Научная статья на тему 'Шугейз в Китае'

Шугейз в Китае Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
314
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Modern oriental studies
Область наук
Ключевые слова
шугейз / современная музыка / китайская музыка / китайскии шугейз / синогейз / shoegaze / modern music / Chinese music / Chinese shoegaze / sinogaze

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Вахрамеева Ксения Андреевна

Статья посвящена музыкальному направлению шугейз, его распространенности и особенностям на территории Китая. В материале рассматривается генезис самого жанра шугейз, его происхождение и представители в Китае. Особое внимание обращено на наиболее значимых на настоящее время китайских музыкантов жанра шугейз. Были проанализированы тексты песен групп и их визуальный стиль, на основании чего было выявлены характерные черты и отсылки на китайскую и западную культуры. Как молодое направление в Китае шугейз требует дальнейшего изучения и будет интересен специалистам гуманитарного профиля, музыкальным слушателям и экспертам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Shoegaze in China

The article is concentrated on the musical genre shoegaze, it's distribution and features in China. In clause examines the Genesis of the shoegaze genre itself, its origin and musicians in China. Special attention is paid to the most important Chinese musicians of the shoegaze genre at present. The authors analyzed the group's song lyrics and visual style, which revealed characteristic features and references to Chinese and Western cultures. As a young direction in China, shoegaze requires further study and will be of interest to specialists in the Humanities, music listeners and experts.

Текст научной работы на тему «Шугейз в Китае»

исторические науки / вахрамеева к. а. / xenivach@gmail.com / удк 94

ШУГЕИЗ В КИТАЕ

Шугейз в Китае Shoegaze in China

Вахрамеева Ксения Андреевна

Уральский федеральный университет xenivach @gmail.com DOI: 10.24412/2686-9675-1-2021-143-149

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена музыкальному направлению шугейз, его распространенности и особенностям на территории Китая. В материале рассматривается генезис самого жанра шугеиз, его происхождение и представители в Китае. Особое внимание обращено на наиболее значимых на настоящее время китаиских музыкантов жанра шугеиз. Были проанализированы тексты песен групп и их визуальныи стиль, на основании чего было выявлены характерные черты и отсылки на китаискую и западную культуры. Как молодое направление в Китае шугеиз требует дальнеишего изучения и будет интересен специалистам гуманитарного профиля, музыкальным слушателям и экспертам.

Ключевые слова: шугеиз, современная музыка, китаиская музыка, китаискии шугеиз, синогеиз.

Для цитирования: Вахрамеева К.А. Шугейз в Китае. Современные востоковедческие исследования. 2021; 3(1). 143-149

ABSTRACT

The article is concentrated on the musical genre shoegaze, it's distribution and features in China. In clause examines the Genesis of the shoegaze genre itself, its origin and musicians in China. Special attention is paid to the most important Chinese musicians of the shoegaze genre at present. The authors analyzed the group's song lyrics and visual style, which revealed characteristic features and references to Chinese and Western cultures. As a young direction in China, shoegaze requires further study and will be of interest to specialists in the Humanities, music listeners and experts.

Keywords: shoegaze, modern music, Chinese music, Chinese shoegaze, sinogaze

For citation: Vakhrameeva K.A. Shoegaze in China. Modern Oriental studies. 2021; 3(1). 143-149

international science journal / международный научный журнал

Шугейз (шугейзинг) — музыкальный жанр, зародившийся в 1980-ых годах в Великобритании. Он характеризуется плотным звуком с множеством эффектов. Свое название жанр, которыи дословно переводится как «пристально смотреть в пол», получил благодаря британским журналистам1, которые так характеризовали музыкантов, которые на сцене вели себя пассивно и отстраненно, сосредотачиваясь на музыке и гитарных примочках. Постоянное использование педальных эффектов, на которые музыканты и устремляли свои взгляд, стало однои из наиболее отличительных черт в имидже шугеизеров.

Как правило, музыкально отличить шу-геиз от другого альтернативного рока можно очень просто. Ритм-гитары обычно играют одновременно для создания расплывчатого тембра. Риффы2 в большинстве случаев, безусловно, присутствуют, однако играют не первостепенную роль. Вокал в такои музыке обычно «утопает» на фоне музыке, словно еще один инструмент, и расслышать текст проблематично. Тексты песен обычно посвящены грезам или несбывшимся мечтам, что отсылает самого зрителя задуматься и погрузиться в свои мысли.

