Научная статья на тему 'Шульбинское водохранилище – новый очаг гнездования водоплавающих и околоводных птиц в бассейне Верхнего Иртыша'

Шульбинское водохранилище – новый очаг гнездования водоплавающих и околоводных птиц в бассейне Верхнего Иртыша Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
341
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Шульбинское водохранилище – новый очаг гнездования водоплавающих и околоводных птиц в бассейне Верхнего Иртыша»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2013, Том 22, Экспресс-выпуск 873: 1121-1129

Шульбинское водохранилище - новый очаг гнездования водоплавающих и околоводных птиц в бассейне Верхнего Иртыша

Н.Н.Березовиков

Николай Николаевич Березовиков. Лаборатория орнитологии и герпетологии, Институт зоологии, Министерство образования и науки, проспект Аль-Фараби, 93, Алматы, 050060, Казахстан. E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 21 апреля 2013

На Верхнем Иртыше во второй половине ХХ столетия был создан каскад из трёх водохранилищ: Бухтарминское, Усть-Каменогорское и Шульбинское, существенно преобразивших облик Иртышской долины между озером Зайсан, Усть-Каменогорском и Семипалатинском. Плотина Шульбинской ГЭС построена в 1975-1978 годах на Иртыше у посёлка Шульбинск (75 км выше Семипалатинска), а основное наполнение ложа водохранилища произошло в первой половине 1980-х годов. После создания Шульбинского водохранилища долина Иртыша, пересекающая калбинские и алтайские холмисто-увалистые предгорья, оказалась целиком затопленной между устьями Убы и Шульбы, что привело к исчезновению поймы с тополево-ивовыми рощами, лесистыми островами, разнотравными лугами и земледельческими участками.

В настоящее время акватория водохранилища имеет площадь около 255 км2 при длине 63 км и максимальной ширине 6 км (рис. 1). Берега на значительном протяжении обрывистые с узкой песчано-галечнико-вой и каменисто-илистой береговой полосой. Местами берега отлогие и представляют собой плавно понижающиеся до уреза воды шлейфы степных увалов, образующие вдоль берега полосу сорной растительности из полыни, крапивы, мальвы, цикория, конского щавеля, дурнишника и репейника (рис. 2 и 3). Прилежащая холмистая степь используется в основном для выпаса домашнего скота.

Из-за значительных сезонных колебаний уровня воды и частого волнобоя аквальная растительность вдоль его уреза отсутствует или находится в стадии формирования. Лишь кое-где в устьях речек есть фрагменты зарослей тростника и рогоза, а по берегам вдоль обрывов появились отдельные молодые тополя, кусты лоха и куртины тальников. Водоём сравнительно мелководный, с глубинами от 2 до 8 м в верхней и средней частях и от 15 до 35 м в нижней. Высокий уровень воды отмечается в мае-июне во время весенне-летнего паводка и сильно понижается к концу июля — началу августа из-за попусков воды для хозяйственных нужд. Водоём относится к числу рыбопромысловых,

основные виды рыб - лещ Abramis brama, судак Sander lucioperca, плотва Rutilus rutilus и окунь Perca fluviatilis (Кириченко 2004, 2006, 2008, 2009; Прокопов и др. 2006). Наличие рыбы, в том числе множества сорных видов, является благоприятным фактором для рыбоядных птиц, особенно бакланов, цапель, чаек, крачек.

Рис. 2. Берег в верхней части Шульбинского водохранилища. 8 августа 2012. Фото Н.Н.Березовикова.

Рис. 3. Отлогий берег Шульбинского водохранилища. 16 июля 2011. Фото Г.Щербаковой.

В настоящее время верхняя граница водохранилища находится у села Азово (108 км ниже Усть-Каменогорска), где сформировалась небольшая авандельта Иртыша с тростниково-рогозовыми зарослями, небольшими рощицами ив и тополей. В устьевой части река на протяжении 1 км протекает среди заболоченной низины, образуя обширный залив с богатой погруженной растительностью и тростниковыми «островками». Во второй половине лета его покрывают сплошные надводные «поля» из рдестов с небольшими зеркалами открытой воды (рис. 4 и 5). Это место является наиболее привлекательным для обитания водяных птиц и основным очагом в процессе формирования нового водно-болотного орнитокомплекса, происходящее с конца 1980-х годов.

