Научная статья на тему 'ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ ЖЕНСКОГО ДВИЖЕНИЯ В США'

ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ ЖЕНСКОГО ДВИЖЕНИЯ В США Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
599
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
19-Я ПОПРАВКА К КОНСТИТУЦИИ США / ПОПРАВКА О РАВНЫХ ПРАВАХ / СУФРАЖИЗМ / ФЕМИНИЗМ / "ТАБАЧНЫЕ НЕВЕСТЫ"

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шведова Надежда Александровна

В 2020 г. в США отмечался 100-летний юбилей 19-й поправки к Конституции США, которая была принята высшим законодательным органом страны 4 июня 1919 г., а ратифицирована 18 августа 1920 г. Она предоставила американским женщинам право голоса на федеральном уровне, законодательно гарантируя им это право. Американскому обществу и государству пришлось преодолеть долгий путь для достижения этого рубежа: позади была трудная борьба, которая требовала десятилетий агитации и протеста. Заслуга в победе, несомненно, принадлежит прежде всего американкам, несколько поколений которых начиная с 1800-х гг. выдвигали из своих рядов женщин - сторонниц избирательного права. В 1848 г. движение «За права женщин» стало складываться на национальном уровне. В настоящее время американские женщины сталкиваются с глобальной пандемией, потерей миллионов рабочих мест, уничтожением десятилетия роста участия женщин в составе рабочей силы. Развитое женское движение в США, имеющее исторические корни, накопившее и впитавшее лучшие традиции своего предтечи, влияет на формирование социальной действительности и ее изменений в контексте гендерного равенства в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STROKES TO A PORTRAIT OF WOMEN’S MOVEMENT IN THE USA

2020 marks the 100th anniversary of the 19th Amendment to the U.S. Constitution, which was passed by the country’s highest legislative body on June 4, 1919, and ratified on August 18, 1920. It gave American women the right to vote at the federal level, by law guaranteeing them this right. American society and state have had a long way to reach this milestone: behind a difficult struggle that required decades of agitation and protest. The credit for the victory undoubtedly belongs primarily to American women, several generations of whom, beginning in the 1800s, have nominated women supporters of the right to vote from among their ranks. In 1848 “The Movement for Women’s Rights” began to organize itself at the national level. Currently American women are facing a global pandemic, the loss of millions of jobs, destruction a decade of growth in women’s employment in the workforce. The developed women’s movement in the United States, which has historical roots and has accumulated and absorbed the best traditions of its predecessor, influences the formation of social reality and its changes in the context of gender equality in the country.

Текст научной работы на тему «ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ ЖЕНСКОГО ДВИЖЕНИЯ В США»

ГЕНДЕРНАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ GENDER POLITOLOGY

Женщина в российском обществе. 2021. № 4. С. 72—87. Woman in Russian Society. 2021. No. 4. P. 72—87.

Научная статья УДК 329(73)

DOI: 10.21064/WinRS.2021.4.6

ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ ЖЕНСКОГО ДВИЖЕНИЯ В США

Надежда Александровна Шведова

Институт США и Канады, Российская академия наук, г. Москва, Россия, n.shvedova2015@yandex.ru

Аннотация. В 2020 г. в США отмечался 100-летний юбилей 19-й поправки к Конституции США, которая была принята высшим законодательным органом страны 4 июня 1919 г., а ратифицирована 18 августа 1920 г. Она предоставила американским женщинам право голоса на федеральном уровне, законодательно гарантируя им это право. Американскому обществу и государству пришлось преодолеть долгий путь для достижения этого рубежа: позади была трудная борьба, которая требовала десятилетий агитации и протеста. Заслуга в победе, несомненно, принадлежит прежде всего американкам, несколько поколений которых начиная с 1800-х гг. выдвигали из своих рядов женщин — сторонниц избирательного права. В 1848 г. движение «За права женщин» стало складываться на национальном уровне. В настоящее время американские женщины сталкиваются с глобальной пандемией, потерей миллионов рабочих мест, уничтожением десятилетия роста участия женщин в составе рабочей силы. Развитое женское движение в США, имеющее исторические корни, накопившее и впитавшее лучшие традиции своего предтечи, влияет на формирование социальной действительности и ее изменений в контексте гендерного равенства в стране.

Ключевые слова: 19-я поправка к Конституции США, поправка о равных правах, суфражизм, феминизм, «табачные невесты»

Для цитирования: Шведова Н. А. Штрихи к портрету женского движения в США // Женщина в российском обществе. 2021. № 4. С. 72—87.

© Шведова Н. А., 2021

Original article

STROKES TO A PORTRAIT OF WOMEN'S MOVEMENT

IN THE USA

Nadezhda A. Shvedova

Institute for the U.S. and Canadian Studies, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation, n.shvedova2015@yandex.ru

Abstract. 2020 marks the 100th anniversary of the 19th Amendment to the U.S. Constitution, which was passed by the country's highest legislative body on June 4, 1919, and ratified on August 18, 1920. It gave American women the right to vote at the federal level, by law guaranteeing them this right. American society and state have had a long way to reach this milestone: behind a difficult struggle that required decades of agitation and protest. The credit for the victory undoubtedly belongs primarily to American women, several generations of whom, beginning in the 1800s, have nominated women supporters of the right to vote from among their ranks. In 1848 "The Movement for Women's Rights" began to organize itself at the national level. Currently American women are facing a global pandemic, the loss of millions of jobs, destruction a decade of growth in women's employment in the workforce. The developed women's movement in the United States, which has historical roots and has accumulated and absorbed the best traditions of its predecessor, influences the formation of social reality and its changes in the context of gender equality in the country.

Key words: 19th Amendment to the U.S. Constitution, Equal Rights Amendment, suffrage, feminism, "tobacco brides"

For citation: Shvedova, N. A. (2021) Shtrikhi k portretu zhenskogo dvizheniia v SShA [Strokes to a portrait of women's movement in the USA], Zhenshchina v rossiiskom obshchestve, no. 4, pp. 72—87.

