Научная статья на тему 'ШУМОВОЙ ФАКТОР И ЕГО ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ 9—11-х КЛАССОВ'

ШУМОВОЙ ФАКТОР И ЕГО ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ 9—11-х КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
18
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NOISE FACTOR AND ITS HYGIENIC ASSESSMENT IN INDUSTRIAL TRAINING OF 9 AND 10th FORM PUPILS

The author studied two variants of industrial training regimes of secondary school form pupils under conditions of high frequency noise at a level of 95—105 db. On the basis of physiological tests (tonal audiometry, working efficiency, chronoreflexometry to light and noise stimulants, arterial blood pressure) and dynamics of the pupils’ state of health, the author concludes that under these conditions it is possible to allow the pupils to be irradiated for 2 days a week, provided that the period of continuous work in the course of the day did not exceed two hours. In case the time of work lasted for three hours, it was necessary to arrange 10—15 min, intervals for rest under quiet conditions every 50—55 min. of work.

Текст научной работы на тему «ШУМОВОЙ ФАКТОР И ЕГО ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ 9—11-х КЛАССОВ»

УДК 613.644 : 371.3»

ШУМОВОЙ ФАКТОР И ЕГО ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ 9—11-х КЛАССОВ

Е. А. Тимохина

Московский научно-исследовательский институт гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана

Обследование ряда производств металлообрабатывающей промышленности показало, что нередко учащиеся, проходящие там производственное обучение, работают в цехах, где уровни шума превышают «Временные нормы по ограничению шума на производстве», рассчитанные на взрослых рабочих. Суммарный уровень шума на рабочих местах учащихся колеблется от 95 до 105 дб, т. е. превышает допустимый для взрослых рабочих уровень на 10—25 дб.

Интенсивный производственный шум — фактор профессиональной вредности. Учитывая это, мы на одном из металлообрабатывающих заводов, где осуществлялось производственное обучение учащихся 9—11-х классов ряда школ, в течение 3 лет (1960—1962) проводили динамические наблюдения за 25 практически здоровыми школьниками, имеющими нормальный слух. Они работали в автоматном цехе по специальности автоматчиков, как правило, не больше 3 часов в день. Работа учащихся на полуавтоматах несложная, не требует больших физических затрат и заключается в простой регулировке и подготовке к работе полуавтомата, вставке металлических стержней, проверке годности деталей по контрольным инструментам.

У них до и после работы исследовали порог слуховой чувствительности, скрытое время двигательных реакций на световой и звуковой раздражители, так называемую общую работоспособность и артериальное давление.

Изучали несколько вариантов режима работы учащихся в условиях высокочастотного интенсивного шума, а именно непрерывную работу в течение 1, 2, 3 часов, а также работу с 10—15-минутными перерывами во внешумной обстановке после каждых 50—55 мин.

Температура воздуха в цехе в основном была в пределах 20—22°, относительная влажность — от 30 до 60%, скорость движения воздуха— 0,05—0,1 м.\сек. Концентрации окиси углерода и углеводородов были в пределах допустимых величин. Автоматный цех имеет фонарное освещение, учащиеся работали в основном при естественном освещении.

Источниками шума в цехе служат одношпиндельные и шестишпин-дельные полуавтоматы, а также расположенные по соседству с ними револьверные, сверлильные, токарно-винторезные и другие станки. Анализ шума и его уровней проводился при помощи спектрометра с полосовыми частотными фильтрами шириной в '/з октавы, регистратора уровней и микрофона, предназначенного для приема звуков в пределах 20—35 000 гц. Суммарные уровня определялись на криволинейных («А» и «В») и линейной («С», Lin) частотных характеристиках. Показания по каждой полосе частот приводили в октавные уровни звукового давления шума.

Как показали неоднократные замеры шума на рабочих местах учащихся, уровень его колеблется от 95 до 105 дб. По спектру этот шум можно отнести к белому шуму, а по нормам производственного шума —к III классу.

Полученные физиологические данные были подвергнуты статистической обработке.

Порог слуховой чувствительности определялся при помощи специальной установки, состоящей из звукового генератора ЗГ-10, аттенюатора, лампового вольтметра ЛВ9-2 и динамических телефонов

Таблица 1

Изменение порога слышимости у учащихся при работе в автоматном цехе без перерывов (I) и с лсрсрьиами (II)

Длительность работы Режим работы Количество исследований Порог слышимости (в дб)

частота (в гц)

100 200 500 I 000 2 000 4 000 7 000

M,—Mi M3—Mi М2-М, Mí—Mi М,—Ml Мг—Ml М,—М,

1 час I II 29 27 0 +2 0 0 0 0 +2 0 +11 + 14 + 14 + 19

2 часа I II 48 26 -0 +3 0 0 + 4 0 +6 0 + 19 + 19 + 19 +26

3 » I II 41 7 0 +7 0 0 + 12 0 + 13 0 +?4 + 29 +20 -t 33

Обозначения: — средние величины порога слышимости учащихся до работы; Л12 — средние величины порога слышимости учащихся после работы.