Рис. 4. Устье Иртыша. Шульбинское водохранилище 8 августа 2012. Фото Н.Н.Березовикова.

Как и ожидалось, первыми поселенцами формирующейся аван-дельты в этот период стали птицы, свойственные этому участку поймы Иртыша: озёрная Larus ridibundus и сизая L. canus чайки, речная крачка Sterna hirundo, кряква Anas platyrhynchos, чирок-трескунок A. querquedula, чибис Vanellus vanellus. Вместе с тем, появились на гнездовье новые виды: лысуха Fulica atra, чомга Podiceps cristatus и чайка-хохотунья Larus cachinnans, которые во второй половине ХХ века в пойме Иртыша между Усть-Каменогорском и Семипалатинском не гнездились и лишь изредка встречались в период миграций (Долгушин 1960; Щербаков 1986; Березовиков, Самусев, Хроков 2000а,б).

Рис. 5. Залив в устье Иртыша. Шульбинское водохранилище. 8 августа 2012. Фото Н.Н.Березовикова.

В 1993 году в верхней части водохранилища на вершинах затопленных тополей отмечена первая попытка гнездования больших бакланов Phalacrocorax carbo (Березовиков, Егоров 2007). В последующем они продолжали эти попытки, т.к. в августе 2012 года в 3 км ниже села Азово в группе тополей под обрывистым берегом была обнаружена колония бакланов из 15-20 старых гнёзд. С созданием водохранилища в пойме Иртыша между Семипалатинском и Усть-Каменогорском с 1980-х стала гнездиться серая цапля Ardea cinerea (Щербаков 1986; Березовиков, Ковшарь 1990), а с 1990-х годов регистрируются летние встречи большой белой цапли Egretta alba (Березовиков, Егоров 2007), позволяющие предполагать возможное её гнездование. По-видимому, вселению этих видов цапель в пойменные экосистемы Иртыша способствовала случайная интродукция озёрной лягушки Rana ridibunda в

окрестностях Усть-Каменогорска и её интенсивное расселение вниз по реке в 1970-1980-х годах (Березовиков и др. 2001; Дуйсебаева и др. 2005). Шульбинское водохранилище стало местом регулярного гнездования хохотуньи, откуда эта чайка стала расселяться на соседние водоёмы Калбинского нагорья (Березовиков 20126). Заметно увеличилась численность сизой чайки, ранее встречавшейся по островам Иртыша редкими парами (Березовиков 1991).

Следует ожидать, что в авандельте Иртыша появятся на гнездовье серая цапля, широконоска Anas clypeata, серая утка A. strepera, свистунок A. crecca, камышница Gallínula chloropus и белокрылая крачка Chlidonias leucopterus, большой кроншнеп Numenius arquata, травник Tringa totanus. Возможными кандидатами на вселение являются также черношейная поганка Podiceps nigricollis, большая белая цапля, шилохвость Anas acuta, красноголовая чернеть Aythya ferina, чёрная крачка Chlidonias niger, большой веретенник Limosa limosa. С созданием водохранилища стала возрастать роль этого участка Иртыша для мигрирующих и линяющих водяных птиц (Щербаков 1995; Березовиков 2011, 2012а).

С 8 по 9 августа 2012 мной проведён учёт птиц в верхней части Шульбинского водохранилища ниже села Азово (50°1' с.ш., 81°4' в.д.), показавший сравнительно бедный видовой состав водяных птиц:

В заливе устья Иртыша на площади 1 км2 учтено в общей сложности 2159 водяных птиц. Основной фон населения составляли лысухи (46%), преимущественно доросший молодняк. Они образовывали скопления до нескольких сотен особей среди надводных зарослей рдестов. Обычными были чомги — 96 особей (4.5%), в том числе 7 выводков с 10 почти доросшими, но ещё не летающими молодыми (в 5 выводках было по 1, в двух — по 2 и 3 птенца). Кроме того, на плёсах отмечено ещё 23 взрослых чомги из числа линяющих. Из речных уток доминировали чирки-трескунки (5.6%), в стаях которых отмечено незначительное