О поправке, наделившей американских женщин правом голоса

19-я поправка к Конституции США (19th Amendment to the U.S. Constitution, Equal Rights Amendment — ERA) гласит: «Право граждан Соединенных Штатов голосовать не может быть отвергнуто или урезано Соединенными Штатами или любым штатом по признаку пола. Конгресс имеет право применять эту статью на основании соответствующего законодательства». Она предоставила американским женщинам право голоса на федеральном уровне, ознаменовав новую эру в политической истории страны.

В раннюю эпоху становления государства США (XVIII в.) американки были лишены основных прав, которыми пользовались граждане мужского пола. Женщины не имели права голоса, права владеть собственностью (замужние женщины), законных прав на любые заработанные ими деньги. Женщин ориентировали на домашнее хозяйство и материнство, а политика оставалась уделом мужского населения.

Середина XIX в. — время формирования организованного на национальном уровне движения за права человека. В 1848 г. состоялся конвент в Сенека-Фоллс

(Seneca Falls Convention) (штат Нью-Йорк), организованный Элизабет Кэди Стэн-тон и Лукрецией Мотт, на котором была принята «Декларация чувств» («Declaration of Sentiments»), созданная по образцу «Декларации независимости» («Declaration of Independence»). В ней говорилось, что участники съезда (более 300 делегатов) считают самоочевидной истину: все мужчины и женщины созданы равными, наделенными определенными неотъемлемыми правами, среди которых жизнь, свобода и стремление к счастью. Так требование о проведении голосования стало центральным элементом движения за права женщин. Участниками конвента были в основном женщины, но также и некоторые мужчины, включая бывшего афроамериканского раба и активиста Фредерика Дугласа.

Видные деятельницы движения, прежде всего Э. Стэнтон и Л. Мотт, Сьюзен Б. Энтони и другие активистки, занимались агитационно-просветительской работой и лоббировали правительство в отношении предоставления женщинам избирательных прав. Длительная борьба сопровождалась многими лишениями: преследованиями, тюремными заключениями, голодовками, «ночью террора», избиением сотен женщин, как это случилось в 1913 г., когда протестующие устроили массовый парад избирателей в столице страны. В том же году Элис Пол основала конгресс «Союз за избирательное право женщин», ставший впоследствии Национальной женской партией, заслугу которой в принятии 19-й поправки к Конституции США трудно переоценить. Уже 2 ноября 1920 г. более 8 млн женщин на всей территории США впервые проголосовали на выборах.

Кратко о терминах

Общественное женское движение в США — это многогранное и противоречивое явление, ответы на загадки характера которого следует искать в далеком (для США особенно) историческом прошлом. Термины «женское движение», «феминизм» и «суфражизм» во многом синонимичны, хотя и обладают оттенками отличий. Напомним, феминизм (от лат. femina — женщина) — общественно-политическое движение, цель которого — предоставление женщинам всей полноты гражданских прав. В широком смысле — стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. В узком смысле — женское движение, цель которого — устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами. Отметим отсутствие единого общепринятого в сообществе исследователей определения «феминизм» и его содержания, однако относительный консенсус наблюдается в вопросе о том, что в первую очередь феминизм анализирует проблемы женщин, отталкиваясь от признания «права на различие». При этом некоторые считают, что, поскольку феминизм стремится к равноправию полов, мужчины также страдают от сексизма и что борьба за мужские права является неотъемлемой его частью.

Понятие «женское движение» — это широкое понятие, подразумевающее деятельность совокупности женских организаций, которые нацелены на повышение социально-политического статуса американок и достижение равных прав с мужчинами. Оно шире понятия «суфражизм», которое включает активность по достижению женщинами избирательных прав. Движения, как правило, действуют на стыках зон влияния партий, там, где социальные слои не находят ответы на свои потребности со стороны партийных институтов.

Иными словами, неспособность традиционных партийно-политических институтов своевременно и трезво оценить новые реалии в обществе в целом, которые связаны с эволюцией социально-экономической ситуации и развитием общественного сознания, объективно порождает движения, женское не становится исключением в этом ряду. Главнейшая функция любого женского движения — это работа по подъему самосознания женских масс.

Женское движение в США имеет глубокие исторические корни. Оно — дитя становления американского государства и общества и впитало все своеобразие исторических, географических, экономических, этнических и психологических характеристик этого периода, развиваясь в исторической перспективе по волнообразной траектории, со взлетами и падениями с точки зрения решения в государстве проблем гендерного равенства, а точнее, преодоления дискриминации по принципу пола.

Американское женское движение поднимает женские вопросы общенационального и общечеловеческого характера, являясь важной частью политической системы современного общества, степень их воздействия на государственную политику весьма ощутима, под их влиянием модифицируются политические партии, формы и методы их действия. Именно в этом проявляется функция женского движения в политической системе государства.

Немного истории, проливающей свет на характер

американских женщин, формирующих общественный активизм

Ученые отмечают, что в колониальный период истории США (конец XV в.) в первых европейских поселениях на территории современных США были и женщины. В 1607 г. здесь было образовано первое английское поселение. В следующем, 1608 г. состоялось прибытие первых женщин в Джеймстаун. Беглый взгляд на вехи периода рождения государства фиксирует феномен «табачных невест», который вносит свою специфику в отношения к женским переселенцам из-за «дефицита» и «высокой стоимости» прибывших невест. Типичная женщина колониальной Америки формируется под влиянием социально-демографических, экономических и религиозных факторов. Уже в колониальный период складывается особенный статус американских женщин, по сравнению, например, с Европой. В чем особенности статуса американок и в чем причина влияния женщин на ход исторического развития США?

Мария Константиновна Цебрикова, российская писательница, ученый и публицист, автор книги «Американки XVIII века», изданной в Санкт-Петербурге в 1871 г., т. е. 10 лет спустя после отмены крепостного права в России, справедливо подчеркивала роль американок в истории США. Она писала: «Не найдется ни одной страны, где бы влияние женщины было так сильно, прочно и благотворно, как в Америке». М. К. Цебрикова, как и многие другие исследователи женской истории борьбы за независимость, подчеркивала, что американки деятельно служили всеми силами делу освобождения отечества; их влияние, прямое и опосредованное, на судьбу страны было сильно и прочно. Америка обязана счастливым исходом своей борьбы за независимость этому влиянию почти столько же, сколько политической мудрости своих великих вождей и геройской неустрашимости своих граждан [Цебрикова, 1871].