типа ТД-6. Весь тракт был отградуирован относительно общепринятого акустического нуля, равного 2-10~4 бара, с учетом градуировки телефона по прибору «Искусственное ухо» ИУ-11.

Порог слышимости при непрерывной работе измеряли на 35 частотах 200, 1000, 2000, 4000 и 7000 гц, при работе с перерыва- 0 ми — на частотах 100, 200, 500, 1000, 2000, 4000 и 7000 гц. После работы порог слуховой чувстви-тельности, как правило, определяли на 3-й минуте после выхо- + '

+5

*25

—i—-

\ . /

N \\

\ —— 1

\ \ V \ 2

\ —' 3

гоо woo 2000 шо тощ

Изменения порога слуховой чувствительности у учащихся после работы в автоматном цехе (I вариант). / — 1 час; 2 — 2 часа; 3 — 3 часа.

цеха в одной и той же последовательности по частотам, начиная с низкой и кончая высокой. *30 С увеличением продолжительности работы учащихся сдвиг порога слышимости возрастал (табл. 1).

Наибольшее повышение порога слышимости при всех режимах работы отмечалось при восприятии тона 4000 и 7000 гц,

особенно после 3 часов работы. Изменение порога слышимости при непрерывной работе учащихся в автоматном цехе показано на рисунке. При этом за 0 дб принят исходный уровень порога слышимости до воздействия производственного шума.

Повышение порога слышимости учащихся после работы в условиях довольно интенсивного высокочастотного шума можно объяснить развитием процесса торможения в слуховом анализаторе. О глубине процесса торможения можно судить на основании времени восстановления порога слышимости до исходных величин. Раньше всего порог слыши-

мости восстанавливался на более низких частотах и позже — на высоких. Самой последней частотой по времени восстановления порога слуховой чувствительности у учащихся была частота 7000 гц.

Если после 1 часа работы порог слуховой чувствительности у учащихся восстанавливался обычно на всех исследуемых частотах за 10—30 мин., то после 2 часов работы — за 15—30—45 мин., а после 3 часов работы порог слышимости полностью не восстанавливался через час отдыха и даже после принятия водных процедур, оказывающих стимулирующее воздействие на центральную нервную систему.

Скрытое время реакции каждого учащегося на свет и звук мы измеряли электромеханическим одноканальным хронорефлексометром по 5—7 раз. Из этих замеров выводили средние величины, которые затем учитывали при статистической разработке (табл. 2).

Таблица 2

Изменение времени реакции на световой и звуковой раздражители при работе в автоматном цехе боз перерывов (I) и с перерывами (II)

Время реакции (в о)

Длитель- Режим работы Количест- свет звук

ность работы во исследований М2 М,—М1 М, мг—м.

1 час I II 162 47 179 146 182 144 +3 —2 172 134 1 177 | 134 +5 0

2 часа I II 93 43 177 146 181 144 +4 —2 172 135 1 ; 178 133 +6 —2

3 » I II 37 12 172 145 193 142 +21 —3 169 135 187 ! 131 4-18 —4

Обозначения: М1 — средняя величина времени реакции у учащихся до работы; М, — средняя величина времени реакции у учащихся после работы.

Несколько большее время реакции при непрерывной работе учащихся можно объяснить тем, что его определяли непосредственно в цехе на фоне производственного шума. При этом интересно отметить, что при I режиме время реакции на звуковой раздражитель по своим величинам приближается к реакции на световой раздражитель, чего нельзя отметить при II варианте работы учащихся, когда исследования проводились в медпункте в тихой обстановке.

При непрерывной работе после 1 и 2 часов ее сдвиги в показателях скрытого времени реакции находились в пределах ошибки измерения. После 3 часов работы показатели скрытого времени реакции на оба раздражителя резко повышались. Это свидетельствует о снижении лабильности нервных процессов учащихся вследствие их выраженного утомления.

При работе с перерывами после первых 50—55 мин. и последующих 50—55 мин. сдвиги находятся в пределах ошибки измерения. Практически подвижность нервных процессов при режиме труда с 10—15-минутными перерывами для отдыха во внешумной обстановке после каждого часа работы даже при производственном обучении продолжительностью 3 часа сохранялась. Этого, однако, нельзя было наблюдать после 3 часов непрерывной работы.

Умственную работоспособность обследуемых школьников определяли по времени решения ими арифметического примера, состоящего из умножения трехзначного числа на трехзначное, и по количеству сделанных при этом ошибок.

После 1 часа работы среднее время, затраченное на решение примера, оставалось без изменений или даже уменьшалось (табл. 3). После 2 часов непрерывного производственного обучения время, затраченное на решение примера, несколько возросло, что свидетельствует о некотором понижении умственной работоспособности учащихся. Более заметные сдвиги в изменении умственной работоспособности наблюдались у учащихся после 3 часов работы: увеличивалось как время решения примера, так и количество допущенных ошибок.