Podiceps cristatus Phalacrocorax carbo Anas platyrhynchos Anas querquedula Anas crecca Fulica atra Vanellus vanellus Tringa totanus Actitis hypoleucos Philomachus pugnax Numenius phaeopus Larus ridibundus Larus cachinnans Larus canus Sterna hirundo

96 164 8 120 30 994 2 20

3

4 2

526 80 62 48

присутствие крякв и свистунков. По руслу Иртыша напротив села Азо-во часто встречались большие бакланы, сплывающие вниз по течению реки и ловящие рыбу. Вместе с ними кормились чомги.

Многочисленными в авандельте были озёрные чайки (24.4%), державшиеся большими стаями с уже самостоятельным молодняком. Хохотуньи (взрослые и молодые) и речные крачки встречались всюду как в заливе, так и по всей акватории водохранилища. Особняком вечером 8 августа держалась стая из 57 взрослых сизых чаек.

Из куликов по заболоченным берегам авандельты наблюдались травники, чибисы и перевозчики Actitis hypoleucos. Из числа северных мигрантов 8 августа встречены турухтаны Philomachus pugnax и средние кроншнепы Numenius phaeopus (Березовиков 2012в). Многочисленны были бледные ласточки Riparia diluta (104) и жёлтые трясогузки Motacilla flava beema (50 особей).

Рис. 6. Выводок красавок Anthropoides virgo у Шульбинского бора. 18 июля 2012. Фото А.Ларионова

Дальнейший маршрут по холмистому левобережью водохранилища между сёлами Азово и Беткудук показал, что его береговая полоса довольно пустынна. Основной фон населения птиц акватории составляли взрослые чомги, образовавшие здесь очаг массовой линьки (Березовиков 2012а). Достаточно многочисленными были хохотуньи, в меньшем числе — сизые чайки и речные крачки. Обратило внимание отсутствие куликов-сорок Haematopus ostralegus, малых крачек Sterna albi-frons, а также линных скоплений нырковых уток. Не обнаружены и журавли-красавки Anthropoides virgo, однако А.Ларионов 18 июля 2012

наблюдал семью из 2 взрослых и двух доросших молодых, а также группу из 6 красавок на берегу водохранилища у Шульбинского бора (рис. 6).

По сообщению О.И.Кириченко, с 10 по 20 августа в средней и нижней частях водохранилища дважды наблюдался одиночный кудрявый пеликан Pelecanus crispus. Последний случай залёта этой птицы на Иртыше между Усть-Каменогорском и Семипалатинском отмечен более 100 лет назад - весной 1907 года у села Берёзовка (Селевин 1935).

Из других птиц по берегам отмечены черноухие коршуны Milvus migrans lineatus (1), пустельга Falco tinnunculus (1), удод Upupa epops (1), зимородок Alcedo atthis (1). Около животноводческих стоянок и в группах ив отмечены деревенские ласточки Hirundo rustica (12), полевые воробьи Passer montanus (20), скворцы Sturnus vulgaris (30) и сороки Pica pica (2 особи). Примечательна встреча гибридной семьи серых Corvus cornix и чёрных ворон C. corone из 8 особей.

Создание Шульбинского водохранилища, как известно, привело к исчезновению пойменных экосистем между устьями Убы и Шульбы на протяжении 60 км, включавших разнотравные луга и тополево-ивовые рощи. Известно, что в 1960-1970-х годах многочисленные иртышские острова с богатыми урёмами на всём протяжении от Усть-Каменогорска до Семипалатинска являлись важнейшим очагом биологического разнообразия, а для птиц — местом массового гнездования. Важную роль для птиц в те годы играли песчано-галечниковые острова, которые были местами колониального гнездования речных и малых крачек, сизых чаек, куликов-сорок и малых зуйков Charadrius dubius (Щербаков 1969, 1975, 1986; Щербаков, Березовиков 2007).