Впервые требования равноправия были выдвинуты женщинами именно во время Войны за независимость в США (1775—1783). Первой американской феминисткой считают Абигейл Смит Адамс (1744—1818), которой принадлежит знаменитая фраза: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов» (цит. по: [там же]).

Причина влияния американских женщин на ход исторического развития США лежит в энергетическом, самостоятельном и практическом их характере, который мог развиться только при социальных, политических и религиозных условиях жизни пионерских колоний. Выделяя социально-демографический фактор как ключевой с точки зрения формирования характера американок, автор убедительно показывает природу обстоятельств, требовавших от них самостоятельности и укрепления чувства независимости и собственного достоинства. На этой основе строились взаимоотношения между мужчинами и женщинами.

Количество женщин было гораздо меньше, чем мужчин. Немногие женщины решались на опасное путешествие. Поэтому отношения между мужчинами и женщинами устанавливались по известному экономическому закону: чего менее, тем более дорожат. При этом женщины по естественному чувству самосохранения останавливали свой выбор на тех, кто предоставлял им гарантии для сохранения их независимости и самостоятельности. Мужчине, заподозренному в грубом деспотизме, было несравненно труднее найти себе жену. Существовала особая необходимость приобретения жены в условиях уединенного образа жизни. В тех обстоятельствах женщины мужественно переносили все трудности (с ружьем в одной руке и с топором в другой): обрабатывали землю, заведовали многосложным домашним хозяйством и производством. Часто в отсутствие мужчин защищались от нападений диких племен или диких зверей. Влияние экономического фактора объективно срабатывало против закрепощения женщины: в Новом Свете земли было вдоволь, ее можно было приобретать за бесценок или просто захватывать по праву сильного. Рождение ребенка в самом бедном семействе было радостью, поскольку была гарантия его прокормить — земля, гарантия куска хлеба на старость. Внося значительную долю труда в семью, американки были не зависимыми существами, которых содержат из милости, а равноправными членами семьи.

Неслучайно суровый пуританизм, который охранял, как святыню, неприкосновенность отцовской власти, не превратил американскую семью в домостроевскую. Американские исследователи подчеркивают также важность религиозного фактора в формировании характера и общественного идеала американских женщин. Американки были дочерями и внучками людей, которые предпочли изгнание измене своим убеждениям, которые перенесли гонимую в Старом Свете свободу совести в Новый Свет. Нужно много мужества и энергии для того, чтобы отказаться от выгод прочного обеспеченного положения, порвать все близкие кровные связи, подвергнуться опасностям дальнего пути в малоизвестную страну, о которой ходили чудовищные слухи. Независимость, купленная такой дорогой ценой, занимала верхние строчки в нравственных приоритетах, превращаясь в святыню. При этом «сама религия, основанная на принципе свободного исследования, освобождала умы от подчинения авторитету,

подготавливала путь гражданской свободы» [там же]. Учение пуритан, вследствие принципа свободного толкования, распадалось на секты, которые, устраняя все более обрядность, приближались к простоте первых христианских общин. На этом основании некоторые секты допускали проповеди женщин, которые стали усердными исповедницами религии, что открывало им широкое поле для пропаганды и подвигов.

Женское движение в борьбе

за гражданские и политические свободы в США

История американского суфражизма началась сразу же после Гражданской войны, когда была принята 14-я поправка к Конституции, определившая американское гражданство и включившая в число граждан бывших рабов. Сторонники равноправия полов утверждали, что поправка относится и к женщинам, однако эта идея не разделялась консервативно настроенным большинством. Были созданы две независимые суфражистские организации, одна из которых выбрала путь лоббирования внесения поправки к федеральной Конституции, а вторая сосредоточилась на работе в каждом отдельном штате. В декабре 1869 г. женщины штата Вайоминг получили право не только принимать участие в выборах, но и быть присяжными в суде. Следом похожие законы приняли и другие штаты, однако потребовалось еще полвека борьбы, прежде чем 19-я поправка, гарантирующая женщинам избирательные права на федеральном уровне, заняла свое соответствующее место в ряду других, обретя статус закона.

Парадоксально, но факт: первая женщина была избрана в конгресс США еще до того, как американкам было разрешено голосовать. В 1917 г. жители штата Монтана избрали Джанет Рэнкин в палату представителей (нижняя палата конгресса, число членов которой от каждого штата пропорционально его населению). В 1933 г. Хэтти Каравэй стала первой женщиной, избранной в сенат (верхняя палата конгресса, куда выбираются 2 представителя от любого штата). Любопытно, что первыми женщинами-губернаторами стали жены экс-губернаторов (в Техасе и Вайоминге).

Влияние феминистского движения на различные изменения в западном обществе в середине ХХ в. касалось прав женщин в отношении разводов, владения имуществом, права женщин на контроль над собственным телом и права решать, какое медицинское вмешательство для них допустимо (в том числе выбор противозачаточных средств и прерывание беременности — аборт). Здесь набирает силу женское освободительное движение за гражданские права (равная с мужчинами оплата труда, равные законодательные права и свобода в планировании своей семьи). Марш на Вашингтон за рабочие места и свободу, принятие Закона о гражданских правах 1964 г. и Закона об избирательных правах 1965 г. — яркие вехи этого периода женского движения.

Нет сомнения в том, что развитие теоретической базы — феминистской философии — способствовало развитию женского движения, его феминистского крыла. Феминистическая литература возникла в США, позже — в Великобритании и Франции. Она была публицистической и политической. Но скоро «женская» проблематика становится предметом академических исследований в целом

ряде областей знания: антропологии, этнологии, социологии, психологии, философии, политологии и др.

