на железной дороге [Текст] / Д. Я. Антипин, С.Г. Шорохов, О. И. Бондаренко // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск. - 2017. - № 3 (35). -С. 2 - 10.

Antipin Dmitry Yakovlevich

Bryansk State Technical University (BSTU).

7, 50 let Oktyabrya Bulvar, Bryansk, 241035, the Russian Federation.

Ph. D. in Engineering, head of the department «Rolling Stock of Railways», BSTU.

Phone: +7 (4832) 56-04-66.

E-mail: adya2435@gmail.com

Shorokhov Sergey Gennad'evich

Bryansk State Technical University (BSTU).

7, 50 let Oktyabrya Bulvar, Bryansk, 241035, the Russian Federation.

Ph. D. in Engineering, Associate Professor of the department «Rolling Stock of Railways», BSTU.

Bondarenko Olga Igorevna

Bryansk State Technical University (BSTU). 7, 50 let Oktyabrya Bulvar, Bryansk, 241035, the Russian Federation.

Post-graduate student of the department «Rolling Stock of Railways», BSTU.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Antipin, D. Ya., Shorokhov S. G., Bondarenko O. I. Loading of passenger trains in case of emergency collision with a car on the railroad. Journal of Transsib Railway Studies, 2018, vol. 3, no 35, pp. 2 - 10 (In Russian).

УДК 629.4.077: 629.4.087

В. А. Войтенко

Луганский национальный университет им. В. Даля (ЛНУ), г. Луганск, Российская Федерация

ШУМОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДИСКОВОГО ТОРМОЗА С ПЛАВАЮЩЕЙ ТОРМОЗНОЙ КОЛОДКОЙ

Аннотация. Проведены сравнительные стендовые испытания акустической эмиссии, возникающей в процессе взаимодействия тормозной колодки с тормозным диском для тормозного блока с неподвижной тормозной колодкой и тормозного блока с плавающей тормозной колодкой. Плавающая тормозная колодка в зависимости от условий торможения занимает оптимальное положение на поверхности тормозного диска, совершая при этом движения колебательного характера вокруг поворотной оси, не проходящей через ее центр масс и параллельной оси вращения тормозного диска. Определена область частот, в которой наблюдаются заметные различия в акустической эмиссии тормозного блока с плавающей тормозной колодкой и с неподвижной тормозной колодкой. Применена теория нечетких множеств для анализа воспринимаемой органами слуха человека акустической эмиссии, сопровождающей взаимодействие поверхностей фрикционной пары в исследуемой области частот. Обсуждаются результаты сравнительного анализа шумовых характеристик исследуемых тормозных блоков. Сравниваются спектры мощности акустической эмиссии согласно полученной базе экспертной оценки мощности шума, воспринимаемого человеком.

Ключевые слова: дисковый тормоз, плавающая тормозная колодка, стендовые испытания, фрикционная пара, акустическая эмиссия, спектр мощности.

Vladimyr A. Voytenko

Vladimir Dahl Lugansk National University (LNU), Lugansk, the Russian Federation

NOISE CHARACTERISTICS OF THE DISC BRAKE WITH FLOATING

BRAKE PAD

Abstract. Comparative bench tests of acoustic emission occurring during the interaction of the brake pad with a brake disc for the brake unit with a stationary brake pad and a brake unit with a floating brake pad are carried out. The floating brake pad, depending on the braking conditions, occupies an optimum position on the surface of the brake disc, while making movements of an oscillating nature around the turning axis that does not pass through its center of mass and parallel to the axis of rotation of the brake disc. The frequency range is determined in which there are noticeable differences in the acoustic emission of a brake unit with a floating brake pad and a stationary brake pad. The theory of fuzzy sets is used to analyze the acoustic emission perceived by the human hearing organs, which accompanies the interaction of the surfaces of a friction pair in the investigated frequency region. The results of a comparative analysis of the noise characteristics of the brake blocks under investigation are discussed. The spectra of the acoustic emission power are compared according to the obtained base of the expert evaluation of the noise power perceived by man.

Key words: disc brake, floating brake pad, bench tests, friction pair, acoustic emission, power spectrum.