Зарегулирование русла Иртыша и его катастрофического обмеление в последнем десятилетии привело к ухудшению условий существования птиц на участке поймы между Усть-Каменогорским и Шульбинским водохранилищами (Березовиков 2012г). С одной стороны, это связано с

и и J—" J—" и и

застройкой берега дачами и другими объектами в припойменной части реки ниже Усть-Каменогорска, с другой — повышенными рекреационными нагрузками, в результате чего многие песчаные и галечниковые берега, косы и островки в летнее время превращаются в многолюдные пляжи. Ранее недоступные иртышские острова из-за низкого уровня воды стали активно использоваться в качестве мест для отдыха людей и выпаса скота. К тому же на реке многократно увеличилось количество моторных лодок и катеров, являющихся постоянным фактором беспокойства для птиц с весны до осени.

Как следствие, исчезли многие островные колонии крачек и куликов. Практически перестали гнездиться на этом участке Иртыша шилохвость, широконоска, кулик-сорока, большой кроншнеп, степной лунь Circus macrourus и сократилась до минимума численность лугового

луня C. pygargus, болотной совы Asio flammeus и многих других луговых и дендрофильных птиц (Щербаков 2011а,б; Щербакова, Щербаков 2011). Пока неизвестной остаётся судьба исчезающей популяции степной белой куропатки Lagopus lagopus major, ещё в 1970-е годы жившей в пойме Иртыша в районе впадения в него реки Убы (Щербаков 1979; Березовиков, Самусев, Хроков 2000б).

Процесс становления орнитокомплексов на Шульбинском водохранилище происходит очень медленно и сложно, что обусловлено, главным образом, значительными сезонными колебаниями уровня воды, препятствующими формированию устойчивых водно-болотных экосистем вдоль его побережья.

Автор выражает признательность охотоведу Борису Павловичу Анненкову (Алма-ты) за помощь, оказанную при осуществлении поездки, а также научному сотруднику Алтайского отделения Казахского института рыбного хозяйства Ольге Ивановне Кириченко (Усть-Каменогорск) за консультации по гидрологической и ихтиологической ситуации на Шульбинском водохранилище.

Литер атур а

Березовиков Н.Н. (1991) 2004. К фауне и экологии чаек долины Иртыша (Западный

Алтай) // Рус. орнитол. журн. 13 (250): 55-60. Березовиков Н.Н. 2011. Залёты большого баклана Phalacrocorax carbo на Шульбинское водохранилище в бассейне Верхнего Иртыша // Рус. орнитол. журн. 20 (699): 21252128.

Березовиков Н.Н. 2012а. Очаг массовой линьки большой поганки Podiceps cristatus на Шульбинском водохранилище в бассейне Верхнего Иртыша // Рус. орнитол. журн. 21 (805): 2548-2551.

Березовиков Н.Н. 2012б. Гнездование хохотуньи Larus cachinnans на Каменском и Чар-ском водохранилищах в Калбинском нагорье (Восточный Казахстан) // Рус. орнитол. журн. 21 (825): 3140-3143. Березовиков Н.Н. 2012в. Средний кроншнеп Numenius phaeopus на Шульбинском водохранилище в бассейне Верхнего Иртыша // Рус. орнитол. журн. 21 (813): 2781.

Березовиков Н.Н. 2012г. Современное состояние орнитофауны Восточного Казахстана // Животный мир Казахстана и сопредельных территорий (Материалы Меж-дунар. науч. конф., посв. 80-летию Ин-та зоол РК 22-23 ноября 2012). Алматы: 208210.

Березовиков Н.Н., Дуйсебаева Т.Н., Хромов В.А., Стариков С.В. 2001. Новые данные по распространению озёрной лягушки на юго-востоке и востоке Казахстана // Вопросы герпетологии. (Материалылы 1-го съезда Герпетол. общ-ва им. А.М.Никольского 4-7 декабря 2000 г.). Пущино; Москва: 26-28. Березовиков Н.Н., Егоров В.А. 2007. К орнитофауне окрестностей Усть-Каменогорска //

Рус. орнитол. журн. 16 (363): 791-797. Березовиков Н.Н., Самусев И.Ф., Хроков В.В. 2000а. Материалы к орнитофауне поймы Иртыша и предгорий Алтая. Часть 1. Podicipitiformes, Pelecaniformes, Ciconii-formes, Anseriformes, Gruiformes, Charadriiformes, Galliformes, Pterocletiformes // Рус. орнитол. журн. 9 (92): 3-22. Березовиков Н.Н., Самусев И.Ф., Хроков В.В. 2000б. Материалы к орнитофауне поймы Иртыша и предгорий Алтая. Часть 2. Falconiformes, Columbiformes, Cuculiformes, Strigiformes, Caprimulgiformes, Apodiformes, Coraciiformes, Piciformes // Рус. орнитол. журн. 9 (93): 3-20.