На шугеиз очень сильно повлияла музыка в стилях пост-панк (такие группы как The Cure, Bauhaus), ноиз-рок (Sonic Youth), дрим-поп (Cocteau Twins). Первыми музыкантами, чью музыку можно охарактеризовать как шугеиз, были Loop, Lush и Pail Saints. Однако наиболее яркими представителями являются группы My

Bloody Valentine, Ride, The Jesus and Mary Chain и Slowdive. Альбом "Loveless" 1991 года группы My Bloody Valentine считается культовым в своем жанре и зачастую его звучание становится наиболее ярким примером шугеиза.3

В Азии жанр возник в Японии. Первые японские шугеиз-группы начали возникать почти вровень с британскими — в начале 1990-ых годов. Как дань наиболее влиятельнои группе, в 2013 году японские шугеизеры создали три-бьют альбом группы My Bloody Valentine, кото-рыи получил название Yellow Loveless4.

В Китаи же, напротив, данныи жанр не торопился проникать. Первые шугеиз группы начали появляться лишь спустя почти тридцать лет с момента возникновения жанра — в 2010-ых годах. Причинои этому мог послужить подъем распространения и написания музыки в стиле шугеиз в мире в этот период. На китаиском жанр переведен дословно — ВТ® (dlngxie, пристально смотреть на ноги), но также применительно к нему используют термин — ^Ä(zishang, самолюбование), что обращено к модели поведения музыкантов на сцене.

Одна из проблем развития жанра и подоб-нои музыки — отсутствие материальнои поддержки и достаточно сильная цензура в КНР. Современная музыка выкладывается на стри-минговые платформы, где предварительно проходит модерацию. В Китае же одним из наиболее важных пунктов верификации является следование коммунистическим

1 Paul Lester "investigates" - Whatever happened to Shoegazing? URL: https://archivedmusicpress.wordpress.com/ tag/mbv/ (Дата обращения: 28.11.2020)

2 Рифф — последовательность аккордов, функция которого в кратком рефрене произведения.

3 At 25, My Bloody Valentine's divisive masterpiece 'Loveless' is the 'Sopranos' finale of albumsURL: http:// www.citypages.com/music/at-25-my-bloody-valentines-divisive-masterpiece-loveless-is-the-sopranos-finale-of-albums/400742541 (Дата обращения: 11.12.2020)

4 Various Artists - Yellow Loveless [My Bloody Valentine Tribute] [2013] [Japan] [Full Album] (Дата обращения: 28.11.2020)

ШУГЕЙЗ В КИТАЕ

исторические науки / вахрамеева к. а. / xenivach@gmail.com / удк 94

принципам5. Некоторые музыканты уходят на западные леИблы, к примеру группа из Гонконга No One Remains Virgin выпускаются на французском леибле Poch-Records в связи со своими провокационными темами. Другая же проблема связана с огласкои в СМИ: как утверждает основатель леибла Luuv Лу Цзялин, поддержка от медиа получают исполнители популярнои музыки,6 оставляя новые и малоизвестные жанры в стороне.

Примечательным является то, что большинство китаиских шугеиз групп сотруднича-

ют с японо-китаиским леиблом Luuv, которыи, начиная с 2013 года,7 проводит ежегодныи во-сточно-азиатскии шугеиз-фестиваль в Шанхае.8

Именно Шанхаи и Пекин являются музыкальными центрами всего Китая. В этих крупных городах легче всего презентовать свою музыку широкои аудитории. Нельзя не упомянуть Гонконг и Таивань, где данные жанры также развиваются.