Дисковый тормоз является наиболее перспективным видом тормоза для высокоскоростного железнодорожного транспорта. Несмотря на появление новых фрикционных материалов, обеспечивающих в фрикционной паре с чугуном, легированной сталью и алюминиевыми сплавами, высокие фрикционные характеристики дискового тормоза, его конструкция и кинематика остались наиболее консервативными по сравнению с другими элементами тормозной системы. В дисковом тормозе классической конструкции наблюдается неравномерность распределения работы силы трения, энерговыделения, износа, контактных температур и деформаций. Неравномерный износ и образование канавок на рабочих поверхностях фрикционной пары во многом определяют шумовые характеристики дискового тормоза [1 - 3]. Предложенная автором конструкция дискового тормоза с плавающей тормозной колодкой является простым и эффективным техническим решением, позволяющим качественно улучшить шумовые характеристики тормозного блока.

Уровню шума подвижного состава железных дорог уделяется особое внимание в связи с всевозрастающим шумовым загрязнением крупных городов. Поэтому среди прочих эксплуатационно-технических характеристик новый тип дискового тормоза с плавающей тормозной колодкой должен быть исследован на соответствие требованиям, предъявляемым по шуму [4, 5]. Получение шумовых характеристик новой конструкции дискового тормоза и сравнение их с шумовыми характеристиками типового дискового тормоза являются актуальными научно-техническими задачами.

Целью работы является проведение сравнительного анализа шумовых характеристик дисковых тормозов предлагаемой и традиционной конструкций с учетом особенностей восприятия звука органами слуха человека.

Проведение исследований шумовых характеристик дискового тормоза с плавающей тормозной колодкой (рисунок 1) в реальных условиях эксплуатации на железнодорожном транспорте в настоящее время невозможно, так как данный тип тормоза является новым. Плавающая тормозная колодка в зависимости от условий торможения занимает оптимальное положение на поверхности тормозного диска, совершая при этом движения колебательного характера вокруг поворотной оси, не проходящей через ее центр масс и параллельной оси вращения тормозного диска. Такая конструкция обеспечивает быструю приработку рабочих

поверхностей фрикционной пары и отсутствие условий для образования канавок, чем достигается снижение шума торможения.

На рисунке 1 показана конструкция испытательной плавающей тормозной колодки с возможностью изменения положения поворотной оси при помощи регулировочного винта. Передача усилия прижатия от клещевого механизма плавающей тормозной колодке осуществляется через шарик, благодаря чему обеспечивается малый коэффициент трения качения.

Регистрация акустической эмиссии, сопровождающей взаимодействие рабочих поверхностей фрикционной пары, осуществлялась при помощи сертифицированного измерительного комплекса фирмы «Брюль и Къер». Использовались стандартные методики, обеспечивающие высокую достоверность полученных результатов и выводов [6, 7]. В качестве фрикционной пары использовались такие материалы: тормозной диск - серый чугун марки СЧ20; тормозная колодка - серый чугун марки СЧ20. Акустическая эмиссия тормозного блока регистрировалась одновременно с акустической эмиссией испытательного стенда при различных комбинациях угловой скорости тормозного диска и силы прижатия колодки к диску. Для регистрации акустической эмиссии фрикционной пары на фоне акустической эмиссии испытательного стенда использовался микрофон с углом основного лепестка диаграммы направленности 7°, установленный на штативе с виброзащитным подвесом на расстоянии 1 м от фрикционной пары.

Угловая скорость тормозного диска в течение каждого опыта оставалась постоянной и контролировалась при помощи оптического датчика и частотомера. Сила прижатия тормозной колодки к поверхности тормозного диска также в течение каждого опыта оставалась постоянной и контролировалась при помощи тензорезистивного мостового преобразователя, усилителя и регистрирующего устройства. Кратковременные флуктуации указанных параметров не превышали 5 - 7 % и являлись следствием неравномерности взаимодействия поверхностей фрикционной пары, а также малых биений тормозного диска.

При помощи быстрого дискретного оконного преобразования Фурье рассчитывались амплитудный спектр и спектр мощности акустической эмиссии [8, 9].