Дуйсебаева Т.Н., Березовиков Н.Н., Брушко З.К., Кубыкин Р.А., Хромов В.А. 2005.

Озёрная лягушка (Rana ridibunda Pallas, 1771) в Казахстане: изменение ареала в ХХ столетии и современное распространение вида // Современная орнитология. Саратов, 3/4: 29-59.

Кириченко О.И. 2004. Отрицательное влияние весенних попусков воды Шульбинской ГЭС на состояние рыбных запасов водохранилища // Экологические проблемы агропромышленного комплекса. Алматы: 90-95.

Кириченко О.И. 2006. Влияние отдельных факторов среды на видовое разнообразие и численность популяций рыб Шульбинского водохранилища // Вестник сельскохозяйственной науки Казахстана 10: 53-54.

Кириченко О.И. 2008. Состояние рыбных ресурсов пойменных водоёмов Прииртышья и перспективы их использования // Проблемы сохранения и изучения культурного и природного наследия Прииртышья. Павлодар: 160-164.

Кириченко О.И. 2009. Видовой состав и современное состояние ихтиофауны пойменных водоёмов Павлодарского Прииртышья // Иртышский бассейн: современное состояние и проблемы устойчивого развития. Павлодар: 141-147.

Прокопов К.П., Федотова Л.А., Куликов Е.В, Кириченко О.И. 2006. Ихтиофауна Восточного Казахстана (Круглоротые Cyclostomata, Костные рыбы Osteichthyes). Усть-Каменогорск, 1: 1-132.

Селевин В.А. 1935. Новые данные по распространению птиц в Западном Алтае и его предгорьях // Бюл. Среднеаз. ун-та 21 (13): 115-126.

Щербаков Б.В. 1969. Влияние Усть-Каменогорского водохранилища на фенологию отлёта и гнездования некоторых птиц // Орнитология в СССР. Ашхабад, 2: 743-745.

Щербаков Б.В. 1975. Колониальные гнездовья околоводных птиц на Иртыше в междуречье Ульбы и Убы (Западный Алтай) // Колониальные поселения околоводных птиц и их охрана. М.: 111-112.

Щербаков Б.В. 1979. К экологии и распространению белой и тундряной куропаток на Западном Алтае // Природа и хозяйство Восточного Казахстана. Алма-Ата: 108-116.

Щербаков Б.В. 1986. Птицы Западного Алтая. Автореф. дис. ... канд. биол. наук. М: 1-22.

Щербаков Б.В. 1990. Влияние водохранилищ на природные условия поймы Иртыша и её орнитофауну // Охрана окружающей среды и природопользование. Усть-Каменогорск, 2: 191-193.

Щербаков Б.В. 2011а. О гнездовании лугового Circus pygargus, степного C. macrourus и полевого C. cyaneus луней на Западном Алтае // Рус. орнитол. журн. 20 (712): 24592463.

Щербаков Б.В. 2011б. О гнездовании ушастой Asio otus и болотной A. flammeus сов на Западном Алтае // Рус. орнитол. журн. 20 (714): 2516-2521.

Щербаков Б.В., Березовиков Н.Н. (2007). 2012. Орнитологическая экскурсия в низовьях реки Убы (Западный Алтай) в июле 1973 года // Рус. орнитол. журн. 21 (788): 2052-2057.

Щербакова Л.И., Щербаков Б.В. 2011. О сохранении пойменных звеньев Верхнего Иртыша — уникальных ботанико-зоологических комплексов Восточного Казахстана // Рус. орнитол. журн. 20 (625): 87-93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.