Исследователи отмечают значение выхода в свет работы Бетти Фридан «Загадка женственности» («The Feminine Mystique», 1963), в которой она подвергла критике идею о том, что женщины могут реализовать себя только в сфере домашнего хозяйства и воспитания детей. Широко признано, что эта книга «дала начальный импульс» современному женскому движению и в результате навсегда изменила структуру общества в США и других странах мира. Главная идея работы Б. Фридан заключается в том, что роль домашней хозяйки и воспитательницы детей была навязана женщине посредством создания так называемой загадки женственности. Автор разоблачала псевдонаучные теории, женские журналы и рекламную индустрию, которые навязали женщинам, обладающим истинной женственностью, отсутствие потребности в карьере, высшем образовании и политических правах. Иными словами, «женственной американке» чужды независимость и возможности, за которые когда-то боролись феминистки. Ее единственное устремление — с раннего девичества посвятить себя поискам мужа и рождению детей. Работа Б. Фридан подоспела вовремя, поскольку сумела отразить уже созревший в обществе запрос на перемены в статусе американских женщин.

В 1984 г. демократы впервые выдвинули женщину — Джеральдин Ферра-ро — кандидатом на пост вице-президента. В 2006 г. Нэнси Пелосси стала первой женщиной-спикером палаты представителей, заняв тем самым 3-ю позицию в очереди на президентскую должность (после вице-президента) — в случае смерти или болезни действующего президента. Широко известна политическая деятельность Хиллари Клинтон.

Период 1975—2000 гг. стал свидетелем заметных и впечатляющих изменений к лучшему в положении женщин в американском обществе во всех областях жизни — политической, экономической, социальной, психологической и культурной. Основополагающее требование женского движения — о признании в женщине полноценного человека, личности — получило широкое распространение в общественном сознании, закрепляясь в общественном идеале.

Об отношении к гендерному равенству,

женскому движению и феминизму

От права голоса — до защиты рабочих мест. Многие из достижений американских женщин на протяжении всей истории США представляют собой результат различных форм активности в рамках движения за гендерное равенство и справедливость. На счету американского женского движения немало побед. Однако 57 % американцев считают достигнутый уровень гендерного равенства в стране недостаточным и выражают готовность предпринимать усилия. Многие принимают участие в деятельности, направленной на совершенствование ситуации в этом вопросе [Horowitz, 2020]. Так, по данным опроса Исследовательского центра Пью (Pew) (июль 2020 г.), около 13 % взрослого населения США внесли деньги в организацию, которая занимается вопросами гендерной проблематики и гендерного равенства. Примерно каждая 5-я женщина-демократка (22 %) внесла деньги в организацию, которая занимает позиции по вопросам, связанным с гендерной проблематикой или гендерным равенством, по сравнению с 17 % мужчин-демократов и всего

4 % женщин и мужчин — республиканцев. 14 % женщин-демократок говорят, что они участвовали в акции протеста или митинге, посвященных этим проблемам, меньшая доля мужчин-демократов (9 %), женщин (5 %) и мужчин (2 %) — республиканцев говорят, что они также принимали участие в них.

Каждый из 10 респондентов связывался как избиратель/избирательница с выборным должностным лицом, чтобы донести свое мнение по гендерным вопросам или принять участие в акции, посвященной проблемам гендерного равенства и справедливости. Большая часть респондентов высказала свое мнение о гендерном равенстве или гендерной справедливости в беседах с семьей и друзьями (54 %) или путем размещения контента по этим темам на сайтах социальных сетей (21 % среди тех, кто использует эти сайты). Женщины Демократической партии или сочувствующие ей, имеющие степень бакалавра, более активны, чем участницы с более низким уровнем образования, в реальных действиях в борьбе за гендерное равенство [ibid.].

В настоящее время во всем мире люди решительно выступают за большее гендерное равенство. Такую тенденцию фиксируют социологические опросы [Poushter, Fetterolf, 2019]. Хотя существуют прогнозы о том, что потребуется более столетия для ликвидации нынешнего гендерного разрыва (например, об этом говорится в докладе «О глобальном гендерном разрыве» Всемирного экономического форума (2019) относительно стран, которые он охватывает), общие тенденции свидетельствуют о росте гендерного равенства во многих странах.

Происходит осознание необходимости изменений в отношении тендерного равенства. Так, большинство опрошенных в 23 из 27 государств (2019) считают, что за последние два десятилетия в их стране выросло равенство между мужчинами и женщинами. При этом фиксируют тенденцию к широкому распространению позитивного отношения к росту гендерного равенства [ibid.]. В США 71 % опрошенных высказываются за рост уровня гендерного равенства, лишь 4 % — против (для сравнения: позитивную позицию разделяют в России 40 %, против — 11 %).

7 из 10 американцев считают, что феминистское движение сделало «очень много» (22 %) или «довольно много» (48 %) для продвижения прав женщин в США; 59 % придерживаются такого же мнения относительно роли Демократической партии, в том числе 12 % утверждают, что она «сделала очень много». При этом большинство американцев отрицательно оценивают в этом плане Республиканскую партию (61 %) и Д. Трампа (69 %), порицая их как сделавших мало или вообще ничего не совершивших для продвижения прав женщин. В целом общественность считает, что феминистское движение внесло свой вклад в улучшение прав женщин в США. Иными словами, позитивную оценку влияния феминистского движения в США выражает сегодня преобладающее большинство — 70 % [Barroso, 2020].

Женщины чаще, чем мужчины, ассоциируют феминизм с такими позитивными качествами, как расширение прав и возможностей и инклюзивность, в то время как мужчины чаще, чем женщины, видят в феминизме поляризацию и неактуальность. Тем не менее 6 из 10 мужчин считают, что феминизм расширяет возможности.

Существуют также большие партийные разночтения во взглядах на феминизм. В то время как 76 % демократов полагают, что феминизм расширяет

возможности, только 49 % республиканцев говорят то же самое, т. е. почти в 2 раза меньше. Эти партийные стереотипы одинаково проявляются и у женщин, и у мужчин. Женщины-демократки гораздо чаще, чем женщины-республиканки, видят в феминизме расширение прав и возможностей (77 и 56 %) и инклюзив-ность (53 и 36 %). Женщины-республиканки в 2 раза чаще, чем женщины-демократки, считают феминизм устаревшим (36 и 18 %).