Ниже приведена таблица с китаискими музыкантами, играющими в жанре шугеиз:

Музыкант/группа Лейбл Откуда группа

City Flanker Шаосин

Daixiaole Quince Records Пекин

Dear Eloise ^ЦЩ/ Maybe Mars Пекин

DoZzz /Bi^^/Indie Works Тайвань

Forsaken Autumn Luuv Шанхай

Manic Sheep самиздат Тайвань

No one Remains Virgin POCH Records Гонконг

RUBUR /Bi^^/Indie Works Шанхай

skip skip ben ben ^ЦЩ/ Maybe Mars Таивань

Sound of Fury Boring Productions Чэнду

The White Tulips самиздат Сямынь

Thud Records for Children Гонконг

Ш^ЖШШЩ yourboyfriendsucks! Qiii Snacks Records Гуанчжоу

Пекин

Bugs of Phonon See music Таивань

Таблица 1 Китайский шугейз-музыканты Table 1 Chinese Shoegaze-musicians

5 Silence is golden: China tightens screws on online music URL: https://www.reuters.com/article/us-china-music-censorship-idUSKCN0SY19120151109 (Дата обращения: 28.11.2020)

6 Interview Lulu (Luuv label) URL: https://www.livechinamusic.com/interview-lulu-luuv-label/ (Дата обращения: 02.12.2020)

7 The First East Asia Shoegaze Festival URL: https://www.luuvlabel.com/copy-of-the-second-east-asia-shoega (Дата обращения: 28.11.2020)

8 The First East Asia Shoegaze Festival URL: https://www.luuvlabel.com/event?lightbox=dataItem-jgxg60k51 (Дата обращения: 11.12.2020)

international science journal / международный научный журнал

В своем большинстве музыканты используют большое количество звуковых эффектов, вокал звучит отдаленно, что трудно разобрать, в целом создается меланхолично-мечтательное настроение. Тексты обычно написаны на пу-тунхуа или англииских языках.

Трудно сказать есть ли определенные темы, на которые рассуждают именно китаиские шугеизеры, так как центральными тематиками остаются фантазии и светлая печаль.

Рассмотрим творчество трех центральных для китаиского шугеиза групп — Dear Eloise, RUBUR и DoZzz.

Объединяющим фактором для всех групп будет базирование на пионерах шугеиза — My Bloody Valentine (рис.1). Это отображается не только в звучании, но и в визуальном контенте: к примеру, обложка первого альбома группы DoZzz «Poem of Love О Poem of Sadness» является прямои отсылкои на культовыи «Loveless» (рис.2):

Рис.1 Loveless, My Bloody Valentine Fig.1 Loveless, My Bloody Valentine

Рис.2 Poem of love <0 Poem of Sadness, DoZzz Fig.2 Poem of love <0 Poem of Sadness, DoZzz

В своих клипах группа придерживается подобного стиля: быстрая частота кадров, сменяющаяся резкои статичностью, либо яркие, либо пастельные цвета, большое количество видеоэффектов. Такои визуальныи стиль получил распространение среди шугеизеров после выхода фильма Софии Копполы «Трудности перевода» 2003 года.

Музыканты из группы RUBUR утверждают, что помимо вышеупомянутого коллектива большее влияние на них оказала японская сцена и местные группами: White Tulips и Goodbye Honey Boy.9 В однои из композиции группы также можно услышать диалог из классическои мелодрамы «Весна в городке». Хотя группа идеологически поддерживает местную культуру, их последнии альбом Й^Ш^МЙИ^ Persephone's Seasons10 посвящен древнегреческои мифологии, а также большая часть лирики написана на англииском языке. Несмотря на

1 Paul Lester "investigates" - Whatever happened to Shoegazing? URL: https://archivedmusicpress.wordpress.com/ tag/mbv/ (Дата обращения: 28.11.2020)

ШУГЕЙЗ В КИТАЕ

исторические науки / вахрамеева к. а. / xenivach@gmail.com / удк 94

эти моменты, часть треков с данного альбома отсылают к буддииским тематикам: в треке Kairos (part II) упоминаются цикады, которые в буддизме считаются символами бессмертия и вечнои юности, отстраненных от пороков и любовных желании, Однако в греческои мифологии цикада также является символом бессмертия. Это наводит на мысль о том, что древнегреческая мифология интересна китаиским музыкантам из-за близкого символизма. В тексте упоминаются и колокольчики на ветру, которые часто называют «музыкои ветра». Такои классическии китаискии образ неожиданным образом перекликается с жанром шугеиза, когда на первыи план выходит именно музыкаль-

ный фон, а не вокал, когда слушатель прислушивается к тому, что находится снаружи него.

