ШУМ В МАШИННО-ТРАКТОРНЫХ МАСТЕРСКИХ
Кандидат биологических наук Н. К. Вальчук Из кафедры общей гигиены Винницкого медицинского института
Изучая условия труда в машинно-тракторных мастерских, построенных по типовому проекту 1662, мы обратили внимание на производственный шум значительной интенсивности в отделениях мастерской и жалобы некоторых работающих на ощущение звона в ушах к концу рабочего дня Нами были произведены измерения интенсивности шума с помощью объективного шумомера Ленинградского института охраны труда в ремонтной мастерской, построенной по указанному типовому проекту при Стрижев-ской МТС Винницкой области. Всего было произведено около 200 измерений. Полученные данные свидетельствуют о том, что интенсивность шума в отделениях мастерской в большинстве случаев превышает принятые предельные гигиенические нормы как по минимальным и максимальным, так и по средним величинам. К особо шумным отделениям мастерской следует отнести; 1) испытательную станцию, интенсивность шума в которой при испытании моторов зависит от числа оборотов и марки мотора и достигает 85—110 дб; 2) кузнечное отделение, особенно во время работы ручного молота, когда интенсивность шума в зависимости от силы удара достигает здесь 80—108 дб; 3) слесарно-механнческий цех, в котором при работе 3—4 токарных станков развивается шум порядка 70—95 дб. Столь значительные колебания интенсивности шума при работе станков можно объяснить характером обрабатываемых деталей и техническим состоянием самих станков.
В некоторых отделениях мастерской периодически проводятся клепальные работы. которые, как известно, сопровождаются значительным шумом. Наши наблюдения показали, что интенсивность шума при клепке по жести достигает 90—115 дб.
Громкость шума в медницко-заливочном отделении, источником которого является вентилятор, находится в пределах 70—80 дб. При наличии элементов высоких частот шум такой интенсивности не всегда является легко переносимым. Неоднократно нами было отмечено, что рабочие выключали вентиляторы из-за шумной работы, часто сопровождающейся дребезжанием, предпочитая работать в условиях большой загазованности и задымленности.
По типовому проекту 1662 строительства МТМ испытательная станция размещена в изолированном помещении. Чтобы установить влияние источника шума во время испытания двигателей на смежные отделения мастерской, нами производились замеры интенсивности шума в сборочно-монтажном и мотороремонтном отделениях на различных расстояниях от испытательной станции при открытых и закрытых дверях В результате оказалось, что шум в смежных отделениях при испытании моторов увеличивается и достигает 80 дб, при этом интенсивность его снижается в исследуемых помещениях по мере удаления от источника возникновения шума. Более заметное снижение отмечается при закрытых дверях (66 дб).
Выводы
1. Шумные отделения мастерской должны размещаться в изолированных помещениях с звукопоглощающими стенами и дверьми. Это особенно относится к испытательной станции.
2. Для снижения интенсивности шума в слесарно-механическом отделении должен систематически проводиться технический контроль за исправностью вращающихся частей станков.
3. При устройстве механической вентиляции в отделениях ремонтной мастерской МТС необходимо предусмотреть применение бесшумных вентиляторов.
4. Клепальные работы должны проводиться в одном из изолированных помещений мастерской при условии наименьшего скопления рабочих в нем.
Поступила 24/У111 1966 г.
* * *