Отмечены также расовые и этнические различия в том, как люди относятся к феминизму. Примерно половина белых взрослых (49 %) подчеркивают разделяющую характеристику феминизма, по сравнению с 34 % черных и 36 % ис-паноязычных взрослых. При этом среди взрослых около трети (32 %) белых считают феминизм устаревшим, примерно каждый 4-й чернокожий (24 %) и латиноамериканец (26 %) придерживаются этой же точки зрения.

Администрация Д. Трампа и американские женщины1

Борьба с насилием в отношении женщин — сложнейшая конкретная задача женского движения, которое рассматривает его как проявление исторически сложившегося неравного соотношения сил между полами, что выражается в дискриминации женщин во всех сферах общественной жизни. Насилие представляет собой важнейший социальный механизм, при помощи которого женщин принуждают занимать подчиненное, по сравнению с мужчинами, положение в семье, в обществе и на работе. Политика терпимости государства и общества по отношению к этому социальному злу — одна из основополагающих причин насилия. Поэтому равноправие женщин не может быть достигнуто до тех пор, пока существует насилие или угроза насилия. Равенство женщин с мужчинами и безопасность женщин, таким образом, неразрывно связаны между собой.

Закон о насилии в отношении женщин (Violence against Women Act), принятый 13 сентября 1994 г. как часть (Title IV) закона Б. Клинтона о борьбе с преступностью (Violent Crime Control and Law Enforcement Act of 1994), — первый федеральный законодательный акт, нацеленный на решение проблемы домашнего насилия [H.R.3355 — Violent Crime Control... , 1994]. Государство давало сигнал: проблема осознана и проявлена готовность к ее разрешению. Любопытно, что билль был внесен в конгресс США ранее, еще 19 июня 1990 г., сенатором Джозефом Байденом, кандидатом на пост президента страны в 2020 г. [S. 2754 — Violence. , 1990]. Однако тогда его не приняли, как не приняли и 21 января 1993 г., когда сенатор внес его повторно [Domestic. , 2013].

В обществе началось осознание того, что это вопрос не семейный — речь идет о правах человека. Проблема насилия в отношении женщин стала приобретать более комплексный характер, переходя границы расовых, гендерных и социально-политических отношений, острота которых проявилась с особой силой при администрации Д. Трампа.

Вопреки ожиданиям многих в президентской гонке 2016 г. победил кандидат от Республиканской партии Дональд Трамп, набравший почти на 3 млн голосов меньше, чем демократка Х. Клинтон. Он завоевал большинство в коллегии

1 Подробнее см.: Шведова Н. А. Между коляской и ноутбуком: реализация политики тендерного равенства в США // Женщина в российском обществе. 2018. № 4 (начало); 2019. № 1 (окончание).

выборщиков, которая формируется по результатам голосования в отдельных штатах и определяет исход выборов. На следующий день после официального вступления в должность 45-го президента США (21 января 2017 г.) состоялся многотысячный марш американских женщин во всех концах страны и за рубежом, о котором заговорили как о крупнейшем событии в общественно-политической жизни США, а также вне страны.

Что вывело американских женщин на улицы? Предвыборная риторика Д. Трампа не оставляла сомнений в том, что над правами женщин и всеми соответствующими достижениями, которые были завоеваны к этому времени, нависла угроза. Поэтому была очевидна необходимость продемонстрировать новому президенту решительность в защите своих прав. Развернувшаяся дискуссия в социальных сетях по поводу женского марша довольно отчетливо демонстрировала это. Одни горячо поддерживали марш как выражение протеста, другие высмеивали неспособность принять результаты выборов, а также отсутствие инклюзивности, которая предполагала частичное согласие с лозунгами протеста в рамках женского марша. Речь шла о сложном отношении к проблеме прерывания беременности (аборт).

За первым маршем при администрации Д. Трампа последовал следующий, марш женщин — 20182. Марш как форма жизнедеятельности женского движения в США не является одноактным действием. Он планируется как заключительный аккорд демонстрации того или иного требования к правительству. Смысл заключается в том, что предшествует этому событию. Подготовка — это многомесячный процесс, благодаря которому женские неправительственные организации — с прицелом на выборы — проводят агитационно-пропагандистскую работу по продвижению своих идей и интересов. Цель — добиться значимых изменений на предстоящих в ноябре 2018 г. промежуточных выборах. Женщины в США обрели достаточные рычаги власти и влияния на формирование собственной судьбы и на вектор развития страны.

Республиканец Д. Трамп предпринимает, по образному определению Элеонор Смил, президента одной из влиятельнейших женских организаций США «Фонд феминистского большинства» («Feminist Majority Foundation»), «мизогинистическую атаку» на американок. Она подчеркнула провал попыток администрации отменить Закон о доступном здравоохранении и лишить более 32 млн американцев медицинской страховки. Теперь меры направлены на подрыв положения женщин в отношении не только программы планирования семьи, но и средств контрацепции, которые используются для лечения серьезных заболеваний. Указывая на остроту поставленных задач, Э. Смил заявила: «На карту поставлено так много: права женщин, репродуктивное здравоохранение, раздел IX закона, права иммигрантов, права трудящихся, гражданские права, права ЛГБТ плюс изменение климата и многое другое. Давайте объединимся в солидарности и продемонстрируем нашу приверженность борьбе за жизнь женщин» (цит. по: [Young Women... , 2017]). Многие женские некоммерческие организации отозвались на призыв. Среди авторитетных женских организаций следует назвать прежде всего такие:

2 Подробнее см.: ШведоваН. А. Американские женщины и администрация Д. Трампа: год спустя // США и Канада: экономика, политика, культура. 2018. № 4.