К древнегреческим мифам отсылали и Dear Eloise. На своем альбоме They Slipped Away From My Mind Just Like This11 у них есть композиция под названием «The River of Lethe».12 Если в целом говорить о лирике в их творчестве, то хочется отметить постоянное чувство борьбы и неприятия себя, которое выходит на первыи план в каждои композиции. Лирические персонажи из раза в раз словно обращается к себе, пытаясь наити свое место в жизни, как например это было в песнях «Escape»13 и «Apple»14:

шшмшшшч, шж^&шшш

да^^шёво шшттъ^пт

мпвашштшш, ш^шм^модё в, да^таш^одёв,

одёво

Если хватит мужества промолчать, я соберу в себе целый мир. Если эта пора окончится, я надеюсь попрощаться с самим собои, которыи не знает, кто он и куда идет. Если я догадаюсь, что он не вернется, я смогу попросить покинуть этот мир. Если время рассчитано, я хочу видеть будущего себя. Но где же наити к себе путь...

дая^в^т ^ш

тштх^мш

миадт

У яблока поменялся вкус Кто добавил к нему приправ? Ничего не вернется Как и ты Как и ты

10 Времена года Персефоны

11 Таким образом они ускользнули из моеи головы

12 Река Лета, «река забвения» в древнегреческои мифологии

13 Спасение

14 Яблоко

international science journal / международный научный журнал

Музыка и тексты альбома «Passage» группы DoZzz передают ощущение чистоты, непорочности и беззащитности, можно даже услышать многообразие внешнего мира и его постоянное обновление.

Многие китаиские музыканты, играющие рок, метал и подобные жанры, вплетают в западное звучание местные инструменты, из-за чего создается неповторимыи колорит. Однако в шу-геизе такого явления не наблюдается, музыканты пользуются только электронными инструментами. Причин этому может быть несколько. Вторая волна шугеиза началась относительно недавно, десятилетие назад, и жанр вновь преобразуется в различных регионах, давая музыкантам большои простор для экспериментов с уже имеющимися возможностями. И сам шугеиз, как мы уже выяснили, появился относительно недавно в Китае, и музыканты лишь только привыкают к новому материалу и его подаче. Другая же причина еще более банальна — традиционные инструменты сложно сочетать с плотным шугеизовым звучанием, из-за чего они будут выбиваться из общеи стены звука.

Явление шугеиза в Китае, несомненно, интересно. Пусть оно не так давно появилось в стране и у подобнои музыки не так много слу-шателеи, но в будущем китаиские исполнители смогут заполучить и признание не только мест-нои аудитории, но и западнои, благодаря привычному звуку и привычным проблематикам в песнях. Это молодое направление появилось под влиянием Запада и Японии, где оно активно развивалось задолго до этого. Шугеиз — направление, которое на данном этапе развивается в европеиском стиле, без использования традиционных инструментов. В своеи лирике китаи-ские шугеизеры используют литературныи язык, отсылки к древнегреческои мифологии

и буддиискои символике. Наиболее частыми темами являются саморефлексия, грезы, фонами

для которых выступают вода, ночь и время.

Литература

1. 'A language we use to say sentimental things': how shoegaze took over Asia URL: https://www.theguardian.com/

music/2017/sep/13/how-shoegaze-took-over-asia (Дата обращения: 30.11.2020)

2. At 25, My Bloody Valentine's divisive masterpiece 'Loveless' is the 'Sopranos' finale of albums URL: http://www.citypages.com/ music/at-25-my-bloody-valentines-divisive-masterpiece-loveless-is-the-sopranos-finale-of-albums/400742541 (Дата обращения: 11.12.2020)

3. Chinese Shoegaze & Noise Pop, a quick guide URL: https://noiseartists.net/ home/2017/12/15/guide-to-chine-shoegaze -dreampop (Дата обращения: 30.11.2020)

4. For Chinese Shoegazers, the Future Is Looking Up URL: sixthtone.com/news/1000854/ for-chinese-shoegazers%2C-the-future-is-looking-up (Дата обращения: 30.11.2020)