1

а

б

Рисунок 1 - Конструкция дискового тормоза с плавающей тормозной колодкой: 1 - плавающая тормозная колодка; 2 - поворотная ось; 3 - регулировочный винт; 4 - шарик; 5 - тормозной диск; 6 - клещевой механизм

Спектр сигнала [8]

^-1

Р(к) х(пТ)ехр(-]2л / Ми), (1)

п=0

к = 0, 1, ..., N -1,

где к - номер спектральной линии; п - номер отсчета; N - количество отсчетов дискрети-зированного сигнала; х(пТ) - дискретизированный сигнал; Т - период дискретизации сигнала.

Спектр мощности [8]

5 (к) = 20^| Р (к )|. (2)

Для тормозного блока предлагаемой конструкции и традиционного тормозного блока сравнивались спектры амплитуд и спектры мощностей в режиме торможения как в исходном виде, так и после вычитания соответствующих спектров акустической эмиссии испытательного стенда в режиме холостого хода. По результатам такого сравнения выбиралась область частот, в которой спектры наиболее различались по амплитуде и мощности гармоник. При помощи экспертов создавалась база, отражающая степень восприятия органами слуха человека мощности акустической эмиссии в выбранной области частот. Проводилось сравнение спектра мощности во всем диапазоне звуковых частот со спектром, отражающим предельно допустимые значения мощности шума в зависимости от частоты. Проводилось сравнение мощности шума работы тормозных блоков для разных типов дисковых тормозов с базой экспертной оценки. По результатам сравнения уточнялись шумовые характеристики дискового тормоза с плавающей тормозной колодкой.

На рисунке 2 показаны спектры акустической эмиссии испытательного стенда в режимах холостого хода и торможения, на рисунке 3 - спектры мощности акустической эмиссии.

Анализ спектров амплитудных значений акустической эмиссии в режиме торможения позволил определить диапазон частот 1 - 8 кГц, в котором наиболее проявляются различия шумовых характеристик исследуемых конструкций дисковых тормозов. Различия спектров акустической эмиссии в режиме холостого хода (рисунок 2, а, б), в режиме торможения для дискового тормоза с плавающей тормозной колодкой (рисунок 2, в, г) и в режиме торможения для дискового тормоза традиционной конструкции (рисунок 2, д, е), полученные для угловой скорости вращения тормозного диска 88 рад/с и силы прижатия 7,44 кН, более детально показаны на рисунке 2, в, г, е, где видно, что акустическая эмиссия в режиме торможения значительно превышает уровень акустической эмиссии в режиме холостого хода. Кроме этого амплитуды гармоник акустической эмиссии оказались больше для дискового тормоза традиционной конструкции.

Использовалась зависимость предельно допустимого шума (в децибелах) от частоты в логарифмическом масштабе, показанная на графиках рисунка 3 пунктирной линией. Уровни мощности шума в режиме торможения для исследованных конструкций дисковых тормозов оказались ниже предельно допустимого уровня.

Для детального изучения различий в акустической эмиссии рассматриваемых типов дисковых тормозов были получены спектры мощности путем вычитания из спектров в режиме торможения спектра в режиме холостого хода (рисунок 4, а, б). На рисунке 4, в приведен спектр мощности, полученный путем вычитания из спектра мощности традиционного дискового тормоза спектра мощности предлагаемого дискового тормоза в режиме торможения. Согласно рисунку 4 можно сделать предварительный вывод о том, что акустическая эмиссия

дискового тормоза с плавающей тормозной колодкой в диапазоне частот от 1 до 8 кГц меньше, чем акустическая эмиссия дискового тормоза традиционной конструкции.

Рисунок 2 - Спектры акустической эмиссии испытательного стенда: а, б — в режиме холостого хода; в, г — в режиме торможения для дискового тормоза предлагаемой конструкции; д, е — в режиме торможения для дискового тормоза

традиционной конструкции

Для уточнения полученных результатов были привлечены пятеро экспертов, которые субъективно оценивали восприятие шума различной мощности. С их помощью была создана база данных, отражающих субъективное восприятие шума. Для этого данные были обработаны с использованием методов нечетких множеств [10, 11]. Было сформировано множество

возможных значений лингвистической переменной (терм-множество), состоящее из восьми термов, соответствующих уровням шума, воспринимаемого экспертами.