— Американский союз гражданских свобод (American Civil Liberties Union);

— Императив здравоохранения для черных женщин (Black Women's Health Imperative);

— Национальная женская организация (National Organization for Women, NOW);

— Национальная лига действий по репродуктивным правам и аборту — за выбор Америки (National Abortion and Reproductive Rights Action League — Pro-Choice America, NARAL);

— Национальное женское политическое собрание (National Women's Political Caucus);

— Национальный латиноамериканский институт репродуктивного здоровья (National Latina Institute for Reproductive Health);

— Федерация планируемого родительства Америки (Planned Parenthood Federation of America);

— Форум женских кампаний (Women's Campaign Forum).

Многочисленные сексистские высказывания Д. Трампа настраивали против него тех американцев, и женщин, и мужчин, кто исповедует принципы равенства полов. Кроме того, из уст президента раздавались вполне однозначные призывы, которые задевали за живое и иммигрантов. Так, в 2019 г. президент США посоветовал 4 американкам — членам конгресса (все цветные женщины) — вернуться «туда, откуда они родом». Он подчеркнул, что они «происходят из стран, где правительства являются полной катастрофой, худшие, самые коррумпированные и неумелые, чем где-либо в мире» (цит. по: [Орлова, 2020]). Речь шла об Александрии Окасио-Кортес, пуэрториканке, которая родилась и выросла в Нью-Йорке, чернокожей Аянне Пресли из штата Огайо, мусульманках Ра-шиде Тлаиб, родом из Мичигана, и Ильхан Омар, беженке из Сомали.

Среди них Ильхан Омар — единственная натурализованная гражданка, остальные — изначально гражданки США. В это время, после промежуточных выборов 2018 г., в конгрессе США 116-го созыва (03.01.2019 г. — 03.01.2021 г.) 47 из 127 женщин в обеих палатах были цветными американками (22 афроаме-риканки, 13 латиноамериканок, 8 азиатских американок (жительницы тихоокеанских островов), 2 коренные американки, по одной ближневосточной (северо-африканка) и многорасовой) [Women... , 2019]. Такой состав сложился впервые в истории американского парламентаризма. И это было не случайно: большая доля успеха принадлежала активному женскому движению, которое сосредоточило свои усилия на работе по призыву в ряды претендентов на выборные должности как можно большего числа женщин наряду с поддержкой их избрания, чтобы легитимным путем противостоять и не допустить уничтожения республиканским правлением завоеванных рубежей тендерного равенства в стране. Это была очевидная победа женского демократического движения.

Вопрос о репродуктивных правах и о прерывании беременности (аборты) — один из наиболее актуальных для женского движения в США на протяжении уже долгого времени. Право на прерывание беременности было подтверждено Верховным судом в 1973 г. в известном деле «Роу против Уэйда»: право

на частную жизнь распространяется на право женщины делать свой выбор в отношении сохранения или прерывания беременности. Однако американкам не удалось закрепить достигнутое: в 1992 г. Верховный суд вынес решение, в соответствии с которым штаты могут вводить свои ограничения на проведение абортов. В результате такой стратегии легальный аборт оказался под угрозой: число принятых в штатах мер, подрывающих право на аборт, увеличивалось.

Особую тревогу вызывают попытки установить различные формы контроля над рождаемостью. Такие инициативы администрации Д. Трампа, как ужесточение правил предоставления противозачаточных средств, создание отдела по вопросам свободы совести и религиозной свободы при Управлении по гражданским правам, входящем в Министерство здравоохранения и социального обеспечения (Conscience and Religious Freedom Division under the Office for Civil Rights at the Department of Health and Human Services, HHS), которое способствует расширенному толкованию и применению религиозных и моральных изъятий для ряда других служб репродуктивного здоровья, включая контрацепцию, атаки на планируемое родительство, восстановление и расширение так называемого правила «глобального блока» (Global Gag Rule), которое не позволяет получателям американской помощи предлагать какую-либо информацию, услуги или пропаганду в отношении медицинских услуг по прерыванию беременности даже при наличии иных источников финансирования, сокращение финансирования Фонда народонаселения ООН (U.N. Population Fund), который осуществляет деятельность по защите прав женщин во всем мире, охране материнства, планированию семьи и занимается программами тендерного равенства, — эти и другие меры властей служат толчком для совместных протестных действий. Они вывели на улицы миллионы демонстрантов, протестующих против попыток республиканской администрации Д. Трампа ущемить права женщин3.

Коронавирусная болезнь вызвала чрезмерную нагрузку на уязвимые группы по всей стране — меньшинства и общины меньшинств, особенно афроамериканцев и латиноамериканцев, несоразмерно сильно пострадавших от вируса. При этом в США проявились тенденции, которые наблюдались и в других странах мира: ко-ронавирус особенно сильно поражает женщин и девочек, в том числе нарушает доступ к материнскому здоровью, ставит под угрозу тех, кто ухаживает за детьми, и увеличивает риск бытового насилия [Miliband, Sandberg, 2020].

Критики, обрушившиеся на администрацию Д. Трампа, обвиняли его и его целевую группу по коронавирусу (в основном мужского пола) за то, что они игнорируют воздействие COVID-19 на женщин, усиливая атаки на репродуктивные права путем сокращения основных услуг в области репродуктивного здоровья и экспорт ограничительной политики4. Такая политика, утверждали критики, пагубна не только для гендерного равенства, но и для всей страны и ее перспектив на восстановление. Выступая против права «на выбор», т. е. против прерывания

3 Подробнее см.: Шведова Н. А. Создание мира равных возможностей: стратегия равенства и политическое представительство полов в США // Россия и Америка в XXI веке. 2018. Вып. 2. URL: http://rusus.jes.su/s207054760000031-1-1 (дата обращения: 16.01.2019).

4 Подробнее см.: Шведова Н. А. COVID-19 в контексте президентской гонки в США // Россия и Америка в XXI веке. 2020. № 3. URL: https://rusus.jes.su/s207054760011742-3-1 (дата обращения: 16.09.2020).

беременности, президент Д. Трамп и другие политики подрывают экономическую безопасность женщин и ограничивают основные репродуктивные права в стране и за рубежом в то время, когда благосостояние женщин и семей имеет решающее значение для долгосрочного восстановления [Phadke, Schmitt, 2020].