5. Interview Lulu (Luuv label) URL: https:// www.livechinamusic.com/interview-lulu-luuv-label/ (Дата обращения: 02.12.2020)

6. Luuv Label Events URL: https:// www.luuvlabel.com/event (Дата обращения: 28.11.2020)

7. Paul Lester "investigates" - Whatever happened to Shoegazing? URL: https:// archivedmusicpress.wordpress.com/tag/ mbv/ (Дата обращения: 28.11.2020)

8. The First East Asia Shoegaze Festival URL: https:// www.luuvlabel.com/event?lightbox=dataItem-jgxg60k51 (Дата обращения: 11.12.2020)

9. Various Artists - Yellow Loveless [My Bloody Valentine Tribute] [2013] [Japan] [Full Album] (Дата обращения: 28.11.2020)

исторические науки / вахрамеева к. а. / xenivach@gmail.com / удк 94

ШУГЕЙЗ В КИТАЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. I Bugs of Phonon

(Нельзя пройти мимо IS^^ Bugs of Phonon ) URL: https://

fridaynightmusic.home.blog/2019/07/29/% E4%B8%8D%E5%BE%97%E4%B8%8D% E8%AA%8D%E8%AD%98%EF%BD%9C% E8%81%B2%E5%AD%90%E8%9F%B2-bugs-of-phonon/ (Дата обращения: 02.12.2020)

References

1. 'A language we use to say sentimental things': how shoegaze took over Asia URL: https://www.theguardian.com/ music/2017/sep/13/how-shoegaze-took-over-asia (Дата обращения: 30.11.2020)

2. At 25, My Bloody Valentine's divisive masterpiece 'Loveless' is the 'Sopranos' finale of albums URL: http://www.citypages.com/ music/at-25-my-bloody-valentines-divisive-masterpiece-loveless-is-the-sopranos-finale-of-albums/400742541 (Дата обращения: 11.12.2020)

3. Chinese Shoegaze & Noise Pop, a quick guide URL: https://noiseartists.net/ home/2017/12/15/guide-to-chine-shoegaze -dreampop (Дата обращения: 30.11.2020)

4. For Chinese Shoegazers, the Future Is Looking Up URL: sixthtone.com/news/1000854/ for-chinese-shoegazers%2C-the-future-is-looking-up (Дата обращения: 30.11.2020)

5. Interview Lulu (Luuv label) URL: https:// www.livechinamusic.com/interview-lulu-luuv-label/ (Дата обращения: 02.12.2020)

6. Luuv Label Events URL: https:// www.luuvlabel.com/event (Дата обращения: 28.11.2020)

7. Paul Lester "investigates" - Whatever happened to Shoegazing? URL: https:// archivedmusicpress.wordpress.com/tag/

mbv/ (Дата обращения: 28.11.2020)

8. The First East Asia Shoegaze Festival URL: https://www.luuvlabel.com/event? lightbox=dataItem-jgxg60k51 (Дата обращения: 11.12.2020)

9. Various Artists - Yellow Loveless [My Bloody Valentine Tribute] [2013] [Japan] [Full Album] (Дата обращения: 28.11.2020)

10. I Sfi Bugs of Phonon (Нельзя пройти мимо I Bugs of Phonon ) URL: https:// fridaynightmusic.home.blog/2019/07/29/% E4%B8%8D%E5%BE%97%E4%B8%8D% E8%AA%8D%E8%AD%98%EF%BD%9C% E8%81%B2%E5%AD%90%E8%9F%B2-bugs-of-phonon/ (Дата обращения: 02.12.2020)

Информация об авторе

Студентка 3-го курса Вахрамеева Ксения Андреевна

Уральскии федеральныи университет 620002, Екатеринбург, ул. Мира 19 Россия

xenivach@gmail.com

Information about the Author

3rd Grade Student, Kseniya A. Vakhrameeva,

Department of Oriental and African Studies Ural Federal University 620002, Ekaterinburg, Mira str., 19, Russia xenivach@gmail.com

Статья одобрена рецензентами: 18.02.2021 Статья принята к публикации: 15.03.2021

Reviewed: 18.02.2021 Accepted: 15.03.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.