Рисунок 3 - Спектры мощности акустической эмиссии испытательного стенда: а, б - в режиме холостого хода; в, г - в режиме торможения для дискового тормоза предлагаемой конструкции; д, е - в режиме торможения для дискового тормоза

традиционной конструкции

Функция принадлежности нечеткому множеству [11]

1

к

ц/ и)=-е к,, (3)

к к = 1

I = 1, ..., п, ] = 1, ... , т, (4)

где ц . - степень принадлежности нечеткому множеству / ■; К - количество экспертов; Ькп -

мнение к - го эксперта о наличии у элемента и1 свойств нечеткого множества/.; п - число рассматриваемых элементов; т - число свойств.

Результаты расчетов занесены в таблицу, по этим результатам построены графики функции принадлежности нечеткому множеству (рисунок 5). Сравнивая уровни мощности акустической эмиссии для исследуемых типов дисковых тормозов с функциями принадлежности нечетким множествам (см. рисунок 4), было установлено, что акустическая эмиссия дискового тормоза с плавающей тормозной колодкой создает шум среднего уровня, в то время как шум дискового тормоза классической конструкции является шумом выше среднего уровня.

60---|-------

+ ДБ -

40

О

60 -1-1-1-1-г"

+ дБ

40

3:0 3,1 3,2 3:3 3.4 Зг5 3.6 3.7 3;8 Гц 4Г0

ы-►

в

Рисунок 4 - Разность спектров мощности акустической эмиссии дисковых тормозов: а - в режиме торможения и в режиме холостого хода для классической конструкции; б - в режиме торможения и в режиме холостого хода для предлагаемой конструкции; в - в режиме торможения для традиционной и предлагаемой конструкций

Результаты обработки мнений экспертов

Терм Мощность шума, дБ, в полосе частот 1 - 10 кГц

10 - 20 20 - 30 30 - 40 40 - 50 50 - 60 60 - 70 70 - 80

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Очень низкий 4 2 0 0 0 0 0

0,8 0,4 0 0 0 0 0

Низкий 1 3 2 0 0 0 0

0,2 0,6 0,4 0 0 0 0

Ниже 0 0 3 2 0 0 0

среднего 0 0 0.6 0,4 0 0 0

Средний 0 0 0 3 2 0 0

0 0 0 0,6 0,4 0 0

Выше 0 0 0 0 3 2 0

среднего 0 0 0 0 0,6 0,4 0

Высокий 0 0 0 0 0 3 1

0 0 0 0 0 0,6 0,2

Очень 0 0 0 0 0 0 3

высокий 0 0 0 0 0 0 0,6

Невыносимо 0 0 0 0 0 0 1

высокий 0 0 0 0 0 0 0,2

20 30 40 50 60 дБ 80

Р -►

Рисунок 5 - Функции принадлежности шума различной мощности нечетким множествам для экспертной оценки дисковых тормозов по уровню шума

В заключение следует отметить, что приведенные результаты подтверждаются в той или иной степени при всех рассмотренных комбинациях угловой скорости тормозного диска и силы прижатия фрикционной пары. Поскольку такие комбинации режимов работы дискового тормоза перекрывают практически весь диапазон рабочих режимов, осуществляемых при торможении подвижных единиц, то можно сделать вывод, что дисковый тормоз с плавающей тормозной колодкой является малошумящим тормозом.

Список литературы

1. Результаты стендовых испытаний усовершенствованного клещевого механизма дискового тормоза с новыми тормозными накладками пассажирского вагона [Текст] / М. В. Гу-дас, Г. Н. Горюнов и др. // Вестник научно-исследовательского института железнодорожного транспорта / ВНИИЖТ. - М. - 2018. - Т. 77. - № 1. - С. 13 - 17.