Наряду с этим отчет центров по контролю и профилактике заболеваний показал, что женщины составляют две трети работников медицинской сферы США, которые были инфицированы с момента начала вспышки [Characteristics. , 2020]. Вместо расширения доступа к медицинскому обслуживанию администрация Д. Трампа отказалась вновь открыть общенациональные рынки медицинского страхования, которые могли бы помочь расширить уход за незастрахованными американцами [Phadke, Schmitt, 2020].

Расширение доступа к контролю за рождаемостью и прерывание беременности в домашних условиях могли бы позволить женщинам лучше контролировать свое собственное репродуктивное здоровье в обострившейся ситуации наибольшей опасности для их здоровья — с одной стороны. С другой — это могло бы поддерживать дистанционные меры и предотвращать любую дополнительную нагрузку на уже перегруженную систему здравоохранения.

Таким образом, американское женское движение, представляя собой одно из проявлений социальной активности, выступает неотъемлемым элементом гражданского общества, которое отражает процесс вызревания демократических идеалов и ценностей. Оно служит барометром настроений и духовных ориентиров женских масс, по которому власти вынуждены сверять свои программы и политику, потому что женское движение — активная упорядоченная деятельность этого сообщества.

Ясно, что степень отражения интересов женской социально-половой группы — половины населения страны — зависит от эффективности и силы общественно-политического влияния неоднородного, порой с противоположными зарядами, американского женского движения. Его портрет на политическом поле США рисуют стратегия и тактика участия женского движения в подготовке, принятии и оформлении на федеральном, региональном и местном уровнях политических и управленческих решений, от которых зависит судьба и статус женского населения.

Женское движение в США испытывает на себе ощутимое партийное влияние, которое, однако, не всегда является приоритетным в определении выражаемой позиции, когда речь заходит о проблемах, затрагивающих прежде всего интересы американок. В условиях сложившихся традиций «устоявшейся демократии» женское движение склонно к легитимным способам и методам борьбы посредством создания организованных коалиций и достижения компромисса и консенсуса с институтами власти, в выборе которых оно принимает самое активное участие.

Практика демонстрирует, что женское движение способно осуществлять необходимую корректировку политики в отношении положения женщин, не всегда быстро и всегда прикладывая значительные усилия, чтобы, пройдя нелегкий путь контроля и мониторинга исполнения решений (реализации политики и соответствующих программ), касающихся женского населения, добиваться поставленных целей.

Все изменения в статусе американских женщин, несмотря на их объективную неизбежность, произошли и продолжают реализовываться в результате конкретной

длительной и упорной работы женского движения. Связь с насущными, конкретными проблемами повседневной жизни, наряду с постановкой стратегических целей, — его сильная сторона. Активность женского движения заставляет штатных и федеральных законодателей учитывать его интересы и потребности.

Лидеры женского движения апеллируют к Конституции США, которая провозглашает гражданское и политическое равенство граждан, что должно в полной мере распространяться на частную жизнь и семейные отношения. С развитием идеи свободы и принципов неотчуждаемости естественных прав человека понятие семейной жизни становится более гибким. Осознание самодостаточности открывает перед женщинами разнообразные возможности самовыражения, что в той или иной степени размывает основы семейных отношений, построенных на принципах традиционной семьи, в которой главная роль принадлежит отцу-кормильцу, а жене отведена второстепенная роль — объекта этих отношений. Благодаря усилиям женского движения американские женщины получили доступ в высшие учебные заведения, несмотря на все сопротивление, включая распространенные гендерные стереотипы о неспособности женщин к восприятию научных знаний наравне с мужчинами. Высшие учебные заведения становятся не только кузницей профессиональных кадров, но и школой развития организаторских способностей и лидерских качеств. Выпускницы колледжей и университетов принимают активное участие в работе всевозможных женских организаций.

Принятие 19-й поправки к Конституции США в 1920 г., гарантировавшей женщинам избирательное право, стало мощным стимулом для дальнейшей эволюции социально-экономических и политических прав американских женщин.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В январе 2020 г. штат Вирджиния стал 38-м штатом, принявшим поправку о равных правах, почти через полвека после того, как она была принята сенатом (1972). В настоящее время она ратифицирована тремя четвертями штатов, что необходимо для внесения поправок в Конституцию США. Смысл поправки о равных правах состоит в том, что она закрепит в Конституции Соединенных Штатов концепцию равенства женщин и создаст национальный правовой стандарт, запрещающий все формы дискриминации по признаку пола в высшем законе страны. Это поможет женщинам в случаях дискриминации в области образования, занятости, заработной платы, военной службы, социального обеспечения, насилия в отношении женщин и многих других.

Свою повестку дня американское женское движение не исчерпало. До сих пор Соединенные Штаты не ратифицировали Конвенцию ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Остаются и другие барьеры, преодоление которых, по мнению американских женщин, не должно долго заставлять себя ждать.

Список источников

Орлова К. Расизм в США: почему Америка снова полыхает. 2020. URL:

https://echo.msk.ru/blog/karina_orloYa/2652031-echo/ (дата обращения: 04.10.2020). ЦебриковаМ. К. Американки XVIII века. СПб.: Тип. Ф. С. Сущинского, 1871. URL:

https:www.bookYoed.ru/files/3515/10/59/11/pdf (дата обращения: 01.07.2020). Barroso A. 61 % of U.S. Women Say «Feminist» Describes them Well; Many See Feminism as Empowering, Polarizing. 2020. URL: https://www.pewresearch.org/fact-tank/2020/07/

07/61-of-u-s-women-say-feminist-describes-toem-well-mmy-see-feminism-as-empowering-polarizing/ (дата обращения: 10.08. 2019).

Characteristics of Health Care Personnel with COVID-19 — United States, February 12 — April 9, 2020. URL: https://www.cdc.gov/mmwr/volumes/69/wr/mm6915e6.htm (дата обращения: 10. 05.2020).

Domestic (Intimate Partner) Violence Fast Facts. 2013. URL: https://edition.cnn.com/ 2013/12/06/us/domestic-intimate-partner-violence-fast-facts/index.html (дата обращения:

31.03.2019).