Таблица 3

Изменение умственной работоспособности у учащихся при работе в автоматном цехе без перерывов (I) и с перерывами (II)

Длительность работы Режим работы Количество исследований Время решения примера (в сек.) Количество ошибок

Мх Мг Мг-М1 Мг М, М,—Мг

1 час I II 29 50 42 24 38 24 —4 0 0,8 0,3 0,7 0,3 —0,1 0

2 часа I II 33 46 49 24 54 24 +5 0 0,76 0,3 0,88 0,3 +0,12 0

3 » I II 5 12 56 26 62 26 +6 0 0,4 0,75 1,2 0,5 +0,8 —0,25

Обозначения: М1 — средние величины показателей умственной работоспособности до работы; М.г — средние величины показателей умственной работоспособности после работы.

Производственное обучение с перерывами не оказывало влияния на умственную работоспособность учащихся.

Важно было выявить, как отражается работа в условиях повышенных уровней звукового давления шума на вегетативные функции, в частности на артериальное давление учащихся. Артериальное давление у них мы измеряли ртутным тонометром по методу Коротко-ва. Исследования проводили на 5-й минуте после выхода школьников из цеха. Средние изменения артериального давления при всех вариантах оказались в пределах ошибки исследования. И только после 3 часов непрерывной работы было обнаружено понижение максимального артериального давления в среднем на 10 мм.

Для выявления ведущего фактора в функциональном изменении нервной системы учащихся были проведены контрольные исследования функциональных сдвигов физиологических реакций у тех же школьников: после 2 часов теоретического обучения в отсутствие производственного шума; во время работы с более низкими уровнями его (78—84<?б; по сравнению с автоматным цехом при неизменном спектральном составе шума; при нахождении в условиях производственного шума, т. е. в автоматном цехе, но без работы, и, наконец, при нахождении без работы в бесшумной обстановке.

Кроме того, проведены контрольные наблюдения за группой учащихся, работавших в конструкторском бюро и никогда не подвергавшихся длительному воздействию производственного шума. Анализ исследований позволил считать ведущим фактором в изменении функционального состояния нервной системы учащихся производственный шум.

Как показало динамическое (в течение 3 лет) изучение состояния здоровья и физического развития наблюдавшихся нами учащихся, у них не было изменений отрицательного характера. Школьники вырос-

4 Гигиена н санитария, Кг 2

49

ли, прибавили в весе и окрепли; улучшились показатели со стороны неврологического статуса и сердечно-сосудистой системы. Не отмечено-ухудшения и со стороны слухового анализатора. Наоборот, чувствительность слуха обследуемых к тональным раздражителям повысилась, что свидетельствует об улучшении у них слуховой функции. По-видимому, к моменту начала работы подростков (15 лет) формирование слухового анализатора еще не закончено.

Выводы

1. Продолжительность непрерывной работы учащихся при интенсивном высокочастотном шуме в течение дня не должна составлять более 2 часов.

2. При необходимости (в отдельных случаях) работы учащихся в-течение 3 часов в день следует установить регламентированные 10—15-минутные перерывы с отдыхом во внешумной обстановке после каждых 50—55 мин.

Поступила I4/I 1964 г.

NOISE FACTOR AND ITS HYGIENIC ASSESSMENT IN INDUSTRIAL TRAINING

OF 9 AND 10th FORM PUPILS

E. A. Tiniokhina

The author studied two variants of industrial training regimes of secondary school-form pupils under conditions of high frequency noise at a level of 95—105 db. On the basis of physiological tests (tonal audiometry, working efficiency, chronoreflexometry to light and noise stirqulants, arterial blood pressure) and dynamics of the pupils' state of health, the author concludes that under these conditions it is possible to allow the pupils to be irradiated for 2 days a week, provided that the period of continous work in the course of the day did not exceed two hours. In case the time of work lasted for three hours, it was necessary to arrange 10—15 min, intervals for rest under quiet conditions every 50—55 min. of work.

УДК 663.632 : 628.5%

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОЧИСТКИ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ ОТ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ НЕКОТОРЫМИ ПРИРОДНЫМИ СОРБЕНТАМИ

Е. И. Орлова, Т. П. Горбатенкова, В. Е. Колоколова, К■ Д. Пронина„

В. А. Смиренная (Москва)

Наряду с различными химическими методами очистки воды от радиоактивных изотопов возможно применение некоторых природных сорбентов для дезактивации воды при отсутствии централизованного водоснабжения в случае ее загрязнения радиоактивными осадками.

Наше исследование посвящено выявлению возможности проведения очистки питьевой воды в домашних условиях некоторыми природными сорбентами от следующих радиоактивных изотопов 5г90 + У90 и Бг89, Се144 + Рг144, Ни106+1?Н106, гг95+1ЧЬ95, .1»®», Мо"+Те", Са45, Ва140+Ьа140 и Сэ137.

Вопрос о химическом состоянии радиоактивных изотопов в выпадениях изучен мало, но можно предполагать, что, попадая в воду открытых водоемов, изотопы переходят в химические состояния, наиболее присущие данному химическому элементу, находящемуся в водном растворе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.