2. Галай, Э. И. Дисковый тормоз для грузового вагона [Текст] / Э. И. Галай // Вагоны и вагонное хозяйство / Российские железные дороги. - М. - 2017. - № 1 (49). - С. 32, 33.

3. Курочкин, А. А. Создается отечественный дисковый тормоз для подвижного состава [Текст] / А. А. Курочкин, Е. С. Сипягин, А. А. Мошков // Локомотив / Российские железные дороги. - М. - 2017. - № 12 (732). - С. 32 - 35.

4. Курепин, Д. Е. Анализ уровней сверхнормативного шумового воздействия от железнодорожного транспорта [Текст] / Д. Е. Курепин // Известия Петербургского гос. университета путей сообщения / Петербургский гос. ун-т путей сообщения. - СПб. - 2015. - № 1 (42). -С. 35 - 40.

5. Панин, А. В. Использование программного комплекса «Шум» для исследования шумового воздействия на окружающую среду железнодорожного транспорта [Текст] / А. В. Панин, А. М. Типус, О. В. Григорьева // Известия Петербургского гос. университета путей сообщения / Петербургский гос. ун-т путей сообщения. - СПб. - 2005. - № 2 (4). - С. 3 - 6.

6. Зеленко, Ю. В. Современные подходы к контролю шума от подвижного состава и созданию шумовых карт железных дорог [Текст] / Ю. В. Зеленко, С. В. Мямлин, Л. А. Недужая // Транспорт Российской Федерации. - СПб: Т-Пресса. - 2015. - № 3 (58). - С. 50 - 53.

7. Подуст, С. Ф. Экспериментальные исследования шума и вибрации при движении пассажирских и скоростных поездов [Текст] / С. Ф. Подуст // Вестник Ростовского гос. университета путей сообщения / Ростовский гос. ун-т путей сообщения. - Ростов. - 2015. - № 2 (58). -С. 30 - 35.

8. Солонина, А. И. Цифровая обработка сигналов в зеркале MATLAB: Учебное пособие [Текст] / А. И. Солонина. - СПб: БХВ-Петербург, 2018. - 560 с.

9. Акустическая эмиссия при трении [Текст] / В. М. Баранов, Е. М. Кудрявцев и др. - М.: Энергоатомиздат, 1998. - 254 с.

10. Панфилов, А. Н. Модель принятия решений на основе нечеткой информации [Текст] / А. Н. Панфилов, А. С. Погорелов // Материалы междунар. науч.-практ. конф. «Моделирование. Теория, методы и средства» / Южно-Российский гос. политехн. ун-т. - Новочеркасск, 2013. - С. 59 - 62.

11. Штовба, С. Д. Проектирование нечетких систем средствами MATLAB [Текст] / С. Д. Штовба. - М.: Горячая линия-Телеком, 2007. - 288 с.

References

1. Gudas M. V., Goryunov G. N., Sorokin S. A., Dement'ev S. A., Pazukhin D. Yu., Semenov A. A. Results of bench tests of an improved tick brake mechanism with a new brake pad of a passenger car [Rezul'taty stendovykh ispytaniy usovershenstvovannogo kleshchevogo mekhanizma diskovogo tormoza s novymi tormoznymi nakladkami passazhirskogo vagona]. The VNIIZHT bulletin, 2018, no. 1 (77), pp. 13 - 17.

2. Galai E. I. Disc brake for a freight wagon [Diskovyy tormoz dlya gruzovogo vagona]. Wagons and rolling stock, 2017, no. 1, рр. 32 - 33.

3. Kurochkin A. A., Sipyagin E. S., Moshkov A. A. A domestic disc brake for rolling stock is being created [Sozdayetsya otechestvennyy diskovyy tormoz dlya podvizhnogo sostava]. The journal Locomotive, 2017, no. 12, рр. 32 - 35.

4. Kurepin D. E. Analysis of the levels of excessive noise impact from rail transport [Analiz urovney sverkhnormativnogo shumovogo vozdeystviya ot zheleznodorozhnogo transporta]. Proceedings of Petersburg Transport University, 2015, no. 1 (42), рр. 35 - 40.