H.R.3355 — Violent Crime Control and Law Enforcement Act of 1994. 1994. URL: https://www.congress.gov/bill/103rd-congress/house-bill/3355 (дата обращения:

31.04.2020).

Horowitz J. M. Activism on Gender Equality Differs Widely by Education among Democratic Women. 2020. URL: https://www.pewresearch.org/fact-tank/2020/07/09/activism-on-gender-equality-differs-widely-by-education-among-democratic-women/ (дата обращения: 11.09. 2020).

MilibandD., Sandberg Sh. A Second Covid Crisis Is Coming. 2020. URL: https://www.politico. com/news/magazine/2020/04/24/covid-crisis-women-205856?nname=women-rule&nid= 00000169-5991-d01a-a169-5d9f0cc10001&nrid=0000015f-01eb-d618-a7ff-8fffc9fc0000&nlid= 2485581 (дата обращения: 26.04.2020).

Phadke Sh., SchmittA. Protecting and Promoting Women's Rights Is Key to Defeating the Coronavirus at Home and Abroad. 2020. URL: https://www.americanprogress.org/ issues/women/news/2020/05/29/485606/protecting-promoting-womens-rights-key-defeating-coronavirus-home-abroad/ (дата обращения: 04.06.2020).

Poushter J., Fetterolf J. How People around the World View Gender Equality in Their Countries. 2019. URL: https://www.pewresearch.org/global/2019/04/22/how-people-around-the-world-view-gender-equality-in-their-countries/ (дата обращения: 10.05.2019).

S.2754 — Violence Against Women Act of 1990. 1990. URL: https://www.congress.gov/ bill/101st-congress/senate-bill/2754 (дата обращения: 30.04.2020).

Women in the U.S. Congress. 2019. URL: https://www.cawp.rutgers.edu/women-us-congress-2019 (дата обращения: 15.02.2019).

Young Women Outraged over New Misogynistic Trump Birth Control Rule. 2017. URL: http://feminist.org/blog/index.php/2017/10/06/young-women-outraged-over-new-misogynistic-trump-birth-control-rule/ (дата обращения: 10.12.2017).

References

Barroso, A. (2020) 61 % of U.S. Women Say "Feminist" Describes them Well; Many See Feminism as Empowering, Polarizing, available from https://www.pewresearch.org/fact-tank2020/07/07/61-of-u-s-women-say-feminist-describes-them-well-many-see-feminism-as-empowering-polarizing/ (accessed 10.08. 2019).

Characteristics of Health Care Personnel with COVID-19 — United States, February 12— April 9, 2020 (2020), available from https://www.cdc.gov/mmwr/volumes/69/wr/ mm6915e6.htm (accessed 10.05.2020).

Domestic (Intimate Partner) Violence Fast Facts (2018), available from https://edition.cnn.com/ 2013/12/06/us/domestic-intimate-partner-violence-fast-facts/index.html (accessed 31.03.2019).

H.R.3355 — Violent Crime Control and Law Enforcement Act of 1994 (1994), available from https://www.congress.gov/bill/103rd-congress/house-bill/3355 (accessed 31.04.2020).

Horowitz, J. M. (2020) Activism on Gender Equality Differs Widely by Education among Democratic Women, available from https://www.pewresearch.org/fact-tank/2020/07/

09/activism-on-gender-equality-differs-widely-by-education-among-democratic-women/ (accessed 11.09. 2020).

Miliband, D., Sandberg, Sh. (2020) A Second Covid Crisis Is Coming, available from https://www.politico.com/news/magazine/2020/04/24/covid-crisis-women-205856?nname= women-rule&nid=00000169-5991-d01a-a169-5d9f0cc10001&nrid=0000015f-01eb-d618-a7ff-8fffc9fc0000&nlid=2485581 (accessed 26.04.2020).

Orlova, K. (2020) Rasizm v SShA: pochemu Amerika snova polykhaet [Racism in the USA: Why America is on fire again], available from https://echo.msk.ru/blog/ karina_orlova/2652031 -echo/ (accessed 04.10. 2020).

Phadke, Sh., Schmitt, A. (2020) Protecting and Promoting Women's Rights Is Key to Defeating the Coronavirus at Home and Abroad, available from https://www.americanprogress.org/issues/women/news/2020/05/29/485606/protecting-promoting-womens-rights-key-defeating-coronavirus-home-abroad/ (accessed 04.06.2020).

Poushter, J., Fetterolf, J. (2019) How People around the World View Gender Equality in their Countries, available from https://www.pewresearch.org/global/2019/04/22/how-people-around-the-world-view-gender-equality-in-their-countries/ (accessed 10.05.2019).

S.2754 — Violence against Women Act of 1990 (1990), available from https://www.congress.gov/bill/101st-congress/senate-bill/2754 (accessed 31.04.2020).

Tsebrikova, M. K. (1871) Amerikanki XVIIIveka [American women of the XVIII century], St. Petersburg: Tipografiia F. S. Sushchinskogo, available from https:www.bookvoed.ru/ files/3515/10/59/11/pdf (accessed 01.07.2020).

Women in the U.S. Congress, 2019 (2019), available from https://www.cawp.rutgers.edu/ women-us-congress-2019 (accessed 15.02.2019).

Young Women Outraged over New Misogynistic Trump Birth Control Rule (2017), available from http://feminist.org/blog/index.php/2017/10/06/young-women-outraged-over-new-misogynistic-trump-birth-control-rule/ (accessed 10.12.2017).

Статья поступила в редакцию 19.06.2021; одобрена после рецензирования 22.08.2021; принята к публикации 03.09.2021.

The article was submitted 29.11.2020; approved after reviewing 22.08.2021; accepted for publication 03.09.2021.

Информация об авторе /Information about the author

Шведова Надежда Александровна — доктор политических наук, профессор, главный научный сотрудник, руководитель Центра социально-политических исследований, Институт США и Канады РАН, г. Москва, Россия, n.shvedova2015@yandex.ru (Dr. Sc. (Political Sc.), Professor, Chief Researcher, Head of the Center for Social and Political Studies, Institute for U.S. and Canadian Studies of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.