5. Panin A. V., Tipus A. M., Grigorieva O. V. Using the «Shum» software package to study the noise impact on the environment of rail transport [Ispol'zovaniye programmnogo kompleksa «Shum» dlya issledovaniya shumovogo vozdeystviya na okruzhayushchuyu sredu zheleznodorozhnogo transporta]. Proceedings of Petersburg Transport University, 2005, no. 2, рр. 3 - 6.

6. Zelenko Yu. V., Myamlin S. V., Neduzhaya L. A. Modern approaches to noise control from rolling stock and creation of noise maps of railways [Sovremennyye podkhody k kontrolyu shuma ot podvizhnogo sostava i sozdaniyu shumovykh kart zheleznykh dorog]. Transport of the Russian Federation, 2015, no. 3 (58), рр. 50 - 53.

7. Podust S. F. Experimental studies of noise and vibration during the movement of passenger and high-speed trains [Eksperimental'nyye issledovaniya shuma i vibratsii pri dvizhenii passazhir-skikh i skorostnykh poyezdov]. Bulletin of RostovTransport University, 2015, no. 2, pp. 30 - 35.

8. Solonina A. I. Tsifrovaya obrabotka signalov v zerkale MATLAB (Digital Signal Processing in the MATLAB Mirror). St. Petersburg: BHV-Petersburg, 2018, 560 p.

9. Baranov V. M. Akusticheskaya emissiya pri trenii (Acoustic emission in friction). Moscow: Energoatomizdat, 1998, 254 p.

10. Panfilov A. N., Pogorelov A. S. The decision-making model based on fuzzy information [Model' prinyatiya resheniy na osnove nechetkoy informatsii]. Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Modelirovaniye. Teoriya, metody i sredstva» (Proceedings of the Int. scientific-practical conference «Modeling. Theory, methods and means») - Novocherkassk, 2013, pp. 59 - 62.

11. Shtovba S. D. Proyektirvaoniye nechetkikh sistem sredstvami MATLAB (Projecting fuzzy systems by means of MATLAB). Moscow: Hot line - Telecom, 2007, 288 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Войтенко Владимир Афанасьевич

Луганский национальный университет им. В. Даля (ЛНУ).

Молодежный кв., д. 20 а, г. Луганск, 91034.

Кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Микро- и наноэлектроника», ЛНУ.

Тел.: +380 (072) 161-70-10.

E-mail: vlvoytenko@gmail.com

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Войтенко, В. А. Шумовые характеристики дискового тормоза с плавающей тормозной колодкой [Текст] / В. А. Войтенко // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск. - 2018. - № 3 (35). - С. 11 - 19.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Voytenko Vladimyr Afanasyevich

Vladimir Dahl Lugansk National University (LNU).

20 A, Molodyozhny qu., Lugansk, 91034.

Ph. D. in Engineering, Docent, Head of the department «Micro- and Nanoelectronics», LNU.

Phone: +380 (072) 161-70-10.

E-mail: vlvoytenko@gmail.com

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Voytenko V. A. Noise characteristics of the disc brake with floating brake pad. Journal of Transsib Railway Studies, 2018, vol. 3, no 35, pp. 11 - 19 (In Russian).

УДК 004.94:629.423.1:625.1.032.3

Ю. А. Давыдов, А. К. Пляскин, Д. Ю. Дроголов

Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС), г. Хабаровск,

Российская Федерация

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОТИВОБОКСОВОЧНОЙ СИСТЕМЫ С УРАВНИТЕЛЯМИ

Аннотация. Развитие тягового подвижного состава тесно сопряжено с увеличением максимальной силы тяги по сцеплению колес с рельсами. Негативным фактором в этом аспекте развития является боксование. В статье предложен новый способ защиты от боксования колесных пар электровозов 2(3)ЭС5К «Ермак». Способ подразумевает перераспределение тяговых усилий между колесными парами и минимизацию подсыпки песка. В статье рассмотрены принцип работы противобоксовочной системы и принципиальная схема силовой части, проведено моделирование некоторых режимов боксования колесных пар в программном пакете

Ключевые слова: боксование, противобоксовочная система, электровоз, сцепление, МыШзт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.